СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по предмету История Отечества. IV–XV вв. : 7 кл. (35 часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по предмету История Отечества. IV–XV вв. : 7 кл. (35 часов). 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету История Отечества. IV–XV вв. : 7 кл. (35 часов)»

Календарно-тематическое планирование по предмету

История Отечества. IV–XV вв. : 7 кл. (35 часов)

№ п/п

№ урока

Тема урока

Основные вопросы (содержательный компонент урока)

Дата урока

(план)

Дата урока

(факт)

Домашнее задание

Рабочие примечания

Изм-ние содержательного компонента урока, перенос часов, другое

1

1

Введение.

Ознакомление с задачами и структурой учебного курса. История Отечества – неотъемлемая составляющая мировой истории. Повторение: Каменный век. Древнейшие стоянки. Родовой строй. Неолитическая революция. Боспорское царство. Скифы. Сарматы. Готы. Падение Западной Римской империи.





Тематический модуль 1. Русь и Донецкий регион в IV – VIII вв. (4 часа)

2

1

Великое переселение народов.

Комбинированный с элементами ТРКМ


Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Гунны на территории Донецкого края






3

2

Славяне. Комбинированный с элементами ТРКМ

Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Праславяне. Их соседи – балты и финно-угры. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Памятники Пеньковской культуры в Подонцовье (анты). Духовная культура восточных славян.





4

3

Нашествие аваров и болгар.

Комбинированный с элементами ТРКМ

Аварский каганат. Великая Булгария. Нашествие аваров и болгар на территорию Приазовья. Болгарские памятники Приазовья.





5

4

Хазарский каганат. ИНМ

Образование Хазарского каганата. Государственный строй, население, экономика, культура Хазарского каганата. Салтово-маяцкая археологическая культура в Подонцовье и Приазовье. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.





Тематический модуль 2. Образование и становление Древнерусского государства (IX в.). (4 часа)

6

1

Образование

Древнерусского

государства.

Комбинированный с элементами ТРКМ

История происхождения русов. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Норманская теория. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Князь и дружина. Дань и полюдье. Образование Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.





7

2

Первые князья

Древнерусского государства. Комбинированный с элементами ТРКМ

Первые князья Древнерусского государства. Походы против Византии (Аскольд, Олег, Игорь). Формирование территории Древнерусского государства. Княгиня Ольга, ее реформы. Походы Святослава. Разгром Хазарского каганата. Вхождение Приазовья в состав Руси





8

3

Практическое занятие


1. Работа с картами и документами, решение исторических задач.

2. Сочинение-миниатюра «Один день из жизни славян».

3. История в лицах






9

4

Модульный контроль 1-2.

УУД






Тематический модуль 3. Древнерусское государство и Донецкий край в X–начале XII вв.( 6 часов)

10

1

Печенеги и торки.

ИНМ

Печенежский союз племен. Хозяйство и управление в печенежском союзе племен. Военная тактика печенегов. Взаимоотношения печенегов с Русью. Племенное объединение черных клобуков: торки и берендеи. Торки на территории Донбасса. Топонимы и гидронимы, связанные с племенами торков





11-12

2-3

Владимир Великий.

Комбинированный с элементами ТРКМ

Начало правления князя Владимира I. Территориальный рост Древнерусского государства. Реформы князя Владимира. Крещение Руси. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.






13

4

Ярослав Мудрый. Комбинированный с элементами ТРКМ

Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Утверждение Ярослава в Киеве. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. «Русская правда». Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Русь при Ярославичах. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей.





14

5

Половцы. Комбинированный с элементами ТРКМ

Половцы на территории Донецкого края. Половецкие города и курганы. Половецкая каменная скульптура. Походы Владимира Мономаха на

Северский Донец. Поход Игоря Святославича 1185 г.

против половцев.






15

6

Владимир Мономах. ИНМ

Владимир Мономах. Усиление великокняжеской власти, его внутренняя и внешняя политика. Правление Мстислава Владимировича.






Тематический модуль 4. Общественно-политическое устройство.

Культурное пространство и церковь в Древнерусском государстве (X–начало XII вв.) (5 часов)

16

1

Общественно-политическое устройство Древнерусского государства. Комбинированный с элементами ТРКМ

Территория и население государства Русь / Русская земля. Крупнейшие города Руси. Общественный строй Руси: категории населения. Формы землевладения. Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Деньги на Руси. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.





17

2

Роль Руси в Европе.

Комбинированный с элементами ТРКМ

Международные связи Древней Руси. Отношения с Византией, кочевниками, странами Центральной, Западной и Северной Европы. Экономическая и политическая роль Руси в Европе.





18

3

Культура и церковь в Древнерусском государстве. ИНМ

Церковная организация и духовные ценности. Формирование древнерусской народности. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Искусство книги. Появление древнерусской литературы. и её жанры (слово, житие, поучение): «Повесть временных лет», первые русские жития, «Слово о Законе и Благодати», произведения Владимира Мономаха, «Новгородская псалтирь», «Остромирово Евангелие». Устное народное творчество (былины). Иконопись. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Повседневная жизнь. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь.





19

4

Практическое занятие


1. Работа с картами и документами, решение исторических задач.

2. Мини-проект «Праздники на Руси», «Памятники русской культуры», «Поучение детям» Владимира Мономаха – кодекс установок княжеской семьи» / «Слово о полку Игоревом» как исторический источник».

3. Историческая реконструкция «Крещение Руси», «Суд по Русской правде».

4. Составление сборников сказок, мифов, легенд, кроссвордов, чайнвордов, ребусов и т. п., по теме: «Донбасс в эпоху поздних кочевников».

5. Мини-сочинение «Один день из жизни крестьянина / горожанина / боярина / князя».

6. Лабораторно-практическая работа «Кочевники-торки в письменных источниках».

7. Мини-проект «Мономах – история имени». «История Древнерусского государства в кино и мультипликации».







20

5

Модульный контроль 3–4






Тематический модуль 5. Русские княжества в XII–начале XIII вв. (2 часа)

21

1

Политическая раздробленность Руси.

Экономические и политические причины раздробленности (изменение системы землевладения и престолонаследования на Руси). Удельные князья. Бояре. Противоречивость процесса раздробленности. Идея единства русских земель в период раздробленности.






22

2

Формирование политических и культурных региональных центров.

Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Формирование политических и культурных региональных центров. Владимиро-Суздальское княжество. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя.

Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества.





Тематический модуль 6. Земли Руси в XIII-XIV вв. Борьба с завоевателями. Донецкий регион в XIII-XV вв. (6 часов)

23

1

Борьба Руси с нашествием с Востока и Запада.

Комбинированный с элементами ТРКМ

Битва на Калке. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевания Чингисхана. Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях».

Хан Батый и его походы на Русь. Формирование Монгольской империи. Походы западно-европейских крестоносцев на Русь. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище.





24

2

Золотая Орда Комбинированный с элементами ТРКМ

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (ордынское иго). Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды (улусы Мауция и Коренцы). Расцвет Золотой Орды и период междоусобных войн (Мамай, Тохтамыш). Борьба русского народа против ордынского владычества.





25

3

Русско-Литовское государство. ТРКМ


Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Русско-Литовское государство. Гедимин, Ольгерд, Витовт. Оформление трех составляющих древнерусской народности. Кревская уния. Грюнвальдская битва.






26

4

Начало объединения русских земель.


Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Иван Калита. Усиление Московского княжества. Начало объединения русских земель. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Последствия. и значение Куликовской битвы. Возрождение культуры. Возрождение культуры в русских землях в XIII–XV вв. Литература и устное народное творчество. Жития. Архитектура: дворцовое и церковное строительство. Изобразительное искусство. Феофан Грек.






27

5

Практическое занятие

ТРКМ

1. Работа с картами и документами, решение исторических задач.

2. Мини-проект «Путевые записки иноземца /купца», «История в лицах», «Памятники русской культуры», «История городов древней Руси».

3. Историческое эссе «Великие воины Степи», «Честь и слава Отечества», «Русь – спаситель Европы от монголо-татар?!».

4. Виртуальная экскурсия по городам Руси.

5. Рассказ от имени участника битвы (Куликовская, Невская, Ледовое побоище).





28

6

Модульный контроль 5-6.

УУД





Тематический модуль 7. Формирование Русского централизованного государства (XV–начало XVI вв.). (4 часа)

29

1

Русские земли к началу XV века. Комбинированный с элементами ТРКМ

Мир в XV веке. Итальянские колонии в Приазовье и Причерноморье. Русские земли к началу XV века. Московское княжество в первой половине XV века (восстановление хозяйства, формы землевладения). Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.





30

2

Распад Золотой Орды.

Комбинированный с элементами ТРКМ

Поход Тимура Тамерлана 1395 г. и его последствия для Донецкого региона. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование татарских ханств: Казанское ханство, Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская орда, Крымское ханство. Касимовское ханство. Северский Донец – граница двух миров.






31

3

Иван III. ИНМ.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.






32

4

Формирование единого государства. Комбинированный с элементами ТРКМ

Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии;

Формирование аппарата управления единого государства. Судебник 1497 г.

Местничество. Формирование социальной структуры и многонационального состава населения Русского государства. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Установление автокефалии Русской православной церкви. Русская православная церковь в XV в.





Тематический модуль 8. Русская культура второй половины XIII-XV вв.(3 часа)

33

1

Русская культура

второй половины

XIII-XV вв.

Комбинированный с элементами ТРКМ

Особенности и результаты возрождения культуры в русских землях в XV–XVI вв. Теория «Москва – третий Рим». Летописание. Памятники Куликовского цикла. «Хождение за три моря». Епифаний Премудрый. Архитектура. Московский Кремль. Андрей Рублев.





34

2

Практическое занятие


1. Работа с картами и документами, решение исторических задач.

2. Мини-проект «Загадки герба России», «История в лицах», «Памятники русской культуры», «Герои русской истории».

3. Историческое эссе «Москва – третий Рим», «Честь и слава Отечества», «Государь всея Руси!».

4. Виртуальная экскурсия по монастырям Руси XV в .

5. Рассказ «Один день московского ресмесленника/ крестьянина/ помещика».

6. Рассказ о плавании итальянских купцов





35

3

Модульный контроль 7-8.

УУД