№ п/п | Тема урока | Количество часов | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | факт |
Введение. (3 часа) |
1 | Разнообразие живой природы. | 1 | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. | Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. | П: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого | Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. | | |
2 | Среды обитания живых организмов. | 1 | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. | Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. | П: Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | | |
3 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 1 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируются элементы экологической культуры. | | |
Тема №1. Клеточное строение организмов. (2 часа) |
4 | Строение клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление рост. | 1 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Знакомятся с основными функциями клетки, обобщают знания о жизнедеятельности клетки, структурируют знания. Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клеток. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют движение цитоплазмы,информацию о процессах протекающих в клетке Р: Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов, научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития живых организмов | | |
5 | Ткани. | 1 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительных организмах. | П: Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями Р: Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов. | | |
Тема № 2. Царство Бактерии (2 часа) |
6 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | | Выделяют существенные признаки бактерий | Выделение существенных особенностей строения, жизнедеятельности, разнообразия форм и многообразия бактерий. | П: Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. | | |
7 | Роль бактерий в природе и жизни человека | | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | П: Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | | |
Тема № 3. Царство Грибы (3 часа) |
8 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека. | П: Анализируют строение клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью внесения необходимых дополнений К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. | | |
9 | Шляпочные грибы. | | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | Формируется понимание ценности здорового безопасного образа жизни, усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами. | | |
10 | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. | | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы. Учащиеся знают о грибах-паразитах, их роли в природе и жизни человека. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение грибной клетки. Р: Составляют план и последовательность действий К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | | |
Тема № 4. Царство Растения (8 часов) |
11 | Разнообразие, распространение, значение растений | | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. | Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | П: Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Р: Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений. | | |
12 | Водоросли. | 1 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, о роли в природе и необходимости их охраны. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение зелёных водорослей. Р: Составляют план и последовательность действий К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. | | |
13 | Лишайники. | 1 | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах. | П: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | | |
14 | Мхи. | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении. | | |
15 | Плауны, Хвощи, Папоротники | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | | |
16 | Голосеменные. | 1 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения». | П: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Р: Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении. | | |
17 | Покрытосеменные, или Цветковые. | 1 | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений, могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | П: Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений Р: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | | |
18 | Происхождение растений.Основные этапы развития растительного мира. | 1 | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира. | П: Характеризуют основные этапы развития растительного мира Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Работа в группах: умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. | | |