МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»
протокол № ____от «___»_______2016 г.
Практические работы: 22.
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М.: Вентана-Граф, 2016
Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
план | факт |
Тема 1. Общий обзор организма человека (4 ч) (01.09.2016 – 16.09.2016) |
01.09. – 09.09. | | 1. Вводный контроль знаний. Предмет изучения анатомии и физиологии человека. | Определять понятия: «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена». Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы исследования организма человека. |
| 2. Клетка. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов. Объяснять понятие «фермент». Различать процесс роста и процесс развития. Описывать процесс деления клетки. Выполнять лабораторный опыт, наблюдать происходящие явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы. |
12.09 – 16.09 | | 3. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | Определять понятия: «ткань», «синапс», «нейроглия». Различать разные виды и типы тканей. Соблюдать правила обращения с микроскопом. Выполнять наблюдение при помощи микроскопа, описывать результаты. |
| 4. Организм – единое целое. Рефлекторная регуляция. Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». | Раскрывать значение понятий: «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной регуляцией внутренних органов. |
Тема 2. Эндокринная и нервная системы (7 ч.) (19.09.2016 – 12.10.2016) |
19.09 – 23.09 | | 5/1. Железы внутренней секреции. Гормоны. | Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции», «гормон». Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма. |
| 6/2. Нервная система. Практическая работа № 1 «Изучение действия прямых и обратных связей» | Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции. Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом. |
26.09 – 30.09 | | 7/3. Вегетативный отдел головного мозга. Практическая работа № 2 «Штриховое раздражение кожи» | Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения. |
| 8/4. Спинной мозг. | Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга. Раскрывать связь между строением частей спинного мозга и их функциями. |
03.10 – 07.10 | | 9/5. Го ловной мозг. Практическая работа № 3 «Изучение функций отделов головного мозга» | Называть отделы головного мозга и их функции. Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме. Выполнять опыт, наблюдать происходящие явления и сравнивать получаемые результаты. |
| 10/6. Передний мозг. | Описывать с помощью иллюстрации в учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга. |
10.10 – 12.10 | | 11/7. Проверочная работа №1 по темам «Общий обзор организма человека. Нервная система» | Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями. |
3. Опорно-двигательная система (9 ч.) (13.10.2016 – 18.11.2016) |
13.10 – 14.10 | | 12/1. Опорно-двигательная система. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани». Лабораторная работа № 4 «Состав костей» | Называть части скелета. Описывать функции скелета. Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной сумки, губчатого вещества, костно-мозговой полости, жёлтого костного мозга. Выполнять лабораторные опыты, фиксировать результаты наблюдений, делать вывод. |
17.10 – 21.10 | | 13/2. Скелет головы и туловища | Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа. Называть отделы позвоночника и части позвонка. Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки. |
| 14/3. Скелет конечностей. Практическая работа № 4 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Раскрывать причину различия в строении пояса нижних конечностей у мужчин и женщин. |
24.10 – 28.10 | | 15/4. Первая помощь при повреждениях опорно-двига тельной системы. | Называть признаки различных видов травм суставов и костей. Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы. |
| 16/5. Строение скелетных мышц. Практическая работа № 5 «Изучение расположения мышц головы» | Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими и жевательными мышцами. |
07.11 – 11.11 | | 17/6. Работа мышц | Объяснять условия оптимальной работы мышц. Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и статическую работу мышц по этому признаку. |
| 18/7. Осанка. Предупреждение плоскостопия. Практические работы № 6 - 8 «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника» | Раскрывать понятия: «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение правильной осанки для здоровья. Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника. |
14.11 – 18.11 | | 19/8. Развитие опорно-двигательной системы. Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система». | Различать динамические и статические физические упражнения. Раскрывать связь между мышечными нагрузками и состоянием систем внутренних органов. Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики. |
| 20/9. Проверочная работа №2 по теме «Опорно-двигательная система» | Характеризовать особенности строения опорно-двигательной системы в связи с выполняемыми функциями. |
4. Внутренняя среда организма (10 ч.) (21.11.2016 – 24.12.2016) |
21.11 – 25.11 | | 21/1. Внутренняя среда организма. | Определять понятия: «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело». Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. |
| 22/2. Кровь. Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | Описывать функции крови. Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов. Описывать вклад русской науки в развитие медицины. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс свёртывания крови и фагоцитоз. Выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать резульаты наблюдений, делать выводы. |
28.11 – 02.12 | | 23/3. Иммунитет. | Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция». Раскрывать понятия: «вакцина», «сыворотка», «отторжение» (ткани, органа), «групповая совместимость крови», «резус-фактор». |
| 24/4. Переливание крови. | Называть критерии выделения четырёх групп крови у человека. |
05.12 – 09.12 | | 25/5. Транспортные системы организма. | Сравнивать виды кровеносных сосудов между собой. |
| 26/6. Строение и работа сердца. | Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. |
12.12 – 16.12 | | 27/7. Движение крови и лимфы по сосудам. Практические работы № 10, 11«Определению ЧСС», «Исследование притока крови к мышцам» | Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления, делать выводы по результатам исследования. |
| 28/8. Регуляция работы органов кровеносной системы. Практическая работа № 12 «Доказательство вреда табакокурения» | Определять понятие «автоматизм». Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой. |
19.12 – 24.12 | | 29/9. Гигиена сердечно-сосудистой системы. | Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца. |
| 30/10. Проверочная работа № 3 по теме «Внутренняя среда организма» | Проверить знания учащихся по данной теме. |
5. Дыхательная система (6 часов) (10.01.2017 – 27.01.2017) |
10.01 – 13.01 | | 31/1. Система органов дыхания. | Называть функции органов дыхательной системы. |
| 32/2. Легкие. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных. Выполнять лабораторный опыт, делать вывод по результатам опыта. |
16.01 – 20.01 | | 33/3. Дыхательные движения. Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» | Описывать функции диафрагмы. Называть органы, участвующие в процессе дыхания. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
| 34/4. Регуляция дыхания. Практическая работа №13 «Измерение обхвата груд ной клетки» | Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным центром. |
23.01 -27.01 | | 35/5. Болезни органов дыхания. Практическая работа №14 «Определение запылённости воздуха». Обобщение и систематизация знаний по материалам те мы 5 | Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом лёгких, раком лёгких. Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких. |
| 36/6. Проверочная работа № 4 по теме «Дыхательная система» | Характеризовать особенности строения дыхательной системы в связи с выполняемыми функциями |
6. Пищеварительная система (6 часов) (30.01.2017 – 17.02.2017) |
30.01 – 03.02 | | 37/1. Пищеварение, его роль в обмене веществ. Практическая работа № 15 «Определение местоположения слюнных желёз» | Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной системы. |
| 38/2. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» | Называть разные типы зубов и их функции. Называть ткани зуба. Описывать меры профилактики заболеваний зубов |
06.02 – 10.02 | | 39/3. Пищеварение в желудке. Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | Описывать строение желудочной стенки. Называть активные вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. |
| 40/4. Пищеварение в кишечнике. | Называть функции тонкого кишечника. |
13.02 – 17.02 | | 41/5. Регуляция пищеварения. | Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. |
| 42/6. Гигиена питания. | Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, пути заражения ими и меры профилактики. |
7. Обмен веществ и энергии (4 часов) (20.02.2017 – 03.03.2017) |
20.02 – 24.02 | | 43/1. Общая характеристика обмена веществ. | Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен». Раскрывать значение обмена веществ в организме. |
| 44/2. Обмен органических и неорганических веществ. | Описывать суть основных стадий обмена веществ |
27.02 – 03.03 | | 45/3. Нормы питания. Практическая работа № 16 «Определение тренированности организма» | Определять понятия «основной обмен», «общий обмен». Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям основного обмена. Проводить оценивание тренированности организма, фиксировать результаты и делать вывод, сравнивая экспериментальные данные с эталонными |
| 46/4. Витамины. | Объяснять с помощью таблицы в тексте учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья. |
8. Мочевыделительная система. Кожа. (5 ч) (06.03.2017 – 24.03.2017) |
06.03 – 10.03 | | 47/1. Строение и функции почек | Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называть функции разных частей почки. Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи |
| 48/2. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | Определять понятие «ПДК». Раскрывать механизм обезвоживания, понятия «водное отравление». Называть факторы, вызывающие заболевания почек. Объяснять значение нормального водно-солевого баланса. |
13.03 – 17.03 | | 49/3. Значение кожи и её строение | Называть слои кожи. Раскрывать связь между строением и функциями от дельных частей кожи (эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.) |
| 50/4. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Обобщение и систематизация знаний по темам 7, 8 | Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях. |
20.03 - 24 03 | | 51/5. Проверочная работа №5 по темам № 6 - 8 | Характеризовать роль мочевыделительной системы в водно-солевом обмене, кожи — в теплообмене. Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека |
9. Анализаторы. Органы чувств (5 часов) (03.04.2017 – 14.04.2017) |
03.04 – 07.04 | | 52/1. Общая характеристика анализаторов. Повторение. Нервная система. | Определять понятия «анализатор», «специфичность». Описывать путь прохождения сигнала из окружающей среды к центру его обработки и анализа в головном мозге. |
| 53/2. Зрительный анализатор. Практические работы № 17, 18. «Исследование реакции зрачка на освещённость», | Раскрывать роль зрения в жизни человека. Называть функции разных частей глаза. |
10.04 – 14.04 | | 54/3. Гигиена зрения. Повторение. Опорно-двигательная система. | Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения. Описывать меры предупреждения заболеваний глаз. |
| 55/4. Слуховой анализатор. Практическая работа № 19 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» Повторение. Внутренняя среда организма. | Раскрывать роль слуха в жизни человека. Описывать этапы преобразования звукового сигнала при движении к слуховому анализатору. |
| 56/5. Органы равновесия, обоняния и вкуса. Практическая работа № 20 «Исследование тактильных рецепторов» Повторение. Дыхательная система. | Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека. Называть меры безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ. |
10. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов) (17.04.2017 – 05.052017) |
17.04 – 21.04 | | 57/1. Врожденные и приобретенные формы поведения. Практическая работа № 21 «Перестройка динамического стереотипа» Повторение. Пищеварительная система. | Определять понятия «инстинкт», «запечатление». Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт. Раскрывать понятия «положительный инстинкт» «отрицательный инстинкт». |
| 58/2. Закономерности работы головного мозга. Повторение. Обмен веществ и энергии. | Определять понятия: «возбуждение», «торможение», «центральное торможение». |
24.04 – 28.04 | | 59/3. Сложная психическая деятельность: речь, па мять, мышление. Повторение. Органы выделения. | Определять понятия: «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление», «впечатление». Называть факторы, влияющие на формирования речи в онтогенезе. |
| 60/4. Воля, эмоции, внимание Практическая работа № 22 «Изучение внимания». Повторение. Органы чувств. | Описывать этапы волевого акта. Объяснять явления внушаемости и негативизма. |
02.05 – 05.05 | | 61/5. Психологические особенности личности | Определять понятия: «темперамент», «характер», «способность» (человека). Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов. Различать экстравертов и интравертов. |
| 62/6. Ре жим дня. Работоспособность. Сон и его значение | Описывать стадии работоспособности. Раскрывать понятие «активный отдых». |
11. Индивидуальное развитие организма (3 часа) (15.05.2017 – 24.05.2017) |
08.05 – 12.05 | | 63/1. Половая система человека. | Называть факторы, влияющие на формирование пола, и факторы, влияющие на формирование мужской и женской личности. |
| 64/2. Развитие организма человека | Раскрывать понятие «полуростовой скачок». Описывать особенности роста разных частей тела в организме ребёнка. Различать календарный и биологический возраст человека. |
15.05 – 19.05 | | 65/3. Вред наркогенных веществ. | Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку. Описывать пути попадания никотина в мозг. Называть внутренние органы, страдающие от курения. Раскрывать опасность принятия наркотиков. Называть заболевания, вызываемые приёмом алкоголя. |
| 66/4. Обобщение и систематизация знаний «Биология. Человек». | Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. Обосновывать значимость психических явлений и процессов в жизни человека |
22.05-24.05 | | 67/5. Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | Объяснять участие различных систем органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме. |
| | Р.В. – 3 ч. | |
| | | |