№ п/п | Дата проведения | Тип урока | Тема урока | Цель урока | Музыкальный материал | Информационная компетенция | Разучивание песен |
1. | | Занимательное занятие | «Как можно услышать музыку» | Введение в проблему рождения музыки. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть? | Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» рус. нар., И.С.Бах «Прелюдия до-мажор». | Знать специфику музыки как вида искусства. Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека.
| «Переходный переход» |
2. | | Занимательное занятие | Что значит «слышать музыку»?
| Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д. | Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка». | Знать истоки музыкального искусства. Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая музыку и характеризовать музыкальные произведения. | «Переходный переход» |
3. | | Занимательное занятие | Колыбельная песня. | Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека. | Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…». Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы | Знать основные жанры народной и профессиональной музыки. Уметь эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения. Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы. | «Неприятность эту мы переживем» |
4. | | Занимательное занятие | Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек.
| Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения. | Загадки, скороговорки, заклички. «Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой. | Знать истоки происхождения музыки. Уметь различать звуки по высоте. Музыкант, творец, без которого музыка вообще существовать не может. Способность к размышлению об истоках происхождения музыки. | «Неприятность эту мы переживем» |
5. | | Занимательное занятие | Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток. | Развитие образно – игрового видения; слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения. | Хороводы, заклички, прибаутки. «Арина грибы мариновала» Муз. В. Усачевой. «По - за городу гуляет» | Знать истоки происхождения песни. Уметь слышать ритм в песне. Роль человека, значение его способности музыкой воспроизводить явления окружающего мира. | «Урожай собирай» |
6. | | Занимательное занятие | В мире сказочных мелодий русских композиторов.
| Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный процесс. | А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачёк». | Знать сферу народного и композиторского музицирования. Умение выявлять жанровое начало (песни, танца, марша). | «Урожай собирай» |
7. | | Занимательное занятие | Играем в сказку.
| Развитие образно – игрового восприятия музыки | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской | Знать специфику музыки. Уметь образно воспринимать, определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности. Правильно определять характер героев, обыгрывать героев, опираясь на образную природу музыки. | «Бескозырка белая» |
8. | | Занимательное занятие | Идем в поход.
| Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения | .Б.Кабалевский «Кавалерийская» А.Филиппенко, cтихи В.Кукловской, перевод Т.Волгиной «Мы на луг ходили…»; Е.Тиличеева, сл. А.Кузнецовой «Деревца»; З.Левина, сл. Л.Некрасовой «Белочки», муз. Гр. Фрида, сл. А.Бродского «Ветер». | Научить различать характер музыки | Исполнение песен |
9. | | Занимательное занятие | Музыкальные краски осени.
| Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. | .Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой). | Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь выразительно исполнять песни. Научить импровизировать.
| Исполнение песен |
10. | | Урок - игра | Звучащий образ Родины
| Познакомить с символами нашей Родины. | П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России». | Знать Гимн России, как символ нашей Родины. Уметь выразительно исполнять народные песни. Находить интонации для характеристики слов и выражений.
| Новогодние песни |
11. | | Урок - игра | Былина, былинность как художественное явление.
| Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины. | «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна». | Знать «музыкльно-поэтический» жанр былина. Уметь эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий. | Новогодние песни |
12. | | Урок-сказка | «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
| Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий. | Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора. | Знать основные жанры народной и профессиональной музыки. Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений. Становление марша. | Новогодние песни |
13. | | Беседа | Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.
| Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения. | Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой». | Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Уметь определять характер героев и их настроение. | Новогодние песни |
14. | | Урок – театр | Поход в музыкальный зоопарк.
| Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. | К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»). | Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц. | Новогодние песни |
15. | | Урок – театр | Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.
| Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. | П.И.Чайковский « Детский альбом». | Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, Ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях. Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке. | Новогодние песни |
16. | | Урок - театр | И шелест к шороху спешит (бумажная симфония).
| Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицировании. | «Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова. | Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям. | Новогодние песни |
17. | | Лекция | Что может музыка?
| Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни. | П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»). | Знать названия изученных жанров музыки. Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений. Определять многообразие отражения мира в многообразии жанров. | «Солнечная капель» |
18. | | Беседа | Зима в музыке.
| Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло». | А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз». | Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы. | «Песенка мамонтенка» |
19. | | Комбинированный | Музыка и движение
| Показать способность музыки передавать движение. | Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки». | Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития. Осознать способность музыки передавать движения. | «Бравые солдаты» |
20. | | Урок - сказка | Где живут ноты.
| Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом. | Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек». | Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо) | «Песенка для мам» |
21. | | Урок – сказка | Музыка передаёт характер сказочных героев.
| Показать способность музыки описывать характер сказочных героев. | В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки». | Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка | Исполнение песен |
22. | | Урок - сказка | Музы не молчали.
| Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат. | «Вспомним, братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1). | Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей. | «Мир похож на цветной луг» |
23. | | Ознакомление | Русские обряды – масленица.
| Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. | «Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни. | Знать образцы музыкального фольклора, народные традиции родного края (праздники, обряды). Уметь исполнять народные песни. Почувствовать обновление природы и выражения этого состояния в музыке. | «Блины» |
24. | | Урок – игра | Природа просыпается. Весна в музыке.
| Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу. | Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап». | Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни. | «Мир похож на цветной луг» |
25. | | Беседа | Музыка и стихи о маме.
| Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности. | .Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс». | Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя | Исполнение песен |
26. | | Беседа | Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.
| Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. | Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа». | Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении, понимать дирижёрский жест. | Исполнение песен |
27. | | Урок – театр | Как можно « услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет).
| Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь. | C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»). | Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, события, танцевальные движения | «Улыбка» |
28. | | Урок – театр | В детском музыкальном театре (опера).
| Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре. | C.Прокофьев. Опера «Великан». | Усвоение правил поведения в оперном театре. | «Улыбка» |
29. | | Урок- театр | Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония).
| Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. | И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья». | Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр | «Голубой вагон» |
30. | | Ознакомление | Русские народные инструменты.
| Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). | Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян). | Знать, что такое опера, балет, хор, солисты. | «Голубой вагон» |
31. | | Урок – театр | На концерте.
| Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт». | Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон». | Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. | «Песенка друзей» |
32. | | Урок – игра | Музыкальная прогулка по выставке.
| Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков. | М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл. А.Гангова «Догадайся, кто поёт». | Усвоение понятий музыкальность, мелодия | «Песенка друзей» |
33. | | Беседа | Легко ли стать музыкантом?
| Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). | И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт». | Главный критерий - артистизм | Исполнение песен |
34. | | Беседа | Что значит услышать музыку?
| Обобщение темы года. | Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор». | Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке. | Исполнение песен |