СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по экологии 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено к учебнику "Экология 5 класс", авторы Шурхал Л.И., Самкова В.А.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по экологии 5 класс ФГОС»

















урока

Разделы, темы

Коли

чество

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности


План

Факт

Тема 1. История взаимоотношений человека и природы


7 ч





1



Как взаимосвязаны человек и природа.



1



Учебник «Экология. Живая планета. 5 класс», практикум на печатной основе

Обобщают и систематизируют знания, полученный в начальной школе, о взаимосвязи человека и природы. Слушают, коллективно обсуждают проблему связи строения и функции, вступают в диалог

2

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

1



Учебник «Экология. Живая планета. 5 класс», практикум на печатной основе, Компакт-диск 3.7


Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного и об эволюции человека и того, что ещё не известно

3

Основные занятия древних людей. Присваивающее хозяйство

1



Учебник, практикум на печатной основе. Мультимедийное устройство


Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного и об эволюции человека и того, что ещё не известно

4

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Практическая работа 1 "Путешествие в прошлое: изобретаем колесо."





1



Учебник, практикум на печатной основе, Мультимедийное устройство

Объясняют и формируют причины перехода человека к производящему хозяйству

5

Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Приобретают начальный опыт экологически грамотного взаимодействия

Объясняют и самостоятельно формулируют изменения вызванные воздействием на природу древних земледельцев и скотоводов

6

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества

1



Учебник, практикум на печатной основе

Строят продуктивное взаимодействие в паре и группе, сотрудничество с учителем и коллективом. Приобретают начальный опыт экологически грамотного взаимодействия

7

Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Практическая работа 2 "В поисках источников энергии".

1



Учебник, практикум на печатной основе, Мультимедийное устройство

Осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Описывают

отдельные элементы окружающей среды

Тема 2. Основные понятия экологии


11ч





8

Экология – «наука о доме». Направления современной экологии.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Приобретают знания о направлениях современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

9

Общая характеристика понятия "экосистема". Основные компоненты экосистем.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Осознают, что биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Задаются вопросом о причине биологического разнообразия биосферы

10

Экологические связи. Практическая работа 3 "Аквариум как модель экосистемы".

1



Учебник, практикум на печатной основе

Овладевают простейшей классификацией: взаимосвязях между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.

11

Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.

1



Учебник, практикум на печатной основе Презентация: В.И Вернадский.

Ставят вопрос: Каково значение для меня знаний биосфере и умеют находить на него ответ.

12

Человек в биосфере.

1



Учебник, практикум на печатной основе.

Выделяют и формулируют положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Определяют значение охраны биосферы — как условия сохранения жизни на Земле.

13

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Познают причины разнообразие условий жизни на Земле. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды.

14

Среда обитания.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Уметь объяснять изменения, происходящие в экосистемах. Определять приспособление организмов к среде обитания.

15

Факторы неживой природы.

1



Компакт-диски 3.5, 3.9, 3.10

Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного и того, что ещё не известно: понятия об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм.

16

Факторы живой природы.

1



Таблица, Мультимедийное устройство

Углубляют знания об экологических системах и факторах среды

17

Антропогенные факторы.

1



Мультимедийное устройство

Соотносят классификацию факторов экологических систем. Выделяют факторы, связанные с деятельностью человека

18

Практическая работа 4 "Изучение и оценка экологического состояния микрорайона школы."

1



Тетрадь, ручка

Выявляют экологическое состояние в школьном дворе и какое влияние оказывает человек на это состояние. Анализируют и делают выводы.



Тема 3. Сообщества и экосистемы


10 ч





19

Сообщество живых организмов - важнейший компонент экосистемы.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Осознают, что сообщество - важнейший компонент экосистемы

20

Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса).

1



Мультимедийное устройство, Учебник, практикум на печатной основе

Определяют специфичность видового состава сообществ различных экосистем. Описывают отдельные элементы окружающей среды, экосистемы

21

Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Выделяют и формулируют взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов

22

Группы организмов в природном сообществе

1



Учебник, практикум на печатной основе

Углубляют знания о производителях (продуценты) — организмах, обеспечивающих органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребителях (консументы) — организмах, потребляющих и преобразующих органические вещества, созданные производителями. Разрушителях (редуценты) — организмах, разлагающие сложные органические вещества до более простых.

23

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов.

1



Учебник, практикум на печатной основе

Выделяют и осознают то, что усвоено, и то, что ещё раз надо «проработать». Формируют ответственное отношение к обучению. Слушают, вступают в диалог, используя имеющиеся знания , анализируют.

24

Пищевые связи в экосистеме. Пищевые сети. Практическая работа 5 "Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме."



1



Учебник, практикум на печатной основе, таблица. Мультимедийное устройство

Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение особенностей Пищевых связей в экосистеме. Цепей питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Уметь распознавать пищевые связи и сети в экосистеме

25

Природные и искусственные экосистемы, их сравнительная характеристика (на примере луга и поля)

1



Мультимедийное устройство. Учебник, практикум на печатной основе

Составляют сравнительную характеристику (на примере поля и луга). К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

26

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города.


1



Учебник, практикум на печатной основе

Дают общая характеристику. Определяют природные и искусственные компоненты экосистемы города. Осознают: население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры.

27

Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной среды, загрязнение.

1



Учебник, практикум на печатной основе,

Мультимедийное устройство

Самостоятельно выделяют и формулируют влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение

28

Влияние городской среды на здоровье людей.


1



Учебник, практикум на печатной основе,

Мультимедийное устройство

Определяют влияние города на здоровье человека, вредное воздействие

Тема 4. Экология нашего края


5 ч





29

Краснодарский край, территория и границы. Особенности рельефа и природных условий края.

1




Мультимедийное устройство


Определяют особенности географического положения, территория и границы края. Природа края в прошлом. Изменение природы человеком, его причины. Современный рельеф и погодные условия Кубани.

30

Воздух. Загрязнение воздуха и его влияние на здоровье людей.. Роль растений в защите воздуха от загрязнений

1



Мультимедийное устройство

Формируют ценности здорового и безопасного образа жизни, развивают навыки обучения

Вносят необходимые дополнения и корректив в план и способ действия согласно группой задаче

Устанавливают взаимосвязь растений и очистке/защите воздушной оболочки. Доказывают, значимость чистого воздуха для здоровья людей..

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы охраны атмосферы, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

31

Водные ресурсы Кубани. Загрязнение рек.

1



Мультимедийное устройство

Выявить значение водных ресурсов в истории развития края, мероприятия по охране

32

Леса и зелёные насаждения Кубани. Правила поведения в природе.

1



Мультимедийное устройство, школьный парк

Устанавливают взаимосвязь растений и очистке/защите воздушной оболочки. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы бережного отношения к природе, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формируют ценности здорового и безопасного образа жизни, развивают навыки обучения

33

Животный мир Кубани. Мероприятия по сохранению и увеличению видового разнообразия животных.

1



Мультимедийное устройство



Выясняют многообразие животного мира Кубани. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы охраны животных. Красная книга края.

34

Заключение. Что зависит от нас с вами?

1 ч





Обобщают и систематизируют знания, полученные в течении всего года по экологии, о взаимосвязи человека и природы и его влиянии на окружающую среду.



Итого:


34 ч





П/р - 5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!