№ урока | Тема урока | Основное содержание урока | Формы организации работы |
1 четверть |
Введение (3 ч.) |
1 | Биология – наука о живых организмах | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Комбинированный урок |
2 | Важнейшие признаки живых организмов | Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. | Комбинированный урок |
3 | Осенние явления в жизни растений родного края | Цели и задачи, организация экскур- сии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного края. Листопадные и вечнозелёные. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к услови- ям среды обитания. | Урок-экскурсия |
Строение клетки (11 ч.) |
4 | Клеточное строение организмов | Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) — доказательство родства и единства живой природы. | Комбинированный урок |
5 | Работа с лупой и микроскопом | Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Л/р 1. Устройство увеличительных приборов | Комбинированный урок Лабораторная работа |
6 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Комбинированный урок Лабораторная работа |
7 | Состав и строение клеток | Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и зада- чи, организация лабораторной работы. Л/р 3. Состав клеток растений | Комбинированный урок Лабораторная работа |
8 | Строение клеток бактерий | Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. | Комбинированный урок |
9 | Строение клеток растений | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строе- ние животной и грибной клеток. Сход- ство и различия ядерных клеток. | Комбинированный урок |
10 | Строение клеток животных и грибов. Вирусы | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строе- ние животной и грибной клеток. Сход- ство и различия ядерных клеток. | Комбинированный урок |
11 | Образование новых клеток | Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. | Комбинированный урок |
12 | Одноклеточные организмы | Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Комбинированный урок |
13 | Колониальные и многоклеточные организмы | Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Комбинированный урок |
14 | Обобщающий урок по теме «Строение клетки» | Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. | Урок обобщения |
15 | Контрольная работа по теме «Строение клетки» | | Урок контроля знаний |
Ткани живых организмов (9 ч.) |
16 | Покровные ткани растений и животных | Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей. | Комбинированный урок |
17 | Строение покровной ткани | Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Л/р 4 Строение фотосинтезирующей ткани листа | Комбинированный урок Лабораторная работа |
18 | Механические и проводящие ткани растений | Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции. | Комбинированный урок |
2 четверть |
19 | Основные и образовательные ткани растений | Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. | Комбинированный урок |
20 | Соединительные ткани животных | Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. | Комбинированный урок |
21 | Строение соединительной ткани животных | Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Л/р 5. Строение соединительной ткани животных | Комбинированный урок Лабораторная работа |
22 | Мышечные и нервная ткани животных | Строение и функции клеток поперечно- полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её зна-чение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. | Комбинированный урок |
23 | Строение мышечных и нервной тканей животных | Строение и функции клеток поперечно- полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани Л/р 6. Строение мышечных и нервной тканей животных | Комбинированный урок Лабораторная работа |
24 | Обобщающий урок по теме «Ткани живых организмов» | Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». | Урок обобщения знаний |
25 | Контрольная работа по теме «Ткани живых организмов» | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Урок контроля знаний |
Органы и системы органов живых организмов (12 ч.) |
26 | Органы и системы органов растений. Побег | Побег. Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек. | Комбинированный урок |
27 | Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек | Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями. Л/р 7. Строение вегетативной и генеративной почек | Комбинированный урок Лабораторная работа |
28 | Строение и функции стебля | Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. | Комбинированный урок |
29 | Строение стебля | Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. По- перечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Л/р 8. Строение стебля | Комбинированный урок Лабораторная работа |
30 | Внешнее строение листа | Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение. Л/р 9. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья | Комбинированный урок Лабораторная работа |
31 | Клеточное строение листа | Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья. | Комбинированный урок |
32 | Корень | Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. | Комбинированный урок |
3 четверть |
33 | Строение корневого волоска. Корневые системы | Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня Л/р 10. Строение корневого волоска | Комбинированный урок Лабораторная работа |
34 | Видоизменения надземных побегов | Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, ко- лючки, усики). Кочан — видоизменённая почка. | Комбинированный урок |
35 | Видоизменения подземных побегов и корней | Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособительное значение. Л/р 11. Видоизменения подземных побегов и корней | Комбинированный урок Лабораторная работа |
36 | Органы и системы органов живых организмов | Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные сис- темы. | Комбинированный урок |
37 | Обобщающение по теме «Органы и системы органов живых организмов» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». | Урок обобщения знания |
38 | Итоговая контрольная работа по теме «Органы и системы органов живых организмов» | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Урок контроля знаний |
Строение и жизнедеятельность организмов (23 ч.) |
39 | Движение живых организмов | Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы пере- движения животных в различных средах жизни. | Комбинированный урок |
40 | Почвенное питание растений | Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое дав- ление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты. | Комбинированный урок |
41-42 | Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений и его доказательства | История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Эксперименталь- ные доказательства образования крах- мала и выделения кислорода в процес- се фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений. | Урок - эксперимент |
43 | Испарение воды растениями. Листопад | Доказательства испарения воды листья- ми. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листо- пад — приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения. | Урок - эксперимент |
44 | Питание животных | Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, её отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Всеядные животные. | Комбинированный урок |
45 | Питание бактерий и грибов | Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии, усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы-сапротрофы, паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе. | Комбинированный урок |
46 | Дыхание растений, бактерий и грибов | Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов. | Комбинированный урок |
47 | Дыхание и кровообращение животных | Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения | Комбинированный урок |
48 | Транспорт веществ | Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Транс- порт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные. | Урок - эксперимент |
49 | Выделение. Обмен веществ | Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического круговорота. | Комбинированный урок |
50 | Размножение организмов. Бесполое размножение | Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водо- рослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор. | Урок - наблюдение |
51 | Вегетативное размножение растений | Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетативного размножения растений. Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. П/р 1. Вегетативное размножение растений | Урок практикум |
52 | Цветок – орган полового размножения | Цветок — генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка | Комбинированный урок |
4 четверть |
53 | Строение цветка | Соцветия, их биологическое значение. Основные час- ти цветка. Строение завязи. Цели и за- дачи, организация лабораторной работы. . Л/р 12. Строение цветка | Комбинированный урок Лабораторная работа |
54 | Опыление | Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Использование перекрёстного и искусственного опыле- ния при выращивании культурных растений. | Комбинированный урок |
55 | Оплодотворение у растений. Семена и плоды | Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, одно-семянных и многосемянных плодов. | Комбинированный урок |
56 | Размножение многоклеточных животных | Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма. | Комбинированный урок |
57-58 | Индивидуальное развитие растений. Способы проращивания семян | Развитие растений из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени. П/р 2. Способы проращивания семян | Урок практикум |
59 | Индивидуальное развитие животных | Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости. | Комбинированный урок |
60 | Расселение и распространение живых организмов | Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных. | Комбинированный урок |
61 | Обобщающий урок по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Урок общения |
62 | Контрольная работа по теме «Строение и жизнедеятельность организмов» | Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Вы- явление уровня сформированности ос- новных видов учебной деятельности.. | Урок контроля знаний |
Живые организмы в окружающей среде (8 ч.) |
63 | Организм – единое целое | Экосистемная организация жизни на Земле. Соподчинение живых систем и экосистем. Общие признаки живых организмов. Средообразующая роль живых организмов, методы их изучения. | Комбинированный урок |
64 | Взаимосвязь организмов с факторами среды | Организм и вид — различные уровни организации живой природы. Общие признаки особей одного вида. Популяция — часть вида. Значение объединения особей в популяции и виды. | Комбинированный урок |
65 | Взаимосвязь организмов в сообществе | Природное сообщество как надвидовая живая система. Видовая структура сообщества. Роль доминирующих и средооб разующих видов. Пространственная структура сообщества. | Комбинированный урок |
66 | Растительное сообщество леса (луга, водоема и др.) родного края | Взаимосвязь природного сообщества с неживой природой в процессе круговорота веществ. Экосистема и её компоненты. Пищевые связи организмов в экосистеме. Естественные и искусственные экосистемы, их значение для биосферы. | Урок экскурсия |
67 | Весенние явления в жизни растений родного края | Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Со- стояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теп- локровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Экскурсия | Урок экскурсия |
68 | Повторение пройденного материала по теме «Живые организмы в окружающей среде» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедеятельность живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | Урок обобщение |
69 | Итоговая контрольная работа по теме «Живые организмы» | Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Вы- явление уровня сформированности ос- новных видов учебной деятельности. Итоговая проверка | Урок контроля знаний |
70 | Итоговое занятие за курс 6 класса | | |
.