от 27. 08. 2014 года
№ урока | дата | тема, тип урока | планируемые результаты | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |
план | фак | предметные | метапредметные | личностные | |
Введение (2 часа) | |
1. | | | Биология – наука о живой природе /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «логос», «биос». Объяснять роль науки биологии в практической деятельности людей. Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии. | Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. П: владеть таким видом изложения текста, как повествование; К: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах | Формирование любви и бережного отношения к родной природе, формирование элементов экологической культуры | § |
2. | | | Стартовая контрольная работа. Методы исследования в биологии. /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | Определять понятия «метод», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризовать основные методы исследования в биологии. Соблюдать правила техники безопасности в кабинете биологии. Называть и различать лабораторное оборудование. Пользоваться различными приборами и инструментами. Анализировать увиденные явления в живой природе, делать выводы. | П: под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; К: Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. | Формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности | § |
3. | | | Разнообразие живой природы. /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику. Уметь по рисунку называть и объяснять сущность биологического явления. | Р: составлять план текста; - ставить цель и анализировать условия достижения цели. П: получать биологическую информацию из различных источников; определять существенные признаки объекта. К: Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | Формирование научного мировоззрения на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого | § |
4. | | | Среды обитания живых организмов. /Комбинированный урок/ | Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания. | П: — получать биологическую информацию из различных источников; Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. | Формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | § |
5. | | | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. /Комбинированный урок/ | - знать экологические факторы, основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы. | П: определять отношения объекта с другими объектами; К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: составлять план текста; - ставить учебную задачу под руководством учителя; - планировать свою деятельность под руководством учителя; | способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма. | § |
6. | | | Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений» Л.р.№1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. /Урок формирования умений и навыков/ | - знать о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде - уметь определять понятие «экологические факторы»; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы. - уметь правильно вести себя в природе | Р: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; П: под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; К: развивать умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи; -Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами | Формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности, любви и бережного отношения к родной природе, формирование элементов экологической культуры | |
Клеточное строение организмов (10 часов) | |
7. | | | Устройство увеличительных приборов. Л.Р.№2 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. /Урок формирования умений и навыков/ | - знать устройство увеличительных приборов, - иметь представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; - уметь работать с увеличительными приборами; - уметь доказывать, что живые организмы состоят из клеток | Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; К:уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом. | Формирование познавательного мотива на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведением простейших исследований | § |
8. | | | Строение клетки. | - знать строение растительной клетки, - иметь представление об оболочке, цитоплазме, вакуоли и ядре. - уметь работать с увеличительными приборами, рассматривать клетку под микроскопом и делать схематические рисунки; - уметь готовить микропрепарат кожицы лука. - уметь по немому рисунку называть части и органоиды клетки. | Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; К:уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах | Формирование познавательного интереса на основе изучения новых для учащихся объектов | § |
9. | | | Л.Р. «Строение клеток кожицы чешуи лука» Л.Р.№3 Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом. /Урок формирования умений и навыков/ | § |
10. | | | Пластиды. Л.Р.№4 Приготовление препаратов и рассмотрение под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника. /Урок формирования умений и навыков/ | - знать строение растительной клетки, - иметь представление об оболочке, цитоплазме, вакуоли, пластидах и ядре. - уметь работать с увеличительными приборами, рассматривать клетку под микроскопом и делать схематические рисунки; - уметь готовить микропрепарат кожицы лука. | Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; К:уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах | Формирование познавательного интереса на основе изучения новых для учащихся объектов | § |
11. | | | Химический состав клетки. /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | - знать химический состав клетки; - рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке; - уметь отличать органические вещества от неорганических. - уметь определять химический состав клеток | П: работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; | Формирование научного мировоззрения на основе установления сходства химического состава клеток как одно из доказательств единства живой природы | § |
12. | | | Жизнедеятельность клетки. Л.Р. №5 Приготовление и рассмотрение под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | П: работать с текстом и иллюстрациями учебника. Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. | Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | § |
13. | | | Деление клетки. | - знать строение растительной клетки, - иметь представление о процессах, протекающих в клетке - уметь устанавливать взаимосвязи между строением и функциями. | П: работать с текстом и иллюстрациями учебника. Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. | Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | § |
14,15 | | | Понятие «ткань». Л.Р. №6 Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. /Комбинированный урок/ /Урок формирования умений и навыков/ | - знать строение растительной ткани, - иметь представление о многообразии тканей - уметь устанавливать взаимосвязи между строением и функциями растительных тканей; - умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации. | Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. | Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | § |
16. | | | Обобщающее повторение по теме «Клеточное строение организма» /Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ | Знать и объяснять основные понятия темы. Уметь применять полученные знания и умения для выполнения тестовых заданий. | Р: Работать по плану, по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки; Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха П: подводить итоги работы, формулировать выводы. К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий | Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | § |
Царство Бактерии, Грибы. (7 часов) |
17. | | | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | - иметь представления о строении и процессах жизнедеятельности клеток бактерий; - иметь представление о многообразии бактерий | Р:работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; П: работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. | Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения бактерий | § |
18. | | | Роль бактерий в природе и жизни человека. /Комбинированный урок/ | - иметь представления о роли бактерий в природе и жизни человека; - иметь представление о способах использования бактерий в с/х и промышленности - иметь представление о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний и необходимости соблюдения гигиенических правил и норм в быту. | Р: составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий | Формирование интереса к предмету и положительной мотивации на основе проведения самостоятельного биологического исследования | § |
19. | | | Общая характеристика грибов, их роль в природе и жизни человека. /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | - иметь представления о строении и жизнедеятельности грибов, на примере шляпочных; - иметь представления о роли грибов в природе и жизни человека; - иметь представление о съедобных и ядовитых грибах, - развивать умения различать съедобные и ядовитые грибы; - знакомство с приемами оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами | Р: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; П: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий | Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения и роли грибов Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами | § |
20. | | | Шляпочные грибы. Л.Р. №7 Строение плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, головня, спорынья). /Урок формирования умений и навыков/ | § |
21. | | | Плесневые грибы и дрожжи. Л.Р.№8 Строение плесневого гриба мукора. Л.Р. №9 Строение дрожжей. /Урок формирования умений и навыков/ | - иметь представления о строении и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, - иметь представления о роли плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека; | Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. | Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы | § |
22. | | | Грибы-паразиты. /Комбинированный урок/ | - иметь представления о строении и жизнедеятельности грибов, на примере паразитических грибов; - иметь представления о роли грибов в природе и жизни человека; - развивать умения различать грибы паразиты; - иметь представление о мероприятиях, проводимых для борьбы с грибами паразитами; - знакомство с приемами оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами | Р: составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы П: умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. | Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы | § |
23. | | | Зачет «Царство Бактерий и грибов» /Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ | Знать и объяснять основные понятия темы. Уметь применять полученные знания и умения для выполнения тестовых заданий. | Р: Работать по плану, по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки; Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха П: подводить итоги работы, формулировать выводы. К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий | Формирование научного мировоззрения на основе выделения существенных признаков представителей разных царств | |
Царство Растений (10 часов) | |
24. | | | Ботаника – наука о растениях. /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | - иметь представления о многообразии растений, их характерных признаках; - иметь представления о высших и низших растениях. - иметь представление о съедобных и ядовитых грибах, - развивать умения давать оценку значения растений в природе и жизни человека; | П: работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; | Формирование экологической культуры на основе понимания охраны природы важности | § |
25. | | | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.Р. №10 Строение зеленых водорослей. /Урок формирования умений и навыков/ | - формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли. - развивать умения различать разных представителей водорослей; | Р: сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их П:оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий | Формирование познавательной самостоятельности и мотивации на изучение объектов природы | § |
26. | | | Роль водорослей в природе и жизни человека. /Комбинированный урок/ | - формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли. - развивать умения различать разных представителей водорослей; | П: находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; | Формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | § |
27. | | | Лишайники. /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | - формировать умение отличать лишайников от других изученных растений (по таблице); – формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность лишайников; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: симбиоз, лишайник - развивать умения давать оценку роли лишайников в природе и жизни человека | П: работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; | Формирование экологической культуры на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды | § |
28. | | | Общая характеристика мхов. Л.Р. №11 Строение мха (на местных видах) /Урок формирования умений и навыков/ | - формировать умение отличать мхи от других изученных растений (по таблице); – формировать умение находить черты усложнения мхов по сравнению с водорослями. - развивать умения давать оценку роли мхов в природе и жизни человека | П: работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; | Формирование научного мировоззрения на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | § |
29. | | | Папоротники, хвощи, плауны. Л.Р. №12 Строение спороносящего папоротника. /Урок формирования умений и навыков/ | - формировать умение отличать папоротниковидные от других изученных растений (по таблице); – формировать умение находить черты усложнения папоротниковидных по сравнению с мхами - формировать умение различать представителей папоротникообразных по разным критериям; - развивать умения давать оценку роли папоротникообразных в природе и жизни человека | П: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; | Формирование научного мировоззрения на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции | § |
30. | | | Голосеменные растения. Л.Р. №13 Строение хвои и шишек хвойных растений /Урок формирования умений и навыков/ | - формировать представление о семенных растениях; - формировать умение отличать голосеменных друг от друга и от других изученных растений (по таблице); – формировать умение находить черты усложнения голосеменных по сравнению с мхами и папоротниками. - формировать умение различать представителей голосеменных по разным критериям; - развивать умения давать оценку роли голосеменных в природе и жизни человека | П: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; | Формирование научного мировоззрения на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | § |
31. | | | Покрытосеменные растения /Урок изучения и первичного закрепления нового материала/ | - формировать представление о покрытосеменных растениях как самостоятельной высокоорганизованной и господствующей в настоящее время на Земле группой; - формировать умение оперировать понятиями «плод», «цветок», «жизненная форма»; - формировать умение отличать покрытосеменные друг от друга и от других изученных растений (по таблице); – формировать умение находить черты усложнения и общие черты покрытосеменных по сравнению с голосеменными - формировать умение различать представителей покрытосеменных по разным критериям; - развивать умения давать оценку роли покрытосеменных в природе и жизни человека | П: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; | Формирование научного мировоззрения на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | § |
32. | | | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. /Комбинированный урок/ | Определять понятия «палеонтология», «палеоботаника». Характеризовать основные этапы развития растительного мира | П: находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. К: Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Р: ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; | Формирование научного мировоззрения на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в их строении растений в процессе эволюции | § |
33. | | | Итоговая контрольная работа /Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ | Систематизировать и обобщать знания о многообразии растительного мира | П:Поиск информации по разнообразию растительного мира Р: Умение работать с различными источниками информации. К: Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений | Формирование собственного целостного мировоззрения | |
34. | | | Защита проектов. /Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ | Систематизировать и обобщать информацию о бактериях, грибах, растениях, клетке, тканях растительного организма | Р: Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: П: подводить итоги работы, формулировать выводы. К: Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий | Формирование собственного целостного мировоззрения | |