СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе (учебник Г.С. Меркина) 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе (учебник Г.С. Меркина) 5 класс»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


___________ И.П. Лизунова

31 августа 2016 года





муниципальное образование Щербиновский район

станица Старощербиновская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по литературе

Класс 5_


Учитель Лизунова Ирина Петровна


Количество часов: всего 102 часов; в неделю 3 часа;


Планирование составлено на основе рабочей программы учителей Лизуновой И.П., Кутилиной Т.В., утвержденной решением педагогического совета от 31 августа 2016 года протокол № 1


Планирование составлено на основе:

Авторской программы программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.

5-е издание, исправленное и дополненное. – М. : Русское слово, 2012


В соответствии с ФГОС основного общего образования


Учебник: литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч/ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014


урока

Содержание

кол-во часов

Даты проведения

материально-техническое оснащение

универсальные учебные действия (УУД)

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Книга – твой друг

1



Учебник

Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего;

Метапредметные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа.

Предметные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

ИЗ МИФОЛОГИИ (5 часов)

Жанровые загадки. Миф, сказка, реальность?

1



Компьютер, мультимедийная презентация

Общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- поиск и выделение необходимой информации

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Античный миф. «Олимп»

1



Учебник, компьютер

Общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- поиск и выделение необходимой информации

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Гомер «Одиссея»

1




Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Одиссей на острове циклопов. Полифем

1




Логические:

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-владение монологической и диалогической формами речи

Представление проектов «Мифологический зоопарк»

1



Таблица, мультимедийная установка

Логические:

-выбор оснований и критериев для сравнения,

-классификации объектов

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (7 часов)

Устное народное творчество, его основные виды. Загадки. Пословицы и поговорки

1



Слайдовая презентация

Познавательные:- осознанное построение речевого высказывания

-извлечение необходимой информации из текста

Логические:- установление причинно-следственных связей

-построение логической цепи рассуждений

Литературная игра.

1



Рабочие тетради

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Метапредметные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

Предметные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог.

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

1




Личностные: формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, о торжестве справедливости;

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «композиция волшебной сказки».

Сказки народов России. «Падчерица»

1



Иллюстрации по теме урока

Личностные: формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем;

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Предметные:понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Отличие бытовой сказки от волшебной. «Чего на свете не бывает».

1



Видео-фрагмент мультфильма, иллюстрации по теме урока

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Метапредметные: умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Предметные: умение выявлять характерные для сказок художественные приемы.

Р/р.

Особенности волшебной сказки. Подготовка к домашнему сочинению.

2






Иллюстрации по теме урока Рабочие тетради

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания;

Предметные: умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов.



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

1



мультиплика-ционный фильм «Создание русской азбуки»

Личностные- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства;

Метапредметные:- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

Предметные: умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племён;

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владение литературоведческим термином «летопись»; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание русского слова в его эстетической функции.

БАСНИ НАРОДОВ МИРА ( 1 час)

Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».

1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий «мудрость истинная и ложная»;

Метапредметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой литературы;

Предметные: владение литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; формирование эстетического вкуса.

РУССКАЯ БАСНЯ (4 часов)

Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности;

Метапредметные: умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные: умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.

Басни И.А. Крылова.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные: формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности;

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение;

Предметные: владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; понимание русского слова и его эстетической функции.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1



Иллюстрации по теме урока

Личностные: умение выступать перед аудиторией сверстников;

Метапредметные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметные: умение выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателей.

Русская басня в XX веке.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные: формирование представлений об антиценностях в процессе выявления смысла противопоставления скромности бахвальству и самоуверенности;

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Предметные: владение литературоведческим термином «аллегория»; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений; осмысленное чтение и адекватное восприятие; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (39 часов)

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества;

Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; умение создавать устные монологические высказывания разного типа

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1



Мультимедий-ная презентация, видеоролик

Личностные: формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности;

Метапредметные:-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;

Предметные:-умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1



Мультимедий-ная презентация, видеофрагмент мультфильма

Личностные:- формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; внутренняя несостоятельность и обреченность зла; беззащитность и доверчивость доброты перед жестоким и коварным злом; противопоставление мягкости и надменности, любви и эгоизма; нравственная красота, взаимное уважение и целомудрие – моральный идеал народа; истинная красота человека – красота души;

Метапредметные:- формирование умения отбирать нужный материал; умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;

Предметные:-владение литературоведческим термином «фольклорные элементы»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1



Рабочие тетради

Личностные:-формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность;

Метапредметные:- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

Предметные:-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; умение вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1



Видеоролик

Личностные:- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; утверждение единства русского духа, воплощенного в сказках;

Метапредметные:- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных ценностей и их современного звучания; владение литературоведческим термином «рифма»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1



Иллюстрации по теме урока, аудиозапись романса А.А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Личностные:- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены);

Метапредметные:- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Предметные:-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика».

Поэзия XIX века о родной природе.

1



Мультимедий-ная презентация,аудиозапись романса С.Рахманинова «Весенние воды»



Личностные:- совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; формирование представлений об участии как гуманистической ценности;

Метапредметные:- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств;

Метапредметные:- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное;

Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».


Историческая основа и прототипы героев.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел;

Метапредметные:- формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

Предметные:-владение литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1



Рабочие тетради

Личностные:- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа;

Метапредметные:- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

Предметные:- владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Русский воин войны 1812года

1



Рабочие тетради

Личностные:- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа;

Метапредметные:- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

Предметные:- владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Р/р Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова»

2








Панорама «Бородинская битва»

Личностные - формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; осмысление значения Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в истории европейских войн;

Метапредметные:- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров;

Предметные:-владение литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции.



Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя; увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существователей»; утверждение роли искусства в жизни общества;

Метапредметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести.

1



Видео-фрагмент мультфильма, иллюстрации по теме урока

Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; искусство как самое сильное средство борьбы со злом;

Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные:-владение литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Оксана и Вакула. Фольклорные источники

1



Презентация

Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; искусство как самое сильное средство борьбы со злом;

Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные:-владение литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; открытый финал повести как перспектива реального мира;

Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как способа познания жизни;

Предметные:- умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владение литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Начало литературной деятельности

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; выявление причин чувства одиночества, ощущение несправедливости окружающего мира; личные обиды как отголосок всенародной беды – крепостного права;

Метапредметные:- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение литературоведческим термином «прототип»; приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: чувство собственного достоинства, трудолюбие, искренность;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения»

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима над окружающими; внутренний протест, стремление к независимости героя;

Метапредметные:- формирование умения правильно отбирать материал, умения работать в группах;формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении;

Предметные:- умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1



Видео-фрагмент мультфильма

Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; Герасим – символ русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости; великое чувство любви к родной земле, родному дому – причина изменений в душе Герасима: от покорности барской воли к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы;

Метапредметные:- умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Предметные:- владение литературоведческим термином «эпизод»; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

  1. 1

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

2



Рабочие тетради

Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: доброта, отзывчивость, человеколюбие главного героя, «самого замечательного лица» из всей дворни;

Метапредметные: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Предметные: умение грамотно строить письменную монологическую речь.

Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева

1



Мультимедийная презентация

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности;

Метапредметные- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные:- владение литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта..

1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма;

Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

Предметные: умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети».


1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; нелегкая крестьянская доля; богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств;

Предметные: -понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы.

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам.

2






Рабочие тетради

Личностные:- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; серьезное и строгое отношение к труду русского крестьянства; сознание своего долга перед семьей; чувство любви к России, соединенное с чувством боли за неё;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Предметные:-умение понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владение литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; умение вести диалог.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».

1



Мультимедийная презентация

Аудиозапись романса

Личностные:-формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; тройка как символ свободы, движения, мечты о счастье; авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого зависит счастье простых людей;

Метапредметные:- формирование умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; владение устной монологической речью;

Предметные:-понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с жизнью; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении»

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни;

Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Предметные: умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений об агрессивности как антиценности; смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своем, противостояние агрессии (Жилин); отсутствие нравственной опоры – любви к людям как причина агрессивности (Костылин); противопоставление ненависти к иноверцам, кровной мести за измену вере законам гуманизма, человечности;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; умение пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого; противопоставление активной жизненной позиции пассивности и нерешительности;

Метапредметные: развитие способности понимать литературное художественное произведение, отражающее разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

Предметные: -владение литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

2






Рабочие тетради

Личностные:- формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания;

Метапредметные: развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

- умение грамотно строить письменную монологическую речь.



Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья. Книга в жизни А.П. Чехова.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство свободы и человеческого достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи, пресмыкательству;

Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осознание значимости литературы для своего дальнейшего развития;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы.

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций.

1



Мультимедийная презентация

Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; народ и государство; противопоставление рациональной логики, основанной на законе, «праву по совести»; Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация».

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Отношение писателя к персонажам.

1



Иллюстрации по теме урока

Личностные:- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; осуждение трусости, обмана, легковерности;

Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров;

Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия».

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.

2






Рабочие тетради

Личностные:- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

Метапредметные:- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; владение устной и письменной монологической речью;

Предметные:- осмысление роли детали в создании художественного образа; написание классных творческих работ.



ИТОГОВЫЙ урок по разделу

1



Рабочие тетради

Личностные:- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Метапредметные:- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

Предметные:- осмысление роли детали в создании художественного образа.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Контрольная работа





Личностные:- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми;

Метапредметные:- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

Предметные:- осмысление роли детали в создании художественного образа.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 часов)

Краткие сведения об И.А.Бунине.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- совершенствование духовно-нравственных качествх личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные:- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Тема природы и приёмы её реализации в произведениях И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма; красота как все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение; образ оленя как символ жизненной энергии, солнечного света, божественного дара, стремительности, грации;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:- умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческим термином «стихотворение-размышление»

И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». «Подснежник».

1



Иллюстрации по теме урока, рабочие тетради

Личностные: трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости»; стремление к постижению «вечных вопросов жизни»;

Метапредметные: владение устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

-формирование умения выразительно читать текст; умения давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владение литературоведческим термином «образ-пейзаж»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; многогранность творческой личности;

Метапредметные:

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни;

Предметные:

- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение вести диалог; формирование эстетического вкуса.

Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; жестокость, грубость, грязь, равнодушие окружающей действительности (мира города) – причина отсутствия интереса к жизни, непосредственности, искренности чувств, присущих детям;

Метапредметные:

- смысловой и эстетический анализ текста; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:

- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «тема», «эпизод»,

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:

- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; противопоставление одухотворяющей силы природы губительной и равнодушной силе города; жестокая действительность, разрушающая мечты о счастье, - причина апатии и духовной смерти;

Метапредметные:

- формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении;

Предметные:

-владение литературоведческим термином «финал»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности;

Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание произведений русских писателей 19-20 вв.

Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1



Рабочие тетради

Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни;

Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:-умение пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владение литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет».

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость – черты характера поэта;

Метапредметные:- умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные:- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к неуспокоенности, к борьбе;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении;

Предметные:- умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературными терминами «антитеза», «художественное пространство».

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия, как гуманистической ценности; красота родного края – источник вдохновения и творческих сил поэта;

Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

1



Иллюстрации по теме урока

Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; неразрывная связь родной природы и человека; любовь к родине;

Метапредметные:- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения

Предметные:- формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства

С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1



Иллюстрации по теме урока

Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; восприятие человека как части природы; природа не символ человеческих чувств и не аналогия человеческого мира, а одушевленное существо, живущее самостоятельной жизнью;

Метапредметные:- умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;

Предметные:- формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владение литературоведческим термином «олицетворение».

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- совершенствование духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; стремление помочь изможденному судьбой человеку, понять и оправдать смысл и цель его существования;

Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым;

Метапредметные:- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

Предметные:- формировать умение художественно пересказывать фрагмент; умение составлять словарь для характеристики предметов и явлений; умение давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «мифологическое сознание».

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1



Рабочие тетради

Личностные:- развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем, формирование нравственных ценностей;

Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; служение народу – высшая цель творчества;

Метапредметные:- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы.

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; талант, способность восхищаться красотой окружающего мира, терпение, трудолюбие – качества характера творческого человека;

Метапредметные:- умение соотносить свои действия с планируемым результатом; формирование навыка смыслового чтения;

Предметные:- формирование умения давать характеристику герою; умения пересказывать от другого лица.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

1




Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу; постоянный творческий поиск страдания и разочарования на пути к недостижимому идеалу – удел творческой личности;

Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное;

Предметные:- формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм».

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о деликатности, ранимости, доброжелательности, точности в оценке явлений и событий;

Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1



Мультиплика-ционный фильм

Личностные:- формирование представлений о бодром и жизнерадостном мироощущении, вере в будущее, в успех, в то, что в мире существует положительное начало, добро; умение любить все живое, не унывать ни при каких жизненных обстоятельствах;

Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; формирование умения аргументировано высказывать собственное мнение и

координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Предметные:- понимание авторской позиции и своего отношения к ней; владение литературоведческим термином «юмор»; восприятие на слух литературных произведений жанров.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе.

1



Мультиплика-ционный фильм

Личностные:- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».Черты характера героя.

1



Рабочие тетради

Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; становление личности человека, чувства единства природы и человека;;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения;

Предметные:- владение литературоведческим термином «художественная идея»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания.

Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Человек и природа.

1



Рабочие тетради

Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; становление личности человека, чувства единства природы и человека;;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения;

Предметные:- владение литературоведческим термином «художественная идея»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания.

Р/р. Сочинение «Как Васютка выжил в тайге» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»(дом. соч.)

1



Рабочие тетради

Личностные:- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

Метапредметные:- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Предметные: умение создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов;

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:

- формирование представлений о милосердии, готовности помочь, сострадании, человеколюбии;

Метапредметные:

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное;

Предметные:

-умение различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа.

Родная природа в произведениях писателей XX века.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:

- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; «чистота души», чувство любви к родине, родной природе, ощущение глубинной связи с ней; Родина – духовная опора человека;

Метапредметные:

- умениеоформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии;

Предметные:

-формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения.

В.И.Белов. «Весенняя ночь».

1



Мультимедийная презентация

Личностные:

- формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; утверждение бесконечности бытия природы и жизни человека;

Метапредметные:

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

Предметные:

-умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «лирическая проза».

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

1



Мультимедийная презентация

Личностные:

- формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; осознание самого себя как личности, переживание момента своего самоопределения; ощущение кровной связи с огромным миром, наполненным жизнью;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе;

Предметные:

-умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 часов)

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание;

Метапредметные:- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

Предметные:- понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; владение литературоведческим термином «приключенческий роман».

Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; Метапредметные:- формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения;

Предметные:-умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою.

Х.К.Андерсен.

Заочная экскурсия на родину сказочника.

1



Мультимедийная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; творчество как урок человечности, доброты, любви к людям;

Метапредметные:- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических воздействий родного языка на основе изучения произведений мировой литературы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

Предметные:- понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; владение литературоведческим термином «волшебная сказка».

Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1



Мультиплика-ционный фильм

Личностные:- противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:- умение характеризовать литературных героев; владение литературоведческими терминами: авторский замысел и способы его характеристики».

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- формирование представлений о творчестве как гуманистической ценности и свободе как условии творчества;

Метапредметные:- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

Предметные: умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы.

М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление сурового, деспотически нетерпимого мира взрослых красоте и поэзии «свободного», чистого, неразвращенного сознания, воспринимающего мир во всей полноте его объективного бытия;

Метапредметные:- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение составлять собственное суждение о предмете речи;

Предметные: -формирование умения давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «юмор».

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление унылой «добродетели» высокому живому понятию «человечности»; ежедневные побуждения неиспорченного и неразвращенного человеческого сердца - источника гуманных чувств;

Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

Предметные:- понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней; владение литературоведческими терминами «юмор», «ирония», «сатира».

Ж .Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство собственного достоинства и скромность, умение терпеть страдания, не поступаясь национальной гордостью, готовность бороться за свое достоинство, отстаивая неотъемлемое право человека жить свободно;

Метапредметные:- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

Предметные:- умение давать характеристику герою, определять тему произведения; владение литературоведческим термином «рассказ».

Краткие сведения о Дж.Лондоне. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1



Мультимедий-ная презентация

Личностные:- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе и сообществе

Метапредметные:- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен.

1



Рабочие тетради

Личностные:- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе и сообществе

Метапредметные:- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; владение основами самоконтроля, самооценки

Предметные:- выявление в произведении заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение вести диалог.

Повторение изученного за год




Рабочие тетради

Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других;

Предметные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоговая контрольная работа





формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других;

Предметные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.

Подведение итогов года. Литературная игра.

Рекомендации по самостоятельному чтению летом.

1



Рабочие тетради

Личностные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других;

Предметные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.


ИТОГО:

102 час.




Сочинений: 6

Контрольных уроков- 2