1 2 3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29- 30 31-35 | Вводный урок. Ознакомление учащихся с целью, задачами и струк- турой программы. Память. Памятники как овеществленная история людей и при- роды. Виды памятников: археологические, исторические, архитектурные, памятники природы, культуры, искусства и др. Раздел «Географическая среда» ( 2 часа) Геологическая история полуострова. Сейсмическая активность и ее влияние на изменение крымского ландшафта. . Отражение этих изменений в исторической памяти народов Крыма. Изменение ландшафта полуострова в связи с хозяйственной деятельностью человека Памятники природы в Крыму. Памятники природы в моем регионе Раздел «История» (7 часов) Астрономические основы лето- исчисления. Возникновение и раз- витие способов измерения времени. Системы летоисчисления. Историческая хронология Крыма Исторические источники: памятники архитектуры, архивные доку- менты, музейные экспонаты, днев- ники, календари, записки путе- шественников, мемуары и др. Сов- ременные источники информа- ции. Ценность различных источ- ников информаци История моего региона в запис- ках путешественников, путеводи- телях и мемуарах «Хранители памяти». Личные архивы: история моей семьи. Личные дневники: история моей жизни История создания, распространения, оформления книг. Библиотеки Крыма и моего региона. Моя домашняя библиотека. Книги о моем городе, о моем народе Портреты и фотографии как памятники культуры и исторические источники, свидетельства о прошлом Раздел «Традиционная и современная культура» (8 часов) Влияние окружающей среды на традиционные занятия людей: особенности распространения земледелия, скотоводства и рыбо- ловства в Крыму. Другие традиционные занятия и промыслы (шелководство, виноделие, пчеловодство и т. д.). Отходничество Древние религии и культы на крымской земле. Распространение иудаизма в Крыму. Караимизм, памятники истории и куль- туры. Распространение христианства среди населения полуострова. Христианские церкви в Крыму (армяно-григорианская, католическая, православная, протестантские направления). Легенды о святых и памятники христианства. Распространение ислама в Крыму. Закрепление мусульманской религии в Крымском ханстве (XV–XVIII вв.): сунниты, шииты, суфии. Легенды о святых и памятники ислама на полуострове Летоисчисление и религия. Бесконечность времени в религиозных представлениях. Начало и конец света. Древний кале н д а рь е в р е е в. Н а ч а ло э ры в х р и с т и а н с т ве ( « от с о т в о ре- н ия м и р а» и « от Р о жд е с т ва Х р ис- т о в а » ). Ю л и а н с к ий и г р и г о р и ан- с к ий к а л е н д а ри ( с о л н е ч н ый ц и кл ). Н а ч а ло г о д а, м е с яц и н е д е л я Религиозные праздники и по с т ы, с в я з а н н ые с г о д о в ы ми ц и кл а ми у х р и с т и а н. Д р е в н ие к а л е н д а ри а ра- б о в. В о з н и к н о в е н ие м у с у л ь м ан- с к о го к а л е н д а ря ( л у н н ый ц и кл ). М у с у л ь м а н с к а я э р а ( х и д ж р а ). Начало года, месяц и неделя. Религиозные праздники и посты, связанные с годовыми циклами у мусульма. Народные календари на крым- ской земле. Названия годов, месяцев, дней недели. Начало года, связь календаря с занятиями людей в культуре армян, греков, караимов, крымских татар, славян и др. Календарные праздники в культурах соседей Традиции празднования наступления нового года в культурах этносов, живущих в Крыму, а также за рубежом Раздел «Язык соседа» (5 часов) Язык как исторический источник. Архаизмы. Слова-заимствоваия как свидетельства межэтнических контактов Палеография и эпиграфика как науки. Надписи на камнях, граф- фити, летописи как исторический источник. Традиции летописания в Крыму и книжных миниатюр Легенды и сказки народов Крыма как источник о прошлом полуос- трова (Аю-Даг, Демерджи, Золо- тая колыбель, Гуляш-Ханым) Художественные произведения национальных литератур о прошлом полуострова. История и культура этносов Крыма в лите- ратурных произведениях: факты и фантазии писателей «Словарик дружбы»: лексика, связанная с ландшафтом региона, со знанием, обучением, обра- зованностью, книгой, памятью, временем и календарем Раздел «Аксиология» (3 часа) Память как ценность. Отношение к памяти (в т. ч. памятным датам, памятникам) в моей культуре и культуре моих соседей Отношение к грамотности и обр зованности. Отношение к книго- чеям. Библиотека – «храм книги». Домашняя библиотека. Образо- ванность – одна из основных цен- ностей современного человека Восприятие времени в разных культурах. «Без прошлого нет будущего» Раздел «Конфликтология» (5часа) Учимся слушать и передавать информацию. Формы диалога. Успешные коммуникации. Прин ципы успешного общения и рабо- ты в группе (классе) Единство и взаимодействие противоположностей. Положительный опыт объединения для пре- одоления общих трудностей, несмотря на разногласия Методика составления каталогов личной библиотеки, собрания книг о родном городе (поселке, селе) Исследовательская работа «Воспоминания моих родных об истории моего города (истории создания зданий, парков, памятников, музеев и т. д.) или знаменитых земляках» | | | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться их выполнить; Познавательные осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться их выполнить; Познавательные осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться их выполнить; Познавательные осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться их выполнить; Познавательные осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты Коммуникативные: работать со взрослыми: извлекать из различных источников (интервью с родителями, работниками музеев, библиотек, диалог с учителем Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижений |