СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы по географии для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по географии для 8 класса»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24



«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 24

___________ Данилова О.Е.

«_____»____________2016г.

Приказ № _______ от _________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

8 А класс

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)






Составитель: Гомазова Т.В.

учитель географии






Павловский Посад

2016 г.

Пояснительная записка.

Настоящая программа по географии для 8 «А» класса создана на основе нормативных документов;

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004.;

2.Примерной программы Э.Д. Днепрова, А.Г.Аркадьева «География.Сборник нормативных документов» М.,Дрофа, 2009

3.Приказ Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год».

4.Общая образовательная программа МОУ СОШ № 24 Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

5.Учебный план МОУ СОШ № 24 на 2016-2017 учебный год.


Рабочая программа по географии для 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю, общий объем 70 часов.




Цель курса :

Формирование целостного представления об особенностях географического положения, природы и регионов России.

 

Задачи курса:

-Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности ;

-Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

-Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

-Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

-Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.







Основное содержание программы:


Раздел 1. Особенности географического положе­ния России (10 часов)

Географическое положение России. Территория и аква­тория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положе­нием других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, дек­ретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разных истори­ческих этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнооб­разие. Федеральные округа.

Практические работы:

  1. «Характеристика ГП России». (и)

  2. «Сравнение ГП России с ГП других стран».(т)

Раздел 2. Природа России (30 часов)


Природные условия и ресурсы России. Природные усло­вия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рацио­нального использования природных ресурсов. Основные ре­сурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природ­ными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископае­мые. Основные этапы формирования земной коры на терри­тории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы релье­фа и особенности их распространения на территории России.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископае­мых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формиро­вание рельефа. Современные процессы, формирующие рель­еф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, опреде­ляющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения сол­нечной радиации, средних температур января и июля, годо­вого количества осадков, испаряемости по территории стра­ны. Климатические пояса и типы климатов России. Опреде­ление по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, спо­собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории стра­ны. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и клима­том. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явле­ния, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, се­ли), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и раз­витии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования/

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подзем­ные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компо­нент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение ос­новных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использо­вания. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ре­сурсы. Растительный и животный мир России: видовое раз­нообразие, факторы, его определяющие. Составление прогно­за изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комп­лекса. Биологические ресурсы, их рациональное использова­ние. Меры по охране растительного и животного мира. Рас­тительный и животный мир своего региона и своей мест­ности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пус­тынь. Анализ физической карты и карт компонентов приро­ды для установления взаимосвязей между ними в разных при­родных зонах.


Практические работы:

  1. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».(и)

  2. « Составление характеристики одной из рек, определение возможностей её хозяйственного использования».(и)

  3. «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России».(и)

  4. « Установление взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах».(т)


Раздел3. Регионы России (23 часа)

Районирование России. Прин­ципы и виды природно-хозяйственного районирования стра­ны. Анализ разных видов районирования России.

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.


Раздел 4. Человек и природа ( 3 часа)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.


Раздел 5.География своей области (4 часа)

Географическое положение Московской областиНаселение Подмосковья.Экологические проблемы Подмосковья.Памятные места Подмосковья.

Практические работы:

1.«Знакомство с образцами почв своей местности»(т)





































Требования к уровню подготовки учащихся за курс 8 класса:


Учащиеся должны знать:

-предмет изучения географии России;

-основные средства и методы получения географической информации:

-субъекты Российской Федерации;

-пограничные государств;

-особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

-границы часовых поясов:

-основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

-климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

-распределение рек страны по бассейнам океанов;

-основные области современного оледенения и крупные ледники:

-зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

-основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;


Учащиеся должны уметь:

Определять (измерять):

-географическое положение объектов;

-разницу в поясном времени территорий;

-погоду по синоптической карте;

-параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.


Оценивать и прогнозировать:

-природно-ресурсный потенциал страны, региона;

-экологическую ситуацию в стране, регионе

-изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

-изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.











Календарно-тематический план для 8 класса на 2016-2017 учебный год



Наименование разделов и тем

Плановые сроки

Прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Раздел 1. Особенности географического положения России (10часов)

1

Что изучают в курсе «Природа России».

01.09


2

Географическое положение России.

Пр.р.№1 «Характеристика ГП России». (и)

05.09


3

Границы России.

Пр.р.№2 «Сравнение ГП России с ГП других стран».(т)

08.09


4

Моря, омывающие территорию России.


12.09


5

Классификация морей.

15.09


6

Картографический метод в географии.


19.09


7


Россия на карте часовых поясов.


22.09


8

Как осваивали и изучали территорию России.


26.09


9

Изменение границ России на разных исторических этапах.

29.09


10

Обобщающий урок по теме: «Особенности географического положения России».

03.10


Раздел 2. Природа России (30 часов)

11


Особенности рельефа России.

06.10


12

Геологическое строе­ние территории нашей страны.


10.10


13


Минеральные ресурсы России.

13.10


14

Развитие форм рельефа.

17.10


15

От чего зависит климат нашей страны.

20.10


16

Типы климатов России.


24.10


17




Зависимость человека от климатических условий.

Пр.р № 3«Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».(и)

27.10



18

Климат и климатические ресурсы.


07.11


19




Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Пр.р.№4« Составление характеристики одной из рек, определение возможностей её хозяйственного использования».(и)


10.11


20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

14.11


21

Охрана вод.

17.11



22

Водные ресурсы.

Пр.р. №5 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России».(и)

21.11




23


Пути сохранения качества водных ресурсов.


24.11



24

Образование почв и их разнообразие.


28.11


25

Закономерности распространения почв.

01.12


26

Почвенные ресурсы.

05.12


27

Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением

08.12


28

Растительный и животный мир России.


12.12


29

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

15.12


30

Охрана растительного и животного мира.

19.12


31

Природно-ресурсный потенциал России

22.12



32


Разнообразие ПК России. Природное районирова­ние.

09.01


33

Моря, как крупные ПК.

12.01


34

Природные зоны России. Зона арктических пустынь.


16.01


35

Зона тундр. Зона лесотундр.

19.01


36

Зона тайги.

23.01


37

Обобщающий урок по теме: Природные зоны России .

Пр.р.№ 6« Установление взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах».(т)


26.01


38

Разнообразие лесов России.


30.01


39

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.


02.02


40

Высотная поясность.

06.02


Раздел 3. Регионы России (23часа)

41


Русская (Восточно-Европейская) равнина. ГП и особенности природы.

09.02


42

Природные комплексы Русской равнины.


13.02


43

Памятники природы равнины

16.02


44

Природные ресурсы Русской равнины.

20.02


45


Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.


23.02


46


Кавказ- самые высокие горы России.


27.02


47

Особенности природы Северного Кавказа.

02.03


48

Природные комплексы Северного Кавказа.


06.03


49


Урал- «Каменный пояс Русской Земли».

09.03


50

Своеобразие природы Урала.

13.03


51


Природные уникумы Урала.

16.03


52

Западно - Сибирская равнина. Особенности географического положения


20.03


53


Особенности природы Западно-Сибирской равнины

23.03


54

Природные зоны равнины

03.04


55

Природные ресурсы равнины и условия их освоения.

06.04


56

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения.

10.04




57


История освоения Восточной Сибири

13.04


58

Природные районы Восточной Сибири.


17.04


59

Жемчужина Сибири- Байкал.

20.04


60

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

24.04


61

Дальний Восток- край контрастов. ГП. Состав территории. История освоения.

27.04


62

Особенности природы дальнего Востока

01.05


63

Обобщающий урок по теме: «Регионы России»

04.05


Раздел 4. Человек и природа (3 часа)

64


Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

08.05


65


Рациональное природопользование.

11.05


66


Экологическая ситуация в России

15.05


Раздел 5. География своей области (4 часа)

67

Географическое положение Московской области.

18.05


68

Население Подмосковья.

19.05


69


Экологические проблемы Подмосковья.

Пр.р № 7 «Знакомство с образцами почв своей местности»(т)

22.05


70

Памятные места Подмосковья.

25.05






































Перечень учебно- методического обеспечения:


1. И.И.Баринова «География.Природа России».М.Дрофа 2014 г.

2. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьева «География.Сборник нормативных документов» М.,Дрофа, 2009

3.Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география», М.Дрофа,2011

4. Евдокимов В.И. «Тесты по географии России»- М.: Экзамен, 2009



4. Интернет ресурсы


http://www.klimadiagramme.de – климатические диаграммы


http://www.list.ru/catalog/11019.html - каталог российских ресурсов


http://www.geo.1september.ru – сайт газеты «География», методические материалы для проведения уроков географии

http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=68 -терминологический словарь 































«Согласовано»


Протоколом заседания ТМО от «_____»_________2016г. № _____________



«Согласовано»


Зам. директора по УВР ________________________ (Борисенко О.А.)


«_____»_____________2016г.