СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование расчитано для преподования биологии в 6 классе. УМК "Сферы" Сухорукова Л.Н. и др.

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по биологии 6 класс»

Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

С.В. Архипович


_________________201_г





Календарно-тематическое планирование


по биологии

(предмет (курс))

класс 6

на 2015-2916 учебный год


Количество часов: за год 70, в неделю 2




Составитель(и):

Норкина О.А., учитель биологии



Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего (среднего (полного) общего) образования

Программа по курсу биология

утверждена на Педагогическом совете Учреждения от «____» _________ 20__ г. протокол № ___

Количество обязательных контрольных работ 5

Количество обязательных практических работ 2

Количество обязательных лабораторных работ 12


Учебник для учащихся_«Биология - 6. Живой организм», авторы Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин.


ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей _________________________

протокол № ____от____________.20____г




урока

Тема урока

Основное содержание урока

Формы организации работы

1 четверть


Введение (3 ч.)

1

Биология – наука о живых организмах

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов.

Комбинированный урок

2

Важнейшие признаки живых организмов

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли.

Комбинированный урок

3

Осенние явления в жизни растений родного края

Цели и задачи, организация экскур- сии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного края. Листопадные и вечнозелёные. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к услови- ям среды обитания.


Урок-экскурсия

Строение клетки (11 ч.)

4

Клеточное строение организмов

Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) — доказательство родства и единства живой природы.

Комбинированный урок

5

Работа с лупой и микроскопом

Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом.

Л/р 1. Устройство увеличительных приборов


Комбинированный урок

Лабораторная работа

6

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л/р 2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Комбинированный урок

Лабораторная работа

7

Состав и строение клеток

Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и зада- чи, организация лабораторной работы. Л/р 3. Состав клеток растений

Комбинированный урок

Лабораторная работа

8

Строение клеток бактерий

Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе.


Комбинированный урок

9

Строение клеток растений

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строе- ние животной и грибной клеток. Сход- ство и различия ядерных клеток.

Комбинированный урок

10

Строение клеток животных и грибов. Вирусы

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строе- ние животной и грибной клеток. Сход- ство и различия ядерных клеток.

Комбинированный урок

11

Образование новых клеток

Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма.

Комбинированный урок

12

Одноклеточные организмы

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Комбинированный урок

13

Колониальные и многоклеточные организмы

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Комбинированный урок

14

Обобщающий урок по теме «Строение клетки»

Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений.

Урок обобщения

15

Контрольная работа по теме «Строение клетки»


Урок контроля знаний

Ткани живых организмов (9 ч.)

16

Покровные ткани растений и животных

Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей.


Комбинированный урок

17

Строение покровной ткани

Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Л/р 4 Строение фотосинтезирующей ткани листа

Комбинированный урок

Лабораторная работа

18

Механические и проводящие ткани растений

Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции.


Комбинированный урок

2 четверть

19

Основные и образовательные ткани растений

Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции.

Комбинированный урок

20

Соединительные ткани животных

Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.

Комбинированный урок

21

Строение соединительной ткани животных

Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови.

Л/р 5. Строение соединительной ткани животных

Комбинированный урок

Лабораторная работа

22

Мышечные и нервная ткани животных

Строение и функции клеток поперечно- полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её зна-чение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани.

Комбинированный урок

23

Строение мышечных и нервной тканей животных

Строение и функции клеток поперечно- полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани

Л/р 6. Строение мышечных и нервной тканей животных

Комбинированный урок

Лабораторная работа

24

Обобщающий урок по теме «Ткани живых организмов»

Обобщение и систематизация знаний по

темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов».

Урок обобщения знаний

25

Контрольная работа по теме «Ткани живых организмов»

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Урок контроля знаний

Органы и системы органов живых организмов (12 ч.)

26

Органы и системы органов растений. Побег

Побег.

Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек.


Комбинированный урок

27

Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями. Л/р 7. Строение вегетативной и генеративной почек

Комбинированный урок

Лабораторная работа

28

Строение и функции стебля

Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам.

Комбинированный урок

29

Строение стебля

Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. По- перечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Л/р 8. Строение стебля

Комбинированный урок

Лабораторная работа

30

Внешнее строение листа

Лист как составная часть побега.

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Л/р 9. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

Комбинированный урок

Лабораторная работа

31

Клеточное строение листа

Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья.

Комбинированный урок

32

Корень

Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков.

Комбинированный урок

3 четверть

33

Строение корневого волоска. Корневые системы

Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня Л/р 10. Строение корневого волоска

Комбинированный урок

Лабораторная работа

34

Видоизменения надземных побегов

Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, ко- лючки, усики). Кочан — видоизменённая почка.


Комбинированный урок

35

Видоизменения подземных побегов и корней

Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение. Л/р 11. Видоизменения подземных побегов и корней


Комбинированный урок

Лабораторная работа

36

Органы и системы органов живых организмов

Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные сис- темы.

Комбинированный урок

37

Обобщающение по теме «Органы и системы органов живых организмов»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов».

Урок обобщения знания

38

Итоговая контрольная работа по теме «Органы и системы органов живых организмов»

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.


Урок контроля знаний

Строение и жизнедеятельность организмов (23 ч.)

39

Движение живых организмов

Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы пере- движения животных в различных средах жизни.


Комбинированный урок

40

Почвенное питание растений

Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое дав- ление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.

Комбинированный урок

41-42

Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений и его доказательства

История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Эксперименталь- ные доказательства образования крах- мала и выделения кислорода в процес- се фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.


Урок - эксперимент

43

Испарение воды растениями. Листопад

Доказательства испарения воды листья- ми. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листо- пад — приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения.

Урок - эксперимент

44

Питание животных

Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, её отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные.


Комбинированный урок

45

Питание бактерий и грибов

Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы-сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе.

Комбинированный урок

46

Дыхание растений, бактерий и грибов

Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.

Комбинированный урок

47

Дыхание и кровообращение животных

Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения

Комбинированный урок

48

Транспорт веществ

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транс- порт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.

Урок - эксперимент

49

Выделение. Обмен веществ

Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического круговорота.

Комбинированный урок

50

Размножение организмов. Бесполое размножение

Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водо- рослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор.


Урок - наблюдение

51

Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетативного размножения растений. Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. П/р 1. Вегетативное размножение растений

Урок практикум

52

Цветок – орган полового размножения

Цветок — генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка


Комбинированный урок

4 четверть

53

Строение цветка

Соцветия, их биологическое значение. Основные час- ти цветка. Строение завязи. Цели и за- дачи, организация лабораторной работы. .

Л/р 12. Строение цветка

Комбинированный урок

Лабораторная работа

54

Опыление

Процесс опыления. Типы опыления:

самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыле- ния при выращивании культурных растений.


Комбинированный урок

55

Оплодотворение у растений. Семена и плоды

Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, одно-семянных и многосемянных плодов.

Комбинированный урок

56

Размножение многоклеточных животных

Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма.


Комбинированный урок

57-58

Индивидуальное развитие растений. Способы проращивания семян

Развитие растений из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени.

П/р 2. Способы проращивания семян

Урок практикум

59

Индивидуальное развитие животных

Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.


Комбинированный урок


60

Расселение и распространение живых организмов

Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.


Комбинированный урок

61

Обобщающий урок по теме «Строение и жизнедеятельность организмов»

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Урок общения

62

Контрольная работа по теме «Строение и жизнедеятельность организмов»

Контроль и систематизация знаний о

строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Вы- явление уровня сформированности ос- новных видов учебной деятельности..


Урок контроля знаний

Живые организмы в окружающей среде (8 ч.)

63

Организм – единое целое

Экосистемная организация жизни на Земле. Соподчинение живых систем и экосистем. Общие признаки живых организмов. Средообразующая роль живых организмов, методы их изучения.


Комбинированный урок

64

Взаимосвязь организмов с факторами среды

Организм и вид — различные уровни

организации живой природы. Общие признаки особей одного вида. Популяция — часть вида. Значение объединения особей в популяции и виды.

Комбинированный урок

65

Взаимосвязь организмов в сообществе

Природное сообщество как надвидовая живая система. Видовая структура сообщества. Роль доминирующих и средооб разующих видов. Пространственная структура сообщества.

Комбинированный урок

66

Растительное сообщество леса (луга, водоема и др.) родного края

Взаимосвязь природного сообщества с

неживой природой в процессе круговорота веществ. Экосистема и её компоненты. Пищевые связи организмов в экосистеме. Естественные и искусственные экосистемы, их значение для биосферы.


Урок экскурсия

67

Весенние явления в жизни растений родного края

Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Со- стояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теп- локровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Экскурсия

Урок экскурсия

68

Повторение пройденного материала по теме «Живые организмы в окружающей среде»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

Урок обобщение

69

Итоговая контрольная работа по теме «Живые организмы»

Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Вы- явление уровня сформированности ос- новных видов учебной деятельности. Итоговая проверка

Урок контроля знаний

70

Итоговое занятие за курс 6 класса







.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!