№п/п | Дата | Наименование разделов, темы | Кол- во часов | Основные виды деятельности | Примечание |
план | факт |
| | | Раздел 1. Введение | 1 | | |
1. | 07.09. | | Изучение Земли. Вращение Земли и ее следствие. | 1 | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца». | |
| | | Раздел 2. Виды изображения земной поверхности | 9 | | |
| | | 2.1. План местности | 4 | | |
2. | 14.09. | | План местности. Условные знаки. Масштаб. | 1 | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. | |
3. | 21.09. | | Ориентирование на местности. Компас. Азимут. | 1 | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | |
4. | 28.09. | | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. | |
5. | 05.10. | | Составление простейших планов. | 1 | Составление плана местности методом маршрутной съемки. | |
| | | 2.2. Географическая карта | 5 | | |
6. | 12.10. | | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний. | |
7. | 19.10. | | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | |
8. | 26.10. | | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | 1 | Определение географических координат объектов. | |
9. | 09.11. | | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | Определение по картам высот и глубин объектов. | |
10. | 16.11. | | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. | |
| | | Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки. | 22 | | |
| | | 3.1. Литосфера | 5 | | |
11. | 23.11. | | Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера. | 1 | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | |
12. | 30.11. | | Движения земной коры. Вулканизм. | 1 | Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. | |
13. | 07.12. | | Основные формы земного рельефа. Горы. | 1 | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. | |
14. | 14.12. | | Рельеф, его назначение для человека. Равнины. | 1 | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | |
15. | 21.12. | | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно- океанических хребтов океанов. | |
| | | 3.2. Гидросфера | 6 | | |
16. | 28.12. | | Материки и океаны. Части мирового Океана. Свойства вод мирового океана. | 1 | Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. | |
17. | 11.01. | | Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения. | 1 | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | |
18. | 18.01. | | Обобщение по теме «Мировой океан». | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | |
19. | 25.01. | | Реки в природе и на географической карте. Реки Воронежской области. | 1 | Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов. | |
20. | 01.02. | | Озера. | 1 | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер тектонического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища. | |
21. | 08.02. | | Подземные воды. Ледники. Горное и покровное оледенение. | 1 | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | |
| | | 3.3. Атмосфера | 7 | | |
22. | 15.02. | | Атмосфера: строение, значение, изучение. | 1 | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | |
23. | 22.02. | | Атмосферный воздух Температура воздуха. | 1 | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | |
24. | 01.03. | | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | |
25. | 15.03. | | Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки. Облака. | 1 | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. | |
26. | 22.03. | | Погода. | 1 | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. | |
27. | 05.04. | | Климат Земли. Работа с климатическими картами. | 1 | Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование. | |
28. | 12.04. | | Причины, влияющие на климат. | 1 | Пользоваться метеоприборами при их наличии, устанавливать зависимость климата от климатообразующих факторов. | |
| | | 3.4. Биосфера | 4 | | |
29. | 19.04. | | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории Воронежской области. | 1 | Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представителях растительного и животного мира. | |
30. | 26.04. | | Распространение организмов в Мировом океане. | 1 | Работа по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. | |
31. | 03.05. | | Природный комплекс. | 1 | Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану. | |
32. | 10.05. | | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки». | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | |
| | | Раздел 4. Население Земли | 3 | | |
33. | 17.05. | | Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли. | 1 | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн. человек. | |
34. | 24.05. | | Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу. | 1 | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.). | |
35. | 31.05. | | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» . | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | |