СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс В.В.Пасечник ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП построено на основе рабочей программы в которой использованы основные идеи и положения программы по биологии автора В.В.Пасечника (изд."ДРОФА"), в ссответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс В.В.Пасечник ФГОС»

Календарно- тематическое планирование

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс (17,5ч, 0,5 ч в неделю)


п/п

Тема урока

Количество часов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

факт

Введение. (3 часа)

1

Разнообразие живой природы.


1

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное

строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.



П: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов .

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого

Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.




2

Среды обитания живых организмов.


1

Определяют понятия: «водная среда»,

«наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи

организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности.

Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания.


П: Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу.

К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.




3

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки

работы с текстом учебника.

Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формируются элементы экологической культуры.




Тема №1. Клеточное строение организмов. (2 часа)

4

Строение клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление рост.

1

Выделяют существенные признаки

процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты

по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Знакомятся с основными функциями клетки, обобщают знания о жизнедеятельности клетки, структурируют знания. Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клеток.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют движение цитоплазмы,информацию о процессах протекающих в клетке

Р: Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи

К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов, научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития живых организмов



5

Ткани.

1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают

умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани

на микропрепаратах

Учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительных организмах.

П: Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями

Р: Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений

К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов.



Тема № 2. Царство Бактерии (2 часа)

6

Бактерии, их разнообразие, строение и

жизнедеятельность.


Выделяют существенные признаки

бактерий

Выделение существенных особенностей строения, жизнедеятельности, разнообразия форм и многообразия бактерий.

П: Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий.



7

Роль бактерий в природе и жизни человека


Определяют понятия: «клубеньковые

(азотфиксирующие) бактерии»,

«симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль

бактерий в природе и жизни человека

Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

П: Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями.

Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.



Тема № 3. Царство Грибы (3 часа)

8

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.


Выделяют существенные признаки

строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека.

П: Анализируют строение клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью внесения необходимых дополнений

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.



9

Шляпочные грибы.


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами

Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности


Формируется понимание ценности здорового безопасного образа жизни, усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.



10

Плесневые грибы

и дрожжи. Грибы-паразиты.


Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов

в природе и жизни человека

Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы.

Учащиеся знают о грибах-паразитах, их роли в природе и жизни человека.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение грибной клетки.

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.



Тема № 4. Царство Растения (8 часов)

11

Разнообразие, распространение, значение растений


Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки

растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие

растения, наиболее распространённые

растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением

растений и их местообитанием.

Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

П: Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Р: Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений

К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.



12

Водоросли.

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят

микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе

и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, о роли в природе и необходимости их охраны.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение зелёных водорослей.

Р: Составляют план и последовательность действий

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы.



13

Лишайники.

1

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники»,

«накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах.

П: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.



14

Мхи.

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Объясняют роль мхов

в природе и жизни

человека

Учащиеся имеют представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении.



15

Плауны, Хвощи, Папоротники

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают

разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Объясняют роль папоротников,

хвощей и плаунов в природе и жизни

человека

Учащиеся имеют представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.

П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.



16

Голосеменные.

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают

представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных

в природе и жизни человека

Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения».

П: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Р: Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении.



17

Покрытосеменные, или Цветковые.

1

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений, могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».

П: Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений

Р: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении.



18

Происхождение растений.Основные этапы развития растительного мира.

1

Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».

Характеризуют основные этапы

развития растительного мира

Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира.

П: Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

К: Работа в группах: умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции.




2