СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс. ФГОС.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В календарно-тематическом планировании по литературе запланированы типы урока, технологии, виды деятельности. Указаны планируемые результаты обучения.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс. ФГОС.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДУВАНСКОГО РАЙОНА



Рассмотрена на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1от 26августа 2015

Руководитель ШМО

_____________Р.К. Мансурова

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по НМР

_________Р.Б.Баишева

«27» августа 2015 года

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

ГБОУ РЛИ

Дуванского района

от «27» августа 2015 года

№ _____










Рабочая программа

по литературе

для 5 класса







Составила: Галлямова Ю.Д.,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории













Месягутово

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

- Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273;

- Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее-ФГОС ООО),утв. Приказом Минобразования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;

- Примерной программе основного общего образования по литературе, утвержденной Министерством образования и науки РФ; (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа.Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 г.);

- Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 08.06.2015г.№576, 31.03.2014г.№253);

- авторской программе по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, Москва «Просвещение»,2011г., с.11-19;

- основной образовательной программе ООО ГБОУ РЛИ Дуванского района на 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС ООО;

- учебному плану ООО ГБОУ РЛИ Дуванского района в соответствии с ФГОС ООО.

Рабочая программа адресована воспитанникам 5 класса лицея-интерната. Данный класс является лицейским, в нем обучаются воспитанники с высокой мотивацией, хорошими знаниями по предмету. Большинство самостоятельно могут выполнить мыслительные операции: сравнивать, находя сходства и различия, выделять главное, обобщать, анализировать. С учетом этого в содержание уроков включен материал повышенного уровня сложности, предлагаются задания дифференцированного характера. Обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение воспитанниками вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС ООО;

  • обеспечение преемственности начального общего основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми воспитанниками;

  • установление требований: к воспитанию и социализации воспитанников как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение воспитанников в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация воспитанников при поддержке педагогов, психолога, социального педагога;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников, обеспечение их безопасности.

Обоснованием выбора программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы. Главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, а от нее к русской литературе XVIII , XIX и XX веков. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования продолжается работа по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития воспитанников, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития воспитанников;

  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности воспитанника, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития воспитанников;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого воспитанника, в том числе одаренных детей.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС ООО входит в предметную область «Филология». Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Воспитанник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем исторических теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям воспитанника.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения воспитанниками. Именно изучение литературы в 5 классе способствует формированию навыков выразительного чтения. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.

Широкое использование современных технологий обучения, таких как здоровьесберегающая технология, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), технология проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, технология уровневой дифференциации и развивающего обучения, игровые технологии позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.

Курс литературы опирается на основные методы и приемы:

1. Метод творческого восприятия (метод творческого чтения).

2. Анализирующе - интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский).

3.Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы). Основная форма организации учебного процесса – урок. Возможна модификация традиционного урока: диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее – Р.Р.), на уроки внеклассного чтения (далее - Вн. чт.), проектную деятельность воспитанников.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, учебным курсом «Искусство» без чего невозможно системное освоение основ наук. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у воспитанников представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения.

Описание места учебного предмета «Литература» в базисном учебном плане

Рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение литературе 3 часа в неделю из расчета 35 рабочих недель. Количество часов по базисному федеральному учебному плану -105 часов, по учебному плану ООО ГБОУ РЛИ Дуванского района в соответствии ФГОС ООО на 2015-2016 учебный год-105ч. Срок реализации программы-2015-2016 учебный год.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

изучения учебного предмета «Литература»

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются:

        • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности воспитанников к саморазвитию и самообразованию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература»:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты изучения предмета «Литература» состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

    • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

    • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

    • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

    • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

    • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Распределение учебных часов по разделам программы

Название раздела

Количество часов

Контрольная работа

Внеклассное чтение

Развитие речи

Проект

1

Введение

1





2

Устное народное творчество

10

2


2


3

Древнерусская литература

2





4

Русская литература 18 в.

2





5

Русская литература 19 в.

42

4

6

5

1

6

Русская литература 20 в.

31

1

2

2

3

7

Зарубежная литература

14

1

1


2

8

Повторение

3

1





Итого

105

9

9

9

6

Содержание учебного предмета

В программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература 18 в.
4. Русская литература 19 в.
5. Русская литература 20 в.
6.  Зарубежная литература.

7. Обзоры.
8. Сведения по теории и истории литературы.
Введение (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (10ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Древнерусская литература (2ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Литература18 века (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Литература 19 века (42 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор).

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин.«Attalta Princeps».(Для внеклассного чтения). Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

«Ашик-Кериб» как литературная сказка. (Для внеклассного чтения). Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Вечера на хуторе близ Диканьки». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«На Волге». (Для внеклассного чтения) Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты 19 века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и воспитанника).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Литература 20 века (31ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

«Мещорская сторона» (отрывки «Обыкновенная земля», «Бескорыстие»). (Для внеклассного чтения).

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.А.Бунин «Помню—долгий зимний вечер...»; А.А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Б.Кедрин «Аленушка»; Н.М.Рубцов. «Родная деревня; Дон-Аминадо «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Зарубежная литература (14 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Повторение (4ч.)

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список литературы для самостоятельного чтения

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Из древнерусской литературы

А. Никитин. Из «Хождений за три моря».

Из русской литературы 18 века

А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица.

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»

Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор)

И.А. Крылов (3 - 4 басни на выбор)

К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

Из русской литературы 19 века

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А.А. Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы 20 века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...», «Высоко полный месяц стоит...», «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор)

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Основные теоретико-литературные понятия

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Фольклор. Жанры фольклора.

- Литературные роды и жанры.

- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.





Тематическое планирование


Раздел,количество часов

Тема

Виды деятельности воспитанников

Введение (1ч.)

1


Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.


Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

Устное народное творчество (10ч.)

2



Русский фольклор. Малые жанры фольклора.


Актуализация сведений о фольклоре, полученных в начальной школе, чтение и обсуждение фольклорных произведений, выявление роли фольклора в жизни наших предков.

3


Детский фольклор.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Устное народное творчество», устные и письменные ответы на вопросы, выразительное чтение малых фольклорных жанров.

4


РР Обучение сочинению загадок, частушек, колыбельной песни. Тест.

Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.


5


Сказка как вид народной прозы. «Царевна- лягушка»- встреча с волшебной сказкой.

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов.

6


«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-Царевича.


Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

7


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического характера.

Пересказ, чтение, ответы на вопросы.

8


Образ главного героя сказки. Его моральные качества.

Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их презентации и защите.

9


«Журавль и цапля». Народное представление о справедливости в сказках о животных.

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках».

10


«Солдатская шинель» — народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Тест.

Различение видов сказок, прослушивание звукозаписи, выразительное чтение по ролям.

11


РР «Что за прелесть эти сказки!» Сочиняем сказку сами.

Самостоятельная работа, сочинение собственной сказки.

Древнерусская литература (2ч.)

12


Возникновение древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие, ответы на вопросы.

13


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».


Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

Литература 18 века (2ч.)

14


М.В.Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.


Выразительное чтение статей учебника «Михаил Ва­сильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения». Устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пере­сказ фрагментов публицистического и научно-попу­лярного текстов Составление плана рассказа о М. В. Ломоносове.

15


М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.


Выразительное чтение стихотворения, определение их значений с помощью словарей и справочной литера­туры. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы». Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Литература 19 века (42 ч.)

16


Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев).

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки.

17


И..А.Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне».


Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

18


Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

Чтение басни и ее полноценное восприятие, ответы на вопросы, чтение по ролям.

19


РР. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». Литературная викторина.

Представление инсценировок по басням Крылова и рецензирование выступлений, участие в конкурсе.

20


В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна. Черты литературной и народной сказки.


Выразительное чтение статьи учебника из практикума «Читаем, думаем, спорим» Составле­ние плана статьи. Выразительное чтение сказки Устное рецензирование вырази­тельного чтения одноклассников.

21


В.А. Жуковский «Кубок». Герои баллады.


Чтение баллады, полноценное ее восприятие, ответы на вопросы; чтение по ролям, выразительное чтение.

22


А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских и лицейских годах жизни.


Чтение и полноценное восприятие художественного текста, выразительное чтение, устное словесное рисование. Чтение и обсуждение сведений учеб­ника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина.

23


А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с ис­пользованием цитирования). Устное иллюстрирование пролога. Создание иллюстраций к прологу и подготовка к их защите.

24


А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.



Чтение эпизодов, восприятие художественного текста, осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

25


«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов.

26






«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: поэтика сказки. Сходство и различия литературной и народной сказок.

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть), пересказ её фрагментов. Составление устных характеристик героев.

27


Вн.чт. А.С. Пушкин. Художественный мир пушкинских сказок.

Нравственная оценка героев сказки.

28


Обобщающий урок по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Тест.

Ответы на вопросы теста, ответы на проблемные вопросы нравственно-этического плана.

29


Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение, Краткий пересказ, выразительное чтение

30


"Чёрная курица, или Подземные жители".

Мир детства в изображении писателя.

Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Подготовка к защите учебного проекта по сказке в иллюстрациях.

31



Вн.чт.В.М.Гаршин.

«AttaleaPrinceps».



Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексиче­ская работа по заданиям из раздела «Обогащаем свою речь», обсуждение эпизодов сказки.

32


М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости.

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, устное словесное рисование.

33


Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино». Тест.

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), выразительное чтение, комментирование художественного произведения, решение теста.

34


Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.


Чтение и обсуждение истории создания сказки «Ашик-Кериб» (см. практикум «Читаем, думаем, спо­рим…»). Различные виды пересказов.

35


Н.В.Гоголь. Сюжет повести «Заколдованное место».


Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие, ответы на вопросы, составление плана повести, составление таблицы «Язык повести».

36


«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

37


Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Характеристика главных положительных героев каждой повести (по группам).

38


Н. А. Некрасов.

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях….».

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.

39


Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».


Осмысление характеров героев, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям, комментирование художественного текста.

40


Вн. чт.Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Выразительное чтение стихотворения по ролям, комментирование лексики, определение её стилистической окраски. Устные ответы на вопросы.

41



Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова.

Ответы на вопросы тестовых заданий.

42


И.С. Тургенев. «Муму» как рассказ о крепостном праве.



Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста, осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы, комментирование художественного текста.

43


Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.


Ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

44




Нравственный облик Герасима.

Ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, сопоставление главного героя с другими персонажами.

45


Осуждение крепостничества в рассказе «Муму».

Ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы.

46


РР Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Тест.


Комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, решение теста, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тия «портрет», «пейзаж».

47


РР Классное сочинение по рассказу «Муму».



Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

Каковы друзья и враги Герасима?

В чём вина и в чём беда барыни?

48


А.А. Фет. «Весенний дождь», «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…».

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа с ассоциациями.

49


Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие, краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы.

50


Жилин и Костылин.


Выборочный пересказ, устное словесное рисование, характеристика героя, устные сообщения, комментирование художественного произведения.

51


РР Краткость и выразительность языка рассказа.

Выразительное чтение, анализ.

52


РР Л.Н.Толстой. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».


Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами.

53


А.П.Чехов «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, чтение по ролям.

54


Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

Обсуждение рассказов (по группам). Устные ответы на вопросы.

55


Лирика Ф.И.Тютчева А.Н.Плещеева, И.С. Никитина.


Чтение стихотворений и полноценное их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение, устное рисование,

56


Лирика И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Выразительное чтение, устное рисование, восстановление деформированного текста, анализ стихотворения.


57



РР Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм.

Выразительное чтение, анализ стихотворения.

Русская литература 20 века (31ч.)

58


И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, комментированное чтение, анализ текста.

59


Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России.



Выразительное чтение рассказа, поиск незнакомых слов и историко-культурных реалий и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге.

60


В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец.



Чтение статьи о писателе, осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; выборочный пересказ; устное словесное рисование; комментирование художественного текста.

61


«В дурном обществе». Общение Васи с Валеком и Марусей.


Беседа по вопросам, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев.

62


В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Изображение города и его обитателей в повести.

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; анализ образов героев, работа с иллюстрациями.

63


РР. Устное сочинение « Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»


Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание.

64


С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение.

65


П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом.

66


«Медной горы Хозяйка»: сказка как жанр литературы.


Знакомство с жанром сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций сказки.

67


К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Чтение статьи о писателе, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки.

68


Тёплый хлеб»: язык сказки.


Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа.

69


«Заячьи лапы».Природа и человек в рассказе К.Г. Паустовского.

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста.

70


Вн.чт К.Г.Паустовский «Мещорская сторона» (отрывки «Обыкновенная земля», «Бескорыстие»).

Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка, творческая работа.

71


С.Я.Маршак. Пьеса–сказка «Двенадцать месяцев».

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки).

72


Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».



Осмысление сюжета сказки, инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками.

73


Художественные особенности пьесы–сказки «Двенадцать месяцев».

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

74


«Добро и зло в сказке - пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Выборочное чтение отдельных сцен, ответы на вопросы, выразительное чтение.

75


А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа.



Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом».

76


«Никита»: быль и фантастика.


Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями рассказа.

77




В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.


Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

78


Человек и природа в рассказе.


Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения.

79


В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

Выразительное чтение рассказа, худо­жественный пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

80


РР. Классное контрольное сочинение. «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением.

81


Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А.А. Блок, С.А.Есенин и др.).



Выразительное чтение ранее изученных стихотворе­ний Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.Н. Плешеева о родине и родной природе (в том числе наизусть). Устное рецензиро­вание выразительного чтения, со­общение о жизни поэтов слушание, актёрского чтения стихотворений Бунина.

82


Д.Б .Кедрин «Алёнушка», А.А. Прокофьев «Алёнушка», Н. М.Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе.

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование.

83


К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

84



А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война.

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

85



Саша Чёрный. «Кавказский пленник».



Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям.

86






Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе.

Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и спра­вочной литературы. Участие в коллективном диалоге.

87



Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

Выразительное чтение рассказа, пересказ и озаглавливание его фрагментов (по группам).

Чте­ние рассказов Тэффи «Валя» и «Дедушка Леонтий» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим ... »). Соз­дание иллюстраций к рассказам. Поиск в Интернете звукозаписей песен Ю.Ч. Кима «Фантастика-роман­тика», «Рыба-кит», «Отважный капитан».

88


Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века».

Ответы на вопросы тестовых заданий.

Зарубежная литература (13ч.)

89


Р.Л.Стивенсон Вересковый мед».

Выразительное чтение статьи учебника о Стивенсоне и составление её плана. Выразительное чтение баллады, определение её стихотворного размера. Составление плана письменной характеристики героев баллады.

90


Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.

91



Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.



Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?»

92



Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.



Устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге, поиск примеров, иллюстрирующих понятие робинзонада», устные рассказы о героях других «робинзонад», составление плана сравнительной характеристики.

93


Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.



Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров.

94



«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.



Выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов; установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями.

95


Вн. чт. Сказки Андерсена.



Презентация сказок Андерсена: выразительное чтение сказок (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование их фрагментов, устные ответы на проблемные вопросы.

96




Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

97



М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.



Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); установление ассоциативных связей с произведением живописи.

98




М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

Чтение по ролям или прослушивание в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию) диалога Тома и Гека (гл. 6).

99



Литературная игра по произведению М.Твена «Приключения Тома Сойера».

Индивидуальная и парная работа с тестовым материалом.

100


Джек Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.


Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя) комментирование художественного текста.

101


Джек Лондон «Сказание о Кише».

Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ ключевых фрагментов (по группам).

Повторение (4ч.)

102


Итоговая контрольная работа по курсу литературы за 5 класс.


Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 5 классе, решение тестовых заданий.

103




Обобщение изученного материала за курс 5 класс.

Фиксирование собственных затруднений в деятельности (индивидуальная и парная работа с тестовым материалом).

104


Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Проект. Литературный праздник "Путешествие по стране Литературии 5 класса».

105


Итоги учебного года. Рекомендации к летнему чтению.

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям


Описание учебно-методического, материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература для учителя

1.Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,2009 г.

3.Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.

4.Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература для учителя

1.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

2.ТрунцеваТ.Н.Проектирование технологических карт уроков русского языка и литературы.5-9 классы. - М.:Вако,2015.-176с.

3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.

4.Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2010. – 80 с.

Основная литература для воспитанников

1.Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.

2.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература для воспитанников

1. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

2. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Средства обучения

1.Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

2.Раздаточный материал по темам курса

3Репродукции картин художников

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

  1. Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

  1. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

  1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

  1. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы

Л.О. Красовской

http://skolakras.narod.ru

  1. Древнерусская литература

http://pisatel.org/old/

  1. Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

Технические средства обучения

    1. Ноутбук

    2. Интерактивная доска