СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
№ урока | Тема и тип урока | Дата | Элемент содержания | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание | |||||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||||
Древние корни народного искусства (9 часов) | |||||||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Урок изучения и закрепления знаний
|
|
| Традиционные образы народного прикладного искусства | Научатся эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. | Личностные - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. | Подобрать материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб | ||||
2-3 | Убранство русской избы. Урок изучения и закрепления знаний
|
|
| Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента | Научатся воспринимать мир, человека с эстетических позиций | Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Личностные - формирование чувства прекрасного, формирование ценностное отношение к культуре своего края. | Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения, раскрывать символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы. | Иллюстрации с изображением крестьянского интерьера | ||||
4 | Внутренний мир русской избы Урок изучения и закрепления знаний
|
|
| Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. | Научатся понимать роли и места искусства в жизни человека и общества. Активное отношение к традициям культуры. | Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Репродукции произведений искусства, фото, иллюстрации с изображением деревянной посуды, прялок и других предметов быта | ||||
5 | Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта. | Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства | Познавательные: использовать общие приемы задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. | Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами. | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта. Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | подобрать изображение орнаментов русской вышивки | ||||
6 | Русская народная вышивка Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. | Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. | Овладение средствами художественного изображения. | Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию. | Изображение мужчин и женщин в народных русских костюмах | ||||
7-8 | Народный праздничный костюм. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество. | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. | Отдельные детали русского народного костюма (иллюстрации, репродукции) подобрать иллюстрации и литературный материал "Народные праздники" | ||||
9 | Народные праздничные обряды. Обобщение темы. Урок обобщения и систематизации знаний |
|
| Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Активное отношение к традициям культуры. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. | Способность наблюдать реальный мир, анализировать идеальный образ русского народа. | Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. |
| ||||
Связь времен в народном искусстве (8 часов) | |||||||||||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов (форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи. | Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами. | Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Образцы традиционных русских промыслов. Подобрать познавательный материал о истории их возникновения | ||||
11 | Искусство Гжели. Урок изучения и закрепления знаний
|
|
| История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. | Овладение средствами художественного изображения. Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Освоить приемы гжельского мазка – «мазка с тенями». Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета. | Истоки и современное развитие | ||||
12 | Городецкая роспись Урок изучения и закрепления знаний
|
|
| История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. | Овладение средствами художественного изображения. Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Истоки и современное развитие | ||||
13-14 | Хохлома. Урок изучения и закрепления знаний
|
|
| История развития промысла. Приемы росписи. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. | Овладение средствами художественного изображения. Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»). Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Истоки и современное развитие Задание в рабочих тетрадях | ||||
15 | Жостово. Роспись по металлу. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов (форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи. | Овладение средствами художественного изображения. Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Осваивать основные приемы жостовского письма, многоцветье цветочной росписи на подносах. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Истоки и современное развитие | ||||
16 | Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. | Овладение средствами художественного изображения. Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | Иметь представление о керамике. Уметь применять художественные материалы (глина). | Подготовить сообщение об одном из народных художественных промыслов | ||||
17 | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы Урок обобщения и систематизации знаний |
|
| Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. | Формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. | Знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Уметь различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. | Задание в рабочих тетрадях | ||||
Декор – человек, общество, время (10 часов) | |||||||||||||
18 | Зачем людям украшения. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса. | Понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Знать особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | Задание в рабочих тетрадях | ||||
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. |
|
| Украшение как показатель социального статуса человека. | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли. Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи. | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира. | Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древнего Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. | Иллюстрации к сказкам Гримм, Андерсена, Перро - костюмы разных времён Живописное изображение человека в костюме из сказки по выбору | ||||
21-22 | Одежда «говорит» о человеке. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Одежда как знак положения человека в обществе. | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. | Овладение средствами художественного изображения. | Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Египта. Овладеть навыками выполнения творческой работы. Знать о декоре в одежде народов разных стран и разных сословий. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая и Западной Европы ХV11века. Соотносить образ одежды с положением ее владельца. | Задание в рабочей тетради подготовить интерьер дворца (иллюстрации сказок) | ||||
23-24 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» Урок практикум |
|
| Многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. | Овладение средствами художественного изображения. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. | Нарисовать интерьер дворца | ||||
25-26 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. | Формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. | Знать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Уметь находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. | подготовить зрительный материал по теме - гербы, эмблемы | ||||
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Урок обобщения и систематизации знаний |
|
| Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
| Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли. Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи. | Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. | Участвовать в итоговой викторине по ДПИ. Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека.
|
| ||||
Декоративное искусство в современном мире (8 часов) | |||||||||||||
28-29 | Современное выставочное искусство. Урок комплексного применения знаний |
|
| Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Виды ДПИ | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса. | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ. | Задание в рабочих тетрадях | ||||
30-31 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) Урок комплексного применения знаний |
|
| Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. | Овладение средствами художественного изображения. | Создавать художественный образ в декоративной работе. Имитировать технику витража | Задание в рабочих тетрадях | ||||
32-33 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) Урок комплексного применения знаний |
|
| Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. | Овладение средствами художественного изображения. | Владеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе | Задание в рабочих тетрадях | ||||
34-35 | Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Урок комплексного применения знаний |
|
| Этапы работы над произведением ДПИ | Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. | Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами. | Выполнять набросок предложенного элемента. Создавать эскиз коллективного панно для украшения интерьера школы | Задание в рабочих тетрадях |
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
№ урока | Тема и тип урока | Дата | Элемент содержания | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание | |||||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||||
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 часов) | |||||||||||||
1
| Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Составить схемы «Виды пластических искусств», используя текст учебника, приводя свои примеры. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. | Знать виды пространственных и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа |
| ||||
2 | Рисунок- основа изобразительного искусства Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать виды графики, графичекие, художественные материалы и их значение в создании художественного образа. | Научатся воспринимать мир, человека с эстетических позиций. | Познавательные - планировать свою работу по изучении незнакомого материала. Коммуникативные - задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные - самостоятельно формулировать задание; определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать | Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) |
| ||||
3 | Линия и её выразительные возможности Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики | Понимание линия и её выразительные возможности в искусстве в жизни человека и общества. | Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую. | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. | Знать выразительные свойства линии, виды и характер линии, условность и образность линейного изображения, ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа. Уметь использовать линию в собственной творческой работе. |
| ||||
4
| Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать основы языка изобразительного искусства: тон. | Научатся применять различные художественные материалы | Познавательные - анализировать и осмысливать текст; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные - формировать собственную позицию. Регулятивные - применять установленные правила в решении задачи. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Знать роль пятна в изображении и его выразительные возможности. |
| ||||
5 | Цвет. Основы цветоведения Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству. | Научатся применять различные художественные материалы. Получат понятия цветоведения | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Овладение средствами художественного изображения. | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов |
| ||||
6 | Цвет в произведениях живописи. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. | Получат возможность научиться применять цветовую гамму | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные - аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Регулятивные - определять последовательность действий. | Овладение средствами художественного изображения. | Понимать значение слова « колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи |
| ||||
7 | Объемные изображения в скульптуре Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры | Получат представление об объёмных изображениях | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные - формировать собственное мнение. Регулятивные - адекватно использовать речь. | Понимание визуально-пространственной формы. | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе |
| ||||
8 | Основы языка изобразительного искусства. Урок обобщения и систематизации знаний |
|
| Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); | Научатся применять различные художественные материалы. | Познавательные: анализировать и осмысливать текст; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение | Овладение средствами художественного изображения. | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства |
| ||||
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | |||||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. | Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные - задавать вопросы; вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные - адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. | Осмысленная и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности произведений искусства | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве. |
| ||||
10 | Изображение предметного мира- натюрморта Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). |
| ||||
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Применять различные художественные материалы. | Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные - аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регулятивные - критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Уметь разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. |
| ||||
12 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Урок комплексного применения знаний |
|
| Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. | Применять различные художественные материалы и средства художественной выразительности. | Познавательные - сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные - применять установленные правила в решении задачи. | Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать. | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь приме-нять полученные знания в практической работе с натуры |
| ||||
13 | Освещение. Свет и тень. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные - формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные - определять последовательность действий. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. |
| ||||
14-15 | Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Урок изучения и закрепления знаний |
|
| натюрморта. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики;. | Научатся изображать натюрморт в графике | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - определять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики | Развитие способности наблюдать реальный мир. | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики |
| ||||
16 | Выразительные возможности натюрморта. Урок обобщения и систематизации знаний |
|
| Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Получат возможность изучить выразительные возможности натюрморта | Познавательные: анализировать и осмысливать текст; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы. | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра |
| ||||
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов) | |||||||||||||
17 | Образ человека - главная тема искусства Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать жанры изобразительного искусства: портрет. Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр. | Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Осмысленная и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности произведений искусства | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра. Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
|
| ||||
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Работа над изображением головы человека. Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Научатся составлять пропорции человеческого тела | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. | Уметь изобразить голову человека с учетом пропорций |
| ||||
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека Урок комплексного применения знаний |
|
| Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства и их основные произведения портретного жанра. | Получат возможность научится выполнять графический портретный рисунок | Познавательные - узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; Коммуникативные - проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные - использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры |
| ||||
20 | Портрет в графике Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры. | Понимание роли и места цвета в искусстве в жизни человека и общества. | Познавательные - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные - аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры |
| ||||
21 | Портрет в скульптуре Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером | Получат возможность научится выполнять портрет в скульптуре | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные - осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Овладение средствами художественного изображения. | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человек |
| ||||
22 | Сатирические образы человека Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Изображение сатирических образов литературных героев. Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра. | Научатся изображать сатирические рисунки | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные - формировать собственное мнение. Регулятивные - адекватно использовать речь. | Овладение средствами художественного изображения. | Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами |
| ||||
23 | Образные возможности освещения в портрете Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении. Знать основы изобразительной грамоты (светотень).
| Научатся пользоваться техникой освещения | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры |
| ||||
24 | Портрет в живописи Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | Понимание роли и места цвета в искусстве в жизни человека и общества. | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. | Знать особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века, выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль , Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа |
| ||||
25 | Роль цвета в портрете Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Анализ цветового решения образа в портрете. Изображение портрета своего любимого героя. Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. | Понимание роли и места цвета в искусстве в жизни человека и общества. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс | Овладение средствами художественного изображения. | Умение видеть цвет, понимать его эмоциональное воздействие, рассказывать о своих впечатлениях от портретов великих мастеров. Овладевать опытом создания портрета в цвете. Умение создавать портрет в цвете различными материалами. |
| ||||
26 | Великие портретисты (обобщение темы ) Урок обобщения и систематизации знаний | 17.03 |
| Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). | Художественное познание мира, понимание роли и места в искусства в жизни человека и общества. | Познавательные: анализировать и осмысливать текст; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение | Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра |
| ||||
Человек в пространстве. Пейзаж (9 часов) | |||||||||||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса. | Понимание разницы между элитарным и массовым искусством. | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Способность эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства. |
| ||||
28 | Изображение пространства Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные - применять установленные правила в решении задачи. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать особенности и способы изображения пространства в различные эпохи, композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. |
| ||||
29-30 | Правила линейной и воздушной перспективы Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Познавательные - узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Коммуникативные - обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные - преобразовать познавательную задачу в практическую. | Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы. | Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Знать правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления. |
| ||||
31 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства Урок изучения и закрепления знаний |
|
| Работа над изображением большого эпического пейзажа | Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные - формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю Регулятивные - предвидеть возможности получения конкретного результата | Осмысленная и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности произведений искусства | Знать основы изобразительной грамоты пространства и уметь применять приобретенные знания на практике. Эксперементировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Знать особенности выполнения «пейзажа настроения». Умение передать в пейзаже личностное восприятие. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. |
| ||||
32 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. Урок комплексного применения знаний |
|
| Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. | Научатся применять различные художественные материалы. | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать историю развития художественного образа природы в русской культуре, средства выразительности в графическом рисунке. Уметь характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве русских художников. Приобрести навыки создания пейзажных зарисовок. |
| ||||
33-34 | Городской пейзаж Урок комплексного применения знаний |
|
| Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Научатся применять различные художественные материалы. | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные - формировать собственное мнение. Регулятивные - адекватно использовать речь. | Овладение средствами художественного изображения. | Знать основы изобразительной грамоты городского пейзажа и уметь применять приобретенные знания на практике. Применять навыки наблюдательной перспективы при изображении городского пейзажа. |
| ||||
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Урок обобщения и систематизации знаний |
|
| Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | Научатся понимать основы изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. | Познавательные: анализировать и осмысливать текст; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса. | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. |
|
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
№ урока | Тема и тип урока | Дата | Элемент содержания | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание | |||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов) | |||||||||||
1
| Изображение фигуры человека в истории искусства Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве | Научатся осмысленно воспринимать изображение человека в истории искусства | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. | Представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях. | Подобрать репродукции с изображением людей различных пропорций | ||
2 | Пропорции и строение фигуры человека Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Значение понятий: - пропорции фигуры человека; - строение фигуры человека | Научатся построению пропорций при изображении человека | Познавательные - анализировать и осмысливать текст; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;. Коммуникативные - аргументировать свою позицию. Регулятивные - осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Формирование устойчивого познавательного интереса | Знать конструкцию фигуры человека и основные пропорции; пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость; схемы движения человека. | Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека | ||
3-4 | Лепка фигуры человека Урок комплексного применения знаний |
|
| Значение понятий: - пропорции фигуры человека; - строение фигуры человека; - красота движения фигуры человека | Получат возможность научаться изображать человека в скульптуре | Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую. | Самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Знать изображение фигуры человека в истории скульптуры; пластику и выразительность фигуры человека; скульптурное изображение человека | Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) | ||
5
| Изображение фигуры человека в истории скульптуры Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. | Научатся изображать человека в скульптуре | Познавательные - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные - формировать собственную позицию. Регулятивные - применять установленные правила в решении задачи. | Устойчивый познавательный интерес | Уметь изображать фигуру человека с учетом пропорций статично и в движении. | Принести графические материалы для работы в технике рисунка | ||
6-7 | Набросок фигуры человека (в движении) Урок комплексного применения знаний |
|
| Значение понятий: - пропорции фигуры человека; - строение фигуры человека; - красота движения фигуры человека | Получат возможность научиться изображать человека в движении | Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую. | Уважительное отношение к иному мнению. | Уметь изображать фигуру человека с учетом пропорций статично и в движении. | Принести графические материалы для работы с натуры | ||
8 | Понимание красоты человека Урок обобщения |
|
| Значение понятий: - пропорции фигуры человека; - строение фигуры человека; - красота движения фигуры человека | Получат возможность научится пониманию красоты человека через искусство | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные -аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Регулятивные - определять последовательность действий. | Устойчивый познавательный интерес | Знать как проявляется внутренний мир человека в его внешнем облике, пути поиска красоты человека, понимание красоты человека в искусстве | Подобрать материал для тематической картины «Профессия» | ||
Поэзия повседневности (10 часов) | |||||||||||
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Знать: - о композиции, особенностях построения произведениях искусства; - роли формата; - выразительном значении размера произведения | Получат представление о искусстве разных стран | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные - формировать собственное мнение. Регулятивные - адекватно использовать речь. | Уважительное отношение к труду и культуре разных народа | Иметь представление о древнеегипетских фризовых росписях, сюжетах древнегреческой вазописи, фресках Помпеи, персидской миниатюре, японской гравюре. | Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20-го века | ||
10 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Знать: - о поэтической красоте повседневности; - роли искусства в жизни человека; - роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. | Получать представление о тематической картине | Познавательные - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные - аргументировать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Регулятивные - осуществлять постановку целей учебной деятельности | Уважительное отношение к труду и культуре своего народа | Знать определение термина «жанр» в искусстве, виды жанра в живописи, графике, скульптуре. Понимать суть бытового и исторического жанров. Уметь различать жанры в искусстве
| Подобрать материал по теме «Малые голландцы» | ||
11 | Творчество А.Г. Венецианова и П.А. Федотова Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Познакомятся с творчеством русских художников | Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные - задавать вопросы; вести устный диалог, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные - адекватно использовать речь; составлять план работы по достижению планируемого результата. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Уметь анализировать произведение с точки зрения принадлежности их авторству, стилю и направлению. | Подобрать материал о творчестве художников-«передвижников» | ||
12 | Государственная Третьяковская галерея Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Знакомство с Государственной Третьяковской галерей | Получат возможность познакомится с экспозициями Третьяковской галереи | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Уважительное отношение к народным традициям | Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, сотрудничать в совместной деятельности с учителем и сверстниками, использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве. | Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи | ||
13 | Сюжет и содержание в картине Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Ознакомление с сюжетной композицией | Научатся определять сюжет картины | Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регулятивные - критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; | Знать понятия сюжет, картина, виды тематической (сюжетной) картины. Владеть навыками определения сюжета и содержания в картине. | Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни. | ||
14-15 | Жизнь в моём городе в прошлых веках Урок комплексного применения знаний |
|
| Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией | Получат возможность научиться видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства | Познавательные - сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные - применять установленные правила в решении задачи. | Ценностное отношение к природному миру. | Понимать значение выражения ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Умение видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства Знать историю своего города. Иметь представление о истории и укладе жизни своего города и народа. | Сбор информации по данной теме | ||
16 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве Урок комплексного применения знаний |
|
| Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов | Получат возможность научиться видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства | Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные - формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные - определять последовательность действий. | Уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Понимать значение выражения ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Умение видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства | Сбор информации по данной теме | ||
17-18 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве Урок комплексного применения знаний |
|
| Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру. Ознакомление с процессом работы над коллажем | Получат возможность научиться видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства | Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные - формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные - определять последовательность действий. | Уважительное отношение к народным традиции ям | Знать особенности праздников у разных национальностей. Иметь представление о сюжетах праздника в изобразительном искусстве. Уметь передать настроение праздника в творческой работе, работать в коллективе, быть коммуникабельным. | Оформление своих творческих работ | ||
Великие темы жизни (9 часов) | |||||||||||
19 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) | Получат возможность ознакомиться с историческими темами в искусстве | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Знать о историческом и мифологическом жанрах искусства. Владеть навыками восприятия произведений изобразительного искусства | Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему | ||
20-21 | Библейские темы в станковой живописи Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы | Получат возможность ознакомиться с библейскими темами в искусстве | Познавательные - узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; Коммуникативные - проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные - использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности | Знать о библейской теме в изобразительном искусстве, ее ценности и нравственном выражении в произведениях искусства разных времен. Владеть навыками выполнения творческой работы библейского сюжета. | Композиции на библейские темы | ||
22 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Ознакомление с историческими батальными жанрами | Получат возможность ознакомиться с тематической картиной в искусстве | Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные - применять установленные правила в решении задачи. | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Знать роль тематической картины в русском искусстве Х1Х века. Понимать значение живописной картины как события общественной жизни. Узнавать и характеризовать основные исторические картины | Композиционные, поисковые эскизы | ||
23-24 | Процесс работы над тематической картиной Урок комплексного применения знаний |
|
| Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов) | Научатся работать над тематической картиной | Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные - формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные - определять последовательность действий. | Самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Знать этапы создания картины, понятия «тема», «сюжет», «содержание». Уметь обобщать и детализировать в процессе работы над картиной. Уметь самостоятельно подобрать материал для эскиза. Уметь выполнять эскизы, прорабатывая детали и фон работы. | Исполнение выбранной исторической композиции | ||
25-26 | Место и роль картины в искусстве XX века Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) | Получат возможность узнать о роли картины в искусстве 20 века | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; | Иметь представление о многообразии направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Уметь анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства ХХ века. | Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ. | ||
27 | Монументальная скульптура и образ истории народа Урок обобщения |
|
| Ознакомление с монументальной скульптурой | Получат возможность познакомиться с монументальной скульптурой | Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую. | Устойчивый познавательный интерес | Понимать роль монументальных памятников в истории народа. Уметь узнавать и называть наиболее значимые памятники, знать их авторов и объяснять назначение этих монументов. | Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию | ||
Реальность жизни и художественный образ (8 часов) | |||||||||||
28-29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Искусство оформления литературных произведений | Научаться подбирать иллюстрирования материал. Получат возможность научится создавать иллюстрации | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные - обсуждать содержание работ, (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс | Устойчивый познавательный интерес | Знать значение иллюстрации как формы взаимосвязи слова с изображением. Уметь подбирать необходимый для иллюстрирования материал в соответствии с литературным произведением. Знать известных иллюстраторов книги. | Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению | ||
30 | Зрительские умения и их значение для современного человека Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Представление о зрительских умениях | Получат знания об уровнях понимания произведений изобразительного искусства | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Устойчивый познавательный интерес | Знать о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства, культуре зрительского восприятия. Уметь проводить глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. | Аналитический разбор произведений изобразительного искусства | ||
31 | История искусства и история человечества. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве | Познакомятся с историей искусства | Познавательные - узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; Коммуникативные - проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные - использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. | Уважительное отношение к народным традиции ям | Иметь представление о стиле и направлении в изобразительном искусстве. Уметь анализировать произведение с точки зрения принадлежности их стилю и направлению. | Анализ произведений изобразительного искусства по принадлежности к определённому стилю | ||
32 | Стиль и направление в изобразительном искусстве Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Представление о стилях и направлениях в искусстве (импрессионизм и реализм) | Научатся определять стили и направления | Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные - преобразовывать познавательную задачу в практическую. | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности | Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, сотрудничать в совместной деятельности с учителем и сверстниками, использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве. | Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме | ||
33 | Личность художника и мир его времени Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
|
| Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени | Получат возможность сопоставлять личность художника и его время | Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные - оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные - применять установленные правила в решении задачи. | Самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Уметь анализировать произведение с точки зрения принадлежности их стилю и направлению. | Представить сообщение и т. п. о любимом художнике, произведении | ||
34-35 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре Урок обобщения |
|
| «Путешествие» в музеи мира. Ознакомление с хранилищами мирового искусства | Получат возможность познакомиться с музеями мира | Познавательные - выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные - задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные - составлять план последовательности действий. | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Знать историю становления Эрмитажа, Лувра. Понимать роль художественного музея в национальной и мировой культуре. |
|