СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. ФГОС. Программа под редакцией В.Я. Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе (105 часов - 3 часа в неделю) разработано на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. ФГОС. Программа под редакцией В.Я. Коровиной»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

О.В. Михеева 31.08. 2016







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

(5 класс)




Количество часов:



всего


105

в неделю

3








Разработано на основе рабочей программы основного общего образования по литературе, составленной Пьяновой Н.Ю., учителем русского языка и литературы МБОУ лицея, и утверждённой приказом директора МБОУ лицея от 29.08.2016 № _______.













г. Узловая Тульской области

2016 год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

занятия

Тип

урока

Учебные действия

ЭОРы,

оборудование


Вид контроля

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

01.09

01.09


03.09

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Урок-игра

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному, устный ответ на вопрос. Решение тестов. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников.

Литературоведческий словарь.

Тест.

Викторина.

Составить сообщение о прочитанных на каникулах книгах

Устное народное творчество (10 часов)

2

03.09

07.09

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Теория литературы. Литература и фольклор.

Комбинированный урок

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Работа над сочинением загадок, частушек, колыбельной песни.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Презентация.

Сборник пословиц и поговорок.


Наизусть 2 пословицы или поговорки с объяснением. Выучить определение жанров.

3

07.09

08.09

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Комбинированный урок

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Работа над сочинением загадок, частушек, колыбельной песни.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Таблица

«Малые жанры фольклора» Презентация

«Детский фольклор».

Игра по малым жанрам фольклора

Сочинить и оформить загадку, поговорку, частушку.

4

08.09

10.09

Сказки как вид народной прозы. Виды сказок: сказки волшебные, бытовые, о животных (анекдотические, новеллистические). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок.

Урок изучения нового материала


Устные и письменные ответы на вопросы. Различение видов сказок Устные рассказы о собирателях фольклора и жанровых особенностях сказок.

Презентация

«Виды сказок».

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Прочитать сказку «Царевна – лягушка». Ответы на вопросы.

5

10.09

14.09

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

«Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький).

Урок-беседа

Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир».

И. Билибин “Царевна - лягушка“. В. М. Васнецов “Царевна-лягушка“. Фонохрестоматия, фрагменты мультфильма.

Выразительное чтение по ролям.

Викторина.

Чтение эпизодов в лицах (индивид. задание по вариантам).

6

14.09

15.09

«Царевна-лягушка».

Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Положительный герой и его противники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках.

Теория литературы. Постоянные эпитеты, гипербола. Сравнение.

Комбинированный урок

Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки.

Иллюстрации к сказкам. Презентация

«Постоянные эпитеты, гипербола. Сравнение».

Тест.

Художественный пересказ эпизода

7

15.09

17.09

«Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

Теория литературы.

Сказочные формулы. Вариативность народных сказок.



Обучение чтению. Беседа.

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника. Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

Презентация

«Сказочные формулы».

Пересказ

Ответы на вопросы. Нарисовать свою иллюстрацию


8

17.09

21.09

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Комбинированный урок

Выразительное чтение, выборочный пересказ.

Презентация

«Волшебная богатырская сказка», фонохрестоматия, видеофрагменты.

Составление плана сказки

Прочитать сказку. Вопросы учебника

9

21.09

22.09

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Обучение чтению. Беседа

Выразительное чтение, выборочный пересказ.

Иллюстрации детей к сказкам.

Проект. Электронный альбом «Художники – иллюстраторы сказок»

Защита проектов

Характеристика литературного героя

10

22.09

24.09

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Контроль техники чтения №1.

Обучение чтению. Беседа.

Контроль знаний.

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника: «Из рассказов о сказочниках»

Фонохрестоматия.

Техника чтения №1

Пересказ сказки или инсценирование

11

24.09

28.09

Классное сочинение №1 на тему: «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка».

Урок развития речи

Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов. Нравственная оценка героев сказок.

Устные и письменные ответы на проблемные вопросы.


Классное сочинение

№1

Сообщения

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

12

28.09

29.09

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Теория литературы. Летопись (начальные представления).


Урок изучения нового материала


Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Иллюстрации старинных книг.

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Проект: Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей

13

29.09

01.10

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Комбинированный урок

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника, ответы на вопросы, пересказ эпизода.

Фонохрестоматия, видеофрагменты.

Проект. Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей».

Защита проектов.

Тест.

Творческий пересказ «Подвига..» Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)

14

01.10

05.10

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.


Урок изучения нового материала


Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного тексов. Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Работа со словарём литературоведческих терминов.


Презентация о

М. В. Ломоносове.

Тест.

Пересказ статьи учебника, поиск дополнительных сведений в Интернете.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (44 часа)

15

05.10

06.10

Истоки басенного жанра (Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басня «Жёлудь и Тыква». Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб»). Русские басни. Русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев (обзор). Жанр басни, история его развития. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе XVII—XVIII вв.

Теория литературы. Басня. Аллегория.

Урок изучения нового материала


Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки.

Презентация «Истоки басенного жанра». Фонохрестоматия.

Выразительное чтение

Сообщение о Крылове, читать басни, вопросы

16

06.10

08.10

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Образы животных в басне. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Мораль в басне, формы её воплощения.

Комбинированный урок

Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нём. Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные или письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен. Работа над учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины.

Презентация о

И. А. Крылове.

Фонохрестоматия.

Описание иллюстраций

Выразительное чтение басен, наизусть

17

08.10

12.10

И. А. Крылов. «Волк и Ягнёнок». Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

Комбинированный урок

Устные или письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен. Работа над учебным проектом. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины.


Видеофрагменты из м/ф по басням И.А. Крылова

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Инсценировка басни

18

12.10

13.10

И. А. Крылов. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Теория литературы. Понятие об эзоповом языке.

Комбинированный урок

Устные или письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление вопросов к басням. Составление характеристик героев басен.

Презентация

«Басни Крылова».


Тест.

Составить вопросы для викторины по басням Крылова

19

13.10

15.10

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

Урок - конкурс

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценировка басен, презентация иллюстраций.

Презентация.

Проект. Электронный альбом «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях»

Защита проектов

Сообщения о Жуковском, пересказ статьи учебника, читать сказку "Спящая царевна"

20

15.10

19.10

В. А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета.

Урок изучения нового материала

Чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Беседа по прочитанному, выборочное чтение эпизодов.

Презентация о

В. А. Жуковском.


Вопросы, образная характеристика героя

21

19.10

20.10

В. А. Жуковский «Спящая царевна». Различие героев литературной и фольклорной сказки.

Теория литературы. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.


Урок-беседа

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт. Составление таблицы «Различие героев литературной и фольклорной сказки».

Видеофрагмент сказки «Спящая царевна»

Тест.

Читать "Кубок", ответить на вопросы

22

20.10

22.10

В. А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада.

Урок изучения нового материала

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

Иллюстрации

детей.

Таблица «Особенности жанра баллада»

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Сообщения, презентации о Пушкине, выразительное чтение стихотворений

23

22.10

26.10

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.


Урок изучения нового материала

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.

Серия портретов «Пушкин в детстве». Я. П. Серяков – рельеф «Арина Родионовна Яковлева – няня А. С. Пушкина»,

д/ф о А.С. Пушкине.

Выразительное чтение

Выразительное чтение, вопросы

24

26.10

27.10

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.


Комбинированный урок

Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста.

Иллюстрации И. Билибина; И. Н. Крамской «У лукоморья». М. И. Глинка – опера “Руслан и Людмила», марш Черномора.


Читать "Сказку о мертвой царевне ...", сравнительная характеристика царевны и царицы

25

27.10

29.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны.

Комбинированный урок

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

Иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации: Б.А. Дехтярева, В.М. Конашевич, видеофрагменты м/ф «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Тест.

Задание в тетради, ответить на вопросы, нарисовать иллюстрацию к сказке Пушкина

26

29.10

09.11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.

Урок-беседа

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы. Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

Проект. Электронный альбом «События и герои сказок

А. С. Пушкина».


Защита проектов

Отметить художественное своеобразие сказки

27

09.11

10.11

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки.

Комбинированный урок

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге.

Таблица

«Рифма, ритм, строфа».

Задание рубрики «Будьте внимательны к слову».

Читать сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», ответить на вопросы в учебнике

28

10.11

12.11

Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

Урок изучения нового материала урок-беседа

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение.

Презентация об Антонии Погорельском.

Тест.

Художественный пересказ сюжета

29

12.11

16.11

Антоний Погорельский. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.


Комбинированный урок

Краткий пересказ, выразительное чтение и комментированное чтение.

Фрагменты мультфильма

«Чёрная курица, или Подземные жители».

Пересказ, элементы лингвостилистического анализа текста

Проект: электронная презентация "Иллюстрации к сказке Погорельского "

30

16.11

17.11

В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка. Финал произведения.

Урок изучения нового материал

урок-беседа

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко.

Презентация о

В. М. Гаршине, фонохрестоматия.

Тест.

Читать сказку Ершова, вопросы

31

17.11

19.11

П. П. Ершов.

«Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочнофантастиче ских ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Комбинированный урок

Чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение.

Презентация о П.П. Ершове.

Фрагменты мультфильма

«Конёк-Горбунок».

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Презентации: "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова", "Бородинская битва", выразительное чтение стихотворения "Бородино"

32

19.11

23.11

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события.

Урок изучения нового материала урок-беседа

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование.


Презентация о М.Ю. Лермонтове, произведения русских композиторов, живописцев.





Выразительное чтение

Выразительное чтение стихотворения "Бородино", ответить на вопросы, изображение патриотизма и героизма русских солдат, примеры из текста

33

23.11

24.11

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Образ рядового участника сражения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Комбинированный урок

Поиск незнакомых слов и определение их значения. Участие в коллективном диалоге.

Фонохрестоматия

Описание репродукций

Наизусть

34

24.11

26.11

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Урок-практикум

Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам.

Иллюстрации детей

Тест.

Презентации: "Жизнь и творчество Н.В. Гоголя", читать "Заколдованное место", вопросы

35

26.11

30.11

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.


Урок изучения нового материала

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пере- сказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная). Нравственная оценка героев.

Презентация о Н.В. Гоголе.


Подготовить образную характеристику литературного героя по плану

36

30.11

01.12

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов.

Теория литературы. Главные и второстепенные персонажи.


Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная). Нравственная оценка героев.

Фрагменты мультфильма

«Ночь перед Рождеством».

Тест.

Вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия», «Обогащайте свою речь»

Тесты, отметить реальное и фантастическое в произведении

37

01.12

03.12

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

Теория литературы. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. Юмор.

Урок-практикум

Краткий пересказ содержания повести, инсценировка эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести.

Фрагменты фильма «Ночь перед Рождеством».

Проект. Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

Защита проектов

Выразительное чтение стихотворений, ответить на вопросы

38

03.12

07.12

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей и средства их создания Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.


Урок изучения нового материала

Устный рассказ о поэте. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев.

Презентация о Н.А. Некрасове.



Составить развернутый план статьи. Выразительное чтение стихотворений, образная характеристика героя.

39

07.12

08.12

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Изображение жизни простого народа.

Урок-практикум

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы.



Тест.

Образ русской крестьянки, выписать цитаты

40

08.12

10.12

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.


Урок-практикум

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста.

К. Маковский «Крестьянский обед во время жатвы», «Игра в бабки».

А.Г. Венецианов «Крестьянские дети в поле».

Характеристика поэтического образа русской женщины

Отрывок наизусть, читать стихотворение "На Волге", ответить на вопросы

41

10.12

14.12

Н. А. Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Эпитет.

Урок-практикум

Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

Задание рубрики «Будьте внимательны к слову».

Презентации, сообщения: "Жизнь и творчество И.С. Тургенева", читать повесть "Муму"

42

14.12

15.12

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

Повесть «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Изображение быта и нравов крепостной России.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение повести. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.

Презентация об И.С. Тургеневе

Защита сообщение, презентаций.


Тест.

Подготовить образную характеристику литературного героя по плану

43

15.12

17.12

И.С. Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

Иллюстрации к произведению “Муму”, видеофрагменты.


Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия»

Пересказ эпизода, вопросы

44

17.12

21.12

И.С. Тургенев. «Муму». Символическое значение образа главного героя. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.

Теория литературы. Символ.


Комбинированный урок

Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.


Выборочный пересказ

Анализ эпизодов, вопросы


45

21.12

22.12

И.С. Тургенев. «Муму». Особенности повествования, авторская позиция.

Урок-беседа

Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов.


Тест.

Смысл финала, творческое задание

46

22.12

24.12

И.С. Тургенев. «Муму». Образ Муму. Смысл финала повести.


Комбинированный урок

Составление устного и письменного ответа на

проблемный вопрос.

Проект. Электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков»

Защита проектов

Подготовить выразительное чтение стихотворений А.А. Фета

47

24.12

11.01

А. А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина…» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.


Урок-практикум

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Портреты, репродукции картин русских художников. Фонохрестоматия.

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Сообщения, презентации, читать рассказ "Кавказский пленник"

48

11.01

12.01

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды.

Теория литературы. Сюжет.


Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы.

Презентация о Л.Н. Толстом, произведения русских живописцев, фонохрестоматия



Подготовить образную характеристику литературного героя по плану

49

12.01

14.01

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Поэтичный образ Дины. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

Комбинированный урок

Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя.

Презентация

«Поэтический образ Дины»

Выразительное чтение по ролям

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина по таблице

50

14.01

18.01

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин как два разных характера, две разные судьбы.

Теория литературы. Сравнение.


Урок-беседа

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя.


Тест.

Выборочный аналитический пересказ

Образ Дины, объяснить смысл названия рассказа

51

18.01

19.01

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Комбинированный урок

Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного).

Проект.

Электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы»

Защита проектов

Написать черновик, составить словарь непонятных слов

52

19.01

21.01

Классное сочинение №2 по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Урок развития речи

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Написание сочинения по заданной теме..


Классное сочинение

№2

Сообщения, презентации о А.П. Чехове, читать рассказы

53

21.01

25.01

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Мальчики». Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Теория литературы. Юмор, речевая характеристика персонажей.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.

Презентация о А.П. Чехове

Вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия», «Будьте внимательны к слову»

Рассказ "Хирургия", ответить на вопросы

54

25.01

26.01

А. П. Чехов. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Урок-беседа

Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Видеофрагменты,

фонохрестоматия

Тест.

Задание по группам: чтение и анализ рассказа по выбору

55

26.01

28.01

Рассказы Антоши Чехонте.

Контроль техники чтения №2 по рассказам А.П. Чехова.

Контроль знаний

Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям).


Техника чтения №2

Подготовить выразительное чтение стихотворений

56

28.01

01.02

Поэты XIX века о Родине и родной природе (обзор).

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Анализ лирического произведения.



Урок-практикум

Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Произведения русских композиторов, живописцев

Задание рубрики «Будьте внимательны к слову».

Стихотворения Кольцова, анализ лирического произведения

57

01.02

02.02

А.В. Кольцов. «В степи». Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Урок-беседа

Выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.


Выразительное чтение

Наизусть

58

02.02

04.02

А.Н. Плещеев. «Весна»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне», «Русь»; А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З. Суриков

«Зима». Обучение выразительному чтению стихотворения.

Урок-практикум

Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Защита проектов

Анализ лирического произведения по плану

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 часов)

59

04.02

08.02

И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о И.А. Бунине.

Вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия»

Художественный пересказ эпизода

60

08.02

09.02

И. А. Бунин. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия.

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.



Задание рубрики «Будьте внимате-льны к слову».

Подготовить выразительное чтение стихотворений

61

09.02

11.02

И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Урок-практикум

Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Произведения русских композиторов, живописцев

Тест.


Сообщения, презентации о Короленко, читать "В дурном обществе"

62

11.02

15.02

В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.

Теория литературы. Композиция литературного произведения.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о В.Г. Короленко, видеофрагмент документального фильма о писателе, таблица «композиция литературного произведения».


Подготовить образную характеристику героев, выписать цитаты

63

15.02

16.02

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.


Элементы анализа текста, словесное рисование

Развернутый ответ по теме "Взаимоотношения Васи с отцом"

64

16.02

18.02

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет.

Урок-беседа

Обозначение границ эпизода, определение его темы, роли в тексте, характеристика действующих лиц, формулирование вывода о роли эпизода.

Видеофрагменты,

фонохрестоматия


Художественный пересказ эпизода

65

18.02

22.02

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». «Дурное общество» и «дурные дела».

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.


Тест.

Собрать рабочий материал к сочинению

66

22.02

25.02

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Подготовка к классному сочинению №3 на тему: «Путь Васи к правде и добру».

Урок развития речи

Составление плана характеристики героя.

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Защита проектов

Написать черновик

67

2302

01.03

Классное сочинение №3 по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе» на тему: «Путь Васи к правде и добру».

Урок развития речи

Написание сочинения по заданной теме.


Классное сочинение

№3

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»

68

25.02

02.03

С. А. Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения, «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.

Комбинированный урок

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета. Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Презентация о С.А. Есенине, видеофрагмент документального фильма о поэте.

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Творческая работа «Картинка из моего детства»

69

01.03

04.03

П. П. Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Реальность и фантастика в сказе.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о П.П. Бажове.


Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка» - Выполнить 5, 6 (учебник)

70

02.03


П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства.

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.

Произведения русских композиторов, живописцев

Викторина, описание иллюстраций

Подготовить рассказ о Степане

71

04.03

09.03

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей. Своеобразие языка, интонации сказа.

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.


Видеофрагменты,

фонохрестоматия

Тест.

Подготовить рассказ о Паустовском, читать «Теплый хлеб» Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

72

08.03

11.03

К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Комбинированный урок

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о К.Г. Паустовском, видеофрагмент документального фильма о писателе.


Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 4-е задание (учебник). Читать рас сказ «Заячьи лапы»


73

09.03

15.03

К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского.

Комбинированный урок

Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.


Тест.

Отметить в тексте рассказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном.

Прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

74

11.03

16.03

С. Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием ресурсов Интернета, устное рецензирование, устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, выявление черт фольклорной традиции в сказке, работа со словарем литературоведческих терминов.

Видеофрагменты

м/ф «Двенадцать месяцев»

Выразительное чтение по ролям

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.

75

15.03

18.03

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Урок-беседа

Устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа, выявление черт фольклорной традиции в сказке, работа со словарем литературоведческих терминов.

Презентация «Герои сказок С.Я. Маршака»

Тест.

Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже Прочитать рассказ «Никита»

76

16.03

22.03

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.


Презентация «Рассказ А.П. Платонова «Никита»

Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия»

Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

77

18.03

05.04

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Самообладание маленького охотника.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.


Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о В.П. Астафьеве, видеофрагмент документального фильма о писателе.


Чтение произведения

Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (учебник)

78

22.03

06.04

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Мальчик в борьбе за спасение. Основные черты характера героя.

Урок-беседа

Устно и письменно отвечать на проблемные вопросы, участвовать в коллективном диалоге, различные виды пересказа работа со словарем литературоведческих терминов.



Развернутый ответ по теме: Становление характера Васютки (цитаты и примеры из текста)

79

05.04

08.04

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. Картины родной природы.

Урок-практикум

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.

Произведения русских композиторов, живописцев

Тест.

Составить сложный план к сочинению, собрать рабочий материал

80

06.04

12.04

Подготовка к классному сочинению №4 на тему: «Васютка – главный герой произведения».

Урок развития речи

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.



План к сочинению, рабочие материалы

Написать черновик

81

08.04

13.04

Классное сочинение №4 по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро» на тему: «Васютка – главный герой произведения».

Урок развития речи

Написание сочинения по заданной теме.


Классное сочинение

№4

Подготовить выразительное чтение стихотворений о войне

82

12.04

15.04

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

Урок-беседа

Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Презентация «Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны», фонохрестоматия.

Задание рубрики «Будьте внимательны к слову».

Анализ лирического произведения

83

13.04

19.04

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Урок-практикум

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета. Чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Презентация о А.Т. Твардовском, видеофрагмент документального фильма о поэте.

Выразительное чтение

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкис та»

84

15.04

20.04

В.П. Катаев «Сын полка» (фрагменты). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Комбинированный урок

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета. Чтение произведения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета.


Видеофрагменты

х/ф «Сын полка», презентация о В.П. Катаеве

Тест.

Подготовить выразительное чтение стихотворений о родине, родной природе

85

19.04

22.04

Произведения о родине, родной природе. И.А. Бунин. «Помню долгий зимний вечер...». Дон-Аминадо. «Города и годы». Н. Рубцов. «Родная деревня». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России.

Урок-практикум

Чтение стихотворений и их полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворений; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Произведения русских композиторов, живописцев

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина

86

20.04

26.04

А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин. «Алёнушка».

Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Урок-практикум

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.


Проект. Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Защита проектов

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению

87

22.04

27.04

Писатели улыбаются.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Урок-беседа

Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя.


Элементы лингвостилистического анализа текста

Выразительное чтение произведений, ответить на вопросы

88

26.04

29.04

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов различных премий и конкурсов.

Дарья Вильке. Рассказы «Грибной дождь для героя», «Занавешенное окно». Мир детства в рассказах. Осознание собственной и чужой ранимости.

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.



Аналитическое чтение и пересказ

Подготовить сообщение о Стивенсоне, читать произведения

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 часов)

89

27.04

03.05

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Комбинированный урок

Чтение баллады и её полноценное восприятие; осмысление сюжета; выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана.

Видеофрагменты

м/ф «Вересковый мёд».

Задание рубрики «Будьте внимательны к слову».

Прочитать отрывок из романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»

90

29.04

04.05

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя, изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам (смелость, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о

Д. Дефо, видеофрагмент х/ф «Робинзон Крузо».

Выборочное чтение, анализ эпизодов

Подготовить образную характеристику литературного героя, привести примеры из текста

91



Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Преобразование мира как жизненная потребность человека.

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.



Характеристика героев

Художественный пересказ эпизода

92



Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Образ путешественника в литературе. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Урок-практикум

Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя.


Тест.

Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева»

93



Контроль техники чтения №3 по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Контроль знаний



Техника чтения №3


94



Х. К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена.

Теория литературы. Художественная деталь.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о

Х. К. Андерсене, видеофрагмент м/ф «Снежная королева».

Выборочное чтение, анализ эпизодов

Подготовить краткий пересказ сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника

95



Х.К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).

Урок-практикум

Составление плана характеристики героя.

Иллюстрации к сказке «Снежная королева»

Выразительное чтение по ролям

Подготовить сравнительную характеристику Герды и Снежной королевы

96



Х.К. Андерсен «Снежная королева». Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней.


Участие в коллективном диалоге. Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя.

Видеофрагмент м/ф «Снежная королева».

Сравнительная характеристика

Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы

97



Х.К. Андерсен «Снежная королева». Победа добра, любви и дружбы.

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.


Тест.

Прочитать Ж. Санд. «О чём говорят цветы».

98



Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Иллюстрации русских живописцев

Выразительное чтение

Прочитать роман М. Твена «Приключения Тома Сой ера»

99



М. Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о

М. Твене

Выборочное чтении, анализ эпизодов

Образная характеристика литературного героя по плану

100



М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.

Видеофрагменты х/ф «Приключения Тома Сойера»

Выразительное чтение по ролям

Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». Пересказать эпизод игры Тома и Джеда в Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе

101



М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Комбинированный урок

Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация «Герои Марка Твена»

Тест.

Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?.

Прочитать рассказ Д. Лондона «Сказание о Кише»

102



Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.

Урок изучения нового материала

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация о

Д. Лондоне

Выразительное чтение, характеристика героя

Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов.

103



Д. Лондон. «Сказание о Кише». Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах.

Урок-беседа

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.


Иллюстрации к произведения Д. Лондона

Тест.

Подготовить образную характеристику героя, привести примеры из текста

104



Д. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Урок-практикум

Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Презентация «Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа».

Вопросы и задания

рубрики «Обогащайте свою речь»

Нарисовать иллюстрацию к произведению

105



Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

Урок-игра

Формирование ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Проект.

Электронная презентация «Памятники литературным героям».

Защита проектов