Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана
"Средняя общеобразовательная школа № 24"
СОГЛАСОВАНО
на заседании МО
Протокол №1 от 31 августа 2017 года
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ «СОШ № 24» от 31 августа 2017 года № 169


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Основам проектной деятельности»
для 8 класса
(курс освоения 1 год)
учитель Зорина Ольга Васильевна
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа образовательного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 24».
В соответствии с учебным планом школы на преподавание курса в 8 классе отводится 2 час в неделю.
Курс предназначен для учащихся 8 классов. Изучение проводится в два этапа: теоретические основы курса и практический. Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта может касаться как теоретического аспекта, связанного с углублением предметных курсов, так и актуального для практики вопроса, что обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Цель курса: освоение ключевых компетенций проектной деятельности как условие развития личности учащегося.
Задачи курса:
уметь организовывать семиотическое образовательное пространство;
уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать,
интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;
труда, анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков,
экспертной оценки проделанной работы;
Курс поддерживает формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, предоставляет учащемуся возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
понятие проекта;
этапы выполнения проектов;
способы представления информации;
способы создания презентации;
способы демонстрации презентации;
способы оформления портфолио проекта;
методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
критерии оценки проекта;
специфику учебных, социальных и бизнес проектов.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
анализировать ситуацию;
определять проблему и вытекающие из нее задачи;
уметь ориентироваться в информационном пространстве;
отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного
представления;
использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);
ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;
сопоставлять цель и действия по ее достижению;
владеть различными способами познавательной деятельности;
генерировать идеи и методы решения задач;
организовывать рабочее место и трудовой процесс;
рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
находить рациональные приемы работы;
планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
составлять план - график работ;
моделировать варианты ожидаемых результатов;
применять различные методы исследования;
выбирать информацию для представления;
оформлять результаты проектной деятельности;
оформлять различные тексты, рисунки, диаграммы, схемы;
проводить рефлексию.
По своей структуре курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей. Модуль программы понимается как логически законченная единица содержания образования. Каждый модуль автономен и самодостаточен. При этом следует понимать, что общая логика осваиваемой деятельности – проектная логика – дублируется. Но акцент в изучении модуля делается на специфику ведущей деятельности.
Структура тематического планирования:
Содержание темы: включает в себя те способы деятельности, которые должны быть освоены учащимися через разнообразные конкретные приемы и техники,
Практическая деятельность учащихся: включает в себя тренинги конкретных приемов и техник, задачи и упражнения, которые отрабатываются фронтально, в группах или индивидуально в пределах класса и урока.
Проектная деятельность учащегося: описывает те действия, которые должны быть совершены учащимися самостоятельно в рамках разработки и реализации его проекта, и стать предметом консультаций с учителем.
Планируемые результаты обучения учащихся определены по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом, с учетом требований, предъявляемых учащимся при проектной деятельности, с одной стороны, и спецификой того или иного вида деятельности, с другой.
Содержание учебного предмета
Реферат как научная работа (3ч)
Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Способы получения и переработки информации (2ч)
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Проект (32ч)
Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Отличительные особенности социального проектирования; Основные понятия социального проектирования. Угроза. Проблема. Концепция. Цель. Задачи; Основные понятия социального проектирования. Ресурсы. Сетевое планирование. Результативность. Эффективность; Проектная и презентационная логика. Особенности проектов муниципального и школьного уровня. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
Исследовательская работа (25ч)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерении, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Защита учащимися подготовленных в течение года проектов (5ч)
Защита выполненных проектов. Публичное выступление
Календарно-тематическое планирование 8 класса.
№ п/п | № занятия | Дата | Тема занятия | Основные виды деятельности |
по плану | по факту |
Раздел (общее количество часов) |
1 | 1 | | | Введение в проектирование | Общее представление о данном виде деятельности |
Реферат как научная работа (3 часа) |
2 | 2 | | | Структура учебного реферата | |
3 | 3 | | | Этапы работы. Критерии оценки | |
4 | 4 | | | Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект | |
| | Способы получения и переработки информации (2 часа) |
5 | 5 | | | Виды источников информации | Навык использования различных источников информации для написания проектов |
6 | 6 | | | Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. | Навык использования интернет-ресурсов для написания проектов |
Проект (32 часа) |
7 | 7 | | | Особенности и структура проекта | |
8 | 8 | | | Этапы проекта | |
9 | 9 | | | Виды проектов | |
10 | 10 | | | Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы | Работа с творческими идеями для проектов |
11 | 11 | | | Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально | |
12 | 12-15 | | | Отличительные особенности социального проектирования. Основные понятия социального проектирования. Угроза. Проблема. Концепция. Цель. Задачи. Ресурсы. Сетевое планирование. Результативность. Эффективность | Умение отличать социальное проектирование от других видов проектов. Овладение основными и понятиями. Умение их использования при анализе социальной ситуации |
13 | 16-17 | | | Принципы социального проектирования | Умение формулировать и применять принципы соц.проектирования |
14 | 18-19 | | | Стандарт ответственности и актуальные проблемы, решаемые в рамках социального проектирования | Умение распределять ответственность и умение работать с проблемным полем |
15 | 20-21 | | | Проектная и презентационная логика | Умение составлять проект в двух логиках |
16 | 22-23 | | | Особенности проектов муниципального и школьного уровня | Умение учитывать специфику проектов различного уровня |
17 | 24 | | | Критерии оценки проектов | Умение оценить эффективность и результативность проекта |
18 | 25 | | | Проектное мышление | Развитие навыков проектного мышления |
19 | 26 | | | Представление методики организации и проведения учебного проекта | Представление об этапах реализации учебного проекта |
20 | 27-29 | | | Планирование учебного проекта | Общее представление об учебных проектах |
21 | 30-32 | | | Сбор материалов, информации. Поиск литературы, электронные ресурсы для учебного проекта | Навык использования интернет-ресурсов для написания проектов |
22 | 33 | | | Выбор формы реализации проекта | |
23 | 34-36 | | | Самооценка своей деятельности | Умение применять полученные знания |
24 | 37-38 | | | Оформление проекта в выбранной форме | Умение применять полученные знания |
Исследовательская работа (25 часа) |
25 | 39-40 | | | Введение: правила написания. Выбор темы, обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования | |
26 | 41 | | | Постановка целей и задач исследования | Умение применять полученные знания |
27 | 42-43 | | | Описание методов исследования. Заключение. | |
28 | 44-45 | | | Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов | Умение применять полученные знания |
29 | 46 | | | Работа над основной частью. Структура глав. | Умение применять полученные знания |
30 | 47 | | | Работа над основной частью. Язык и стиль научной работы | Умение применять полученные знания |
31 | 48 | | | Работа над основной частью. Ссылки в тексте. Сокращения | Умение применять полученные знания |
32 | 49 | | | Работа над основной частью. Представление иллюстративного материала | Умение применять полученные знания |
33 | 50 | | | Работа над основной частью. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы | Умение применять полученные знания |
34 | 51 | | | Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление и заключение | Умение применять полученные знания |
35 | 52 | | | Подготовка к выступлению по теме исследования. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории | Умение применять полученные знания |
36 | 53 | | | Подготовка к выступлению по теме исследования. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему | Умение применять полученные знания |
37 | 54 | | | Подготовка к выступлению по теме исследования. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы | Умение применять полученные знания |
38 | 55 | | | Подготовка к выступлению по теме исследования. Искусство отвечать на вопросы | Навыки реализации учебного проекта |
39 | 56 | | | Подготовка к выступлению по теме исследования. Мимика и позы при выступлении | Умение применять полученные знания |
40 | 57 | | | Подготовка к выступлению по теме исследования. Деловой этикет | Умение применять полученные знания |
41 | 58 | | | Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение | Умение применять полученные знания |
42 | 59-61 | | | Тезисы и компьютерная презентация | Навык презентации учебных проектов. Обработка обратной связи. Стандарт конструктивного восприятия критики |
43 | 62-63 | | | Отзыв. Рецензия | |
Защита учащимися подготовленных в течение года проектов (5 часа) |
44 | 64-68 | | | Защита выполненных проектов. Публичное выступление | Умение применять полученные знания |