СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование 7 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс»

МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/Архипова Т.М./

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________2016г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ с. Привольное» _________/Порошина Л.И./

ФИО

«___»____________2016 г.


«Утверждено»

Руководитель МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

____________/Ли М.П,/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________2016 г.




Календарно-тематическое планирование


по биологии, 8 класс

Предмет, класс и т.п.



Архиповой Татьяны Михайловны,

учителя высшей категории

Ф.И.О., категория





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______2016 г.







2016 - 2017 учебный год







Календарно-тематическое планирование

8 класс

Количество часов в неделю – 2 часа; всего – 70 часов

Плановых контрольных уроков - 7

Лабораторных работ – 9;

Практические работы: 22.

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М.: Вентана-Граф, 2016



Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

план

факт

Тема 1. Общий обзор организма человека (4 ч)

(01.09.2016 – 16.09.2016)




01.09. – 09.09.


1. Вводный контроль знаний. Предмет изучения анатомии и физиологии человека.

Определять понятия: «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена».

Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира.

Описывать современные методы исследования организма человека.


2. Клетка.

Лабораторная работа № 1

«Действие каталазы на пероксид водорода»

Называть основные части клетки.

Описывать функции органоидов.

Объяснять понятие «фермент».

Различать процесс роста и процесс развития.

Описывать процесс деления клетки.

Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы.



12.09 – 16.09


3. Ткани.

Лабораторная работа № 2

«Клетки и ткани под микроскопом»

Определять понятия: «ткань», «синапс», «нейроглия».

Различать разные виды и типы тканей.

Соблюдать правила обращения с микроскопом.

Выполнять наблюдение при помощи микроскопа, описывать результаты.


4. Организм – единое целое. Рефлекторная регуляция.

Практическая работа № 1

«Изучение мигательного рефлекса и его торможения».

Раскрывать значение понятий: «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс».

Объяснять строение рефлекторной дуги.

Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов.

Тема 2. Эндокринная и нервная системы (7 ч.)

(19.09.2016 – 12.10.2016)



19.09 – 23.09


5/1. Железы внутренней секреции. Гормоны.

Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа

смешанной секреции», «гормон».

Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма.


6/2. Нервная система.

Практическая работа № 1

«Изучение действия прямых и обратных связей»

Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции.

Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым

органом.


26.09 – 30.09


7/3. Вегетативный отдел головного мозга.

Практическая работа № 2

«Штриховое раздражение кожи»

Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения.


8/4. Спинной мозг.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга.

Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями.


03.10 – 07.10


9/5. Го ловной мозг.

Практическая работа № 3

«Изучение функций отделов головного мозга»

Называть отделы головного мозга и их функции.

Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать получаемые результаты.


10/6. Передний мозг.

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга.

10.10 – 12.10


11/7. Проверочная работа №1 по темам «Общий обзор организма человека. Нервная система»

Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями.



3. Опорно-двигательная система (9 ч.)

(13.10.2016 – 18.11.2016)

13.10 – 14.10


12/1. Опорно-двигательная система.

Лабораторная работа № 3

«Строение костной ткани».

Лабораторная работа № 4

«Состав костей»

Называть части скелета.

Описывать функции скелета.

Описывать строение трубчатых костей и строение сустава.

Раскрывать значение надкостницы, хряща,

суставной сумки, губчатого вещества, костно-мозговой полости, жёлтого костного мозга.

Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать вывод.



17.10 – 21.10


13/2. Скелет головы и туловища

Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа.

Называть отделы позвоночника и части позвонка.

Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки.


14/3. Скелет конечностей.

Практическая работа № 4

«Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

Называть части свободных конечностей и поясов конечностей.

Раскрывать причину различия в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин.


24.10 – 28.10


15/4. Первая помощь при повреждениях

опорно-двига тельной системы.

Называть признаки различных видов травм суставов и костей.

Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы.


16/5. Строение скелетных мышц.

Практическая работа № 5

«Изучение расположения мышц головы»

Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными

мышцами, мимическими и жевательными мышцами.



07.11 – 11.11


17/6. Работа мышц

Объяснять условия оптимальной работы мышц.

Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку.


18/7. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Практические работы № 6 - 8

«Проверка правильности осанки»,

«Выявление плоскостопия»,

«Оценка гибкости позвоночника»

Раскрывать понятия: «осанка», «плоскостопие»,

«гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение правильной осанки для здоровья.

Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника.



14.11 – 18.11


19/8. Развитие опорно-двигательной системы. Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система».

Различать динамические и статические физические упражнения.

Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов.

Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики.


20/9. Проверочная работа №2 по теме «Опорно-двигательная система»

Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями.

4. Внутренняя среда организма (10 ч.)

(21.11.2016 – 24.12.2016)

21.11 – 25.11


21/1. Внутренняя среда организма.

Определять понятия: «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело».

Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме.


22/2. Кровь.

Лабораторная работа № 5

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Описывать функции крови.

Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.

Описывать вклад русской науки в развитие медицины.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз.

Выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать резульаты наблюдений, делать выводы.


28.11 – 02.12


23/3. Иммунитет.

Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция».

Раскрывать понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение» (ткани, органа), «групповая

совместимость крови», «резус-фактор».



24/4. Переливание крови.

Называть критерии

выделения четырёх групп крови у человека.


05.12 – 09.12


25/5. Транспортные системы организма.

Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой.


26/6. Строение и работа сердца.

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных

сокращений.



12.12 – 16.12


27/7. Движение крови и лимфы по сосудам.

Практические работы № 10, 11«Определению ЧСС»,

«Исследование притока крови к мышцам»

Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления, делать выводы по результатам исследования.


28/8. Регуляция работы органов кровеносной системы.

Практическая работа № 12

«Доказательство вреда табакокурения»

Определять понятие «автоматизм».

Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой.


19.12 – 24.12


29/9. Гигиена сердечно-сосудистой системы.


Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца.


30/10. Проверочная работа № 3 по теме «Внутренняя среда организма»

Проверить знания учащихся по данной теме.

5. Дыхательная система (6 часов)

(10.01.2017 – 27.01.2017)



10.01 – 13.01


31/1. Система органов дыхания.

Называть функции органов дыхательной системы.


32/2. Легкие.

Лабораторная работа № 6

«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Описывать строение лёгких человека.

Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных.

Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта.



16.01 – 20.01


33/3. Дыхательные движения. Лабораторная работа № 7

«Дыхательные движения»

Описывать функции диафрагмы.

Называть органы, участвующие в процессе дыхания.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


34/4. Регуляция дыхания.

Практическая работа №13

«Измерение обхвата груд ной клетки»

Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром.



23.01 -27.01


35/5. Болезни органов дыхания.

Практическая работа №14

«Определение запылённости воздуха».

Обобщение и систематизация знаний по материалам те мы 5

Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких.

Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких.


36/6. Проверочная работа № 4 по теме «Дыхательная система»

Характеризовать особенности строения дыхательной системы в связи с выполняемыми функциями

6. Пищеварительная система (6 часов)

(30.01.2017 – 17.02.2017)


30.01 – 03.02


37/1. Пищеварение, его роль в обмене веществ.

Практическая работа № 15

«Определение местоположения слюнных желёз»

Определять понятие «пищеварение».

Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы.


38/2. Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа № 8

«Действие ферментов слюны на крахмал»

Называть разные типы зубов и их функции.

Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов


06.02 – 10.02


39/3. Пищеварение в желудке.

Лабораторная работа № 9

«Действие ферментов желудочного сока на белки»

Описывать строение желудочной стенки.

Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции.


40/4. Пищеварение в кишечнике.

Называть функции тонкого кишечника.


13.02 – 17.02


41/5. Регуляция пищеварения.


Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения.


42/6. Гигиена питания.

Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики.

7. Обмен веществ и энергии (4 часов)

(20.02.2017 – 03.03.2017)

20.02 – 24.02


43/1. Общая характеристика обмена веществ.

Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен».

Раскрывать значение обмена веществ в организме.


44/2. Обмен органических и неорганических веществ.

Описывать суть основных стадий обмена веществ


27.02 – 03.03


45/3. Нормы питания.

Практическая работа № 16

«Определение тренированности

организма»

Определять понятия «основной обмен», «общий обмен».

Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена.

Проводить оценивание тренированности организма,

фиксировать результаты и делать вывод, сравнивая экспериментальные данные с эталонными


46/4. Витамины.

Объяснять с помощью таблицы в тексте учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья.

8. Мочевыделительная система. Кожа. (5 ч)

(06.03.2017 – 24.03.2017)


06.03 – 10.03


47/1. Строение и функции почек

Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча».

Называть функции разных частей почки.

Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи


48/2. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим

Определять понятие «ПДК».

Раскрывать механизм обезвоживания, понятия «водное отравление».

Называть факторы, вызывающие заболевания почек.

Объяснять значение нормального водно-солевого баланса.


13.03 – 17.03


49/3. Значение кожи и её строение

Называть слои кожи.

Раскрывать связь между строением и функциями от дельных частей кожи (эпидермиса,

гиподермы, волос, желёз и т. д.)


50/4. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.

Обобщение и систематизация знаний по темам 7, 8

Классифицировать причины заболеваний кожи.

Называть признаки ожога, обморожения кожи.

Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях.

20.03 - 24 03


51/5. Проверочная работа №5 по темам № 6 - 8

Характеризовать роль мочевыделительной

системы в водно-солевом обмене, кожи — в теплообмене.

Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от

энергетических потребностей организма человека

9. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)

(03.04.2017 – 14.04.2017)


03.04 – 07.04


52/1. Общая характеристика анализаторов.

Повторение. Нервная система.

Определять понятия «анализатор», «специфичность».

Описывать путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге.


53/2. Зрительный анализатор.

Практические работы № 17, 18. «Исследование реакции зрачка на освещённость»,



Раскрывать роль зрения в жизни человека.

Называть функции разных частей глаза.








10.04 – 14.04



54/3. Гигиена зрения. Повторение. Опорно-двигательная система.

Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения.

Описывать меры предупреждения заболеваний глаз.


55/4. Слуховой анализатор.

Практическая работа № 19

«Оценка состояния вестибулярного аппарата»

Повторение. Внутренняя среда организма.

Раскрывать роль слуха в жизни человека.

Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому анализатору.


56/5. Органы равновесия, обоняния и вкуса.

Практическая работа № 20

«Исследование тактильных рецепторов»

Повторение. Дыхательная система.

Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека.

Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ.

10. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)

(17.04.2017 – 05.052017)


17.04 – 21.04


57/1. Врожденные и приобретенные формы поведения.

Практическая работа № 21

«Перестройка динамического стереотипа»

Повторение. Пищеварительная система.

Определять понятия «инстинкт», «запечатление».

Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт.

Раскрывать понятия «положительный инстинкт» «отрицательный инстинкт».


58/2. Закономерности работы головного мозга.

Повторение. Обмен веществ и энергии.

Определять понятия: «возбуждение», «торможение», «центральное торможение».



24.04 – 28.04


59/3. Сложная психическая деятельность: речь, па мять, мышление.

Повторение. Органы выделения.

Определять понятия: «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление».

Называть факторы, влияющие на формирования речи в онтогенезе.


60/4. Воля, эмоции, внимание Практическая работа № 22

«Изучение внимания».

Повторение. Органы чувств.

Описывать этапы волевого акта.

Объяснять явления внушаемости и негативизма.


02.05 – 05.05


61/5. Психологические особенности личности


Определять понятия: «темперамент», «характер», «способность» (человека).

Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов. Различать экстравертов и интравертов.


62/6. Ре жим дня. Работоспособность. Сон и его значение

Описывать стадии работоспособности.

Раскрывать понятие «активный отдых».

11. Индивидуальное развитие организма (3 часа)

(15.05.2017 – 24.05.2017)


08.05 – 12.05


63/1. Половая система человека.

Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женской личности.


64/2. Развитие организма человека

Раскрывать понятие «полуростовой скачок».

Описывать особенности роста разных частей

тела в организме ребёнка.

Различать календарный и биологический возраст человека.


15.05 – 19.05


65/3. Вред наркогенных веществ.

Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку.

Описывать пути попадания никотина в мозг.

Называть внутренние органы, страдающие от курения.

Раскрывать опасность принятия наркотиков.

Называть заболевания, вызываемые приёмом алкоголя.


66/4. Обобщение и систематизация знаний «Биология. Человек».

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека.

Обосновывать значимость психических явлений и процессов в жизни человека

22.05-24.05


67/5. Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье»

Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме.



Р.В. – 3 ч.