Составлено по Программе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной
учителем русского языка Яссиевич Л.А.
Раздел | Номер урока | Тема урока | Количество часов | Даты проведения | Примечание |
план | факт |
1 | | 1. Введение | 1 | | | |
| 1 | Русская литература в контексте мировой художественной литературы ХХ столетия. Поиск нравственного и эстетического идеалов. | 1 | | | |
2 | | Литература начала ХХ века | 30 | | | |
2.1 | | Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. | 1 | | | |
| 2 | Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. | 1 | | | |
2.2 | | Писатели – реалисты начала ХХ века. | 8 + 2 | | | |
2.2.1 | | Иван Алексеевич Бунин | 3 | | | |
| 3 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор). Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина. | 1 | | | |
| 4 | И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе. Т.Л. Психологизм пейзажа в литературе. | 1 | | | |
| 5 | Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. «Чистый понедельник», «Солнечный удар». Тема любви, мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Т.Л. Рассказ. | 1 | | | |
2.2.2 | | Александр Иванович Куприн | 2 | | | |
| 6 | И.А.Куприн. Жизнь и творчество. Трагизм любви в повести «Олеся». Т.Л. Сюжет и фабула эпического произведения. | 1 | | | |
| 7 | Поэтическое изображение природы в повести, богатство духовного мира героини. | 1 | | | |
2.2.3 | | Максим Горький | 3 + 2 | | | |
| 8 | М. Горький. Жизнь и творчество. (Обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Проблема героя в рассказах Горького. Кубань в жизни и творчестве М. Горького. | 1 | | | |
| 9 | «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. | 1 | | | |
| 10 | Три правды в пьесе, их трагическое столкновение. Т.Л. Социально-философская драма как жанр драматургии. | 1 | | | |
| 11 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по творчеству М. Горького. | 1 | | | |
| 12 | Р.Р. Написание классного сочинения по творчеству М. Горького. | 1 | | | |
2.3 | | Серебряный век русской литературы | 18 + 1 | | | |
2.3.1 | | Символизм | 4 | | | |
| 13 | «Старшие символисты: Н.Минский и др., «Младосимволисты: А.Белый и др.». Истоки русского символизма. | 1 | | | |
| 14 | В.Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». | 1 | | | |
| 15 | К.Д. Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Тема России в эмигрантской поэзии Бальмонта. | 1 | | | |
| 16 | Андрей Белый. Ликующее мироощущение и резкая смена ощущения мира. Сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна». | 1 | | | |
2.3.2 | | Акмеизм | 2 | | | |
| 17 | Статья Н. Гумилева «Наследники символизма и акмеизма» как декларация акмеизма. | 1 | | | |
| 18 | Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Капитаны», «Старый конквистадор» и др. Романтический герой лирики Гумилева. | 1 | | | |
2.3.3 | | Футуризм | 1 + 1 | | | |
| 19 | Манифесты футуризма. Игорь Северянин. Сборники: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы» Т.Л. Символизм. Акмеизм. Футуризм. | 1 | | | |
| 20 | Р.Р. Классное сочинение по литературе Серебряного века. | 1 | | | |
2.3.4 | | Александр Александрович Блок | 5 | | | |
| 21 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. (Обзор). Темы и образы ранней поэзии. Стихотворения: «Незнакомка», «Река раскинулась…». Романтический мир раннего Блока «Стихи о Прекрасной Даме». | 1 | | | |
| 22 | Блок и символизм. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Образы страшного мира. «Ночь, улица, фонарь, аптека»., «Фабрика» и др. Поэт и революция. Т.Л. Лирический цикл. Верлибр. | 1 | | | |
| 23 | Тема Родины в поэзии Блока.. «Россия», «На железной дороге», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы», «Когда вы стоите на моем пути…» | 1 | | | |
| 24 | Поэма «Двенадцать». История создания поэмы. Герои поэмы, сюжет и композиция. | 1 | | | |
| 25 | Авторская позиция и способы её выражения в поэме «Двенадцать». Многозначность финала. ТЕСТ. | 1 | | | |
2.3.5 | | Новокрестьянская поэзия | 6 | | | |
| 26 | Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады», «Я посвященный от народа», «Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии» | 1 | | | |
| 27 | Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор). Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!,,.», «Письмо матери», «Собаке Качалова» и др. | 1 | | | |
| 28 | Россия как главная тема творчества С.Есенина. Стихотворения: «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская», «Сорокоуст» и др. | 1 | | | |
| 29 | Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др. | 1 | | | |
| 30 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А. Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…» и др. Р.Р. Обучение анализу поэтического текста. Т.Л. Биографическая основа литературного произведения. | 1 | | | |
| 31 | Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый». Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». Есенин и имажинизм. Т.Л. Имажинизм. Лирический цикл. Биографическая основа литературного произведения. | 1 | | | |
3 | | Литература 20-х годов ХХ века | 6 + 3 | | | |
| 32 | Тема России и революции. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. Т.Л. Орнаментальная проза. | 1 | | | |
| 33 | Русская эмигрантская сатира и ее направленность. Тэффи «Ностальгия» | 1 | | | |
| 34 | Р.Р. Подготовка к изложению с творческим заданием. | 1 | | | |
| 35 | Р.Р. Написание изложения с творческим заданием. | 1 | | | |
| 36 | Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор). Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. «Послушайте», «А вы могли бы?» и др. Родословная связь поэта с Кубанью. | 1 | | | |
| 37 | Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову…», «Скрипка и немножко нервно». | 1 | | | |
| 38 | Поэтическое новаторство Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину» и др. | 1 | | | |
| 39 | Сатирическая лирика и драматургия поэта. «Прозаседавшиеся» и др. Т.Л. Тоническое стихосложение. Рифма. Футуризм. ТЕСТ. «Розы Матери Марии» (Е.Ю.Караваева-Кузьмина) | 1 | | | |
| 40 | Р.Р. Классное сочинение по творчеству А. Блока, с. Есенина, В. Маяковского. | 1 | | | |
4 | | Литература 30-х годов ХХ века (Обзор) | 30 | | | |
4.1 | | Обзор литературы 30-х годов | 1 | | | |
| 41 | Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Новая волна поэтов. Тема русской истории в литературе 30-х годов. | 1 | | | |
4.2 | | Михаил Афанасьевич Булгаков | 5 + 1 | | | |
| 42 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор). История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Роль эпиграфа. Булгаков на Кавказе. | 1 | | | |
| 43 | Своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита». Р.Р. Анализ эпизода из романа. | 1 | | | |
| 44 | Многоплановость и разноуровневость повествования в романе Булгакова. | 1 | | | |
| 45 | Сочетание реального и фантастики в романе «Мастер и Маргарита». Т.Л. Разнообразие типов романа. Традиции и новаторство в литературе.. | 1 | | | |
| 46 | «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. «С болью и тревогой переживаю за Россию» В. Максимов. | 1 | | | |
| 47 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Булгакова. | 1 | | | |
4.3 | | Андрей Платонович Платонов | 3 | | | |
| 48 | А. Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор). Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Т.Л. Индивидуальный стиль писателя. Авторские неологизмы. | 1 | | | |
| 49 | Тип платоновского героя-мечтателя и правдоискателя | 1 | | | |
| 50 | Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован». « Я зову в собеседники время» (По творчеству Ю. Кузнецова). | 1 | | | |
4.4 | | Анна Андреевна Ахматова | 4 + 1 | | | |
| 51 | А. Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор). Любовь как возвышенное и прекрасное чувство в поэзии Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Я научилась просто мудро жить», «Приморский поэт». | 1 | | | |
| 52 | Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». | 1 | | | |
| 53 | Поэма Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. | 1 | | | |
| 54 | Тема суда времени и исторической памяти в поэме «Реквием». Т.Л.Лирическое и эпическое в поэме как в жанре литературы. Сюжетность лирики. | 1 | | | |
| 55 | Р.Р. Изложение с творческим заданием. | 1 | | | |
4.5 | | Осип Эмильевич Мандельштам | 2 | | | |
| 56 | О. Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор). Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. «NotreDam», «Бессонница», «Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны», «Silentium». | 1 | | | |
| 57 | Поэт и «век-волкодав», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «За дремучую доблесть грядущих веков…», и др. Т.Л. Импрессионизм. Стих, строфа, рифма. | 1 | | | |
4.6 | | Марина Ивановна Цветаева | 3 + 2 | | | |
| 58 | М. Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор). Тема творчества и значение поэзии в творчестве Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Стихи Пушкину», «Кто создан из камня, кто создан из глины». | 1 | | | |
| 59 | Тема Родины. Стихотворения: «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Т.Л. Стихотворный цикл, фольклоризм, лирический герой. | 1 | | | |
| 60 | Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есени на в цветаевском творчестве. «Стихи к Пушкину». | 1 | | | |
| 61 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по творчеству Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. | 1 | | | |
| 62 | Р.Р. Написание классного сочинения по творчеству Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. | 1 | | | |
4.7 | | Михаил Александрович Шолохов | 6 + 2 | | | |
| 63 | М. Шолохов. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор). «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Т.Л. Роман-эпопея. «Летописец судеб народных». | 1 | | | |
| 64 | Герои эпопеи. Система образов романа. Т.Л. Роман-эпопея. | 1 | | | |
| 65 | Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. | 1 | | | |
| 66 | Трагедия целого народа и судьба одного человека. | 1 | | | |
| 67 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Т.Л. Роман-эпопея. Традиции и новаторство в художественном творчестве. | 1 | | | |
| 68 | Шолохов как мастер психологического портрета. Т.Л. Художественное время и художественное пространство. | 1 | | | |
| 69 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по творчеству М.А. Шолохова. | 1 | | | |
| 70 | Р.Р. Написание классного сочинен я по творчеству М.А. Шолохова. | 1 | | | |
5 | | Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор) | 3 | | | |
| 71 | Литература «предгрозья». Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А. Ахматовой, М. Исаковского, К. Симонова и других поэтов. Очерки, написанные во время пребывания в нашем крае. | 1 | | | |
| 72 | Человек на войне, правда о нём. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова и других писателей. | 1 | | | |
| 73 | Нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств в трагической ситуации войны: драматургия. | 1 | | | |
6 | | Литература 50 - 90-х годов. (Обзор) | 22 | | | |
6.1 | | Новое осмысление военной темы. | 3 | | | |
| 74 | Новое осмысление военной темы в литературе ( Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова и других). Новые темы, идеи, образы поэзии периода оттепели. | 1 | | | |
| 75 | «Городская проза», «Деревенская проза». | 1 | | | |
| 76 | Драматургия. Литература Русского зарубежья. Авторская песня. | 1 | | | |
6.2 | | Александр Трифонович Твардовский | 2 | | | |
| 77 | А. Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор). Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери». | 1 | | | |
| 78 | Искренность исповедальной интонации поэта. Стихотворения: «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…» и другие стихотворения. | 1 | | | |
6.3 | | Борис Леонидович Пастернак | 2 | | | |
| 79 | Б. Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака « Февраль. Достать чернил и плакать…». Любовная лирика поэта. «Зимняя ночь». Стихотворения: «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво». | 1 | | | |
| 80 | Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция. Образ главного героя. Р.Р. Анализ фрагментов. Т.Л. Традиции и новаторство в поэзии. Гражданственность. Элегия. | 1 | | | |
6.4 | | Александр Исаевич Солженицын | 5 | | | |
| 81 | А. Солженицын. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор). | 1 | | | |
| 82 | Повесть «Один день Ивана Ден6исовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. | 1 | | | |
| 83 | Образ Ивана Денисовича Шухова. Т.Л. Прототип литературного героя. Житие как литературный жанр. | 1 | | | |
| 84 | Проблемы русского национального характера в контексте трагической эпохи. | 1 | | | |
| 85 | А. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» (Обзор). «Сколько в человеке памяти, столько в нем человека». Лихоносов «Наш маленький Париж». | 1 | | | |
6.5 | | Варлаам Тихонович Шаламов | 1 | | | |
| 86 | В. Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор). Глубина проблем, поднимаемых писателем в «Колымских рассказах», «На представку», «Сентенция». Т.Л. Новелла. | 1 | | | |
6.6 | | Николай Михайлович Рубцов | 1 | | | |
| 87 | Н. Рубцов. Основные темы и мотивы лирики Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история. «Русский огонёк», «Видение на холме» и другие. В.Б. Бакалдин. Многоликость поэзии. | 1 | | | |
6.7 | | Виктор Петрович Астафьев | 1 | | | |
| 88 | В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». | 1 | | | |
6.8 | | Валентин Григорьевич Распутин | 1 | | | |
| 89 | В.Г. Распутин. «Прощание с Матерой» . Народ, его история, его земля в повести. | 1 | | | |
6.9 | | Иосиф Александрович Бродский | 1 | | | |
| 90 | И. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии. «Осенний крик ястреба», « На смерть Жукова», «Сонет». Т.Л. Сонет как стихотворная форма. | 1 | | | |
6.10 | | Булат Шавлович Окуджава | 1 | | | |
| 91 | Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Арбат как особая поэтическая вселенная. «До свидания, мальчики», «Ты течешь как река…» Т.Л. Литературная песня. Романс. Бардовская песня. | 1 | | | |
6.11 | | Юрий Валентинович Трифонов | 1 | | | |
| 92 | Ю. Трифонов. Городская проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия повести «Обмен». Т.Л. Психологизм художественной литературы. | 1 | | | |
6.12 | | Александр Валентинович Вампилов | 3 | | | |
| 93 | А. Вампилов. Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе «Утиная охота». Своеобразие ее композиции. | 1 | | | |
| 94 | Р.Р. Подготовка к классному сочинению по литературе 50-90 годов. | 1 | | | |
| 95 | Написание классного сочинения по литературе 50-90 годов. | 1 | | | |
7 | | Из литературы народов России | 1 | | | |
| 96 | Мустай Карим. Жизнь и творчество. (Обзор). Тема памяти о родных местах, мудрости предков. | 1 | | | |
8 | | Литература конца ХХ – начала ХХIв. | 2 | | | |
| 97 | Обзор произведений последнего десятилетия. Проза В. Белов, А. Битов и другие. | 1 | | | |
| 98 | Поэзия Ю. Друнина, А. Вознесенского и другие. Стихотворения кубанских поэтов ( И.Н. Бойко, И.Ф. Варавва) | 1 | | | |
9 | | Из зарубежной литературы | 4 | | | |
| 99 | Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Труд как созидательная и очищающая сила. Т.Л.Парадокс как художественный прием. | 1 | | | |
| 100 | Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». | 1 | | | |
| 101 | Э.М. Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!», повесть «Старик и море». Единение человека и природы. | 1 | | | |
| 102 | Э.М. Ремарк. «Три товарища. Трагическая концепция в жизни в романе. Т.Л. Внутренний монолог. Подведение итогов года. | 1 | | | |
| | ИТОГО: | 102 | | | |