№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Дата (по неделям) | Корректи- ровка даты | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1 | Введение | 1 | | | |
1.1 | Книга в жизни человека | 1 | | | знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии |
2 | Устное народное творчество | 10 | | | |
2.1 | Фольклор – коллективное устное народное творчество | 1 | | | уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; уметь охарактеризовать героев, оценивать поступки с морально-этической точки зрения |
2.2 | Малые жанры фольклора | 1 | | | владеть понятиями постоянный эпитет, зачин, концовка сказки, повторы и уметь находить их в тексте |
2.3 | Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка | 1 | | | совершенствовать восприятие и понимание, совершенствовать навыки пересказа и речи; уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа |
2.4 | «Царевна – лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич | 1 | | | осмысление содержания сказки, уметь видеть жанровые признаки, уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; развивать навыки художественного пересказа |
2.5 | «Царевна – лягушка». Поэтика волшебной сказки | 1 | | | развивать навыки пересказа, монологической речи |
2.6 | «Иван –крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания | 1 | | | проявлять интерес к сказкам других народов Коммуникативные: развивать навыки пересказа, анализа текста |
2.7 | «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов в сказке | 1 | | | использовать приобретенные знания для создания сочинения |
2.8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | 1 | | | создавать собственное монологическое высказывание на вопрос; развивать навыки пересказа |
2.9 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | | | уметь охарактеризовать стиль произведения |
2.10 | Р.р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» | 1 | | | развивать навыки пересказа, монологической речи |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | | | иметь понятие о родах и жанрах литературы |
3.1 | «Повесть временных лет» как литературный памятник | 1 | | | знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы; |
3.2 | «Повесть временных лет»:«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | | | Знать специфику жанра, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали |
4 | Из литературы XVIII века | 2 | | | |
4.1 | Вн. чт.М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. | 1 | | | |
4.2 | Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | | | |
5 | Из литературы XIX века | 41 | | | |
5.1 | Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе | 1 | | | знать понятия «басня», «композиция», «мораль» |
5.2 | И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом» | 1 | | | знать содержание произведений, теорию литературы |
5.3 | И.А. Крылов. «Волк на псарне» | 1 | | | знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности |
5.4 | Р\р И.А. Крылов. Басни. Литературная викторина | 1 | | | развивать речь и воображение |
5.5 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна» | 1 | | | уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” Пушкина со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского, знать систему образов сказки |
5.6 | В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе | 1 | | | совершенствовать навыки пересказа и речи; уметь строить рассказ о герое |
5.7 | А.С.Пушкин. «Няне» | 1 | | | владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
5.8 | «У лукоморья дуб зеленый…». Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 1 | | | владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу |
5.9 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:события и герои. |
1 | | | использовать приобретенные знания для создания письменного ответа, владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос |
5.10 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | 1 | | | понимать тематическую близость разностилевых произведений |
5.11 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 | | | развивать речь, владеть умением пересказывать текст |
5.12 | Р\р «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | 1 | | | Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
5.13 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1 | | | Умение работать с тестом |
5.14 | Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. | 1 | | | Умение работать с тестом |
5.15 | Вн. Чт. А.С. Пушкин. Сказки. | 1 | | | Умение составлять вопросы к сказкам |
5.16 | Антоний Погорельский. «Черная курица или подземные жители» как литературная сказка. | 1 | | | знать основные сведения о детстве писателя, воспитывать в себе уважение к прошлому России; |
5.17 | «Черная курица или подземные жители» как нравоучительное произведение. | 1 | | | Предметные: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев |
5.18 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | | | знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен |
5.19 | «Бородино»: проблематика и поэтика | 1 | | | воспитывать в себе уважение к прошлому, осознать, что война тяжёлое время для всех |
5.20 | Вн. Чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | 1 | | | знать особенности сюжета, фольклорные элементы произведения; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя |
5.21 | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | 1 | | | наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения |
5.22 | «Заколдованное место»: реальное и фантастическое в повести. | 1 | | | владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
5.23 | Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Герои повестей. | 1 | | | Умение участвовать в коллективном диалоге |
5.24 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | | | владеть навыком развернутого ответа на вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа |
5.25 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | 1 | | | уметь устно рассказать о детях, изображенных на иллюстрации учебника |
5.26 | «Крестьянские дети»: язык стихотворения. | 1 | | | умение строить речевое высказывание, искать информацию, структурировать знания |
5.27 | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. | 1 | | | используя материал статьи учебника, подготовить сообщение о детстве И.Тургенева, знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы |
5.28 | «Муму» как протест против рабства. | 1 | | | Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. |
5.29 | «Муму»:система образов. | 1 | | | определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести |
5.30 | Р\р И.С. Тургенев –мастер портрета и пейзажа. | 1 | | | уметь создавать собственное речевое высказывание |
5.31 | А.А. Фет. Лирика. | 1 | | | Предметные: знать понятие «олицетворение», понимать символику в стихотворении, знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения |
5.32 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»:русский офицер в плену у горцев. | | | | Знать биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа Кавказский пленник» |
5.33 | «Кавказский пленник»:Жилин и Костылин. | 1 | | | уметь оперировать при анализе произведения понятиями «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра. |
5.34 | Р\р «Кавказский пленник». Подготовка к письменной работе. | 1 | | | Коммуникативные: уметь определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра |
5.35 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | | | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка, уметь создавать сравнительную характеристику, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героев |
5.36 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | | | Знать автора и биографические сведения о нем, уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; |
5.37 | А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | | | развивать навыки пересказ |
5.38 | Р\р «Хирургия». Составление киносценария по рассказу. | 1 | | | владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении. |
5.39 | Вн.чт. Рассказы Чехова. | 1 | | | Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам; |
5.40 | Ф.И. Тютчев. Образ родины в пейзажной лирике поэта. | 1 | | | Обучение анализу поэтического произведения |
5.41 | Урок –концерт: А.Н. Майков, И.С. Никитин, И.З. Суриков, А.Н. Плещеев. | | | | уметь строить собственное речевое высказывание на поставленный вопрос, знать содержание произведений |
60. | Р\р Русские поэты 19века о родине, родной природе и о себе. | 1 | | | развивать в себе лучшие человеческие качества, уметь сопоставлять образы |
6 | Из литературы XX века | 29 | | | |
6.1. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» | 1 | | | знать содержание произведения; понимать смысл выражения «деятельное сострадание» |
6.2 | Вн.чт. И.А. Бунин. «Подснежник» | | | | Умение находить примеры изобразительно-выразительных средств |
6.3 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»: судья и его дети. | 1 | | | развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, владеть первичными сведениями о биографии писателя |
6.4 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция | 1 | | | Обучение навыкам сравнительного анализа героев |
6.5 | «В дурном обществе»: дурное общество» и «дурные дела» | 1 | | | умение строить высказывание |
6.6 | Р\р «В дурном обществе». Подготовка к письменной работе | 1 | | | Умение строить монологический письменный ответ |
6.7 | С.А. Есенин. Особенности поэтического языка Есенина. | 1 | | | развивать навыки анализа текста |
6.8 | П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | 1 | | | знать содержание сказов Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
6.9 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 1 | | | знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений |
6.10 | К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои рассказа и их поступки. | 1 | | | развивать навыки выразительного чтения , анализа текста |
6.11 | «Теплый хлеб»: язык сказки | 1 | | | Уметь анализировать языковую структуру произведения |
6.12 | Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. | 1 | | | развивать навыки выразительного чтения , анализа текста; пересказа |
6.13 | Вн.чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей. | 1 | | | воспринять и осмыслить особый мир героев |
6.14 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | 1 | | | оптимистическое восприятие окружающего мира, развивать навыки анализа текста; умения давать оценку поступкам героя |
6.15 | «Двенадцать месяцев»: пьеса –сказка и ее народная основа | 1 | | | уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа |
6.16 | Р\р «Двенадцать месяцев». Подготовка к письменной работе | 1 | | | Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, составления плана, характеристики героя |
6.17 | А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа. | 1 | | | знать содержание, отбирать необходимый материал для будущего сочинения |
6.18 | «Никита»: быль и фантастика. | 1 | | | строить связное речевое высказывание |
6.19 | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | 1 | | | Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать настроение, уметь определить их роль |
6.20 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя | 1 | | | определять проблему текста; знать понятие «прототип» |
6.21 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | | | Умение выстраивать письменный развернутый ответ |
6.22 | Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов | 1 | | | Умение выстраивать письменный развернутый ответ |
6.23 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | | | Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль |
8.24 | К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…» | 1 | | | Формировать чувство сострадания клюдям |
6.25 | И.А. Бунин. Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие мира природы. | 1 | | | уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества |
6.26 | Д. Кедрин, А. Прокофьев, Н. Рубцов. Образ родины в стихах о природе. | 1 | | | знать содержание произведений, теорию литературы |
6.27 | Саша Черный. «Кавказский пленник» | 1 | | | Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль |
6.28. | Саша Черный. «Игорь –Робинзон». | 1 | | | Предметные: знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений |
6.29 | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1 | | | Навыки анализа поэтического произведения |
7 | Из зарубежной литературы | 15 | | | |
7.1 | Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков. | 1 | | | Умение работать с художественными средствами |
7.2 | h Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | 1 | | | подготовить портретную характеристику героя |
7.3 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя | 1 | | | уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) |
7.4 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 | | | уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование), оценивать и анализировать поступки героев |
7.5 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | 1 | | | оценивать и анализировать поступки героев |
7.6 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота? | 1 | | | уметь объяснить смысл сказки; понимать и объяснять специфику жанра, уметь охарактеризовать образ героя |
7.7 | Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки. | 1 | | | Знать особенности языка сказок Андерсена |
7.8 | Р\р Х.-К. Андерсен. Сказки. Письменный ответ на проблемный вопрос. | 1 | | | Обучение письменному развернутому ответу на вопрос |
7.9 | Р\р Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный ответ на проблемный вопрос. | 1 | | | Обучение монологическому устному ответу на вопрос |
7.10 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | 1 | | | Характеристика литературного героя |
7.11 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев | 1 | | | Уметь сопоставлять героев, анализировать их поступки |
7.12 | Р\р М.Твен. «Приключения Тома Сойера»-любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменной работе. | 1 | | | Уметь отвечать на проблемные вопросы, используя в качестве аргументов текст художественного произведения |
7.13 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | | | Уметь составлять план статьи |
7.14 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя | 1 | | | Уметь участвовать в коллективном диалоге |
7.15-7.16 | Итоговая контрольная работа по литературе. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 2 | | | знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям |
8 | Резерв | 3 | | | |
| Итого | 105 | | | |