№ | Дата | Кол-во часов | Содержание разделов и тем | Наглядность и оборудование | Сопутствующее повторение | Примечание |
план | факт |
| | | | Ориентирование в пространстве и во времени - 7 часов. | | | |
1 | | | 1 | Как человек познает окружающий мир. Для чего люди путешествуют. Что изучает наука археология. | Схемы для повторения. | Археология. Краеведческий музей, исторический музей. | |
2 | | | 1 | Как человек научился считать время. Что такое сутки. Как считают годы. | | Старинные способы счёта времени. | |
3 | | | 1 | Как считают месяцы. Какие часы изобрел человек. Устройства для счёта времени. Практическая работа. | Часы. Свеча, карандаш, линейка. | Виды часов. Единицы времени. | |
4 | | | 1 | Как считают время в истории. Что такое календарь. Как изображают течение времени. Проверочная работа. | Карточки для индивидуальной работы. | Историческое время. | |
5 | | | 1 | Как ориентироваться на местности . Какие различают ориентиры. Что такое горизонт. Как определяют стороны горизонта . | Компас. | Стороны горизонта. | |
6 | | | 1 | Путешествие с компасом. Что такое компас. Как пользоваться компасом. Экскурсия. | Компас. | | |
7 | | | 1 | Определение сторон горизонта на местности. Практическая работа. | Компас, карточки, швейные иглы, магнит. | Правила обращения с компасом. | |
| | | | Способы изображения предметов и местности - 5 часов. | | | |
8 | | | 1 | Как изображают предметы и местность. Чем различаются рисунок и план предмета. | | Отличие рисунка от плана. | |
9 | | | 1 | Что такое масштаб. | | Старинные меры длины. | |
10 | | | 1 | План местности . как составляют план местности. Как изображали местность в старину. Практическая работа. | Топографические и исторические карты. | | |
11 | | | 1 | Что изображают на картах. Чем карта отличается от плана. Что можно узнать по географической карте. Что и как изображают на исторической карте. Практическая работа. | Географическая и историческая карты. | Условные знаки. | |
12 | | | 1 | Условные знаки карт. Проверочная работа. | Таблица условных обозначений. | | |
| | | | Как изображают Землю - 7 часов. | | | |
13 | | | 1 | Как изображают Землю. Как древние представляли Землю. | Глобус. | Глобус. Понятие звезда, планета. | |
14 | | | 1 | Как устроен глобус. Практическая работа «Сравнение размеров материков» | Глобус, карта полушарий. | | |
15 | | | 1 | Карта полушарий. Материки и океаны Земли на карте и глобусе. Практическая работа. | Карта полушарий. | | |
16 | | | 1 | Ориентирование в пространстве и во времени. Контрольная работа. | | | |
17 | | | 1 | Земля – планета Солнечной системы. Что изучает наука астрономия. | Диск «Уроки Кирилла и мефодия». | Планеты солнечной системы. | |
18 | | | 1 | Когда люди впервые увидели Землю из космоса. Освоение человеком космического пространства. | | Планеты солнечной системы. | |
19 | | | 1 | Солнце и звёзды. Влияние Солнца на Землю. Экскурсия в парк. | Презентация «Звёздное небо». | Звезда, созвездие, комета. | |
| | | | Россия на географической карте - 8 часов. | | | |
20 | | | 1 | Россия на географической карте. Что может рассказать физическая карта о природе России. Какой была первая карта России. | Физическая карта России. | | |
21 | | | 1 | Чем богаты недра России. Какими бывают горные породы. Практическая работа. | Презентация «Горы на территории России». | Равнина, гора, водоём. | |
22 | | | 1 | Чем различаются минералы. Как образуются пещеры. | Горные породы | Иметь представление о горных породах. | |
23 | | | 1 | Кладовые Земли. Что называют полезными ископаемыми. Как находят полезные ископаемые. Как добывают полезные ископаемые. Практическая работа. | Коллекция полезных ископаемых. | | |
24 | | | 1 | Что люди научились делать из горных пород. Какие полезные ископаемые применяют в строительстве. | Условные знаки полезных ископаемых. | Полезные ископаемые родного края. | |
25 | | | 1 | Строительные материалы. Металлические руды. Экскурсия на кирпичный завод. | | Полезные ископаемые родного края. | |
26 | | | 1 | Где и как используют горючие ископаемые. Безграничны ли запасы полезных ископаемых. Практическая работа. | Карта полезных ископаемых. | Свойства горючих полезных ископаемых. | |
27 | | | 1 | Чем богата природа России. Контрольная работа. | Карточки для индивидуальной работы. | | |
| | | | Природные зоны и природные сообщества – 13 часов. | | | |
28 | | | 1 | Природная зона. Суровая Арктика . | фотографии | | |
29 | | | 1 | Ранимая тундра. | фотографии | | |
30-31 | | | 2 | Россия – страна лесов. Практическая работа. | Физическая карта России. Карта природных зон России. | Ярусы леса. Значение леса в природе. | |
32 | | | 1 | Степные просторы. | | | |
33 | | | 1 | Жаркие пустыни. | Презентация «Пустыни». | | |
34 | | | 1 | Обобщающий урок по теме «Природные зоны». Контрольная работа. | Иллюстрация. | | |
35 | | | 1 | Путешествие в горы. Чем замечательна природа гор. Чем занимаются люди в горах. | | | |
36 | | 1 | Природное сообщество. Жизнь в море. | | Растения и животные моря. | |
37 | | 1 | Жизнь озера. Кто обитает в озёрах. Что дают озёра человеку. Что губит озёра и как их лечат. Чем жизнь в реках отличается от жизни в озёрах. Экологические проблемы. | карточки | Охрана водоёмов. | |
38 | | 1 | Богатство болот. Что растёт и кто живёт на болоте. Чем важны болота. | карточки | | |
39 | | 1 | Как живет луг. Чем замечательны луга. Как человек использует луга. Как сохранять луг. Экскурсия к водоёму (река Чамлык). | | Значение луга для человека. | |
40 | | 1 | Обобщающий урок по теме «Путешествие по природным сообществам». Контрольная работа. | | | |
| | | Путешествие в прошлое России – 21 час. | | | |
41 | | 1 | Экскурсия в музей ст. Темиргоевской. | | | |
42 | | 1 | Откуда пошла Русь . Какие племена жили на нашей земле. Как защищались наши предки. Практическая работа. | Историческая карта. | Понятия «Род», «племя», « вождь», «старейшина». | |
43 | | 1 | Древняя Русь. Когда и как возникла Киевская Русь. Почему Древнюю Русь назвали «Гардарики». Практическая работа «Семейные реликвии». | Презентация «Киевская Русь». | | |
44 | | 1 | Как росла и как распалась Киевская Русь. Когда и для чего крестили Русь. Как менялась Древняя Русь. | | Христианская вера. | |
45 | | 1 | Как была покорена Русь. Как распалась Киевская Русь. Монголо-татарское иго. Кто пытался захватить Русь с запада. Практическая работа. | Портрет Александра Невского. | Монголо- татарское иго; рыцари- крестоносцы. | |
46 | | 1 | Как объединяли и освобождали Русь . Как Русь объединили вокруг Москвы. Когда Русь освободилась от ига. | Историческая карта. | Иван Грозный. | |
47 | | 1 | Россия во времена Московского государства. Икак изменились границы государства в 16 веке. Смутное время на Руси. Каким стало Московское государство к концу 17 века. Практическая работа. | Портрет Ивана Грозного | | |
48 | | 1 | Каким стало Московское государство к концу 17 века. | | | |
49 | | 1 | Как Московская Русь стала Российской империей. Каким был первый император России. | Портрет Петра Великого. | Представление о Петре I. | |
50 | | | Когда Россия стала империей. Что изменилось в России за время правления Петра 1. | Диск «Санкт – Петербург». | | |
51 | | 1 | Как росла и развивалась Российская империя. Продолжение преобразований России после Петра 1. Что дало России правление императрицы Екатерины 2. | Портрет Екатерины II. | Екатерина II. | |
52 | | 1 | Российская империя в XIX веке. Как Россия отразила нашествие Наполеона. Что изменилось в России к концу XIX века | Презентация «Герои Отечественной войны 1812г.». | Бородинское сражение. | |
53 | | 1 | Обобщающий урок. Контрольная работа. | Карточки для индивидуальной работы. | | |
54 | | 1 | Как на месте Российской империи образовался Советский Союз. Почему в начале 20 века в России произошла революция. Почему в России началась гражданская война. | | | |
55 | | 1 | Образование СССР. Какие преобразования произошли в Советском Союзе. Что изменилось в хозяйстве страны. Как жилось людям в СССР. | | Пионерская, комсомольская организации. | |
56 | | 1 | Годы священной войны. Как началась Великая Отечественная война Как была освобождена наша Родина . как весь народ помогал одержать победу. | Диск «Уроки Кирилла и Мефодия». | Даты начала и конца войны. | |
57 | | 1 | Ролевая игра | | | |
58 | | 1 | Трудные послевоенные годы в Советском Союзе. Как восстанавливали хозяйство страны. Как возникла угроза атомной войны. Каких успехов добился Советский Союз. | | Покорение космоса. | |
59 | | 1 | Как образовалась Россия, в которой мы живем. Почему в Советском Союзе началась перестройка. Как распался СССР. Как организовано управление современной Россией. | Портреты: Ельцина Б.Н., Путина В.В. | Перестройка. | |
60 | | 1 | Кем и чем гордится Россия . Контрольная работа. | Презентация «Знаменитые люди России». | | |
61 | | 1 | История родного края. Народы, населяющие родной край. | Фотографии. | | |
| | | Материки и океаны Земли- 7 часов. | | | |
62 | | 1 | Как люди открывали Землю. Кто из россиян исследовал Азию. Материк Евразия. Практическая работа. | Глобус, карта. | Российские путешественники. | |
63 | | 1 | Африка, её природа. Исследователи Африки. | Глобус, карта. Диск «BBC живая природа». | | |
64 | | 1 | Америка. Первооткрыватели Америки. Практическая работа | Глобус, карта. | Кругосветные путешествия. | |
65 | | 1 | Австралия. Уникальные растения и животные. | Глобус, карта. Презентация «Австралия». | | |
66 | | 1 | Антарктида. Открытие Антарктиды. Суровая природа материка. | Глобус, карта. | | |
67 | | 1 | Кругосветные путешествия. Контрольная работа. | Карточки для индивидуальной работы. | | |
68 | | 1 | Мы – жители планеты Земля. Бережное отношение к природе. | | Охрана природы родного края. | |