Руководитель МО Заместитель директора И.о. Директор школы
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе «Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы» – М.: Просвещение, 2011.
Учебник Литература. 6 класс. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 3-е издание.- М.Просвещение ,2014г.
1.О. А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. Москва: Экзамен, 2008 г.
2.О. В. Шаталова. Дидактические материалы по литературе: 6-й класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература 6 класс». Москва: Экзамен, 2008 г.
3.Л. В. Чернец и др. Школьный словарь литературоведческих терминов, Москва: Просвещение, 2007 г.
4.Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 6 класс/ В. Я. Коровина и др. Москва: Просвещение, 2004 г
5.Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6-й класс: к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 6 класс» / Н.А.Миронова. – М.: Экзамен, 2006
6. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.
7. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. Для учащихся / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – 2-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 1985
№ п/п | Наименование разделов и тем | Сроки | Виды контроля |
План | Факт |
Введение |
1 | Писатели-создатели, хранители и любители книги. | | | |
Устное народное творчество |
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | | | |
3 | Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Поговорка как образное выражение. | | | |
4 | Вн.чт. Загадки как вид словесной игры | | | |
5 | РР.Русский фольклор. Тест | | | |
Древнерусская литература |
6 | Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе» | | | |
Литература 18 века |
7 | Русская басня. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне | | | |
8 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни» Роль власти и народа. | | | |
9 | И.А. Крылов «Ларчик» Критика мудреца и хвастуна | | | |
10 | РР И.А. Крылов «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи и талантливого певца | | | |
11 | Вн.чт. Басня «Волк и ягнёнок». Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Своеобразие басен Крылова. | | | |
12 | Контрольная работа по теме «Басня» | | | Контр. работа |
Литература 19 века |
13 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики. Дружба в жизни поэта «И.И. Пущину» | | | |
14 | Стихотворение А. Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | | | |
15 | РР.А. Пушкин «Зимнее утро» . Единение красоты природы, человека, жизни в пейзажной лирике. Двусложные размеры стиха. | | | |
16 | А.С. Пушкин. Роман Дубровский» История создания. Картины жизни русского поместного дворянства( глава1) | | | |
17 | Образы Дубровского-старшего и Троекурова. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова (главы 2-3) | | | |
18 | Протест Вл. Дубровского против несправедливых порядков(глава 4-5) | | | |
19 | Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. (главы 6-7) | | | |
20 | Появление француза Дефоржа. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. (главы 8-10) | | | |
21 | Романтический характер истории любви Дубровского и Маши Троекурова. Средства выражения авторского отношения к героям романа.(главы11-17) | | | |
22 | Развязка романа «Дубровский» (главы 18-19) | | | |
23 | Композиция романа «Дубровский». Противопоставление человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. | | | |
24 | РР. Нравственная проблематика произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | | | |
25 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | | | сочинение |
26 | А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Образ рассказчика. «Барышня-крестьянка» | | | |
27 | Вн.чт.«Барышня-крестьянка», сюжет и герои повести. Антитеза. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения | | | |
28 | Вн.чт. А.С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | | | |
29 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | | | Контрольная работа |
30 | М.Ю. Лермонтов «Слово о поэте» «Тучи». Мотивы тоски и чувства трагического одиночества. | | | |
31 | Вн.чт.М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. | | | |
32 | Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях М. Лермонтова «Листок», «Утес». Тема одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. | | | |
33 | РР. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова» | | | сочинение |
34 | Вн.чт. Н.В. Гоголь «Старосветские помещики» | | | |
35 | И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. | | | |
36 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. Народные предания. | | | |
37 | Смысл названия рассказа. Тургенев-мастер пейзажа и портрета | | | |
38 | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Философская проблематика стихотворений. «Неохотно и несмело». | | | |
39 | Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся» Судьба человека и судьба коршуна. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Роль антитезы в стихотворении. | | | |
40 | Ф.И. Тютчев «Листья». Природные образы и средства их создания. Обучение анализу стихотворения. | | | |
41 | А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила». Природа как воплощение прекрасного. | | | |
42 | А.А. Фет. «Еще майская ночь» Темы природы и любви. Природные образы и средства их создания. | | | |
43 | А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы…»Философская проблематика стихотворений Фета. Природа как мир истины и красоты. | | | |
44 | РР. Поэтичность и музыкальность стихов Ф. Тютчева, А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. | | | |
45 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | | | |
46 | Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа. | | | |
47 | Вн.чт. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. | | | |
48 | Трехсложные размеры стиха | | | |
49 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. | | | Контрольная работа |
50 | Н. Лесков. Слово о писателе «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант человека из народа. Портрет Левши. | | | |
51 | Н. Лесков «Левша». Изображение представителей царской власти. Бесправие народа. Отношение автора к героям. | | | |
52 | РР Подготовка к сочинению: «Лучшие качества русского народа». | | | Домашнее сочинение |
53 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | | | |
54 | Вн.чт. Рассказ «Лошадиная фамилия». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комической ситуации. | | | |
55 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи», А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы» | | | |
56 | Р.Р.Природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Анализ стихотворения. | | | |
57 | Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века» Тест | | | тест |
Литература 20 века |
58 | А. И. Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. | | | |
59 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор». Образ доктора в русской литературе. | | | |
60 | А. Грин «Алые паруса» Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. | | | |
61 | История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Воплощение мечты как сюжетный приём. | | | |
62 | «Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. | | | |
63 | А. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Цветок на земле».. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка. | | | |
64 | Вн.чт.М. М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра | | | |
65 | «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. Два пути. | | | |
66 | Приключения Насти и Митраши в болоте. | | | |
67 | РР Классное сочинение «Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | | | сочинение |
68 | Стихотворения о Великой Отечественной войне. К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», Д. Самойлов «Сороковые» | | | |
69 | РР. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Обучение выразительному чтению. | | | |
70 | В. П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта русской деревни в послевоенные годы. | | | |
71 | В. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в рассказе. | | | |
72 | В.Г.Распутин «Уроки французского» Изображение трудностей послевоенного времени. | | | |
73 | Нравственные проблемы рассказа В. Распутина «Уроки французского». События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. | | | |
74 | Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. | | | |
75 | РР. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина» | | | сочинение |
76 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. «Странные люди»- герои Шукшина. Рассказы «Критики» | | | |
77 | Вн.чт. В. Шукшин. Рассказ «Срезал» | | | |
78 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. | | | |
79 | Р.Р. Сочинение по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | | | сочинение |
80 | Контрольная работа( тестирование) по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и др. | | | Контрольная работа |
81 | Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» | | | |
82 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Обучение выразительному чтению. | | | |
83 | А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие». Роль предметной детали, её многозначность. Анализ стихотворения | | | |
84 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова. | | | |
85 | РР «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра). | | | сочинение |
Литература народов России |
86 | Г. Тукай. Слово о поэте «Родная деревня», «Книга». Любовь к своему родному краю, своей семье, верность обычаям и традициям своего народа. | | | |
87 | К. Кулиев. Слово о поэте. Стихи. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. | | | |
Зарубежная литература |
88 | Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | | | |
89 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | | | |
90 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | | | |
91 | «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | | | |
92 | М. де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. Образы благородного рыцаря и его верного слуги. | | | |
93 | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности. Конфликт иллюзии и реальной действительности. | | | |
94 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». История жанра баллады. Жанровые признаки.Проблема благородства, достоинства и чести. | | | |
95 | П. Мериме. «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | | | |
96 | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | | | |
97 | Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Друзья и враги маленького принца.. | | | |
98 | «Маленький принц». Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа маленького принца. | | | |
99 | Вн.чт. М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. | | | |
100 | Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | | | |
Повторение пройденного |
101 | Повторение изученного в 6 классе Письменный ответ на вопрос « Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе» Итоговый тест | | | тест |
102 | Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание для летнего чтения | | | викторина |