Календарно – тематическое планирование
по русскому языку
4 класс школ с нерусским языком обучения
Пояснительная записка.
При составлении календарно-тематических планов руководствовалась:
Учебник: Русский язык 4 класс
Авторы: К.Л.Кабдолова, Г.А.Бадамбаева, М.А.Тюлебаева
Издательство: Алматы «Атамұра», 2015
2. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Учебный предмет входит в образовательную область «Язык и литература». Роль русского языка в школьной системе образования определяется в целом его основной функцией как языка межнационального общения в многонациональном государстве.
3. Главные цели обучения русскому языку на начальном этапе:
1) формирование и развитие элементарной русской речи на ограниченном лексико-грамматическом материале;
2) взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму);
3) практическое усвоение элементов уровней русского языка (фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, словообразования, орфографии, пунктуации);
4) воспитание средствами русского языка коммуникативной, нравственной и эстетической культуры.
4. Задачи учебного предмета:
1) научить учащихся строить простейшие типовые предложения, широко употребляемые в живой русской речи, обогатить словарный запас учащихся (в пределах лексико-грамматического минимума);
2) научить распространять простейшие типовые предложения за счёт ранее усвоенных слов и словосочетаний по законам синтаксического строя русского языка;
3) сформировать у учащихся элементарные навыки активного пользования синтаксическими конструкциями для выражения собственных мыслей, чувств и наблюдений в рамках тематики для чтения и развития речи;
4) совершенствовать навыки чтения и письма, полученные на уроках родного языка; дифференцировать звуки и буквы в системе гласных и согласных с учётом различий в фонетических системах родного и русского языков.
5. Содержание предмета состоит из трех блоков: речевой деятельности, языкового материала и текстов для чтения и развития речи, охватывающих сферы общения: учебную, социально-бытовую, социально-культурную, игровую. Так как текст выступает как единица обучения и развития речи, для отбора рекомендуются адаптированные тексты из произведений детских писателей прозаического характера, стихотворения, а также произведения малого жанра (пословицы, поговорки, загадки), сказки.
6. При отборе содержания обучения русскому языку как второму следует учитывать сферу речевой деятельности младших школьников, уровневые минимумы (лексический, грамматический, тематико-ситуативный, фонетико-орфоэпический и др.) для начального этапа обучения, явления транспозиции и интерференции.
7. Ведущими компонентами при отборе языкового материала являются словарь (список слов для активного усвоения) и тематика для чтения и развития речи.
8. На начальном этапе обучения русскому языку как второму учащиеся должны усвоить 1000 лексических единиц (в каждом классе примерно 450-500 слов).
9. Объем учебной нагрузки составляет:
1) в 3 классе 2 ч. в неделю, общее количество – 68 час;
2) в 4 классе 2 ч. в неделю, общее количество – 68 час.
3. Базовое содержание учебного предмета для 4 класса
19. Темы для чтения и развития речи:
1) тема 1. Новый школьный год – 9 часов;
2) тема 2. Наша Родина – 3 часа;
3) тема 3. Ты и твоя семья –13 часов;
4) тема 4. Дом, где мы живем – 8 часов;
5) тема 5. Жизнь дана на добрые дела – 12 часов;
6) тема 6. Давайте беречь природу! –12 часов;
7) тема 7. Азбука вежливости – 9 часов;
8) тема 8. Скоро каникулы –2 часа.
5. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
30. Учащиеся 4 класса должны знать:
термины (в рамках программы);
значения падежных форм (в пределах грамматического минимума);
части речи с опорой на родной язык;
слова для обязательного усвоения;
правила правописания (в пределах программы);
речевой этикет при знакомстве и за столом, национальные игры и игрушки; названия крупных городов России и Казахстана; русские сказки, пословицы и поговорки; детские песни на русском языке.
31. Учащиеся должны уметь:
отвечать на вопросы по содержанию услышанного, пересказывать услышанное;
составлять рассказ-описание, рассказ-повествование по вопросам или по картине (серии картин); строить диалог; рассказывать о себе, о своей семье; о школе, о своих интересах;
выразительно читать тексты в учебнике, статьи из детских газет и журналов; выделять в тексте основную мысль; пересказывать прочитанное и пользоваться словарём при самостоятельном чтении;
списывать с рукописного или печатного текста целыми словами, предложениями;
писать зрительные, зрительно-слуховые диктанты; писать письмо другу; подписывать тетрадь по русскому языку;
писать большую букву в начале предложения и в собственных именах существительных; переносить слова по слогам; писать слова с безударными гласными, с непроизносимыми согласными, с буквами ъ и ь, с гласными после шипящих и ц (в рамках лексического минимума), ставить знаки препинания в конце предложения и при однородных членах предложения;
употреблять в речи русские имена, фамилии, отчества, клички животных;
8) в процессе аудирования: проверяются умения, навыки воспринимать на слух звуки, соотносить их с буквами, воспринимать на слух слоги, слова, текст из двух-трёх предложений (продолжительность звучания 1-2 мин.);
9) в процессе говорения: проверяются умения и навыки продолжать или начинать диалог по данной реплике, составлять диалог по описанию ситуации, а также умения и навыки владения устной связной речью (составление описания комнаты, квартиры, погоды, животных и о своей семье, о друзьях и т.д.);
10) показателем обученности выступает связное монологическое высказывание из 3-4-х предложений;
11) в процессе чтения: проверяется скорость чтения (50-80 слов в минуту);
12) в процессе письма: проверяются умения определять границы предложений, последовательность употребления их в тексте, выделять структурные элементы текста, используя красную строку; писать зрительно-слуховые, слуховые диктанты, состоящие из слов, произношение и написание которых не расходятся, словарный картинный диктант.
32. Личностные результаты отражаются в:
проявлении уважения к символам Республики Казахстан;
проявлении любви к родному краю, к своей Родине, Республике Казахстан;
владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре и традициям многонационального народа Казахстана;
стремлении беречь природу родного края и бережном отношении к окружающей среде;
проявлении уважительного отношения к себе, к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим, проявление доброты и чуткости к другим;
ведении здорового образа жизни.
33. Системно-деятельностные результаты отражаются в умениях и навыках владения всеми видами речевой деятельности, а также в овладении общеучебными умениями, полученными на уроках родного языка:
1) умении выделять основную мысль текста, структурные элементы текста (зачин, основная часть, концовка), восстанавливать деформированный текст, пересказ прочитанного по плану; составление рассказов по серии картин, устное сочинение по картине;
2) умении вести диалогическую речь, постепенно увеличивая количество реплик; читать наизусть стихотворные тексты; петь детские песни на русском языке.
Русский зык
4 класс
Всего 68 часов, в неделю 2 часа
№ | Программный материал | Кол-во часов | Дата проведения |
Лексическая тема | Грамматическая тема |
| 1 четверть | | |
| Новый учебный год | 9 | |
1-2 | В школу. О.Высотская | Слово. Словосочетание. Предложение. | 2 | |
3-4 | Пятерки. (По Э.Шиму) | Имя существительное Кто? Что? Виды глагола. Что делать? Что сделать? | 2 | |
5 | Абсолютно верно | Где? Что? Что делает? Что делают? Чей? Чья? Чьё? | 1 | |
6 | Диктант | Кого? Что? | 1 | |
7 | Классная библиотека | Что? Где? Имя прилагательное | 1 | |
8 | Обычный день | Кто? Что? | 1 | |
9 | Книга. | Словарный диктант | 1 | |
| Наша Родина | 3 | |
10 | Самое важное слово | Глагол. П.п. со значением места | 1 | |
11 | Девочка Дамеш. Алматы | Не с глаголами. Согласование прилагательных с существительными Какой? Какая? Какое? Какие? | 1 | |
12 | Наша Родина - Казахстан | О чем? Какой? Какая? | 1 | |
| Ты и твоя семья | 13 | |
13-14 | Наша семья. В автобусе. | Правописание предлогов с местоимениями | 2 | |
15 | Мать и сын. | Предлоги на,в,с,из. Правописание Ь и Ъ | 1 | |
16-17 | Как я помогаю маме | Наречие. Отличие прилагательных от наречий | 2 | |
18 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | |
19 | Просто старушка. | Род имен существительных | 1 | |
20 | Режим дня | Имя числительное | 1 | |
| 2 четверть | | |
21 | Доброго пути | Правописание числительных | 1 | |
22 | Доброго пути | Обучающее изложение | 1 | |
23 | Мамина работа | Типы предложения по цели высказывания | 1 | |
24 | Белым – бело | Предлоги . Правописание предлогов | 1 | |
25 | Как на свете жить? | Антонимы | 1 | |
| Дом, где мы живем | 8 | |
26 | Наша квартира | Правописание жи-ши | 1 | |
27 | Твой уголок | Правописание ча-ща | 1 | |
28 | Чудесные вещи и машины | Спряжение глаголов. Правописание безударных гласных в корне | 1 | |
29 | Наша бабушка | Правописание чу-щу | 1 | |
30 | Позабыли адреса | Правописание имен собственных | 1 | |
| Жизнь дана на добрые дела | 12 | |
31 | Кто сильнее? | Сущ-ые м и ж. рода Местоимения он, она, они | 1 | |
32 | Контрольный диктант за 2 четверть | 1 | |
33 | Для чего нужны руки? | Перенос слов | 1 | |
| 3 четверть | | |
34 | Хорошо у нас в селе | П.п.со значением места (где?) Мн.ч.сущ. | 1 | |
35 | Много хлопот | Двойные согласные | 1 | |
36 | В троллейбусе | Р.п. сущ-ых | 1 | |
37 | Наш аул. Теленок. | Местоимения мой, твой, наш,ваш | 1 | |
38 | Силачи | Местоимения я,ты,он,она,мы. Обучающее изложение | 1 | |
39 | Верблюжонок | Наречие образа действия (как?) | 1 | |
40 | Все профессии хороши | Личные окончанияглаголов настоящего времени | 1 | |
41 | Кто поступил правильно? | Личные окончания глаголов | 1 | |
42 | Что такое «мир»? | Спряжение глаголов будущего времени | 1 | |
43 | Домбровый кружок | П.п. со значением объекта. Личные окончания глаголов настоящего времени | 1 | |
| Берегите природу! | 12 | |
44 | Знай, люби и береги природу | Правописание безударных гласных | 1 | |
45 | Лес и ручей | Существительные среднего рода. Местоимение оно | 1 | |
46 | Зеленый город | Правописание согласных в конце слова. П.п. со значением места | 1 | |
47 | Приятного аппетита | Синтаксические конструкции: Кто? Что делают? Где? | 1 | |
48 | Наши праздники: Главный праздник 8 марта (урок65) | Чей? Чья? Чьё? | 1 | |
49 | Праздники (урок66) | Какой? Какая? Какие? | 1 | |
50 | Праздник Наурыз (урок64) | Чей? Чья? Чьё? Чьи? | 1 | |
51 | Домашние животные и птицы | Синтаксические конструкции: Где? Что делают? Что? Кто? Что делает? Где? | 1 | |
52 | Контрольный диктант за 3 четверть | 1 | |
| 4 четверть | | |
53 | Маленький козленок | Д.п. со значением адресата | 1 | |
54 | Умный ворон | Ед. и мн. число сущ-ых. Согласование прилагательных с сущ-ыми | 1 | |
55 | В зоопарке | Окончание сущ-ых в п.п. со значением места. Безударные гласные в корне. | 1 | |
| Азбука вежливости | 9 | |
56 | В городе | Личные окончания глаголов наст.вр. Антонимы | 1 | |
57 | Экскурсия в музей | В.п. со значением места. П.п. со значением объекта. Мн.число сущ-ых | 1 | |
58 | Это место для детей | Различение прилагательных и наречий по вопросу и грамматической форме. В.п. со значением места. | 1 | |
59 | Наши праздники 1 мая | Непризносимые согласные | 1 | |
60 | Светик-трехцветик | Д.п. со значением места (где? по чему?) | 1 | |
61 | На улице | Повторение имена сущ, глаголы, наречия, местоимения | 1 | |
62 | Отчего коты и кошки умываются после еды. | Непроизносимые согласные | 1 | |
63 | Умная иголка | Вид глагола Что делает? Что сделал(а)? | 1 | |
64 | Больше всего на свете | Антонимы, повторение частей речи, Правописание числительного одиннадцать | 1 | |
| Скоро каникулы | | |
65 | Контрольный диктант за 4 четверть | 1 | |
66 | Буквы в небе. | Части речи . | 1 | |
67 | Черное море | | 1 | |
68 | Повторение и обобщение | | 1 | |