СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс»

Приложение №1 к рабочей программе по предмету «Литература» 5-9 классы


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

Количество часов: 3 часа в неделю (102 часа)

Уровень: базовый

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) / Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П.- М.: Просвещение,2010).

Методическое обеспечение: учебник «Литература» 9 класс: в 2-х ч. / Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – Москва: Просвещение, 2011

Учитель: Гончарова Ирина Ивановна














п/п

Тема

Тип урока

Основное содержание/

планируемые результаты

Вид

деят-ти/ контроля

Код

ЭС

Д/з

Дата

Коррек-

тировка


План

Факт


Введение 1 час


1

Введение.

Литература как искусство слова.

Комбинированный

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.

Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?


Стр.4-8 (пересказ), составить план текста. Вопросы на стр. 8





Литература Древней Руси 7 часов


Урок сообщения и усвоения новых знаний

2

Самобытный характер древнерусской литературы

Комбинированный

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.



Статья учебника, план





3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Изучение нового материала.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия


Прочитать «Слово»





4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать: жанр и композицию про­изведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.


Подготовить выразительное чтение фрагмента, устные характеристики образов





5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать: нрав­ственно-патриотическую идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

Выразительное чтение и анализ текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава.


Выписать ИВС





6

Поэтическое искусство автора в «Слове…»


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать: понятие образ автора, лирическое отступление.
Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста. Отрывок наизусть.


Наизусть отрывок





7

РР Анализ эпизода в «Слове…» («Плач Ярославны», «Золотое слово Святослава»)


Урок развития речи

Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения.

Уметь комментировать и анализировать эпизод.

Выразительное чтение эпизодов, выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.


Составить план произведения





8

РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве»


Урок развития речи

Знать текст произведения, его художественные особенности.

Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая

в связный текст.

Формулировка тем сочинений с их обсуждением. Составление плана, отбор материала, цитат.


Написать сочинение по плану





Русская литература ХVIII века 9 часов


9

Характеристика русской литературы ХVIII века. Классицизм.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана.


Вопросы 1-6 стр.40, теория лит-ры





10

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка


Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворение с точки зрения принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, ИВС.

Пересказ прочитанной статьи о поэте. Ответы на вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему?



С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразительное чтение





11

Жанр оды. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в оде М.В.Ломоносова.


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего худ. ИВС языка в оде.


Наизусть отрывок из оды «На день восшествия…»





12

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Ода «Властителям и судиям».


Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды. Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношение к народу и положение народа?


Учебник с.59-64





13

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник».


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.


Наизусть отрывок из оды "Властителям и судьям"





14

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Особенности повествования.


Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. Черты классицизма в главах, особенности жанра путешествия. Пересказ и комментарий глав «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию.


С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать выборочно главы из "Путешествия"подготовить пересказ.





15

А.Н.Радищев. Обличительный пафос произведения (глава «Любани»).


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.




Вопросы 7-9, с.74





16

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.


Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать биографию Карамзина, его заслуги, новаторский характер литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание.

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм. Анализ стихотворения «Осень».



С.75-85, вопросы с.85, теория литературы, прочитать «Бедную Лизу»





17

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Внимание к внутренней жизни человека


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать содержание произведения.

Уметь пересказывать содержание произведения, формулировать его идею, находить черты сентиментализма, давать характеристику героев, особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию.

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы).



С.103, вопросы





Из русской литературы I половины ХIХ века 3 часа


18

Золотой век русской литературы (обзор). Романтизм


Комбинированный

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Читают статью учебника, развернуто отвечают на вопросы.


с.112 вопросы, теория литературы





19

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Море», «Невыразимое».


Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать основные черты романтизма как литературного направления, понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать, анализировать стих. с точки зрения принадлежности к романтизму, жанра,  темы, идеи, композиции, ИВС.

Рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительное чтение стихотворений, отвечают на вопросы.


с.114-126, биография поэта, проанализ-ать стихотворение





20

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра.

Комбинированный

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Читают статью учебника и балладу «Светлана», отвечают на вопросы.


С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок





А.С.Грибоедов «Горе от ума» 8 часов


21

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Чтение статьи учебника о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание.


Биография, прочитать комедию "Горе от ума".





22

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии.


Комбинированный

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет). Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, анализом (по плану).


Выразительное чтение II действия, цитатные характеристики героев





23

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии


Комбинированный

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Повторение значения терминов. Составляют словарь толкований: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, просторечной лексики. Сопоставительный анализ монологов (по плану).


Перечитать 3действие комедии, цитатный материал о нравах московского общества.





24

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия


Комбинированный

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Устные характеристики персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутые ответы на вопросы. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.


Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)





25

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия


Комбинированный

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Развернутые ответы на вопросы


Сопоставительная характеристика главных героев





26

РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой


Урок развития речи

Знать основные положения статьи.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  о Чацком.

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект)


Закончить конспект статьи. Составить план сочинения





27-28

РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Уроки развития речи

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать в связный текст.

Подготовка к сочинению. Сочинение





Собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина





А.С.Пушкин 18 часов


29

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

Комбинированный

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказывают статью учебника, презентуют информационный проект с комментариями и суждениями.


С.167-172, пересказ биографии Пушкина





30

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина


Комбинированный

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, ИВС

Выразительное чтение стихотворений с анализом идейно-художественного своеобразия


С.172-178, анализ стих-я «Анчар»





31

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Пересказ статьи учебника, выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения?


Наизусть «К Чаадаеву»





32

Любовная лирика А.С.Пушкина

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?


Наизусть 1 стихотворение на выбор





33

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворение с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, ИВС

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные


Наизусть «Памятник»





34

РР Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина

Урок развития речи

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.

Анализ стихотворения по предложенному плану


Прочитать поэму «Цыганы»





35

«Южные поэмы» А.С.Пушкина. «Цыганы» как романтическая поэма.

Комбинированный

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Характеристика героев, комментарий текста.


Прочитать трагедию «Моцарт и Сальери»





36

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»

Комбинированный

Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь рассуждать по поднятым в произведении проблемам.

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам


Повторить основные этапы жизни и творчества, подготовиться к к/р





37

Контрольная работа

по романтической лирике А.С.Пушкина

Урок контроля

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, отвечать на вопрос

Тестовые задания.


Прочитать роман «Евгений Онегин»





38

А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

Ответы на вопросы


Собрать материал об Онегине. Теория литературы





39

Онегин и столичное дворянское общество

Комбинированный

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое «лишний человек» как литературный тип

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство.


Собрать материал об Онегине.





40

Онегин и поместное дворянское общество

Комбинированный

Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства.


С.215-232, изучение материала





41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Комбинированный

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Ответы на проблемные вопросы


С. 223-236, сравнительная характеристика героинь





42

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

Комбинированный

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием.


Наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны





43

Татьяна и Онегин

Комбинированный

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Ответы на вопросы.


Анализ эпизодов





44

Образ автора в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.


С. 236-240, пересказ





45

Роман Пушкина в русской критике

Урок контроля

Пушкинский роман в критике: при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки.

Конспектирование отдельных положений


Прочитать статью в учебнике (с. 214); подготовка к сочинению





46

РР Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.

Сочинение


Сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова





М.Ю.Лермонтов 9 часов


47

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Изучение нового материала

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы


Стр. 250-262;

прочитать стих-я «Смерть поэта»; «Узник»; «Желание», «1 января» др.





48

Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Изучение нового материала

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопросы.


Стр. 263—279.

Наизусть отрывок из ст. «Смерть поэта»





49

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

Изучение нового материала

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом уровне

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики


Выучить стих наизусть (по выбору)





50

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. Тема России и ее своеобразие.

Изучение нового материала

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.


Наизусть «Выхожу один я на дорогу» или «Родина».





51

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?


Учебник — стр. 288 — 311. Прочитать главы "Максим Максимыч", «Бэла».






52

Печорин как представитель «портрета поколения».

Комбинированный

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование.


Чтение повести «Княжна Мери»,

"Фаталист»






53

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

Комбинированный

Знать содержание «Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.


Сравнить ст. "Дума" и роман

Где автор более сурово осуждает свое поколение?





54

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».


Краткий конспект статьи В.Г.Белинского. Собрать материалы к сочинению.





55

Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Урок развития речи

Темы сочинений

Работа над сочинением


Переписать в чистовик






Н.В.Гоголь 6 часов


56

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.

Изучение нового материала

Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»


Сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя





57

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: история создания, особенности жанра, композиции.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жан­ровое своеобразие.

Уметь восприни­мать художествен­ное произведение в контексте эпох.

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.


Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мертвые души»





58

Система образов в поэме. Обучение анализу эпизода

Комбинированный

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать образ города, персонажей поэмы.

Характеристика героев литературного произведения. Составление таблицы.


Составить хар-ки помещиков по заданному плану.





59

Система образов в поэме. Чичиков как новый герой эпохи. Эволюция образа

Комбинированный

Знать содержание поэмы.

Уметь анализировать эпизод, характери­зовать персонажей поэмы.

Характеристика образа народа в поэме.


План хар-ки Чичикова, с 344-350






60

«Мёртвые» и «живые» души в поэме Н.В.Гоголя. Образ автора. Поэма о величии России.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать текст произведения, лирические отступления в нем.

Уметь анализировать эпизод, определять позицию автора.

Анализ лирических отступлений, образ Руси, птицы-тройки, его смысл


Подготовить вопросы - для проверки знания содержания поэмы





61

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

Урок развития речи

Знать текст произведения, понятие чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

Сочинение


Сочинение





Русская литература второй половины ХIХ века 8 часов


62

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

. Комедия как жанр драматургии.

Рассказ о писателе на основе прочитанного.


Теория литературы.





63

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев

Характеристика героев.


Чтение статьи учебника.





64

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи».

Изучение нового материала

Знать творческую биографию писателя,

Уметь определять элементы сентиментализма в повести.

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Комментированное чтение повести


Прочитать повесть «Белые ночи».





65

Тип петербургского мечтателя и черты его внутреннего мира в повести Достоевского.


Знать содержание, уметь

Уметь анализировать произведение, выделять проблему, характеризовать ИВС

Характеристика внутреннего мира героя.


Мини-сочинение «Мое представление о главном герое».





66

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. Формирование личности героя в повести «Юность».

Изучение нового материала

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Рассказ о писателе, определение черт личности героя


Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника»





67

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности в рассказе Чехова.

Комбинированный

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».

Анализ рассказов: монологические ответы.


Прочитать рассказ «Тоска» с.29-35






68

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека среди людей.

Комбинированный

Знать содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя.

Анализ рассказов: монологические ответы.


Стр. 39, в. 5 - письменно





69

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Комбинированный

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.


Выразительное чтение. Письменный анализ 1 стих-ия по выбору.





Русская литература ХХ века. Проза 10 часов


70

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления.


Стр.41-43, зад.2





71

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». История любви в рассказе.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Анализ рассказа: монологические ответы.


Прочит.повесть «Собачье сердце»





72

М.А.Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце».


Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести

Анализ художественного своеобразия произведения


Примеры гротеска и сатирич. приемы в повести





73

Повесть Булгакова «Собачье сердце» как социально-философская сатира.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать худ. своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Анализ нравственной проблематики.


Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190





74-75

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Изучение нового материала

Знать особенности композиции рас­сказа «Судьба че­ловека».

Уметь характери­зовать образ глав­ного героя

Анализ рассказа: монологические ответы.







76

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Образ рассказчика.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать автобиогра­фическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие расска­за

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.







77

Тема «праведничества» в рассказе «Матрёнин двор».

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы.







78-79

РР Контрольное сочинение по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. (1-2, на выбор)

Урок контроля

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, проблематику и идейное содержание произведений

Сочинение







Русская литература ХХ века. Поэзия 15 часов


80

Русская поэзия Серебряного века.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать содержание теоретико-литера­турных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспекти­ровать лекцию








81

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

Изучение нового материала

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.







82

Трагедия лирического героя в «страшном мире».


Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире», своеобразие лирических интонаций.

Анализ стихотворений.







83

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта.

Комбинированный

Знать основные события творче­ской биографии поэта, его про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.







84

Тема Родины в лирике Есенина.

Размышления о жизни, природе, человеке.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать про­граммные произве­дения.

Уметь анализиро­вать поэтический текст, выделяя тропы и стилисти­ческие приемы

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.







85

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии, своеобразие стиха, ритма, интонаций.


Комбинированный

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Выразительное чтение стихотворений наизусть. Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи







86

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Изучение нового материала

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.







87

Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Знать Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.







88

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Изучение нового материала

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.







89

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.


Изучение нового материала

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.







90

Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой.

Комбинированный

Знать тематику стихотворений, отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.







91

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.


Изучение нового материала

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.







92

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.


Изучение нового материала

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ.







93

«Страна Муравия». Мечта о преображении Родины.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать содержание поэмы

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение и анализ.







94

РР Тема Родины в русской лирике ХХ века. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок контроля

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

Контрольная работа







Из зарубежной литературы 6 часов


95

Античная лирика.

Катулл.

Гораций.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху.







96

Данте Алигьери. «Божественная комедия»: смысл и философский характер.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Ответы на вопросы







97

У.Шекспир. гуманизм эпохи Возрождения: «Гамлет».

Изучение нового материала

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет».

Уметь понимать прочитанное произведение

Ответы на вопросы







98

Гамлет и его одиночество. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Комбинированный

Знать содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.


участвовать в диалоге по прочи­танному произведе­нию, понимать чу­жую точку зрения







99


И.-В. Гёте. «Фауст».

Особенности жанра: философская трагедия. Образ Фауста.

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Ответы на вопросы







100

Противопоставление добра и зла, поиски справедливости и смысла жизни в трагедии.

Комбинированный

Знать содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Характеристика образов







101-102

Обобщение изученного по курсу литературы 9 класса.

Урок контроля

Ответы на вопросы (по уровням)

Контрольный тест