№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты |
Введение(6 ч.) | |
1 | Инструктаж по технике безопасности на уроках и в кабинете. Биология – наука о живой природе. | Иметь представление о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии. Знать правила техники безопасности на уроках и в кабинете. | Давать определение ключевым понятиям. Р: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П: умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К: отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | |
2 | Методы исследования в биологии. | Знать правила техники безопасности в биологическом кабинете. | Понимать, что факт становится научным тогда, когда он проверен наблюдениями и экспериментами Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем П: практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. К: читают статьи учебника и при этом выявляют все виды текстовой информации | Формировать ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Экскурсия «Многообразие живых организмов». | Называть основные царства живых организмов как доказательство разнообразия живой природы. Уметь сравнивать и выявлять признаки сходства и отличия живой и неживой материи. Называть признаки живых организмов, давать им элементарную характеристику. Уметь по рисунку называть и объяснять сущность биологического явления. | Составлять план параграфа по предложенному алгоритму. Р: постановка новых целей П: навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. К:умение участвовать в диалоге | Осваивать названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы | |
4 | Среды обитания организмов. | Понимать среду обитания как комплекс факторов живой и неживой природы. Давать характеристику среды обитания по самостоятельно составленному плану ответа. Называть свойства, характерные для каждой среды обитания. | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. К: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Давать определение экологических факторов и составлять их характеристику, подтверждая примерами. | Уметь работать с текстом учебника по готовому алгоритму. Р: умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: умение участвовать в диалоге | Формировать элементы экологической культуры | |
6 | Обобщение гл. «Введение» Тест. | Работать с терминами и понятиями, грамотно объясняя их сущность. Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. | Р: постановка новых целей П: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 ч. ) | |
7 | Устройство увеличительных приборов. | Знать устройство лупы и микроскопа, правила работы с ними. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. Уметь выстраивать порядок действий согласно предложенному алгоритму. Работать с источником дополнительной информации по заданной теме. Р: умение контролировать время П: развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | |
8 | Строение растительной клетки. Л.р. №1 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом» | Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микропрепарата. | Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П: развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | |
9 | Строение растительной клетки. Л.р. №2 «Пластиды в клетках листа элодеи». | Понимать клеточное строение всех организмов как доказательство единства живой материи. Знать основные части растительной клетки, уметь находить их под микроскопом. Правильно выполнять практические действия по готовой инструкции при приготовлении микро- препарата. Иметь понятие о пластидах как основном признаке растительной клетки. | Уметь работать в парах, согласуя совместные действия. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П: иметь понятия о пластидах и хлоропластах. К: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | |
10 | Химический состав клетки. | Понимать причину сходства элементарного химического состава тел живой и неживой природы как доказательство единства природы в целом. Называть наличие органических веществ в живых организмах как один из главных признаков их отличия от неживой природы. | Согласовывать коллективные действия при составлении простейшего структурированного конспекта изучаемого материала. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | |
11 | Процессы жизнедеятельности клетки Л.р. №3 «Наблюдение движения цитоплазмы». | Знать сущность процессов жизнедеятельности клетки: дыхания, питания, роста, развития. Иметь первоначальное понятие обмена веществ. | Организовывать собственные действия по предложенной инструкции при выполнении и оформлении результатов лабораторной работы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы | Формировать познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | |
12 | Деление и рост клетки. | Знать последовательность этапов деления клетки, понимать роль хромосом при передаче наследственных признаков. | Уметь составлять последовательный ответ по рисунку учебника. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | |
13 | Ткани. | Знать виды растительных тканей, особенности их строения, объяснять их роль в жизнедеятельности организма. | Иметь навыки заполнения таблицы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | |
14 | Обобщение главы «Клеточное строение организмов». Тест. | Правильно использовать биологическую терминологию и символику Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. | |
Раздел 2. Царство Бактерии(3 ч.) | |
15 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. | Различать на рисунках и таблицах отдельные части объекта. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями. К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | |
16 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Понимать значимость знаний роли бактерий в жизни биосферы и конкретных отдельных организмов. | Уметь находить биологическую информацию в различных источниках. Уметь в процессе ответа грамотно пользоваться биологической терминологией. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования | |
17 | Болезнетворные бактерии. Тест. | Иметь представление о заболеваниях, вызываемых болезнетворными бактериями. Называть меры профилактики бактериальных заболеваний. | Уметь составлять краткие сообщения по теме с использованием дополнительных источников информации. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы | |
Раздел 3. Царство Грибы(6 ч.) | |
18 | Общая характеристика грибов. | Давать характеристику изучаемого объекта, отражая его основные особенности. | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Формировать научное мировоззрение на основе изучения строения и значения грибов | |
19 | Шляпочные грибы Л.р. №4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Проект «Шляпочные грибы». Поделки. | Давать описание строения шляпочного гриба, понимать сущность симбиоза на примере грибов и в целом во взаимоотношениях других живых организмов. | Выполнять и оформлять в тетради лабораторную работу по совместно составленному плану работы. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам | |
20 | Грибы съедобные и ядовитые. | Знать признаки отличия съедобных и ядовитых грибов, уметь называть грибы по рисункам. Объяснять практическую значимость искусственного выращивания грибов. Знать правила сбора грибов. | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№5 «Строение дрожжей». | Знать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов, находить части гриба на микропрепарате, уметь выращивать плесень самостоятельно. Понимать значение плесневых грибов в процессе круговорота веществ в биосфере. | Выполнять лабораторную работу, пользуясь предложенным планом работы. речь Р: умение контролировать время П: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формируется познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы | |
22 | Грибы-паразиты. | Знать биологическую сущность понятия - паразитизм. Объяснять практическое значение влияния грибов-паразитов на жизнь других живых организмов. Понимать отличие симбиоза и паразитизма | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую | Формировать научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | |
23 | Обобщение глав «Бактерии», «Грибы». Тест. | Работать с терминами и понятиями «Бактерии», «Грибы», грамотно объясняя их сущность. | Излагать свои мысли ясно, логично и точно в процессе фронтальной беседы. Выполнять задания по контрольным тестам. Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | |
Раздел 3. Царство Растения(11 ч.) | |
24 | Разнообразие, распространение, значение растений. Проект «Значение растений». Мини-сочинение. | Понимать и объяснять причину разнообразия растений. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека. | Уметь составлять план ответа на основе работы с текстом учебника. Уметь ясно и точно давать определение понятиям. | Формировать познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | |
25 | Одноклеточные водоросли. Л.р. №6 «Строение зеленых одноклеточных водорослей». | Знать основных представителей и особенности одноклеточных водорослей | Уметь работать в парах при выполнении лабораторной работы. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью. П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | |
26 | Многоклеточные водоросли. Значение водорослей. | Объяснять, почему водоросли относят к низшим растениям. Называть и характеризовать представителей многоклеточных водорослей по рисункам. Грамотно использовать в устной и письмен ной речи биологическую терминологию | Пользуясь приобретенными знаниями, правильно расшифровывать схемы учебника. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Формировать экологическую культуру на основании изучения лишайников и выводов о состоянии окружающей среды.
| |
27 | Лишайники. | Называть представителей лишайников по рисункам учебника, знать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбиотическими организмами. | Находить информацию по теме в различных дополнительных источниках. Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | |
28 | Мхи. Л.р. №7 «Строение мха». | Давать характеристику мхов как высших споровых растений. Уметь работать по гербарным материалам при выполнении лабораторной работы. Знать практическое использование мхов. | Составлять ответ на поставленный вопрос, работая в парах. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | |
29 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.р. №8 «Строение спороносящего папоротника». | Давать характеристику папоротниковидных как высших споровых растений. Различать на рисунках и гербариях хвощи, плауны и папоротники. Иметь представление о группе папоротниковидных как этапе эволюционного развития растений, их роли в образовании каменного угля. | Выполнять лабораторную работу в парах, пользуясь готовой инструкцией. Р: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | |
30 | Голосеменные. Л.р. №9 «Строение хвои и шишек хвойных». | Иметь представление о голосеменных как высших семенных растениях. Знать основных представителей голосеменных, называть их основные особенности, различать на рисунках. Выполнять лабораторную работу по природному раздаточному материалу, отражая результаты в сравнительной таблице | Уметь самостоятельно и творчески выполнять задания раздела «Для любознательных». Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы | Формировать научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | |
31 | Покрытосеменные или Цветковые. Проект «Многообразие покрытосеменных растений». Паспорт. | Иметь представление о покрытосеменных как самой молодой и высокоорганизованной группе высших семенных растений Объяснять причину многообразия покрытосеменных, понимать их значение в жизни человека. | Строить последовательный и логичный ответ по рисункам учебника. Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | |
32 | Происхождение растений. | Самостоятельно готовить краткие сообщения, характеризуя сущность науки палеонтологии. Иметь представление о процессах возникновения растений на планете, появлении низших растений, причинах выхода растений на сушу. | Расшифровывать и грамотно характеризовать схемы учебника. Р: умение оценивать конечный результат П: развивается умение анализировать К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формировать навыки логического мышления | |
33 | Происхождение растений. | Знать и называть в правильной последовательности этапы развития высших растений, давать краткую характеристику каждому этапу | Уметь использовать схемы учебника в устном ответе. Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | |
34 | Обобщение главы «Царство растений». Тест. | Правильно использовать биологическую терминологию и символику Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученной главе. Совершенствовать навыки тестирования. Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Формировать навыки логического мышления | |
35 | Повторение и обобщение по курсу 5 класса Биология. Бактерии, грибы, растения. | Подводить итоги изучения биологии в 5 классе; Планировать содержание и методы выполнения летних заданий. | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности при обобщении знаний по изученному курсу. | Формировать навыки логического мышления | |