СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. На основе программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.,

Цель направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по музыке»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.12 года «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Примерной программы начального общего образования в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ № 1312 от 0.03.2004 г.) для 1-11 классов;

  • Учебный план МКОУ Недокурская СОШ расписание занятий на 2014-2015 учебный год (приказ № 116 от 04.09.2014г.);

  • СанПин 2.4.2.2821-10;

  • УМК (приказ № 9 от 17.01.2013 г.);

  • Школьное положение о рабочей программе (приказ № 03-02-7 от 16.01.2013 г.)


Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д. для 5-8 классов общеобразовательных учреждений. На основе программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.,


Цель направлена на развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемая часть духовной культуры.

Задачи:

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с искусством.

  • Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.


Учебник: –Науменко Т.И., В.В.Алеев., Музыка/Учебник. 5 кл. /. – М.: Дрофа, 1999г

–Науменко Т.И., В.В.Алеев., Музыка/Учебник. 6 кл. /. – М.: Дрофа, 2013г

- Науменко Т.И., В.В.Алеев., Музыка/Учебник. 7 кл. /. – М.: Дрофа, 2013г

- Науменко Т.И., В.В.Алеев., Музыка/Учебник. 8 кл. /. – М.: Дрофа, 2013г


Программа рассчитана на:

5 класс: 34 часа, 1 час в неделю;

6 класс: 34 часа, 1 час в неделю;

7 класс: 34 часа, 1 час в неделю;

8 класс: 34 часа, 1 час в неделю.


















Учебно-тематический план

5 класс


Раздел

Количество часов

Контроль ЗУН



Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

9

Практическая работа

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

7

Практическая работа

Можем ли мы увидеть музыку?

10

Практическая работа

Можем ли мы услышать живопись?

8

Тест

6 класс


«Тысяча миров» музыки

13

Практическая работа,

Самостоятельная работа

Из чего «сделана музыка?»

19

Самостоятельная работа /5/

Практическая работа

Чудесная тайна музыки


2 часа

Тест

Самостоятельная работа

Практическая работа

7 класс


Музыкальный образ

16

Самостоятельная работа /5/

Практическая работа/4/

Музыкальная драматургия

18 часов

Практическая работа /2/

Тест

8 класс


Традиции в музыке

34

Тест 3

Самостоятельная работа 2




Итого: 5 класс – 34 ч., 6 класс – 34 ч., 7 класс – 34ч, 8 класс – 34ч.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

  1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (9 часов)


Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни. Жанр кантаты. Музыкально-театральные жанры: опера, балет. Превращение песен в симфонические мелодии.

Музыкальный материал: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Рахманинов С.В. Вокализ мелодия из концерта №3, Чайковский П.И. «Грустная песенка», Глинка М.И. «Жаворонок» (романс), Балакирев М. «Жаворонок» (пьеса-фантазия), Свиридов Г. «Поет зима, аукает» (кантата), Римский-Корсаков Н.А. «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»), «Сеча при Керженце» (симфоническая картина), Хачатурян К. «Чипполино».

Дополнительный материал: портреты Рахманинова С.В., Чайковского П.И., Горький А.М. «Как сложили песню» (отрывок из рассказа), Пастернак Б. «Музыка» (стихотворение).

Разучивание музыкальных произведений: Локтев В. «Песня о России», Пахмутова А. «Просьба», русская народная песня «Мы пойдем погулять», Свиридов Г. «Поет зима аукает», Римский-Косаков Н.А. «Песня про татарский полон».


  1. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 часов)


Музыка – главный герой сказки. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? Музыка иглавный герой басни. Чудо музыки в повестях К. Паустовского. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ). Музыка в жизни героев А. Гайдара. Музыка в кинофильмах.

Музыкальный материал: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», Аладов Н.И. «Мелодия для скрипки», грузинская народная песня «Чела», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Бородин А.П. «Квартет №2» (фрагмент и 3 части), Моцарт В.А. «Юпитер» (фрагмент из 2 симфонии), «Симфония №40», Григ Э. «Концерт с оркестром» (1 часть), Таривердиев М. «Маленький принц», Варламов А. «Горные вершины», Глинка М.И. «Жаворонок», Галь В. «Конь», Свиридов Г. «Тройка», Роджерс Р. «Звуки музыки», Крылатов Е. «Колокола».

Дополнительный материал: Крылов И.А. «Квартет» (басня), изображения музыкальных инструментов (чонгури, балалайка, бандура, цимбалы), Тургенев И.С. «Певцы» (отрывок из рассказа), Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (поэма), Паустовский К.Г. «Старый повар»(отрывок из рассказа), «Корзина с еловыми шишками» (отрывок из рассказа), Гайдар А. «Судьба барабанщика» (повесть).

Разучивание музыкальных произведений: Кабалевский Д.Б. «У лукоморья», норвежская народная песня «Волшебный смычок», Таривердиев М. «Маленький принц», Галь В. «Конь», Роджерс Р. «Звуки музыки».


  1. Можем ли мы увидеть музыку? (10 часов)


Можем ли мы увидеть музыку? Музыка передает движение. Богатырские образы в искусстве. Героические образы в искусстве. Музыкальный портрет. Картины природы в музыке. Можем ли мы увидеть музыку?

Музыкальный материал: Белый В. «Орленок», Римский корсаков Н.А. «Три чуда», Листов К. «Песня о тачанке», Крылатов Е. «Крылатые качели», Бородин А.П. «Богатырская симфония»(фрагмент «Спящая княжна»), шведская народная песня «Три парня», Бетховен Л. «Кориолан» (увертюра), Прокофьев С.С. «Александр Невский» (кантата), «Вставайте люди русские» (хор), Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Мусоргский М.П. «Песня Варлаама» (из оперы Борис Годунов), «Сиротка», «Баба Яга», (из цикла «Картинки с выставки»), «Расвет на Москва-реке» (из оперы Хованщина), Струве Г. «Музыка», Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» (из оперы Война и мир), «Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы Иван Сусанин), «Рондо Фарлафа» (из оперы Руслан и Людмила), Григ Э. «Утро», Баснер В. «С чего начинается Родина».

Дополнительный материал: Врубель М. «Царевна-Лебедь» (репродукция картины), Головницкий Л.М. «Орленок» (скульптура), Греков М.Б. «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» (репродукция картины), Васнецов В.М. «Три богатыря» (репродукция картины), Глазунов И. «Два князя» (репродукция картины), Корин П. «Александр Невский» (репродукция картины), Репин И. «Протодьякон» (репродукция картины), Перов В.Е. «Чаепитие в Мытищах» (репродукция картины), Гартман В. «Часы с кукушкой», Репин И. «Портрет М.П. Мусоргского» (репродукции картин),Толстой Л.Н. «Война и мир», Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» (репродукция картины).

Разучивание музыкальных произведений: Крылатов Е. «Крылатые качели», Никитин С. «Песня о маленьком трубаче», Струве Г. «Музыка», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова»,


  1. Можем ли мы услышать живопись? (8 часов)


Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Настроение картины и музыки. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве. Взаимосвязь музыки литературы и изобразительного искусства.

Музыкальный материал: Рахманинов С.В. «прелюдия соль диез минор и соль мажор», «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся», Покрасс Д. «Марш Буденного», Равель М. «Хабанера», Френкель Я. «Погоня», Дебюсси К. «Ноктюрн» (2 пьеса), «Празднества», «Лунный свет», Журбин А. «Планета детства», русская народная песня «Вечерний звон», Стравинский И. «Петрушка» (фрагменты балета), Шуберт Ф. «Аве Мария».

Дополнительный материал: Грабарь Э. «Февральская лазурь», Степанов «Цугом» (репродукции картин), Пушкин А.С. «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (отрывки), Греков М. «Трубачи Первой Конной» (Репродукция картины), Коровин К. «Бульвар Капуцинов», Моне К. , Коро К. (репродукции картин), Левитан И. «Вечерний звон» (репродукция картины), Кустодиев Б. «Масленица» (репродукция картины), Рафаэль «Сикстинская мадонна» (репродукция картины), «Покров Богородицы» (репродукция иконы).

Разучивание музыкальных произведений: Баснер В. «С чего начинается Родина?», Френкель Я. «Погоня», Журбин А. «Планета детства».


6 КЛАСС


  1. «Тысяча миров» музыки (13 часов).

В чем сила музыки. Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка - огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла, горя и радости в музыке. Устремление музыки – только ввысь, только к свету.

Музыкальный материал: Штраус И. «Триктрак» (полька), Рахманинов С.В. «Прелюдия соль минор», Струве Г. «Школьный корабль», «Музыка всегда с тобой», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Матвеев М. «Матушка, что во поле пыльно», Брель Ж. «Вальс», Иванов В. «Песня о дружбе», Островский А. «Мальчишки и девчонки», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», «Симфония №6», Шопен Ф. «Блестящий вальс №14», Глюк «Мелодия», «Орфей и Эвридика», русская народная песня «Светит месяц», Мусоргский М.П. «Старый замок», Молчанов К. «А зори здесь тихие» (тема труб), Дебюсси К. «Сирены» (из симфонического цикла «Ноктюрны»), Бетховен Л. «Симфония №9» (фрагменты), «Симфония №5», Прокофьев С.С. «Опера Повесть о настоящем человеке», «Кантата Александр Невский».

Дополнительный материал: Федотов П.А. «Сватовство майора», Пукирев В.В. «Неравный брак» (репродукции картин), Врубель М. «Пан» (репродукция полотен древней живописи), Нестеров М.В. «Портрет хирурга С.С. Юдина» (репродукция картины).

Разучивание произведений: Струве Г. «Школьный корабль», «Спасибо вам, учителя», «С нами друг», Островский А. «Мальчишки и девчонки».



  1. Из чего «сделана музыка?» (19 часов).

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Единство сторон музыкального произведения. Подвиг, воплощенный в музыке. Ритм – основа музыки. О чем рассказывает музыкальный ритм? Мелодия – душа музыки. Звук, который выражает слово. Звуки музыки организуются по законам гармонии. Эмоциональный мир полифонии. Единство содержания и формы – красота музыки. Фактура – способ изложения музыкального материала. «Недаром помнит вся Россия…» Музыкальные тембры. Песни, звавшие на подвиг. Музыкальная динамика.

Музыкальный материал: Сигер П. «Песня о молоте», Шостакович Д. «Симфония №7, №8», Бетховен Л. «Аппассионата», «Эгмонт», Мигули В. «Песня о солдате», Шуберт Ф. «Серенада», Раухвергер М. «Снежная королева», Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», «Реквием Лакримоза», Чайковский П.И. «Па-де-де» (из балета «Щелкунчик»), Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Салманов В. «Увели нашу подружку» (4 часть концерта для смешанного хора «Лебедушка»), Сен-Санс «Лебедь», Струве Г. «Музыка», Мартынов Е. «Лебединая верность». Бах И.С. «Фуга соль минор», «Весенняя песня», «Вариация 21» (фрагмент), Рахманинов С.В. «Весенние воды», Морозов А. «Малиновый звон», русская народная песня «Бородино», Хренников Т. «Давным - давно», «Гусарская песня», народная песня «Русь в огне да в полыме!..», Глинка Ф. «Похвалялся вор - французик», «Военная песнь», Беранже П-Ж. «Старый капрал», Тухманов Д. «День Победы», Новиков А. «Дороги», Алексадров А.В. «Священная война».

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

Разучивание произведений: Сигер П. «Все преодолеем», Теодоракис М. «Я – фронт», Мигули В. «Песня о солдате», Крылатов Е. «Прекрасное далеко», Струве Г. «Музыка», Бах И.С. «Весенняя песня», Морозов А. «Малиновый звон», Хренников Т. «Давным - давно», русская народная песня «Бородино», Соловьев – Седой В.П. «Соловьи», Пахмутова А. «Песня – сказ о Мамаевом кургане».


  1. Чудесная тайна музыки (2 часа).

В чем сила музыки? «Чудесное» в стране музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя.

Музыкальный материал: фрагменты произведений, звучавших в течение года, песни, исполняемые на уроках, презентации музыкальных произведений (по выбору учащихся).

Дополнительный материал: Задания к викторинам, конкурсам, кроссвордам, самостоятельным работам по музыке.


7 КЛАСС


  1. Музыкальный образ (16 часов).

Музыкальный образ. Песенно – хоровой образ России. Образное богатство в музыке. Образ покоя и тишины. Образ света и истины, битвы за жизнь на земле против войны. Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости, Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощенный в музыке. Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ. Образ мечты и надежды. Образ одиночества и отчаяния. Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли. Целостность образа поэзии и жизни. М. Равель, «Болеро». Образ народного танца. Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни. Образ прославления молодых порывов: «И песней боремся за мир». Изобразительность в музыке. Романтичные образы. Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти.

Музыкальный материал: русская народная песня «Милый мой хоровод», «Барыня», Шаинский В. «Уголок России», Рахманинов С.В. «Островок», Молчанов К. «Песня туристов», Новиков А. «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодежи мира»Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс Наташи» (из оперы «Война и Мир»), Шостакович Д. «Симфония №7», Глинка М.И. «Ария Сусанина» (из оперы «Иван Сусанин»), Шуберт Ф. «Лесной царь», «Серенада», «Шарманщик», Скрябин А.Н. «Прелюдия №4», Шопен Ф. «Прелюдия №20», «Вальс №6, 7», Бетховен Л. «Эгмонт», «Симфония №5», «Песня Клерхен», Равель М. «Болеро», Лист Ф. «Рапсодия №2», Сигер П. «Песня о молоте», Бах И.С. «Органная фуга ля минор», «Песня о Рождестве», Сибелиус Я. «Грустный вальс».

Дополнительный материал: Рахманинов С.В., Молчанов К., Новиков А., Прокофьев С.С., Глинка М.И., Шуберт Ф., Бетховен Л., Шопен Ф., Бах И.С. (портреты композиторов), Толстой Л.Н. «Война и Мир» (роман), Гойи Ф. «Расстрел повстанцев» (репродукция картины), Давид Л. «Клятва Горациев», Делакруа Э. «Свобода на баррикадах» (репродукции картин), Задания к викторинам, кроссвордам, головоломкам по музыке.

Разучивание произведений: русская народная песня «Милый мой хоровод», Окуджава Б. «До свидания, мальчики», Новиков А. «Дороги», Молчанов К. «Песня туристов», Бетховен Л. «Песня Клерхен», Галь В. «Давайте дружить», Пахмутова А. «Звездопад», Бах И.С. «Песня о Рождестве».


  1. Музыкальная драматургия (18 часов).

Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие. Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке. Жизнь музыкальных образов. Только музыка способна выразить невыразимое. Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты. Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость. Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении. Сонатная форма. Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Драматургия контрастных сопоставлений. Интонационное единство балета (оперы). Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича. «А значит, нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим». Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. Жизнь полонеза.

Музыкальный материал: Дубравин Я. «Песни наших отцов», Глинка М.И. «Увертюра «Руслан и Людмила»», Тактакишвили О. «Сегодня умер Руставели», Бетховен Л. «Эгмонт», Высоцкий В. «Звезды», Римский –Корсаков Н.А. «Сеча при Керженце», русская народная историческая песня «Песня про татарский полон», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано», Чюрленис М. «Соната моря», Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта», «Золушка»,Чайковский П.И. увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта», Лист Ф. «Рапсодия №2», Эшпай А. «Венгерские напевы», Тухманов Д. «День победы», Д. Шостакович «Симфония №7», Захлевный Л. «Победа»,Александров А. «Священная война», Мурадели В. «Бухенвальдский набат», Шапорин Ю.А. кантата «Доколе коршуну кружить», Моцарт В.А. «Симфония №40», Егоров В. «Облака».

Дополнительный материал: Глинка М.И., Э. Григ, (Портреты композиторов), иллюстрации к опере «Руслан и Людмила», Руставели Ш. «Поэма Витязь в тигровой шкуре», иллюстрации к балету, стихи, репродукции, посвященные Дню Победы.


8 КЛАСС



Музыка старая и новая, Настоящая музыка не бывает старой, Живая сила традиции.

Искусство начинается с мифа, Мир сказочной мифологии: опера Римского-Корсакова «Снегурочка».

Языческая Русь в «Весне Священной» И. Стравинского. Природа в музыке как вечная тема

«Благословляю вас, леса…» Обобщающий урок по теме «Вечные темы в искусстве»

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучит печаль и радость». «Слезы людские, о слезы людские». Бессмертные звуки «Лунной сонаты».

Тема любви в музыке П. Чайковского «Евгений Онегин».

«В крови горит огонь желанья», Трагедия любви в музыке, Людвиг Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве, Мир духовной музыки, Колокольный звон на Руси, Рождественская звезда.

От Рождества до крещения, «Светлый праздник». Православная музыка сегодня

Как мы понимаем современность, Вечные сюжеты. Филосовские образы XX века

Джазовая и эстрадная музыка. Лирические страницы советской музыки, Диалог времен в музыке А.Шнитке,

«Любовь никогда не перестанет»

«Музыка всегда остается».

Бетховен «Апасионата».


Музыкальный материал: Глюк «Орфей и Эвридика»- мифы древней Греции.

Римского-Корсакова «Снегурочка» (Песня Леля, Хороводные песни

Гимн России. Равель»Игра воды». Моцарт «Концерт № 23 для фортепиано с оркестром».

П. И Чайковский «Болезнь куклы», Р. Шуман «Грезы», А. Макаревич «Пока горит свеча», А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось

П.Чайковский «Ромео и Джульетта», Р.Вагнер «Тристан и Изольда». «Херувимская песнь» М.Глинки, «Отче наш» А.Никольского. «Святки» (Декабрь) из цикла «Времена года» Чайковского и «Колядные песни» Римского-Корсакова «Ангел вопияше» П.Чайковского,



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.


  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.


знать/понимать:

    • содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

    • знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;

    • знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;

    • знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

  • выражать знания, полученные в 5 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.

  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

знать/понимать:

    • содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;

уметь:

  • находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;

  • умение определять в прослушанных произведениях главные выразительные средства

  • выражать знания, полученные в 6 классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, сюиты, баллады, серенады, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации);

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА


  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

знать/понимать:

    • главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

    • понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

  • определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

  • находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

  • находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека

  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий

  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА


  • знать специфику музыки как вида искусства;

  • понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;

  • знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;

  • уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;

  • различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.

знать/понимать:

    • главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

    • понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы

уметь:

  • определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;

  • находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений

  • находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека

  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве

использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий

  • певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.



Критерии и нормы оценки знаний учащихся.

Оценка «5»:

  • Учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • Правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания;

  • Верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • Умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4»:

  • Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

Оценка «3»:

  • Учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • Допускает неточности в изложении изученного материала.

Оценка «2»:

  • Учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • Не справляется с поставленной целью урока.


Форма контроля

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • практическая работа,

  • взаимоопрос;

  • тест

  • музыкальные викторины по итогам полугодия




Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

  • Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1999г.

  • Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, г.CD - дисках )

  • Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013г.

  • Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013г.CD - дисках )

  • Музыка, 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013г.

  • Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013г.

  • Музыка, 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013г.CD - дисках)


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

        1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

        2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

        3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

        4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

        7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

        8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

        9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.




11