СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по астрономии для 11 класса по умк Чаругина В.М.

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно -тематическое планирование по астрономии ориентировано на использование базового учебника Астрономия 10-11 класс, В. П. Чаругин, 2017 г . 

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по астрономии для 11 класса по умк Чаругина В.М.»

Календарно - тематический план

учебного предмета « Астрономия» 11класс,

В.М. Чаругин (1ч. в неделю)


урока


Тема урока


Тип урока


Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности.



Требования к результату и уровню подготовки учащихся



Вид контроля.



Оборудование

Демонстрации

Видеоматериал

Презентации


Дата проведения


план


факт



Введение в астрономию (1 ч)

Основные виды учебной деятельности

Поиск примеров подтверждающих, практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса


1/1

Астрономия – наука о космосе.


Урок изуче­ния нового материала

Понятие Вселенной. Структуры и

масштабы Вселенной. Далёкие

глубины Вселенной


формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

Фронтальный опрос

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.

Учебник, § 1, 2




Астрометрия (5 ч)


1/2

Звёздное небо


Урок изуче­ния нового материала

Звездное небо. Что такое

созвездие. Основные созвездия

Северного полушария


Знать/понимать:

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий,

их конфигурацию, альфу каждого

из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги

на небесной сфере:

- горизонт,

- полуденная линия,

- небесный меридиан,

- небесный экватор,

- эклиптика,

- зенит,

- полюс мира,

- ось мира,

- точки равноденствий и

солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира

над горизонтом;

- основные понятия сферической

и практической астрономии:

- кульминация и высота

светила над горизонтом;

-прямое восхождение и

склонение;

- сутки;

- отличие между новым и

старым стилями;

- величины:

- угловые размеры Луны и

Солнца;

- даты равноденствий и

солнцестояний;

- угол наклона эклиптики к

экватору;

- соотношения между мерами

и мерами времени для

измерения углов;

- продолжительность года;

- число звёзд, видимых

невооружённым взглядом;

- принципы определения

географической широты и

долготы по астрономическим

наблюдениям;

- причины и характер видимого

движения звезд и Солнца, а

также годичного движения

Уметь:

- использовать подвижную

звёздную карту для решения

следующих задач:

а) определять координаты

звёзд, нанесённых на карту;б) по заданным

координатам объектов

(Солнце, Луна, планеты)

наносить их положение на

карту;

в) устанавливать карту на

любую дату и время суток,

ориентировать её и

определять условия

видимости светил.

- решать задачи на связь высоты

светила в кульминации с

географической широтой места

наблюдения;

- определять высоту светила вкульминации и его склонение;

- географическую высоту места

наблюдения;

- рисовать чертёж в соответствии

с условиями задачи;

- осуществлять переход к разным

системам счета времени.

- находить стороны света по

Полярной звезде и полуденному

Солнцу;

- отыскивать на небе следующие

созвездия и наиболее яркие

звёзды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с

Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орёл (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пёс (с Сириусом)


Учебник, § 3

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




2/3

Небесные координаты


комбинированный урок

Небесный экватор и небесный

меридиан; горизонтальные,

экваториальные координаты;

кульминации светил.

Горизонтальная система

координат. Экваториальная

система координат


Учебник, § 4

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




3/4

Видимое движение

планет и Солнца


комбинированный урок

Эклиптика, точка весеннего

равноденствия, неравномерное

движение Солнца по эклиптике



Учебник, § 5

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




4/5

Движение Луны и

затмения


комбинированный урок

Синодический месяц, узлы

лунной орбиты, почему

происходят затмения, Сарос и

предсказания затмений



Учебник, § 6




5/6

Время и календарь


комбинированный урок

Солнечное и звёздное время,

лунный и солнечный календарь,

юлианский и григорианский

календарь


Самостоятельная работа с учебником

Учебник, § 7




Небесная механика (3 ч)


1/7

Система мира


комбинированный урок

Геоцентрическая и

гелиоцентрическая система мира;

объяснение петлеобразного

движения планет; доказательства

движения Земли вокруг Солнца;

годичный параллакс звёзд


Знать/понимать:

понятия:

- гелиоцентрическая система

мира;

- геоцентрическая система

мира;

- синодический период;

- звёздный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая

скорость;

- вторая космическая

скорость;

- способы определения размеров

и массы Земли;

- способы определения

расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.

уметь:

- применять законы Кеплера и

закон всемирного тяготения при

объяснении движения планет и

космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт

расстояний по известному

параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеров

небесных тел, расстояний планет

от Солнца и периодов их

обращения по третьему закону

Кеплера

Работа в парах, тест

Учебник, § 8

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




2/8

Законы Кеплера

движения планет


комбинированный урок

Обобщённые законы Кеплера и

определение масс небесных тел


Самостоятельная работа, обучающего характера.

Учебник, §9

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




3/9

Космические скорости

и межпланетные перелёты


Комбинированный урок

Первая и вторая космические

скорости; оптимальная

полуэллиптическая орбита КА к

планетам, время полёта к планете


работа с картой, работа в группе

Учебник, §10-11

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




Строение Солнечной системы (7 ч)


1/10

Современные

представления о строении и

составе Солнечной системы


Комбинированный урок

Об отличиях планет земной

группы и планет-гигантов; о

планетах-карликах; малых телах;

о поясе Койпера и облаке комет

Оорта


знать/понимать:

- происхождение Солнечной

системы;

- основные закономерности в

Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля–Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет

земной группы (атмосфера,

поверхность);

- общая характеристика планет-

гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-

гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры

уметь:

- пользоваться планом

Солнечной системы и

справочными данными;

- определять по

астрономическому календарю,

какие планеты и в каких

созвездиях видны на небе в

данное время;

-находить планеты на небе,

отличая их от звёзд;

- применять законы Кеплера и

закон всемирного тяготения при

объяснении движения планет и

космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт

расстояний по известному

параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеров

небесных тел, расстояний планет

от Солнца и периодов их

обращения по третьему закону

Кеплера



работа с картой, работа в группе

Учебник, §12

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




2/11

Планета Земля


Комбинированный урок

Форма Земли, внутреннее

строение, атмосфера и влияние

парникового эффекта на климат

Земли


Самостоятельная работа, обучающего характера.

Учебник, §13

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




3/12

Луна и её влияние на

Землю.


Комбинированный урок

Формирование поверхности

Луны; природа приливов и

отливов на Земле и их влияние на

движение Земли и Луны;

процессия земной оси и

движение точки весеннего

равноденствия

работа с картой, работа в группе

Учебник, §14

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




4/13

Планеты земной

группы


Комбинированный урок

Физические свойства Меркурия,

Марса и Венеры; исследования

планет земной группы

космическими аппаратами

Работа в парах, тест

Учебник, §15

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




5/14

Планеты-гиганты.

Планеты-карлики



Комбинированный урок

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна;

вулканическая деятельность на

спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов;

планеты-карлики


Учебник, §16

Учебник, звездная карта. Небесная сфера.




6/15

Малые тела

Солнечной системы



Комбинированный урок

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и

метеоритов



Учебник, §17

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



7/16

Современные

представления о

происхождении Солнечной

системы


Комбинированный урок

Современные представления о

происхождении Солнечной

системы



Учебник, §18

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)


1/17

Методы

астрофизических исследований



Комбинированный урок

Принцип действия и устройство

телескопов, рефракторов и

рефлекторов; радиотелескопы и

радиоинтерферометры

знать/понимать:

- основные физические

характеристики Солнца:

- масса,

- размеры,

- температура;

- схему строения Солнца и

физические процессы,

происходящие в его недрах и атмосфере;

- основные проявления

солнечной активности, их

причины, периодичность и

влияние на Землю;

- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем:

- спектры,

- температуры,

- светимости;

- пульсирующие и взрывающиеся

звезд;

- порядок расстояния до звёзд,

способы определения и размеров

звёзд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год;

- важнейшие закономерности

мира звёзд;

- диаграммы «спектр–

светимость» и «масса–

светимость»;

- способ определения масс

двойных звёзд;

- основные параметры состояния

звёздного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние;

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

- светимость,

- абсолютная звёздная

величина;

- устройство и назначение

телескопа;

- устройство и назначение

рефракторов и рефлекторов

уметь:

- применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;

- решать задачи на расчёт

расстояний до звёзд по

известному годичному

параллаксу и обратные, на

сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и

температурам;

- анализировать диаграммы

«спектр–светимость» и «масса– светимость»;

- находить на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя, альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого Пса,

- альфы Тельца


Учебник, §19

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



2/18

Солнце


Комбинированный урок

Определение основных

характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы

излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной

активности и её влияние на климат и биосферу Земли


Учебник, §20

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



3/19

Внутреннее строение и

источник энергии Солнца


Комбинированный урок

Расчёт температуры внутри

Солнца; термоядерный источник

энергии Солнца и перенос

энергии внутри Солнца;

наблюдения солнечных нейтрино



Учебник, §21

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



4/20

Основные

характеристики звёзд



Комбинированный урок

Определение основных

характеристик звёзд;

спектральная классификация

звёзд; диаграмма «спектр–светимость» и распределение

звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной

последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики


Учебник, §22,23

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



5/21

Белые карлики,

нейтронные звёзды, чёрные

дыры. Двойные, кратные и

переменные звёзды


Комбинированный урок

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара

на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения

двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них


Учебник, §24,25

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



6/22

Новые и сверхновые

звёзды


Комбинированный урок

Наблюдаемые проявления

взрывов новых и сверхновых

звёзд; свойства остатков взрывов

сверхновых звёзд


Учебник, §26

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



7/23

Эволюция звёзд


Комбинированный урок

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме

«спектр–светимость»;

гравитационный коллапс и взрыв

белого карлика в двойной системе из-за перетекания на

него вещества звезды-

компаньона; гравитационный

коллапс ядра массивной звезды в

конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений


Учебник, §27

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



Млечный путь (3 ч)


1/24

Газ и пыль в

Галактике


Комбинированный урок

Наблюдаемые характеристики

отражательных и диффузных

туманностей; распределение их

вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики



знать/понимать:

- понятие туманности;

- основные физические

параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- примерные значения

следующих величин:

- расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров

чёрной дыры по движению

отдельных звёзд.

Уметь:

- объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;

- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца,

их число в Галактике, её

размеры;

- оценивать массу и размер

чёрной дыры по движению

отдельных звёзд


Учебник, §28

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



2/25

Рассеянные и

шаровые звёздные скопления


Комбинированный урок

Наблюдаемые свойства

скоплений и их распределение в

Галактике



Учебник, §29

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



3/26

Сверхмассивная

чёрная дыра в центре

Млечного Пути


Комбинированный урок

Наблюдение за движением звёзд

в центре Галактики в

инфракрасный телескоп; оценка

массы и размеров чёрной дыры

по движению отдельных звёзд



Учебник, §30

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



Галактики (3 ч)


1/27

Классификация

галактик


Комбинированный урок

Типы галактик и их свойства;

красное смещение и определение

расстояний до галактик; закон

Хаббла; вращение галактик и

содержание тёмной материи в

них


знать/понимать:

- основные физические

параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

- примерные значения

следующих величин:

- основные типы галактик,

различия между ними;

- примерное значение и

физический смысл постоянной Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных тел.

уметь:

- объяснять причины различия

видимого и истинного

распределения звёзд,

межзвёздного вещества и

галактик на небе



Учебник, §31

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



2/28

Активные галактики

и квазары


Комбинированный урок

Природа активности галактик;

природа квазаров



Учебник, §32

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



3/29

Скопления галактик


Комбинированный урок

Природа скоплений и роль

тёмной материи в них;

межгалактический газ и

рентгеновское излучение от него;

ячеистая структура

распределения Галактик и

скоплений во Вселенной



Учебник, §33

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



Строение и эволюция Вселенной (2 ч)


1/30

Конечность и

бесконечность Вселенной


Комбинированный урок

Связь закона всемирного тяготения с представлениями о

конечности и бесконечности

Вселенной; фотометрический

парадокс; необходимость общей

теории относительности для

построения модели Вселенной


знать/понимать:

- связь закона всемирного

тяготения с представлениями о

конечности ибесконечности

Вселенной;

- что такое фотометрическийпарадокс;

- необходимость общей теории

относительности для построения

модели Вселенной;

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабную структуру

Вселенной;

- что такое метагалактика;

- космологические модели

Вселенной

уметь:

- использовать знания по физике

и астрономии для описания и

объяснения современной

научной картины мира


Учебник, §34, 35

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



2/31

Модель «горячей

Вселенной»


Комбинированный урок

Связь средней плотности

материи с законом расширения и

геометрией Вселенной; радиус и

возраст Вселенной



Учебник, §36

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



Современные проблемы астрономии (3 ч)


1/32

Ускоренное

расширение Вселенной и

тёмная энергия


Комбинированный урок

Вклад тёмной материи в массу

Вселенной; наблюдение

сверхновых звёзд в далёких

галактиках и открытие

ускоренного расширения

Вселенной; природы силы

всемирного отталкивания


знать/понимать:

- какие наблюдения подтвердили

теорию ускоренного расширения Вселенной;

- что исследователи понимают

под тёмной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая

постоянная;

- условия возникновения планет около звёзд;

- методы обнаружения

экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и

жизни во Вселенной;

- проблемы поиска внеземных цивилизаций;

- формула Дрейка

уметь:

- использовать знания,

полученные по физике и

астрономии, для описания и

объяснения современной

научной картины мира;

- обосновывать свою точку

зрения о возможности

существования внеземных

цивилизаций и их контактов с нами



Учебник, §37

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



2/33

Обнаружение планет

возле других звёзд












Комбинированный урок

Невидимые спутники у звёзд;

методы обнаружения экзопланет;

экзопланеты с условиями

благоприятными для жизни



Учебник, §38

Учебник, звездная карта. Небесная сфера



3/34

Поиск жизни и разума

во Вселенной


Комбинированный урок

Развитие представлений о

существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных

цивилизаций и подача сигналов им


Учебник, §39

Учебник, звездная карта. Небесная сфера





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!