Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
«Утверждено»
Директор МОУ СОШ № 24
___________ Данилова О.Е.
«_____»____________2015г.
Приказ № _______ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
7 Б класс
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Составитель: Гомазова Т.В.
учитель географии
Павловский Посад
2015 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по географии для 7 «Б» класса создана на основе нормативных документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004.;
2. Примерной программы Э.Д. Днепрова, А.Г.Аркадьева «География.Сборник нормативных документов» М.,Дрофа, 2009
3. Приказа Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
4. Общей образовательной программы МОУ СОШ № 24 Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
5. Учебного плана МОУ СОШ № 24 на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по географии для 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю, общий объем 70 часов.
Цель: Раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.
Задачи:
- Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
-Создание у учащихся целостного представления о Земле;
-Раскрытие разнообразия природы и населения нашей планеты;
-Воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
-Продолжить формирование умения работать с картами и другими источниками географической информации.
Основное содержание программы:
Введение(4 часа)
Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»? Для чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и океаны). Части света. Как люди открывали мир. Современная эпоха развития знаний о Земле. Методы географических исследований и источники географических знаний. Методы изучения Земли.
Практические работы:
1. Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов.(и)
Раздел I. Главные особенности природы Земли (8 часов)
Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.
Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение. Климатообразующие факторы. Причины (факторы),влияющие на формирование климата. Климатические пояса.
Основные характеристики экваториального, тропического, субэкваториального, субтропического, умеренного арктического и субарктического, антарктического и субантарктического поясов. Климат и человек. Мировой океан — основная часть гидросферы. Роль гидросферы в жизни Земли. Влияние воды на состав земной коры и образование рельефа. Роль воды в формировании климата. Вода— необходимое условие для существования жизни. Роль воды в хозяйственной деятельности людей. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты. Влияние поверхностных течений на климат. Влияние суши на Мировой океан. Свойства и особенности строения географической оболочки.
Раздел II. Материки. Океаны. Народы и страны(58 часов )
Тема 1. Океаны и Южные материки (6 часов)
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Тихий и Индийский океаны. Географическое положение. Из истории исследования океанов. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океанах. Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Общие особенности географического положения . Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон.
Тема 2. Африка ( 9 часов)
Географическое положение. История исследования. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными. Рельеф и полезные ископаемые. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Климат. Распределение температур воздуха. Распределение осадков. Климатические пояса. Внутренние воды. Основные речные системы. Озера. Значение внутренних вод для хозяйства. Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки. Население и политическая карта. Народы. Политическая карта. Страны Северной Африки. Страны Северной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира. Страны Судана и Центральной Африки. Страны Судана и Центральной Африки. Географическое положение, природа ,население, хозяйство Гвинеи (Республики Гвинея), Демократической Республики Конго (ДР Конго). Страны Восточной Африки. Страны Восточной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Кении. Страны Южной Африки. Страны Южной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики (ЮАР).
Практические работы:
Определение координат крайних точек материка и нанесение их на контурную карту.(и)
Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.(и)
Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам.(и)
Составление географического описания природных зон по плану.(и)
Тема 3. Австралия и Океания (6 часов)
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Влияние человека на природу.
Австралия. Население. Хозяйство.
Океания. Географическое положение. Природа. Народы и страны.
Практические работы:
1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.(и)
Тема 4. Южная Америка (6 часов)
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Анды — самые длинные горы на суше. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Изменение природы человеком. Экваториальные леса. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность в Андах. Население и политическая карта. Народы. Политическая карта. Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии, Аргентины. Андские страны. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу, Чили.
Практические работы:
Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам.(и)
Составление географического описания рек по плану.(и)
Изучение карты народов материка.(т)
Тема 5. Антарктида (2 часа)
Географическое положение и исследование. Природа.
Антарктика. Открытие и исследование. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледныйрельеф. Климат. Органический мир. Правовое положениематерика
Тема 6. Общие особенности северных материков (2 часа)
Общие особенности природы северных материков.
Тема 7. Северная Америка (8 часов)
Географическое положение. История открытия и исследования. Русские исследователи Северо-Западной Америки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Основные речные и озерные системы равнин и Аппалачей. Реки и озера Кордильер. Природные зоны. Изменение природы человеком. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса. Степи. Население и политическая карта. Канада. Народы. Географическое положение, природа,население и хозяйство Канады. Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Географическое положение, природа, население, хозяйство США. Общая характеристика Средней Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка и нанесение их на контурную карту.(и)
2. Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам.(и)
3. Составление географического описания природных зон по плану.(и)
4. Изучение карты народов материка.(т)
Тема 8. Евразия (16часов)
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение и многолетняя мерзлота. Природные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Субтропические леса и кустарники. Муссонные (переменно-влажные) леса. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Население и политическая карта. Народы. Политическая карта. Страны Северной Европы. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона. Страны Западной Европы. Страны Западной Европы. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия Великобритании, Франции, Германии. Страны Восточной Европы. Восточная Европа. Севернаягруппа стран. Южная группа стран. Географическое положение, природа, население, хозяйство Украины. Страны Южной Европы. Италия. Южная Европа. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Страны Юго Западной Азии. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона. Страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана и стран Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Страны Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Китая. Япония. Географическое положение, природа, население, хозяйство Японии. Страны Южной Азии. Индия. Страны Южной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии. Страны Юго Восточной Азии. Индонезия. Страны Юго-Восточной Азии.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка и нанесение их на контурную карту.(и)
2. Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам.(и)
3. Изучение карты народов материка»,(т)
Тема 9. Географическая оболочка - наш дом (3 часа)
Взаимодействие человеческого общества и природы.
Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Мировые экологические проблемы. Экологическая карта. Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Основные типы природопользования.Источники загрязненияприродной среды. Региональные экологические проблемы их зависимость от хозяйственной деятельности. Что надо делать для сохранения благоприятных условий жизни?
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать:
-основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
-основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность).
Учащиеся должны уметь:
оценивать и прогнозировать:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
-природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
- основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран. объяснять:
- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран.
Учащиеся должны определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации. называть и (или) показывать:
- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города; - ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности, природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Календарно-тематический план для 7 класса на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохожде-ния | Скорректи-рованные сроки прохожде-ния |
|
Введение ( 4 часа) |
1 | Что изучает география материков и океанов | 02.09 | |
2 | Основные этапы накопления знаний о Земле | 03.09 | |
3 | Современные географические исследования | 09.09 | |
4 | Современные географические исследования | 10.09 | |
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (8 часов) |
5 | История создания карт | 16.09 | |
6 | Происхождение материков и океанов. Рельеф Земли | 17.09 | |
7 | Климатические пояса Земли | 23.09 | |
8 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земли | 24.09 | |
9 | Воды Мирового океана | 30.09 | |
10 | Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. | 01.10 | |
11 | Строение и свойства географической оболочки | 07.10 | |
12 | Природные комплексы суши и океана. Природная зональность | 08.10 | |
Раздел 2. Материки. Океаны. Народы и страны(58 часов) |
Тема 1. Океаны и Южные материки (6 часов) |
13 | Освоение Земли человеком | 14.10 | |
14 | Тихий океан | 15.10 | |
15 | Индийский океан | 21.10 | |
16 | Атлантический океан | 22.10 | |
17 | Северный Ледовитый океан | 28.10 | |
18 | Общие особенности географического положения | 29.10 | |
Тема 2. Африка ( 9 часов) |
19 | ГП. Исследования материка. Пр.р.№1«Определение координат крайних точек материка и нанесение их на контурную карту».(и) | 11.11 | |
20 | Рельеф и полезные ископаемые Пр.р №2 «Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых» | 12.11 | |
21 | Климат. Пр.р.№3«Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам».(и) | 18.11 | |
22 | Внутренние воды. | 19.11 | |
23 | Природные зоны. Пр.р.№4 «Составление географического описания природных зон по плану».(и) | 25.11 | |
24 | Влияние человека на природу | 26.11 | |
25 | Население | 02.12 | |
26 | Страны Северной и Южной Африки. Страны Западной и Восточной Африки. | 03.12 | |
27 | Обобщающий урок по теме: «Природа. Население Африки» | 09.12 | |
Тема 3. Австралия и Океания (6 часов) |
28 | Географическое положение. история открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые Пр.р.№5 « Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов».(и) | 10.12 | |
29 | Климат. Внутренние воды | 16.12 | |
30 | Природные зоны. | 17.12 | |
31 | Австралийский Союз. | 23.12 | |
32 | Океания.ГП, особенности природы. | 24.12 | |
33 | Население и страны. | 13.01 | |
Тема 4. Южная Америка (6 часов) |
34 | Географическое положение. История исследования. Рельеф и полезные ископаемые | 14.01 | |
35 | Климат Пр.р.№ 6«Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам».(и) | 20.01 | |
36 | Внутренние воды. Пр.р.№ 7 «Составление географического описания рек по плану».(и) | 21.01 | |
37 | Природные зоны. | 27.01 | |
38 | Население Пр.р №8 «Изучение карты народов материка»(т) | 28.02 | |
39 | Страны Востока материка. Бразилия Страны Анд. Перу. | 03.02 | |
Тема 5. Антарктида (2 часа) |
40 | Географическое положение. Из истории исследования | 04.02 | |
41 | Природа | 10.02 | |
Тема 6. Общие особенности северных материков (2 часа) |
42 | Обобщающий урок по теме: « Материки Южного полушария» | 11.02 | |
43 | Общие особенности природы северных материков | 17.02 | |
Тема 7. Северная Америка (8 часов) |
44 | Географическое положение. Пр.р.№9 «Определение координат крайних точек материка и нанесение их на контурную карту»(и) | 18.02 | |
45 | История исследования материка | 24.02 | |
46 | Рельеф и полезные ископаемые | 25.02 | |
47 | Климат Пр.р.№ 10«Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам».(и) | 02.03 | |
48 | Внутренние воды | 03.03 | |
49 | Природные зоны. Пр.р.№ 11«Составление географического описания природных зон по плану».(и) | 09.03 | |
50 | Население Пр.р №12 «Изучение карты народов материка».(т) | 10.03 | |
51 | Канада. Соединенные Штаты Америки | 16.03 | |
Тема 8. Евразия (16 часов) |
52 | Географическое положение. Пр.р.№13 «Определение координат крайних точек материка и нанесение их на контурную карту»(и) | 17.03 | |
53 | Из истории исследования материка. | 30.03 | |
54 | Рельеф и полезные ископаемые | 31.03 | |
55 | Климат. Пр.р.№ 14.«Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам».(и) | 06.04 | |
56 | Внутренние воды | 07.04 | |
57 | Природные зоны | 13.04 | |
58 | Природные зоны | 14.04 | |
59 | Народы Евразии. Страны Пр.р №15 «Изучение карты народов материка»(т) | 20.04 | |
60 | Страны Северной Европы | 21.04 | |
61 | Страны Западной Европы | 27.04 | |
62 | Страны Восточной Европы | 28.04 | |
63 | Страны Южной Европы | 04.05 | |
64 | Страны Юго-Западной Азии | 05.05 | |
65 | Страны центральной Азии | 11.05 | |
66 | Страны Восточной и Южной Азии | 12.05 | |
67 | Страны Юго-Восточной Азии | 18.05 | |
Тема 9. Географическая оболочка - наш дом (3часа) |
68 | Закономерности географической оболочки | 19.05 | |
69 | Взаимодействие природы и человека | 25.05 | |
70 | Повторение по всему курсу: «География материков и океанов» | 26.05 | |
Итоговые практические работы обозначены курсивом, их -12
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Учебник. География материков и океанов. 7 класс. В.А.Коринская , И.В.Душина, М. Дрофа 2014 год.
2. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьева «География.Сборник нормативных документов» М.,Дрофа, 2009
3.Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география», М.Дрофа,2011
4. Евдокимов В.И. «Тесты по географии России»- М.: Экзамен, 2009
4. Интернет ресурсы
http://www.klimadiagramme.de – климатические диаграммы
http://www.list.ru/catalog/11019.html - каталог российских ресурсов
http://www.geo.1september.ru – сайт газеты «География», методические материалы для проведения уроков географии
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=68 -терминологический словарь
«Согласовано»
Протоколом заседания ТМО от «_____»_________2015г. № _____________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ________________________ (Борисенко О.А.)
«_____»_____________2015г.