СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по окружающему миру 4 класс УМК "Перспектива".Авторы учебника А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс»

КТП ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (4 класс)

(«УМК «Перспектива»)



п/п



Тема урока



Кол-во часов


Понятия , термины, содержание

Планируемые результаты


Дата план.


Дата факт.



Предметные


Метапредметные и личностные УУД



Мы – граждане единого Отечества (10 ч.)


Научатся:

систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка;

государственную символику;

государственные праздники.Различать права и обязанности гражданина России.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России.


Получат возможность научиться:

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества».

Метапредметные:

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре; определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.



1

Общество – это мы! Гражданин и гражданское общество.


1

Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и современных обществах.

Определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни.

Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник».

2

Российский народ.

Пр.рСоздание проекта «Мой проект на благо России»


1

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе.

Называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности.

Характеризовать государственную символику России.

Оформлять Календарь памятных дат.

3

Конституция России.

Права и обязанности человека и гражданина.

1

Различать права и обязанности гражданина России.

Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры.

4

Права ребенка.

Тест по теме «Права гражданина»

1

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Объяснять связь между правами и обязанностями. Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления.

5

Государственное устройство России.

Пр.р. Создание проекта «Если бы меня выбрали Президентом России»

1

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России.

6

Российский Союз равных.

Пр.р «Флаги республик»


1

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. Называть и показывать столицу. Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях. Объяснять символический смысл герба и флага.

7

Государственная граница России.

1

По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России.

8

Путешествие за границу России.

1

Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья(по выбору).По карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

9








Сокровища России и их хранители.

1

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.

10

Творческий союз.

Проверочная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества»


1

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Презентовать произведения писателей своего края на родном и в переводе на русский язык(по выбору).Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору).


По родным просторам (18 ч.)



11

Карта – наш экскурсовод.


1

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты о нашей стране. Находить на карте природные объекты, изображённые на фотографиях учебника.

Научатся:

распознавать условные обозначения физической

карты России, основные формы рельефа

России и их местоположение нафизической карте страны;

знать

расположение месторождений полезных

ископаемых; термины, обозначающие

части реки, названия озёр России.

Находить на физической карте России

природные объекты и основные зоны

России.

Наносить на контурную карту границы

России и главный город своего региона.

Показывать равнины и горы,

месторождение основных полезных

ископаемых, главные реки и озёра,

основные зоны России на физической

карте страны.

Характеризовать крупнейшие равнины,

горы, реки и озёра России, полезные

ископаемые, зоны России.

Получат возможность научиться:

распознавать образцы полезных ископаемых,

описывать их по приведённому в

учебнике плану.

Знакомиться с растениями и

животными из Красной книги России обитающими в разных природных зонах.Приводить примеры редких и

исчезающих видов растений и животных

своего края.

Рассказывать о заповедниках и

национальных парках и об их охране.

Соблюдать правила безопасности

дорожного движения.

Личностные умения:

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным ресурсам России;

— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;

— понимание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.



12

По равнинам и горам.

Пр.р.«Равнины и горы России»

1

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике, учиться их показывать. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок или глину).

13

В поисках подземных кладовых.

Пр.р.«Изучение подземных ископаемых».

1

Изучать полезные ископаемые разных регионов России(по физической карте).Рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

14

Наши реки.

1

Раскрывать значения рек в жизни людей. Составлять схему « Части рек», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку.

Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «протяжённость рек России».

15

Озёра – краса земли.

1

Раскрывать значения озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра и учиться их показывать. Сравнивать озёра по глубине, перечислять в порядке увеличения(уменьшения) глубины.

16

По морским просторам.

Тест по теме «Наши реки, озёра, моря»

1

Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значения морей в жизни людей, учиться показывать на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.

17

С севера на юг.

1

Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и физическую карту.

18

В ледяной пустыне.

1

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, показывать их. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь.

19

В холодной тундре.

1

Находить на карте природных зон России зону тундры, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни.

20

Тест по теме «Наши реки и озёра»


Среди лесов.

1

Находить на карте природных зон России лесные зоны, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры.

21

В широкой степи.

1

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, учиться показывать по карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

22

В жаркой пустыне.

Пр. р. «Живой мир пустынь»

1

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с животным миром. Сравнивать природу пустынь и полупустынь.

23

У тёплого моря.

1

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами.

24

Мы- дети родной земли.

1

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях местных названия.

25

В содружестве с природой.

1

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России(по выбору) с использованием материалов устного изобразительно- прикладного народного творчества и дополнительных источников информации.

26

Как сберечь природу России.

1

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщения классу и презентовать его.

27

По страницам Красной книги.Пр.р.Создание проекта«Красная книга нашего региона»

1

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах.

28

По заповедникам и национальным паркам. Обобщение.

Проверочная работа по разделу «По родным просторам»

1

Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Готовить сообщения классу и презентовать их. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края.

«Путешествие по Реке времени»(30 ч)




29

В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат».

1

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края, определять их значимость для сохранения народной памяти.

Научатся:

Работать со схемой «Река времени».

Определять по дате век события.

Называть имена отца истории и

родоначальника древнерусского

летописания. Описывать внешний вид

археологических находок по

изображениям в учебнике и в музее.

Рассказывать о роли российских

археологов в мировой и отечественной

исторической науки. Показывать на

исторической карте места обитания

разных племён, торговые пути, древние

русские города. Объяснять значение

названия славянских племён.

Получат возможность научиться:

Составлять схемы

родственных отношений древнерусских

князей, правителей Москвы и царей.

Характеризовать роль древнерусских

князей, правителей Москвы и царей.

Объяснять важность преемственности в

их государственных поступках.

Обосновывать значительность

деятельности М.В.Ломоносова,

А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И.

Кутузова как народного полководца.

Находить сведения и

рассказывать о памятниках и памятных

местах Москвы и России, связанных с

событиями Отечественной войны 1812

года и Великой Отечественной войны.

Составлять рассказ о жизни и

труде в тылу во время Вов.

Обсуждать значение семейных

воспоминаний как основы общенародной

исторической памяти.

Записывать воспоминания старших

родственников о военном времени.

Приводить примеры разрушений и

потерь в Вов. Рассказывать о земляках

тружениках первой послевоенной

пятилетки. Характеризовать

созидательную деятельность страны в

50-70е гг. Приводить примеры

достижений внаук и технике,

промышленности, образовании и

искусстве, в спорте. Рассказывать о

земляках – тружениках второй

половины 20 века.

Соблюдать правила безопасности

дорожного движения.

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению языка;

— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;

— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;

— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о происхождении названий природных объектов

— рассказывать о хранителях языков народов России;

— рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности;

— определять на карте местоположение различных природных объектов;

— исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план;

— подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению;

— составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.




30

Путешествуем с археологами.

Пр.р. «Археологические находки»

1

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Отмечать их возраст на схеме, сравнивать обзор оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири.

31

В путь по страницам летописи.

1

Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Объяснять значение названий славянских племён. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике. Сравнивать находить общее и различное.

32

Истоки Древней Руси.

Работа с картой «Древние торговые пути»

1

Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Рассказывать о берестяных грамотах. Знать имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

33

Мудрый выбор.

1

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени».

34

Наследница Киевской Руси.

1

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

35

Москва – преемница Владимира.

1

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. Составлять схему их родственных отношений. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

36

Начало Московского царства.

1

Составлять схему родственных отношений правителей московской Руси. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени».

37

Подвижники Руси и землепроходцы.

1

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.

38

На пути к единству.

1

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города, называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

39

Начало Российской империи.

1

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости.

40-41

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

2

Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Обосновывать деятельность М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.

42-43

Отечественная война 1812 года.

2

Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.

44

Великий путь.

1

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали.

45-46

Золотой век театра и музыки.

2

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий, даты создания отмечать на схеме «Река времени».

47-48

Расцвет изобразительного искусства и литературы.


2

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе и в своём крае. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

49

Тест по теме: «Расцвет изобразительного искусства и литературы»

1

50

В поисках справедливости.

1

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае. Приводить примеры изменения названия городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).

51

Век бед и побед.

1

Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).




52

«Вставай, страна огромная!»

1

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков.

53

Трудовой фронт России.

1

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков.

54-55

«Нет в России семьи такой…»

2

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

56

После Великой войны.

1

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне. Соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае.

57-58

Достижения 1950 – 1970 годов.

Проверочная работа по разделу«Путешествие по Реке времени»

2

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.XX в; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе своём крае.

Мы строим будущее России (10 ч.)




59-60

Современная Россия.

2

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае.

Научатся:

характеризовать особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXIв.

Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства

Рассказывать о сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране-важнейшая задача нашего времени

Приводить примеры о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России и их значение для нашей страны и для других стран мира

Получат возможность научиться: характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности

применять полученные знания

Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края, знакомства жизни работников и жителей города(села)

Личностные умения:

— проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— определять и писать название природного объекта по его значению.




61

«Хороша честь, когда есть, что есть».

1

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.

62

Умная сила России.


1

Обсуждать значения понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе и своём крае.

63

Светлая душа России.

1

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

64

Обобщение по теме: Мы строим будущее России.

1

Составлять рассказы с фотографиями выдающихся явлений культурной жизни России.

65

Начни с себя!

1

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

66-67


Комплексная работа за 4 класс.

2

Проверить уровень знаний за год.

68

Обобщение за год.

1

Обобщить знания по темам.













VIII. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного предмета

  1. Уроки по окружающему миру. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.

  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение, 2014.

  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение2014,

  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

  5. ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.

Список литературы в учебно-методическом обеспечении

по федеральному государственному образовательному стандарту

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

  3. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2011.

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)


1. Дополнительная литература.

1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу

«Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2014 год.

2. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением».

Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.

3. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по

окружающему миру. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва,

«Просвещение», 2011 год.

4. Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО«Феникс», 2009 год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!