СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. И.Н. Пономаревой.- 6-е изд. перераб. -М.: Вентана-Граф, 2016.
В данной программе порядок изучения разделов и тем составлен на основе учебника.
Календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС (9а класс)
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Средства обучения и электронные ресурсы | Код КЭ | |||||||
| Дата по плану | Дата по факту | Тема урока, тип урока, Домашнее задание | Элемент содержания
| Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | ||||||
Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | |||||||||
Тема 1. Общие закономерности жизни (3 часа) |
|
| ||||||||||
1.1 | 01.09. |
| Биология – наука о живом мире.
Вводный инструктаж №3 по ТБ в кабинете биологии. Инструкции №13, 104, 141, правила №153.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&1, 2 | Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Овладевать методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрации Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки. http://floranimal.ru http://www.unnaturalist.ru | 2.1.1 | ||
2.2 | 05.09 |
| Общие свойства живых организмов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&3 | Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращения энергии; рост, развитие, размножение; наследственность и изменчивость; эволюция; связь со средой. | Выделять отличительные признаки живых организмов | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Текущий | УО СР №1 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1. 1.2.1. | ||
3.3 | 08.09. |
| Многообразие форм живых организмов. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&4, подведем итоги стр.19-21 | Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы.
| Выделять отличительные признаки живых организмов Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения | Метапредметные анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1 | ||
Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (12 часов) | ||||||||||||
4.1 | 12.09. |
| Многообразие клеток.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&5 | Многообразие клеток. Цитология - наука о клетке.
| Сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток) | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Входной | Тест №1 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.3.1 | ||
5.2 | 15.09. |
| Химические вещества в клетке. Неорганические вещества.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&6 | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и вещества. Роль воды, минеральных солей в организме. | Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.
| Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.3.1. | ||
6.3. | 19.09. |
| Химические вещества в клетке. Органические вещества.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&6 | Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества. Роль углеводов, липидов, белков в организме. | Классифицировать органические соединения по группам. Объяснять роль органических соединений в жизнедеятельности организмов. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрации Схемы строения молекул органических соединений Модель ДНК
| 2.3.1. | ||
7.4. | 22.09. |
| Строение клетки. Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&7 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Хромосомы. Многообразие клеток. | Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.
| Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям Личностные: сформированность интеллектуальных умений, анализировать | Входной | Тест №2
| MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.3.1. | ||
8.5. | 26.09. |
| Органоиды клетки и их функции.
Инструкция №104 Лабораторная работа №1. «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание»
Тип урока: урок-практикум
ДЗ:&8 | Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосомы. | Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах; Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов; Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
| Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение наблюдать, проводить опыты, делать выводы и заключения. Личностные: сформированность интеллектуальных умений, сравнивать, делать выводы | Тематический | ЛР №1 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.3.1 2.2.1. 2.2.2 | ||
9.6 | 29.09. |
| Обмен веществ основа существования клетки.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&9 | Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: реализация установок здорового образа жизни | Входной | Тест №3 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.2.1. | ||
10.7 | 03.10. |
| Биосинтез белка в клетке. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&10 | Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: реализация установок здорового образа жизни | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.2.1. | ||
11.8 | 06.10. |
| Биосинтез углеводов - фотосинтез.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&11 | Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: реализация установок здорового образа жизни | Текущий | ПРОЗ | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование http://ru.wikipedia.org/wiki/
| 1.2.1. | ||
12.9 | 10.10. |
| Обеспечение клеток энергией.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&12 | Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме. | Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: реализация установок здорового образа жизни | Текущий | СР №2 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.2.1. | ||
13. 10. | 13.10 |
| Размножение клетки и ее жизненный цикл.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&13 | Размножение. Половое и бесполое размножение. | Выделять существенные признаки процессов размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование http://ru.wikipedia.org/wiki/
| 1.1.2. 1.2.1. | ||
14. 11. | 17.10 |
| Деление клеток -митоз.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&13
| Бесполое размножение. | Выделять существенные признаки процессов бесполого размножения.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы | Текущий | СР №3 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрация Модели-аппликации «Митоз» http://www.cellsalive.com/mitosis.htm/ | 1.1.2. 1.2.1. | ||
15. 12. | 20.10 |
| Зачет №1 по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 5-13, подведем итоги стр.58-61
| Основные теоретические вопросы по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» | Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Тематический | Зачет №1 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.2. 1.2.1. | ||
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 часов) | ||||||||||||
16.1 | 24.10. |
| Организм – открытая живая система
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:& 14
| Организм как открытая живая система (биосистема)
| Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов) | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1. 1.1.2. 1.2.1. | ||
17.2 | 27.10 |
| Примитивные организмы. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 15
| Особенности организмов разных царств живой природы: бактерии, вирусы | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки вирусов и бактерий) Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (сравнивать, делать выводы) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.2 2.6. | ||
18.3 | 07.11 |
| Растительный организм и его особенности. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 16
| Особенности организмов разных царств живой природы: растения | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма Объяснять особенности строения растительных организмов.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (анализировать); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1 2.3.3. | ||
19.4 | 10.11 |
| Многообразие растений и их значение в природе. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 17
| Особенности организмов разных царств живой природы: растения | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах и на живых объектах – органов цветкового растений, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (анализировать); эстетического отношения к живым объектам. | Текущий | ПРОЗ | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.3.3. 2.3.5. 2.6. 3.4. | ||
20.5 | 14.11 |
| Организмы царства грибов и лишайников. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 18
| Особенности организмов разных царств живой природы: грибы и лишайники | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки грибов и лишайников) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах и на живых объектах наиболее распространенных грибов и лишайников; съедобных и ядовитых грибов. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
| Входной | Тест №4 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1. 2.6. | ||
21.6 | 17.11 |
| Животный организм и его особенности Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 19
| Особенности организмов разных царств живой природы: животные | Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки животных) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; Различать на таблицах органов и систем органов животных. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1. 2.3.4. 2.6. | ||
22.7 | 21.11 |
| Разнообразие животных. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 20
| Особенности организмов разных царств живой природы: животные | Различать на таблицах органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.3.4. 2.3.5. 2.6. 3.4. | ||
23.8 | 24.11 |
| Сравнение свойств организма человека и животных. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 21
| Особенности организмов разных царств живой природы: животные | Приводить доказательства (аргументации) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; Различать на таблицах органов и систем органов человека | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
| Текущий | СР №4 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.3. 2.1.7. 2.5. 2.6. | ||
24.9 | 28.11 |
| Размножение живых организмов. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:& 22
| Способы размножения. Половое и бесполое размножение. | Выделять существенные признаки процессов размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.3. 2.3.2. | ||
25. 10 | 01.12 |
| Образование половых клеток. Мейоз.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&24 | Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Объяснять механизмы мейоза, наследственности и изменчивости. Сравнивать митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрация Модели-аппликации «Мейоз» http://www.cellsalive.com/meiosis.htm/ | 1.3. 2.3.2. | ||
26. 11 | 05.12 |
| Образование половых клеток. Мейоз.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&24 | Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Объяснять механизмы мейоза, наследственности и изменчивости. Сравнивать митоз и мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.3. 2.3.2. | ||
27. 12 | 08.12 |
| Индивидуальное развитие.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&23
| Рост и развитие организмов. Индивидуальное развитие организма - онтогенез.
| Выделять существенные признаки процессов роста, развития. Сравнивать рост и развитие организмов, делать выводы на основе сравнения. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений: сравнивать, делать выводы | Входной | Тест №5 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрация Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. http://ru.wikipedia.org/wiki/ | 1.3. 2.3.2. | ||
28. 13 | 12.12. |
| Изучение механизма наследственности.
Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&25 | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
| Объяснять механизмы наследственности и изменчивости | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию Личностные: сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.2.1. 2.1.10 | ||
29. 14 | 15.12. |
| Основные закономерности наследования признаков у организмов. Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&26 | Наследственность - свойство организмов. Закономерности наследования признаков.
| Характеризовать закономерности наследования признаков Объяснять роль гена в наследовании признаков Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрации Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность. | 1.2.1. 2.1.10 | ||
30. 15 | 19.12 |
| Закономерности изменчивости. Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&27 | Изменчивость - свойства организмов. Закономерности изменчивости признаков
| Характеризовать закономерности изменчивости признаков Доказывать роль изменчивости в проявлении признаков у организмов | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрации Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность. | 1.2.1. 2.1.10 | ||
31. 16
| 22.12. |
| Ненаследственная изменчивость. Инструкция №104 Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у организмов» Тип урока: урок-практикум
ДЗ:&28
| Изменчивость - свойство организмов. Ненаследственная изменчивость. Основные формы изменчивости.
| Различать наследственную и ненаследственную изменчивость Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
| Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Личностные: сформированность интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы | Тематический | ЛР №2 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.2.1. 2.1.10 | ||
32. 17 | 26.12. |
| Основы селекции организмов Тип урока: открытия нового знания
ДЗ:&29
| Селекция как наука. Общие методы селекции. Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.
| Называть практическое значение селекции Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком, использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
| Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Выявлять эстетические достоинства объектов живой природы. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 3.4. | ||
33. 18 | 12.01. |
| Зачет №2 по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 14-29, подведем итоги стр. 127-131
| Основные теоретические вопросы по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»
| Объяснять особенности строения растительных организмов, механизмы наследственности и изменчивости. Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма Сравнивать изменчивость и наследственность, делать выводы на основе сравнения. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни | Тематический | Зачет№2 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1. 1.2.1. 2.1.10 3.4. | ||
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (19 часов) | ||||||||||||
34.1 | 16.01. |
| Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&30
| Гипотезы о происхождении жизни на Земле.
| Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
35.2 | 19.01 |
| Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&31
| Гипотеза о происхождении жизни на Земле А.И.Опарина. Условия возникновения жизни на молодой Земле. | Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
36.3 | 23.01. |
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&32
| Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в раз витии жизни. Возникновение биосферы.
| Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать, начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
37.4 | 26.01. |
| Этапы развития жизни на Земле. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&33
| Общие направления эволюции жизни. Этапы развития жизни.
| Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптации. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
38.5 | 30.01 |
| Идеи развития органического мира в биологии. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&34
| Идеи развития органического мира в биологии. Теория эволюции Ж.Б. Ламарка.
| Сравнивать основные идеи об эволюции | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
39.6 | 02.02 |
| Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&35
| Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть эволюции животного мира, ее причины и движущие силы. | Объяснять роль естественного отбора в развитии животного мира; Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
40.7 | 06.02 |
| Современные представления об эволюции органического мира. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&36
| Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Суть эволюции животного мира, ее причины и движущие силы. | Сравнивать основные идеи об эволюции, изложенные в теории Ч. Дарвина и теориях его предшественников; Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование http://www. darvin. museum.ru http://www. macroevolution.narod.ru http://www. evolution2.narod.ru
| 2.1.2. | ||
41.8 | 09.02 |
| Вид, его критерии и структура. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&37
| Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. | Выделять существенные признаки вида. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процесе
| Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
42.9 | 13.02 |
| Процессы образования видов. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&38
| Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Процессы образования видов.
| Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе
| Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | ПРОЗ | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
43. 10 | 16.02 |
| Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&39
| Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.
| Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе Объяснять причины многообразия видов. | Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
44. 11 | 20.02 |
| Основные направления эволюции. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&40 | Основные направления эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
| Называть основные направления эволюции | Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Входной | Тест №6 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
45. 12 | 27.02 |
| Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&41
| Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Приводить примеры эволюционных преобразований живых организмов | Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Входной | Тест №7 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. | ||
46. 13 | 02.03 |
| Основные закономерности эволюции.
Инструкция №104 Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Тип урока: урок -практикум
ДЗ:&42
| Основные закономерности эволюции. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных - результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.-
| Называть основные закономерности эволюции Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида. Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение их результатов; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы). | Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Тематический | ЛР №3 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.2. 2.2.1. 2.2.2. | ||
47. 14 | 06.03 |
| Человек-представитель животного мира. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&43 | Человек-представитель животного мира. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. . | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.7. | ||
48. 15 | 09.03 |
| Эволюционное происхождение человека.
Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&44
| Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными. | Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.7. | ||
49. 16 | 13.03 |
| Этапы эволюции вида Человек разумный. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&45
| Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Выделять признаки биологического объекта - человека. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.7. 3.3. 3.4. | ||
50. 17 | 16.03 |
| Человеческие расы, их родство и происхождение. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&46
| Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Антинаучная сущность расизма. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас.
| Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | СР №5 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.7. 3.3. 3.4. | ||
51. 18 | 20.03 |
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Тип урока: урок общеметодологической направленности
ДЗ:&47
| Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
| Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни; Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни | Текущий | СР №6 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.3. 2.1.5. 2.1.8. 2.1.9. | ||
52. 19 | 23.03 |
| Зачет №3 по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 14-47, подведем итоги стр. 203-206
| Основные теоретические вопросы по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе Называть основные закономерности и направления эволюции Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни | Тематический | Зачет№3 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.3. 2.1.5. 2.1.8. 2.1.9. | ||
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (16 часов) | ||||||||||||
53.1 | 03.04 |
| Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&48
| Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. | Характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле; закономерности действия экологических факторов среды | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3. 2.1.4. 2.1.8. | ||
54.2 | 06.04 |
| Общие законы действия факторов среды.
Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&49
| Общие законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов.
| Характеризовать законы действия факторов среды. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора. Периодичность в жизни организмов.
| Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3. 2.1.4. 2.1.8. | ||
55.3 | 10.04 |
| Приспособленность организмов к действию факторов среды Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:&50
| Приспособленность организмов к действию факторов среды
| Характеризовать закономерности действия экологических факторов среды Выявлять приспособления организмов к среде обитания | Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | ПРОЗ | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3. 2.1.4. 2.1.8. 2.4. | ||
56.4 | 13.04. |
| Биотические связи в природе.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:&51
| Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. | Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Характеризовать разные типы взаимоотношений. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Текущий | СР №7 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.8. 2.4. | ||
57.5 | 17.04. |
| Популяции. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&52
| Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура. | Называть признаки биологического объекта - популяции; показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3.2.1.8. 2.4. | ||
58.6 | 20.04. |
| Функционирование популяции в природе. Тип урока: урок открытия новых знаний
ДЗ:&53
| Популяция - элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, функционирование в природе. | Характеризовать процессы, происходящие в популяции. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)
| Текущий | Тест №7 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3.2.1.8. 2.4. | ||
59.7 | 24.04. |
| Сообщества. Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 54
| Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Экологические ниши. Роль видов в биоценозе. | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)
| Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3.2.1.8. 2.4. | ||
60.8 | 27.04. |
| Биоценозы, экосистемы и биосфера.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 55
| Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование http://www. ecosistema.ru
| 1.1.3.2.1.8. 2.4. | ||
61.9 | 04.05. |
| Развитие и смена биогеоценозов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 56
| Экологическая сукцессия Свойства сукцессий: изменение видового богатства; увеличение биомассы органического вещества, снижение скорости прироста биомассы. | Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии. Описывать свойство сукцессии. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессии. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения)
| Текущий | СР №8 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3.2.1.8. 2.4. | ||
62. 10 | 08.05. |
| Основные законы устойчивости живой природы. Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 57
| Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность в экосистемах. Отрицательные обратные связи в экосистемах. | Характеризовать структуру экосистемы; Оценивать роль круговорота веществ и превращения энергии в поддержании и устойчивости экосистем; Доказывать преимущества многообразия видов в природных экосистемах | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения) | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3.2.1.8. 2.4. | ||
63. 11 | 11.05. |
| Инструкция №104 Практическая работа №1 «Изучение и описание экосистемы своей местности»
Тип урока: урок -практикум
ДЗ:&57
| Биоразнообразие в экосистемах.
| Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов;
| Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Тематический | ПР №1 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.3.2.1.8. 2.4. 2.2.1. 2.2.2. | ||
64. 12 | 15.05. |
| Экологические проблемы в биосфере. Тип урока: урок общеметодологической направленности ДЗ:& 58
| Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
| Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.
| Метапредметные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование Демонстрация Модель-аппликация «Биосфера и человек»
| 2.1.4. 2.1.5. 2.1.8. 2.7. | ||
65. 13 | 18.05. |
| Зачет №4 по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 48-58 подведем итоги стр. 251-254
| Основные теоретические вопросы по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни | Тематический | Зачет№4 | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.4. 2.1.5. 2.1.8. 2.7. | ||
66. 14 | 22.05. |
| Повторение и обобщение знаний по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 5-13, подведем итоги стр.58-61
| Основные теоретические вопросы по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» | Выделять существенные признаки строения клетки и процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, деления клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.
| Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.2. 1.2.1. | ||
67. 15 | 25.05 |
| Повторение и обобщение по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 14-29, подведем итоги стр. 127-131
| Основные теоретические вопросы по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»
| Объяснять особенности строения растительных организмов, механизмы наследственности и изменчивости. Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки растений, животных) и процессов (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма Сравнивать изменчивость и наследственность, делать выводы на основе сравнения. | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 1.1.1. 1.2.1. 2.1.10 3.4. | ||
68. 16 |
|
| Повторение и обобщение по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» Тип урока: урок рефлексии
ДЗ:& 14-47, подведем итоги стр. 203-206
| Основные теоретические вопросы по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать закономерности происхождения видов. Доказывать роль вида и популяции в эволюционном процессе Называть основные закономерности и направления эволюции Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) | Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: сформированность интеллектуальных умений, реализация установок здорового образа жизни | Текущий | УО | MULTIMEDIA Уроки биологии Кирилла и Мефодия Электронное приложение 1С Образование | 2.1.3. 2.1.5. 2.1.8. 2.1.9. |
Примечание. КОД КЭ (Код контролируемого элемента) (требования к уровню подготовки выпускников)
Знать/понимать
1.1 признаки биологических объектов:
1.1.1. живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)
1.1.2. признаки генов, хромосом, клеток;
1.1.3 популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;
1.2 сущность биологических процессов:
1.2.1. обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
1.2.2 круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
1.3 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
необходимость защиты окружающей среды;
Уметь объяснять
2.1.1 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
2.1.2 родство, общность происхождения и эволюцию
2.1.7 родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
2.1.8 взаимосвязи человека и окружающей среды;
2.1.9 зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
2.1.10 причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
Изучать биологические объекты и процессы:
2.2.1 описывать и объяснять результаты опытов;
2.2.2 описывать биологические объекты;
Распознавать и описывать
2.3.1 на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки;
2.3.3.на рисунках (фотографиях) органы цветковых растений, растения разных отделов;
2.3.4 на рисунках (фотографиях) органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
2.3.5 культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
2.4 выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
2.5 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
2.6 определять принадлежность биологических объектов к
определенной систематической группе (классификация);
2.7 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
3.3 рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
3.4 выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними