СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 8 класс (Животные) по УМК И.Н.Пономарёвой (линейный курс)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс ФГОС»





№ урока




Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты проведения



Материально-техническое оснащение





Универсальные учебные действия (УУД)

план

факт


Тема 1. Общие сведения о мире животных

5 ч





1

Зоология — наука о животных

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Выявлять признаки сходства и различий животных и растений.

Приводить примеры различных представителей царства Животные.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека

2

Животные и окружающая среда

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1,таблица, влажные препараты

3-Д комплекс




Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни.

Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам.

Устанавливать различие понятий «среда жизни», «среда обитания», «место обитания».

Описывать влияние экологических факторов на животных.

Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе.

Определять роль вида в биоценозе.
Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме

3

Классификация животных и основные систематические группы.

Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов.

Характеризовать критерии основной единицы классификации.

Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретном примере.

Описывать формы влияния человека на животных.

Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения.

Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношений в природе.
Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении численности отдельных видов животных

4

Краткая история развития зоологии

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Характеризовать пути развития зоологии.

Определять роль отечественных учёных в развитии зоологии.

Анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки.


5










Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

Экскурсия

«Разнообразие животных в природе»


1












Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Описывать характерные признаки животных.
Называть представителей животных

Соблюдать правила поведения в природе.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.





Тема 2. Строение тела животных



2 ч





6

Клетка


















1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс, таблица 133.1.5


Сравнивать клетки животных и растений.

Называть клеточные структуры животной клетки.

Делать выводы о причинах сходства и различий животной и растительной клеток.
Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания

7




















Ткани, органы и системы органов

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных»
















1






















Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс, таблица 133.1.5

модели головного мозга


Называть типы тканей животных.
Устанавливать взаимосвязь строения тканей и их функций.

Характеризовать органы и системы органов животных.

Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма.

Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела.
Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы



Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные




4 ч





8

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые




1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, таблица 3.1


Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы.

Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея.
Обосновывать роль простейших в экосистемах

9

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы




1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, таблица 3.1


Характеризовать среду обитания жгутиконосцев.

Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды.

Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной.

Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых.

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

10

Тип Инфузории

Лабораторная работа № 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, таблица 3.1

микроскоп,

микропрепарат


Выявлять характерные признаки типа Инфузории.

Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами.

Наблюдать простейших под микроскопом.

Фиксировать результаты наблюдений.
Обобщать полученные результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

11

Значение простейших

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

таблица 3.1


Объяснять происхождение простейших.

Распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний.

Выявлять характерные особенности животных по сравнению с растениями.
Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды.

Формулировать вывод о роли простейших в природе


Тема 4. Подцарство Многоклеточные

2 ч





12

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс,

диск 14.1, табл.3.2

модель гидры

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.

Называть представителей типа кишечнополостных.

Выделять общие черты строения.

Объяснять на конкретном примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных.

Характеризовать признаки более сложной организации кишечнополостных по сравнению с простейшими

13

Разнообразие кишечнополостных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс, диск 14.1


Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах.

Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника.

Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз.

Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных.

Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных.
Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы


Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6 ч





14

Тип Плоские черви. Общая характеристика


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1,табл.3.3


Описывать основные признаки типа Плоские черви.

Называть основных представителей класса Ресничные черви.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей.

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными

15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.3.4,модель

аппликация 3.1


Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника.

Устанавливать взаимосвязь строения червей-паразитов и среды их обитания.

Распознавать представителей классов плоских червей на рисунках, фотографиях.

Соблюдать санитарно-гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями

16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.3.5 влажный

препарат


Описывать характерные черты строения круглых червей.

Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни.

Находить признаки отличия первичной полости от кишечной.

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями

17

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл 3.6


Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми.

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов.
Формулировать вывод об уровне строения органов чувств

18

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа № 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

влажный

препарат


Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве.

Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.


19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы


Тема 6. Тип Моллюски

4 ч





20

Общая характеристика типа Моллюски




1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс, диск 14.1, табл.3.7


Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков.

Называть основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации

21

Класс Брюхоногие моллюски




1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

коллекция 1.1


Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов.

Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах

22

Класс Двустворчатые моллюски

Лабораторная работа 3

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.3.8,коллекция 3.1


Различать и определять двустворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков.

Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания.

Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека.

Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


23

Класс Головоногие моллюски

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков.

Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты.

Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации реферата о роли моллюсков в природе и в жизни человека.

Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме



Тема 7. Тип Членистоногие

7 ч





24

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные




1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1,таб.3.9


Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие.

Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии ракообразных

25

Класс Паукообразные


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1,таб.3.10


Выявлять характерные признаки класса Паукообразные.

Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм).

Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности от заражения клещевым энцефалитом

26

Класс Насекомые

Лабораторная работа 4

«Внешнее строение насекомого»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс, табл.3.11,

коллекция 2.1


Выявлять характерные признаки класса Насекомые.

Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы.

Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых.

Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

27

Типы развития насекомых


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Характеризовать типы развития насекомых.

Объяснять принципы классификации насекомых.

Устанавливать систематическую принадлежность насекомых.

Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением.

Обобщать и систематизировать материал по теме в форме таблиц

28

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.3.13,3.14

коллекция 2.1


Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, муравьёв.
Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий.

Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.
Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебных проектов о разнообразии насекомых

29

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс, табл.3.12


Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных.

Описывать методы борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболеваний.
Устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенностей жизнедеятельности насекомых.


30

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие». Итоговый контроль


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

коллекции 4.1,5.1,3.1


Систематизировать информацию по теме и обобщать её в виде схем, таблиц

Характеризовать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений.

Устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов животных.

Обосновывать необходимость охраны животных.

Определять систематическую принадлежность животных.

Обобщать и систематизировать знания по темам 1–7, делать выводы


Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6 ч





31

Хордовые. Примитивные формы


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, табл. 4.1

модель ланцетника


Выделять основные признаки хордовых.

Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы.

Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника.

Обосновывать роль ланцетника для изучения эволюции хордовых.

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными

32
















Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение

Лабораторная работа 5

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1


















Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

3-Д комплекс, диск 14.1, табл.

влажный препарат


Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.

Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


33

Внутреннее строение рыб


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

влажный препарат,

табл.4.2,4.3


Устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций.

Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов.

Сравнивать особенности строения и функций внутренних органов рыб и ланцетника.

Характеризовать черты усложнения организации рыб


34

Особенности размножения рыб




1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, влажный

препарат


Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде.

Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению.

Оценивать роль миграций в жизни рыб.
Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием


35

Основные систематические группы рыб


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.4.4


Объяснять принципы классификации рыб.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать систематическую принадлежность рыб.

Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы.

Обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных

36

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Различать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах основные группы промысловых рыб.

Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла.

Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека

Проектировать меры по охране ценных групп рыб.

Характеризовать черты приспособленности рыб к жизни в водной среде.

Называть отличительные признаки бесчерепных.

Обосновывать роль рыб в экосистемах.
Объяснять причины разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии

4 ч





37

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, табл.4.5


Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий.

Выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами.

Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде

38

Строение и деятельность внутренних органов земноводных


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.4.6, влажный

препарат


Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания.

Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы.

Определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами

39

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск14.1, таблица




Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных.

Сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб.

Наблюдать и описывать тип развития амфибий.

Обосновывать выводы о происхождении земноводных.

Обобщать материал о сходстве и различиях рыб и земноводных в форме таблицы или схемы

40






Разнообразие и значение земноводных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

таблица 4.7


Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4 ч





41

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, табл.8.1

влажный препарат


Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.

Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий.

Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше

42


Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

таблица 9.1


Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания.

Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Характеризовать процессы размножения и развития пресмыкающихся.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве

43






Разнообразие пресмыкающихся


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.10.1, влажный

препарат

Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Находить отличительные признаки представителей разных групп рептилий.

Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов.

Соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей

44

Значение пресмыкающихся, их происхождение

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека.

Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий.
Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе


Тема 11. Класс Птицы

9 ч





45

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц

Лабораторная работа 6

«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск14.1,табл.11.1

чучело, коллекция

перьев


Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту.

Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием

46

Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа 7

«Строение скелета птицы»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1, табл.11.1


Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета птицы в связи с приспособленностью к полёту.

Характеризовать строение и функции мышечной системы птиц.

Изучать и описывать строение скелета птицы в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием

47

Внутреннее строение птиц


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1,табл.12.1


Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.

Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц.

Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями

48

Размножение и развитие птиц


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск14.1,модель

яйца


Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения.

Объяснять строение яйца и назначение его частей.

Описывать этапы формирования яйца и развития в нём зародыша.

Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах

49

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям.

Описывать поведение птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений.

Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц.

Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о мигрирующих и осёдлых птицах


50

Разнообразие птиц

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

таблица 13.1


Объяснять принципы классификации птиц.

Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.

Называть признаки выделения экологических групп.

Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии экологических групп птиц

51

Значение и охрана птиц. Происхождение


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Характеризовать роль птиц в природных сообществах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц.

Называть основные породы домашних птиц и цепи их выведения.

Аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий

52

Экскурсия

«Птицы леса (парка)»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Наблюдать и описывать поведение птиц в природе.

Обобщать и фиксировать результаты экскурсии.

Участвовать в обсуждении результатов наблюдений.

Соблюдать правила поведения в природе

53

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Характеризовать строение представителей классов в связи со средой их обитания.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов животных различных классов.

Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции


Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери

10 ч





54

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск14.1, табл.14.1




Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие.

Обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих.

Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий.

Характеризовать функции и роль желёз млекопитающих

55

Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа 8

«Строение скелета млекопитающих»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

табл.14.1,15.1,

влажный препарат,

скелет кролика




Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в ходе выполнения лабораторной работы.

Характеризовать особенности строения систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями.

Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

56

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.

Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих.

Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах

57

Происхождение и разнообразие млекопитающих


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий.

Различать на рисунках, фотографиях и натуральных объектах современных млекопитающих.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах млекопитающих и о мерах по их охране

58

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1,табл.16.1


Объяснять принципы классификации млекопитающих.

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и различия.

Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных

59

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1,табл.16.1


Устанавливать различия между отрядами ластоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных.

Объяснять взаимосвязь строения и жизнедеятельности животных со средой обитания.

Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях.

Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и различия.

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц

60










Высшие, или Плацентарные, звери: приматы








1












Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Характеризовать общие черты строения приматов.

Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека.

Различать на рисунках, фотографиях представителей человекообразных обезьян.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об эволюции хордовых животных

61

Экологические группы млекопитающих

Признаки животных одной экологической группы


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Называть экологические группы животных.

Характеризовать признаки животных одной экологической группы на примерах.


62

Значение млекопитающих для человека


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Называть характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных.

Обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных.

Характеризовать основные направления животноводства.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижениях селекционеров в выведении новых пород.

63

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Характеризовать особенности строения представителей класса Звери.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих.

Определять систематическую принадлежность представителей классов.

Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих


Тема 13. Развитие животного мира на Земле

5 ч





64

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

диск 14.1


Приводить примеры разнообразия животных в природе.

Объяснять принципы классификации животных.

Характеризовать стадии зародышевого развития животных.

Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации.

Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле.

Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов

65

Развитие животного мира на Земле

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

таблица


Характеризовать основные этапы эволюции животных.

Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры.

Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых.

Характеризовать основные уровни организации жизни на Земле.
Устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах.

Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных

66

Современный мир живых организмов


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Называть уровни организации жизни на Земле.

Описывать характерные признаки каждого уровня.

Объяснять функции разных групп организмов и их роль в образовании среды.

Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов.

Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе.

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Давать определение понятий «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера».


67

Биосфера


1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Описывать исторические представления о единстве живой материи.

Характеризовать биосистему как самую крупную экосистему Земли.
Называть границы биосферы.

Объяснять и оценивать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.

Сравнивать функции косного и биокосного вещества.

Устанавливать взаимосвязь функций живого вещества в биосфере, связь экосистем.

Оценивать роль человека в биосфере как части биокосного вещества.

Прогнозировать последствия антропогенной деятельности для сохранения биосферы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о научной деятельности В.И. Вернадского

68

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 8 класса

Экскурсия

«Жизнь природного сообщества весной»

1



Учебник "Биология 8 класс", рабочая тетрадь

Систематизировать знания по темам раздела «Животные».

Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям

Описывать природные явления.

Наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе


Итого:

68 ч



Л/р – 8

Экскурсий - 3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!