СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по Истории России.ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по Истории России по ФГОС ООО для 7 класса без УУД

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по Истории России.ФГОС ООО»



















ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI-XVIII вв. (40 ч)

1

Введение. Исто­рическое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв.

Основные понятия: дина­стия Рюриковичей; дина­стия Романовых.

Основные вопросы: итоги внутренней и внешней по­литики России; основные изменения в культуре и быте русского общества;

Вводная лекция

Информационно-коммуникативная деятельность

Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; по­казывать на исторической карте рост территории Рос­сии в XVI-XVIII вв.





задачи России в данный период



Продуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком


Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч)

2-3

Внутренняя и внешняя поли­тика Бориса Годунова

Основные понятия: «запо­ведные лета», дети бояр­ские, крепостное право, урочные лета.

Основные вопросы: эконо­мическое развитие, Борис Годунов и его внутренняя и внешняя политика, при­чины Смутного времени

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Работа с фрагмен­тами историче­ского документа

Репродуктивный уровень: описывать положение ос­новных социальных слоев общества.

Продуктивны й уровень: выявлять основные причи­ны Смутного времени; ха­рактеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова.

Творческий уровень: выска­зывать суждения о перспек­тивах развития страны при правлении Б. Годунове


4-5

Смута в Россий­ском государстве

Основные понятия: «сму­та», народное ополчение, интервенция, самозванец, гражданская война, нацио­нальное самосознание, Семибоярщина. Основные вопросы: царст­вование В. Шуйского, Лжедмитрий I, Лжедмит-рий II, восстание под руко­водством И. Болотникова, первое и второе народное ополчение,

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы

Репродуктивный уровень: называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического уст­ройства станы.

Продуктивный уровень: характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени; раскры­вать роль народных масс в процессе выхода из поли­тического кризиса;



1

2

3

4

5

6

7



Земский собор 1613 г.



систематизировать истори­ческий материал о восста­нии И. Болотникова в таб­лице.

Творческий уровень: на ос­нове дополнительного ис­торического материала под­готовить сообщение: «По­литический портрет князя К. Минина, Д. Пожарского»


Тема 2. Россия в XVII веке (11ч)

6

Экономическое

Основные понятия: бар-

Урок комплексно-

Групповые формы

Репродуктивный уровень:



развитие России

щина, оброк, мелкое

го применения

работы

называть существенные



в XVII веке

товарное производство, мануфактура, всероссий­ский рынок, ярмарка.

Основные вопросы: эконо­мические последствия Смутного времени, разви­тие сельского хозяйства, формирование всероссий­ского рынка, мануфактура-предприятие нового типа

ЗУН учащимися


черты экономического раз­вития России в XVII веке; показывать на историче­ской карте крупнейшие центры торговли и ману­фактурного производства.

Продуктивный уровень: характеризовать новые чер­ты в экономике России; сравнивать экономическое развитие в XVII веке в странах Западной Европы и России


7

Сословия россий-

Основные понятия: «белые»

Урок комплексно-

Групповые формы

Репродуктивный уровень:



ского общества

слободы, владельческие

го применения

работы

описывать положение ос-




крестьяне, подворная по-

ЗУН учащимися


новных сословий в России




дать, поземельная подать,



в XVII веке.



приказные люди, служилые







люди, наемные работники.






1

2

3

4

5

6

7



Основные вопросы: соци­альная структура россий­ского общества, экономи­ческое и политическое по­ложение разных сословий российского общества



Продуктивный уровень: раскрывать изменения, происшедшие в положении представителей разных сословий;сравнивать положение разных слоев одного сословия; система­тизировать исторический материал в таблице


8

Политическое развитие России

Основные понятия: само­державие, система прика­зов, Боярская дума, Собор­ное уложение 1649 г., пол­ки «иноземного строя».

Основные вопросы: первые Романовы, органы власти Российской империи, управление на местах

Урок изучения и первичного закрепления зна­ний

Работа с фрагмен­тами историче­ского документа. Работа в парах

Репродуктивный уровень: объяснять значение поня­тий; называть существен­ные черты политического устройства России.

Продуктивны й уровень: характеризовать систему управления и самоуправле­ния в России; раскрывать причины падения роли Зем­ских соборов и Боярской Думы в XVII веке; соотно­сить факты и общие про­цессы становления россий­ского абсолютизма.

Творческий уровень: срав­нивать процесс складыва­ния абсолютной монархии в России и в странах Запад­ной Европы



1

2

3

4

5

6

7


9

Власть и церковь. Церковный раскол

Основные понятия: старо­обрядчество, раскол, протопоп.

Основные вопросы: причи­ны раскола, реформа Ни­кона, конфликт между пат­риархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, протопоп Аввакум, Цер­ковный собор 1666-1667 г.

Урок комплексно­го применения ЗУН учащимися

Работа с фрагмен­тами историче­ского документа. Работа по группам

Репродуктивный уровень: объяснять значение поня­тий.

Продуктивный уровень: характеризовать сущность и результаты церковной реформы XVII века; выяв­лять основные причины разногласий между церко­вью и властью.

Творческий уровень: выска­зывать суждение о послед­ствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона



10

«Бунташный век». Народные движе­ния

Основные понятия: крепо­стное право, Соборное Уложение, секты, скиты, старообрядчество, «белые» слободы, крестьянская война.

Основные вопросы: город­ские восстания в период царствования Алексея Ми­хайловича, восстание Сте­пана Разина, стрелецкое восстание 1682 г.

Урок комплексно­го применения ЗУН учащимися

Работа с фрагмен­тами историче­ского документа. Работа по группам. Участие в дискус­сии

Репродуктивный уровень: называть даты, место, об­стоятельства, участников народного движения.

Продуктивный уровень: соотносить факты и общие явления: закрепощение кре­стьян и народные движения в XVII веке; анализировать основные положения Со­борного уложения 1649 г.; сравнивать изменения в по­ложении разных социаль­ных слоев




1

2

3

4

5

6

7






Творческий уровень: на ос­нове дополнительной исто­рической и художественной литературы подготовить сообщение о роли личности в истории на примере Сте­пана Разина


11-12

Внешняя полити­ка России в XVII веке

Основные понятия: рада, Запорожская Сечь, острог, ясак, реестровые казаки.

Основные вопросы: Столбовский мир 1617 г., Деулинское перемирие 1618 г. Смоленская война 1632-1634 гг., освоение Сибири и Дальнего Восто­ка, воссоединение Украи­ны с Россией

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальные формы работы. Групповые формы работы

Репродуктивный уровень: называть основные направ­ления внешней политики.

Продуктивный уровень: характеризовать цели, средства, направления внешней политики России в XVII веке; сравнивать цели, результаты внешней политики царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; системати­зировать исторический ма­териал в виде схемы и таб­лицы.

Творческий уровень: подго­товить электронный адрес основных событий по дан­ной теме


13-14

Культура России в XVII веке

Основные понятия: обмирщение, парсуна, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр

Урок закрепления знаний

Групповые формы

работы.

Индивидуальные

формы работы.

Презентация

сообщений

Репродуктивный уровень: называть характерные чер­ты развития духовной жиз­ни России в XVII веке



1

2

3

4

5 1

7



Основные вопросы: разви­тие образования и науки, жанры русской литерату­ры, русский театр, архи­тектура, живопись



Продуктивный уровень: раскрывать многообразие, своеобразие и противоре­чивость русской культуры; выявлять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; ха­рактеризовать основные направления в развитии живописи, архитектуры, литературы, зодчества.

Творческий уровень: подго­товить презентации по дан­ной теме


15-16

Повторение «XVII век в исто­рическом разви­тии России»


Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся

Зачет

Репродуктивный уровень: объяснять значение поня­тий; называть основные даты, события, имена из­вестных деятелей данного исторического периода.

Продуктивны й уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; сравнивать развитие России и стран Западной Европы в данный период.

Творческий уровень: выска­зывать суждение о значи­мости данного этапа для развития России в XVIII в.



1

2 3

4 5 6

7

Тема 3. Россия в I четверти XVIII века (10 ч)

17

Россия на рубеже

Веков.

Основные понятия: причи­ны и предпосылки преоб­разований.

Основные вопросы: внут­реннее и международное положение России, пред­посылки преобразований, планы будущих преобразо­ваний России в замыслах передовых людей этого времени (С. Полоцкий, Ордин-Нащокин, В. В. Го­лицын)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальные формы работы. Работа в парах

Репродуктивный уровень: называть причины соци­ально-экономического от­ставания России от евро­пейских стран; описывать политическое и экономиче­ское положение России на­кануне преобразований.

Продуктивный уровень: выявлять предпосылки пре­образований в России; ана­лизировать проекты преоб­разований передовых лю­дей того времени.

Творческий уровень: подо­брать адреса Интернет-ресурсов по данной теме


18

Начало царство­вания Петра I

Основные понятия: регентство, стрельцы, лавра.

Основные вопросы: харак­теристика личности Петра, двоевластие, царевна Софья, великое посольство 1697-1698 гг.

Урок комплексно­го применения ЗУН учащимися

Работа с фрагмен­тами историче­ского документа

Репродуктивный уровень: называть основные этапы жизни и деятельности Пет­ра I в «начале славных лет».

Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы становления рос­сийского абсолютизма.

Творческий уровень: на ос­нове дополнительного ма­териала подготовить сооб­щение о личности Петра I



1

2

з

5

6

7

19-20

Внешняя полити­ка Петра I

Основные понятия: верфь, гвардия, рекруты, регуляр­ная армия, генеральное сражение, эскадра, фрегат, «нарвская конфузия».

Основные вопросы: причины, ход, итоги Северной войны, азовские походы, Ништадский мир

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Групповые формы работы

Репродуктивный уровень: называть даты, основные сражения Северной войны; объяснять значение поня­тий.

Продуктивный уровень: анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной ре­формы и ходом Северной войны.

Творческий уровень: выска­зывать суждение о послед­ствиях внешнеполитиче­ской деятельности Петра I


21-22

Преобразования Петра I

Основные понятия: абсо­лютизм, коллегия, Синод, бюрократия, ратуши, маги­страты, меркантилизм, по­душная подать, приписные крестьяне, протекционизм, мануфактура, посессион­ные рабочие.

Основные вопросы: преоб­разования в системе управ­ления, изменения в сель­ском хозяйстве, промыш­ленности, торговли

Урок комплексно­го применения ЗУН учащимися

Групповые формы работы

Репродуктивный уровень: называть существенные черты экономического, по­литического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I.

Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистиче­ских отношений;



1

2

3

4

5

6

7






выявлять изменения в эко­номике, внутренней поли­тике, социальном развитии, вызванные реформами Пет­ра I; анализировать послед­ствия реформ Петра I для России.

Творческий уровень: на ос­нове дополнительного ма­териала подготовить сооб­щение о развитии стран Западной Европы и России в данный период


23

Народные движе­ния I четверти XVIII века

Основные понятия: работ­ные люди, отходники, посессионные крестьяне.

Основные вопросы: причи­ны народных восстаний, общее и особенное в на­родных выступлениях, зна­чение народных восстаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Групповые формы работы

Репродуктивны й уровень: называть даты народных движений; описывать по­ложение разных социаль­ных слоев в данный период.

Продуктивный уровень: выявлять главные причины народных волнений в нача­ле XVII века; сравнивать народные выступления на­чала XVII века; системати­зировать новый историче­ский материал в таблице


24

Изменения в культуре и быте в I четверти XVIII века

Основные понятия: Ака­демия наук, ассамблеи, ле­тосчисление, Кунсткамера, развитие навигацких наук, гравюра

Урок обобщения и систематизации знаний

Групповые формы работы

Репродуктивный уровень: описывать основные на­правления развития рус­ской культуры;



1

2

3

4

5

6

7



Основные вопросы: образование, наука, быт, книгопечатание



называть существенные черты духовной жизни Рос­сии в I четверти XVIII века.

Продуктивный уровень: характеризовать новые яв­ления в области культуры и быта, введенные Петром; раскрывать значение пре­образований в области культуры для дальнейшего развития России.

Творческий уровень: выска­зывать суждение о значи­мости реформ для развития России


25

Повторение


Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся

Зачет

Репродуктивный уровень: объяснять значение поня­тий; называть ключевые события данного историче­ского периода.

Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; раскрывать значимость со­бытий этого этапа для дальнейшего развития Рос­сии.

Творческий уровень: выска­зывать суждение по спор­ным вопросам данной темы



1 2

3

4

5

6 _^

»

Тем а 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

26

Дворцовые пере-

Основные понятия: двор-

Урок изучения

Индивидуальные

Репродуктивный уровень:



вороты

цовый переворот, консти-

и первичного

формы работы

объяснять значение поня-




туционная монархия,

закрепления


тий; называть основные





Верховный тайный совет,

новых знании


этапы, даты и действующие



временщики, «кондиции»,



лица дворцовых перево-




престолонаследник, фаво-



ротов.




рит.



Продуктивный уровень:




Основные вопросы: причи-



характеризовать основные




ны дворцовых переворо-



направления внутренней




тов, направления внутрен-



политики в эпоху дворцо-




ней политики в эпоху



вых переворотов; выявлять




дворцовых переворотов,



последствия дворцовых пе-



последствия дворцовых



реворотов в социальном




переворотов


-

и политическом развитии России.

Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение об исторических персона­жах эпохи дворцовых пере­воротов


27

Внутренняя поли-

Основные понятия: откуп,

Урок комплексно-

Групповые формы

Репродуктивный уровень:



тика России

подряд.

го применения

работы

называть основные направ-



в 1725-1762 гг.

Основные вопросы: изме­нения в системе централь­ного и городского управ­ления, укрепление позиций дворянства, положение крестьян и казачества

ЗУН учащимися


ления внутренней политики преемников Петра; описы­вать положение основных социальных групп населе­ния в данную эпоху.



1

2

3

4

5

6

7






Продуктивны и уровень:








выявлять изменения в по-








ложении разных социаль-








ных слоев; характеризовать








изменения в системе управ-







ления.







Творческий уровень: приво-







дить оценки деятельности







преемников Петра


28

Внешняя полити-

Основные понятия:

Урок комплексно-

Групповые формы

Репродуктивны и уровень:




ка России в 1725-

Семилетняя война.

го применения

работы

называть основные направ-




1762 гг.

Основные вопросы: основ­ные направления внешней политики в данный период, участие России в русско-турецкой войне, в Семи­летней войне, итоги внеш­ней политики, полководче­ское искусство П. Я. Ру­мянцева, П. С. Салтыкова

ЗУН учащимися


ления внешней политики преемников Петра.

Продуктивный уровень: анализировать итоги внеш­ней политики и последст­вия; систематизировать данный исторический мате­риал в виде таблиц и схем; раскрывать основные черты полководческого искусства.

Творческий уровень: выска­зывать суждение о значи­мости и последствиях воен­ных кампаний России в XVIII в.



29

Повторение


Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся

Зачет





12 3 4

5 6 7

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (11ч)

30-31

1 Екатерина П. Внутренняя поли­тика Екатерины П

Основные понятия: про­свещенный абсолютизм, секуляризация, конститу­ция, уложенная комиссия.

Основные вопросы: осо­бенности внутренней поли­тики, изменения в город­ском управлении, работа Уложенной комиссии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальные формы работы. Работа с фрагмен­тами историче­ского документа

Репродуктивный уровень: объяснять значение поня­тий; называть характерные черты политического уст­ройства России во II поло­вине xvm в.

Продуктивный уровень: характеризовать особенно­сти внутренней политики России в данный период; раскрывать сущность поли­тики «просвещенного абсо­лютизма»; анализировать изменения в системе управ­ления, судопроизводства при Екатерине П.

Творческий уровень: соста­вить политический портрет Екатерины П



32

Крестьянская война под предво­дительством Емельяна Пугачева

Основные понятия: кре­стьянская война, само­управление, самозванец.

Основные вопросы: причи­ны, особенности и этапы крестьянской войны

Урок комплексно­го применения ЗУН учащимися

Групповые формы работы.

Работа с фрагмен­тами историче­ского документа

Репродуктивный уровень: называть место, имена, об­стоятельства, участников крестьянской войны. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: усиление крепо­стной зависимости и акти­визация народного движе­ния;




1

2

3

4

5

6

7






анализировать причины, особенности и значение крестьянской войны; срав­нивать народные восстания «бунташного времени»

XVII века и восстания

XVIII века.

Творческий уровень: выска­зывать оценочное суждение о деятельности Емельяна Пугачева


33

Экономическое развитие России 1762-1800 гг.

Основные понятия: эконо­мика, мануфактура, денеж­ный оброк, барщина, меся­чина.

Основные вопросы: разви­тие промышленности и сельского хозяйства, подъ­ем отечественной торгов­ли, итоги экономического развития России в данный период

Урок комплексно­го применения ЗУН учащимися

Групповые формы работы

Репродуктивны й уровень: описывать успехи и труд­ности развития экономики России в данный период; называть существенные черты экономического раз­вития России в конце XVII -начале XVIII в.

Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: крепостнический строй и разложение фео­дально-крепостнической системы.

Творческий уровень: срав­нивать экономическое развитие России и стран Западной Европы



1

2

3

4

5

6

7

34-35

Внешняя полити­ка Екатерины П. Русское военное искусство

Основные понятия: про­текторат, коалиция, ней­тралитет.

Основные вопросы: основ­ные направления внешней политики, борьба России за выход к Черному морю, война со Швецией, полко­водческое искусство А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Групповые формы работы

Репродуктивный уровень: называть даты военных по­ходов и кампаний.

Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внешней по­литики России во П поло­вине ХУШ века; раскры­вать последствия внешне­политической деятельности Екатерины II.

Творческий уровень: выска­зывать оценочное суждение о внешнеполитической дея­тельности Екатерины; на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение «Наука побеждать» А. В. Суворов; Ф. Ф. Уша­ков


36-37

Россия при Павле I. Внешняя и внут­ренняя политика России в конце ХУШ в.

Основные понятия: коали­ция, блокада, захватниче­ская война, эскадра.

Основные вопросы: основ­ные направления внешней и внутренней политики Павла, противоречивость политики Павла, дворцо­вый переворот

Урок комплексно­го применения ЗУН учащимися

Групповые формы работы.

Работа с фрагмен­тами историче­ского документа

Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла I; выявлять особенности про­водимой Павлом I политики.

Творческий уровень: выска­зывать оценочное суждение о личности и деятельности Павла I



1

2

3

4

5

6

7








38

Культура России во П половине XVIII в.

Основные понятия: уни­верситет, духовная семи­нария, барокко, класси­цизм, реализм, идеология, паровая машина.

Основные вопросы: ста­новление системы россий­ского образования, успехи отечественной науки, осо­бенности развития искус­ства России

Урок обобщения и систематизации знаний

Групповые формы работы

Репродуктивный уровень: составлять описание исто­рических памятников и произведений литерату­ры; называть характерные черты духовной культуры России П половины ХУЩ в.

Продуктивный уровень: характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; вы­являть особенности разви­тия искусства и роль акаде­мических экспедиций в раз­витии отечественной науки.

Творческий уровень: на ос­нове литературных произ­ведений выявлять ценности изучаемого периода


39

Повторение «История России XVII-XVIII вв.»


Урок контроля, оценки и коррек­ции знаний уча­щихся

Зачет

Репродуктивный уровень: объяснять значение поня­тий; называть основные даты, события, имена из­вестных деятелей данного исторического периода.



1

2

3

4

5

6

7






Продуктивный уровень: соотносить изученные факты и общие процессы; сравнивать социально-экономические, политиче­ские, духовные процессы в России с историческим раз­витием стран Западной Ев­ропы в XVn-XVIII вв.; структурировать изученный материал в виде таблиц, схем.

Творческий уровень: презентовать проекты «Выдающиеся личности России XVII-XVIII вв.»




Контрольная работа по курсу