СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по литературе 10 класс 10 2 ч

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по литературе 10 класс 10 2 ч

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по литературе 10 класс 10 2 ч»


Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе в 10 классе.

Рабочая программа по литературе в 10 классе разработана на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ст. 48 п.1);

  2. Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Федерального компонента  государственного стандарта общего образования  по литературе, утвержденного приказом Минобразования России "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5 марта 2004 г. № 1089;

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ст.10)

  6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».

  7. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 131 г. Уссурийска Уссурийского городского округа (принят на педагогическом совете протокол № 11 от 22 мая 2015 года и утвержден приказом директора № … от 22 мая 2015 года).

  8. Программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2009 г.)

Рабочая программа способствует достижению следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Содержание курса 10 -11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

  • II. Содержание курса

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «тературы XIX в. (свобода, духовно- нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедли- востью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роп- тал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изу- чения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в твор- честве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особен- ности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

«Предсказание». Тема бессмертия великого поэта России. Взволнованность повествования. Связь через века. «Автобус к Провалу идет прямиком». Пушкин и Пятигорск, Пушкин и нынешнее поколение

М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В пол- дневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихо- творений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобра- зие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ соци- альная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественых образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирова- ние национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов»

«темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религи- озное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жан- ровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мо- тивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поеди- нок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (при- рода, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психо- логизм лирики Фета.

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Си- стема образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов миро- вой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов ро- мана. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсано- вы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литера- туры.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Тол- стого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус- кай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие ре- шения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого рус- ского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл назва- ния поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

К. Хетагуров. (1ч)

Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образно- сти в русскоязычных произведениях поэта.

Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Со- бирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Исто- рии». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. При- емы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения».

Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального ха- рактера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и ми- ровое значение творчества писателя.

А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рас- сказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неиз- менности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм по- вествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как пред- ставители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Ду- няша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобра- зие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Зарубежная литература

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного про- цесса. Символизм.

Ги де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Оноре де Бальзак «Гобсек»



111. Тематический план

Название раздела

Кол-во часов (102 в год)

Из них количество контрольных работ

Общая характеристика литературы 19 века.

1


Н.М.Карамзин.

2


В.А.Жуковский.

2


И.А.Крылов.

1


А.С.Грибоедов.

5

1 сочинение

А.С.Пушкин

4

1 сочинение

М.Ю.Лермонтов

3


Н.В.Гоголь.

2


Обзор русской литературы второй половины 19 века.

1


А.Н.Островский.

6

1 сочинение

Ф.И.Тютчева

2


А.А.Фет.

4

1 сочинение

И.А.Гончаров.

5

1 сочинение

И.А.Тургенев.

8

1 сочинение

Н.Г.Чернышевский.

4


А.К.Толстой.

2


Н.С.Лесков.

3


М.Е.Салтыков-Щедрин.

3


Н.А.Некрасов.

7

1 сочинение

Ф.М.Достоевский.

9

1 сочинение

Л.Н.Толстой.

14

1 сочинение

А.П.Чехов.

7

1 сочинение

Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм в зарубежной литературе.

1


Г. Де Мопассан.

1


Г.Ибсен.

1


А.Рембо.

1



















1V. Календарно-тематическое планирование

Кол-во

часов

Тема

Дата проведения

Приложение. Домашнее задание

1

1

Общая характеристика литературы 19 века.


Подготовить рассказ о характерных особенностях русской литературы; (индивидуальное) – подготовить сообщение на тему: «Жизнь и творчество Н.М.Карамзина».

2

2

Н.М.Карамзин. Очерк жизни и творчества.


Подготовить рассказ об особенностях сентиментализма; рассказать о языковой реформе Карамзина, о сути полемики с А.С.Шишковым. Читать повесть «Бедная Лиза»; (индивидуальное) – обзорное сообщение об «Истории государства Российского» Карамзина.

3


«История Государства Российского» Н.М.Карамзина. Художественное своеобразие повести «Бедная Лиза».


Подготовить рассказ о роли Карамзина в развитии русской культуры; (индивидуальное) – сообщение на тему: «Жизненный и творческий путь В.А.Жуковского».

4

2

Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.


Ответить на вопрос: Чем отличается сентиментализм от романтизма? Читать балладу Светлана, найти элементы романтизма.

5


Романтический мир В.А.Жуковского. Баллада «Светлана».


Анализ стихотворения «Вечер», познакомиться с очерком жизни и творчества И.А.Крылова.

6

1

Художественный мир И.А.Крылова. Поэтика крыловской басни.


Анализ басни по выбору.

7

5

А.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества.


Прочитать комедию «Горе от ума».

8


Комедия Грибоедова «Горе от ума». Особенности конфликта и композиции.


Характеристика фамусовского общества, наизусть монолог Фамусова (д.2, явление 5).

9


Комедия «Горе от ума». Мир фамусовской Москвы.


Характеристика Чацкого.

10


Комедия «Горе от ума». Драма Чацкого.


Подобрать цитаты из комедии, характеризующие афористичность языка.

11


Поэтика комедии «Горе от ума». Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».


Сочинение по комедии «Горе от ума».

12

4

А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества.


Наизусть стихотворение по выбору.

13


Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.


Сравнительный анализ стихотворения Пушкина «К морю» и стихотворения Жуковского «Море».





Прочитать поэму «Медный всадник».

14


Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.


Характеристика образа Петра. Прочитать поэму «Медный всадник».

15


Своеобразие жанра и композиции поэмы «Медный всадник».


Развитие реализма в творчестве Пушкина. Сочинение по творчеству Пушкина.

16

3

М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества.


Наизусть стихотворение по выбору.

17


Художественный мир лирики М.Ю.Лермонтова.


Анализ стихотворения по выбору; (индивидуальное) – сообщение на тему: «Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени».

18


Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции. Реалистическое и романтическое начало в романе.


Цитатная характеристика главного героя романа; (индивидуальное) – мини сообщения по роману на темы: 1) Бэла – естественный тип любви. 2) Вера – настоящая любовь. 3) Печорин и Грушницкий. 4) Дружба интеллектуальная – Печорин и Вернер.

19

2

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.


Читать поэму «Мертвые души»; (индивидуальное) сообщение об истории создания поэмы «Мертвые души».

20


«Петербургские повести». Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности.


Сообщение на тему: «Своеобразие творческой манеры Гоголя».

21

1

Обзор русской литературы второй половины 19 века.


Сообщения на тему: «Традиции и новаторство в русской поэзии». Журналистика и литературная критика второй половины 19 века (конспект).

22

8

А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. «Колумб Замоскворечья» (театр Островского).


Перечитать пьесу «Гроза», ответить на вопросы: 1) Почему пьеса называется «Гроза». 2)Каковы особенности композиции пьесы. 3) Роль портрета и пейзажа в пьесе.

23


Драма Островского «Гроза». История создания. Жанрово-художественное своеобразие.


Найти в тексте ключевые фразы, характеризующие Кабаниху, Тихона, Варвару, Дикого, Бориса, Кудряша;

Наизусть монолог Кулигина (д.1, явление 3).

24


Драма Островского «Гроза». Обитатели города Калинова.


Составить цитатную характеристику Катерины.

25


Драма «Гроза». Трагедия Катерины.


Перечитать конец драмы «Гроза» (д.4 и 5); познакомиться с критическими статьями Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, посвященными пьесе.

26


Кульминация и развязка пьесы «Гроза». Оценка пьесы русской критикой.


Прочитать драму «Бесприданница». Подготовить рассказ о быте и нравах русской провинции, описанных в драме «Бесприданница».

27


Драма Островского «Бесприданница». Нравы «хозяев жизни» новой формации.


Цитатная характеристика Ларисы Огудаловой. Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

28

2

Очерк жизни и творчества Ф.И.Тютчева.


Наизусть стихотворения по выбору.

29


Основные темы поэзии Ф.И.Тютчева.


Письменно проанализировать стихотворение Тютчева по выбору.

30

4

Очерк жизни и творчества А.А.Фета.


Подготовить рассказ о жизни и творчестве Фета, наизусть стихотворение по выбору.

31


Основные темы лирики А.А.Фета.


Письменно проанализировать стихотворение Фета; подготовиться к сочинению по творчеству Фета и Тютчева.

32-33


Сочинение по творчеству А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.


Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Фета.

34

5

И.А.Гончаров. Очерк жизни и творчества.


Прочитать роман «Обыкновенная история»; ответить на вопрос: Каковы взгляды на жизнь Александра и Петра Адуевых?

35


Роман Гончарова «Обломов». Образ главного героя.


Прочитать 2 часть романа; (индивидуально) – сообщение на тему: «Детство Обломова и Штольца»

36


Роман Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.


Прочитать 3, 4 часть романа; цитатная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшенициной.

37


Роман Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Матвеевна.


Ознакомиться со статьями Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», А.В.Дружинина «Роман Гончарова «Обломов» и Д.И.Писарева «Обломов» Роман И.А.Гончарова».

38


Роман Гончарова «Обломов» в русской критике.


Сочинение по творчеству И.А.Гончарова.

39

8

Очерк жизни и творчества И.А.Тургенева. Своеобразие цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника». Образы русских крестьян и помещиков.


Прочитать и подготовить художественный пересказ рассказов Тургенева: «Бежин луг», «Хорь и Калиныч». «Певцы». «Бурмистр», «Два помещика» (по выбору).

40


Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». История создания и идейно-художественное своеобразие.


Цитатные характеристики персонажей романа Тургенева «Отцы и дети» из мира «отцов».

41


Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Мир «отцов» в романе.


Составить цитатную характеристику Базарова.

42


Роман «Отцы и дети». Образ Базарова.


Анализ идеологического спора «отцов» и «детей»

43


Роман «Отцы и дети». Базаров и Одинцова. Наказание любовью.


Перечитать финальные главы романа.

44


Роман «Отцы и дети». Смерть Базарова. Эпилог романа.


Прочитать критические статьи М.А.Антоновича, Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова о романе «Отцы и дети».

45


Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Споры вокруг романа.


Прочитать «Стихотворения в прозе» Тургенева.

46


«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева. Идейно-художественное своеобразие.


Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

47

4

Очерк жизни, творческой и общественной деятельности Н.Г.Чернышевского.


Сообщение на тему: «Роль искусства в моей жизни».

48


Диссертация Н.Г.Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности».


Прочитать роман «Что делать?»

49


Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Особенности жанра и композиции.


Перечитать «Четвёртый сон Веры Павловны».

50


Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». «Четвёртый сон Веры Павловны».


Ответить на вопрос: «В чём гражданский подвиг Чернышевского?»

51

2

А.К.Толстой очерк жизни и творчества. Основные темы. Мотивы и образы поэзии.


Хронологическая таблица по творчеству А.К.Толстого.

52


Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. История в произведениях Толстого.


Наизусть стихотворение по выбору.

53

2

Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества.


Прочитать повесть «Очарованный странник»; (индивидуально) – сообщение на тему: «Особенности сюжета повести».

54


Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. Образ Ивана Флягина.


Цитатная характеристика главного героя.

55

3

М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества.


Прочитать повесть «История одного города»; (индивидуально) – сообщения на темы: «Безмозглые» градоначальники», «Градоначальники-деспоты», «Либеральные градоначальники».

56


Сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Проблематика и поэтика. Опыт антиутопии в русской литературе. Гротеск.


Прочитать роман «Господа Головлёвы»; (индивидуально) – сообщение на тему: «История создания романа «Господа Головлёвы».

57


«Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.


Написать сказку на современный лад.

58

7

Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова.


Наизусть стихотворение по выбору.

59


Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова. Народная тема в лирике Некрасова


Наизусть стихотворение по выбору; прочитать стихотворение «На железной дороге».

60


Любовная лирика Некрасова.


Наизусть стихотворение по выбору; (индивидуально) – сообщение о творческих взаимоотношениях Некрасова и А.Я.Панаевой. (индивидуально) – сообщение на тему: «История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

61


Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр, композиция.


Перечитать главу «Последыш», составить цитатную характеристику крестьян.

62


Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян и помещиков.


Перечитать главу «Крестьянка».

63


Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьянок. Женская доля на Руси.


Перечитать главу «Пир на весь мир»; (индивидуально) – характеристика Гриши Добросклонова.

64


Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Заступники народные. Проблема счастья и смысла жизни.


Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

65

1

Очерк жизни и творчества К.Хетагурова. Особенности лирики.


Хронологическая таблица по творчеству Ф.М.Достоевского.

66

8

Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Писатель-философ, писатель-психолог.


Прочитать роман «Бедные люди» (эпизод, где Макар Девушкин оказывается перед «их превосходительством») и повесть Гоголя «Шинель» (эпизод, в котором Акакий Акакиевич встречается со «значительным лицом»).

67


Роман «Бедные люди». Тема «маленького человека».


Прочитать роман «Преступление и наказание».

68


Роман «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие.


Составить цитатную характеристику Раскольникова.

69


Социальные и философские предпосылки бунта Раскольникова.


Подготовить пересказ 1, 5, 6 снов Раскольникова; перечитать сену убийства.

70


Крушение теории Раскольникова.


Определить взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими лицами; (индивидуально) – сообщение об образах Лужина, Свидригайлова. Порфирия Петровича, Сонечки.

71


«Преступление и наказание» - роман отражений. Раскольников в системе действующих лиц.


Перечитать эпилог романа; (индивидуально) – подготовить сообщение на тему: «Раскольников на каторге».

72


Финал романа. Нравственные уроки Ф.М.Достоевского.


Прочитать роман «Идиот».

73


Роман «Идиот». Идейно-художественное своеобразие.


Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского.

74

3

Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова.


Прочитать очерк «Леди Макбет Мценского уезда»; сопоставить образы Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.

75


Очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Противоречивость образа героини.


Прочитать повесть «Очарованный странник»; пересказ основных этапов жизни Иван Флягина.

76


Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник». Тема праведничества.


Написать рецензию на прочитанное по выбору произведение Лескова.

77-78

14

Л.Н.Толстой. Очерк жизни и творчества.


Анализ одного из очерков цикла «Севастопольские рассказы» (по группам).

79


«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Суровая правда войны.


Прочитать 1 том романа «Война и мир»; (индивидуально) – сообщение на тему: «История создания Романа «Война и мир».

80


Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». История создания. Особенности жанра.


Представление светского общества в романе.

81


Роман «Война и мир». Светское общество Петербурга и Москвы.


Подготовить цитатные характеристики трёх семейств в романе: Ростовых. Болконских. Курагиных; (индивидуально) – сообщение о жизни семей Болконских и Ростовых.

82


Мысль «семейная» в романе «Война и мир».


Составить план основных событий жизни Андрея Болконского; подготовить художественный пересказ эпизода «Князь Андрей под небом Аустерлица».

83


Этапы духовных исканий Андрея Болконского.


Наизусть отрывок «Вторая встреча князя Андрея со старым дубом», подготовить рассказ об основных этапах жизни Пьера Безухова.

84


Этапы духовных исканий Пьера Безухова.


Составить цитатный портрет Наташи Ростовой.

85


Образ Наташи Ростовой. Любимая героиня Толстого.


Перечитать главы 30-39 2 тома 3 романа; художественный пересказ эпизода «Бородинский бой» (от лица Пьера Безухова).

86


Роман «Война и мир». «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».


Составить цитатные характеристики Кутузова и Наполеона.

87


«Мысль историческая» в романе. Кутузов и Наполеон.


Подобрать цитаты, иллюстрирующие авторское отношение к народу и к его оценке роли, которую он играл в истории государства.

88


«Мысль народная» в романе.


Подготовиться к итоговому занятию по теме: «Характеристика нравственных уроков романа «Война и мир».

89


Нравственные уроки романа Л.Н.Толстого «Война и мир».


Познакомиться с поздним периодом творчества Л.Н.Толстого; (индивидуальное) – сообщение о романах: «Анна Каренина». «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат».

90


Поздний период творчества Л.Н.Толстого. Романы «Анна Каренина», «Вокресение», повесть «Хаджи-Мурат».


Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

91

7

Очерк жизни и творчества А.П.Чехова.


Прочитать ранние юмористические рассказы.

92


Ранние рассказы А.П.Чехова. Идейно-художественное своеобразие.


Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

93


«Маленькая трилогия». Идейно-художественное своеобразие.


Прочитать рассказ «Ионыч»; (индивидуально) – сообщение на тему: «Семейство Туркиных».

94


Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения.


Прочитать пьесу «Вишнёвый сад».

95


Новаторство драматургии Чехова.


Проанализировать композицию пьесы «Вишневый сад».

96


Пьеса «Вишнёвый сад». Жанровое и композиционно-художественное своеобразие.


Составить цитатные характеристики основных персонажей.

97-98


Пьеса «Вишнёвый сад». Своеобразие основного конфликта и его разрешения. Система образов.


Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

99

4

Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм в зарубежной литературе.


Прочитать новеллу Г. Де Мопассан «Ожерелье».

100


Жизнь и творчество Г. Де Мопассан. Художественное своеобразие новеллы «Ожерелье».


Прочитать драму Г.Ибсен «Кукольный дом»; познакомиться с очерком жизни и творчества Г.Ибсена.

101


Драма Г.Ибсена «Кукольный дом». Художественное своеобразие.


«Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия» (сообщения).

102


А.Рембо. Очерк жизни и творчества. Стихотворение «Пьяный корабль». Анализ стихотворения.


Летнее чтение


VI. Требованию к уровню подготовки по литературе

В результате изучения литературы 10 класса ученик должен знать/понимать, уметь:

    • образную природу словесного искусства

    • содержание изученных литературных произведений

    • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века

    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

    • основные теоретико-литературные понятия; уметь:

      • воспроизводить содержание литературного произведения

      • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

      • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

      • определять род и жанр произведения

      • сопоставлять литературные произведения

      • выявлять авторскую позицию

      • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

      • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

      • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

V. Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся:

  1. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Учебник / Авт.-сост.: И.О. Шайтанов, М.И. Свердлов; под ред. И.О. Шай- танова. - М.: Просвещение.

  2. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение.

  3. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.

  4. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение.

  5. Русская литература XIX века: Практикум: 10 класс / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.

  6. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 класс: Хрестоматия художественных произведений: В 2 ч. / Сост. В.П. Журав- лѐв. - М.: Просвещение.

  7. Русская литература XIX-XX веков: В 2 т. Т.1: Русская литература XIX века. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова / Сост. и науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. - М.: Аспект Пресс, 2000.

  8. Читатель и время: Рабочая книга по литературе: 10 класс / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

  2. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.

  3. Золотарѐва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  4. Золотарѐва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  5. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.

  6. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.

  7. Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.

  8. Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.

  9. Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.

  10. Кучина Т.Г., Леденѐв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001.

  11. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

  12. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.

  13. Литература: 10 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М Просвещение.

  14. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвеше-'/е.

  15. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.

  16. Семѐнов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII-XIX вв.: 9-10 классы: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  17. Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия. - М.: Русское слово, 2009.

  18. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века: Материалы для подготовки к экзамену. - М.: Русское слово, 2003.

  19. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М,: Просвещение.

  20. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Методические советы. - М.: Просвеще- ние.

  21. Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.

  22. Якушин Н.И. Н.А. Некрасов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. - M.i Русское слово, 2007.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!