СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС по Пономаревой.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

По программе Пономаревой.один час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС по Пономаревой.»

. Биология 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование.


уро-ка

Тема уроков

Кол-во

часов

Планируемые

результаты (УУД)

Характеристика

деятельности

обучающихся

Домашнее задание

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

Тема 1. Биология-наука о живом мире (10 часов)

1

Наука о живой природе.

1

Личностные - мотивация обучения


Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

– перечислять отличительные свойства живого;

Беседа с обсуждением проблемных вопросов. Работа с текстом учебника

§1, стр. 4-7.



2

Свойства живого

1

‒ познание себя, формирование адекватной самооценки;

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

– перечислять отличительные свойства живого;


Презентация « Свойства живого», Беседа по тексту учебника, работа с иллюстрациями.

Формулирование выводов о процессах, происходящих в живых организмах.

§2,стр.8-12.



3

Методы изучения природы.

1

Личностные- оценка усваиваемого содержания.


Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Коммуникативные - умение выполнять письменные задания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

Работа с рисунками учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Деятельность учащихся по оформлению в тетрадях результатов исследования.

§3,стр.12-15.



4

Экскурсия в природу «Методы изучения живых организмов»


Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.


-характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

Изучать живые объекты по предложенному плану.

Повторить §3.



5

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1

Личностные- оценка содержания материала.


Регулятивные-целеполагание.

Общеучебные-поиск и выделение информации



– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Изучать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовые микропрепараты под микроскопом, формулирование выводов. Знакомство с правилами работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

§4,стр.15-19.



6

Строение клетки. Ткани.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять основные части клетки;

Изучать строение клеток и тканей живых организмов по тексту учебника, электронным и наглядным пособиям.

§5,стр.19-25.



7

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

- осознание обучающимися цели и мотивов учебной деятельности;

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

Общеучебные-поиск и выделение информации.


– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Обобщать результаты наблюдений, формулировка выводов, рисование клеток и тканей в тетради.

§5, повт.



8

Химический состав клетки.

1

Личностные- мотивация обучения при использовании демонстрационного материала.

Логические- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

-иметь представление об элементарном химическом составе клетки

Наблюдение демонстрации опытов.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов.

§6,стр.25-27.



9

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

-оценка содержания материала.


Логические-установление-причинно-следственных связей,доказательство.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

- иметь представление об основных процессах жизнедеятельности клеток растений.

Оценка значения питания, дыхания, размножения. Объяснение сущности понятия «обмен веществ». Рассматривание в учебнике рисунков процесса деления клетки, последовательности деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).

§7,стр.28-32.



10

Подведем итоги.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

– понимать смысл биологических терминов

Защита проектов

Индивидуальная работа

Оценка своей деятельности и деятельности других учащихся при защите проекта.

Повторить тему 1.



Глава 2. Многообразие живых организмов(10 часов)

11

Царства живой природы.

1

- познание себя, формирование адекватной самооценки;

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

– определять роль в природе различных групп организмов;

Изучение схемы царств живой природы, установление связи между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

§8,стр.35-38.



12

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

-развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.


Применять полученные знания на практике.

Изучение разнообразия форм тела бактерий по рисункам учебника, процессов жизнедеятельности бактерий как прокариот.

§9,стр.39-42.



13

Значение бактерий в природе и для человека.

1

-развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Логические-построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Различение бактерий по их роли в природе. Формирование умения приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Делать выводы о значении бактерий.

§10,стр.42-45.



14

Растения.

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Отчёт по л\р

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие

между растениями разных систематических

групп, делать выводы о значении растений в жизни человека

§11,стр.45-52.



15

Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Отчёт по л\р

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека

и в природе.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при маломувеличении.

§12,стр.52-56.



16

Грибы.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Устанавливать сходство гриба с растениями

и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов.

§13,стр.57-60.



17

Многообразие и значение грибов

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– определять роль в природе различных групп организмов;

Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.

§14,стр.60-66.



18

Лишайники.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации объектов.


– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

§15,стр.66-69.



19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.


1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Защита проекта «Многообразие живых организмов вокруг нас»

Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

§16,стр.69-72.



20

Подведем итоги

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка качества усвоения пройденного материала.


– понимать смысл биологических терминов

Выполнять итоговые задания по материалам

темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.


Повторить тему 2.



Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21

Среды жизни планеты Земля.

1

Личностные- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

§17,стр.75-78.



22

Экологические факторы среды.

1

Личностные- оценка усваиваемого содержания.


Регулятивные-составление плана последовательности действий

Логические –выбор оснований для сравнения и классификации объектов.

- иметь представление о различных группах экологических факторов.

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».

Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора.

§18,стр.78-81.



23

Приспособления организмов к жизни в природе

1

Личностные- оценка усваиваемого содержания.


Общеучебные-поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания

§19,стр.81-84.



24

Природные сообщества.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Регулятивные-целеполагание.

Логические –анализ объектов с целью выделения признаков

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей.

§20,стр.84-87.



25

Природные зоны России.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Объяснять сущность понятия «природная

зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы

§21,стр.87-93.



26

Жизнь организмов на разных материках.

1

Личностные- мотивация обучения.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме


– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

Характеризовать и сравнивать расположение

и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов

организмов, их приспособленность к среде

обитания.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

§22,стр.93-99.



27

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;

Коммуникативные-постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам

учебника.

Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать

роль планктона для других живых организмов.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

§23,стр.99-103.



28

Подведем итоги.

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Регулятивные-оценка своей деятельности, саморегуляция (способность к преодолению усилий)

– понимать смысл биологических терминов

Защита проекта «Земля-наш общий дом», отвечать на итоговые вопросы темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Повторить тему 3.



Глава 4. Человек на планете Земля (7 часов).

29

Как появился человек на Земле.

1

- познание себя, формирование адекватной самооценки;

Общеучебные-моделирование процессов и явлений.

Логические-сравнение и классификация объектов


– определять роль в природе различных групп организмов;

Выделять основные стадии становления человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Описывать особенности строения тела и условия жизни неандертальцев и кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Приводить примеры деятельности человекав природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительногоисторического развития.

§24,стр.106-110.



30

Как человек изменял природу.

1

- познание себя, формирование адекватной самооценки;

Коммуникативные-постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

§25,стр.110-112.



31

Важность охраны живого мира планеты.

1

Личностные- мотивация обучения


Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.


- осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

Презентация « Красная книга Воронежской области»

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся

в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

§26,стр.113-116.



32

Сохраним богатство живого мира. Защита проектов «Человек и природа»

1

- развитие познавательных мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

Защита проекта

Уметь представлять свою работу, аргументировать деятельность

§27,стр.117-119.



33

Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни живых организмов»

1

- анализ объектов живой природы с целью выделения признаков живых организмов.

Логические –анализ объектов живой природы

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Повторить §27.



34

Итоговый урок

1

-развитие познавательных мотивов учебной деятельности.



К/р №4

Повторить тему 4.



35

Задания на лето.

1

- осознание обучающимися цели (результата) и мотивов (побуждающих сил и факторов) учебной деятельности;



Обсуждение возможных направлений исследовательской деятельности





Итого

35 ч