СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс на 2016-2017 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование разработано для учащихся 6 класса.Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс на 2016-2017 учебный год»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по биологии разработана для учащихся 6 класса ФГОС общеобразовательных учреждений на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии. Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании» ; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.

Обеспечена учебником ФГОС Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,- М, Дрофа, 2015. Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» ;и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника, линия Вертикаль, ФГОС.

В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.



Содержание программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

(14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.


Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсия1

Зимние явления в жизни растений.


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.


Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсия2

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Резерв времени — 1 час.

Основные знания и умения

Личностные результаты обучения для всех разделов

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

__различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Регулятивные УУД :

  • Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать пути достижения целей.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

  • Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД :

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Составлять планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Давать определение понятиям.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУД :

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом .


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

  • _ основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение;

  • основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

  • взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ.


Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

—  характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений;

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками;

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.




Календарно – тематическое планирование 6 класс


п/п

Тема урока

Решаемая проблема

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Д/з

Дата проведенияплан./факт

Понятия

Предметные результаты

УУД, ИКТ компетентности

Личностные результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

9



Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)





1.

Строение семян двудольных растений


Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений»





познакомить учащихся с особенностями стро­ения семян двудольных растений









Семя : главные части семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек










Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян








Р: Умение высказать предположение и его доказать;

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий.


Формирование мотивации (учебной, социальной )

Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности; .

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)


Задание на дом

Изучить § 1 до статьи «Строение семян однодоль­ных растений».



2.

Строение семян однодольных растений


Л.Р №2 «Изучение строения семян олнодольных растений»






развить знания учащихся о строении семени на основе изучения особенностей строения семян однодольных растений;








однодольные; семя­доля; эндосперм; зародыш; околоплодник; зерновка.














Формирование умения определить существенные различия однодольных растений












Р:Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий,


Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Осознанной




Задание на дом

Изучить § 1 до конца, ответить на вопросы и вы­полнить задания в конце параграфа, № 5—7 в рабочей тетради.



3












Виды корней. Типы корневых систем

Л. Р. №3 «Стержневая и мочкова­тая корневые системы».



сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем;

выработать умения распознавать на натураль­ных объектах типы корневых систем;

познакомить с функциями корня;


главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочко ватая кор­невые системы



.



Формирование умения определить понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система».




Р : умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

формирование осознанной мотивации к выполнению задания









Задание на дом

Изучить § 2, выполнить задания в конце параграфа



4

Строение корней


Л.р. №4 «Корневой чехлик и кор­невые волоски».



Сформировать

понятие о зонах корня;

раскрыть особенности строения клеток различ­ных зон корня в связи с выполняемой функцией;





главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая кор­невые системы





Формирование понятий «зоны корня» «корневой чехлик», «зона деления», «зона роста» (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения».





Р:Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов



Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение толерантного и межкультурного взаимодействия в паре




Задание на дом

Изучить § 3, ответить на вопросы ,№14 в рабо­чей тетради.



5

Условия произрастания и видоизменения корней




сформировать

понятие о видоизменении кор­ней, рассматривая видоизмененные

корни как результат приспособления

растения к условиям существования




корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».





имеют представление о видоизменениях

корней как результате приспособления растений к условиям существования.






Р:Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы,

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)





Задание на дом

Изучить § 4, ответить на вопросы №16 в рабочей тетради.



6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега




сформировать понятия: побег, почки вегетативные и генеративные







побег; почка;

верхушечная,

пазушная, придаточная

почки; вегетатив­ная, генеративная почки; конус нарастания; узел; междоузлие





Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега на схемах, таблицах,

рисунках и натуральных объектах



Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью,

П: Использовать приёмы работы с информацией

К: определение целей, , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук







Задание на дом

Изучить § 5, ответить на вопросы №21 и 22 в рабочей тетради.



7

Внешнее строение листа

Л. Р.№5 «Листья простые и слож­ные, их жилкование и листорасположение».





сформировать у учащихся знания о листе как важной состав ной части побега

познакомить учащихся с клеточным строением лис та





листовая плас­тинка; черешок; листья черешковые и сидячие; листья простые и сложные; жилкование








Научатся объяснять смысл определять основные части листа на схемах, таблицах,

рисунках и

натуральных объектах,

характеризовать строение простых и сложных листьев




Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

П: Использовать приёмы работы с информацией

К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре,

осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания







Задание на дом

Изучить § 6,ответить на вопросы № 24, 25 и 27 в рабочей тетра­ди.



8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Л.р.№6 «Строение кожицы лис­та











познакомить учащихся с видоизменением листьев как результатом приспособления к услови­ям обитания










световые и теневые листья; видоизменения листа.















Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа







Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию

П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности







Задание на дом

Изучить §7, 8



9

Строение стебля. Многообразие стеблей

Л.Р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева».








на основе актуализации знаний о побеге и его строении по казать роль стебля в жизни растения









травянистый сте­бель; деревянистый стебель; прямостоячий, вью­щийся, лазающий, ползучий стебли; чечевички;







Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу







Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании учебника,

П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации

осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания









Изучить § 9, ответить на вопросы ,№36 в рабо­чей тетради



10

Видоизменение побегов

Л. Р.№8 «Строение клубня, луковицы»







познакомить учащихся с видоизмененными по бегами, их биологическим и хозяйственным значением






видоизмененный побег; корневище; клубень; луковица.








Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов





Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы,

П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием,

К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию

проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию

.



Изучить § 10, ответить на вопросы



11

Цветок и его строение

Л. Р.№9 «Строение цветка».


сформировать у учащихся знания о цветке как органе

семенного размножения покрытосеменных растений;

раскрыть биологическое значение главных час­тей цветка — пестика и тычинок;


пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цвето­ножка; цветоложе; околоцветник

Знание особенностей строения цветков.

Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач,

Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение воспринимать информацию на слух

Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений.

Изучить § 11, ответить на вопросы в конце па­раграфа,

№ 44—46 в рабочей тетра­ди


12

Соцветия


.


познакомить учащихся с наиболее распростра­ненными соцветиями и показать их биологическое значение.


соцветие.

Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения,

К.: умение воспринимать информацию на слух

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий.

Изучить § 12, ответить на вопросы в конце па­раграфа, выполнить в рабочей тетради задание 49


13

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

Л. Р.№10 «Классификация плодов».


познакомить учащихся с разнообразием пло­дов;

продолжить формирование умения работать с учебной

литературой.


пло­ды простые и сборные, сухие и сочные, односемян­ные и многосемянные; ягода; костянка; орех; зерновка; семянка; боб; стручок; коробочка; сопло­дие.


Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р: делать выводы по результатам работы.

К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений

Изучить § 13,14 ответить на вопросы , № 52,53 в рабочей

Тетради, кроссворд № 1


14

Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»



Обобщение и контроль знаний по теме

Все понятия темы

имеют представление о строении растительного организма

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р: делать выводы по результатам работы

К.: умение воспроизводить информацию

формируется

научное мировоззре­ние: учащиеся подво­дятся к выводу о родстве цветковых растений


Не задано





Раздел 2 «Жизнь растений» (10ч)






15

(1)

Минеральное питание растений

.


расширить представления учащихся о питании живых организмов, значении питания

минеральное пита­ние; корневое давление; почва; плодородие; удобре­ние

знают, в чем заключает­ся и как происходит

минеральное питание растений

П.развивается умение самосто­ятельно работать с текстом и иллюстрациями учебни­ка,

Р: получать информацию в ходе наблюдения за де­монстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

К.: умение дискутировать


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.


Изучить § 15, № 58, 60—64 в ра­бочей тетради.

Повторить клеточное

строение листа


16

(2)

Фотосинтез




познакомить

учащихся с

воздушным способом получения растением веществ, необходимых для пи­тания; раскрыть

понятие «фотосинтез»;


фотосинтез; хлоро­филл; хлоропласты; органические вещества.


знают об условиях протекания фотосинте­за, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании

органических веществ.


П.развивается умение наблюдений за

экспериментом

Р: фиксировать, объяснять

анализировать результаты. экспериментов

К.: делать выводы, ,высказывать версии

формируется экологическая куль­тура на основании осознания необходимости борьбы с

загрязнением воздуха,

охраны растений и сохране­ния лесов.

Изучить §16,

№ 65—68 в рабо­чей тетради.



17

(3)

Дыхание растений



познакомить учащихся с процессом дыхания у растений;

и фотосинтеза

устьица; чечевички

учащиеся знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания в жизни

растений.

П : осваиваются основы исследо­вательской деятельности,

Р: фиксировать,

анализировать и объяснять результаты опытов-.

К.: умение рассуждать, поддерживать диалог

формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений

Изучить § 17,

№ 72—74 в рабо­чей тетради.



18

(4)

Испарение воды растениями. Листопад



познакомить учащихся с важной функцией листа — испарением воды; познакомить учащихся со значением лис­топада в жизни растений

испарение;

листо­пад

учащиеся знают о значении испаре­ния воды и роли листопада в жизни растений


П. развиваются навыки исследо­вательской деятельности

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы, ,высказывать версии

формируются познавательные по­требности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности растений, ценностно-смысловые установ­ки по отношению к растительному миру.


Изучить п. 18, ответить на вопросы №78-83 в рабочей тетради Повторить материал о внутреннем строении стеб­ля, тканях растений.

.


19

(5)

Передвижение веществ в растении

Л.р. №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».


сформировать

понятия о

проводящей

функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой им функцией.

проводящие ткани; сосуды; ситовидные трубки

Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических ве­ществ в растениях и о значении этих процессов для растений.


П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы,

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности в клетках растений

Изучить § 19, № 86 и 87 в рабочей тетради.

Повторить материал о строении семян одно­дольных и двудольных растений.


20

(6)

Прорастание семян



познакомить учащихся с условиями прорас­тания

семян,

зависимостью это го процесса от факто­ров

окружающей

среды;

проросток.

учащиеся могут перечислить усло­вия прорастания семян.


П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности в клетках растений

Изучить § 20, № 92 и 93

в ра­бочей тетради.



21

(7)

Способы размножения растений


познакомить учащихся со способами размноже­ния растений;

сформировать понятия: поло вое, бес полое, вегетативное размножение

половое, бесполое, вегетативное размножение; гамета;,

зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка.


учащиеся знают, что размноже­ние — одно из важнейших свойств

живого орга­низма;

могут назвать способы размножения у расте­ний и объяснить преимущество полового размноже­ния перед бесполым.


П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.


умеют объяснять

необходимость знаний

Изучить § 21 № 94 в рабочей тетради.

Повторить материал о строении высших и низших споровых растений.


22

(8)

Размножение споровых растений



познакомить учащихся с размножением споро­вых растений

заросток; предрос­ток; зооспора; спорангий

учащиеся знают особенности размножения споровых растений

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.


формируется научное мировоззре­ние на основе изучения процессов жизнедеятель­ности в клетках растений

Изучить § 22, № 99 и 103 в рабочей тет­ради



23

(9)

Размножение семенных растений



познакомить учащихся с размножением

семенных растений;

показать преимущество семенного размножения перед споровым

пыльцевой мешо­чек; пыльца; пыльцевая трубка




учащиеся знают особенности

размножения семенных растений

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения размножения споровых и семенных растений

Изучить § 23, №104 в рабочей тетради.



24

(10)

Вегетативное размножение покрытосеменных растений


познакомить учащихся со способами вегетатив­ного размножения покрытосеменных растений

черенок; отпрыск; отводок; прививка; культура тканей; привой; подвой.


учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных расте­ний, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самостоятельной работы

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к вегетативному размножению растений в при роде и сельском хозяйстве.


Изучить § 25, № 116 и 117 в ра­бочей тетради.

Повтор § 15 - 25,





Раздел 3 Классификация растений (6ч.)




25

(1)

Систематика растений

Тест по теме «Жизнь растений»



дать первоначальные представления учащимся о

классификации растений

сформировать у учащихся умение распознавать однодольные и двудольные растения

систематика расте­ний; вид; род; семейство; порядок; класс; отдел; царство; сорт.


имеют представление о

классификации покрытосеменных, их

особенностях строения и многообразии.

Знают характеристику классов Однодольных

и Двудольных.


П: Устанавливают

соответствие между объектами и их

характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы

Р: Умение организовано выполнять задания.

К: правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Уважительное

отношение к одноклассникам и учителю.

Потребность в объективной оценке своей

деятельности

Изучить § 26, ответить на вопросы

№ 120 в рабочей тетради




26

(2)






Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные


познакомить учащихся с отличительными при­знаками растений семейства крестоцветных и ро­зоцветных

семейство Крестоцветные; семейство Розоцветные.


иметь представление об особенностях растений семейств Крестоцветных и Розоцветных Знать

культурные растения семейств и их значение

в жизни человека.


П: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для

характеристики объектов

Р: Развитие навыков самооценки

К: воспринимать разные формы информации

Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов

деятельности со стороны окружающих

Изучить § 27, № 122 и 123 в ра­бочей тетради


27

(3)

Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные


познакомить учащихся с отличительными при­знаками растений семейств Пасленовые, Мотылько­вые и Сложноцветные;

семейство Паслено­вые; семейство Мотыльковые; семейство Сложно­цветные; плоды многоорешек и многокостянка.


Иметь представление об особенностях растений семейств Бобовых, Пасленовых и Сложноцветных. Знать культурные растения,

значение в жизни человека.


П: Умение работать

с понятийным аппаратом

Р: Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками

К: Умение

правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные

Изучить § 28, 124—№ 126 в ра­бочей тетради.

Повторить материал о

Характерных признаках однодольныхрастений


28

(4)

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные



познакомить учащихся с отличительными при­знаками и многообразием растений семейств Лилей­ные и Злаки, их биологическими

особенностями


семейство Лилей­ные; семейство Злаки.


иметь представление

об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения и их

значение в жизни человека.


П: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для

характеристики объектов

Р: Устанавливать

соответствие между объектами и их

характеристиками

К: Умение

воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Потребность в объективной оценке своей деятельности, со стороны окружающих

Изучить § 29, № 129 и 130

в ра­бочей тетради.

Под готовить со общения о культурных растениях, выращиваемых в данной местности


29

(5)

Важнейшие сельскохозяйственные растения


Познакомить учащихся с многообразием куль­турных растений, различных се­мейств, с особенностями их

агротехники;

показать значение культурных растений в жиз­ни человека.

культурные растения

учащиеся имеют представление о

многообразии культурных растений и особенностях их

агротехники.



П: Уметь работать с

изобразительной наглядностью

Р: выполнять задания по алгоритму

К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы

Умение применять

полученные знания на практике.


Изучить § 30, № 132—135 в ра­бочей тетради. Повтор § 26- 30.



30

(6)

Контрольная работа по теме «Классификация растений»


Обобщение и контроль знаний по теме

Все понятия темы

Имеют представление о классификации покрытосеменных растений

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты.

Р: делать выводы по результатам работы

К.: умение воспроизводить информацию

формируется

научное мировоззре­ние: учащиеся подво­дятся к выводу о родстве цветковых растений

Не задано





Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)





31

(1)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе



сформировать у учащихся понятие о раститель­ном

сообществе

Растительное

со­общество; типы растительных сообществ;

расти­тельность; типы растительности,

ярусность

Различение естественных и

искусственных

сообществ.

Знание значения пищевых связей в сообществах для

осуществления

круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи.

П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания

причинно-следственных связей.

Р: развитие навыков самооценки и самоанализа.

\К.: умение слушать учителя

и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Представление

о многообразии природных сообществ

Понимание

важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ

Изучить § 31


32

(2)

Развитие и смена растительных сообществ

.


дать представление о развитии и смене природ­ных сообществ.


смена сообществ.


Многообразие естественных растительных сообществ.

Смена растительных сообществ, ее причины.

П.: Уметь работать с

разными источниками информации,

преобразовывать ее из одной формы в другую

Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Уважительное отношение к

одноклассникам и учителю. Потребность в

объективной оценке результатов деятельности со стороны окружающих

повторить § 31, № 139

в рабочей тетради


33

(3)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Летние задания


познакомить учащихся с многообразием

дико­растущих цветковых растений края, их приспо­собленностью к

обитанию в

сообществе


растительное

сооб­щество; приспособленность растений к обитанию в сообществе

Иметь представление о

структуре конкретного фитоценоза,

расположенного в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества

П.: Умение работать с понятийным аппаратом,

развитие навыков устной речи

Р: выполнять здания по алгоритму

К.: Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму

информации

Умение практически

использовать полученные знания

Уметь объяснять

необходимость знаний о природных

сообществах ближайшего окружения. сообществ

Составить правила поведения в природе


34

Экскурсия

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.


познакомить учащихся с многообразием

дико­растущих цветковых растений края, их приспо­собленностью к

обитанию в

сообществе


растительное

сооб­щество; приспособленность растений к обитанию в сообществе

Иметь представление о

структуре конкретного фитоценоза,

расположенного в окрестностях школы.

Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества

П.: Умение работать с понятийным аппаратом,

развитие навыков устной речи

Р: выполнять здания по алгоритму

К.: Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму

информации

Умение практически

использовать полученные знания

Уметь объяснять

необходимость знаний о природных

сообществах ближайшего окружения. сообществ

Летние задания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!