СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке содержится календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе.Планирование составлено по программе Усачевой О.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе.»

1 класс

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Тип урока

Тема урока

Цель урока

Музыкальный материал

Информационная  компетенция

Разучивание песен


1.


Занимательное занятие

 «Как можно услышать музыку»


Введение в проблему рождения музыки.
Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» рус. нар., И.С.Бах «Прелюдия до-мажор».

Знать специфику музыки как вида искусства.

Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека.

«Переходный переход»

2.


Занимательное занятие

Что значит «слышать музыку»?

Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и  т.д.

Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

Знать истоки музыкального искусства.

Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая музыку и характеризовать музыкальные произведения.

«Переходный переход»

3.


Занимательное занятие

Колыбельная песня.

Колыбельность – начало познания музыки и жизни.
Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…».
Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.
Уметь эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения.

Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы.

«Неприятность эту мы переживем»

4.


Занимательное занятие

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек.

Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Загадки, скороговорки, заклички.
«Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой.

Знать истоки происхождения музыки.
Уметь различать звуки по высоте.

Музыкант, творец, без которого музыка вообще существовать не может. Способность к размышлению об истоках происхождения музыки.

«Неприятность эту мы переживем»

5.


Занимательное занятие

Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток.

Развитие образно – игрового видения; слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Хороводы, заклички, прибаутки.
«Арина грибы мариновала»
Муз. В. Усачевой.
«По - за городу гуляет»

Знать истоки происхождения песни.
Уметь слышать ритм в песне.

Роль человека, значение его способности музыкой воспроизводить явления окружающего мира.


«Урожай собирай»

6.


Занимательное занятие

В мире сказочных мелодий русских композиторов.

Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный  процесс.

А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачёк».

Знать сферу народного и композиторского музицирования.
Умение выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).

«Урожай собирай»

7.


Занимательное занятие

Играем в сказку.

Развитие образно – игрового восприятия музыки

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской

Знать специфику музыки.
Уметь образно воспринимать, определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

Правильно определять характер героев, обыгрывать героев, опираясь на образную природу музыки.

«Бескозырка белая»

8.


Занимательное занятие

Идем в поход.

Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения

.Б.Кабалевский «Кавалерийская» А.Филиппенко, cтихи В.Кукловской, перевод Т.Волгиной «Мы на луг ходили…»; Е.Тиличеева, сл. А.Кузнецовой «Деревца»; З.Левина, сл. Л.Некрасовой «Белочки», муз. Гр. Фрида, сл. А.Бродского «Ветер».

Научить различать характер музыки

Исполнение песен

9.


Занимательное занятие

Музыкальные краски осени.

Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).

Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь выразительно исполнять песни.

Научить импровизировать.

Исполнение песен

10.


Урок - игра

Звучащий образ Родины

Познакомить с символами нашей Родины.

П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».

Знать Гимн России, как символ нашей Родины.
Уметь выразительно исполнять народные песни.
Находить интонации для характеристики слов и выражений.

Новогодние песни

11.


Урок - игра

Былина, былинность как художественное явление.

Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

«Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».


Знать «музыкльно-поэтический» жанр былина.
Уметь эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий.

Новогодние песни

12.


Урок-сказка

«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.
Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений.
Становление марша.

Новогодние песни

13.


Беседа

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.

Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.

Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении.
Уметь определять характер героев и их настроение.

Новогодние песни

14.


Урок – театр

Поход в музыкальный зоопарк.

Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).


Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.

Новогодние песни

15.


Урок – театр

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.

Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства.

П.И.Чайковский « Детский альбом».

Знать названия изученных произведений и их авторов.
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, Ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях.
Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке.

Новогодние песни

16.


Урок - театр

И шелест к шороху спешит (бумажная симфония).

Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицировании.

«Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова.

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».
Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям.

Новогодние песни

17.


Лекция

Что может музыка?

Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Знать названия изученных жанров музыки.
Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений.
Определять многообразие отражения мира в многообразии жанров.

«Солнечная капель»

18.


Беседа

Зима в музыке.

Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы.

«Песенка мамонтенка»

19.


Комбинированный

Музыка и движение

Показать способность музыки передавать движение.

Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».

Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития.
Осознать способность музыки передавать движения.

«Бравые солдаты»

20.


Урок - сказка

Где живут ноты.

Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.

Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».

Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо)

«Песенка для мам»

21.


Урок – сказка

Музыка передаёт характер сказочных героев.

Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка

Исполнение песен

22.


Урок - сказка

Музы не молчали.

Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Вспомним, братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).

Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей.

«Мир похож на цветной луг»

23.


Ознакомление

Русские обряды – масленица.

Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

«Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.

Знать образцы музыкального фольклора, народные традиции родного края (праздники, обряды).
Уметь исполнять народные песни.
Почувствовать обновление природы и выражения этого состояния в музыке.

«Блины»

24.


Урок – игра

Природа просыпается. Весна в музыке.

Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу.

Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.

«Мир похож на цветной луг»

25.


Беседа

Музыка и стихи о маме.

Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев  «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя

Исполнение песен

26.


Беседа

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.

Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа».

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Исполнение песен

27.


Урок – театр

Как можно « услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет).

Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.

C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, события, танцевальные движения

«Улыбка»

28.


Урок – театр

В детском музыкальном театре (опера).

Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.

C.Прокофьев. Опера «Великан».

Усвоение правил поведения в оперном  театре.

«Улыбка»

29.


Урок- театр

Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония).

Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. 

И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр

«Голубой вагон»

30.


Ознакомление

Русские народные инструменты.

Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной  «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.

«Голубой вагон»

31.


Урок – театр

На концерте.

Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».

Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.

«Песенка друзей»

32.


Урок – игра

Музыкальная прогулка по выставке.

Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Гангова «Догадайся, кто поёт».

Усвоение понятий музыкальность, мелодия

«Песенка друзей»

33.


Беседа

Легко ли стать музыкантом?

Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

Главный критерий - артистизм

Исполнение песен

34.


Беседа

Что значит услышать музыку?

Обобщение темы года.

Ф.Шуберт  «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой,  И.-С.Бах «Прелюдия  До-мажор».

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.

Исполнение песен