СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России" на 2016-2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование  по окружающему миру 3 класс "Школа России" на 2016-2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России" на 2016-2017 учебный год»

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

3 класс к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», программа «Школа России»


п/п


Тема урока.



Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)


Дата


Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты


КАК УСТРОЕН МИР (7 ЧАС)

1.

Природа. Ценность природы для людей.


Как классифицировать объекты природы?


Биология - наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии)

Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы.

Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные: взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные: способы взаимодействия с окр. миром и оценка достижений на уроке

Личностные :формирование личного отношения к окр . миру



2.

Человек.

Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека.

Человек-часть природы. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память,

мышление,

воображение.

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные

взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные: способы взаимодействия с окруж миром и оценка достижений на уроке

Личностные:формирование личного отношения к окр.миру



3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».


Какова цель проекта?

Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом?

Примеры благородного служения человека людям. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский.


Учащиеся должны научиться создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные: способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке


Личностные:формирование личного отношения к окр миру



4

Общество.

Общество-совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Почему семья является важной частью общества?

Ценностно- смысловое содержание понятий: Родина, Отчизна. Человек как член общества. Семья как часть общества. Народ ка часть общества. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Мы – граждане России

Учащиеся должны уметь различать понятия государство,

территория. Знать герб, флаг России.

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Личностные:формирование личного отношения к окр миру



5

Что такое экология.

Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи.

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Личностные:формирование личного отношения к окр миру



6

Природа в опасности! Охрана природы.

Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь-примеры животных исчезнувших по вине человека. Заповедники и национальные парки-особо охраняемые природные территории.

Учащиеся должны

знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа

Познавательные:взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные: групповая работа, умение работать с информацией и оценка достижений на уроке

Личностные:формирование личного отношения к окр миру


7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.


Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире




ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19 ЧАСОВ)

8

Тела, вещества, частицы.

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Вещество–это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости , газы.

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица,классифицировать тела и вещества. Приводить примеры

Регулятивные:умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные:познакомиться с новыми понятиями

Коммуникативные умение работать в паре и со взрослыми

Личностные:формирование образа



9

Разнообразие веществ

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты).

Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые вещества, определять их состав.

Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми

Личностные:

формирование связи мира природы, культуры окружающих дей



10

Воздух и его охрана.

Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха, Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации(применение системы условных обозначений при выполнении заданий)

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные:формирование связи мира природы и человека



11

Вода.

Свойства воды. Состояние воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

Учащиеся должны

уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: Целостное отношение к природе.



12

Превращения и круговорот воды.

Свойства воды. Состояния воды её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Учащиеся должны

знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение,

круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.


Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми, аргументировать свою позицию

Личностные: Целостное отношение к природе.



13

Берегите воду!

Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Способы экономичного использования воды.

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и её экономичному использованию

Учащиеся должны

знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.


РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)

Коммуникативные умение работать в группе и со взрослыми

Личностные: Целостное отношение к природе.



14

Что такое почва.


Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.


Опыт: «Состав почвы».

Почва как верхний плодородный слой земли.

Учащиеся должны

уметь определять причины разрушения твёрдых тел.

Учащиеся должны

знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира, умение работать в паре.

Личностные: Целостное отношение к природе.



15

Разнообразие растений.

Растения их разнообразие. Части растений (корень, стебель, плод, семя) Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений

Группы растений: мхи, водоросли. Папоротники, хвойные цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях

Учащиеся должны

уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения .

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: Целостное отношение к природе.



16

Солнце, растения и мы с вами.

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края . Краткая характеристика на основе наблюдений.

Дыхание и питание растений, Связи между растениями и окружающей средой Роль растений в жизни животных и человека.

Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений.

Коммуникативные учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя

Личностные: Целостное отношение к природе.



17

Размножение и развитие растений.

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края . Краткая характеристика на основе наблюдений.

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семени.

Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.


РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя

Личностные: Целостное отношение к природе.



18

Охрана растений.

Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края . Краткая характеристика на основе наблюдений.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

Учащиеся должны

уметь объяснять, почему многие растения становятся редкими. Знать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



19

Разнообразие животных.

Научить ориентироваться в разных видах животных.

Соотносить группы животных и их существенные признаки.

Многообразие животного мир. Классификация животных: черви,моллюски,иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкаю

щиеся (рептилии), птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология - наука о животных.

Учащиеся должны

знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



20

Кто что ест.


Цепи питания, кто как приспособлен. Почему цепи питания начинаются с растений?

Учащиеся должны

знать классификацию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

Учащиеся должны научиться создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



22

Размножение и развитие животных.

Животные и их разнообразие. Условия необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Размножение животных ( на примере насекомых, рыб, птиц, зверей)

Размножение и развитие животных разных групп.

Учащиеся должны

знать способы размножения животных.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



23

Охрана животных.

Какую роль в природе и жизни человека играют животные?

Почему многие виды животных становятся редкими?

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных . Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

Учащиеся должны

уметь определять причины исчезновения животных. Знать экологические правила, которые должны выполнять люди.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



24

В царстве грибов.

Из каких частей состоит гриб?

Как грибы связаны с деревьями?

Какое значение для леса имеют грибы?

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов, Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

Учащиеся должны

знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



25

Великий круговорот жизни.

Почему растения названы производителями, а животные –потребителями ? Какие организмы названы разрушителями?

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ; производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

Учащиеся должны

знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

ПознавательныеОсмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.



26

Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 ЧАСОВ)

27

Организм человека.

Какую роль в организме выполняют головной и спинной мозг, лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник?

Что такое системы органов?

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система.

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные:характеризовать системы органов человека, объяснять значение выражения «система органов»

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



28

Органы чувств.

Какую роль в жизни человека играют органы чуств?

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

Учащиеся должны

знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы,работать в паре

Личностныеконкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



29

Надёжная защита организма.

Какое значение имеет кожа?


Какую роль играют пот и жир , которые выделяет кожа?


Как нужно ухаживать за кожей

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи . Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Учащиеся должны

знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Личностныеконкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



30

Опора тела и движение.

Из каких частей состоит скелет человека?


Какое значение для человека имеет мышцы?

Почему важна правильная осанка?

Опорно-двигательная система её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Учащиеся должны

знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:характеризовать роль скелета мышц, роль сохранения правильной осанки.

Коммуникативные:отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



31

Наше питание.


Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Регулятивные:Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативные:отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



32

Наши проекты: «Школа кулинаров».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Учащиеся должны научиться создавать несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

Регулятивные:Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативные:отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



33

Дыхание и кровообращение.

Как устроена и работает дыхательная и кровеносная системы?

Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота.

Учащиеся должны

знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

Регулятивные:Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



34

Умей предупреждать болезни.

Стимулировать:

интерес к закаливанию организма

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения с случае заболевания.

Учащиеся должны

знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окр его мире



35

Здоровый образ жизни.

Стимулировать:

интерес к закаливанию организма.


Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Учащиеся должны

знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Личностныеконкретизировать представления о человеке и окружающем его мире



36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире




НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (8 ЧАСОВ)

37

Огонь, вода и газ.

Знакомство с целями и задачами раздела.

Как следует действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Учащиеся должны

знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Регулятивные:умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.

Коммуникативные:уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Личностные:усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.,усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности



38

Чтобы путь был счастливым.

Типичные ошибки в поведении на улице. Какие правила поведения в транспорте вы знаете?.

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

Учащиеся должны

уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Регулятивные:умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.

Коммуникативные:уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Личностные:усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода,

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности


39

Дорожные знаки.

Почему дорожные знаки в разных странах одинаковые? Какую «работу» выполняют дорожные знаки?

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Учащиеся должны

знать основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге.

Регулятивные:умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.

Коммуникативные :уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Личностные:усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.,усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности


40

Наши проекты: «Кто нас защищает».

Какова цель проекта?

Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом?

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Личностные: искать сведения в разных источниках, оценивать результаты своей деятельности



41

Опасные места.

Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?

Безопасно ли гулять в одиночку и с наступлением темноты?

Правила поведения в потенциально опасных местах; на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Учащиеся должны

знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Регулятивные: умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:усвоение осн. правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.

Коммуникативные:уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Личностные: усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д., усвоение основ безопасной жизни, оценивать результаты своей деятельности



42

Природа и наша безопасность.

Как вести себя во время грозы?

Какие животные могут угрожать нашей безопасности?

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

Учащиеся должны

знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.


Регулятивные:умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, ориентироваться в лесу.

Познавательные: усвоение основных правил поведения в опасных местах, в лесу, на речке.

Коммуникативные:

уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Личностные: усвоение действий

при пожаре, купании, сборе ягод и грибов.



43

Экологическая безопасность.

Как защититься от загрязнённого воздуха?

Как защититься от загрязнённой воды?


Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Учащиеся должны

знать и выполнять правила личной экологической безопасности.

Регулятивные: умение сам-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:усвоение основных правил поведения в лесу, в опасных местах, в лесу и т.д.

Коммуникативные:

уметь слаженно действовать в ситуациях опасности, охранять природу.

Личностные: усвоение действий

при лесном пожаре, наводнении, отравлении.



44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.


Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа

РегулятивныеУмение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательныехарактеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире




ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (12 ЧАСОВ)

45

Для чего нужна экономика.

Только ли солнце обеспечивает нас теплом и светом? Как в этом участвует экономика?

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей-главная задача экономики. Товары и услуги.

Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о главной задаче экономики. Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике



46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Какова роль в экономике профессий ваших родителей?

Как связаны между собой труд шахтёра сталевара и парикмахера?

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический Роль образования в экономике.

Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг



47

Полезные ископаемые

Для чего добывают полезные ископаемые?

Где применяются полезные ископаемые?

Понятие о полезных ископаемых, Наиболее важные с экономике полезные ископаемые. Значение способы добычи и охрана полезных ископаемых.

Учащиеся должны

знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:

знать о группах ПИ и их применении.

Коммуникативные:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств



48

Растениеводство .


Классификация культурных растений; зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров.

Учащиеся должны

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.


Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о продуктах растениеводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг



49

Животноводство.

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

Учащиеся должны

знать особенности разведения и содержания домашних животных.

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике



50

Какая бывает промышленность.

Какая бывает промышленность? Какие промышленные предприятия есть в нашем крае?

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность.

Учащиеся должны

знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике



51

Наши проекты: «Экономика родного края».

Какова цель проекта?

Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом?

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы


Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий



52

Что такое деньги.

Что такое деньги? Какие бывают деньги! Кто и когда изобрёл деньги!

Обмен товарами, бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

Учащиеся должны

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать о потребностях своей семьи, определять роль денег

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике



53

Государственный бюджет.

Что такое государственный бюджет?

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства.

Учащиеся должны

уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, государства.

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг.


54

Семейный бюджет.

Что такое семейный бюджет?

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнит

Познавательные:

знать о потребностях своей семьи, как формируется семейный бюджет, что такое экономия.

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике



55

Экономика и экология.

Как экология связана с экологией?

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: Уметь составлять простейшие экологические прогнозы и решать простейшие экологические задачи.

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, взаимосвязь с природой.



56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

Как экономика связана с экологией ?

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы , их влияние на экономику

Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. Выполнять тесты с выбором ответа

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: Уметь составлять простейшие экологические прогнозы и решать простейшие экологические задачи.

Коммуникативные:формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Личностные:понимать роль труда в создании товаров и услуг, взаимосвязь с природой.




ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (12 ЧАСОВ)

57

Золотое кольцо России.

Почему ряд русских городов назвали Золотое кольцо?

Золотое кольцо России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности

Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте

Регулятивные:умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,.



58

Золотое кольцо России.


59

Золотое кольцо России.


60

Наши проекты: «Музей путешествий»

Какова цель проекта?

Какую форму работы выберем для выполнения проекта: индивидуальную, в парах, группах или всем классом?

обсуждение способов и сроков работы.

Музей путешествий –музей который дети наполняют экспонатами своих путешествий.

Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы


Регулятивные:умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные: Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Личностные: искать сведения в разных источниках, оценивать результаты своей деятельности



61

Наши ближайшие соседи.

Какие страны являются нашими соседями?

Государства граничащие с Россией, их столицы.

Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Регулятивные: умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: конкретизировать представления о государствах - соседях нашей страны и их достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Личностные:формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.



62

На севере Европы.

Какие государства располагаются на севере Европы?

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство,

государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.

Регулятивные:умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:конкретизировать представления о северных государствах и их достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


63

Что такое Бенилюкс.

Какие страны входят в Бенилюкс?

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Регулятивные:умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:конкретизировать представления о северных государствах и их достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


64

В центре Европы.

Какие страны находятся в центре Европы?

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Регулятивные:умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:конкретизировать представления о странах центра Европы и их достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


65

По Франции и Великобритании.

Где находится Франция?

Франция её местоположения на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Регулятивные:умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:конкретизировать представления о странах центра Европы и их достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,



66

На юге Европы.

Где находится Италия?

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Регулятивные:умение сам-но

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные:конкретизировать представления о странах юга Европы и их достопримечательностях

Коммуникативные: Развитие этических чувств, доброжелательности

Личностные:становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.


67

По знаменитым местам мира.

Где находятся эти достопримечательности?

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, Египетские пирамиды, Статуя свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности

Регулятивные:умение самостоятельнопланировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательныеконкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению.

Личностные:формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.



68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа


Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Регулятивные:умение самостоятельнопланировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательныеконкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Коммуникативные:формирование уважительного отношения к иному мнению.

Личностные:формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.




Всего часов: 68