СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП  по обществознанию  разработано на основе:

-        Планируемых результа­тов основного общего образования.

-        Примерной основной образовательной программы.

    -   Методических рекомендаций по проектированию рабочих программ .-Казань.: ИРО РТ, 2015.

    -   Методических рекомендаций  об особенностях  преподавания учебных предметов «история», «обществознание» в 2015/2016 учебном году. -Казань.: ИРО РТ, 2015.

    -   Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гимназия».

    -  

Учебники:

  1.«Обществознание.  5  класс.  ФГОС».  Учебник  для  общеобразовательных  организаций  с  приложением  на  электронном  носителе  под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015.

  2.Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 5 класса»





Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков - 2ч.

КТП по обществознанию разработано на основе:

  • Планируемых результа­тов основного общего образования.

  • Примерной основной образовательной программы.

- Методических рекомендаций по проектированию рабочих программ .-Казань.: ИРО РТ, 2015.

- Методических рекомендаций об особенностях преподавания учебных предметов «история», «обществознание» в 2015/2016 учебном году. -Казань.: ИРО РТ, 2015.

- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гимназия».

- На основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Учебники:

1.«Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015.

2.Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:


1.Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013



Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения курса (за 5 класс)

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования.

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

При изучении обществознания обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме;

• заполнять и дополнять таблицы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.



Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;






  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: создание презентаций и др.;

5 класс Предметные результаты:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • различать уровни общего образования в России;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире.



Календарно-тематическое планирование по курсу обществознанию (5 класс)

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Основные виды

деятельности учащихся

Виды и формы

Домашнее

задание


Дата



Предметные


Метапредметные

Личностные


По плану

По факту

1

Вводный урок


ознакомление с новым материалом

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров


Осмысливают
гуманистические традиции и ценности современного общества


Работа с учебником, чтение текста с комментарием и беседой. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос, сравнительный анализ, составление схемы. Создание мини-проект


Устный опрос


Изучить § 1; задания рубрики «В классе и дома»,
с. 1–4.

Рабочая тетрадь, задание
№ 6.

1.09



Человек (5 ч)








2

Загадка человека


ознакомление с новым материалом

Учащиеся научатся: называть отличия человека от животного; характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека, сравнивать свойства человека и животных


ПУУД Учащиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; анализировать схемы и таблицы.

КУУД Учащиеся допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной точкой зрения, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

РУУД Учащиеся определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества


составление схемы. Создание мини- проект

Устный опрос


Изучить §1;стр.114, «Проверим себя»ответить на вопросы.

8.09


3

Человек - биологическое суще­ство. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека.

ознакомление с новым материалом

Работа с учебником, чтение текста с комментарием и беседой. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос, сравнительный анализ, составление схемы.


Устный опрос


Изучить § 2; задания рубрики «В классе и дома»,
с. 21–23.

Подготовка
к выполнению индивидуальных проектов

-


15.09


4

Отрочество - особая пора жизни.

Отношения между поколениями.


комбинированный

Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя.

Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах
и парах


Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют
ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм

действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей


Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес

к новому материалу и способам решения новой задачи


Работа с учебником, чтение текста с комментарием и беседой. Работа с репродукциями картин. Работа со словарем. Нахождение в тексте выводов по проблеме урока


Проверка домашнего задания, мини проекты «Какой я?»,словарный диктант группе детей.


Изучить § 2; задания рубрики «Практикум»,
с. 24.

Подготовка к выполнению индивидуальных проектов


22.09


5

Особенности подросткового воз­раста.

комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

Самостоятельная работа по теме «Человек»

Изучить § 2; задания рубрики «Проверим себя»,
с. 21.

Подготовка к выполнению индивидуальных проектов


29.09


6

Почему человеком нельзя стать без общения. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.




Урок систематизации и обобщения знаний и умений


Учащиеся научатся: анализировать факты и отрывки текстов, выделять отличительные черты, проблемы подросткового возраста и находить пути их решения


ПУУД Учащиеся получат возможность научиться формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.

КУУД Учащиеся проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Учащиеся осваивают правила делового сотрудничества


выполнение практикума, ответы на вопросы, работа с интернет ресурсами, составление памятки


проверка заданий рубрики «В классе и дома»,

проверка памятки .


Индивидуальные презентации учащихся
по теме
«Человек – личность»


6.10



Семья (5 ч)









7

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Основные роли членов семьи.

комбинированный

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться: составлять
генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий


Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания


Выполнение практикума, работа с интернет-ресурсами, работа с репродукциями картин. Работа с документом. Работа в парах. Использование справочной литературы


Разноуровневые задания, задания рубрики «В классе и дома», анализ использования справочной литературы


Изучить § 3; задания рубрики «В классе и дома»,
с. 32


13.10


8

Семейное хозяйство

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.


комбинированный

Научатся: характеризовать семейно-правовые
отношения.

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать
логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют

в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную
задачу


Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности


Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам


проверка заданий рубрики «В классе и дома»,

проверка памятки

Изучить § 4.

рабочая тетрадь, задание № 8,стр.19

20.10


9

Свободное время.

Семейные ценности и традиции.

ознакомление с новым материалом

Научатся: организовывать свое свободное
время.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости
между объектами.

Коммуникативные: планируют цели
и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале


Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности





Работа со справочной литературой и интернетресурсами; работа с репродукциями картин, работа с документом. Выполнение проекта


Индивидуальный опрос, работа по картинкам, работа с документом «Домострой»


Изучить § 5.

Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома»


27.10


10

Я и моя семья. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.

Урок ком-плексного применения знаний и умений


Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам


Зада­ния

рубри­ки

«Про­верим себя», устный опрос.

Изучить стр.39,выполнить задания.

10.11


11

Семейный досуг и здоровый об­раз жизни

Урок

система

тизации

и

обоб

щения

знаний и умений


1. Экономия семейных ресурсов. 2. Это должен

Составление памятки, тестирова-ние, выпол-

Учащиеся научатся: ор-ганизовывать свое свободное

ПУУД Учащиеся получат возмож-ность научиться ставить и форму-

Учащиеся со-храняют мо-тивацию к учебной дея-

Со-ставле-ние памят-


Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно
создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем, предлагают помощь и сотрудничество



Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Составление рассказов по картинкам, выполнение тестовых заданий.

Практикум

по теме.


Учащиеся научатся: ор-ганизовывать свое свободное

ПУУД Учащиеся получат возмож-ность научиться ставить и форму-

Учащиеся со-храняют мо-тивацию к учебной дея-

Со-ставле-ние памят-


Изучить § 5,выполнить практикум.

17.11



Школа (6 ч)









12

Образование в жизни человека.

Школа в жизни человека и об­щества Образование, его значимость в условиях информационного общества.

ознакомление
с новым материалом

Научатся: определять мотивы обучения детей
в школе.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока


Проверка проектов

«Наш класс»


Изучить § 6.
рабочая тетрадь, задание № 8,
с. 33. Составление рассказов на тему

«Школа моей мечты»


24.11


13

Ступени школьного об­разования Уровни общего образования.

комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам


Разно-уровневые зада­ния, задания рубри­ки «В классе и до­ма».

Изучить § 6,выполнить задания стр.57

1.12


14

Образование и самообразование Государственная итоговая аттестация.


комбинированный

Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане


Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности


Работа с учебником; чтение текста с комментарием и беседой; сравнительный анализ; анализ схемы; работа с репродукциями картин


Выявление навыков учащихся в области работы с энциклопедиями и СМИ, проверка письменных ответов на вопросы


Изучить § 7.
рабочая тетрадь, задания № 2, 3, с. 34–35

8.12


15

Итоговое повторение по разделам “Человек”, “Семья”, “Школа”.


Урок систематизации и обобщения знаний и умений


Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других
людей и сопереживание им


Выполнение практикума, составление рассказа с использованием интернетресурсов


Итоговая контрольная работа за первое полугодие в форме тестирования.

Изучить Подо-

брать
и проиллюстрировать пословицы и поговорки
о труде


15.12


16

Учение вне стен школы. Умение учиться. Система образования в Российской Федерации.

комбинированный

Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане


Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности


Составление

презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока


Составление памятки

Изучить § 7,выполнить задания стр.64.

22.12


17

Одноклассники, свер­стники, друзья Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.

Урок ком-плексного применения знаний и умений


Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане


Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия


Работа с репродукциями картин, с документом, со словарем, нахождение в тексте выводов по той или проблеме, постановка вопросов к тексту, обсуждение пословиц, работа с однокоренными словами


Проверка составленных правил совместного общежития, устный опрос, проверка заданий рубрики «В классе и до-


Изучить § 8. рабочая тетрадь, задания № 6, 7, 8, с. 43, 45


12.01



Труд (6 ч)








18

Труд - основа жизни.

Игра, труд, учение.


комбинированный

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различныхточек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий


Выражают
устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач


Выполнение практикума, работа с текстом, работа с однокоренными словами, поиск дополнительного материала


Задания рубрики «Проверим себя», устный опрос, проверка рассказов об известных личностях, занимавшихся благотворительностью


Изучить § 9.

рабочая тетрадь, задания № 3, 4, 8, с. 47–48,
50


19..01


19

Труд - условие благополучия чело­века. Благотворительность и меце­натство

Роль деятельности в жизни человека и общества.

комбинированный

составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока


Проверка и анализ рассказов

Изучить § 9. Подготовить выступление по теме.

26.01


20

Труд и творче­ство.

Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.

комбинированный

Научатся: определять значение труда в жизни человека.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль


Выражают адекватное понимание причин
успешности/
неуспешности учебной деятельности


Выполнение практикума, работа с текстом, работа с однокоренными словами, поиск дополнительного материала


Оценка выполнения

практикума, оценка коллективной выставки «Труд и красота


Изучить § 10.

рабочая тетрадь, задание № 6,
с. 54–57


2.02


21

Творческий труд. Творчество в ис­кусстве Понятие деятельности

комбинированный

составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока


групповые задания

Изучить § 10.,подготовить выступления по теме.


9.02


22

Каким бывает труд человека. Многообразие видов деятельности.

обобщение и систематизация знаний

Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им


Тестирование, выполнение практикума, составление рассказов с использованием интернет ресурсов


Групповые задания


Подготовить стихотворения о Родине


16.02


23

Труд и его оценка.

Труд и творчество.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Решение проблемных

заданий, моделирование, анализ ситуаций

Практикум

по теме.

Написать сочинение о значимости труда в жизни человека.

1/03



Родина (10 ч)








24

Наша Родина – Россия.

Наше государство – Российская Федерация. Россия – федеративное государство.

комбинированный

Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий


Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю


Анализ пословиц по теме урока, ответы на вопросы по тексту, работа с картой, работа с репродукцией картины, работа с толковым словарем. Дискуссия. Анализ литературных произведений по теме урока


Учащиеся смогут выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю


Изучить § 11.

рабочая тетрадь, задания № 7, 8,
с. 62–63


1/.03


25

Структура России как фе­дерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Субъекты федерации

комбинированный

составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока


Проверочная работа. Групповые задания


Изучить § 11. Подготовить выступление по теме.


15.03


26

Государственные символы России.

комбинированный

Научатся: определять государственные символы.

Получат возможность научиться: составлять
генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия



Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю


Работа с дополнительными источниками информации работа с текстом учебника, работа с интернет ресурсами, создание групповых проектов


Опрос


Групповые задания


Изучить § 12;
задания рубрики «В классе и дома»,
с. 106


15/03


27

История государственных симво­лов. Москва - столица России

комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных

заданий, моделирование, анализ ситуаций

Опрос

Групповые задания


Изучить § 12;
выучить Государственный гимн россии.

5.04


28

Гражданин Рос­сии. Гражданство Российской Федерации.


комбинированный

Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются
о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей


Выражают гражданскую идентичность в форме

осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю


Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем


Анализ работы с Конституцией (извлечения), индивидуальный опрос


Изучить § 13.

рабочая тетрадь,

задания № 6, 7,
с. 70


12.04


29

Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданствен­ность Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

комбинированный

Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем


Анализ работы с Конституцией (извлечения), индивидуальный опрос


Изучить

§ 13.,выполнить рубрику “Проверим себя”


19.04


30

Мы - много­национальный народ. Отношения между нациями.



комбинированный

Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения


Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем


Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность
к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам


Создание презентаций и групповых проектов. Работа со словарем


Анализ групповых работ и презентаций


Изучить § 14.

рабочая тетрадь, задание № 7,
с. 74


26.04


31

Народы России - одна семья. Россия – многонациональное государство.

комбинированный

Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем

Анализ групповых работ и презентаций


Изучить § 14., выполнить рубрику “Проверим себя”



3.05


32

Наша Родина - Россия.


Практикум

Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федератив­ном характере многонационального Российско­го государства, основных правах и обязанностях российских граждан.


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Выражают гражданскую идентичность в форме

осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю


Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных

заданий, моделирование, анализ ситуаций

Практикум

по теме.


Повторить весь курс.

10.05


33

Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности


комбинированный

Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем

Групповые задания Оценка проектов



Знать словарь стр. 124-125

17.05


34

Контрольная работа (промежуточная аттестация)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


проблемных

заданий, моделирование, анализ ситуаций

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Выполнение тестовых заданий

Контрольное тестирование

24.05


35

Итоговое повторение и

обобщение

Защита проектов


Систематизировать знания учащихся по теме

Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся


Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия


Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний


Оценка проектов

Индивидуальные презентации учащихся


Повторить весь курс

31.05