№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания Основные виды учебной деятельности. | Требования к результату и уровню подготовки учащихся | Вид контроля. | Оборудование Демонстрации Видеоматериал Презентации | Дата проведения |
план | факт |
Введение в астрономию (1 ч) Основные виды учебной деятельности Поиск примеров подтверждающих, практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса |
1/1 | Астрономия – наука о космосе. | Урок изучения нового материала | Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | Фронтальный опрос | Учебник, звездная карта. Небесная сфера. Учебник, § 1, 2 | | |
Астрометрия (5 ч) |
1/2 | Звёздное небо | Урок изучения нового материала | Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария | Знать/понимать: - что такое созвездие; - названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; - основные точки, линии и круги на небесной сфере: - горизонт, - полуденная линия, - небесный меридиан, - небесный экватор, - эклиптика, - зенит, - полюс мира, - ось мира, - точки равноденствий и солнцестояний; - теорему о высоте полюса мира над горизонтом; - основные понятия сферической и практической астрономии: - кульминация и высота светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; - сутки; - отличие между новым и старым стилями; - величины: - угловые размеры Луны и Солнца; - даты равноденствий и солнцестояний; - угол наклона эклиптики к экватору; - соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов; - продолжительность года; - число звёзд, видимых невооружённым взглядом; - принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; - причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Уметь: - использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. - решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; - определять высоту светила вкульминации и его склонение; - географическую высоту места наблюдения; - рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; - осуществлять переход к разным системам счета времени. - находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; - отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: - Большую Медведицу, - Малую Медведицу (с Полярной звездой), - Кассиопею, - Лиру (с Вегой), - Орёл (с Альтаиром), - Лебедь (с Денебом), - Возничий (с Капеллой), - Волопас (с Арктуром), - Северную корону, - Орион (с Бетельгейзе), - Телец (с Альдебараном), - Большой Пёс (с Сириусом) | | Учебник, § 3 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
2/3 | Небесные координаты | комбинированный урок | Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат | | Учебник, § 4 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
3/4 | Видимое движение планет и Солнца | комбинированный урок | Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике | | Учебник, § 5 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
4/5 | Движение Луны и затмения | комбинированный урок | Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений | | Учебник, § 6 | | |
5/6 | Время и календарь | комбинированный урок | Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь | Самостоятельная работа с учебником | Учебник, § 7 | | |
Небесная механика (3 ч) |
1/7 | Система мира | комбинированный урок | Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд | Знать/понимать: понятия: - гелиоцентрическая система мира; - геоцентрическая система мира; - синодический период; - звёздный период; - горизонтальный параллакс; - угловые размеры светил; - первая космическая скорость; - вторая космическая скорость; - способы определения размеров и массы Земли; - способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; - законы Кеплера и их связь с законом тяготения. уметь: - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | Работа в парах, тест | Учебник, § 8 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
2/8 | Законы Кеплера движения планет | комбинированный урок | Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел | Самостоятельная работа, обучающего характера. | Учебник, §9 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
3/9 | Космические скорости и межпланетные перелёты | Комбинированный урок | Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете | работа с картой, работа в группе | Учебник, §10-11 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
Строение Солнечной системы (7 ч) |
1/10 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | Комбинированный урок | Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта | знать/понимать: - происхождение Солнечной системы; - основные закономерности в Солнечной системе; - космогонические гипотезы; - система Земля–Луна; - основные движения Земли; - форма Земли; - природа Луны; - общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); - общая характеристика планет- гигантов (атмосфера; поверхность); - спутники и кольца планет- гигантов; - астероиды и метеориты; - пояс астероидов; - кометы и метеоры уметь: - пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; - определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; - применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; - решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера | работа с картой, работа в группе | Учебник, §12 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
2/11 | Планета Земля | Комбинированный урок | Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли | Самостоятельная работа, обучающего характера. | Учебник, §13 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
3/12 | Луна и её влияние на Землю. | Комбинированный урок | Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия | работа с картой, работа в группе | Учебник, §14 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
4/13 | Планеты земной группы | Комбинированный урок | Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами | Работа в парах, тест | Учебник, §15 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
5/14 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | Комбинированный урок | Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики | | Учебник, §16 Учебник, звездная карта. Небесная сфера. | | |
6/15 | Малые тела Солнечной системы | Комбинированный урок | Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов | | Учебник, §17 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
7/16 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | Комбинированный урок | Современные представления о происхождении Солнечной системы | | Учебник, §18 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
1/17 | Методы астрофизических исследований | Комбинированный урок | Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры | знать/понимать: - основные физические характеристики Солнца: - масса, - размеры, - температура; - схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; - основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; - основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: - спектры, - температуры, - светимости; - пульсирующие и взрывающиеся звезд; - порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд; - единицы измерения расстояний: - парсек, - световой год; - важнейшие закономерности мира звёзд; - диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; - способ определения масс двойных звёзд; - основные параметры состояния звёздного вещества: - плотность, - температура, - химический состав, - физическое состояние; - важнейшие понятия: - годичный параллакс, - светимость, - абсолютная звёздная величина; - устройство и назначение телескопа; - устройство и назначение рефракторов и рефлекторов уметь: - применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; - решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; - анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; - находить на небе звёзды: - альфы Малой Медведицы, - альфы Лиры, - альфы Лебедя, альфы Орла, - альфы Ориона, - альфы Близнецов, - альфы Возничего, - альфы Малого Пса, - альфы Большого Пса, - альфы Тельца | | Учебник, §19 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
2/18 | Солнце | Комбинированный урок | Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли | | Учебник, §20 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
3/19 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Комбинированный урок | Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино | | Учебник, §21 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
4/20 | Основные характеристики звёзд | Комбинированный урок | Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр–светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики | | Учебник, §22,23 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
5/21 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | Комбинированный урок | Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них | | Учебник, §24,25 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
6/22 | Новые и сверхновые звёзды | Комбинированный урок | Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд | | Учебник, §26 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
7/23 | Эволюция звёзд | Комбинированный урок | Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений | | Учебник, §27 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
Млечный путь (3 ч) |
1/24 | Газ и пыль в Галактике | Комбинированный урок | Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики | знать/понимать: - понятие туманности; - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, - инфракрасный телескоп; - оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. Уметь: - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; - находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд | | Учебник, §28 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
2/25 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | Комбинированный урок | Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике | | Учебник, §29 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
3/26 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | Комбинированный урок | Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд | | Учебник, §30 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
Галактики (3 ч) |
1/27 | Классификация галактик | Комбинированный урок | Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них | знать/понимать: - основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин: - основные типы галактик, различия между ними; - примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла; - возраст наблюдаемых небесных тел. уметь: - объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе | | Учебник, §31 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
2/28 | Активные галактики и квазары | Комбинированный урок | Природа активности галактик; природа квазаров | | Учебник, §32 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
3/29 | Скопления галактик | Комбинированный урок | Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной | | Учебник, §33 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) |
1/30 | Конечность и бесконечность Вселенной | Комбинированный урок | Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной | знать/понимать: - связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности ибесконечности Вселенной; - что такое фотометрическийпарадокс; - необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; - понятие «горячая Вселенная»; - крупномасштабную структуру Вселенной; - что такое метагалактика; - космологические модели Вселенной уметь: - использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира | | Учебник, §34, 35 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
2/31 | Модель «горячей Вселенной» | Комбинированный урок | Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной | | Учебник, §36 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
Современные проблемы астрономии (3 ч) |
1/32 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | Комбинированный урок | Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания | знать/понимать: - какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной; - что исследователи понимают под тёмной энергией; - зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; - условия возникновения планет около звёзд; - методы обнаружения экзопланет около других звёзд; - об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; - проблемы поиска внеземных цивилизаций; - формула Дрейка уметь: - использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; - обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами | | Учебник, §37 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
2/33 | Обнаружение планет возле других звёзд | Комбинированный урок | Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни | | Учебник, §38 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |
3/34 | Поиск жизни и разума во Вселенной | Комбинированный урок | Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им | | Учебник, §39 Учебник, звездная карта. Небесная сфера | | |