№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов на изуче- ние | Форма контроля | Дата | Примеча-ние |
По плану | Фактически |
Введение (1 ч.) |
1. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Беседа. | | | |
Устное народное творчество (4 ч.) |
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник». | 1 | Фронтальный опрос, словарная работа. | | | |
3. | Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного народа. | 1 | Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, беседа по иллюстрациям. | | | |
4. | Былины «Садко» и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Проект. Электронная презентация «Русские былины». | 1 | Проект. | | | |
5. | «Калевала» - карело-финский эпос. Поэма «Песнь о Роланде». Пословицы и поговорки. | 1 | Фронтальный опрос. | | | |
Древнерусская литература (3 ч.) |
6. | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет». | 1 | Как создавались древние книги и кем? (Лекция.) Работа над выразительным чтением. | | | |
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви, верности. | 1 | Беседа, составление плана. | | | |
8. | Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература». | 1 | Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: в чём значение древнерусской литературы для современного читателя? | | | |
Из русской литературы XVIII века (2 ч.) |
9. | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…». | .1 | Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя. Беседа. | | | |
10. | Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Беседа. | | | |
Из русской литературы XIX века (28 ч.) |
11. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» (отрывок). | 1 | Составление плана, беседа. | | | |
12. | А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок.) | 1 | Анализ изобразительных средств. Чтение наизусть. | | | |
13. | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | 1 | Беседа. Лексическая работа. Составление плана. | | | |
14. | А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. | 1 | Лексическая работа. Беседа. Составление плана характеристики | | | |
15. | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1 | Беседа. Анализ эпизода. | | | |
16. | Проект. Литературная викторина по произведениям А.С. Пушкина. | 1 | Проект. | | | |
17. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | 1 | Лексическая работа, беседа по иллюстрациям. | | | |
18. | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Анализ стихотворения, чтение наизусть. | | | |
19. | Проект. Электронная презентация «Лермонтовские места России». | 1 | Проект. | | | |
20. | Контрольная работа № 2 по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | 1 | Контрольная работа (тест). | | | |
21. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | 1 | Художественный пересказ. | | | |
22. | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. | 1 | Составление плана характеристики. | | | |
23. | Контрольная работа № 3 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос: зачем в повести противопостав-лены образы Остапа и Андрия? | | | |
24. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк». | 1 | Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | | | |
25. | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача». | 1 | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Беседа. | | | |
26. | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. | 1 | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Беседа. | | | |
27. | Вн.чтение. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. | 1 | Составление плана. Чтение наизусть. | | | |
28. | Вн.чтение. А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». | 1 | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. | | | |
29. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | Беседа; пересказ эпизодов. | | | |
30. | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». | 1 | Беседа; пересказ эпизодов. | | | |
31. | Контрольная работа № 4 по творчеству И.С.Тургенев, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Контрольная работа (тест). | | | |
32. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). | 1 | Беседа. | | | |
33. | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | 1 | Беседа; пересказ эпизодов. | | | |
34. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Смысл названия и средства создания комического в рассказе. | 1 | Беседа, пересказ эпизодов, инсценирование. | | | |
35. | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Проект. Подготовка сценария фильма «Злоумышленник». | 1 | Проект. | | | |
36. | Вн.чтение. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | 1 | Беседа, пересказ. | | | |
37. | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны»; А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест»; И. Бунин «Родина». | 1 | Урок-концерт. Обучение выразительному чтению стихотворения. | | | |
38. | Контрольная работа № 5 по русской поэзии XIX века о Родине и родной природе. | | Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос: что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX века о Родине и родной природе? | | | |
Из русской литературы XX века (25 ч.) |
39. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | Беседа. | | | |
40. | И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | Беседа. | | | |
41. | Контрольная работа № 6 по произведениям Л.Н.Толстого и И.А.Бунина. | | Контрольная работа. Сочинение: «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина. | | | |
42. | М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). | 1 | Чтение наизусть. Беседа. | | | |
43. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». | 1 | Беседа; пересказ эпизодов, анализ эпизода. | | | |
44. | Вн.чтение. «Данко» отрывок из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». | 1 | Обучение выразительному чтению. | | | |
45. | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». | 1 | Ответы на проблемные вопросы. | | | |
46. | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Анализ художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению наизусть. | | | |
47. | Вн.чтение. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Выразительное чтение наизусть. | | | |
48. | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». | 1 | Ответы на проблемные вопросы. | | | |
49. | А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». | 1 | Ответы на проблемные вопросы. | | | |
50. | Контрольная работа № 7 по произведениям писателей XX века. | 1 | Контрольная работа. Сочинение: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | | | |
51. | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». | 1 | Ответы на проблемные вопросы стихотворений. | | | |
52. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». | 1 | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа. | | | |
53. | Вн. чтение. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. А. Ахматова. «Мужество»; Е.М. Винокуров «Москвичи». | 1 | Чтение стихотворений, анализ. | | | |
54. | Проект. Составление сценария вечера, посвящённого произведениям о войне. | 1 | Проект. | | | |
55. | Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | 1 | Беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой. | | | |
56. | Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла», «Живое пламя». | 1 | Беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой. | | | |
57. | Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». | 1 | Беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой. | | | |
58. | Д. С. Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи. Проект. Письменное сообщение на тему «Искусство моего родного края». | 1 | Проект. | | | |
59. | М. М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Беседа, комментированное чтение эпизодов, творческая работа, работа с лексикой. | | | |
60. | Стихи поэтов XX о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Проект. Конкурс чтецов на тему «Тебе, родной край, посвящается». | 1 | Проект. | | | |
61. | Вн.чтение. Песни на стихи русских поэтов XX века. И.А.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Н.Вертинский «Доченьки». | | Чтение стихотворений, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа. | | | |
62. | Контрольная работа № 8 по русской литературе второй половины XX века. | 1 | Контрольная работа (тест). | | | |
63. | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Земля как будто стала шире». Из цикла «Восьмистишия»: «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...». | 1 | Чтение стихотворений наизусть, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа. | | | |
Из зарубежной литературы (5 ч.) |
64. | Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | Чтение стихотворений, работа с лексикой и выразительными средствами. | | | |
65. | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой!». Анализ поэтических интонаций. | 1 | Чтение стихотворений, работа с лексикой и выразительными средствами. | | | |
66. | Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра. | 1 | Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа. | | | |
67. | О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». | 1 | Знакомство с текстом, беседа, словарная работа. | | | |
68. | Вн.чтение. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Итоги года. Задание для летнего чтения. | 1 | Знакомство с текстом, беседа, словарная работа. | | | |
69- 70. | Резервные уроки. | 2 | | | | |