СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование. Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. Литература»

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Дата

(по неделям)

Корректи-

ровка даты

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1

Введение

1




1.1

Книга в жизни человека

1



знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

2

Устное народное творчество

10




2.1

Фольклор – коллективное устное народное творчество

1



уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; уметь охарактеризовать героев, оценивать поступки с морально-этической точки зрения

2.2

Малые жанры фольклора

1



владеть понятиями постоянный эпитет, зачин, концовка сказки, повторы и уметь находить их в тексте

2.3

Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка

1



совершенствовать восприятие и понимание, совершенствовать навыки пересказа и речи; уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа

2.4

«Царевна – лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич

1



осмысление содержания сказки, уметь видеть жанровые признаки, уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; развивать навыки художественного пересказа

2.5

«Царевна – лягушка». Поэтика волшебной сказки

1



развивать навыки пересказа, монологической речи

2.6

«Иван –крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания

1



проявлять интерес к сказкам других народов Коммуникативные: развивать навыки пересказа, анализа текста

2.7

«Иван –крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов в сказке

1



использовать приобретенные знания для создания сочинения

2.8

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1



создавать собственное монологическое высказывание на вопрос; развивать навыки пересказа

2.9

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1



уметь охарактеризовать стиль произведения

2.10

Р.р. Итоговый урок на тему «Русские народные сказки»

1



развивать навыки пересказа, монологической речи

3

Из древнерусской литературы

2



иметь понятие о родах и жанрах литературы

3.1

«Повесть временных лет» как литературный памятник

1



знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы;

3.2

«Повесть временных лет»:«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»


1



Знать специфику жанра, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали

4

Из литературы XVIII века

2




4.1

Вн. чт.М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

1




4.2

Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»


1




5

Из литературы XIX века

41




5.1

Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе

1



знать понятия «басня», «композиция», «мораль»

5.2

И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом»

1



знать содержание произведений, теорию литературы

5.3

И.А. Крылов. «Волк на псарне»

1



знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности

5.4

Р\р И.А. Крылов. Басни. Литературная викторина

1



развивать речь и воображение

5.5

В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1



уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” Пушкина со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского, знать систему образов сказки

5.6

В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

1



совершенствовать навыки пересказа и речи; уметь строить рассказ о герое

5.7

А.С.Пушкин. «Няне»

1



владеть начальными навыками литературоведческого анализа

5.8

«У лукоморья дуб зеленый…». Мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

1



владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу

5.9

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:события и герои.



1



использовать приобретенные знания для создания письменного ответа, владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

5.10

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

1



понимать тематическую близость разностилевых произведений

5.11

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:истоки сюжета, поэтика сказки.

1



развивать речь, владеть умением пересказывать текст

5.12

Р\р «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

1



Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

5.13

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

1



Умение работать с тестом

5.14

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

1



Умение работать с тестом

5.15

Вн. Чт. А.С. Пушкин. Сказки.

1



Умение составлять вопросы к сказкам

5.16

Антоний Погорельский. «Черная курица или подземные жители» как литературная сказка.

1



знать основные сведения о детстве писателя, воспитывать в себе уважение к прошлому России;

5.17

«Черная курица или подземные жители» как нравоучительное произведение.

1



Предметные: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев

5.18

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1



знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

5.19

«Бородино»: проблематика и поэтика

1



воспитывать в себе уважение к прошлому, осознать, что война тяжёлое время для всех

5.20

Вн. Чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

1



знать особенности сюжета, фольклорные элементы произведения; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя

5.21

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

1



наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения

5.22

«Заколдованное место»: реальное и фантастическое в повести.

1



владеть начальными навыками литературоведческого анализа

5.23

Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Герои повестей.

1



Умение участвовать в коллективном диалоге

5.24

Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1



владеть навыком развернутого ответа на вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

5.25

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

1



уметь устно рассказать о детях, изображенных на иллюстрации учебника

5.26

«Крестьянские дети»: язык стихотворения.

1



умение строить речевое высказывание, искать информацию, структурировать знания

5.27

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

1



используя материал статьи учебника, подготовить сообщение о детстве И.Тургенева, знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы

5.28

«Муму» как протест против рабства.

1



Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

5.29

«Муму»:система образов.

1



определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

5.30

Р\р И.С. Тургенев –мастер портрета и пейзажа.

1



уметь создавать собственное речевое высказывание

5.31

А.А. Фет. Лирика.

1



Предметные: знать понятие «олицетворение», понимать символику в стихотворении, знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения

5.32

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»:русский офицер в плену у горцев.




Знать биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа Кавказский пленник»

5.33

«Кавказский пленник»:Жилин и Костылин.

1



уметь оперировать при анализе произведения понятиями «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра.

5.34

Р\р «Кавказский пленник». Подготовка к письменной работе.

1



Коммуникативные: уметь определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра

5.35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1



Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка, уметь создавать сравнительную характеристику, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица
героев


5.36

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1



Знать автора и биографические сведения о нем, уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях;

5.37

А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1



развивать навыки пересказ

5.38

Р\р «Хирургия». Составление киносценария по рассказу.

1



владеть навыками анализа произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении.

5.39

Вн.чт. Рассказы Чехова.

1



Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам;

5.40

Ф.И. Тютчев. Образ родины в пейзажной лирике поэта.

1



Обучение анализу поэтического произведения

5.41

Урок –концерт: А.Н. Майков, И.С. Никитин, И.З. Суриков, А.Н. Плещеев.




уметь строить собственное речевое высказывание на поставленный вопрос, знать содержание произведений

60.

Р\р Русские поэты 19века о родине, родной природе и о себе.

1



развивать в себе лучшие человеческие качества, уметь сопоставлять образы

6

Из литературы XX века

29




6.1.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы»

1



знать содержание произведения; понимать смысл выражения «деятельное сострадание»

6.2

Вн.чт. И.А. Бунин. «Подснежник»




Умение находить примеры изобразительно-выразительных средств

6.3

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»: судья и его дети.

1



развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, владеть первичными сведениями о биографии писателя

6.4

«В дурном обществе»: семья Тыбурция

1



Обучение навыкам сравнительного анализа героев

6.5

«В дурном обществе»: дурное общество» и «дурные дела»

1



умение строить высказывание

6.6

Р\р «В дурном обществе». Подготовка к письменной работе

1



Умение строить монологический письменный ответ

6.7

С.А. Есенин. Особенности поэтического языка Есенина.

1



развивать навыки анализа текста

6.8

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

1



знать содержание сказов Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

6.9

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

1



знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений

6.10

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои рассказа и их поступки.

1



развивать навыки выразительного чтения , анализа текста

6.11

«Теплый хлеб»: язык сказки

1



Уметь анализировать языковую структуру произведения

6.12

Вн.чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы.

1



развивать навыки выразительного чтения , анализа текста; пересказа

6.13

Вн.чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей.

1



воспринять и осмыслить особый мир героев

6.14

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

1



оптимистическое восприятие окружающего мира, развивать навыки анализа текста; умения давать оценку поступкам героя

6.15

«Двенадцать месяцев»: пьеса –сказка и ее народная основа

1



уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа

6.16

Р\р «Двенадцать месяцев». Подготовка к письменной работе

1



Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, составления плана, характеристики героя

6.17

А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа.

1



знать содержание, отбирать необходимый материал для будущего сочинения

6.18

«Никита»: быль и фантастика.

1



строить связное речевое высказывание

6.19

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

1



Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать настроение, уметь определить их роль

6.20

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя

1



определять проблему текста; знать понятие «прототип»

6.21

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



Умение выстраивать письменный развернутый ответ

6.22

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1



Умение выстраивать письменный развернутый ответ

6.23

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1



Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

8.24

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»

1



Формировать чувство сострадания клюдям

6.25

И.А. Бунин. Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие мира природы.

1



уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества


6.26

Д. Кедрин, А. Прокофьев, Н. Рубцов. Образ родины в стихах о природе.

1



знать содержание произведений, теорию литературы

6.27

Саша Черный. «Кавказский пленник»

1



Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль

6.28.

Саша Черный. «Игорь –Робинзон».

1




Предметные: знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; уметь объяснять, приводя примеры из разных произведений

6.29

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

1



Навыки анализа поэтического произведения

7

Из зарубежной литературы

15




7.1

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

1



Умение работать с художественными средствами

7.2

h Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

1



подготовить портретную характеристику героя

7.3

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя

1



уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

7.4

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

1



уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование), оценивать и анализировать поступки героев

7.5

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1



оценивать и анализировать поступки героев

7.6

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота?

1



уметь объяснить смысл сказки; понимать и объяснять специфику жанра, уметь охарактеризовать образ героя

7.7

Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки.

1



Знать особенности языка сказок Андерсена

7.8


Р\р Х.-К. Андерсен. Сказки. Письменный ответ на проблемный вопрос.

1



Обучение письменному развернутому ответу на вопрос

7.9

Р\р Х.-К. Андерсен. Сказки. Устный ответ на проблемный вопрос.

1



Обучение монологическому устному ответу на вопрос

7.10

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1



Характеристика литературного героя

7.11

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев

1



Уметь сопоставлять героев, анализировать их поступки

7.12

Р\р М.Твен. «Приключения Тома Сойера»-любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменной работе.

1



Уметь отвечать на проблемные вопросы, используя в качестве аргументов текст художественного произведения

7.13

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1



Уметь составлять план статьи

7.14

Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя

1



Уметь участвовать в коллективном диалоге

7.15-7.16

Итоговая контрольная работа по литературе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2



знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

8

Резерв

3





Итого

105