СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена разработка календарно - тематического планирования по русскому языку в восьмом классе

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по русскому языку в 8 классе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Русский язык. 8 класс.

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5–9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения1.

В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в насто-ящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

 овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

 формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

 освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой2.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 8–9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В результате изучения русского языка ученик должен3

знать/понимать

 роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

 смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

 основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

 особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

 основные единицы языка, их признаки;

 основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

 объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

 адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

 читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

 извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

 соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. Часы повторения изученного в 8 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.

Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.

Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения:

– контрольных диктантов – 9 часов;

– изложений – 8 часов;

– сочинений – 2 часа;

– творческих работ – 4 часа.

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. – М. : Дрофа, 2009.

2. Русский язык. 8 кл. : методические рекомендации к учебнику / под ред. М. М. Разумовской. – М. : Дрофа, 2009. – 128 с.

3. Русский язык. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 288 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Репина, Н. А. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 8 класс» / Н. А. Репина ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2009. – 192 с.

2. Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с.

3. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 1 : Орфография / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.

4. Львова, С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5–11 кл. : пособие для учащихся. Ч. 2 : Пунктуация / С. И. Львова. – М. : Мнемозина, 2002.

5. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. / Н. А. Шапиро. – М. : Первое сентября, 2002. – 160 с.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Русский язык. 8 кл. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2010. – 37,3 МБ. – (Электронное учебное издание).

1С: Школа. Русский язык. 8 кл. – М. : 1С, 2008. – (1С: Школа).

Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. – М. : Новый Диск, 2010. – (Интерактивные тесты).

Крушинская, Т. Ф. Интерактивные плакаты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. Программно-методический комплекс / Т. Ф. Крушинская. – М. : Новый Диск, 2008. – (Интерактивные плакаты).









Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе.



№ 
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Оборудование

Вид

контроля

Дата
прове-
дения








п

л

а

н

ф

а

к

т


1

Русский язык в семье славянских языков

1

Диск «Уроки русского языка

Фронтальный опрос

5.09



2

Речь. Разновидности речи

1

Презентация с заданием

Анализ текста

7.09



3

Стили речи

1

Диск «русский язык 8 класс»

Анализ текста

9.09



Повторение


4

написание -н-

и -нн- в суффиксах -

1

Тест. Диск «Уроки русского языка 8 класс»Кирилла и Мефодия»

Тематический диктант

12.09



5–6

Правописание не с различными частями речи

2

Диск «Уроки русского языка

Тематический диктант

16.18.09



7

Употребление в тексте частицы ни

1

Презентация с заданием

Тематический диктант

22.09



8

Употребление дефиса

1

Диск «русский язык 8 класс» текст, тест

Тематический диктант.

23.09



9

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

1

тест Диск «Уроки русского языка 8 класс»Кирилла и Мефодия»

Тематический диктант. Комментируемое письмо

25.09



10–


Р/р. Типы речи

Сочинение « Легко ли быть молодым?»

1

Текст

Творческая работа

29.09




11

Способы и средства связи предложений в тексте

1

Презентация с заданием

Анализ текста

30 09



12

Изложение по тексту Солоухина »Трава»

1

Текст

Творческая работа

2.10



13

14

Контрольный диктант. Анализ

2

Текст диктанта

Тренинг, практикум

6.10

7.10



Синтаксис и пунктуация





15

Словосочетание и предложение.

1

Презентация с заданием

Разбор сс

9.10




16

17

Словосочетание

2

Диск «русский язык 8 класс» тест

Самостоятельная работа

13.10

14.10



18

Синтаксический разбор словосочетания

1

тест

Самостоятельная работа

16.10




19

Предложение и его типы


1

Диск «Уроки русского языка 8 класс»Кирилла и Мефодия»

Комментируемое письмо. Самостоятельная работа

20.10



20

Контрольный диктант

1

Презентация с заданием

диктант

21.10



21

Анализ диктанта

1

Презентация с заданием

Тренировочное упражнение.

23.10



22

Интонация простого предложения.

1

Диск «русский язык 8 класс» - текст

Самостоятельная работа

26.10




23

Тире между подлежащим и сказуемым

1

тест

Самостоятельная работа

26.10



24

Подлежащее и способы его выражения

1

Презентация с заданием

Беседа по вопросам

10.11



25

Сказуемое и способы его выражения

1

тест

Самостоятельная работа

11.11



26

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Текст диктанта

практикум

17.11




27

Правила согласования главных членов.

1

Презентация с заданием

Беседа по вопросам

18.11



28

Тестирование. Словосочетание и предложение

1


Тест

20.11



29,30

Контрольный диктант. Анализ диктанта.

2

тест

Комментируемое письмо.

24.11

25.11



31,32

Второстепенные члены предложения, их функция Определение.

2

Презентация с заданием

Анализ текста

27.11



33

Приложение

1

Текст диктанта

Тренинг, практикум

1.12



34

Дополнение

1

Презентация с заданием

Конструирование предложения

2.12




35,36


. Обстоятельство. Основные группы обстоятельств по значениям

2

текст

Творческая работа

4.12,8.

12



37



38,39



40


41,42




43,44

Р/р. Порядок слов в предложении


Контрольный диктант. Анализ


Р/р. Репортаж


Изложение по тексту Паперного «Наедине с толпой»


Контрольный диктант. Анализ

2


2



1


2





2

Тест



Тренинг, практикум


Диктант



Анализ текстов



Сжатое изложение

9.12



11.12,15.12



16.12



18.12,22.12



23.12,25.12










Односоставное предложение


45–

46

Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения

2

Презентация с заданием

Составление опорной схемы. Фронтальный опрос

29.12

12.01



47

Неопределенно-лич-

ные предложения

1

Диск «русский язык 8 класс» приложение к учебнику- текст, тест

Составление опорных схем

13.01



48

Обобщенно-личные предложения

1

тест

Составление опорных схем

15.01



49–

50

Безличные предложения

2

Презентация с заданием

Составление опорной
схемы

19.01,20.01



51

Назывные предложения

1

тест

Анализ текста. Комментируемое письмо

22.01



52

Тестирование по теме «Односоставные предложения»

1

тест

тест

26.01



53

Неполное предложение.

1

презентация

Работа с текстом

27.01



54–

55

Р/р. Статья. Сочинение-рассуждение «Нужно ли в наши дни читать книги?»

2

Презентация с заданием

Составление плана, рабочие материалы

29.01,2.02



56–

57

Контрольный диктант. Анализ

2

Текст диктанта

практикум

3.02,5.02



58–

59

Р/р. Сжатое изложение

2

аудио

Приемы сжатия

9.02,10.02




Простое осложненное предложение


60.

Какие члены являются однородными

1

Диск «русский язык 8 класс»

Схематический диктант.

12.02




61

Как связаны между собой однородные члены предложения

1

тест

Беседа, проблемные задания

16.02




62

Однородные и неоднородные определения

1

Презентация с заданием

Использование текстов художественной литературы

17.02




63

Обобщающие слова при
однородных членах; знаки препинания

2

Диск «русский язык 8 класс»

схемы Объяснительный
диктант

19.02





64

Закрепление и обобщение темы «Однородные члены предложения»

2

тест

Тестирование

на знание правил постановки

знаков препинания.



24. 02




65

66

Тестирование

Анализ

2

тест

составление теста по теме

26.02

2.03




67

68

Р/р. Изложение

2

аудио

Приемы сжатия

3.03,5.03



69–

70

Контрольный диктант. Анализ

2

Текст диктанта

Разбор предложений

7.03

9.03



71–

72

Предложения с обращением

2

Диск

Комментируемое письмо

9.03

10.03




73–

74

Предложения с вводными конструкциями

2

Презентация с заданием

Комментируемое письмо.

12.03

16.03



75–

76

Предложения с вставными конструкциями

2

Презентация с заданием

Тренировочные упражнения

17.03

19.03




77–

78

Предложения с междометиями и словами да, нет

2

Презентация с заданием

Работа с текстом

23.03,2.04



79–

80

Контрольная работа по тексту Солоухина.

2

Текст диктанта

Синтаксический разбор предложений

6.04,7.04



Предложения с обособленными членами предложения


81

Обособление второстепенных
членов предложения

1

Презентация с заданием

Объяснительный диктант.


9.04



82

83

84

85

Обособленные определения и приложения


4

текст, тест

Составление плана параграфа.

схемы

13.04

14.04

16.04

20.04



86

87

88

89

Обособленные обстоятельства

4

Презентация с заданием

Объяснительный диктант.


21.04

23.04

27.04

28.04



90

91

Обособление

уточняющих членов

2

Презентация с заданием

Работа

с учебником. Объяснительный диктант.

30.04

4.05




93

94

Р/р. Портретный очерк

2

Презентация с заданием

план

5.05

7.05



95

96

Р/р. Изложение – портрет ный очерк с элементами сочинения

2

Презентация с заданием

Создание текста

9.05

11.05



97

Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами»

1

тест

схемы

12.05




98

99

Контрольный диктант. Анализ

2

Текст диктанта

практикум

14.05

18.05



Прямая и косвенная речь





18.05

19.05

100

Оформление прямой речи на письме

1

Презентация с заданием

схемы

19.05




Диалог

1

Диск

схемы

21. 05



101

Косвенная речь

1



25.05



102

Цитаты

и их оформление на письме

1

тест

Тренинг, практикум

26.05




103

Повторение

1

Презентация с заданием

практикум

28.05






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!