СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. ПРИРОДА НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ» 5 КЛАСС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное положение построения планирования - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70'учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. ПРИРОДА НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ» 5 КЛАСС»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. ПРИРОДА НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ»

5 КЛАСС



№ п/п

Тема урока

Информационно-методическое обеспечение

Опорные понятия

Требования к уровню подготовки


Уровень освоения

I

2

3

4

5

6



ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Цел

ь : сформировать у детей общие представления об учебном предмете; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающг" —.

роде, полученными в курсе природоведения, и новыми знаниями; развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания гср^оды;

оооощит

ь знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы; учить находить взаимосвязи между живой и неживой природой; проверить умения учашихся

ориентир

оваться в природе с помощью компаса, определять стороны горизонта


Как изучают природу. Домашнее задание: с. 7, 10

Демонстрация приборов и ин­струментов для проведения на-

Методы: наблю­дение, экспери-

Базисный уровень: знать об от-

Репродуктивный: давать определе-

дельных методах изучения при-

ния терминам; перечислять приооры



блюдений, опытов, измерений

мент, измерения

роды; уметь пользоваться при­борами и инструментами.

и инструменты.

Продуктивный: ставить эксперимен-





Продвинутый уровень: уметь

ты и опыты для изучения природных тел и природных явлений, провогчтъ

провести наблюдение, опыт,





поставить эксперимент

измерения

2(2)

Природа неживая и живая (экскурсия).

Наблюдение тел живой и не­живой природы, явлений при-

Горизонт, сторо­ны света

Базисный уровень: знать о мно-

Репродуктивный: перечислять3 тела,

гообразии тел, веществ и явле-

вещества и явления природы, методы


Домашнее задание: вычер-

роды по сезонам года.


ний природы и их простейших

изучения природы; знать основные


тить план маршрута к месту

Оборудование: компасы,

классификациях; отдельных ме-

характеристики погоды, наиболее


экскурсии (составить отзыв-

термометры, белый диск, под-


тодах изучения природы; основ-

распространенные растения и живот-


отчет об экскурсии)

вешенный на размеченной


ные характеристики погоды;

ных своей местности.



бечёвке, листы бумаги, план-


уметь узнавать наиболее рас­пространенные растения и жи-

Продуктивный: характеризовать те-

шетки


ла, вещества и явления природы, ме-






вотных своей местности;

тоды изучения природы; находить






приводить примеры приспособ-

взаимосвязь живой и неживой приро-






лений растений и животных

ды; приводить примеры воздействия





к условиям среды обитания, при-

человека на окружающую среду;





меры изменений в окружающей

уметь описывать личные наблюде-

:

.



среде под воздействием человека;

ния; определять стороны горизонта





описывать личные наблюдения;

с помощью компаса; вычерчивать





использовать приобретённые

план маршрута к месту экскурсии;




знания и умения в практиче-

доказывать взаимозависимость жи





ской деятельности и повсе-

вой и неживой природы.





дневной жизни: для определе­ния сторон горизо1гга с помощью

Творческий: составить отзыв-отчвт

об экскурсии






компаса






Продвинутый уровень: дока-


зывать взаимозависимость живой и неживой природы


Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1. Объяснительно-иллюстративная, с элементами про­блемного изложения

Беседа, проблемные задания (задачи)

по сравнению признаков живого и неживого

Индивидуальная работа, работа в малых группах А, -, й, *

по решению проблемных задач

2. Части1

гно поисковая

Организация работы в малых группах

по выполнению заданий учителя (экскурсия)

Работа в малых группах, учащиеся выполняют задания учителя, делают выводы *, А, -, •

Раздел I. ВСЕЛЕННАЯ (6 часов) Цель: сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, ев составе, познакомить со спутником Земли - Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; учить наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом и картой

КЗ)

Звезды на небе.

Домашнее задание: § 1; подготовить сообще­ния о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вращении небесных сфер (Н. Ко­перник)


Демонстрация рисунков, [фотографий, карт, атласов звездного неба

■■



Тела природы (Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: уметь на-

Репродуктивный: перечислять

ходить несколько созвездий Северного полушария при по­мощи звездной карты, исполь­зовать дополнительные источ­ники для выполнения учебной задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повсе­дневной жизни: для определе­ния сторон горизонта с помо­щью Полярной звезды и мест­ных признаков. Продвинутый уровень: иметь

известные созвездия; давать определения терминам. Продуктивный: давать харак-

теристику звездам (размеры, цвет, шкала яркости); созвез­диям. Определять стороны го­ризонта с помощью Полярной звезды; находить на карте звездного неба Большую и Ма­лую Медведицы. Творческий: готовить сообще-

ния о гипотезах возникновения Земли (Жорж Бюффон); о вра­щении небесных сфер (Н. Ко­перник)

представление о шкале ярко­сти звезд

2(4)

Земля - наш дом. Домашнее задание: § 2

Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Зем­ли из космоса, табл. «Пла­неты Солнечной системы».

Форма и разме­ры Земли, гло­бус, Северный и Южный по-

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их про­стейших классификациях;

деления терминам; называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты.


Работа с картами, атласа­ми, глобусом: определение экватора, полюсов, Север­ного и Южного полушарий

люсы; смена дня и ночи, смена времен года; компас,

уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; кратко пересказывать учебный текст

Продуктивный: характеризо-

вать положение Земли в СбЛ-нечной системе; объяснять значение вращения Земли

.








2

——

4

i — 1

^—_ 6



:

стороны света (Природоведе­ние, 3 кл.)


естественнонаучного характе­ра; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. Продвинутый уровень: иметь

вокруг своей оси и вокруг Солнца (суточное и годовое движение Земли). Творческий: прогнозировать

изменения на планете Земля в случае изменения положения её оси или орбиты

представление об оси Земли, Северном и Южном полуша­риях, экваторе, орбите Земли, суточном и годовом движении Земли, о високосном годе

3(5)

Оболочки Земли.

Домашнее задание: § 3, подготовить допол­нительный материал о Луне

Демонстрация глобуса, физической карты полуша­рий, фотографий Земли из космоса


Базисный уровень: уметь

Репродуктивный: перечислять

кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного ха­рактера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. Продвинутый уровень: иметь

внешние оболочки Земли; да­вать определения терминам. Продуктивный: характеризо-

вать литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу (состав, строение, процессы). Творческий: прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли

представление об оболочках Земли (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере)

4(6)

Луна - естественный спутник Земли Домашнее задание: § 4

Демонстрация рисунков, фотографий поверхности Луны, лунохода

Причины сме­ны дня и ночи на Земле (При­рода, 5 кл.)

Базисный уровень: уметь срав-

Репродуктивный: давать опре­деления терминам; перечис­лять лунные фазы. Продуктивный: объяснять, что

нивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной зада­чи; кратко пересказывать учеб­ный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использо­вать естественнонаучную лек­сику в самостоятельно подго­товленных устных сообщениях (на 2-3 минуты); Продвинутый уровень: иметь

собой представляет поверх­ность Луны; объяснять причи­ны образования фаз Луны, как происходит смена дня и ночи; характеризовать Луну как спутник Земли; сравнивать планету Земля с ее" спутником. Уметь вести наблюдения








представление об особенно-



.


стях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны, о причи­нах образования фаз Луны


5(7)

Солнце. Солнечная система. Домашнее задание: § 5, повторить к обоб­щающему уроку § 1-4

Табл. «Планеты Солнечной системы», картины с изо­бражением Солнца. На­блюдения за изменением высоты полуденного Солн­ца в 20-х числах каждого месяца



Солнце, его значение для жизни на Земле (Природоведе­ние, 3 кл.). Звбзды, орбита (Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их про­стейших классификациях; уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описы­вать по предложенному плану внешний вид изученных тел. Продвинутый уровень: знать

деления терминам; перечис­лять планеты и тела Солнечной системы. Продуктивный: характеризо-

вать Солнце как звезду, бли­жайшую к Земле; описывать строение Солнечной системы, давать характеристику плане­там, кометам, метеорам, метео­ритам; вести наблюдения за изменением высоты полуденно­го Солнца в 20-х числах каждо­го месяца

положение планет в Солнечной системе; знать планеты земной группы

6(8)

Вселенная (обобщающий урок). Домашнее задание: повторить «Введение»

Табл., рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физи­ческая карта полушарий

■ .

'

Базисный уровень: знать осо-

Репродуктивный: перечислять

бенности строения Солнечной системы, её состав, ближай­шую к Земле звезду, положе­ние Земли в Солнечной систе­ме, естественные спутники планет. Продвинутый уровень: иметь

небесные тела; называть рас­стояние, на котором находится Земля от Солнца; называть лунные фазы, два главных вида движения Земли; перечислять внешние оболочки Земли. Продуктивный: характеризо-

представление о том, почему Луна светит слабее Солнца, почему на Луне нет ни лесов, ни лугов

вать Солнечную систему, ее строение и состав, ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет, объяснять смену дня и ночи, времен года на Земле

... -j


Дидактическая модель обучения

Педагогические ср



сти учащихся

еоства

Вид деятельно

1^*.Объ

яснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация, работ

__,,

а с книгой

Диалогическое общение -, л, •, * стом учебника О, -, л

. Индивидуальная работа с тек-



5. Объяснительно-иллюстративная с элементами про­блемного изложения

Демонстрация, проблемная 1 с книгой

5еседа, работа

Диалогическое общение -, Л, •,' стом учебника О, -, л

. Индивидуальная работа с тек-


6. Репродуктивная с элементами проблемного изло-

Проблемная беседа Организация и проведе-

Диалогическое общение

Индивидуальная работа

жения


ние тестирования









Раздел II. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11 часов)

Цель: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия «молекула», «атом»,

«элемент». Познакомить школьников с диффузией

в газах, жидкостях и твёрдых телах. Сформировать знания о физических и химических явлениях в природе, позна-

комить с разнообразием веществ в природе



1(9)

Тела и вещества. Домашнее задание: § 6


Демонстрация веществ в твёрдом, жидком и газо-

Тела природы, термометр, три

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: перечислять

о многообразии тел, веществ

агрегатные состояния вещества.




образном состоянии.

состояния воды

и явлений природы и их про-

Продуктивный: характеризо-




Демонстрация опыта:

(Природоведе-

стейших классификациях;

вать и сравнивать различные



«Три состояния воды»

ние, 2,3 кл.)

уметь приводить примеры физических явлений, превра­щений веществ; описывать личные наблюдения или опы­ты, различать в них цель (гипо­тезу), условия проведения и полученные результаты; опи-

тела (форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, из ко- * торого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выво­ды об агрегатных состояниях



.


сывать по предложенному пла-

вещества





ну внешний вид изученных тел и веществ


2(10)

Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Домашнее задание: § 7


Демонстрация упругости, пластичности тел

Вода в природе, круговорот воды

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: перечислять

о многообразии тел, веществ

свойства твёрдых тел, жидко-





в природе (При-

и явлений природы и их про-

стей и газов; давать определе-





родоведение, Зкл.)

стейших классификациях; об отдельных методах изучения

ние терминам. Продуктивный: характеризо-






природы;

вать свойства твёрдых тел,






уметь сравнивать природные

жидкостей и газов; приводить





.

объекты не менее чем по 3—4 признакам, описывать по пред­ложенному плану внешний вид изученных тел и веществ

примеры и демонстрировать упругость, пластичность

3(11)

Вещества и смеси Домашнее задание: § 8


Демонстрация свойств серы и железа в виде ве-

Вещества, свой­ства веществ

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: перечислять

о многообразии веществ;

вещества и смеси.




ществ и смеси

(Природа, 5 кл.)

уметь сравнивать природные

Продуктивный: характеризо-






объекты не менее чем по 3-4 признакам, описывать по пред­ложенному плану внешний вид изученных веществ; описывать

вать свойства веществ и сме­сей, делать выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком



А 1 — 1


1" i ■■ -1

личные наблюдения или опы-

| -|




ты, различать в них цель (гипо-


_



тезу), условия проведения






и полученные результаты.





Продвинутый уровень: уметь


приводить примеры примене-





ния свойств веществ человеком


4(12)

Молекулы, атомы, элементы. Домашнее задание: § 9

Демонстрация моделей молекул различных ве-

Свойства твер­дых тел, жидко-

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре­деления терминам; называть

о многообразии веществ



ществ. Демонстрация

стей и газов

и явлений природы;

частицы, из которых состоят


:

опытов, рассмотренных

(Природа, 5 кл.)

уметь приводить примеры

вещества.


в учебнике


физических явлений, превра-

Продуктивный: давать харак-

.




щения веществ; кратко пере-

теристику молекул, их свойств.




сказывать учебный текст есте-

атомов, химических элементов;

.



ственнонаучного характера;

показывать на доске запись





отвечать на вопросы по его

некоторых химических элемен-




содержанию; выделять его

тов с помощью химических





главную мысль.

знаков.





Продвинутый уровень: иметь

Творческий: изготавливать мо-

'■ ■

представление о строении

дели простейших молекул

. .


.


молекул некоторых веществ


5(13)

Движение частиц вещества. Домашнее задание: § 10

Демонстрация опытов, доказывающих диффузию

Молекулы, свойства моле-

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

о многообразии веществ и яв-

деления терминам; называть


в газах и жидкостях

кул (Природа,

лений природы;

частицы, из которых состоят




5кл.)

уметь приводить примеры

вещества.





физических явлений, превра-

Продуктивный: характеризо-





щений веществ; кратко пере-

вать движение как естествен-





сказывать учебный текст есте-

ное состояние молекул; диффу-





ственнонаучного характера;

зию в газах, жидкостях, твер-





отвечать на вопросы по его

дых телах; скорость движения

\



содержанию; выделять его

молекул разных веществ


.



главную мысль.




Продвинутый уровень: иметь





представление о скорости





диффузии


6(H)

Взаимодействие частиц. Домашнее задание: § 11

Демонстрация опыта: «Взаимодействие между

Движение час­тиц вещества

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: называть час-

о многообразии веществ и яв-

тицы, из которых состоят тела;


i . i . .

молекулами в жидкостях»

(Природа, 5 кл.)

лений природы;

давать определения терминам



1

2

— г 1

_

5

6






уметь приводить примеры

Продуктивный: давать харак-





физических явлений, превра-

теристику силе притяжения,





щения веществ; кратко пере­сказывать учебный текст есте­ственнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; описывать личные наблюдения или опы­ты, различать в них цель (гипо­тезу), условия проведения и полученные результаты; поль-

объяснять условия притяжения. Сравнивать силу притяжения твёрдых тел и жидкостей






зоваться приборами для изме­рения изученных физических

г



'



величин

■ ■—


7(15)

Разнообразие веществ. Домашнее задание: § 12

Демонстрация моделей молекул простых и слож-

Молекулы, ато­мы, элементы

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: называть


о многообразии тел, веществ

тела неживой и живой приро-



.

ных веществ. Демонстра-

(Природа, 5 кл.).

и явлений природы и их про-

ды, неорганические и органи-



'

ция неорганических и ор-

Природа нежи-

стейших классификациях;

ческие вещества; перечислять




ганических веществ

вая и живая.

уметь приводить примеры

простые вещества.





Тела природы

физических явлений, превра-

Продуктивный: давать харак-





(Природоведе­ние, 2 кл.)

щения веществ; описывать личные наблюдения или опы­ты, различать в них цель (гипо­тезу), условия проведения

теристику простым веществам; . характеризовать сложные ве­щества, вещества неорганиче­ские и органические; сравни-






и полученные результаты. Продвинутый уровень: иметь

вать тела неживой и живой природы, находить отличия и сходство, делать выводы.


представление о химических





знаках, химических элементах, образующих сложные вещества

Давать характеристику состава клеток человеческого тела


8(16)

Явления природы. Физические явления. Домашнее задание: § 13

Демонстрация опытов: «Физические и химиче-

Явления приро­ды (Природа,

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-


о многообразии тел, веществ

деления терминам.




ские явления в природе»

5кл.)

и явлений природы; уметь приводить примеры

Продуктивный: давать харак-


теристику физическим и хими-






физических явлений, превра­щения веществ; описывать личные наблюдения или опыты.

ческим явлениям; приводить примеры физических и хими­ческих явлений, примеры, по­казывающие превращения ве-


— ■ ii ■■ ... ■ ' ■■.-.. ———

'

Продвинутый уровень: уметь

ществ; сравнивать химическое и физическое явление

отличать химическое явление от физического

9(17)

Химические явления. Домашнее задание: § 14

i

ение.

Демонстрация опыта с горением трех свечей. Демонстрация жидкого и твердого топлива


Физические и химические явления (При­рода, 5 кл.)


Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

о многообразии явлений при­роды;

уметь приводить примеры физических явлений, превра­щения веществ; описывать личные наблюдения или опы­ты, различать в них цель (гипо­тезу), условия проведения и полученные результаты. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: давать харак-

теристику процессу горения; объяснить его значение. Харак­теризовать различного рода топливо; приводить примеры жидкого, твердого и газообраз­ного топлива. Объяснять спо­собы тушения горящих ве­ществ

представление о правилах разжигания костра; о правилах гашения древесины, нефти, бензина



10(18)

1

Окисление.

Домашнее задание: § 15,

i . повт. § 9

■ ■

Демонстрация тел, под­верженных медленному окислению (образование ржавчины)

Горение, хими­ческие явления (Природа, 5 кл.). Дыхание (При­родоведение, Зкл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

о многообразии явлений при­роды;

уметь приводить примеры физических явлений, превра­щения веществ; описывать личные наблюдения или опы­ты, различать в них цель (гипо­тезу), условия проведения и полученные результаты. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: давать харак-

теристику окислительным про­цессам. Приводить примеры медленного окисления; объяс­нять роль кислорода в процессе дыхания живых организмов





представление о роли кисло­рода в процессе дыхания жи­вых организмов

1109)

Строение и свойства вещества. Обобщаю­щий урок. Лабораторная работа «Определе­ние физических свойств твердых тел, жид­костей и газов». Домашнее задание: повт. § 6-15

Демонстрация моделей строения молекул про­стых и сложных веществ; неорганических и органи­ческих веществ. Оборудование: кубики льда, химические стакан-


Базисный уровень: знать

Репродуктивный: называть

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их про­стейших классификациях; уметь приводить примеры физических явления, превра­щения веществ; описывать

тела неживой и живой приро­ды; перечислять простые и сложные вещества, неоргани­ческие и органические вещест­ва; называть частицы, из кото­рых состоят тела и вещества;


1

2

3

4

5

6



чики с водой, колбы, пи­петки, стеклянные пла­стинки, воздушные шари­ки, нитки, кусочки пла­стилина, ластики


личные наблюдения или опы­ты, различать в них цель (ги­потезу), условия проведения и полученные результаты; опи­сывать по предложенному пла­ну внешний вид изученных тел и веществ

давать определения терминам. Продуктивный:- V

а) давать характеристику строе­
нию веществ: молекулы, атомы,
элементы;

б) характеризовать разнообра­
зие веществ: простые, сложные,
неорганические, органические;

в) объяснять явления природы:
физические, химические; при­
водить примеры

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

1-3. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения

Беседа, демонстрация, проблемные задания (задачи) по сравнению признаков различных тел и веществ

Индивидуальная работа, работа по решению проблемных задач в малых группахЛ, -, d, * . г

4-6. Объяснительно-иллюстративная, частично поис­ковая, с элементами проблемного изложения

Эвристическая беседа, демонстрация, рабо­та с книгой

Индивидуальная работа Л, &, -', работа в малых группах Л, -,

7. Проблемное изложение

Беседа на основе демонстрации, работа с книгой

Индивидуальная работа Л, й, -\ работа парами -, А, А, •, *

8-10. Объяснительно-иллюстративная, с элементами проблемного изложения

Эвристическая беседа на основе демонстра­ции, работа с книгой

Индивидуальная работа Л, -, й, *

11. Поисковая

Организация и проведение лабораторной работы

Работа в малых группах (учащиеся самостоятельно делают необ­ходимые опыты и выводы к ним в установленное время) -, А, Л • *

Раздел III. ВОЗДУХ (9 часов) Цель: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, ветра, показать их работу в природе. Сформировать представления о погоде, о возмож­ностях ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения

1(20)

Воздух - смесь газов. Домашнее задание: § 16

Демонстрация схемы «Состав воздуха». Оборудование: ста-канчик с известковой водой, стеклянная палоч­ка, резиновая груша

Значение воз­духа для чело­века; кислород, углекислый газ (Природоведе­ние, 3 кл.). Ат­мосфера, хими­ческие свойства воздуха, горе­ние, окисление (Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: знать о многообразии веществ при­роды, их свойствах. Продвинутый уровень: иметь представление о роли кисло­рода и углекислого газа в под­держании жизнедеятельности организмов

Репродуктивный: давать опре­деления терминам. Продуктивный], знать состав

воздуха, примеси


2(21)

,—_ _———_ —

Свойства воздуха.

Домашнее задание: § 17

Демонстрация опытов, до­казывающих свойства воз­духа. Демонстрация опытов с goajynmuM гшстояетем

Свойства воз­духа (Природо­ведение, 3 кл.)

Базисный уровень: знать

свойства воздуха как смеси

газов.

Продвинутый уровень: иметь

Репродуктивный: называть свойства воздуха. Продуктивный: знать, что воз­дух занимает все предоставляе­мое ему пространство; воздух сжимаем и упруг; использова-


.


представление об использова­нии свойств воздуха человеком






ние свойств воздуха человеком

3(22)

Вес воздуха и атмосферное давление. Домашнее задание: § 18

Демонстрация опытов, до­казывающих, что воздух

Атмосфера (Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: знать о том, что воздух имеет вес

Репродуктивный: знать тер­мины атмосфера, атмосфер-



имеет вес; что воздух ока-


и может оказывать давление

ное давление.



зывает давление на пред­меты со всех сторов*?* и

на предметы со всех сторон. Продвинутый уровень: иметь

Продуктивный: объяснять, что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты; дав-

представление о зависимости





веса воздуха от высоты ,

ление воздуха на окружающие





предметы со всех сторон

4(23)

Изменение давления воздуха с высотой. Домашнее задание: § 19

Демонстрация барометра, демонстрация опыта Тор-

Вес воздуха (Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре­деления терминам.

о зависимости давления воз-

"■

ричелли



духа от высоты местности Продвинутый уровень: иметь представление о приборах для измерения атмосферного давления

Продуктивный: знать об изме­нении плотности воздуха с высотой, атмосферном дав­лении, единицах измерения атмосферного давления, баро­метре

5(24)

Нагревание воздуха.

Домашнее задание: записи в тетрадях

1

Демонстрация теплопро­водности воздуха

Солнце * ис­точник тепла на Земле, его влияние на сме­ну времен года (Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: знать о многообразии веществ и яв­лений природы. Продвинутый уровень: иметь представление о воздухе как проводнике тепла и холода

Репродуктивный: давать опре-

деления терминам. Продуктивный: знать о нагре­вании воздуха от поверхности Земли; о том, что воздух - пло­хой проводник тепла и холода

6(25)

Изменение температуры воздуха с высотой. Домашнее задание: записи в тетрадях

Работа с картой, определе­ние местонахождения гор со снежными вершинами

Ледники, кру­говорот воды в природе, осад­ки (Природове­дение, 3 кл.)

- -

Базисный уровень: знать о мно­гообразии явлений природы. Продвинутый уровень: иметь представление о зависимости

температуры воздуха от высоты

Репродуктивный: находить

на карте горы со снежными

вершинами.

Продуктивный: знать об изме-

нении температуры воздуха с высотой, снеговой линии, облаках, осадках, их видах


1

2

3

4

5

6

7(26)

Ветер.

Демонстрация модели

Атмосферное

Базисный уровень: знать о мно-

Репродуктивный: давать опре-


Домашнее задание: записи в тетрадях

флюгера и определение

давление (При-

гообразии природных явлений.

деления терминам.



направления ветра. Демон-

рода, 5 кл.)

Продвинутый уровень: иметь

Продуктивный: объяснять ве-



страция опыта, доказы-


представление о причинах

тер и причины его образова-


.

вающего движение воздуха


образования ветра, о прибо-

ния, флюгер, скорость ветра,



(опыт со свечами)


рах, определяющих скорость и направление ветра

работу ветра в природе

8(27)

Погода и ев предсказание. Лабораторная

Лабораторная работа

Годовое дви-

Базисный уровень: знать ос-

Репродуктивный: давать опре-


работа «Описание погоды за месяц и се-


жение Земли,

новные характеристики погоды.

деления терминам.


зон».

Домашнее задание: оформить лаборатор-


причины смены времен года

Продвинутый уровень: знать причины изменения погоды

Продуктивный: знать, что та-

кое погода, признаки погоды


ную работу в тетрадь, повт. § 16-20, за-


(Природоведе-

и признаки погоды своей ме-

своей местности; предсказание


писи в тетрадях по теме «Воздух»

ние, 3 кл.).

стности

погоды




Ветер, облака, виды осадков (Природа, 5 кл.)


г

9(28)

Воздух, его значение в природе, жизни

Демонстрация опытов, до-


Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-


человека. Охрана воздуха от загрязнения

казывающих свойства воз-


о многообразии веществ и яв-

деления понятиям и терминам


(обобщающий урок).

духа


лений природы.

Продуктивный:


Домашнее задание: записи в тетрадях



Продвинутый уровень: иметь

Знать:





представление о составе

1 .Состав воздуха.



.


и свойствах воздуха, о призна-

2. Свойства воздуха.





ках погоды и предсказаниях ее изменения, об охране воздуш­ного бассейна

3. Погода, е€ предсказание.

4. Охрана воздуха


Раздел ГУ. ВОДА (4 часа)



Це/

ь: продолжить формирование знаний о воде, сё свойствах. Раскрыть значение воды в природе и жизни человека. Сформировать понятие о тепловом расши-

рении во

ды. Продолжить экологическое воспитание школьников




1(29)

Три состояния воды. Домашнее задание: § 21

Демонстрация опыта, дока­зывающего, что вода - пло-

Вода в природе, свойства воды,

Базисный уровень: знать осо-

Репродуктивный: давать опре-

бенности состояния веществ

деления понятиям и терминам.



хой проводник тепла

круговорот воды

и свойства жидкостей.

Продуктивный: знать, что жид-



(оборудование: про­бирка, кусочек льда, спир-

в природе (При­родоведение,

Продвинутый уровень: иметь

кая вода - плохой проводник тепла; теплопроводность, свой-

представление о теплопро-



товка, небольшой груз,

3 кл.). Состоя-

водности воды, ее свойствах

ства твердой воды, туман, пар



держатель для пробирки, две подставки, тонкая про­волока, физическая карта полушарий, видеофрагмент «Ледники»)

ние веществ, свойства жидко­стей (Природа, 5кл.)

в различных состояниях



2(30)

Тепловое расширение воды. Домашнее задание: § 22

Демонстрация опытов, до­казывающих тепловое рас­ширение воды

Свойства твёр­дых тел, газов при нагревании и охлаждении

(Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: знать мно-

Репродуктивный: давать опре-

гообразие веществ в природе и их свойства. Продвинутый уровень: иметь

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о сжатии

воды при охлаждении, расши­рении ее при температуре +4°С

представление о свойствах твердых, газообразных и жид­ких тел при их нагревании и охлаждении

3(31)

Температура кипения воды и плавления

льда.

Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация опытов ки­пения воды и плавления льда.

Оборудование: колба, вода, электроплитка или спиртовка, спички, термо­метр, барометр

Термометр, тем­пература (При­родоведение, 3 кл.). Изменение давления воздуха с высотой (При­рода, 5 кл.)

Базисный уровень: знать свой-

Репродуктивный: давать опре-

ства веществ в природе. Продвинутый уровень: иметь

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о кипе-

представление о зависимости температуры кипения воды от внешнего давления, о плав­лении льда

нии, зависимости температуры кипения воды от внешнего дав­ления; плавлении льда, темпе­ратуре плавления льда

4(32)

Вода - растворитель. Работа воды в при­роде. Домашнее задание: § 23

Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер

Свойства воды, значение воды в жизни челове­ка, животных, растений; охра­на воды (Приро­доведение, 3 кл.)

Базисный уровень: знать свой-

Репродуктивный: давать опре-'

ства веществ в природе. Продвинутый уровень: иметь

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать, что та-

представление о растворимых и нерастворимых веществах, о работе воды в природе и об охране водных ресурсов

кое раствор, взвесь; раствори­мые и нерастворимые вещест­ва, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана

Раздел V. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (4 часа) Цель: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и многообразии горных пород, их свой­ствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями: «выветривание», «обломочные горные породы», «руда», «рудные и нерудные полезные ископаемые», «чёрные и цветные металлы», «свойства металлов»

1(33)

Внутреннее строение Земли. Горные по­роды.

Лабораторная работа «Определение свойств минералов и горных пород». Домашнее задание: § 24

Демоне фация схем, рисун­ков внутреннего строения Земли. Демонстрация кол­лекций горных пород и ми­нералов различного проис­хождения

Внешние обо­лочки Земли (Природа, 5 кл.). Полезные иско­паемые (Приро­доведение, 3 кл.)

Базисный уровень: знать внут­реннее строение Земли и ос­новные горные породы. Продвинутый уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о внут-

ренних оболочках Земли; гор­ных породах, происхождении горных пород, минералов

представление о происхожде­нии горных пород и минералов

2(34)

Разрушение горных пород. Домашнее задание: § 25

Демонстрация обломочных горных пород; проведение опыта, доказывающего расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие

Свойства твёр­дых тел, жидко­стей и газов расширяться

Базисный уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-

представление о свойствах твердых тел.

Продвинутый уровень: иметь представление о разрушении

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о разру-

шении твёрдых пород под воз­действием природных факторов.


1

2

3

4

5

6



при охлаждении. Демонст­рация фотографий, рисун­ков с изображением скал причудливых форм

при нагревании и сжиматься при охлаждении (Природа, 5 кл.)

твердых пород под воздействи­ем природных факторов, о вы­ветривании, использовании об­ломочных пород человеком

выветривании, обломочных горных породах, использова­нии обломочных пород чело­веком

3(35)

Полезные ископаемые. Металлы. Лабора­торная работа «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физически­ми свойствами». Домашнее задание: § 26

Демонстрация коллекции руд черных и цветных металлов (магнитный железняк - маг­нетит, красный железняк -гематит, бурый железняк, медный колчедан, боксит и др.), нерудных полезных ископаемых (торф, каменный уголь, апатит, нефть и др.). Оборудование: компас, магнит, карта полезных иско-

Полезные иско­паемые, их ви­ды. Охрана по­лезных ископае­мых (Природо­ведение, 3 кл.). Горные породы, минералы (При­рода, 5 кл.)

Базисный уровень: знать виды

Репродуктивный: давать опре-

полезных ископаемых. Продвинутый уровень: иметь

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о рулах чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудных полезных ископаемых

представление о рудных и нерудных полезных ископае­мых, свойствах металлов




паемых, предметы, изготов­ленные из чбрных и цветных металлов, гвоздь, деревянная палочка, стакан с горячей водой



?

4(36)

Экскурсия «Изучение работы текучих вод и ветра»

Домашнее задание: ответить на вопросы в тетради

Демонстрация продуктов выветривания, результатов разрушительной работы воды и ветра

Разрушение твердых пород под действием природных фак­торов. Выветри­вание, обломоч­ные горные по­роды, ледники, работа воды в природе (При­рода, 5 кл.)

Базисный уровень: знать о мно-

Репродуктивный: знать и ис­пользовать в описании объек­тов термины и понятия. Продуктивный: знать о разру-

гообразии явлений природы. Продвинутый уровень: иметь

представление о созидатель­ной и разрушительной работе ветра

шительной и созидательной работе воды и ветра

Цель: углубить знания учащихся о почве, её сое почв. Показать необходимость охраны почв

Раздел VI. ПОЧВА - ОСОБОЕ ТЕЛО ЗЕМЛИ (15 часов)

лаве; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии

1(37)

Образование почв и их разнообразие. Домашнее задание: § 27

Демонстрация физической карты России, образцов различных почв: чернозвм-

Почва, перегной, черноземные и подзолистые

Базисный уровень: иметь пред-

Репродуктивный: давать опре-

ставление о почве и ее разно­образии.

деления понятиям и терминам.


г—i

—_ 1

ной, подзолистой, торфя­ной, песчаной, глинистой

почвы (Приро­доведение, 3 кл.)

Продвинутый уровень: иметь

Продуктивный: знать об обра­зовании почвы, о почвах струк­турных и бесструктурных; о почвенных горизонтах, кис­лых почвах

представление о процессе об­разования почвы, ее структуре

2(38)

Состав и свойства почвы. Домашнее задание: § 28

Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы

Состав почвы, ее плодородие, удобрения, пе­редвижение во­ды в почве (Природоведе­ние, 3 кл.)

Базисный уровень: знать со-

Репродуктивныц: давать опре­деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о неор-

став и свойства почвы. Продвинутый уровень: иметь

представление о плодородии почв, передвижении в ней во­ды, о роли органических и не­органических удобрений в по­вышении плодородия почв

ганических и органических веществах почвы; о солончако­вой почве; капиллярах; органи­ческих и неорганических удоб­рениях

3(39)

Уход за почвой. Домашнее задание: § 29

Демонстрация минеральных удобрений (коллекция). Де­монстрация таблиц, показы­вающих способы обработки почвы

Органические и минеральные удобрения, об­работка почв, плодородие почв

Базисный уровень: знать ос-

Репродуктивный: давать опре-

новные способы улучшения плодородия почв. Продвинутый уровень: иметь

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о влия­нии удобрений и способах об­работки на почву

/lit'1 ЩщрООТ

представление о зависимости свойств почвы от способов ухода за ней


,.. . .._.

Влияние растений на почву.

Домашнее задание: § 30

Демонстрация таблиц с изо­бражением елового леса, луга

Плодородие почвы, еловый лес, луг (Приро­доведение, 3 кл.)

Базисный уровень: знать о влиянии растений на почвы. Продвинутый уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о влия-

представление о зависимости растений от почвы и почвы от растений

нии почвы на растения и влия­нии растений на почву

5(41)

Разрушение почв. Домашнее задание: § 31

Демонстрация таблиц, ри­сунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву непра­вильной обработки

Влияние ветра и воды на почву, защитные лес­ные полосы, охрана почв (Природоведе­ние, 3 кл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

о влиянии природных явлений на разрушение почв. Продвинутый уровень: иметь

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать о ветро-

вой и водной эрозии почв; об обработке почвы; о том, что растения - защитники почвы, что человек - защитник почвы

представлаше о ветровой и вод­ной эрозии почв, способах обра­ботки почв и мерах ее охраны

-

Цель: обобщить конкретные знания школьнике ния и строение; формировать умение находить общее

.. .. ...

Раздел VII. ОРГАНИЗМЫ (6 часов)

в о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм в разных объектах Природы и на этой основе делать обобщения

, его свойства, среда его обита-

1(42)

Организм и его свойства.

Домашнее задание: § 32

-— .

Демонстрация таблиц с изо­бражением растений, гри­бов, животных своей мест-

Растения, гри­бы, животные, человек. Раз-

о многообразии живых орга-

Репродуктивный: давать опре-

деления понятиям и терминам.


низмов, их свойствах.

1 1


* .J . -«— .

3

4

5

6

.

'■■— 1

a

ности. Демонстрация опыта «Пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду»

множение расте­ний, животных, питание живот­ных (Природо­ведение, 2-3 кл.)

Продвинутый уровень: иметь

Продуктивный: знать, что та-

представление о разнообразии живых организмов своей мест­ности, особенностях их пита­ния и размножения

кое организм, о свойствах жи­вых организмов

2(43)

Где живут организмы. Домашнее задание: § 33

Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса

Лес, растения и животные ле­са; влияние рас­тений на живот­ных; приспособ­ленность орга­низмов к усло­виям среды (Природоведе­ние, 3 кл.)- Био­сфера (Природа, 5кл.)

Базисный уровень: знать среды

Репродуктивный: давать опре-

обитания живых организмов. Продвинутый уровень: иметь

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать, что та-

представление о факторах живой и неживой природы, влияющих на жизнь живых организмов

кое среда обитания, факторы среды обитания, факторы не­живой и живой природы, эко­логия

г

3(44)

Экскурсия в природу «Разнообразие жи­вых организмов, их относительная при­способленность к условиям среды»

Э

Наблюдение за разнообра­зием живых организмов в лесу (или другом биогео­ценозе) по сезонам года

Растения и жи­вотные леса, луга, поля, во­доёмов (Приро­доведение, 3 кл.)

Базисный уровень: знать пред-

Репродуктивный: давать опре-

ставителей живых организмов данного биогеоценоза. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам и использо­вать их в описании наблюдае­мых объектов. Продуктивный: знать о разно-

представление об относитель­ном характере приспособлен­ности живых организмов к ус­ловиям среды обитания

образии организмов, их при­способленности к условиям среды, относительном харак­тере их приспособленности

4(45)

Увеличительные приборы. Домашнее задание: § 34

Демонстрация лупы, мик­роскопа


Базисный уровень: знать про-

Репродуктивный: давать опре-

стейшие увеличительные при­боры. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать, что та-

кое лупа, микроскоп, окуляр, объектив. Иметь представле­ние о клетке.

Уметь работать с микроско­пом

представление об устройстве увеличительных приборов; уметь работать с увеличитель­ными приборами

5(46)

Строение организмов. Домашнее задание: § 35

Демонстрация гербарных экземпляров растений, кол­лекции насекомых, муля­жей грибов, микропрепара­та клетки под микроскопом

Микроорганиз­мы. Растения. Животные. (Природоведе­ние, 3 кл.)

Базисный уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-

представление о разнообразии строения организмов.

■■ ■ ■ .114

деления понятиям и терминам. Продуктивный: знать, что та-

кое клетка, оболочка, цито­плазма, ядро, одноклеточные


.

-


'

Продвинутый уровень: иметь представление о неклеточных формах жизни

организмы, неклеточные орга­низмы, ткань, орган, много­клеточные организмы

6(47) Организмы (обобщающий урок). Демонстрация таблиц с изо-Домашнее задание: повторить тему «Ор- бражением грибов, расте-ганизмы» ний, животных

* . -

Базисный уровень: знать о мно-

Репродуктивный: давать опре-

гообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный:

Знать:

1. Организм, его свойства.

2. Среда обитания организмов,
факторы среды.

3.Строение организмов

1. ...\' ' ,М

.' •' . ,' » :.-;j:-.-.■;..!" •''■ -

представление о свойствах живых организмов, влиянии на них факторов природы, о различных формах жизни, особенностях клеточного строения

Раздел УШ. РАСТЕНИЯ - ПОСРЕДНИКИ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ (6 часов) , Цель: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов; формировать понятие «организм растения»

1(48)

Признаки растения. Домашнее задание: § 36

Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов

Значение расте­ний в природе (Природоведе­ние, 3 кл.). Ки­слород, угле­кислый газ (Природа, 5 кл.)

Базисный уровень: знать о зна-

Репродуктивный: давать опре­деления терминам. Продуктивный: знать общие

чении растений в природе. Продвинутый уровень: иметь


представление об отличитель­ных признаках растительных организмов по сравнению с животными

и отличительные признаки растений; что такое пигменты, хлорофилл, фотосинтез

2(49)

Разнообразие растительного

мира.

Домашнее задание: § 37

l

-

Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений

Растения леса, луга, поля, во­доема; теневы­носливые и све­толюбивые рас­тения; растения дикорастущие и культурные (Природоведе­ние, 2-3 кл.). Органы расте­ния (Природа, Ум.)

Базисный уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-

представление о многообра­зии растительного мира. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать, что бы-

вают растения цветковые и нецветковые; что цветок -орган растения; что такое одо­машнивание дикорастущих растений



представление о растениях цветковых и нецветковых, ди­корастущих и культурных т

., 1 - ■ , . - ,. ■ 1



' HI


.


1

2

3

4

5

6

3(50)

Строение цветковых растений. Лабораторная работа «Распозна­вание органов цветковых расте­ний на живых и гербарных об­разцах». Домашнее задание: § 38

Гербарии и живые растения

Части растения; семенное раз­множение (При­родоведение, 2 кл.). Органы растения (При­рода, 5 кл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

строение цветковых растений; уметь распознавать органы цветковых растений. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать органы

цветкового растения; функции органов цветкового растения

представление о функциях органов цветковых растений

4(51)

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека». Домашнее задание: § 39

Демонстрация гербариев дикорасту­щих лекарственных растений

Разнообразие лекарственных растений (При­родоведение, Зкл.)

Базисный уровень: знать ди-

Репродуктивный: давать опре-

корастущие растения и места

их обитания.

Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать о много-

образии дикорастущих расте­ний, их местах обитания; что такое аптекарские огороды; ядовитые растения

представление о разнообразии мест обитания дикорастущих растений и о влиянии факторов среды обитания на растения


5(52)

Красная книга растений. Домашнее задание: § 40

Демонстрация видеофильма, диа­фильма или слайдов на тему «Расте­ния Красной книги»

Красная книга. Растения Крас­ной книги (При­родоведение, Зкл.)

Базисный уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-

представление о Красной кни­ге и о ее назначении. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать, что есть

растения, находящиеся под угрозой исчезновения

представление о растениях, занесенных в Красную книгу, и о мерах их охраны



6(53)

Многообразие культурных рас­тений.

Домашнее задание: § 41

Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур или их изображений

Культурные растения, расте­ния поля (При­родоведение, Зкл.)

Базисный уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре­деления терминам. Продуктивный: знать, что та-

представление о культурных растениях и об их многообра­зии. Продвинутый уровень: иметь

кое овощные, зерновые, плодо­вые, технические культуры, их разнообразие; центры проис­хождения культурных растений

представление об овощных, зерновых, технических, плодо­вых культурных растениях

Цел

ь: познакомить с представителямi

'-■ — *J .

Раздел IX. ГРИБЫ (2 часа)

особого царства - грибами. Сформировать знания о стро

ении, размножении грибов, об их значении для человека

1(54)

Разнообразие грибов. Домашнее задание: § 42

Демонстрация белой плесени на про­дуктах, зелёной плесени на хлебе

Грибы (Приро­доведение, 2 кл.)

Базисный уровень: знать осо-

Репродуктивный: давать опре-

бенности строения и размно­жения грибов, иметь пред­ставление об их разнообразии.

деления терминам. Продуктивный: знать, что есть

грибы одноклеточные и много-




■—_— |


Продвинутый уровень: иметь

клеточные; о питании грибов, значении грибов

представление об особенно­стях одноклеточных и много­клеточных грибов, их значении в природе и для человека

2(55)

Шляпочные грибы. Домашнее задание: § 43

Демонстрация свежих, консервиро­ванных грибов и их муляжей

Съедобные и ядовитые гри­бы. Правила сбора грибов (Природоведе­ние, 2 кл.)

Базисный уровень: знать при-

Репродуктивный: давать опре-

меры съедобных и ядовитых шляпочных грибов. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать, что такое шляпочные грибы, их строение; правила сбора гри­бов. Уметь распознавать гри­бы-двойники

представление об особенно­стях строения и размножения шляпочных грибов

Раздел X. ЖИВОТНЫЕ - БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (4 часа)

Цель: продолжить развитие знаний о животных, их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйст­венной деятельности человека

1(56)

Признаки животных Домашнее задание: § 44

-

Демонстрация живых животных, кол­лекций, чучел, муляжей, влажных препаратов

Животные леса, луга, водоёма (Природоведение, 2 кл.). Животные дикие и домаш­ние (Природове­дение, 2 кл.)

Базисный уровень: знать ха­рактерные признаки животных. Продвинутый уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-г

деления терминам. Продуктивный: знать о много-

представление о многообра­зии способов питания живот­ных

образии животных по способу питания, о том, что такое клет­чатка

2(57)

Условия жизни и многообразие диких животных. Домашнее задание: § 45

Демонстрация коллекций чучел, влаж­ных препаратов, таблиц, изображаю­щих диких животных. Организация наблюдений за дикими животными в природе

Сезонные явле­ния в жизни диких животных (Природоведе­ние, 2-3 кл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

о многообразии диких живот­ных и условиях их жизни. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: иметь пред-

ставление об условиях жизни диких животных; животных одноклеточных и многокле­точных; позвоночных и беспо­звоночных; о средах обитания диких животных

представление о сезонных явлениях в жизни диких жи­вотных и об организации на­блюдения за ними в природе

3(58)

Значение диких животных и их

охрана.

Домашнее задание: § 46

.

Демонстрация видеофильма, диа­фильма, слайдов или таблиц о живот­ных Красной книги


Значение диких животных, ох­рана животных. Заповедники (Природоведе­ние, 2-3 кл.)

Базисный уровень: иметь

Репродуктивный: давать опре-

представление о значении диких животных и о необхо­димости их охраны. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать о значе-

нии животных в природе и для человека, о животных Красной книги; о мерах по охране диких животных


представление об организации охраны диких животных в Рос­сии и в других странах


1

2

3

.

4

—. — ———-

6

4(59)

Домашние животные. Домашнее задание: § 47

Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных

-■

Домашние жи­вотные, условия их жизни по сезонам года, уход за домаш­ними животны­ми (Природове­дение, 2 кл.)

Базисный уровень: знать до-

Репродуктивный: давать опре-

машних животных и условиях их содержания Продвинутый уровень: иметь

деления терминам Продуктивный: знать примеры

сельскохозяйственных живот­ных. Иметь представление о животноводстве

представление о разнообразии сельскохозяйственных живот­ных и об отраслях животно­водства


Раздел XI. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 часа)

Цель: расширить знания учащихся о комнатных растениях и домашних животных, об их разнообразии, образе жизни и поведении, познакомить с правилами ухода за ними. Воспитывать любовь и доброе, бережное отношение к природе, прививать интерес к ней

1(60)

Растения в вашем доме. Прак­тическая работа «Уход за ком­натными растениями». Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация разнообразия комнатных растений

Комнатные рас­тения. Разнооб­разие комнат­ных растений (Природоведе­ние, 2 кл.)

Базисный уровень: знать при-

Репродуктивный: давать опре-

меры комнатных растений. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать о значе-

представление об экологиче­ских группах растений, усло­виях содержания различных комнатных растений

нии комнатных растений, их разнообразии, об экологиче­ских группах растений. Уметь ухаживать за комнат­ными растениями

2(61)

Животные в вашем доме. Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация собак (служебных, деко­ративных) и кошек различных пород

Домашние жи­вотные. Уход за домашними жи­вотными (При­родоведение, 2кл.)

Базисный уровень: знать до-

Репродуктивный: давать опре-

машних животных, условия их содержания в доме, в квартире. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать породы

собак (служебные, декоратив­ные), породы кошек. Уметь ухаживать за домаш­ними животными

представление о породах ко­шек и собак, об истории их одомашнивания

3(62)

Ваш аквариум. Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных

Базисный уровень: знать уст-

Репродуктивный: давать опре-

ройство аквариума, иметь представление о разнообразии его обитателей. Продвинутый уровень: иметь

деления терминам. Продуктивный: знать устрой-

ство аквариума, растительный и животный мир аквариума. Уметь ухаживать за живот­ными и растениями в аква­риуме

представление об условиях содержания животных и рас­тений в аквариуме и об уходе за ними


. —— ■— —- — ■■ — ..,., .

Раздел XII. ЧЕЛОВЕК. ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (4 часа) Цель: продолжить развитие знаний о человеке, способах сохранения здоровья. Сформировать знания о негативных факторах, влияющих на здоровье человека

1(63)

Человек и окружающая среда. Лабораторная работа «Опреде­ление показателей своего орга­низма». Домашнее задание: § 49

Демонстрация таблиц, изображающих строение тела человека. Организация наблюдения за собственным организмом

Система органов, среда обитания человека, физиче­ские, химические, биологические факторы среды

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

особенности строения орга­низма человека. Продвинутый уровень:

деления терминам. Продуктивный: знать об осо-

бенностях влияния физиче­ских, химических и биологиче­ских факторов среды на орга­низм человека.

Уметь определить показатели развития своего организма

иметь представление

о влиянии факторов среды на организм

2(64)

Как беречь свое здоровье и жизнь? Лабораторная работа «Оказание первой медицин­ской помощи». Домашнее задание: § 50

Демонстрация таблиц, показывающих способы оказания первой медицинской

помощи

Ушибы, ожоги, кровотечение, растяжение свя­зок, переломы

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать клас-

особенности поведения в природе и виды травм. Продвинутый уровень:

сификацию травм. Продуктивный: уметь оказать -

первую медицинскую помощь при кровотечениях, ожогах, ушибах и переломах

иметь представление

о способах оказания первой

медицинской помощи

3(65)

Вредные привычки и их преду­преждение. Домашнее задание: § 51

Демонстрация плакатов, показывающих пагубное влияние алкоголя и табака на организм человека

Вредная привыч­ка, курение, нико­тин, алкоголь, наркомания

Базисный уровень: знать.

Репродуктивный: давать опре-

что такое вредные привычки, их разновидности.

Продвинутый уровень:

деления терминам. Продуктивный: знать, что та-

кое вредные привычки, как они влияют на человека и как пре­дупредить их появление

иметь представление

о пагубном воздействии вредных привычек на орга­низм человека

4(66)

1 J

Здоровый образ жизни. Обоб­щающий урок. Домашнее задание: записи в тетрадях

Демоне фация примеров (виды, фраг­менты, слайды, фотографии) положи­тельного влияния здорового образа жизни на человека

Здоровый образ жизни, вредные привычки

Базисный уровень: знать.

Репродуктивный: давать опре-

что входит в понятие «здоро­вый образ жизни».

Продвинутый уровень:

деления терминам здорового образа жизни. Продуктивный: уметь органи-

иметь представление об опасных факторах, влияющих на здоровье

зовать свой образ жизни с ми­нимальным воздействием нега­тивных факторов на здоровье. Знать, что такое закаливание, рациональное питание, польза физических упражнений



1 I

2 3

4 1 5 1 6

Раздел XHI. ПРИРОДА ЕДИНА (4 часа) Цель: продолжить формирование научного мировоззрения и развитие экологической культуры; обобщить и углубить знания о неживой и живой природе

1(67)

Связи живого и неживого.

Практическая работа (игра)

«Построй невидимую цепь»

(ботаническое и зоологическое

лото).

Домашнее задание: § 48

Демонстрация рисунков, таблиц с изо­бражением растений и животных для составления простых цепей питания

у

-

Неживая и живая природа (Природо­ведение, 2-3 кл.). Факторы неживой природы, факторы живой природы. Значение живой и неживой приро­ды. Экология (При­рода, 5 кл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

признаки живого и неживо­го, их взаимовлияние и взаимозависимость Продвинутый уровень:

деления терминам. Продуктивный: знать, что та-

кое пищевые связи, цепи пита­ния, пищевые сети. Понимать, что природа - единое целое

уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы

2(68)

Мы в ответе за природу. Домашнее задание: записи в тетрадях

Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе

Неживая и живая природа, связь ме­жду ними (Приро­доведение, 2-3 кл.). Природа и человек (Природоведение, Зкл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: использовать

правила поведения в природе. Продвинутый уровень:

определения терминов. Продуктивный: знать о взаи-

уметь доказывать взаимо­связи в природе между жи­выми и неживыми компо­нентами

мосвязях в природе, о правилах поведения в природе

3(69)

Любите природу и помогайте ей. Летние задания: наблюдения за растениями и животными в уголке живой природы и в природе. Проведение опытни­ческой работы. Ведение днев­ников опыта и наблюдений

Демонстрация таблиц и рисунков по охране природы

Правила поведения в природе (Приро­да, 5 кл.)

Базисный уровень: знать

Репродуктивный: давать опре-

правила поведения в при­родных сообществах. Продвинутый уровень:

деления терминам. Продуктивный: использовать

термины в описании жизнедея­тельности природных сооб­ществ

уметь оказывать посиль­ную помощь в деле охраны природы, вести наблюдения за жизнью природы

4(70)

Обобщающий урок за курс 5 класса «Природоведение. Природа. Живая и неживая»

Демонстрация таблиц, показывающих связь живой и неживой природы

Наблюдение за ок­ружающей природой

Базисный уровень: знать закономерности жизнедея­тельности живых организмов.

Продвинутый уровень:

Репродуктивный: давать опре-

деления терминам. Продуктивный: использовать

термины при описании живой и неживой природы

уметь охранять природу