СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (105 часов - 3 часа в неделю) разработано на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
О.В. Михеева 31.08. 2016
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
(5 класс)
Количество часов:
всего
| 105 |
в неделю | 3 |
Разработано на основе рабочей программы основного общего образования по литературе, составленной Пьяновой Н.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от 29.08.2016 № _______.
г. Узловая Тульской области
2016 год
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Тип урока | Учебные действия | ЭОРы, оборудование
| Вид контроля | Домашнее задание |
Введение (1 час) | ||||||||
1 | 01.09 | 01.09
03.09 | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним. | Урок-игра | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному, устный ответ на вопрос. Решение тестов. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников. | Литературоведческий словарь. | Тест. Викторина. | Составить сообщение о прочитанных на каникулах книгах |
Устное народное творчество (10 часов) | ||||||||
2 | 03.09 | 07.09 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Литература и фольклор. | Комбинированный урок | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Работа над сочинением загадок, частушек, колыбельной песни. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. | Презентация. Сборник пословиц и поговорок. |
| Наизусть 2 пословицы или поговорки с объяснением. Выучить определение жанров. |
3 | 07.09 | 08.09 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). | Комбинированный урок | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Работа над сочинением загадок, частушек, колыбельной песни. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. | Таблица «Малые жанры фольклора» Презентация «Детский фольклор». | Игра по малым жанрам фольклора | Сочинить и оформить загадку, поговорку, частушку. |
4 | 08.09 | 10.09 | Сказки как вид народной прозы. Виды сказок: сказки волшебные, бытовые, о животных (анекдотические, новеллистические). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок. | Урок изучения нового материала
| Устные и письменные ответы на вопросы. Различение видов сказок Устные рассказы о собирателях фольклора и жанровых особенностях сказок. | Презентация «Виды сказок». | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Прочитать сказку «Царевна – лягушка». Ответы на вопросы. |
5 | 10.09 | 14.09 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). | Урок-беседа | Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир». | И. Билибин “Царевна - лягушка“. В. М. Васнецов “Царевна-лягушка“. Фонохрестоматия, фрагменты мультфильма. | Выразительное чтение по ролям. Викторина. | Чтение эпизодов в лицах (индивид. задание по вариантам). |
6 | 14.09 | 15.09 | «Царевна-лягушка». Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Положительный герой и его противники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Теория литературы. Постоянные эпитеты, гипербола. Сравнение. | Комбинированный урок | Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки. | Иллюстрации к сказкам. Презентация «Постоянные эпитеты, гипербола. Сравнение». | Тест. | Художественный пересказ эпизода |
7 | 15.09 | 17.09 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Теория литературы. Сказочные формулы. Вариативность народных сказок.
| Обучение чтению. Беседа. | Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника. Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). | Презентация «Сказочные формулы». | Пересказ | Ответы на вопросы. Нарисовать свою иллюстрацию
|
8 | 17.09 | 21.09 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | Комбинированный урок | Выразительное чтение, выборочный пересказ. | Презентация «Волшебная богатырская сказка», фонохрестоматия, видеофрагменты. | Составление плана сказки | Прочитать сказку. Вопросы учебника |
9 | 21.09 | 22.09 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. | Обучение чтению. Беседа | Выразительное чтение, выборочный пересказ. | Иллюстрации детей к сказкам. Проект. Электронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок» | Защита проектов | Характеристика литературного героя |
10 | 22.09 | 24.09 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Контроль техники чтения №1. | Обучение чтению. Беседа. Контроль знаний. | Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника: «Из рассказов о сказочниках» | Фонохрестоматия. | Техника чтения №1 | Пересказ сказки или инсценирование |
11 | 24.09 | 28.09 | Классное сочинение №1 на тему: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка». | Урок развития речи | Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов. Нравственная оценка героев сказок. Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. |
| Классное сочинение №1 | Сообщения |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) | ||||||||
12 | 28.09 | 29.09 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Теория литературы. Летопись (начальные представления).
| Урок изучения нового материала
| Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. | Иллюстрации старинных книг. | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Проект: Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей |
13 | 29.09 | 01.10 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. | Комбинированный урок | Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника, ответы на вопросы, пересказ эпизода. | Фонохрестоматия, видеофрагменты. Проект. Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей». | Защита проектов. Тест. | Творческий пересказ «Подвига..» Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час) | ||||||||
14 | 01.10 | 05.10 | М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
| Урок изучения нового материала
| Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного тексов. Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Работа со словарём литературоведческих терминов.
| Презентация о М. В. Ломоносове. | Тест. | Пересказ статьи учебника, поиск дополнительных сведений в Интернете. |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (44 часа) | ||||||||
15 | 05.10 | 06.10 | Истоки басенного жанра (Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басня «Жёлудь и Тыква». Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»). Русские басни. Русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев (обзор). Жанр басни, история его развития. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв. Теория литературы. Басня. Аллегория. | Урок изучения нового материала
| Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки. | Презентация «Истоки басенного жанра». Фонохрестоматия. | Выразительное чтение | Сообщение о Крылове, читать басни, вопросы |
16 | 06.10 | 08.10 | И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Образы животных в басне. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Мораль в басне, формы её воплощения. | Комбинированный урок | Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нём. Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные или письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен. Работа над учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины. | Презентация о И. А. Крылове. Фонохрестоматия. | Описание иллюстраций | Выразительное чтение басен, наизусть |
17 | 08.10 | 12.10 | И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. | Комбинированный урок | Устные или письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен. Работа над учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины.
| Видеофрагменты из м/ф по басням И.А. Крылова | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Инсценировка басни |
18 | 12.10 | 13.10 | И. А. Крылов. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Теория литературы. Понятие об эзоповом языке. | Комбинированный урок | Устные или письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен. | Презентация «Басни Крылова».
| Тест. | Составить вопросы для викторины по басням Крылова |
19 | 13.10 | 15.10 | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | Урок - конкурс | Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценировка басен, презентация иллюстраций. | Презентация. Проект. Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях» | Защита проектов | Сообщения о Жуковском, пересказ статьи учебника, читать сказку "Спящая царевна" |
20 | 15.10 | 19.10 | В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. | Урок изучения нового материала | Чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Беседа по прочитанному, выборочное чтение эпизодов. | Презентация о В. А. Жуковском. |
| Вопросы, образная характеристика героя |
21 | 19.10 | 20.10 | В. А. Жуковский «Спящая царевна». Различие героев литературной и фольклорной сказки. Теория литературы. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
| Урок-беседа | Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт. Составление таблицы «Различие героев литературной и фольклорной сказки». | Видеофрагмент сказки «Спящая царевна» | Тест. | Читать "Кубок", ответить на вопросы |
22 | 20.10 | 22.10 | В. А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада. | Урок изучения нового материала | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | Иллюстрации детей. Таблица «Особенности жанра баллада» | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Сообщения, презентации о Пушкине, выразительное чтение стихотворений |
23 | 22.10 | 26.10 | А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
| Урок изучения нового материала | Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование. | Серия портретов «Пушкин в детстве». Я. П. Серяков – рельеф «Арина Родионовна Яковлева – няня А. С. Пушкина», д/ф о А.С. Пушкине. | Выразительное чтение | Выразительное чтение, вопросы |
24 | 26.10 | 27.10 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
| Комбинированный урок | Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста. | Иллюстрации И. Билибина; И. Н. Крамской «У лукоморья». М. И. Глинка – опера “Руслан и Людмила», марш Черномора. |
| Читать "Сказку о мертвой царевне ...", сравнительная характеристика царевны и царицы |
25 | 27.10 | 29.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. | Комбинированный урок | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. | Иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации: Б.А. Дехтярева, В.М. Конашевич, видеофрагменты м/ф «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | Тест. | Задание в тетради, ответить на вопросы, нарисовать иллюстрацию к сказке Пушкина |
26 | 29.10 | 09.11 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. | Урок-беседа | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы. Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом. | Проект. Электронный альбом «События и герои сказок А. С. Пушкина».
| Защита проектов | Отметить художественное своеобразие сказки |
27 | 09.11 | 10.11 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. | Комбинированный урок | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге. | Таблица «Рифма, ритм, строфа». | Задание рубрики «Будьте внимательны к слову». | Читать сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», ответить на вопросы в учебнике |
28 | 10.11 | 12.11 | Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | Урок изучения нового материала урок-беседа | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение. | Презентация об Антонии Погорельском. | Тест. | Художественный пересказ сюжета |
29 | 12.11 | 16.11 | Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
| Комбинированный урок | Краткий пересказ, выразительное чтение и комментированное чтение. | Фрагменты мультфильма «Чёрная курица, или Подземные жители». | Пересказ, элементы лингвостилистического анализа текста | Проект: электронная презентация "Иллюстрации к сказке Погорельского " |
30 | 16.11 | 17.11 | В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория литературы. Литературная сказка. Финал произведения. | Урок изучения нового материал урок-беседа | Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко. | Презентация о В. М. Гаршине, фонохрестоматия. | Тест. | Читать сказку Ершова, вопросы |
31 | 17.11 | 19.11 | П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочнофантастиче ских ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. | Комбинированный урок | Чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение. | Презентация о П.П. Ершове. Фрагменты мультфильма «Конёк-Горбунок». | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Презентации: "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова", "Бородинская битва", выразительное чтение стихотворения "Бородино" |
32 | 19.11 | 23.11 | М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. | Урок изучения нового материала урок-беседа | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование.
| Презентация о М.Ю. Лермонтове, произведения русских композиторов, живописцев.
| Выразительное чтение | Выразительное чтение стихотворения "Бородино", ответить на вопросы, изображение патриотизма и героизма русских солдат, примеры из текста |
33 | 23.11 | 24.11 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Образ рядового участника сражения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. | Комбинированный урок | Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге. | Фонохрестоматия | Описание репродукций | Наизусть |
34 | 24.11 | 26.11 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | Урок-практикум | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам. | Иллюстрации детей | Тест. | Презентации: "Жизнь и творчество Н.В. Гоголя", читать "Заколдованное место", вопросы |
35 | 26.11 | 30.11 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
| Урок изучения нового материала | Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пере- сказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная). Нравственная оценка героев. | Презентация о Н.В. Гоголе. |
| Подготовить образную характеристику литературного героя по плану |
36 | 30.11 | 01.12 | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Теория литературы. Главные и второстепенные персонажи.
| Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная). Нравственная оценка героев. | Фрагменты мультфильма «Ночь перед Рождеством». | Тест. Вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия», «Обогащайте свою речь» | Тесты, отметить реальное и фантастическое в произведении |
37 | 01.12 | 03.12 | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. Теория литературы. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. Юмор. | Урок-практикум | Краткий пересказ содержания повести, инсценировка эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести. | Фрагменты фильма «Ночь перед Рождеством». Проект. Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях». | Защита проектов | Выразительное чтение стихотворений, ответить на вопросы |
38 | 03.12 | 07.12 | Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и средства их создания Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.
| Урок изучения нового материала | Устный рассказ о поэте. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. | Презентация о Н.А. Некрасове.
|
| Составить развернутый план статьи. Выразительное чтение стихотворений, образная характеристика героя. |
39 | 07.12 | 08.12 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Изображение жизни простого народа. | Урок-практикум | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.
|
| Тест. | Образ русской крестьянки, выписать цитаты |
40 | 08.12 | 10.12 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
| Урок-практикум | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста. | К. Маковский «Крестьянский обед во время жатвы», «Игра в бабки». А.Г. Венецианов «Крестьянские дети в поле». | Характеристика поэтического образа русской женщины | Отрывок наизусть, читать стихотворение "На Волге", ответить на вопросы |
41 | 10.12 | 14.12 | Н. А. Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.) Теория литературы. Эпитет. | Урок-практикум | Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». | Задание рубрики «Будьте внимательны к слову». | Презентации, сообщения: "Жизнь и творчество И.С. Тургенева", читать повесть "Муму" |
42 | 14.12 | 15.12 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Повесть «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Изображение быта и нравов крепостной России. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение повести. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация об И.С. Тургеневе | Защита сообщение, презентаций.
Тест. | Подготовить образную характеристику литературного героя по плану |
43 | 15.12 | 17.12 | И.С. Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. | Иллюстрации к произведению “Муму”, видеофрагменты.
| Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» | Пересказ эпизода, вопросы |
44 | 17.12 | 21.12 | И.С. Тургенев. «Муму». Символическое значение образа главного героя. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. Теория литературы. Символ.
| Комбинированный урок | Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. |
| Выборочный пересказ | Анализ эпизодов, вопросы
|
45 | 21.12 | 22.12 | И.С. Тургенев. «Муму». Особенности повествования, авторская позиция. | Урок-беседа | Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. |
| Тест. | Смысл финала, творческое задание |
46 | 22.12 | 24.12 | И.С. Тургенев. «Муму». Образ Муму. Смысл финала повести.
| Комбинированный урок | Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. | Проект. Электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков» | Защита проектов | Подготовить выразительное чтение стихотворений А.А. Фета |
47 | 24.12 | 11.01 | А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина…» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
| Урок-практикум | Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | Портреты, репродукции картин русских художников. Фонохрестоматия. | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Сообщения, презентации, читать рассказ "Кавказский пленник" |
48 | 11.01 | 12.01 | Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Теория литературы. Сюжет.
| Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. | Презентация о Л.Н. Толстом, произведения русских живописцев, фонохрестоматия
|
| Подготовить образную характеристику литературного героя по плану |
49 | 12.01 | 14.01 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Поэтичный образ Дины. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | Комбинированный урок | Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя. | Презентация «Поэтический образ Дины» | Выразительное чтение по ролям | Сравнительная характеристика Жилина и Костылина по таблице |
50 | 14.01 | 18.01 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин как два разных характера, две разные судьбы. Теория литературы. Сравнение.
| Урок-беседа | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя. |
| Тест. Выборочный аналитический пересказ | Образ Дины, объяснить смысл названия рассказа |
51 | 18.01 | 19.01 | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа. | Комбинированный урок | Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). | Проект. Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы» | Защита проектов | Написать черновик, составить словарь непонятных слов |
52 | 19.01 | 21.01 | Классное сочинение №2 по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы». | Урок развития речи | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Написание сочинения по заданной теме.. |
| Классное сочинение №2 | Сообщения, презентации о А.П. Чехове, читать рассказы |
53 | 21.01 | 25.01 | А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Мальчики». Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Теория литературы. Юмор, речевая характеристика персонажей. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о А.П. Чехове | Вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия», «Будьте внимательны к слову» | Рассказ "Хирургия", ответить на вопросы |
54 | 25.01 | 26.01 | А. П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | Урок-беседа | Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | Видеофрагменты, фонохрестоматия | Тест. | Задание по группам: чтение и анализ рассказа по выбору |
55 | 26.01 | 28.01 | Рассказы Антоши Чехонте. Контроль техники чтения №2 по рассказам А.П. Чехова. | Контроль знаний | Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). |
| Техника чтения №2 | Подготовить выразительное чтение стихотворений |
56 | 28.01 | 01.02 | Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор). Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Анализ лирического произведения.
| Урок-практикум | Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Произведения русских композиторов, живописцев | Задание рубрики «Будьте внимательны к слову». | Стихотворения Кольцова, анализ лирического произведения |
57 | 01.02 | 02.02 | А.В. Кольцов. «В степи». Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | Урок-беседа | Выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. |
| Выразительное чтение | Наизусть |
58 | 02.02 | 04.02 | А.Н. Плещеев. «Весна»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне», «Русь»; А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Обучение выразительному чтению стихотворения. | Урок-практикум | Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях» | Защита проектов | Анализ лирического произведения по плану |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 часов) | ||||||||
59 | 04.02 | 08.02 | И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о И.А. Бунине. | Вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия» | Художественный пересказ эпизода |
60 | 08.02 | 09.02 | И. А. Бунин. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия. | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
|
| Задание рубрики «Будьте внимате-льны к слову». | Подготовить выразительное чтение стихотворений |
61 | 09.02 | 11.02 | И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. | Урок-практикум | Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Произведения русских композиторов, живописцев | Тест.
| Сообщения, презентации о Короленко, читать "В дурном обществе" |
62 | 11.02 | 15.02 | В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Теория литературы. Композиция литературного произведения. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о В.Г. Короленко, видеофрагмент документального фильма о писателе, таблица «композиция литературного произведения». |
| Подготовить образную характеристику героев, выписать цитаты |
63 | 15.02 | 16.02 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. |
| Элементы анализа текста, словесное рисование | Развернутый ответ по теме "Взаимоотношения Васи с отцом" |
64 | 16.02 | 18.02 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. | Урок-беседа | Обозначение границ эпизода, определение его темы, роли в тексте, характеристика действующих лиц, формулирование вывода о роли эпизода. | Видеофрагменты, фонохрестоматия |
| Художественный пересказ эпизода |
65 | 18.02 | 22.02 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». «Дурное общество» и «дурные дела». | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. |
| Тест. | Собрать рабочий материал к сочинению |
66 | 22.02 | 25.02 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Подготовка к классному сочинению №3 на тему: «Путь Васи к правде и добру». | Урок развития речи | Составление плана характеристики героя. | ПРОЕКТ «Электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | Защита проектов | Написать черновик |
67 | 2302 | 01.03 | Классное сочинение №3 по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» на тему: «Путь Васи к правде и добру». | Урок развития речи | Написание сочинения по заданной теме. |
| Классное сочинение №3 | Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» |
68 | 25.02 | 02.03 | С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина. | Комбинированный урок | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета. Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Презентация о С.А. Есенине, видеофрагмент документального фильма о поэте. | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Творческая работа «Картинка из моего детства» |
69 | 01.03 | 04.03 | П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Реальность и фантастика в сказе. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о П.П. Бажове. |
| Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка» - Выполнить 5, 6 (учебник) |
70 | 02.03 |
| П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. | Произведения русских композиторов, живописцев | Викторина, описание иллюстраций | Подготовить рассказ о Степане |
71 | 04.03 | 09.03 | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей. Своеобразие языка, интонации сказа. | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
| Видеофрагменты, фонохрестоматия | Тест. | Подготовить рассказ о Паустовском, читать «Теплый хлеб» Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» |
72 | 08.03 | 11.03 | К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | Комбинированный урок | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о К.Г. Паустовском, видеофрагмент документального фильма о писателе. |
| Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 4-е задание (учебник). Читать рас сказ «Заячьи лапы»
|
73 | 09.03 | 15.03 | К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского. | Комбинированный урок | Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. |
| Тест. | Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном. Прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» |
74 | 11.03 | 16.03 | С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, выявление черт фольклорной традиции в сказке, работа со словарем литературоведческих терминов. | Видеофрагменты м/ф «Двенадцать месяцев» | Выразительное чтение по ролям | Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы. |
75 | 15.03 | 18.03 | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. | Урок-беседа | Устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, выявление черт фольклорной традиции в сказке, работа со словарем литературоведческих терминов. | Презентация «Герои сказок С.Я. Маршака» | Тест. | Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже Прочитать рассказ «Никита» |
76 | 16.03 | 22.03 | А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. | Комбинированный урок | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
| Презентация «Рассказ А.П. Платонова «Никита» | Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» | Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» |
77 | 18.03 | 05.04 | В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Самообладание маленького охотника. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
| Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о В.П. Астафьеве, видеофрагмент документального фильма о писателе. |
| Чтение произведения Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (учебник) |
78 | 22.03 | 06.04 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Мальчик в борьбе за спасение. Основные черты характера героя. | Урок-беседа | Устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа работа со словарем литературоведческих терминов. |
|
| Развернутый ответ по теме: Становление характера Васютки (цитаты и примеры из текста) |
79 | 05.04 | 08.04 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. Картины родной природы. | Урок-практикум | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. | Произведения русских композиторов, живописцев | Тест. | Составить сложный план к сочинению, собрать рабочий материал |
80 | 06.04 | 12.04 | Подготовка к классному сочинению №4 на тему: «Васютка – главный герой произведения». | Урок развития речи | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
|
| План к сочинению, рабочие материалы | Написать черновик |
81 | 08.04 | 13.04 | Классное сочинение №4 по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро» на тему: «Васютка – главный герой произведения». | Урок развития речи | Написание сочинения по заданной теме. |
| Классное сочинение №4 | Подготовить выразительное чтение стихотворений о войне |
82 | 12.04 | 15.04 | «Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». | Урок-беседа | Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Презентация «Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны», фонохрестоматия. | Задание рубрики «Будьте внимательны к слову». | Анализ лирического произведения |
83 | 13.04 | 19.04 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | Урок-практикум | Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета. Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Презентация о А.Т. Твардовском, видеофрагмент документального фильма о поэте. | Выразительное чтение | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкис та» |
84 | 15.04 | 20.04 | В.П. Катаев «Сын полка» (фрагменты). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. | Комбинированный урок | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета. Чтение произведения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета.
| Видеофрагменты х/ф «Сын полка», презентация о В.П. Катаеве | Тест. | Подготовить выразительное чтение стихотворений о родине, родной природе |
85 | 19.04 | 22.04 | Произведения о родине, родной природе. И.А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...». Дон-Аминадо. «Города и годы». Н. Рубцов. «Родная деревня». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. | Урок-практикум | Чтение стихотворений и их полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворений; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Произведения русских композиторов, живописцев | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина |
86 | 20.04 | 26.04 | А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка». Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | Урок-практикум | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
| Проект. Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе в иллюстрациях» | Защита проектов | Нарисовать иллюстрацию к стихотворению |
87 | 22.04 | 27.04 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. | Урок-беседа | Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя. |
| Элементы лингвостилистического анализа текста | Выразительное чтение произведений, ответить на вопросы |
88 | 26.04 | 29.04 | Проза о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов различных премий и конкурсов. Дарья Вильке. Рассказы «Грибной дождь для героя», «Занавешенное окно». Мир детства в рассказах. Осознание собственной и чужой ранимости. | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
|
| Аналитическое чтение и пересказ | Подготовить сообщение о Стивенсоне, читать произведения |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 часов) | ||||||||
89 | 27.04 | 03.05 | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. | Комбинированный урок | Чтение баллады и её полноценное восприятие; осмысление сюжета; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана. | Видеофрагменты м/ф «Вересковый мёд». | Задание рубрики «Будьте внимательны к слову». | Прочитать отрывок из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» |
90 | 29.04 | 04.05 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя, изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам (смелость, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о Д. Дефо, видеофрагмент х/ф «Робинзон Крузо». | Выборочное чтение, анализ эпизодов | Подготовить образную характеристику литературного героя, привести примеры из текста |
91 |
|
| Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Преобразование мира как жизненная потребность человека. | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
|
| Характеристика героев | Художественный пересказ эпизода |
92 |
|
| Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ путешественника в литературе. Робинзонада в литературе и киноискусстве. | Урок-практикум | Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя. |
| Тест. | Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева» |
93 |
|
| Контроль техники чтения №3 по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». | Контроль знаний |
|
| Техника чтения №3 |
|
94 |
|
| Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Теория литературы. Художественная деталь. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о Х. К. Андерсене, видеофрагмент м/ф «Снежная королева». | Выборочное чтение, анализ эпизодов | Подготовить краткий пересказ сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника |
95 |
|
| Х.К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). | Урок-практикум | Составление плана характеристики героя. | Иллюстрации к сказке «Снежная королева» | Выразительное чтение по ролям | Подготовить сравнительную характеристику Герды и Снежной королевы |
96 |
|
| Х.К. Андерсен «Снежная королева». Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. |
| Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя. | Видеофрагмент м/ф «Снежная королева». | Сравнительная характеристика | Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы |
97 |
|
| Х.К. Андерсен «Снежная королева». Победа добра, любви и дружбы. | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. |
| Тест. | Прочитать Ж. Санд. «О чём говорят цветы». |
98 |
|
| Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Иллюстрации русских живописцев | Выразительное чтение | Прочитать роман М. Твена «Приключения Тома Сой ера» |
99 |
|
| М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о М. Твене | Выборочное чтении, анализ эпизодов | Образная характеристика литературного героя по плану |
100 |
|
| М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. | Видеофрагменты х/ф «Приключения Тома Сойера» | Выразительное чтение по ролям | Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе |
101 |
|
| М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. | Комбинированный урок | Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация «Герои Марка Твена» | Тест. | Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?. Прочитать рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише» |
102 |
|
| Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. | Урок изучения нового материала | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация о Д. Лондоне | Выразительное чтение, характеристика героя | Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов. |
103 |
|
| Д. Лондон. «Сказание о Кише». Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | Урок-беседа | Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
| Иллюстрации к произведения Д. Лондона | Тест. | Подготовить образную характеристику героя, привести примеры из текста |
104 |
|
| Д. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | Урок-практикум | Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. | Презентация «Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа». | Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» | Нарисовать иллюстрацию к произведению |
105 |
|
| Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | Урок-игра | Формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Проект. Электронная презентация «Памятники литературным героям». | Защита проектов | |