№ урока/ № урока в теме | Дата (неделя, месяц) проведения урока | Тема урока | Элементы содержания урока | Виды деятельности учащихся | Требования к уровню усвоения предмета | оборудование, Информационные ресурсы |
Знать/понимать | Уметь | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ |
Раздел I Общество и человек (16 часов) Глава 1. Общество (4 часа) |
1/1 | Сентябрь. 1 неделя | Общество | Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и культура | Выполняют проблемные задания. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | Элементы и подсистемы общества. Основные признаки общества, понятия в рамках темы. | - Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. - давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки; - различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения; - объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; - объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств; - объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; - разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. | Совершенствования собственной познавательной деятельности. | http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» |
2/2 | Сентябрь. 1 неделя | Общество | Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. | Составляют таблицу «Общественные науки». Групповая, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
3/3 | Сентябрь. 2 неделя | Общество | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. взаимосвязь четырех сфер общества. взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. | Работают по таблице «Социальные институты», составляют план «Особенности социальной системы». Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
4/4 | Сентябрь. 2 неделя | Общество | Системное строение общества: элементы и подсистемы | Повторяют и обобщают пройденный материал, выполняют проблемные задания. Групповая, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
Глава 2. Человек (12 часов) |
5/1 | Сентябрь. 3 неделя | Человек | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса а природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. | Выполняют практические задания. Составляют словарь по теме. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | Что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; - примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; - разработанные человеком способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи , организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями, что такое деятельность; - что такое потребности; - иерархическую теорию потребностей; что представляют собой знание и процесс познания. | Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работать с материалами СМИ. высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленный вопрос, давать определение понятий; характеризовать черты деятельности; - определять мотивы деятельности; - раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; - определять взаимосвязь деятельности и сознания; - объяснять сущность чувственного и рационального познания; - анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения; - характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального вчеловеке4 - выделять основные признаки понятия «личность»; - 0бъяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается4 - определять связь между самоопределением и самореализацией личности. | Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей. | http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://ps.1september.ru Газета «1 сентября» http://www.pish.ru Журнал "Преподавание истории в школе" http://www.istrodina.com Российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" |
6/2 | Сентябрь. 3 неделя | Человек | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности. Идеалы. | Работают над документами, составляют таблицу «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям. Групповая, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
7/3 | Сентябрь. 4 неделя | Человек | Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | Решают познавательные и практические задачи, составляют схему «Потребности человека». Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
8/4 | Сентябрь. 4 неделя | Человек | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. | Работают с текстом учебника, документа, решают проблемные задания. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
9/5 | Сентябрь. 4 неделя | Человек | Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Соотношение деятельности и общения. | Решают познавательные и практические задачи. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
10/6 | Октябрь. 1 неделя | Человек | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. | Составляют схему «Истина и ее критерии». Групповая, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
11/7 | Октябрь. 1 неделя | Человек | Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. | Составляют таблицу «Отношение философов к проблеме познаваемости мира». Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека http://www.uchportal.ru Учительский портал http://pedsovet.su pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://ps.1september.ru Газета «1 сентября» http://www.pish.ru Журнал "Преподавание истории в школе" http://www.istrodina.com Российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" |
12/8 | Октябрь.2 неделя | Человек | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социализация личности. | Выполняют групповые письменные задания по карточкам. Групповая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
13/9 | Октябрь. 2 неделя | Человек | Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности | Анализируют таблицу. Решают познавательные задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
14/10 | Октябрь. 3 неделя | Человек | Познание человеком самого себя. Самооценка. | Составляют словарик по теме. Групповая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
15/11 | Октябрь. 3 неделя | Человек | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. | Повторяют и обобщают пройденный материал, выполняют проблемные задания. Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
16/12 | Октябрь. 4 неделя | Человек | Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Общественная значимость и личностный смысл. | Повторяют и обобщают пройденный материал, выполняют проблемные задания. Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (39 часов) Глава 3. Духовная культура (8 часов) |
17/1 | Октябрь. 4 неделя | Духовная культура | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновдности культуры: народная, массовая, эдитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «Культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. | Выполняют задания по карточкам. Составляют таблицу «Функции культуры». Анализируют источники социальной информации. Индивидуальная, фронтальная работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. | - понятия темы; - знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться; - что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; - знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; - что такое религия; - роль морали в жизни человека и общества; - некоторые особенности мировых религий; что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. | - разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; - уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность понимания культуры у различных народов; - уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наслед- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; - знать, что представляет собой образование как институт общества; Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; - уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы; определять становление нравственного начала в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества; - анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которыми оно обладает; - пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России. Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России | -критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; -осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. | http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» |
18/2 | Октябрь. 4 неделя | Духовная культура | Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. | Выполняют задания на восстановление соответствия. Решают проблемные задачи. Составляют словарик по теме. Индивидуальная, фронтальная работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. |
19/3 | Ноябрь, 2 неделя | Духовная культура | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. | Работают с текстом учебника, документа, решают проблемные задания. Индивидуальная, фронтальная работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. |
20/4 | Ноябрь, 2 неделя | Духовная культура | Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. | Работают с текстом учебника, документа, решают проблемные задания. Индивидуальная, фронтальная работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. |
21/5 | Ноябрь, 3 неделя | Духовная культура | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии буддизм, христианство, Ислам. | Составляют таблицу «Мировые религии» и словарик по теме. Индивидуальная, фронтальная работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. |
22/6 | Ноябрь, 3 неделя | Духовная культура | Роль религии в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. | Рассуждают о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества. Индивидуальная, фронтальная работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. | http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» |
23/7 | Ноябрь, 4 неделя | Духовная культура | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства. Их история и развитие. «Свободные искусства» | Составляют схему «Искусство и его формы», сравнивают различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России. Индивидуально-практическая работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. |
24/8 | Ноябрь, 4 неделя | Духовная культура | Духовная жизнь человека Религия . искусство. Мораль и право. | Повторяют и обобщают пройденный материал, выполняют проблемные задания. Индивидуальная, фронтальная работа. Частично-поисковый, практический метод и метод контроля. |
Глава 4. Экономика (4 часа) |
25/1 | Декабрь, 1 неделя | Экономика | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. | Составляют словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности». Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | Что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе; - что представляет собой производство; - сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства. | Определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; - определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества4 - решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни; - определять значение экономической направленности и социальных установок личности; - определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; - объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике. | | http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» |
26/2 | Декабрь, 1 неделя | Экономика | Основные агенты рыночной экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. | Составляют словарик по теме и таблицы «Общественное благосостояние». Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
27/3 | Декабрь, 2 неделя | Экономика | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. | Работают над документами. Решают проблемные задачи. Составляют словарик темы и памятку «Этический кодекс предпринимателя». Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
28/4 | Декабрь, 2 неделя | Экономика | Мировая экономика. Особенности современной экономики России | Выполнение заданий с разными уровнями сложности. Решение задач. Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
Глава 5. Социальная сфера (15 часов) |
29/1 | Декабрь, 3 неделя | Социальная сфера | Социальная структура как анатомический скелет общества. статус как ячейка в социальной структуре общества. взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение человека.. | Составляют схему «Социальная структура общества» и словарик по теме. Работа в парах. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | - что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; - что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; - что такое социальная связь и социальное взаимодействие; - какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей; -причины социальных конфликтов; - как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, и какими социальными характеристиками они обладают; - что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи; что такое социальные нормы и социальный контроль; -в чем состоит значение самоконтроля; что представляют собой межнациональные отношения; что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. | - анализировать социальный образ, имидж личности; - объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; - разъяснять, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; - пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; -анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий; - определять последствия социальных конфликтов; - объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; - анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; - анализировать различные позиции общества, а также причины, способствующие этому; -анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности; - приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; - определять причины отклоняющегося поведения; -объяснять социальную опасность преступности; - разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры ; - пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; - уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; - уважительно относиться к национальной инакости людей; - описывать жизненный цикл семьи; - анализировать мотивы и причины распада семей; - анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | -успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; -осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации предвидения возможных последствий определенных социальных действий | http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека http://www.uchportal.ru Учительский портал http://pedsovet.su pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://ps.1september.ru Газета «1 сентября» http://www.pish.ru Журнал "Преподавание истории в школе" http://www.istrodina.com Российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" |
30/2 | Декабрь, 3 неделя | Социальная сфера | Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека.. статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. | Работают с текстом документа, анализируют социальный образ, имидж личности; - объясняют поступки людей в соответствии с их социальной ролью. Работа в парах. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
31/3 | Декабрь, 4неделя | Социальная сфера | Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. историческое происхождение и типологии классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. | -Работают с текстом учебника, разъясняют, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; - поясняют на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей. Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
32/4 | Декабрь, 4 неделя | Социальная сфера | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. | Работают с текстом учебника, дополнительной литературой, составляют схему «Социальные отношения и взаимодействия». Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
33/5 | Январь, 2 неделя | Социальная сфера | Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. | Представляют сообщения. Презентации по теме. Индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
34/6 | Январь, 2 неделя | Социальная сфера | Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. | Составляют таблицу «Виды социальных норм». Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
35/7 | Январь, 3 неделя | Социальная сфера | Социальные нормы. | Работают с текстом. Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
36/8 | Январь, 3 неделя | Социальная сфера | Отклоняющееся поведение. Преступность. | Представляют сообщения. Презентации по теме. Индивидуальная, фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
37/9 | Январь, 4 неделя | Социальная сфера | Социальный контроль. | Работают с текстом учебника. выясняют причины отклоняющегося поведения. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
38/10 | Январь, 4 неделя | Социальная сфера | Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. | Пишут эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления». Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
39/11 | Февраль. 1 неделя | Социальная сфера | Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | Представляют сообщения о межнациональных отношениях. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
40/12 | Февраль. 1 неделя | Социальная сфера | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. | Составляют схему «Функции семьи», словарик по теме. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
41/13 | Февраль. 2 неделя | Социальная сфера | Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. | Работают с текстом учебника. Анализируют дополнительную литературу. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
42/14 | Февраль. 2 неделя | Социальная сфера | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура | Задания по группам: выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения. Групповая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
43/15 | Февраль. 3 неделя | Социальная сфера | Социальные группы. Этнические общности. Семья и брак. | Выполняют задания с разными уровнями сложности. Решают задачи. Групповая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
Глава 6. Политическая сфера (12 часов) |
44/1 | Февраль. 3неделя | Политическая сфера | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. | Составляют схемы «Политические институты», «Власть и ее виды». Групповая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | Какие существуют формы проявления влияния в обществе; - что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; - основные признаки и функции государства, уметь их анализировать; - что такое политический режим, и какие существуют его типы; - какие причины могут лежать в основе зарождения государства; - основные положения урока; -что такое гражданское общество; - что представляет собой институт «гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус; - что такое правовое государство, каковы его основные признаки; - что представляет собой политическая система; - типологии политических партий и их сущность; - что представляет сбой голосование, референдум и каков их механизм; - каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. | Пояснять, что представляет собой власть, ее виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть; - давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных знаниях; - анализировать виды монополии государства; - анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности; определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем ; - объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; - анализировать собственные и чужие политические симпатии т определять факторы, способствующие политической активности населения; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Применения гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, сознательного неприятия антиобщественного поведения, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. | http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека http://www.uchportal.ru Учительский портал http://pedsovet.su pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://ps.1september.ru Газета «1 сентября» http://www.pish.ru Журнал "Преподавание истории в школе" http://www.istrodina.com Российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" |
45/2 | Февраль. 4 неделя | Политическая сфера | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | Составляют схему «Политическая система» и словарик по теме. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
46/3 | Февраль. 4 неделя | Политическая сфера | Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. | Работают с текстом учебника и Конституции РФ. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
47/4 | Март, 1 неделя | Политическая сфера | Два значения гражданского общества. история развития и сущность гражданства. | Решают проблемные задания. Составляют кластер «Правовое государство» и словарик по теме. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
48/5 | Март, 1 неделя | Политическая сфера | Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права | Работают с текстом документа. Решают проблемные задания. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
49/6 | Март, 2 неделя | Политическая сфера | Понятие о правовом государстве и истории его становления. Признаки правового государства. | Работают со словарём. Решают проблемные задания. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
50/7 | Март, 2 неделя | Политическая сфера | Черты тоталитарного государства. | Работают с текстом учебника. Решают проблемные задания. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
51/8 | Март,3 неделя | Политическая сфера | Избирательная система. Типы избирательных систем. | Составляют таблицу «Политические партии, их программы». Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | http://ps.1september.ru Газета «1 сентября» http://www.pish.ru Журнал "Преподавание истории в школе" http://www.istrodina.com Российский исторический иллюстрированный журнал "Родина" |
52/9 | Март, 3 неделя | Политическая сфера | Многопартийность и партийные системы. | Составляют таблицу «Политические партии, их программы». Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
53/10 | Март, 4 неделя | Политическая сфера | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составление части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. | Анализируют материалы СМИ, выполняют проблемные задания. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
54/11 | Март, 4 неделя | Политическая сфера | Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. | Анализируют материалы СМИ, выполняют проблемные задания. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
55/12 | Апрель, 1 неделя | Политическая сфера | Понятие власти. Государство, его функции. Гражданское общество. | Повторяют и обобщают пройденный материал, выполняют проблемные задания. Групповая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
Раздел 3. Право (10 часов) Глава 7. Право как особая система норм (10 часов) |
56/1 | Апрель, 1 неделя | Право как особая система норм | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. | Составляют схему «Структура права», таблицу «Отрасли права». Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | Чем отличаются подходы к определению права; - роль системы права в регулировании общественных отношений; - общее в морали и паве; - что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров | Объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; - разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах; - пояснять систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; - определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношени- разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности; - раскрывать важнейшие признаки правоотношения; - объяснять различия между проступком и преступлением; - называть лавные черты юридической ответственности; Объяснять основные цели деятельности судебной системы. | Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; -ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; -предвидения возможных последствий определенных социальных действий; -оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; | http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» |
57/2 | Апрель, 2 неделя | Право как особая система норм | Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. | Составляют схему «Структура права», таблицу «Отрасли права». Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» |
58/3 | Апрель, 2 неделя | Право как особая система норм | Что такое правоотношение. Основные источники права. | Составляют схему «Источники права». Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
59/4 | Апрель, 3 неделя | Право как особая система норм | Виды нормативных актов. | Работают с текстом документа, решают проблемные задачи. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
60/5 | Апрель, 3 неделя | Право как особая система норм | Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. | Составляют таблицу «Виды юридической ответственности». Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
61/6 | Апрель, 4 неделя | Право как особая система норм | Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. | Работают с текстом учебника, составляют схему «Система судебной защиты». Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
62/7 | Апрель, 4 неделя | Право как особая система норм | Развитие права в современной России. | Представляют сообщения, презентации. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
63/8 | Май, 1 неделя | Право как особая система норм | Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. | Составляют словарик по теме, анализируют правовые документы, обсуждают в группах вопрос «Существуют ли правонарушения, не опасные для общества?». Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
64/9 | Май, 1 неделя | Право как особая система норм | Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. | Работают в группах. Выполняют проблемные задания. Фронтальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
65/10 | Май, 2 неделя | Право как особая система норм | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | Пишут эссе на тему «Правомерное поведение». Составляют словарик по теме. Индивидуально-практическая работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
Заключение 2 часа |
66/1 | Май, 2 неделя | Общество в развитии | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. проблемы общественного прогресса | Выполняют проблемные задания. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | Каковы проявления глобализации в экономической сфере; - основные глобальные проблемы современности. | Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; - объяснять, что такое процесс глобализации. | Совершенствования собственной познавательной деятельности. | http://window.edu.ru Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» |
67/2 | Май, 3 неделя | Общество в развитии | Общественный прогресс | Работают в группах. Выполняют проблемные задания. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. |
| Итоговое повторение по курсу 1 час |
68/1 | Май, 3 | Основные проблемы обществознания | Экономическая, политическая. Духовная. Социальная сферы жизни общества | Повторяют и обобщают пройденное. Фронтальная, индивидуальная работа. Наглядный, частично-поисковый, практический метод. | | | | |
Резерв 2 часа |
69/1 | Май, 4 неделя | Резерв | | | | | | |
70/2 | Май, 4 неделя | Резерв | | | | | | |