СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ СОШ № 24 Директор ПДП «Планета Детства»
Е. С. Сеген______________ Е.С. Муратова_________________
01 июня 2016 год 01 июня 2016 год
Руководитель кружка
Родичева Е.В.______________
Мытищи 2016
Пояснительная записка.
Программа кружка «Умелые ручки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы по функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Образовательная программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала..
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки». При этом следует учитывать, что программа направлена на :
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;
-воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- информационной( умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной( умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизационной( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразовательной( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
К концу курса дети будут иметь представление:
- о разнообразии и красоте окружающего мира;
- о смысловом значении слов;
- о влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;
К концу курса ребята будут знать:
-название курса занятий – «Умелые ручки»;
- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;
- что в основе деятельности человека лежит творчество;
- о том, что добрые поступки делают человека лучше.
К концу курса кружковцы будут уметь:
- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;
- творить красоту.
В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Программа рассчитана на 18 - 20 обучающих занятий.
Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 7 -12 лет.
Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами - это манка, опилки, яичная скорлупа.
«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.
Содержание тем курса.
Работа с бумагой (2 часа)
Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление поделок в технике оригами (1 час) и объёмных форм (1 час).
Работа с природными материалами ( 2 часа)
Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из макаронных изделий .
Работа с солёным тестом (4 часа)
Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.
№ П/п | № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата занятий |
Работа с бумагой (2 часа) | | | | |
| 1 | Складывание из бумаги. Оригами «Бабочка» | 1 | 1.06 |
| 1 | Складывание из бумаги. Оригами «Бабочка» | 1 | 3.06 |
Работа с природными материалами (2 часов) | | | | |
3 | 1 | Работа с макаронными изделиями. Творческая работа. | 1 | 7.06 |
| 1 | Работа с макаронными изделиями . Творческая работа. | 1 | 10.06 |
Работа с солёным тестом (4 часа) | | | | |
| | | | |
6 | 1 | Как приготовить солёное тесто. Его особенности | 1 | 14.06 |
7 | 2 | Изготовление простейших фигур из солёного теста. | 1 | 17.06 |
8 | 3 | Оформление панно фигурами из солёного теста. | 1 | 21.06 |
| 4 | Оформление панно фигурами из солёного теста. | 1 | 24.06 |
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса.
1.Гусакова А. М.Рукоделие в начальных классах. М.:Просвещение.1985
2. Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, 2003.
3. Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.
4. Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.
5. Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.
9. Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.