2 | Самобытный характер древнерусской литературы | Комбинированный | Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Уметь характеризовать данный период развития литературы. | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План. | | Статья учебника, план | | | | |
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Изучение нового материала. | Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | | Прочитать «Слово» | | | | |
4 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. | | Подготовить выразительное чтение фрагмента, устные характеристики образов | | | | |
5 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать: нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | Выразительное чтение и анализ текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. | | Выписать ИВС | | | | |
6 | Поэтическое искусство автора в «Слове…» | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать: понятие образ автора, лирическое отступление. Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию | Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. Отрывок наизусть. | | Наизусть отрывок | | | | |
7 | РР Анализ эпизода в «Слове…» («Плач Ярославны», «Золотое слово Святослава») | Урок развития речи | Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения. Уметь комментировать и анализировать эпизод. | Выразительное чтение эпизодов, выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины. | | Составить план произведения | | | | |
8 | РР Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве» | Урок развития речи | Знать текст произведения, его художественные особенности. Уметь составлять развернутый план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать цитаты, отбирать литературный материал, логически его выстраивая в связный текст. | Формулировка тем сочинений с их обсуждением. Составление плана, отбор материала, цитат. | | Написать сочинение по плану | | | | |
Русская литература ХVIII века 9 часов | |
9 | Характеристика русской литературы ХVIII века. Классицизм. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана. | | Вопросы 1-6 стр.40, теория лит-ры | | | | |
10 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды. Уметь анализировать стихотворение с точки зрения принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. | Пересказ прочитанной статьи о поэте. Ответы на вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему? | | С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразительное чтение | | | | |
11 | Жанр оды. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в оде М.В.Ломоносова. | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. | Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего худ. ИВС языка в оде. | | Наизусть отрывок из оды «На день восшествия…» | | | | |
12 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Ода «Властителям и судиям». | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды. Анализ оды. Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношение к народу и положение народа? | | Учебник с.59-64 | | | | |
13 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник». | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительно читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения. | | Наизусть отрывок из оды "Властителям и судьям" | | | | |
14 | А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию. | Факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. Черты классицизма в главах, особенности жанра путешествия. Пересказ и комментарий глав «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. | | С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать выборочно главы из "Путешествия"подготовить пересказ. | | | | |
15 | А.Н.Радищев. Обличительный пафос произведения (глава «Любани»). | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей. | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. | | Вопросы 7-9, с.74 | | | | |
16 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать биографию Карамзина, его заслуги, новаторский характер литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание. | Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм. Анализ стихотворения «Осень». | | С.75-85, вопросы с.85, теория литературы, прочитать «Бедную Лизу» | | | | |
17 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Внимание к внутренней жизни человека | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать содержание произведения. Уметь пересказывать содержание произведения, формулировать его идею, находить черты сентиментализма, давать характеристику героев, особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию. | Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы). | | С.103, вопросы | | | | |
Из русской литературы I половины ХIХ века 3 часа | |
18 | Золотой век русской литературы (обзор). Романтизм | Комбинированный | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Читают статью учебника, развернуто отвечают на вопросы. | | с.112 вопросы, теория литературы | | | | |
19 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Море», «Невыразимое». | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные черты романтизма как литературного направления, понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать, анализировать стих. с точки зрения принадлежности к романтизму, жанра, темы, идеи, композиции, ИВС. | Рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составляют таблицу или план. Выразительное чтение стихотворений, отвечают на вопросы. | | с.114-126, биография поэта, проанализ-ать стихотворение | | | | |
20 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. | Комбинированный | Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение. | Читают статью учебника и балладу «Светлана», отвечают на вопросы. | | С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок | | | | |
А.С.Грибоедов «Горе от ума» 8 часов | |
21 | А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного. | Чтение статьи учебника о писателе. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание. | | Биография, прочитать комедию "Горе от ума". | | | | |
22 | «К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии. | Комбинированный | Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии. | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет). Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, анализом (по плану). | | Выразительное чтение II действия, цитатные характеристики героев | | | | |
23 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии | Комбинированный | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую. | Повторение значения терминов. Составляют словарь толкований: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, просторечной лексики. Сопоставительный анализ монологов (по плану). | | Перечитать 3действие комедии, цитатный материал о нравах московского общества. | | | | |
24 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия | Комбинированный | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию. | Устные характеристики персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты. Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутые ответы на вопросы. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. | | Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору) | | | | |
25 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия | Комбинированный | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Развернутые ответы на вопросы | | Сопоставительная характеристика главных героев | | | | |
26 | РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой | Урок развития речи | Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком. | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект) | | Закончить конспект статьи. Составить план сочинения | | | | |
27-28 | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | Уроки развития речи | Знать содержание комедии Уметь сопоставлять эпизоды, составлять план сочинения в соответствии с темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать в связный текст. | Подготовка к сочинению. Сочинение | | Собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина | | | | |
А.С.Пушкин 18 часов | |
29 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | Комбинированный | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта. | Пересказывают статью учебника, презентуют информационный проект с комментариями и суждениями. | | С.167-172, пересказ биографии Пушкина | | | | |
30 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина | Комбинированный | Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, ИВС | Выразительное чтение стихотворений с анализом идейно-художественного своеобразия | | С.172-178, анализ стих-я «Анчар» | | | | |
31 | Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств. | Пересказ статьи учебника, выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения? | | Наизусть «К Чаадаеву» | | | | |
32 | Любовная лирика А.С.Пушкина | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее? | | Наизусть 1 стихотворение на выбор | | | | |
33 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина. | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворение с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, ИВС | Ответы на вопросы, в том числе и проблемные | | Наизусть «Памятник» | | | | |
34 | РР Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина | Урок развития речи | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать. | Анализ стихотворения по предложенному плану | | Прочитать поэму «Цыганы» | | | | |
35 | «Южные поэмы» А.С.Пушкина. «Цыганы» как романтическая поэма. | Комбинированный | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Характеристика героев, комментарий текста. | | Прочитать трагедию «Моцарт и Сальери» | | | | |
36 | «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства» | Комбинированный | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение Уметь рассуждать по поднятым в произведении проблемам. | Ответы-рассуждения по поднятым проблемам | | Повторить основные этапы жизни и творчества, подготовиться к к/р | | | | |
37 | Контрольная работа по романтической лирике А.С.Пушкина | Урок контроля | Знать содержание произведений. Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, отвечать на вопрос | Тестовые задания. | | Прочитать роман «Евгений Онегин» | | | | |
38 | А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы | | Собрать материал об Онегине. Теория литературы | | | | |
39 | Онегин и столичное дворянское общество | Комбинированный | Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое «лишний человек» как литературный тип Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном | Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. | | Собрать материал об Онегине. | | | | |
40 | Онегин и поместное дворянское общество | Комбинированный | Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. | | С.215-232, изучение материала | | | | |
41 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Комбинированный | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Ответы на проблемные вопросы | | С. 223-236, сравнительная характеристика героинь | | | | |
42 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | Комбинированный | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. | | Наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны | | | | |
43 | Татьяна и Онегин | Комбинированный | Знать текст художественного произведения. Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения | Ответы на вопросы. | | Анализ эпизодов | | | | |
44 | Образ автора в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение. | | С. 236-240, пересказ | | | | |
45 | Роман Пушкина в русской критике | Урок контроля | Пушкинский роман в критике: прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки. | Конспектирование отдельных положений | | Прочитать статью в учебнике (с. 214); подготовка к сочинению | | | | |
46 | РР Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Урок развития речи | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Сочинение | | Сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова | | | | |
М.Ю.Лермонтов 9 часов | |
47 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | Изучение нового материала | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | | Стр. 250-262; прочитать стих-я «Смерть поэта»; «Узник»; «Желание», «1 января» др. | | | | |
48 | Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова. | Изучение нового материала | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам. | Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопросы. | | Стр. 263—279. Наизусть отрывок из ст. «Смерть поэта» | | | | |
49 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | Изучение нового материала | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на лексическом уровне | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики | | Выучить стих наизусть (по выбору) | | | | |
50 | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. Тема России и ее своеобразие. | Изучение нового материала | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником. | | Наизусть «Выхожу один я на дорогу» или «Родина». | | | | |
51 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | | Учебник — стр. 288 — 311. Прочитать главы "Максим Максимыч", «Бэла». | | | | |
52 | Печорин как представитель «портрета поколения». | Комбинированный | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. | | Чтение повести «Княжна Мери», "Фаталист» | | | | |
53 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | Комбинированный | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. | | Сравнить ст. "Дума" и роман Где автор более сурово осуждает свое поколение? | | | | |
54 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их. | Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». | | Краткий конспект статьи В.Г.Белинского. Собрать материалы к сочинению. | | | | |
55 | Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» | Урок развития речи | Темы сочинений | Работа над сочинением | | Переписать в чистовик | | | | |
Н.В.Гоголь 6 часов | |
56 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. | Изучение нового материала | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю» | | Сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя | | | | |
57 | Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: история создания, особенности жанра, композиции. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | | Аналитическое чтение 1-6 глав поэмы «Мертвые души» | | | | |
58 | Система образов в поэме. Обучение анализу эпизода | Комбинированный | Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы. | Характеристика героев литературного произведения. Составление таблицы. | | Составить хар-ки помещиков по заданному плану. | | | | |
59 | Система образов в поэме. Чичиков как новый герой эпохи. Эволюция образа | Комбинированный | Знать содержание поэмы. Уметь анализировать эпизод, характеризовать персонажей поэмы. | Характеристика образа народа в поэме. | | План хар-ки Чичикова, с 344-350 | | | | |
60 | «Мёртвые» и «живые» души в поэме Н.В.Гоголя. Образ автора. Поэма о величии России. | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать текст произведения, лирические отступления в нем. Уметь анализировать эпизод, определять позицию автора. | Анализ лирических отступлений, образ Руси, птицы-тройки, его смысл | | Подготовить вопросы - для проверки знания содержания поэмы | | | | |
61 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | Урок развития речи | Знать текст произведения, понятие чичиковщина Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев, использовать в характеристике критические замечания литературоведов. | Сочинение | | Сочинение | | | | |
Русская литература второй половины ХIХ века 8 часов | |
62 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. . Комедия как жанр драматургии. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. | | Теория литературы. | | | | |
63 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев | Характеристика героев. | | Чтение статьи учебника. | | | | |
64 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». | Изучение нового материала | Знать творческую биографию писателя, Уметь определять элементы сентиментализма в повести. | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Комментированное чтение повести | | Прочитать повесть «Белые ночи». | | | | |
65 | Тип петербургского мечтателя и черты его внутреннего мира в повести Достоевского. | | Знать содержание, уметь Уметь анализировать произведение, выделять проблему, характеризовать ИВС | Характеристика внутреннего мира героя. | | Мини-сочинение «Мое представление о главном герое». | | | | |
66 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Автобиографическая трилогия. Формирование личности героя в повести «Юность». | Изучение нового материала | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | | Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника» | | | | |
67 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности в рассказе Чехова. | Комбинированный | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | Анализ рассказов: монологические ответы. | | Прочитать рассказ «Тоска» с.29-35 | | | | |
68 | А.П.Чехов. Рассказ «Тоска»: тема одиночества человека среди людей. | Комбинированный | Знать содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя. | Анализ рассказов: монологические ответы. | | Стр. 39, в. 5 - письменно | | | | |
69 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. | Комбинированный | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | | Выразительное чтение. Письменный анализ 1 стих-ия по выбору. | | | | |
Русская литература ХХ века. Проза 10 часов | |
70 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века6 жанры, литературные направления. | | Стр.41-43, зад.2 | | | | |
71 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви в рассказе. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи». Уметь анализировать произведение | Анализ рассказа: монологические ответы. | | Прочит.повесть «Собачье сердце» | | | | |
72 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести | Анализ художественного своеобразия произведения | | Примеры гротеска и сатирич. приемы в повести | | | | |
73 | Повесть Булгакова «Собачье сердце» как социально-философская сатира. | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать худ. своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | Анализ нравственной проблематики. | | Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190 | | | | |
74-75 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. | Изучение нового материала | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Анализ рассказа: монологические ответы. | | | | | | |
76 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Образ рассказчика. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор». Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | | | | | | |
77 | Тема «праведничества» в рассказе «Матрёнин двор». | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы. | Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. | | | | | | |
78-79 | РР Контрольное сочинение по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. (1-2, на выбор) | Урок контроля | Знать основные факты из жизни и творчества писателя, проблематику и идейное содержание произведений | Сочинение | | | | | | |
Русская литература ХХ века. Поэзия 15 часов | |
80 | Русская поэзия Серебряного века. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию | | | | | | | |
81 | А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта. | Изучение нового материала | Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. | | | | | | |
82 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире», своеобразие лирических интонаций. | Анализ стихотворений. | | | | | | |
83 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. | Комбинированный | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | | | | | |
84 | Тема Родины в лирике Есенина. Размышления о жизни, природе, человеке. | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | | | | | |
85 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии, своеобразие стиха, ритма, интонаций. | Комбинированный | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | Выразительное чтение стихотворений наизусть. Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи | | | | | | |
86 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. | Изучение нового материала | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. | | | | | | |
87 | Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков | Знать Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. | | | | | | |
88 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | Изучение нового материала | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | | | | | |
89 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | Изучение нового материала | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | | | | | |
90 | Тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. | Комбинированный | Знать тематику стихотворений, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | | | | | |
91 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | Изучение нового материала | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | | | | | |
92 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. | Изучение нового материала | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | | | | | |
93 | «Страна Муравия». Мечта о преображении Родины. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать содержание поэмы Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения. | Выразительное чтение и анализ. | | | | | | |
94 | РР Тема Родины в русской лирике ХХ века. Подготовка к домашнему сочинению. | Урок контроля | Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века. | Контрольная работа | | | | | | |
Из зарубежной литературы 6 часов | |
95 | Античная лирика. Катулл. Гораций. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху. Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. | | | | | | |
96 | Данте Алигьери. «Божественная комедия»: смысл и философский характер. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада». Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер. | Ответы на вопросы | | | | | | |
97 | У.Шекспир. гуманизм эпохи Возрождения: «Гамлет». | Изучение нового материала | Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Уметь понимать прочитанное произведение | Ответы на вопросы | | | | | | |
98 | Гамлет и его одиночество. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Комбинированный | Знать содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения | | | | | | |
99 | И.-В. Гёте. «Фауст». Особенности жанра: философская трагедия. Образ Фауста. | Урок сообщения и усвоения новых знаний | Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен. Уметь раскрывать мотивы поступков героев | Ответы на вопросы | | | | | | |
100 | Противопоставление добра и зла, поиски справедливости и смысла жизни в трагедии. | Комбинированный | Знать содержание отдельных сцен. Уметь раскрывать мотивы поступков героев | Характеристика образов | | | | | | |
101-102 | Обобщение изученного по курсу литературы 9 класса. | Урок контроля | Ответы на вопросы (по уровням) | Контрольный тест | | | | | | |