Курс: 1 Группы: СЭЗ-16, ЗИО1-16, ЗИО2-16, ЗИО3-16, ИСО-16, СП-16, РРТ-16, ЭМт-16
План составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины химия для специальностей среднего профессионального образования (Ерохин, 2011).
Рассмотрен и утвержден на заседании цикловой методической комиссии естественно-математических дисциплин
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во ч. | Вид занятия | Дидактическое обеспечение | Задания для самостоятельной работы студентов (домашнее задание), кол-во часов | Формы и методы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение. Предмет и задачи химии. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «История химии», «Предмет химии. Вещества» ПСХЭ Д.И. Менделеева . | Гл.1,§1.1 Работа с конспектом лекции | устный (фронтальный опрос) письменный (химический диктант) |
2 | Основные понятия химии. Законы химии. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Основные понятия химии», раздаточный материал «Соотношение некоторых физико-химических величин». | Гл.1 §1.2, 1.3 ВСР- Выучить понятия: Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. (0,5) ВСР - Выучить законы: Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. (0,5) | устный (фронтальный опрос) и письменный (химический диктант) |
3 | Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач». | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе. Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, штатив, щипцы, держатель, чашки Петри. Вещества: (CH3COO)2Pb, NaOH, CH3COOH, FeSO4, FeCl2, CaCl2, KI, Zn(NO3)2, вода дистиллированная, лакмус синий и красный, фенолфталеин, метилоранж. | ВСР- Решить задачи. (1) | лабораторный контроль (решение экспериментальных задач) |
4 | Самостоятельная работа №1 «Основные понятия и законы химии». | 2 | теоретическое занятие | Задания для самостоятельной работы | Повторить конспекты лекций | письменный (решение задач) |
5 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | 2 | теоретическое занятие | ПСХЭ Д.И. Менделеева, презентации «Интересные факты из жизни Д.И. Менделеева» и «Химический элемент. Вещества». | Гл.2 §2.1 Работа с конспектом лекции Подготовить сообщения «Личность Д.И. Менделеева», «Классификация Берцелиуса», «Триады Деберейнера», «Октавы Ньюлендса», «Спираль- ось винта Шанкуртуа», «Кривая Майера» | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) |
6 | Строение атома. Характеристика отдельных химических элементов по их положению в периодической системе и строению атомов. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Строение атома», «Характеристика химического элемента на основании его положения…» | Гл.2 §2.2, Работа с конспектом лекции Выполнить характеристику химического элемента на основании его положения в ПСХЭ | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) |
7 | Самостоятельная работа №2 «Периодическая система химических элементов». | 2 | теоретическое занятие | Задания для самостоятельной работы | ВСР - Завершить построение периодической таблицы химических элементов (1) | письменный (характеристика химических элементов) |
8 | Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Ионная и ковалентная химическая связь» | Гл.3 §3.1, 3.2 ВСР- Разложить на ионы химические соединения (0,5) ВСР - Выявить полярность ковалентных связей в химических соединениях (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) |
9 | Металлическая химическая связь. Агрегатное состояние вещества. Водородная связь. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Металлическая и водородная химическая связь. Агрегатное состояние вещества», модели кристаллических решеток. | Гл.3 §3.3, 3.4 Составить схему металлической химической связи Работа с конспектом лекции | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) письменный (индивидуальные задания) |
10 | Самостоятельная работа №3 «Типы химической связи». Чистые вещества и смеси. | 2 | теоретическое занятие | Задания для самостоятельной работы Презентация «Чистые вещества и смеси» | Повторить типы химической связи Гл. 3 §3.5 ВСР- Подготовиться к контрольной работе (2) | письменный опрос, устный (фронтальный и индивидуальный опрос) |
11 | Дисперсные системы. Контрольная работа №1 «Строение вещества». | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Дисперсные системы» Задания для письменного контроля | Гл.3 §3.6 | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) письменный (письменная контрольная работа) |
12 | Растворы. Электролитическая диссоциация. | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Раствор» | Гл.4 §4.1, 4.2 Выучить положения теории электролитической диссоциации | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
13 | Практическая работа №2 «Приготовление растворов заданной концентрации». | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе. Оборудование: весы, разновес, бюкс, шпатель, ступка с пестиком, шприц на 5 мл, цилиндры мерные на 20 и 100 мл, мензурка, химические стаканы, стеклянная палочка с резиновым наконечником, Вещества: дистиллированная вода, хлорид натрия, гидрокарбонат натрия, сахар. | ВСР- Построить графики зависимости «Концентрация – плотность раствора» и «Масса соли – Концентрация» (1) | лабораторный контроль (постановка опытов) |
14 | Диссоциация оснований, кислот и солей Самостоятельная работа №4 «Электролитическая диссоциация» | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Теория электролитической диссоциации» Задания для самостоятельной работы | Гл.4 §4.2, 4.3 Записать уравнения реакций в ионном виде | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный опрос |
15 | Практическая работа № 3 «Зависимость степени диссоциации от природы электролита» | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе. Оборудование: колбы конические, стеклянная трубка с резиновым наконечником, керамическая чашка, шпатель, песочные часы на 2 мин., чашка Петри. Вещества: водный раствор NaOH, H2SO4 разбавленная, KMnO4, CuSO4 дистиллированная вода, сера, растительное масло, крахмал, мел, силикагель, желатин. | Записать уравнения реакции в ионном виде | лабораторный контроль (постановка опытов) |
16 | Классификация неорганических соединений Кислоты, основания и соли в теории электролитической диссоциации | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Классификация неорганических соединений», «Кислоты» | Работа с конспектом лекции Составить интеллект-карту Гл.5, §5.1, 5.2 ВСР- Выучить названия и формулы кислот и ионов кислотных остатков. Выучить названия оснований и катионов (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
17 | Гидролиз солей. Оксиды Систематизация и обобщение знаний «Классификация неорганических соединений и их свойства» | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Соли. Гидролиз солей», «Оксиды», «Систематизация и обобщение знаний о классификации неорганических соединений…» | Гл.5, §5.3, 5.4, 5.5 ВСР - Разложить на ионы, определить растворимость солей в воде Составить уравнения реакций гидролиза солей и определить рН среды (1) ВСР - Подготовиться к контрольной работе (1) Выполнить задание в тетради | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
18 | Контрольная работа №2 «Классификация неорганических соединений» Классификация химических реакций. Электролиз | 2 | теоретическое занятие | Задания для контрольной работы Презентации «Классификация химических реакций», «Электролиз» | Повторить гл. 5 Гл.6, §6.1, 6.2 ВСР- Определить виды химических реакций и расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций (0,5) | письменный (письменная контрольная работа) и устный (фронтальный и индивидуальный опрос) |
19 | Скорость химической реакции. Обратимость химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Скорость химических реакций», Презентация «ОВР» | Гл.6, §6.3, 6.4 Выучить основные опорные точки конспекта ВСР - Определить степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Составить ионно-электронные схемы к уравнениям окислительно-восстановительных реакций. Определить восстановитель и окислитель. Расставить коэффициенты в уравнении реакции (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
20 | Практическая работа № 4 «Обратимые и необратимые реакции» | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта для практической работы. Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, штатив, щипцы, держатель, чашка Петри, конические колбы, керамическая чашка. Вещества: водный раствор NaOH, CuSO4 дистиллированная вода, BaCl2, CaCO3, HCl, NH4OH, железо (стружки), поваренная соль. | Оформить отчет по практической работе | лабораторный контроль (постановка опытов) |
21 | Систематизация и обобщение знаний «Химические реакции» Контрольная работа №3 «Химические реакции» | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Систематизация и обобщение по химическим реакциям» Задания для контрольной работы | Работа с конспектом ВСР- Подготовиться к контрольной работе (1,5) Повторить гл.6 | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (письменная контрольная работа) |
22 | Металлы. Свойства металлов. Способы получения металлов. Коррозия. Неметаллы. Химические свойства. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. | 2 | теоретическое занятие | Коллекции «Металлы и сплавы», «Чугун и сталь», «Стекло» Презентации «Простые вещества – неметаллы» Презентации «7 чудес света – металлы», «Коррозия металлов» | Гл.7, §7.1, 7.2, 7.3 ВСР - Подготовить сообщения: Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали. (2) ВСР - Подготовить сообщения: Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов. Силикатная промышленность. Производство серной кислоты (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
|
23 | Практическая работа №5 «Получение комплексных соединений» | 2 | Практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, штатив, щипцы, держатель, керамическая чашка, тигель для сплавления, чашка Петри. Вещества: Медный купорос, нашатырный спирт, вода, карбонат кальция, карбонат натрия, оксид кремния (песок). | | лабораторный контроль (постановка опытов) |
24 | Контрольная работа №4 «Металлы и неметаллы» Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле по валентности | 2 | теоретическое занятие | Задания для контрольной работы Презентация «Валентные состояния атома углерода», «Геометрия молекул» | Повторить гл.7 Работа с конспектом лекции | письменный (письменная контрольная работа) и устный (фронтальный и индивидуальный опрос) |
25 | Теория А. М. Бутлерова. Изомерия в органической химии, ее виды Классификация реакций в органической химии | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Теория строения ОВ» и «Классификация реакций в органической химии» | Гл.8, ВСР - Выучить основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова (0,5) ВСР - Выучить порядок составления названий органических соединений (0,5) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
26 | Практическая работа № 6 «Применение предельных углеводородов» | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта для практической работе Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, штатив, щипцы, держатель, пробка с газоотводной трубкой Вещества: Парафин, вазелин, известковая вода, CuO, CuSO4 безводный, (белого цвета) | Оформление отчета по практической работы ВСР- Подготовиться к контрольной работе (1) | лабораторный контроль (постановка опытов) |
27 | Контрольная работа №5 «Основные понятия органической химии» Алканы. Свойства алканов | 2 | теоретическое занятие | Задания для контрольной работы Презентация «Алканы» | Повторить гл.8 Гл.9, §9.1 ВСР- Выучить названия первых десяти представителей алканов | письменный (письменная контрольная работа) и устный (фронтальный и индивидуальный опрос |
28 | Алкены. Алкины. Алкадиены Свойства, получение и их применение | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Алкены», «Алкадиены» | Гл. 9, §9.2, 9.3, 9.4 | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
29 | Самостоятельная работа №6 «Алкены. Алкадиены. Алкины». Арены. Применение аренов | 2 | теоретическое занятие | Задания для самостоятельной работы Презентация «Арены» | Составить интеллект-карту Гл. 9, §9.5 | письменный опрос и устный (фронтальный и индивидуальный опрос |
30 | Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов Природный и попутный нефтяные газы. | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Природные источники УВ», «История нефти», «Нефтепереработка в России», «Взаимосвязь УВ» | Работа с конспектом лекции ВСР - Составить таблицу взаимосвязи предельных, непредельных и ароматических углеводородов (1) Гл.9, §9.6 ВСР- Подготовить сообщения: Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция. (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
|
31 | Практическая работа №7 «Получение, собирание и распознавание газов» | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе Оборудование: пробирки на 20 мл и на 15 мл, штатив с держателем, спиртовка, деревянная лучинка, колба на 50 мл, фильтр Вещества: дистиллированная вода, перекись водорода, гранулированный цинк, мрамор, HCl, H2O2, MnO2, CH3COOH, Ca(OH)2, NaOH, раствор фенолфталеина, лакмус синий, лакмус красный | Оформление отчета по практической работе | лабораторный контроль (постановка опытов) |
32 | Самостоятельная работа №7 «Углеводороды и их природные источники» Спирты. Свойства, получение и применение | 2 | теоретическое занятие | Задания для самостоятельной работы Презентации «Спирты», «Спирт друг или враг» | Выполнение задания в тетради Гл.10, §10.1 ВСР - Подготовить сообщения: Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. (1) | письменный опрос и устный (фронтальный и индивидуальный опрос) |
33 | Фенолы. Свойства, получение и применение Эфиры. Свойства, получение и применение | 2 | теоретическое занятие | Презентации «Сложные эфиры», «Жиры», «Фенолы» | Гл.10 ВСР - Подготовить сообщения: Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. (1) ВСР - Подготовить сообщения: Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. (1) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
|
34 | Практическая работа № 8 «Химические свойства эфиров» | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, штатив, щипцы, держатель, пробка с газоотводной трубкой, чашка Петри. Вещества: водный раствор NaOH, H2SO4 разбавленная, бромная вода, водный раствор Na2CO3, KMnO4, CuSO4 дистиллированная вода, аммиачный раствор Ag2O, раствор иода, глюкоза, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, олеиновая кислота. | Оформление отчета по практической работе | лабораторный контроль (постановка опытов) |
35 | Практическая работа № 9 «Реакции этерификации» | 2 | практическое занятие | Инструктивная карта к практической работе Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, штатив, щипцы, держатель, пробка с газоотводной трубкой, чашка Петри. Вещества: водный раствор NaOH, H2SO4 разбавленная, бромная вода, водный раствор Na2CO3, KMnO4, CuSO4 дистиллированная вода, аммиачный раствор Ag2O, раствор иода, глюкоза, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, олеиновая кислота. | Оформление отчета по практической работе | лабораторный контроль (постановка опытов) |
36 | Углеводы.Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды Зачет «Кислородосодержащие органические соединения» | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Углеводы» Вопросы к зачету | Гл.10, §10.6 ВСР - Подготовить сообщения: Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Поликонденсация и гидролиз на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид. (2) ВСР - Подготовить рефераты по кислородсодержащим органическим соединениям: Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. (2) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
Письменный контроль (тестовые задания) |
37 | Азотсодержащие соединения. Аминокислоты Синтетические полимеры. Пластмассы и волокна | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Аминокислоты» «Пластмассы и волокна» | Гл.11, §11.2 Гл.12 ВСР - Подготовить сообщения: Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон. (3) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный (индивидуальные задания) |
38 | Практическая работа № 10 «Распознавание пластмасс и волокон» | 2 | практическое занятие | Коллекция «Пластмассы» Инструктивная карта к практической работе Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, штатив, щипцы, держатель Вещества: KMNO4; Br2; AgNO3; концентрированные кислоты: HNO3; H2SO4; индикаторы: фенолфталеин, метилоранж, лакмус синий, красный, растворители: ацетон, бензол, дихлорэтан, спирт (этиловый, изопропиловый) ацетатное волокно, хлопок, целлулоид, фенолоформальдегидная смола; полиэтилен, тефлон, шерсть, капрон. | Оформление отчета по практической работе | лабораторный контроль (постановка опытов) |
39 | Белки и полисахариды как биополимеры Дифференцированный зачет | 2 | теоретическое занятие | Презентация «Белки» | Гл.11, §11.2, 11.3 ВСР - Подготовить сообщения: Биологические функции белков. Белки и полисахариды как биополимеры. Роль белков в живой природе. (2) ВСР - Подготовиться к дифференцированному зачету. Ответить на вопросы к зачету, решить задачи (4) | устный (фронтальный и индивидуальный опрос) и письменный контроль (тестовые задания) |