СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основное положение построения планирования - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70'учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. ПРИРОДА НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ»
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Информационно-методическое обеспечение | Опорные понятия | Требования к уровню подготовки | Уровень освоения | ||||
I | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
|
| ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | |||||||
Цел | ь : сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающг" —. | ||||||||
роде, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями; развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания гср^оды; | |||||||||
оооощит | ь знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы; учить находить взаимосвязи между живой и неживой природой; проверить умения учашихся | ||||||||
ориентир | оваться в природе с помощью компаса, определять стороны горизонта | ||||||||
| Как изучают природу. Домашнее задание: с. 7, 10 | Демонстрация приборов и инструментов для проведения на- | Методы: наблюдение, экспери- | Базисный уровень: знать об от- | Репродуктивный: давать определе- | ||||
дельных методах изучения при- | ния терминам; перечислять приооры | ||||||||
|
| блюдений, опытов, измерений | мент, измерения | роды; уметь пользоваться приборами и инструментами. | и инструменты. Продуктивный: ставить эксперимен- | ||||
|
|
|
| Продвинутый уровень: уметь | ты и опыты для изучения природных тел и природных явлений, провогчтъ | ||||
провести наблюдение, опыт, | |||||||||
|
|
|
| поставить эксперимент | измерения | ||||
2(2) | Природа неживая и живая (экскурсия). | Наблюдение тел живой и неживой природы, явлений при- | Горизонт, стороны света | Базисный уровень: знать о мно- | Репродуктивный: перечислять3 тела, | ||||
гообразии тел, веществ и явле- | вещества и явления природы, методы | ||||||||
| Домашнее задание: вычер- | роды по сезонам года. |
| ний природы и их простейших | изучения природы; знать основные | ||||
| тить план маршрута к месту | Оборудование: компасы, | ■ | классификациях; отдельных ме- | характеристики погоды, наиболее | ||||
| экскурсии (составить отзыв- | термометры, белый диск, под- |
| тодах изучения природы; основ- | распространенные растения и живот- | ||||
| отчет об экскурсии) | вешенный на размеченной |
| ные характеристики погоды; | ных своей местности. | ||||
|
| бечёвке, листы бумаги, план- | | уметь узнавать наиболее распространенные растения и жи- | Продуктивный: характеризовать те- | ||||
шетки |
| ла, вещества и явления природы, ме- | |||||||
|
|
|
|
| вотных своей местности; | тоды изучения природы; находить | |||
|
| |
| | приводить примеры приспособ- | взаимосвязь живой и неживой приро- | |||
|
|
| |
| лений растений и животных | ды; приводить примеры воздействия | |||
|
| |
| к условиям среды обитания, при- | человека на окружающую среду; | ||||
|
| |
| меры изменений в окружающей | уметь описывать личные наблюде- | ||||
: | . | |
| среде под воздействием человека; | ния; определять стороны горизонта | ||||
|
|
|
| описывать личные наблюдения; | с помощью компаса; вычерчивать | ||||
|
| |
| использовать приобретённые | план маршрута к месту экскурсии; | ||||
|
|
| знания и умения в практиче- | доказывать взаимозависимость жи | |||||
|
|
|
| ской деятельности и повсе- | вой и неживой природы. | ||||
|
|
|
| дневной жизни: для определения сторон горизо1гга с помощью | Творческий: составить отзыв-отчвт | ||||
об экскурсии | |||||||||
|
|
|
|
| компаса |
|
|
|
|
| Продвинутый уровень: дока- |
| |||
зывать взаимозависимость живой и неживой природы | ||||||||
| Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | |||||
1. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения | Беседа, проблемные задания (задачи) по сравнению признаков живого и неживого | Индивидуальная работа, работа в малых группах А, -, й, * | по решению проблемных задач | |||||
2. Части1 | гно поисковая | Организация работы в малых группах по выполнению заданий учителя (экскурсия) | Работа в малых группах, учащиеся выполняют задания учителя, делают выводы *, А, -, • | |||||
Раздел I. ВСЕЛЕННАЯ (6 часов) Цель: сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, ев составе, познакомить со спутником Земли - Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; учить наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом и картой | ||||||||
КЗ) | Звезды на небе. Домашнее задание: § 1; подготовить сообщения о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник)
| Демонстрация рисунков, [фотографий, карт, атласов звездного неба ■■
| Тела природы (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: уметь на- | Репродуктивный: перечислять | |||
ходить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты, использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков. Продвинутый уровень: иметь | известные созвездия; давать определения терминам. Продуктивный: давать харак- | |||||||
теристику звездам (размеры, цвет, шкала яркости); созвездиям. Определять стороны горизонта с помощью Полярной звезды; находить на карте звездного неба Большую и Малую Медведицы. Творческий: готовить сообще- | ||||||||
ния о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Коперник) | ||||||||
представление о шкале яркости звезд | ||||||||
2(4) | Земля - наш дом. Домашнее задание: § 2 | Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса, табл. «Планеты Солнечной системы». | Форма и размеры Земли, глобус, Северный и Южный по- | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- | |||
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; | деления терминам; называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты. | |||||||
|
| Работа с картами, атласами, глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий | люсы; смена дня и ночи, смена времен года; компас, | уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; кратко пересказывать учебный текст | Продуктивный: характеризо- | |||
вать положение Земли в СбЛ-нечной системе; объяснять значение вращения Земли | ||||||||
. |
|
|
|
|
|
| 2 | —— | 4 | i — 1 | ^—_ 6 |
|
| : | стороны света (Природоведение, 3 кл.)
| естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. Продвинутый уровень: иметь | вокруг своей оси и вокруг Солнца (суточное и годовое движение Земли). Творческий: прогнозировать |
изменения на планете Земля в случае изменения положения её оси или орбиты | |||||
представление об оси Земли, Северном и Южном полушариях, экваторе, орбите Земли, суточном и годовом движении Земли, о високосном годе | |||||
3(5) | Оболочки Земли. Домашнее задание: § 3, подготовить дополнительный материал о Луне | Демонстрация глобуса, физической карты полушарий, фотографий Земли из космоса |
| Базисный уровень: уметь | Репродуктивный: перечислять |
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. Продвинутый уровень: иметь | внешние оболочки Земли; давать определения терминам. Продуктивный: характеризо- | ||||
вать литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу (состав, строение, процессы). Творческий: прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли | |||||
представление об оболочках Земли (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере) | |||||
4(6) | Луна - естественный спутник Земли Домашнее задание: § 4 | Демонстрация рисунков, фотографий поверхности Луны, лунохода | Причины смены дня и ночи на Земле (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: уметь срав- | Репродуктивный: давать определения терминам; перечислять лунные фазы. Продуктивный: объяснять, что |
нивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты); Продвинутый уровень: иметь | |||||
собой представляет поверхность Луны; объяснять причины образования фаз Луны, как происходит смена дня и ночи; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с ее" спутником. Уметь вести наблюдения | |||||
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
|
| представление об особенно- |
| ■ | . |
| стях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны, о причинах образования фаз Луны |
| ||||
5(7) ■ | Солнце. Солнечная система. Домашнее задание: § 5, повторить к обобщающему уроку § 1-4 ■ | Табл. «Планеты Солнечной системы», картины с изображением Солнца. Наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца
| Солнце, его значение для жизни на Земле (Природоведение, 3 кл.). Звбзды, орбита (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- | ||||
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел. Продвинутый уровень: знать | деления терминам; перечислять планеты и тела Солнечной системы. Продуктивный: характеризо- | ||||||||
вать Солнце как звезду, ближайшую к Земле; описывать строение Солнечной системы, давать характеристику планетам, кометам, метеорам, метеоритам; вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца | |||||||||
положение планет в Солнечной системе; знать планеты земной группы | |||||||||
6(8) | Вселенная (обобщающий урок). Домашнее задание: повторить «Введение» • | Табл., рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий ■ . | ' | Базисный уровень: знать осо- | Репродуктивный: перечислять | ||||
бенности строения Солнечной системы, её состав, ближайшую к Земле звезду, положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет. Продвинутый уровень: иметь | небесные тела; называть расстояние, на котором находится Земля от Солнца; называть лунные фазы, два главных вида движения Земли; перечислять внешние оболочки Земли. Продуктивный: характеризо- | ||||||||
представление о том, почему Луна светит слабее Солнца, почему на Луне нет ни лесов, ни лугов | вать Солнечную систему, ее строение и состав, ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет, объяснять смену дня и ночи, времен года на Земле | ||||||||
... -j |
| ||||||||
Дидактическая модель обучения | Педагогические ср |
|
| сти учащихся | |||||
еоства | Вид деятельно | ||||||||
1^*.Объ | яснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация, работ | __,, а с книгой | Диалогическое общение -, л, •, * стом учебника О, -, л | . Индивидуальная работа с тек- | ||||
|
| ||||||||
5. Объяснительно-иллюстративная с элементами проблемного изложения | Демонстрация, проблемная 1 с книгой | 5еседа, работа | Диалогическое общение -, Л, •,' стом учебника О, -, л | . Индивидуальная работа с тек-
|
6. Репродуктивная с элементами проблемного изло- | Проблемная беседа Организация и проведе- |
Диалогическое общение Индивидуальная работа | |||||||
жения |
| ние тестирования |
|
| |||||
|
|
| |||||||
| ■ Раздел II. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11 часов) | ||||||||
Цель: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия «молекула», «атом», | |||||||||
«элемент». Познакомить школьников с диффузией | в газах, жидкостях и твёрдых телах. Сформировать знания о физических и химических явлениях в природе, позна- | ||||||||
комить с разнообразием веществ в природе |
|
| |||||||
1(9) | Тела и вещества. Домашнее задание: § 6 |
| Демонстрация веществ в твёрдом, жидком и газо- | Тела природы, термометр, три | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: перечислять | |||
о многообразии тел, веществ | агрегатные состояния вещества. | ||||||||
|
|
| образном состоянии. | состояния воды | и явлений природы и их про- | Продуктивный: характеризо- | |||
|
|
| Демонстрация опыта: | (Природоведе- | стейших классификациях; | вать и сравнивать различные | |||
| ■ |
| «Три состояния воды» | ние, 2,3 кл.) | уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; опи- | тела (форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, из ко- * торого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выводы об агрегатных состояниях | |||
|
| . |
| сывать по предложенному пла- | вещества | ||||
■ |
|
|
|
| ну внешний вид изученных тел и веществ |
| |||
2(10) | Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Домашнее задание: § 7 |
| Демонстрация упругости, пластичности тел | Вода в природе, круговорот воды | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: перечислять | |||
о многообразии тел, веществ | свойства твёрдых тел, жидко- | ||||||||
|
|
|
| в природе (При- | и явлений природы и их про- | стей и газов; давать определе- | |||
|
|
|
| родоведение, Зкл.) | стейших классификациях; об отдельных методах изучения | ние терминам. Продуктивный: характеризо- | |||
|
|
|
|
| природы; | вать свойства твёрдых тел, | |||
|
|
|
|
| уметь сравнивать природные | жидкостей и газов; приводить | |||
|
|
|
| . | объекты не менее чем по 3—4 признакам, описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ | примеры и демонстрировать упругость, пластичность | |||
3(11) | Вещества и смеси Домашнее задание: § 8 |
| Демонстрация свойств серы и железа в виде ве- | Вещества, свойства веществ | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: перечислять | |||
о многообразии веществ; | вещества и смеси. | ||||||||
|
|
| ществ и смеси | (Природа, 5 кл.) | уметь сравнивать природные | Продуктивный: характеризо- | |||
|
|
|
|
| объекты не менее чем по 3-4 признакам, описывать по предложенному плану внешний вид изученных веществ; описывать | вать свойства веществ и смесей, делать выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком |
| А 1 — 1 |
| 1" i ■■ ■ -1 | личные наблюдения или опы- | | -| |
| ■ |
|
| ты, различать в них цель (гипо- | |
| _ |
|
| тезу), условия проведения |
|
|
|
|
| и полученные результаты. |
|
|
| • |
| Продвинутый уровень: уметь |
|
приводить примеры примене- | |||||
|
|
|
| ния свойств веществ человеком |
|
4(12) • | Молекулы, атомы, элементы. Домашнее задание: § 9 | Демонстрация моделей молекул различных ве- | Свойства твердых тел, жидко- | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать определения терминам; называть |
о многообразии веществ | |||||
|
| ществ. Демонстрация | стей и газов | и явлений природы; | частицы, из которых состоят |
| : | опытов, рассмотренных | (Природа, 5 кл.) | уметь приводить примеры | вещества. |
| в учебнике |
| физических явлений, превра- | Продуктивный: давать харак- | |
. |
|
|
| щения веществ; кратко пере- | теристику молекул, их свойств. |
|
|
| сказывать учебный текст есте- | атомов, химических элементов; | |
. |
|
| ственнонаучного характера; | показывать на доске запись | |
|
|
| | отвечать на вопросы по его | некоторых химических элемен- |
|
|
| содержанию; выделять его | тов с помощью химических | |
|
|
|
| главную мысль. | знаков. |
|
|
|
| Продвинутый уровень: иметь | Творческий: изготавливать мо- |
■ | '■ ■ | представление о строении | дели простейших молекул | ||
. . |
| . |
| молекул некоторых веществ |
|
5(13) | Движение частиц вещества. Домашнее задание: § 10 | Демонстрация опытов, доказывающих диффузию | Молекулы, свойства моле- | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
о многообразии веществ и яв- | деления терминам; называть | ||||
| в газах и жидкостях | кул (Природа, | лений природы; | частицы, из которых состоят | |
|
|
| 5кл.) | уметь приводить примеры | вещества. |
|
|
|
| физических явлений, превра- | Продуктивный: характеризо- |
|
|
|
| щений веществ; кратко пере- | вать движение как естествен- |
|
| |
| сказывать учебный текст есте- | ное состояние молекул; диффу- |
|
|
|
| ственнонаучного характера; | зию в газах, жидкостях, твер- |
| |
|
| отвечать на вопросы по его | дых телах; скорость движения |
\ |
|
| содержанию; выделять его | молекул разных веществ | |
| . |
|
| главную мысль. |
|
|
| ■ | Продвинутый уровень: иметь |
| |
|
|
| представление о скорости |
| |
|
|
| диффузии |
| |
6(H) | Взаимодействие частиц. Домашнее задание: § 11 | Демонстрация опыта: «Взаимодействие между | Движение частиц вещества | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: называть час- |
о многообразии веществ и яв- | тицы, из которых состоят тела; | ||||
| ■ i . i . . | молекулами в жидкостях» | (Природа, 5 кл.) | лений природы; | давать определения терминам |
| 1 | 2 | — г 1 | _ | 5 | 6 |
|
|
|
|
| уметь приводить примеры | Продуктивный: давать харак- |
|
|
|
| физических явлений, превра- | теристику силе притяжения, | |
|
| ■ |
|
| щения веществ; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; поль- | объяснять условия притяжения. Сравнивать силу притяжения твёрдых тел и жидкостей |
|
|
|
|
| зоваться приборами для измерения изученных физических | г |
|
| ' |
|
| величин | ■ ■— |
| 7(15) | Разнообразие веществ. Домашнее задание: § 12 | Демонстрация моделей молекул простых и слож- | Молекулы, атомы, элементы | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: называть |
| о многообразии тел, веществ | тела неживой и живой приро- | ||||
|
| . | ных веществ. Демонстра- | (Природа, 5 кл.). | и явлений природы и их про- | ды, неорганические и органи- |
|
| ' | ция неорганических и ор- | Природа нежи- | стейших классификациях; | ческие вещества; перечислять |
|
|
| ганических веществ | вая и живая. | уметь приводить примеры | простые вещества. |
|
|
|
| Тела природы | физических явлений, превра- | Продуктивный: давать харак- |
|
|
|
| (Природоведение, 2 кл.) | щения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения | теристику простым веществам; . характеризовать сложные вещества, вещества неорганические и органические; сравни- |
|
|
|
|
| и полученные результаты. Продвинутый уровень: иметь | вать тела неживой и живой природы, находить отличия и сходство, делать выводы. |
| представление о химических | |||||
|
|
| ■ |
| знаках, химических элементах, образующих сложные вещества | Давать характеристику состава клеток человеческого тела |
| 8(16) | Явления природы. Физические явления. Домашнее задание: § 13 | Демонстрация опытов: «Физические и химиче- | Явления природы (Природа, | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
| о многообразии тел, веществ | деления терминам. | ||||
|
|
| ские явления в природе» | 5кл.) | и явлений природы; уметь приводить примеры | Продуктивный: давать харак- |
| теристику физическим и хими- | |||||
|
|
|
|
| физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты. | ческим явлениям; приводить примеры физических и химических явлений, примеры, показывающие превращения ве- |
| — ■ ii ■■ ... ■ ' ■■.-.. ——— | — | ' |
| Продвинутый уровень: уметь | ществ; сравнивать химическое и физическое явление |
отличать химическое явление от физического | ||||||
9(17) ■ | Химические явления. Домашнее задание: § 14 i | ение. ■ | Демонстрация опыта с горением трех свечей. Демонстрация жидкого и твердого топлива
| Физические и химические явления (Природа, 5 кл.)
| Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
о многообразии явлений природы; уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: давать харак- | |||||
теристику процессу горения; объяснить его значение. Характеризовать различного рода топливо; приводить примеры жидкого, твердого и газообразного топлива. Объяснять способы тушения горящих веществ | ||||||
представление о правилах разжигания костра; о правилах гашения древесины, нефти, бензина | ||||||
• |
|
| ||||
10(18) 1 | Окисление. Домашнее задание: § 15, | i . повт. § 9 ■ ■ | Демонстрация тел, подверженных медленному окислению (образование ржавчины) ■ | Горение, химические явления (Природа, 5 кл.). Дыхание (Природоведение, Зкл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
о многообразии явлений природы; уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: давать харак- | |||||
теристику окислительным процессам. Приводить примеры медленного окисления; объяснять роль кислорода в процессе дыхания живых организмов | ||||||
|
|
| ||||
| ||||||
представление о роли кислорода в процессе дыхания живых организмов | ||||||
1109) ■ | Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. Лабораторная работа «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов». Домашнее задание: повт. § 6-15 | Демонстрация моделей строения молекул простых и сложных веществ; неорганических и органических веществ. Оборудование: кубики льда, химические стакан- |
| Базисный уровень: знать | Репродуктивный: называть | |
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; уметь приводить примеры физических явления, превращения веществ; описывать | тела неживой и живой природы; перечислять простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества; называть частицы, из которых состоят тела и вещества; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| чики с водой, колбы, пипетки, стеклянные пластинки, воздушные шарики, нитки, кусочки пластилина, ластики |
| личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ | давать определения терминам. Продуктивный:- V | |
а) давать характеристику строе б) характеризовать разнообра в) объяснять явления природы: | ||||||
Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | ||||
1-3. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения | Беседа, демонстрация, проблемные задания (задачи) по сравнению признаков различных тел и веществ | Индивидуальная работа, работа по решению проблемных задач в малых группахЛ, -, d, * . г | ||||
4-6. Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая, с элементами проблемного изложения | Эвристическая беседа, демонстрация, работа с книгой | Индивидуальная работа Л, &, -', работа в малых группах Л, -, | ||||
7. Проблемное изложение | Беседа на основе демонстрации, работа с книгой | Индивидуальная работа Л, й, -\ работа парами -, А, А, •, * | ||||
8-10. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения | Эвристическая беседа на основе демонстрации, работа с книгой | Индивидуальная работа Л, -, й, * | ||||
11. Поисковая | Организация и проведение лабораторной работы | Работа в малых группах (учащиеся самостоятельно делают необходимые опыты и выводы к ним в установленное время) -, А, Л • * | ||||
Раздел III. ВОЗДУХ (9 часов) Цель: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, ветра, показать их работу в природе. Сформировать представления о погоде, о возможностях ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения | ||||||
1(20) | Воздух - смесь газов. Домашнее задание: § 16 | Демонстрация схемы «Состав воздуха». Оборудование: ста-канчик с известковой водой, стеклянная палочка, резиновая груша | Значение воздуха для человека; кислород, углекислый газ (Природоведение, 3 кл.). Атмосфера, химические свойства воздуха, горение, окисление (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать о многообразии веществ природы, их свойствах. Продвинутый уровень: иметь представление о роли кислорода и углекислого газа в поддержании жизнедеятельности организмов | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный], знать состав | |
воздуха, примеси |
2(21) | ,—_ _———_ — Свойства воздуха. Домашнее задание: § 17 | Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха. Демонстрация опытов с goajynmuM гшстояетем | Свойства воздуха (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: знать свойства воздуха как смеси газов. Продвинутый уровень: иметь | Репродуктивный: называть свойства воздуха. Продуктивный: знать, что воздух занимает все предоставляемое ему пространство; воздух сжимаем и упруг; использова- |
| . | ■ | | представление об использовании свойств воздуха человеком | |
|
|
|
|
| ние свойств воздуха человеком |
3(22) | Вес воздуха и атмосферное давление. Домашнее задание: § 18 | Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух | Атмосфера (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать о том, что воздух имеет вес | Репродуктивный: знать термины атмосфера, атмосфер- |
|
| имеет вес; что воздух ока- |
| и может оказывать давление | ное давление. |
| | зывает давление на предметы со всех сторов*?* и | ■ | на предметы со всех сторон. Продвинутый уровень: иметь | Продуктивный: объяснять, что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты; дав- |
представление о зависимости | |||||
|
|
|
| веса воздуха от высоты , | ление воздуха на окружающие |
|
|
|
| ■ | предметы со всех сторон |
4(23) ■ | Изменение давления воздуха с высотой. Домашнее задание: § 19 | Демонстрация барометра, демонстрация опыта Тор- | Вес воздуха (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать определения терминам. |
о зависимости давления воз- | |||||
■ | "■ | ричелли
|
| духа от высоты местности Продвинутый уровень: иметь представление о приборах для измерения атмосферного давления | Продуктивный: знать об изменении плотности воздуха с высотой, атмосферном давлении, единицах измерения атмосферного давления, барометре |
5(24) | Нагревание воздуха. Домашнее задание: записи в тетрадях 1 | Демонстрация теплопроводности воздуха | Солнце * источник тепла на Земле, его влияние на смену времен года (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать о многообразии веществ и явлений природы. Продвинутый уровень: иметь представление о воздухе как проводнике тепла и холода | Репродуктивный: давать опре- |
деления терминам. Продуктивный: знать о нагревании воздуха от поверхности Земли; о том, что воздух - плохой проводник тепла и холода | |||||
6(25) | Изменение температуры воздуха с высотой. Домашнее задание: записи в тетрадях ■ | Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами ■ | Ледники, круговорот воды в природе, осадки (Природоведение, 3 кл.) - - | Базисный уровень: знать о многообразии явлений природы. Продвинутый уровень: иметь представление о зависимости температуры воздуха от высоты | Репродуктивный: находить |
на карте горы со снежными вершинами. Продуктивный: знать об изме- | |||||
нении температуры воздуха с высотой, снеговой линии, облаках, осадках, их видах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7(26) | Ветер. | Демонстрация модели | Атмосферное | Базисный уровень: знать о мно- | Репродуктивный: давать опре- | ||
| Домашнее задание: записи в тетрадях | флюгера и определение | давление (При- | гообразии природных явлений. | деления терминам. | ||
|
| направления ветра. Демон- | рода, 5 кл.) | Продвинутый уровень: иметь | Продуктивный: объяснять ве- | ||
|
| страция опыта, доказы- |
| представление о причинах | тер и причины его образова- | ||
| . | вающего движение воздуха |
| образования ветра, о прибо- | ния, флюгер, скорость ветра, | ||
|
| (опыт со свечами) |
| рах, определяющих скорость и направление ветра | работу ветра в природе | ||
8(27) | Погода и ев предсказание. Лабораторная | Лабораторная работа | Годовое дви- | Базисный уровень: знать ос- | Репродуктивный: давать опре- | ||
| работа «Описание погоды за месяц и се- |
| жение Земли, | новные характеристики погоды. | деления терминам. | ||
| зон». Домашнее задание: оформить лаборатор- |
| причины смены времен года | Продвинутый уровень: знать причины изменения погоды | Продуктивный: знать, что та- | ||
кое погода, признаки погоды | |||||||
| ную работу в тетрадь, повт. § 16-20, за- |
| (Природоведе- | и признаки погоды своей ме- | своей местности; предсказание | ||
| писи в тетрадях по теме «Воздух» | • | ние, 3 кл.). | стности | погоды | ||
|
|
| Ветер, облака, виды осадков (Природа, 5 кл.) |
| г | ||
9(28) | Воздух, его значение в природе, жизни | Демонстрация опытов, до- |
| Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- | ||
| человека. Охрана воздуха от загрязнения | казывающих свойства воз- |
| о многообразии веществ и яв- | деления понятиям и терминам | ||
| (обобщающий урок). | духа |
| лений природы. | Продуктивный: | ||
| Домашнее задание: записи в тетрадях |
|
| Продвинутый уровень: иметь | Знать: | ||
|
|
|
| представление о составе | 1 .Состав воздуха. | ||
|
| . |
| и свойствах воздуха, о призна- | 2. Свойства воздуха. | ||
|
|
|
| ках погоды и предсказаниях ее изменения, об охране воздушного бассейна | 3. Погода, е€ предсказание. 4. Охрана воздуха | ||
| Раздел ГУ. ВОДА (4 часа) |
|
| ||||
Це/ | ь: продолжить формирование знаний о воде, сё свойствах. Раскрыть значение воды в природе и жизни человека. Сформировать понятие о тепловом расши- | ||||||
рении во | ды. Продолжить экологическое воспитание школьников |
|
|
| |||
1(29) | Три состояния воды. Домашнее задание: § 21 | Демонстрация опыта, доказывающего, что вода - пло- | Вода в природе, свойства воды, | Базисный уровень: знать осо- | Репродуктивный: давать опре- | ||
бенности состояния веществ | деления понятиям и терминам. | ||||||
|
| хой проводник тепла | круговорот воды | и свойства жидкостей. | Продуктивный: знать, что жид- | ||
|
| (оборудование: пробирка, кусочек льда, спир- | в природе (Природоведение, | Продвинутый уровень: иметь | кая вода - плохой проводник тепла; теплопроводность, свой- | ||
представление о теплопро- | |||||||
|
| товка, небольшой груз, | 3 кл.). Состоя- | водности воды, ее свойствах | ства твердой воды, туман, пар | ||
|
| держатель для пробирки, две подставки, тонкая проволока, физическая карта полушарий, видеофрагмент «Ледники») | ние веществ, свойства жидкостей (Природа, 5кл.) | в различных состояниях |
|
2(30) | Тепловое расширение воды. Домашнее задание: § 22 • | Демонстрация опытов, доказывающих тепловое расширение воды | Свойства твёрдых тел, газов при нагревании и охлаждении (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать мно- | Репродуктивный: давать опре- |
гообразие веществ в природе и их свойства. Продвинутый уровень: иметь | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о сжатии | ||||
воды при охлаждении, расширении ее при температуре +4°С | |||||
представление о свойствах твердых, газообразных и жидких тел при их нагревании и охлаждении | |||||
3(31) | Температура кипения воды и плавления льда. Домашнее задание: записи в тетрадях | Демонстрация опытов кипения воды и плавления льда. Оборудование: колба, вода, электроплитка или спиртовка, спички, термометр, барометр | Термометр, температура (Природоведение, 3 кл.). Изменение давления воздуха с высотой (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать свой- | Репродуктивный: давать опре- |
ства веществ в природе. Продвинутый уровень: иметь | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о кипе- | ||||
представление о зависимости температуры кипения воды от внешнего давления, о плавлении льда | нии, зависимости температуры кипения воды от внешнего давления; плавлении льда, температуре плавления льда | ||||
4(32) | Вода - растворитель. Работа воды в природе. Домашнее задание: § 23 | Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер | Свойства воды, значение воды в жизни человека, животных, растений; охрана воды (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: знать свой- | Репродуктивный: давать опре-' |
ства веществ в природе. Продвинутый уровень: иметь | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать, что та- | ||||
представление о растворимых и нерастворимых веществах, о работе воды в природе и об охране водных ресурсов | кое раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана | ||||
Раздел V. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (4 часа) Цель: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и многообразии горных пород, их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями: «выветривание», «обломочные горные породы», «руда», «рудные и нерудные полезные ископаемые», «чёрные и цветные металлы», «свойства металлов» | |||||
1(33) | Внутреннее строение Земли. Горные породы. Лабораторная работа «Определение свойств минералов и горных пород». Домашнее задание: § 24 | Демоне фация схем, рисунков внутреннего строения Земли. Демонстрация коллекций горных пород и минералов различного происхождения | Внешние оболочки Земли (Природа, 5 кл.). Полезные ископаемые (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: знать внутреннее строение Земли и основные горные породы. Продвинутый уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре- |
деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о внут- | |||||
ренних оболочках Земли; горных породах, происхождении горных пород, минералов | |||||
представление о происхождении горных пород и минералов | |||||
2(34) | Разрушение горных пород. Домашнее задание: § 25 | Демонстрация обломочных горных пород; проведение опыта, доказывающего расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов расширяться | Базисный уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре- |
представление о свойствах твердых тел. Продвинутый уровень: иметь представление о разрушении | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о разру- | ||||
шении твёрдых пород под воздействием природных факторов. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
| при охлаждении. Демонстрация фотографий, рисунков с изображением скал причудливых форм | при нагревании и сжиматься при охлаждении (Природа, 5 кл.) | твердых пород под воздействием природных факторов, о выветривании, использовании обломочных пород человеком | выветривании, обломочных горных породах, использовании обломочных пород человеком | |
3(35) | Полезные ископаемые. Металлы. Лабораторная работа «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». Домашнее задание: § 26 | Демонстрация коллекции руд черных и цветных металлов (магнитный железняк - магнетит, красный железняк -гематит, бурый железняк, медный колчедан, боксит и др.), нерудных полезных ископаемых (торф, каменный уголь, апатит, нефть и др.). Оборудование: компас, магнит, карта полезных иско- | Полезные ископаемые, их виды. Охрана полезных ископаемых (Природоведение, 3 кл.). Горные породы, минералы (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать виды | Репродуктивный: давать опре- | |
полезных ископаемых. Продвинутый уровень: иметь | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о рулах чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудных полезных ископаемых | |||||
представление о рудных и нерудных полезных ископаемых, свойствах металлов | ||||||
| ||||||
|
| паемых, предметы, изготовленные из чбрных и цветных металлов, гвоздь, деревянная палочка, стакан с горячей водой |
|
| ? | |
4(36) | Экскурсия «Изучение работы текучих вод и ветра» Домашнее задание: ответить на вопросы в тетради | Демонстрация продуктов выветривания, результатов разрушительной работы воды и ветра | Разрушение твердых пород под действием природных факторов. Выветривание, обломочные горные породы, ледники, работа воды в природе (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать о мно- | Репродуктивный: знать и использовать в описании объектов термины и понятия. Продуктивный: знать о разру- | |
гообразии явлений природы. Продвинутый уровень: иметь | ||||||
представление о созидательной и разрушительной работе ветра | ||||||
шительной и созидательной работе воды и ветра | ||||||
Цель: углубить знания учащихся о почве, её сое почв. Показать необходимость охраны почв | Раздел VI. ПОЧВА - ОСОБОЕ ТЕЛО ЗЕМЛИ (15 часов) лаве; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии | |||||
1(37) | Образование почв и их разнообразие. Домашнее задание: § 27 | Демонстрация физической карты России, образцов различных почв: чернозвм- | Почва, перегной, черноземные и подзолистые | Базисный уровень: иметь пред- | Репродуктивный: давать опре- | |
ставление о почве и ее разнообразии. | деления понятиям и терминам. |
г—i | —_ 1 |
ной, подзолистой, торфяной, песчаной, глинистой | почвы (Природоведение, 3 кл.) | Продвинутый уровень: иметь | Продуктивный: знать об образовании почвы, о почвах структурных и бесструктурных; о почвенных горизонтах, кислых почвах | ||
представление о процессе образования почвы, ее структуре | |||||||
2(38) | Состав и свойства почвы. Домашнее задание: § 28 | Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы | Состав почвы, ее плодородие, удобрения, передвижение воды в почве (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: знать со- | Репродуктивныц: давать определения понятиям и терминам. Продуктивный: знать о неор- | ||
став и свойства почвы. Продвинутый уровень: иметь | |||||||
представление о плодородии почв, передвижении в ней воды, о роли органических и неорганических удобрений в повышении плодородия почв | ганических и органических веществах почвы; о солончаковой почве; капиллярах; органических и неорганических удобрениях | ||||||
3(39) | Уход за почвой. Домашнее задание: § 29 | Демонстрация минеральных удобрений (коллекция). Демонстрация таблиц, показывающих способы обработки почвы | Органические и минеральные удобрения, обработка почв, плодородие почв | Базисный уровень: знать ос- | Репродуктивный: давать опре- | ||
новные способы улучшения плодородия почв. Продвинутый уровень: иметь | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о влиянии удобрений и способах обработки на почву /lit'1 ЩщрООТ | ||||||
представление о зависимости свойств почвы от способов ухода за ней | |||||||
| ,.. . .._. Влияние растений на почву. Домашнее задание: § 30 | Демонстрация таблиц с изображением елового леса, луга | Плодородие почвы, еловый лес, луг (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: знать о влиянии растений на почвы. Продвинутый уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре- | ||
деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о влия- | |||||||
представление о зависимости растений от почвы и почвы от растений | нии почвы на растения и влиянии растений на почву | ||||||
5(41) | Разрушение почв. Домашнее задание: § 31 | Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки | Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные полосы, охрана почв (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- | ||
о влиянии природных явлений на разрушение почв. Продвинутый уровень: иметь | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о ветро- | ||||||
вой и водной эрозии почв; об обработке почвы; о том, что растения - защитники почвы, что человек - защитник почвы | |||||||
представлаше о ветровой и водной эрозии почв, способах обработки почв и мерах ее охраны | |||||||
- Цель: обобщить конкретные знания школьнике ния и строение; формировать умение находить общее | .. .. ... Раздел VII. ОРГАНИЗМЫ (6 часов) в о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм в разных объектах Природы и на этой основе делать обобщения | , его свойства, среда его обита- | |||||
1(42) | Организм и его свойства. Домашнее задание: § 32 -— . | Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей мест- | Растения, грибы, животные, человек. Раз- | о многообразии живых орга- | Репродуктивный: давать опре- | ||
деления понятиям и терминам. | |||||||
| низмов, их свойствах. | 1 1 |
* .J . -«— . | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
. | '■■— 1 ■ a | ности. Демонстрация опыта «Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду» | множение растений, животных, питание животных (Природоведение, 2-3 кл.) | Продвинутый уровень: иметь | Продуктивный: знать, что та- | ||||
представление о разнообразии живых организмов своей местности, особенностях их питания и размножения | кое организм, о свойствах живых организмов | ||||||||
2(43) | Где живут организмы. Домашнее задание: § 33 ■ | Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса | Лес, растения и животные леса; влияние растений на животных; приспособленность организмов к условиям среды (Природоведение, 3 кл.)- Биосфера (Природа, 5кл.) | Базисный уровень: знать среды | Репродуктивный: давать опре- | ||||
обитания живых организмов. Продвинутый уровень: иметь | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать, что та- | ||||||||
представление о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов | кое среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология г ■ | ||||||||
3(44) | Экскурсия в природу «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды» Э | Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу (или другом биогеоценозе) по сезонам года | Растения и животные леса, луга, поля, водоёмов (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: знать пред- | Репродуктивный: давать опре- | ||||
ставителей живых организмов данного биогеоценоза. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам и использовать их в описании наблюдаемых объектов. Продуктивный: знать о разно- | ||||||||
представление об относительном характере приспособленности живых организмов к условиям среды обитания | |||||||||
образии организмов, их приспособленности к условиям среды, относительном характере их приспособленности | |||||||||
4(45) | Увеличительные приборы. Домашнее задание: § 34 | Демонстрация лупы, микроскопа |
| Базисный уровень: знать про- | Репродуктивный: давать опре- | ||||
стейшие увеличительные приборы. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать, что та- | ||||||||
кое лупа, микроскоп, окуляр, объектив. Иметь представление о клетке. Уметь работать с микроскопом | |||||||||
представление об устройстве увеличительных приборов; уметь работать с увеличительными приборами | |||||||||
5(46) | Строение организмов. Домашнее задание: § 35 | Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекции насекомых, муляжей грибов, микропрепарата клетки под микроскопом | Микроорганизмы. Растения. Животные. (Природоведение, 3 кл.) | Базисный уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре- | ||||
представление о разнообразии строения организмов. ■■ ■ ■ .114 | деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать, что та- | ||||||||
кое клетка, оболочка, цитоплазма, ядро, одноклеточные |
. |
- |
| ' | Продвинутый уровень: иметь представление о неклеточных формах жизни | организмы, неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы | |||||||
6(47) Организмы (обобщающий урок). Демонстрация таблиц с изо-Домашнее задание: повторить тему «Ор- бражением грибов, расте-ганизмы» ний, животных * . - ■ | ■ | Базисный уровень: знать о мно- | Репродуктивный: давать опре- | |||||||||
гообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: | |||||||||||
Знать: 1. Организм, его свойства. 2. Среда обитания организмов, 3.Строение организмов 1. ...\' ' ,М .' •' . ,' » :.-;j:-.-.■;..!" •''■ - | ||||||||||||
представление о свойствах живых организмов, влиянии на них факторов природы, о различных формах жизни, особенностях клеточного строения | ||||||||||||
Раздел УШ. РАСТЕНИЯ - ПОСРЕДНИКИ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ (6 часов) , Цель: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов; формировать понятие «организм растения» | ||||||||||||
1(48) | Признаки растения. Домашнее задание: § 36 | Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов | Значение растений в природе (Природоведение, 3 кл.). Кислород, углекислый газ (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать о зна- | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: знать общие | |||||||
чении растений в природе. Продвинутый уровень: иметь | ||||||||||||
| представление об отличительных признаках растительных организмов по сравнению с животными | и отличительные признаки растений; что такое пигменты, хлорофилл, фотосинтез | ||||||||||
2(49) ■ | Разнообразие растительного мира. Домашнее задание: § 37 l - | Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений | Растения леса, луга, поля, водоема; теневыносливые и светолюбивые растения; растения дикорастущие и культурные (Природоведение, 2-3 кл.). Органы растения (Природа, Ум.) | Базисный уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре- | |||||||
представление о многообразии растительного мира. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать, что бы- | |||||||||||
вают растения цветковые и нецветковые; что цветок -орган растения; что такое одомашнивание дикорастущих растений | ||||||||||||
| представление о растениях цветковых и нецветковых, дикорастущих и культурных т • | |||||||||||
., 1 - ■ , . - ,. ■ 1 |
|
| ||||||||||
' HI |
| . |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3(50) | Строение цветковых растений. Лабораторная работа «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах». Домашнее задание: § 38 | Гербарии и живые растения | Части растения; семенное размножение (Природоведение, 2 кл.). Органы растения (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- | |
строение цветковых растений; уметь распознавать органы цветковых растений. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать органы | |||||
цветкового растения; функции органов цветкового растения | ||||||
представление о функциях органов цветковых растений | ||||||
4(51) | Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». Домашнее задание: § 39 | Демонстрация гербариев дикорастущих лекарственных растений | Разнообразие лекарственных растений (Природоведение, Зкл.) | Базисный уровень: знать ди- | Репродуктивный: давать опре- | |
корастущие растения и места их обитания. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать о много- | |||||
образии дикорастущих растений, их местах обитания; что такое аптекарские огороды; ядовитые растения | ||||||
представление о разнообразии мест обитания дикорастущих растений и о влиянии факторов среды обитания на растения | ||||||
| ||||||
5(52) | Красная книга растений. Домашнее задание: § 40 | Демонстрация видеофильма, диафильма или слайдов на тему «Растения Красной книги» | Красная книга. Растения Красной книги (Природоведение, Зкл.) | Базисный уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре- | |
представление о Красной книге и о ее назначении. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать, что есть | |||||
растения, находящиеся под угрозой исчезновения | ||||||
представление о растениях, занесенных в Красную книгу, и о мерах их охраны | ||||||
|
| |||||
6(53) | Многообразие культурных растений. Домашнее задание: § 41 | Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур или их изображений | Культурные растения, растения поля (Природоведение, Зкл.) | Базисный уровень: иметь | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: знать, что та- | |
представление о культурных растениях и об их многообразии. Продвинутый уровень: иметь | ||||||
кое овощные, зерновые, плодовые, технические культуры, их разнообразие; центры происхождения культурных растений | ||||||
представление об овощных, зерновых, технических, плодовых культурных растениях | ||||||
Цел | ь: познакомить с представителямi | '-■ — *J . Раздел IX. ГРИБЫ (2 часа) особого царства - грибами. Сформировать знания о стро | ении, размножении грибов, об их значении для человека | |||
1(54) | Разнообразие грибов. Домашнее задание: § 42 | Демонстрация белой плесени на продуктах, зелёной плесени на хлебе | Грибы (Природоведение, 2 кл.) | Базисный уровень: знать осо- | Репродуктивный: давать опре- | |
бенности строения и размножения грибов, иметь представление об их разнообразии. | деления терминам. Продуктивный: знать, что есть | |||||
грибы одноклеточные и много- |
|
| ■—_— | |
| Продвинутый уровень: иметь | клеточные; о питании грибов, значении грибов |
представление об особенностях одноклеточных и многоклеточных грибов, их значении в природе и для человека | |||||
2(55) • | Шляпочные грибы. Домашнее задание: § 43 | Демонстрация свежих, консервированных грибов и их муляжей | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов (Природоведение, 2 кл.) | Базисный уровень: знать при- | Репродуктивный: давать опре- |
меры съедобных и ядовитых шляпочных грибов. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать, что такое шляпочные грибы, их строение; правила сбора грибов. Уметь распознавать грибы-двойники | ||||
представление об особенностях строения и размножения шляпочных грибов | |||||
Раздел X. ЖИВОТНЫЕ - БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (4 часа) Цель: продолжить развитие знаний о животных, их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека | |||||
1(56) | Признаки животных Домашнее задание: § 44 - | Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов | Животные леса, луга, водоёма (Природоведение, 2 кл.). Животные дикие и домашние (Природоведение, 2 кл.) | Базисный уровень: знать характерные признаки животных. Продвинутый уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре-г |
деления терминам. Продуктивный: знать о много- | |||||
представление о многообразии способов питания животных | образии животных по способу питания, о том, что такое клетчатка | ||||
2(57) | Условия жизни и многообразие диких животных. Домашнее задание: § 45 | Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных. Организация наблюдений за дикими животными в природе • | Сезонные явления в жизни диких животных (Природоведение, 2-3 кл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
о многообразии диких животных и условиях их жизни. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: иметь пред- | ||||
ставление об условиях жизни диких животных; животных одноклеточных и многоклеточных; позвоночных и беспозвоночных; о средах обитания диких животных | |||||
представление о сезонных явлениях в жизни диких животных и об организации наблюдения за ними в природе | |||||
3(58) • | Значение диких животных и их охрана. Домашнее задание: § 46 . ■ | Демонстрация видеофильма, диафильма, слайдов или таблиц о животных Красной книги
| Значение диких животных, охрана животных. Заповедники (Природоведение, 2-3 кл.) | Базисный уровень: иметь | Репродуктивный: давать опре- |
представление о значении диких животных и о необходимости их охраны. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать о значе- | ||||
нии животных в природе и для человека, о животных Красной книги; о мерах по охране диких животных
| |||||
представление об организации охраны диких животных в России и в других странах |
1 | 2 | 3 | . 4 | —. — ———- | 6 |
4(59) | Домашние животные. Домашнее задание: § 47 | Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных -■ | Домашние животные, условия их жизни по сезонам года, уход за домашними животными (Природоведение, 2 кл.) | Базисный уровень: знать до- | Репродуктивный: давать опре- |
машних животных и условиях их содержания Продвинутый уровень: иметь | деления терминам Продуктивный: знать примеры | ||||
сельскохозяйственных животных. Иметь представление о животноводстве | |||||
представление о разнообразии сельскохозяйственных животных и об отраслях животноводства | |||||
| |||||
Раздел XI. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 часа) Цель: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных, об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней | |||||
1(60) | Растения в вашем доме. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». Домашнее задание: записи в тетрадях | Демонстрация разнообразия комнатных растений | Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений (Природоведение, 2 кл.) | Базисный уровень: знать при- | Репродуктивный: давать опре- |
меры комнатных растений. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать о значе- | ||||
представление об экологических группах растений, условиях содержания различных комнатных растений | нии комнатных растений, их разнообразии, об экологических группах растений. Уметь ухаживать за комнатными растениями | ||||
2(61) | Животные в вашем доме. Домашнее задание: записи в тетрадях | Демонстрация собак (служебных, декоративных) и кошек различных пород | Домашние животные. Уход за домашними животными (Природоведение, 2кл.) | Базисный уровень: знать до- | Репродуктивный: давать опре- |
машних животных, условия их содержания в доме, в квартире. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать породы | ||||
собак (служебные, декоративные), породы кошек. Уметь ухаживать за домашними животными | |||||
представление о породах кошек и собак, об истории их одомашнивания | |||||
3(62) | Ваш аквариум. Домашнее задание: записи в тетрадях | Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных | ■ | Базисный уровень: знать уст- | Репродуктивный: давать опре- |
ройство аквариума, иметь представление о разнообразии его обитателей. Продвинутый уровень: иметь | деления терминам. Продуктивный: знать устрой- | ||||
ство аквариума, растительный и животный мир аквариума. Уметь ухаживать за животными и растениями в аквариуме | |||||
представление об условиях содержания животных и растений в аквариуме и об уходе за ними |
. —— ■— —- — ■■ — ..,., . Раздел XII. ЧЕЛОВЕК. ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (4 часа) Цель: продолжить развитие знаний о человеке, способах сохранения здоровья. Сформировать знания о негативных факторах, влияющих на здоровье человека | |||||
1(63) | Человек и окружающая среда. Лабораторная работа «Определение показателей своего организма». Домашнее задание: § 49 • | Демонстрация таблиц, изображающих строение тела человека. Организация наблюдения за собственным организмом | Система органов, среда обитания человека, физические, химические, биологические факторы среды | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
особенности строения организма человека. Продвинутый уровень: | деления терминам. Продуктивный: знать об осо- | ||||
бенностях влияния физических, химических и биологических факторов среды на организм человека. Уметь определить показатели развития своего организма | |||||
иметь представление о влиянии факторов среды на организм | |||||
2(64) | Как беречь свое здоровье и жизнь? Лабораторная работа «Оказание первой медицинской помощи». Домашнее задание: § 50 | Демонстрация таблиц, показывающих способы оказания первой медицинской помощи ■ | Ушибы, ожоги, кровотечение, растяжение связок, переломы | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать клас- |
особенности поведения в природе и виды травм. Продвинутый уровень: | сификацию травм. Продуктивный: уметь оказать - | ||||
первую медицинскую помощь при кровотечениях, ожогах, ушибах и переломах | |||||
иметь представление о способах оказания первой медицинской помощи | |||||
3(65) | Вредные привычки и их предупреждение. Домашнее задание: § 51 | Демонстрация плакатов, показывающих пагубное влияние алкоголя и табака на организм человека | Вредная привычка, курение, никотин, алкоголь, наркомания | Базисный уровень: знать. | Репродуктивный: давать опре- |
что такое вредные привычки, их разновидности. Продвинутый уровень: | деления терминам. Продуктивный: знать, что та- | ||||
кое вредные привычки, как они влияют на человека и как предупредить их появление | |||||
иметь представление о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека | |||||
4(66) 1 J | Здоровый образ жизни. Обобщающий урок. Домашнее задание: записи в тетрадях | Демоне фация примеров (виды, фрагменты, слайды, фотографии) положительного влияния здорового образа жизни на человека | Здоровый образ жизни, вредные привычки | Базисный уровень: знать. | Репродуктивный: давать опре- |
что входит в понятие «здоровый образ жизни». Продвинутый уровень: | деления терминам здорового образа жизни. Продуктивный: уметь органи- | ||||
иметь представление об опасных факторах, влияющих на здоровье | зовать свой образ жизни с минимальным воздействием негативных факторов на здоровье. Знать, что такое закаливание, рациональное питание, польза физических упражнений | ||||
• |
|
1 I | 2 3 | 4 1 5 1 6 | |||
Раздел XHI. ПРИРОДА ЕДИНА (4 часа) Цель: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе | |||||
1(67) | Связи живого и неживого. Практическая работа (игра) «Построй невидимую цепь» (ботаническое и зоологическое лото). Домашнее задание: § 48 | Демонстрация рисунков, таблиц с изображением растений и животных для составления простых цепей питания у - | Неживая и живая природа (Природоведение, 2-3 кл.). Факторы неживой природы, факторы живой природы. Значение живой и неживой природы. Экология (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость Продвинутый уровень: | деления терминам. Продуктивный: знать, что та- | ||||
кое пищевые связи, цепи питания, пищевые сети. Понимать, что природа - единое целое | |||||
уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы | |||||
2(68) | Мы в ответе за природу. Домашнее задание: записи в тетрадях | Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе | Неживая и живая природа, связь между ними (Природоведение, 2-3 кл.). Природа и человек (Природоведение, Зкл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: использовать |
правила поведения в природе. Продвинутый уровень: | определения терминов. Продуктивный: знать о взаи- | ||||
уметь доказывать взаимосвязи в природе между живыми и неживыми компонентами | мосвязях в природе, о правилах поведения в природе | ||||
3(69) | Любите природу и помогайте ей. Летние задания: наблюдения за растениями и животными в уголке живой природы и в природе. Проведение опытнической работы. Ведение дневников опыта и наблюдений | Демонстрация таблиц и рисунков по охране природы | Правила поведения в природе (Природа, 5 кл.) | Базисный уровень: знать | Репродуктивный: давать опре- |
правила поведения в природных сообществах. Продвинутый уровень: | деления терминам. Продуктивный: использовать | ||||
термины в описании жизнедеятельности природных сообществ | |||||
уметь оказывать посильную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за жизнью природы | |||||
4(70) | Обобщающий урок за курс 5 класса «Природоведение. Природа. Живая и неживая» | Демонстрация таблиц, показывающих связь живой и неживой природы | Наблюдение за окружающей природой | Базисный уровень: знать закономерности жизнедеятельности живых организмов. Продвинутый уровень: | Репродуктивный: давать опре- |
деления терминам. Продуктивный: использовать | |||||
термины при описании живой и неживой природы | |||||
уметь охранять природу |