ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Русский язык. 8 класс.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения1.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в насто-ящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой2.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 8–9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
В результате изучения русского языка ученик должен3
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. Часы повторения изученного в 8 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения:
– контрольных диктантов – 9 часов;
– изложений – 8 часов;
– сочинений – 2 часа;
– творческих работ – 4 часа.
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М. : Дрофа, 2009.
2. Русский язык. 8 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 128 с.
3. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 288 с.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Репина, Н. А. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 8 класс» / Н. А. Репина ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2009. – 192 с.
2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.
3. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 1 : Орфография / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.
4. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 2 : Пунктуация / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.
5. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. / Н. А. Шапиро. – М. : Первое сентября, 2002. – 160 с.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– Русский язык. 8 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 37,3 МБ. – (Электронное учебное издание).
– 1С: Школа. Русский язык. 8 кл. – М. : 1С, 2008. – (1С: Школа).
– Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – М. : Новый Диск, 2010. – (Интерактивные тесты).
– Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушинская. – М. : Новый Диск, 2008. – (Интерактивные плакаты).
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Оборудование | Вид контроля | Дата прове- дения | | |
| | | | | п л а н | ф а к т | |
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 | Диск «Уроки русского языка | Фронтальный опрос | 5.09 | | |
2 | Речь. Разновидности речи | 1 | Презентация с заданием | Анализ текста | 7.09 | | |
3 | Стили речи | 1 | Диск «русский язык 8 класс» | Анализ текста | 9.09 | | |
Повторение | |
4 | написание -н- и -нн- в суффиксах - | 1 | Тест. Диск «Уроки русского языка 8 класс»Кирилла и Мефодия» | Тематический диктант | 12.09 | | |
5–6 | Правописание не с различными частями речи | 2 | Диск «Уроки русского языка | Тематический диктант | 16.18.09 | | |
7 | Употребление в тексте частицы ни | 1 | Презентация с заданием | Тематический диктант | 22.09 | | |
8 | Употребление дефиса | 1 | Диск «русский язык 8 класс» текст, тест | Тематический диктант. | 23.09 | | |
9 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 1 | тест Диск «Уроки русского языка 8 класс»Кирилла и Мефодия» | Тематический диктант. Комментируемое письмо | 25.09 | | |
10– | Р/р. Типы речи Сочинение « Легко ли быть молодым?» | 1 | Текст | Творческая работа | 29.09 | | |
11 | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Презентация с заданием | Анализ текста | 30 09 | | |
12 | Изложение по тексту Солоухина »Трава» | 1 | Текст | Творческая работа | 2.10 | | |
13 14 | Контрольный диктант. Анализ | 2 | Текст диктанта | Тренинг, практикум | 6.10 7.10 | | |
Синтаксис и пунктуация | |
15 | Словосочетание и предложение. | 1 | Презентация с заданием | Разбор сс | 9.10 | | |
16 17 | Словосочетание | 2 | Диск «русский язык 8 класс» тест | Самостоятельная работа | 13.10 14.10 | | |
18 | Синтаксический разбор словосочетания | 1 | тест | Самостоятельная работа | 16.10 | | |
19 | Предложение и его типы | 1 | Диск «Уроки русского языка 8 класс»Кирилла и Мефодия» | Комментируемое письмо. Самостоятельная работа | 20.10 | | |
20 | Контрольный диктант | 1 | Презентация с заданием | диктант | 21.10 | | |
21 | Анализ диктанта | 1 | Презентация с заданием | Тренировочное упражнение. | 23.10 | | |
22 | Интонация простого предложения. | 1 | Диск «русский язык 8 класс» - текст | Самостоятельная работа | 26.10 | | |
23 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | тест | Самостоятельная работа | 26.10 | | |
24 | Подлежащее и способы его выражения | 1 | Презентация с заданием | Беседа по вопросам | 10.11 | | |
25 | Сказуемое и способы его выражения | 1 | тест | Самостоятельная работа | 11.11 | | |
26 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Текст диктанта | практикум | 17.11 | | |
27 | Правила согласования главных членов. | 1 | Презентация с заданием | Беседа по вопросам | 18.11 | | |
28 | Тестирование. Словосочетание и предложение | 1 | | Тест | 20.11 | | |
29,30 | Контрольный диктант. Анализ диктанта. | 2 | тест | Комментируемое письмо. | 24.11 25.11 | | |
31,32 | Второстепенные члены предложения, их функция Определение. | 2 | Презентация с заданием | Анализ текста | 27.11 | | |
33 | Приложение | 1 | Текст диктанта | Тренинг, практикум | 1.12 | | |
34 | Дополнение | 1 | Презентация с заданием | Конструирование предложения | 2.12 | | |
35,36 | . Обстоятельство. Основные группы обстоятельств по значениям | 2 | текст | Творческая работа | 4.12,8. 12 | | |
37 38,39 40 41,42 43,44 | Р/р. Порядок слов в предложении Контрольный диктант. Анализ Р/р. Репортаж Изложение по тексту Паперного «Наедине с толпой» Контрольный диктант. Анализ | 2 2 1 2 2 | Тест | Тренинг, практикум Диктант Анализ текстов Сжатое изложение | 9.12 11.12,15.12 16.12 18.12,22.12 23.12,25.12 | | |
Односоставное предложение | |
45– 46 | Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения | 2 | Презентация с заданием | Составление опорной схемы. Фронтальный опрос | 29.12 12.01 | | |
47 | Неопределенно-лич- ные предложения | 1 | Диск «русский язык 8 класс» приложение к учебнику- текст, тест | Составление опорных схем | 13.01 | | |
48 | Обобщенно-личные предложения | 1 | тест | Составление опорных схем | 15.01 | | |
49– 50 | Безличные предложения | 2 | Презентация с заданием | Составление опорной схемы | 19.01,20.01 | | |
51 | Назывные предложения | 1 | тест | Анализ текста. Комментируемое письмо | 22.01 | | |
52 | Тестирование по теме «Односоставные предложения» | 1 | тест | тест | 26.01 | | |
53 | Неполное предложение. | 1 | презентация | Работа с текстом | 27.01 | | |
54– 55 | Р/р. Статья. Сочинение-рассуждение «Нужно ли в наши дни читать книги?» | 2 | Презентация с заданием | Составление плана, рабочие материалы | 29.01,2.02 | | |
56– 57 | Контрольный диктант. Анализ | 2 | Текст диктанта | практикум | 3.02,5.02 | | |
58– 59 | Р/р. Сжатое изложение | 2 | аудио | Приемы сжатия | 9.02,10.02 | | |
Простое осложненное предложение | |
60. | Какие члены являются однородными | 1 | Диск «русский язык 8 класс» | Схематический диктант. | 12.02 | | |
61 | Как связаны между собой однородные члены предложения | 1 | тест | Беседа, проблемные задания | 16.02 | | |
62 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Презентация с заданием | Использование текстов художественной литературы | 17.02 | | |
63 | Обобщающие слова при однородных членах; знаки препинания | 2 | Диск «русский язык 8 класс» | схемы Объяснительный диктант | 19.02 | | |
64 | Закрепление и обобщение темы «Однородные члены предложения» | 2 | тест | Тестирование на знание правил постановки знаков препинания. | 24. 02 | | |
65 66 | Тестирование Анализ | 2 | тест | составление теста по теме | 26.02 2.03 | | |
67 68 | Р/р. Изложение | 2 | аудио | Приемы сжатия | 3.03,5.03 | | |
69– 70 | Контрольный диктант. Анализ | 2 | Текст диктанта | Разбор предложений | 7.03 9.03 | | |
71– 72 | Предложения с обращением | 2 | Диск | Комментируемое письмо | 9.03 10.03 | | |
73– 74 | Предложения с вводными конструкциями | 2 | Презентация с заданием | Комментируемое письмо. | 12.03 16.03 | | |
75– 76 | Предложения с вставными конструкциями | 2 | Презентация с заданием | Тренировочные упражнения | 17.03 19.03 | | |
77– 78 | Предложения с междометиями и словами да, нет | 2 | Презентация с заданием | Работа с текстом | 23.03,2.04 | | |
79– 80 | Контрольная работа по тексту Солоухина. | 2 | Текст диктанта | Синтаксический разбор предложений | 6.04,7.04 | | |
Предложения с обособленными членами предложения | |
81 | Обособление второстепенных членов предложения | 1 | Презентация с заданием | Объяснительный диктант. | 9.04 | | |
82 83 84 85 | Обособленные определения и приложения | 4 | текст, тест | Составление плана параграфа. схемы | 13.04 14.04 16.04 20.04 | | |
86 87 88 89 | Обособленные обстоятельства | 4 | Презентация с заданием | Объяснительный диктант. | 21.04 23.04 27.04 28.04 | | |
90 91 | Обособление уточняющих членов | 2 | Презентация с заданием | Работа с учебником. Объяснительный диктант. | 30.04 4.05 | | |
93 94 | Р/р. Портретный очерк | 2 | Презентация с заданием | план | 5.05 7.05 | | |
95 96 | Р/р. Изложение – портрет ный очерк с элементами сочинения | 2 | Презентация с заданием | Создание текста | 9.05 11.05 | | |
97 | Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | тест | схемы | 12.05 | | |
98 99 | Контрольный диктант. Анализ | 2 | Текст диктанта | практикум | 14.05 18.05 | | |
Прямая и косвенная речь | | | | | 18.05 19.05 |
100 | Оформление прямой речи на письме | 1 | Презентация с заданием | схемы | 19.05 | | |
| Диалог | 1 | Диск | схемы | 21. 05 | | |
101 | Косвенная речь | 1 | | | 25.05 | | |
102 | Цитаты и их оформление на письме | 1 | тест | Тренинг, практикум | 26.05 | | |
103 | Повторение | 1 | Презентация с заданием | практикум | 28.05 | | |
| | | | | | | |