СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса является приложением к рабочей программе по биологии для 5-9 классов. Календарно тематическое планирование составлено к учебнику В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. - М.: Дрофа. Планирование содержит подробное описание универсальных учебных действий для каждого урока.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Толпинская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

___________________ /Шкодина Е.В./

от 27. 08. 2014 года





Календарно-тематическое планирование

по биологии


Биология. Бактерии. Грибы. Растения

5 класс



Учитель Лубкова Светлана Викторовна


Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе рабочей программы по биологии, утвержденной на заседании педагогического совета от 27.08. 2014 г протокол №1, введенной в действие приказом №1-163 от 28.08. 2014г





урока

дата

тема, тип урока

планируемые результаты

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

план

фак

предметные

метапредметные

личностные


Введение (2 часа)


1.



Биология – наука о живой природе

/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «логос», «биос».

Объяснять роль науки биологии в практической деятельности людей.

Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии.

Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

П: владеть таким видом изложения текста, как повествование;

К: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах

Формирование любви и бережного отношения к родной природе, формирование элементов экологической культуры


§

2.



Стартовая контрольная работа.

Методы исследования в биологии.

/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

Определять понятия «метод», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

Характеризовать основные методы исследования в биологии.

Соблюдать

правила техники безопасности в кабинете биологии.

Называть и различать лабораторное оборудование.

Пользоваться различными приборами и инструментами.

Анализировать увиденные явления в живой природе, делать выводы.

П: под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

К: Сотрудничество

с одноклассниками при обсуждении.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

Формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности

§

3.



Разнообразие живой природы.

/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику. Уметь по рисунку называть и объяснять сущность биологического явления.


Р: составлять план текста;

- ставить цель и анализировать условия достижения цели.

П: получать биологическую информацию из различных источников;

определять существенные признаки объекта.

К: Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Формирование научного мировоззрения на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого

§

4.



Среды обитания живых организмов.

/Комбинированный урок/


Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания.

П: — получать биологическую информацию из различных источников;

Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

§

5.



Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

/Комбинированный урок/


- знать экологические факторы, основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы.

П: определять отношения объекта с другими объектами;

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Р: составлять план текста;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.


§

6.



Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений»

Л.р.№1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.


/Урок формирования умений и навыков/


- знать о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде

- уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы.

- уметь правильно вести себя в природе

Р: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

П: под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

К: развивать умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи;

-Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности, любви и бережного отношения к родной природе, формирование элементов экологической культуры


Клеточное строение организмов (10 часов)


7.



Устройство увеличительных приборов.

Л.Р.№2 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.

/Урок формирования умений и навыков/


- знать устройство увеличительных приборов,

- иметь представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов;

- уметь работать с увеличительными приборами;

- уметь доказывать, что живые организмы состоят из клеток

Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

К:уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом.

Формирование познавательного мотива на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведением простейших исследований

§

8.



Строение клетки.


- знать строение растительной клетки,

- иметь представление об оболочке, цитоплазме, вакуоли и ядре.

- уметь работать с увеличительными приборами, рассматривать клетку под микроскопом и делать схематические рисунки;

- уметь готовить микропрепарат кожицы лука.

- уметь по немому рисунку называть части и органоиды клетки.

Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

К:уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

Формирование познавательного интереса на основе изучения новых для учащихся объектов

§

9.



Л.Р. «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Л.Р.№3 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом.


/Урок формирования умений и навыков/


§

10.



Пластиды.

Л.Р.№4 Приготовление препаратов и рассмотрение под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

/Урок формирования умений и навыков/


- знать строение растительной клетки,

- иметь представление об оболочке, цитоплазме, вакуоли, пластидах и ядре.

- уметь работать с увеличительными приборами, рассматривать клетку под микроскопом и делать схематические рисунки;

- уметь готовить микропрепарат кожицы лука.

Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

К:уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

Формирование познавательного интереса на основе изучения новых для учащихся объектов

§

11.



Химический состав клетки.

/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать органические вещества от неорганических.

- уметь определять химический состав клеток

П: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении.

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

Формирование научного мировоззрения на основе установления сходства химического состава клеток как одно из доказательств единства живой природы

§

12.



Жизнедеятельность клетки.

Л.Р. №5 Приготовление и рассмотрение под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

П: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.


Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов

§

13.



Деление клетки.


- знать строение растительной клетки,

- иметь представление о процессах, протекающих в клетке

- уметь устанавливать взаимосвязи между строением и функциями.


П: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов

§

14,15



Понятие «ткань».

Л.Р. №6 Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

/Комбинированный урок/

/Урок формирования умений и навыков/


- знать строение растительной ткани,

- иметь представление о многообразии тканей

- уметь устанавливать взаимосвязи между строением и функциями растительных тканей;

- умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.

Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.


Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток

§

16.



Обобщающее повторение по теме «Клеточное строение организма»


/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/

Знать и объяснять основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания и умения для выполнения тестовых заданий.

Р: Работать по плану,

по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;

Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

П: подводить итоги работы, формулировать выводы.

К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого

§

Царство Бактерии, Грибы. (7 часов)

17.



Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

- иметь представления о строении и процессах жизнедеятельности клеток бактерий;

- иметь представление о многообразии бактерий


Р:работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

П: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения бактерий

§

18.



Роль бактерий в природе и жизни человека.

/Комбинированный урок/


- иметь представления о роли бактерий в природе и жизни человека;

- иметь представление о способах использования бактерий в с/х и промышленности

- иметь представление о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний и необходимости соблюдения гигиенических правил и норм в быту.

Р: составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Формирование интереса к предмету и положительной мотивации на основе проведения самостоятельного биологического исследования

§

19.



Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека.

/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

- иметь представления о строении и жизнедеятельности грибов, на примере шляпочных;

- иметь представления о роли грибов в природе и жизни человека;

- иметь представление о съедобных и ядовитых грибах,

- развивать умения различать съедобные и ядовитые грибы;

- знакомство с приемами оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами

Р: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

П: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения и роли грибов

Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами

§

20.



Шляпочные грибы.

Л.Р. №7 Строение плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, головня, спорынья).


/Урок формирования умений и навыков/


§

21.



Плесневые грибы и дрожжи.

Л.Р.№8 Строение плесневого гриба мукора.

Л.Р. №9 Строение дрожжей.

/Урок формирования умений и навыков/



- иметь представления о строении и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей,

- иметь представления о роли плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека;


Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы

§

22.



Грибы-паразиты.


/Комбинированный урок/


- иметь представления о строении и жизнедеятельности грибов, на примере паразитических грибов;

- иметь представления о роли грибов в природе и жизни человека;

- развивать умения различать грибы паразиты;

- иметь представление о мероприятиях, проводимых для борьбы с грибами паразитами;

- знакомство с приемами оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами


Р: составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

П: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.


Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы

§

23.



Зачет «Царство Бактерий и грибов»


/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/

Знать и объяснять основные понятия темы.

Уметь применять полученные знания и умения для выполнения тестовых заданий.

Р: Работать по плану,

по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;

Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

П: подводить итоги работы, формулировать выводы.

К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Формирование научного мировоззрения на основе выделения существенных признаков представителей разных царств


Царство Растений (10 часов)


24.



Ботаника – наука о растениях.


/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

- иметь представления о многообразии растений, их характерных признаках;

- иметь представления о высших и низших растениях.

- иметь представление о съедобных и ядовитых грибах,

- развивать умения давать оценку значения растений в природе и жизни человека;

П: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

Формирование экологической культуры на основе понимания охраны природы важности

§

25.



Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Л.Р. №10 Строение зеленых водорослей.


/Урок формирования умений и навыков/

- формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

- развивать умения различать разных представителей водорослей;

Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы

§

26.



Роль водорослей в природе и жизни человека.


/Комбинированный урок/


- формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

- развивать умения различать разных представителей водорослей;


П: находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

Формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности

§

27.



Лишайники.


/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

- формировать умение отличать лишайников от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность лишайников;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: симбиоз, лишайник

- развивать умения давать оценку роли лишайников в природе и жизни человека

П: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

Формирование экологической культуры на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды

§

28.



Общая характеристика мхов.

Л.Р. №11 Строение мха (на местных видах)


/Урок формирования умений и навыков/

- формировать умение отличать мхи от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение находить черты усложнения мхов по сравнению с водорослями.

- развивать умения давать оценку роли мхов в природе и жизни человека

П: работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;


Формирование научного мировоззрения на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении

§

29.



Папоротники, хвощи, плауны.

Л.Р. №12 Строение спороносящего папоротника.


/Урок формирования умений и навыков/

- формировать умение отличать папоротниковидные от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение находить черты усложнения папоротниковидных по сравнению с мхами

- формировать умение различать представителей папоротникообразных по разным критериям;

- развивать умения давать оценку роли папоротникообразных в природе и жизни человека

П:  сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;


Формирование научного мировоззрения на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции

§

30.



Голосеменные растения.

Л.Р. №13 Строение хвои и шишек хвойных растений


/Урок формирования умений и навыков/

- формировать представление о семенных растениях;

- формировать умение отличать голосеменных друг от друга и от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение находить черты усложнения голосеменных по сравнению с мхами и папоротниками.

- формировать умение различать представителей голосеменных по разным критериям;

- развивать умения давать оценку роли голосеменных в природе и жизни человека

П:  сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;


Формирование научного мировоззрения на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении

§

31.



Покрытосеменные растения


/Урок изучения и первичного закрепления нового материала/

- формировать представление о покрытосеменных растениях как самостоятельной высокоорганизованной и господствующей в настоящее время на Земле группой;

- формировать умение оперировать понятиями «плод», «цветок», «жизненная форма»;

- формировать умение отличать покрытосеменные друг от друга и от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение находить черты усложнения и общие черты покрытосеменных по сравнению с голосеменными

- формировать умение различать представителей покрытосеменных по разным критериям;

- развивать умения давать оценку роли покрытосеменных в природе и жизни человека

П:  сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;


К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;


Формирование научного мировоззрения на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении

§

32.



Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.


/Комбинированный урок/


Определять понятия «палеонтология», «палеоботаника».

Характеризовать основные этапы развития растительного мира

П: находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

К: Умение сотрудничать

с одноклассниками при обсуждении.

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

Формирование научного мировоззрения на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в их строении растений в процессе эволюции

§

33.



Итоговая контрольная работа

/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/


Систематизировать и обобщать знания о многообразии растительного мира

П:Поиск информации по разнообразию растительного мира

Р: Умение работать с различными источниками информации.

К: Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Формирование собственного целостного мировоззрения


34.



Защита проектов.

/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/

Систематизировать и обобщать информацию о бактериях, грибах, растениях, клетке, тканях растительного организма

Р: Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:

П: подводить итоги работы, формулировать выводы.

К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий

Формирование собственного целостного мировоззрения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!