Составлено по Программе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной
учителем русского языка Яссиевич Л.А.
Раз дел | Но мер уро ка | Тема урока | Количество часов | Даты проведения | Примечание |
план | факт |
| | Русская литература х1х века | | | | |
1. | | Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры | 1 | | | |
| 1 | Основные темы и проблемы русской литературы Х1Х века | 1 | | | |
2 | | Введение | 1 | | | |
| 2 | Россия в первой половине ХIХ века. Россия во второй половине ХIХ века. Расцвет русского романа. | 1 | | | |
3 | | Литература первой половины Х1Х века | 29 | | | |
3.1 | | Александр Сергеевич Пушкин. | 11 | | | |
3.1.1 | | Лирика Пушкина | 5 | | | |
| 3 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. | 1 | | | |
| 4 | Красота, добро, истина – три принципа пушкинского творчества. «Погасло дневное светило…» и другие. | 1 | | | |
| 5 | Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. «…Вновь я посетил…» ,«Свободы сеятель пустынный…», «Вольность» и другие. | 1 | | | |
| 6 | Философские мотивы в лирике Пушкина. «Отцы пустынники и жены непорочны…» , «Подражание Корану». | 1 | | | |
| 7 | Слияние гражданских и личных мотивов в лирике Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» и другие. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С.Пушкина. | 1 | | | |
| | Домашнее сочинение по лирике А.С.Пушкина. | | | | |
3.1.2 | | «Медный всадник» | 6 | | | |
| 8 | Поэма «Медный всадник». Развитие реализма в поэме. | 1 | | | |
| 9 | Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. | 1 | | | |
| 10 | Историзм и народность – основа реализма Пушкина.Пушкин и Кавказ. | 1 | | | |
| 11 | Преодоление трагического представления о мире иместе человека в нем через приобщение к ходу истории | 1 | | | |
| 12 | Р.Р.Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | | | |
| 13 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | | | |
3.2 | | Михаил Юрьевич Лермонтов. | 10 | | | |
| 14 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.Тема Кавказа в лирике М.Ю.Лермонтова. «Валерик». | 1 | | | |
| 15 | Своеобразие художественного мира Лермонтова.Тема Родины. | 1 | | | |
| 16 | Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.«Как часто пестрою толпою окружен…», «Поэт». | 1 | | | |
| 17 | Мотивы одиночества в лирике Лермонтова. «Выхожу один я на дорогу…» и другие. | 1 | | | |
| 18 | Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова: мятежный порыв в иной мир или к иной светлой прекрасной жизни.«Завещание», «Сон». | 1 | | | |
| 19 | Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. «Брожу ли я вдоль улиц темных». | 1 | | | |
| 20 | Любовная лирика поэта: любовь как страсть, приносящая страдания. «Нет, я не Байрон, я другой…». «Кто Кубань мою песней прославит» по творчеству И.Ф. Вараввы). | 1 | | | |
| 21 | Жанр молитвы в лирике Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»Т.Л. Углубление понятий о романтизме и реализме. | 1 | | | |
| 22 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 1 | | | |
| 23 | Р.Р. Классное сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 1 | | | |
3.3 | | Николай Васильевич Гоголь | 8 | | | |
| 24 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.(Обзор).Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. | 1 | | | |
| 25 | «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое и эпико-героическое. ( «Повесть о том , как поссорился…», «Тарас Бульба»). | 1 | | | |
| 26 | Сатирическое изображение помещиков в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | 1 | | | |
| 27 | Демоническое и ангельское в повети «Вий». | 1 | | | |
| 28 | «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, реальности и фантастики. | 1 | | | |
| 29 | Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.Р.Р. Роль эпизода в повести. | 1 | | | |
| 30 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по творчеству Н.В.Гоголя. | 1 | | | |
| 31 | Р.Р. Написание классного сочинения по творчеству Н.В.Гоголя. | 1 | | | |
4 | | Литература второй половины Х1Х века. | 67 | | | |
4.1 | | Литература второй половины Х1Х века. Обзор | 1 | | | |
| 32 | Литература второй половины Х1Х века.ОбзорОсновные тенденции в развитии реалистической литературы. | 1 | | | |
4.2 | | Иван Александрович Гончаров | 4 | | | |
| 33 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.(Обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. | 1 | | | |
| 34 | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление.Т.Л.Типичное явление в литературе. | 1 | | | |
| 35 | Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | 1 | | | |
| 36 | Роман «Обломов» в зеркале критике.(«Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева).Т.Л. Литературная критика. Р.Р.Составление конспекта и тезисов по литературной статье. | 1 | | | |
4.3 | | Александр Николаевич Островский | 6 | | | |
| 37 | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. (Обзор). Периодизация творчества. Создатель русского сценического репертуара. Т.Л. Углубление понятия о драме. | 1 | | | |
| 38 | Драма «Гроза». Ее народные истоки. Нравственно-ценное и косное в патриархальном быту. | 1 | | | |
| 39 | Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Жанровое своеобразие. Смысл названия и символика. | 1 | | | |
| 40 | Образ города Калинова, изображение «жестоких нравов» «темного царства».Т.Л. Драматический конфликт. | 1 | | | |
| 41 | Катерина в системе образов. | 1 | | | |
| 42 | А.Н.Островский в критике. («Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбова). | 1 | | | |
4.4 | | Иван Сергеевич Тургенев | 8 | | | |
| 43 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор). Роман «Отцы и дети». Смысл заглавия. Т.Л.Углубление понятия о романе. | 1 | | | |
| 44 | «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями. | 1 | | | |
| 45 | Базаров. Его сторонники и противники. | 1 | | | |
| 46 | Трагическое одиночество героя. | 1 | | | |
| 47 | Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. | 1 | | | |
| 48 | Критика о Тургеневе. («Базаров».И.Писарева). | 1 | | | |
| 49 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
| 50 | Р.Р. Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1 | | | |
4.5 | | Федор Иванович Тютчев | 4 | | | |
| 51 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Идеал Тютчева . Слияние человека с Природой и Историей.«Sjlentjum», Не то, что мните вы, природа…», «Природа-сфинкс», «Как хорошо ты, о море ночное…» | 1 | | | |
| 52 | Любовь как стихийная сила и поединок роковой. « Я встретил вас и все былое…», «О, как убийственно мы любим». | 1 | | | |
| 53 | Философский характер лирики. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».Т.Л. Углубление понятия о лирике. | 1 | | | |
| 54 | Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. «Эти бедные селенья…»Т.Л.Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. | 1 | | | |
4.6 | | Афанасий Афанасьевич Фет | 2 | | | |
| 55 | А.А.Фет. Жизнь и творчество.(Обзор) Жизнеутверждающее начало в лирике природы.«Шепот, робкое дыхание…» и другие .Р.Р. Анализ поэтического текста. Т.Л.Композиция лирического стихотворения. Поэты Кубани о природе края. | 1 | 27.01 | | |
| 56 | Фет как мастер реалистического пейзажа. «Летний вечер тих и ясен…» и другие. Два Века Кубанской литературы. | 1 | | | |
4.7 | | Алексей Константинович Толстой. | 1 | | | |
| 57 | А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого.«Против течения…», Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,«Государь ты наш батюшка». | 1 | | | |
4.8 | | Николай Алексеевич Некрасов. | 8 | | | |
| 58 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.(Обзор). Некрасов – журналист. В. Лихоносов об истории родного края. Т.Л.Понятие о народности искусства. | 1 | | | |
| 59 | «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Р.Р. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка». | 1 | | | |
| 60 | Образы крестьян и «народных заступников».Тема социального и духовного рабства. | 1 | | | |
| 61 | Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие.Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Т.Л. Фольклоризм художественной литературы. | 1 | | | |
| 62 | Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «Поэт т гражданин», «О Муза! Я у двери гроба», «Блажен незлобивый поэт». | 1 | | | |
| 63 | Лирика Некрасова. Усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне.«Тройка», «В дороге», «Вчерашний день, в часу шестом…», «Элегия». | 1 | | | |
| 64 | Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.«Я не люблю иронии твоей…» , «Мы с тобой бестолковые люди…». | 1 | | | |
| 65 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству Некрасова. | 1 | | | |
4.9 | | Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. | 3 | | | |
| 66 | М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество.(Обзор) «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Т.Л. Фантастика, гротеск и эзопов язык. Сатира как выражение общественной позиции писателя. | 1 | | | |
| 67 | Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников. | 1 | | | |
| 68 | Сказки Салтыкова-Щедрина. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Сам.чт. Сказки. | 1 | | | |
4.10 | | Лев Николаевич Толстой. Л.Н.Толстой | 13 | | | |
4.10.1 | | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество | 2 | | | |
| 69 | Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.(Обзор).Начало творческого пути. Духовные искания. | 1 | | | |
| 70 | Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. | 1 | | | |
4.10.2 | | «Война и мир» | 9+2 | | | |
| 71 | «Война и мир».Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора. Т.Л. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. | 1 | | | |
| 72 | Народ и «мысль народная» в изображении писателя. | 1 | | | |
| 73 | Духовные искания Андрея Болконского. | 1 | | | |
| 74 | Духовные искания Пьера Безухова. | 1 | | | |
| 75 | Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. | 1 | | | |
| 76 | Философский смысл образа Платона Каратаева. | 1 | | | |
| 77 | Патриотизм ложный и патриотизм истинный | 1 | | | |
| 78 | .Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души»Т.Л. Внутренний монолог. Психологизм художественной прозы. | 1 | | | |
| 79 | Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого».Казаки» - лучший из лирических романов Л.Н.Толстого. | 1 | | | |
| 80 | Р.Р Подготовка к классному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого. | 1 | | | |
| 81 | Р.Р Классное сочинению по творчеству Л.Н.Толстого. | 1 | | | |
4.11 | | Федор Михайлович Достоевский | 7 | | | |
| 82 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.(Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа»Великая надежда Ф.М.Достоевского( по Ю.Селезневу). | 1 | | | |
| 83 | «Преступление и наказание». Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.(Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа» Великая надежда Ф.М.Достоевского( по Ю.Селезневу). | 1 | | | |
| 84 | Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова. | 1 | | | |
| 85 | «Маленькие люди» в романе . Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя..Любовь человеческая, судьбы людские» (И. Зубаренко)Т.Л. Углубление понятия о романе. | 1 | | | |
| 86 | Духовные искания героя и способы их выявления. Т.Л. Психологизм в романах Толстого и Достоевского. | 1 | | | |
| 87 | Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. | 1 | | | |
| 88 | Достоевский и его значение для русской мировой культуры. Сам.чт. Ф.М.Достоевский. «Бедные люди». | 1 | | | |
4.12 | | Николай Семенович Лесков. | 3 | | | |
| 89 | Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор).Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. | 1 | | | |
| 90 | Талант и творческий дух человека из народа, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость главного героя. | 1 | | | |
| 91 | Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств – основные мотивы повествования о русском человеке. Т.Л. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. | 1 | | | |
4.13 | | Антон Павлович Чехов. | 7 | | | |
| 92 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Т.Л. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика. | 1 | | | |
| 93 | Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности: «Ионыч», «Дама с собачкой», «Черный монах» | 1 | | | |
| 94 | «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее, будущее России | 1 | | | |
| 95 | Хождение по литературным святыням. | 1 | | | |
| 96 | Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. | 1 | | | |
| 97 | Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».ТЛ. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Сам.чт. Пьесы А.П.Чехова. | 1 | | | |
| 98 | Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Зачетная работа. | 1 | | | |
5 | | Из литературы народов России. | 1 | | | |
5.1 | | Коста Хетагуров | 1 | | | |
| 99 | К.Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (Обзор). «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. | 1 | | | |
6 | | Из зарубежной литературы. | 3 | | | |
6.1 | | Обзор зарубежной литературы второй половины Х1Х века. Ги де Мопассан. Генрик Ибсен. Артюр Рембо | 3 | | | |
| 100 | Обзор литературы. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. | 1 | | | |
| 101 | Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. | 1 | | | |
| 102 | Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закостеневшим. | 1 | | | |
| | ИТОГО | 102час 1-д/с 5-кл/с | | | |