№ п/п | Тема урока. | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
| КАК УСТРОЕН МИР (7 ЧАС) |
1. | Природа. Ценность природы для людей. | Как классифицировать объекты природы? | Биология - наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии) | Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы. | Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные: взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окр. миром и оценка достижений на уроке | Личностные :формирование личного отношения к окр . миру | |
2. | Человек. | Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. | Человек-часть природы. Ступеньки познания человеком окружающего мира | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. | Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окруж миром и оценка достижений на уроке | Личностные:формирование личного отношения к окр.миру | |
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям». | Какова цель проекта? Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом? | Примеры благородного служения человека людям. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. | Учащиеся должны научиться создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно | Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Личностные:формирование личного отношения к окр миру | |
4 | Общество. | Общество-совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Почему семья является важной частью общества? | Ценностно- смысловое содержание понятий: Родина, Отчизна. Человек как член общества. Семья как часть общества. Народ ка часть общества. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Мы – граждане России | Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. | Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Личностные:формирование личного отношения к окр миру | |
5 | Что такое экология. | Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. | Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательныевзаимосвязь природы и человека Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке | Личностные:формирование личного отношения к окр миру | |
6 | Природа в опасности! Охрана природы. | Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь-примеры животных исчезнувших по вине человека. Заповедники и национальные парки-особо охраняемые природные территории. | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа Познавательные:взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: групповая работа, умение работать с информацией и оценка достижений на уроке | Личностные:формирование личного отношения к окр миру | |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. | | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тесты с выбором ответа | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
| ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19 ЧАСОВ) |
8 | Тела, вещества, частицы. | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. | Вещество–это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости , газы. | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица,классифицировать тела и вещества. Приводить примеры | Регулятивные:умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные:познакомиться с новыми понятиями Коммуникативные умение работать в паре и со взрослыми | Личностные:формирование образа | |
9 | Разнообразие веществ | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами | Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: умение делить на группы знакомые вещества, определять их состав. Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми | Личностные: формирование связи мира природы, культуры окружающих дей | |
10 | Воздух и его охрана. | Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха, Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: поиск и выделение необходимой информации(применение системы условных обозначений при выполнении заданий) Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные:формирование связи мира природы и человека | |
11 | Вода. | Свойства воды. Состояние воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. | Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: Целостное отношение к природе. | |
12 | Превращения и круговорот воды. | Свойства воды. Состояния воды её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. | Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников) КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми, аргументировать свою позицию | Личностные: Целостное отношение к природе. | |
13 | Берегите воду! | Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Способы экономичного использования воды. | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и её экономичному использованию | Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников) Коммуникативные умение работать в группе и со взрослыми | Личностные: Целостное отношение к природе. | |
14 | Что такое почва. | Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Опыт: «Состав почвы». | Почва как верхний плодородный слой земли. | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира, умение работать в паре. | Личностные: Целостное отношение к природе. | |
15 | Разнообразие растений. | Растения их разнообразие. Части растений (корень, стебель, плод, семя) Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений | Группы растений: мхи, водоросли. Папоротники, хвойные цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения . | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные самостоятельное создание способов решения проблем. Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: Целостное отношение к природе. | |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края . Краткая характеристика на основе наблюдений. | Дыхание и питание растений, Связи между растениями и окружающей средой Роль растений в жизни животных и человека. | Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Коммуникативные учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя | Личностные: Целостное отношение к природе. | |
17 | Размножение и развитие растений. | Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края . Краткая характеристика на основе наблюдений. | Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семени. | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя | Личностные: Целостное отношение к природе. | |
18 | Охрана растений. | Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края . Краткая характеристика на основе наблюдений. | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | Учащиеся должны уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
19 | Разнообразие животных. | Научить ориентироваться в разных видах животных. Соотносить группы животных и их существенные признаки. | Многообразие животного мир. Классификация животных: черви,моллюски,иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкаю щиеся (рептилии), птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология - наука о животных. | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
20 | Кто что ест. | | Цепи питания, кто как приспособлен. Почему цепи питания начинаются с растений? | Учащиеся должны знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
21 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | Учащиеся должны научиться создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
22 | Размножение и развитие животных. | Животные и их разнообразие. Условия необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Размножение животных ( на примере насекомых, рыб, птиц, зверей) | Размножение и развитие животных разных групп. | Учащиеся должны знать способы размножения животных. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
23 | Охрана животных. | Какую роль в природе и жизни человека играют животные? Почему многие виды животных становятся редкими? | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных . Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | Учащиеся должны уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
24 | В царстве грибов. | Из каких частей состоит гриб? Как грибы связаны с деревьями? Какое значение для леса имеют грибы? | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов, Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные: с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
25 | Великий круговорот жизни. | Почему растения названы производителями, а животные –потребителями ? Какие организмы названы разрушителями? | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ; производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. | РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы ПознавательныеОсмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | |
26 | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тесты с выбором ответа | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 ЧАСОВ) |
27 | Организм человека. | Какую роль в организме выполняют головной и спинной мозг, лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник? Что такое системы органов? | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. | РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Познавательные:характеризовать системы органов человека, объяснять значение выражения «система органов» Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
28 | Органы чувств. | Какую роль в жизни человека играют органы чуств? | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств. | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы,работать в паре | Личностныеконкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
29 | Надёжная защита организма. | Какое значение имеет кожа? Какую роль играют пот и жир , которые выделяет кожа? Как нужно ухаживать за кожей | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи . Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Личностныеконкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
30 | Опора тела и движение. | Из каких частей состоит скелет человека? Какое значение для человека имеет мышцы? Почему важна правильная осанка? | Опорно-двигательная система её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:характеризовать роль скелета мышц, роль сохранения правильной осанки. Коммуникативные:отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
31 | Наше питание. | | Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | Регулятивные:Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные:отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
32 | Наши проекты: «Школа кулинаров». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. | Учащиеся должны научиться создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно | Регулятивные:Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные:отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
33 | Дыхание и кровообращение. | Как устроена и работает дыхательная и кровеносная системы? | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота. | Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. | Регулятивные:Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
34 | Умей предупреждать болезни. | Стимулировать: интерес к закаливанию организма | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения с случае заболевания. | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Личностные:конкретизировать представления о человеке и окр его мире | |
35 | Здоровый образ жизни. | Стимулировать: интерес к закаливанию организма. | Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. | Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Личностныеконкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тесты с выбором ответа | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
| НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (8 ЧАСОВ) |
37 | Огонь, вода и газ. | Знакомство с целями и задачами раздела. | Как следует действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | Регулятивные:умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные:усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные:уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Личностные:усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д.,усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности | |
38 | Чтобы путь был счастливым. | Типичные ошибки в поведении на улице. Какие правила поведения в транспорте вы знаете?. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Регулятивные:умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные:усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные:уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Личностные:усвоение действий при пожаре, аварии водопровода, усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности | |
39 | Дорожные знаки. | Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые? Какую «работу» выполняют дорожные знаки? | Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. | Регулятивные:умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные :уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Личностные:усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д.,усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности | |
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает». | Какова цель проекта? Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом? | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | Личностные: искать сведения в разных источниках, оценивать результаты своей деятельности | |
41 | Опасные места. | Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника? Безопасно ли гулять в одиночку и с наступлением темноты? | Правила поведения в потенциально опасных местах; на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | Регулятивные: умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные:усвоение осн. правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные:уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д., усвоение основ безопасной жизни, оценивать результаты своей деятельности | |
42 | Природа и наша безопасность. | Как вести себя во время грозы? Какие животные могут угрожать нашей безопасности? | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) | Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. | Регулятивные:умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, ориентироваться в лесу. Познавательные: усвоение основных правил поведения в опасных местах, в лесу, на речке. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Личностные: усвоение действий при пожаре, купании, сборе ягод и грибов. | |
43 | Экологическая безопасность. | Как защититься от загрязнённого воздуха? Как защититься от загрязнённой воды? Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания? | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. | Регулятивные: умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные:усвоение основных правил поведения в лесу, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности, охранять природу. | Личностные: усвоение действий при лесном пожаре, наводнении, отравлении. | |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. | | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тесты с выбором ответа | РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | |
| ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (12 ЧАСОВ) |
45 | Для чего нужна экономика. | Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика? | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей-главная задача экономики. Товары и услуги. | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:знать о главной задаче экономики. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Какова роль в экономике профессий ваших родителей? Как связаны между собой труд шахтёра сталевара и парикмахера? | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический Роль образования в экономике. | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг | |
47 | Полезные ископаемые | Для чего добывают полезные ископаемые? Где применяются полезные ископаемые? | Понятие о полезных ископаемых, Наиболее важные с экономике полезные ископаемые. Значение способы добычи и охрана полезных ископаемых. | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о группах ПИ и их применении. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств | |
48 | Растениеводство . | Классификация культурных растений; зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. | Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг | |
49 | Животноводство. | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. | Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
50 | Какая бывает промышленность. | Какая бывает промышленность? Какие промышленные предприятия есть в нашем крае? | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность. | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
51 | Наши проекты: «Экономика родного края». | Какова цель проекта? Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом? | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | |
52 | Что такое деньги. | Что такое деньги? Какие бывают деньги! Кто и когда изобрёл деньги! | Обмен товарами, бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, определять роль денег Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
53 | Государственный бюджет. | Что такое государственный бюджет? | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные:знать о потребностях своей семьи, государства. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг. | |
54 | Семейный бюджет. | Что такое семейный бюджет? | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнит Познавательные: знать о потребностях своей семьи, как формируется семейный бюджет, что такое экономия. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | |
55 | Экономика и экология. | Как экология связана с экологией? | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Уметь составлять простейшие экологические прогнозы и решать простейшие экологические задачи. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, взаимосвязь с природой. | |
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. | Как экономика связана с экологией ? | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы , их влияние на экономику | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. Выполнять тесты с выбором ответа | Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: Уметь составлять простейшие экологические прогнозы и решать простейшие экологические задачи. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, взаимосвязь с природой. | |
| ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (12 ЧАСОВ) |
57 | Золотое кольцо России. | Почему ряд русских городов назвали Золотое кольцо? | Золотое кольцо России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте | Регулятивные:умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные:конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,. | |
58 | Золотое кольцо России. | |
59 | Золотое кольцо России. | |
60 | Наши проекты: «Музей путешествий» | Какова цель проекта? Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом? обсуждение способов и сроков работы. | Музей путешествий –музей который дети наполняют экспонатами своих путешествий. | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | Регулятивные:умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные:конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий | Личностные: искать сведения в разных источниках, оценивать результаты своей деятельности | |
61 | Наши ближайшие соседи. | Какие страны являются нашими соседями? | Государства граничащие с Россией, их столицы. | Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | Регулятивные: умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные: конкретизировать представления о государствах - соседях нашей страны и их достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Личностные:формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
62 | На севере Европы. | Какие государства располагаются на севере Европы? | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. | Регулятивные:умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные:конкретизировать представления о северных государствах и их достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
63 | Что такое Бенилюкс. | Какие страны входят в Бенилюкс? | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | Регулятивные:умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные:конкретизировать представления о северных государствах и их достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
64 | В центре Европы. | Какие страны находятся в центре Европы? | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | Регулятивные:умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные:конкретизировать представления о странах центра Европы и их достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
65 | По Франции и Великобритании. | Где находится Франция? | Франция её местоположения на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. | Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | Регулятивные:умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные:конкретизировать представления о странах центра Европы и их достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, | |
66 | На юге Европы. | Где находится Италия? | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | Регулятивные:умение сам-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные:конкретизировать представления о странах юга Европы и их достопримечательностях Коммуникативные: Развитие этических чувств, доброжелательности | Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
67 | По знаменитым местам мира. | Где находятся эти достопримечательности? | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, Египетские пирамиды, Статуя свободы в США, здание Сиднейской оперы). | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности | Регулятивные:умение самостоятельнопланировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательныеконкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. | Личностные:формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Выполнять тесты с выбором ответа | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | Регулятивные:умение самостоятельнопланировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательныеконкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. | Личностные:формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | |