Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа для 2 класса «Информатика» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений (программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы: Москва. Бином. Лаборатория знаний 2012), авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Цветкова М.С.
При составлении программы были использованы:
«Информатика» учебник для 2 класса .Авторы: Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 классы» Автор: Бородин М.Н., 2-е изд. испр. и доп. --- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 594с.
Важнейшая цель начального образования – создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в начальной школе в двух аспектах. Первый – с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, обществе, техники. Второй аспект пропедевтического курса информатики – освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных технологий.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бес компьютерная подготовка. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере.
Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики. Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс – это необходимый шаг в развитии общего образования.
Цели программы:
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе.
Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
Задачи программы:
- развиваются обще учебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Всё это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Место учебного предмета в учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем обязательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для изучения «Информатики» во 2 классе отводится - 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю. Программой предусмотрено проведение:
Практических работ – 15; Контрольных работ – 4.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
-основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
-ценностей семьи и общества и их уважение,
-чувства прекрасного и эстетических чувств,
-способности к организации своей учебной деятельности,
-самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
-целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
-готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты
-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
-начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
-использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
-подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Содержание программы.
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер (7 часов).
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Глава 2. Кодирование информации (6 часов)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Глава 3. Информация и данные (8 часов)
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Двоичное кодирование: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование, числовое двоичное кодирование.
Помощники человека при работе с информацией: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Глава 4. Документ и способы его создания (7 часов)
Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Повторение, изученного за год. Резерв времени - 2 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
.В результате изучения информатики ученик должен:
Знать/понимать:
в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
Информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
Информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
Что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
Что человек может быть и источником, и приемником информации;
Данные – это закодированная информация;
Тексты и изображения – это информационные объекты;
Одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, числом, таблицей;
Как записывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде числа, текста, рисунка, таблицы);
Правила работы с компьютером и технику безопасности.
Уметь:
Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде числа, текста, рисунка, таблицы;
Кодировать информацию различными способами и декодировать ее, используя кодовую таблицу соответствия;
Работать с текстами и изображениями (информационными объектами на экране компьютера);
Осуществлять поиск, простейшие преобразование, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, интернет;
Называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
Пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, калькулятором и компьютером;
Использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск и запуск программ);
Запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
Создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | В том числе |
Изучение материала | Практическая часть | Контроль |
1 | Виды информации. Человек и компьютер | 9 | 4 | 4 | 1 |
2 | Кодирование информации | 7 | 3 | 3 | 1 |
3 | Информация и данные | 7 | 3 | 3 | 1 |
4 | Документ и способы его создания | 11 | 5 | 5 | 1 |
| Итого: | 34 | 15 | 15 | 4 |
Календарно – тематический план
№ | Тема урока, раздела программы | Кол-во часов | дата | личностные | регулятивные | познавательные |
Виды информации. Человек и компьютер (9 час.) |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с павлином, конфетой; примеры с солнцем, петухом, сторожем, зайцем; примеры с рабочими инструментами, музыкальными инструмента-ми, компьютером; дополнительные примеры в виде рисунков | цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на целеполагание как постановку учебной задачи; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере, предваряются специальными значками, которые помогают ориентироваться в элементах УМК | развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
2 | Человек и информация | 1 | |
3 | Какая бывает информация | 1 | |
4 | Источники информации | 1 | |
5 | Приемники информации | 1 | |
6 | Компьютер и его части | 1 | |
7 | Компьютер и его части | 1 | |
8 | Повторение. Работа со словарем. | 1 | |
9 | Повторение. Контрольная работа 1 | 1 | | | | |
Кодирование информации (7 час.) |
10 | Носители информации | 1 | | актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с записками, берестяной грамотой, камнем, магнитными дисками, следами на снегу | цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение; практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере | развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, фотографией |
11 | Кодирование информации | 1 | |
12 | Кодирование информации | 1 | |
13 | Письменные источники информации | 1 | |
14 | Языки людей и языки программирования | 1 | |
15 | Работа со словарем. | 1 | |
16 | Работа со словарем. Контрольная работа 2 | 1 | |
Информация и данные ( 7 час.) |
17 | Текстовые данные | 1 | | Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры. | цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение; практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере. | развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста |
18 | Графические данные | 1 | |
19 | Числовая информация | 1 | |
20 | Десятичное кодирование | 1 | |
21 | Двоичное кодирование | 1 | |
22 | Числовые данные | 1 | |
23 | Повторение, работа со словарем. Контрольная работа 3. | 1 | |
| Документы и способы его создания (11 час.) |
24 | Документ и его создание | 1 | | актуализация уже известных ученикам сведений из их личного жизненного опыта: примеры со словами, с которыми учащиеся могли познакомиться на уроках русского языка, чтения; примеры из параграфа учебника | цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение; практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере; преобразование одной формы представления информации в другую; создание комбинированных объектов. | умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком |
25 | Электронный документ и файл | 1 | |
26 | Поиск документа | 1 | |
27 | Создание текстового документа | 1 | |
28 | Создание графического документа | 1 | |
29 | Повторение, работа со словарем и тестирование | 1 | |
30 | Подготовительная контрольная и работа над ошибками | 1 | |
31 | Подготовительная контрольная и работа над ошибками | 1 | |
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
33 | Резерв | 1 | | | | |
34 | Резерв | 1 | | | | |
Список литературы
Программа курса «Информатика» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012.
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика - 2-11 классы» Автор: Бородин М.Н., 2-е изд. испр. и доп. --- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 594с.
Учебник для 2 класса «Информатика» Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова и др. (ч1, ч2), Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
Рабочая тетрадь для 2 класса «Информатика» Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова (ч1, ч2), Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
8