СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку за 4 класс по учебнику А.В.Поляковой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена с учетом требований к минимуму содержания сборника программ для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку за 4 класс по учебнику А.В.Поляковой»

Пояснительная записка к рабочей программе

по родному (русскому) языку

Рабочая программа по курсу «Родной язык (русский)» составлена на основе государственной программы и требований к минимуму содержания сборника программ для начальной школы. Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  • Полякова А. В. Русский язык: 4 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2009г

  • Полякова А. В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса. –М.: Просвещение, 2013

  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР, 2010

Рабочая программа составлена для учащихся 4 б класса, в котором в условиях инклюзии 1 учащийся с умственной отсталостью, которому ПМПК определила обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР, а также для детей со школьными трудностями различного характера, нуждающиеся в сопровождении.

Кутдусова Юля Нагимовна – F70 у обучающейся нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи легкой степени.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.

Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления младшего школьника и предполагает формирование обогащённых математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.

В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.

Дети с ОВЗ к концу учебного года должны уметь:

составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

списывать текст целыми словами и словосочетаниями;

писать под диктовку текст (30—35 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Язык — духовная, культурно-историческая ценность наро­да, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, ин­теллектуального развития младшего школьника, формирова­ние индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, сред­ство познания окружающего мира и самого себя.

Содержание курса русского языка разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Родной (русский) язык» принадлежит очень важная роль. Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников.

Курс родного языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.

Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопри­частности к сохранению чистоты, выразительности, уникаль­ности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Задачи курса:

- формировать знания, умения, навыки о главных и второстепенных членах предложения;

- развивать устную и письменную речь, раскрывать творческую инициативу ребенка, развивать интерес к самостоятельному написанию сочинений; орфографическую зоркость, наблюдательность, мышление, практические действия;

- усвоение понятия «словообразование», отличие его от понятия «словоизменение», введение понятия «сложные слова»; знакомство с частями речи как наречие и частица.

- учить выполнять различные разборы слов, словосочетаний, предложений.

Данная программа рассчитана на обучение с учетом 2 часов в неделю.

Годовое количество часов на изучение курса составляет 68 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны:

иметь представление:

- о предлогах перед личными местоимениями;

- о наречиях: значение наречий, правописание наречий;

знать:

- личные местоимения;

- склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

- склонение имен прилагательных во множественном числе;

- правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;

- понятие о неопределенной форме глаголов;

- изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

- глаголы I и II спряжения;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

- изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

- обозначение гласных и согласных в приставках;

- правописание частицы не с глаголами;

- правописание неопределенной формы глаголов (-ться, -тся);

- виды предложений;

уметь:

- ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;

- устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения и словосочетания;

- распознавать местоимения, определять их род и число;

- правильно писать падежные окончания прилагательных;

- подбирать к прилагательных слова, близкие и противоположные по значению;

- определять время, число и спряжение глаголов;

- спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

- распознавать неопределенную форму глаголов;

- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

- писать не с глаголами отдельно;

- писать –ться в неопределенной форме и –тся в 3-ем лице глаголов;

- писать диктанты различных видов;

-объяснять орфограммы по пройденному материалу;

- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;

- писать сочинения повествовательного характера;

- различать члены предложения.

Содержание программы

Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях.

Обобщение сведений о видах предложений ( нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами).

Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи.

Местоимение. Общее понятие о местоимениях.

Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений.

Предлоги перед личными местоимениями.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Суффикс –л в прошедшем времени.

Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы –ти, -ть и глаголы на –чь.

Понятие о частицах. Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.

I и II спряжения глаголов. Глаголы – исключения. Правописание личных окончаний глаголов.

Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.

Неопределенная форма – ться и 3-е лицо – тся глаголов.

Наречие

Значение наречий. Образование наречий от косвенных падежей существительных, от прилагательных с помочью суффиксов о и е.

Правописание наречий: о и е в конце наречий, на конце наречий с приставками с-, из-, до-, о на конце наречий с приставками в-, на-, за-.

Второстепенный член предложения – обстоятельство.

Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-.

Связная речь

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания.

Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.

Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.

Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам.

Письменная речь

Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.

Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста». Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту. Письменные изложения.

Различные виды объявлений: почтовые бланки, инструкции, заявления.

Собственные сочинения учеников (репродуктивные, творческие).

Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов.

Составление плана к собственному сочинению.

Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.

Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин.

























Календарно-тематическое планирование

по родному (русскому) языку



п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

Сложные предложения.

1



Союзы в сложных предложениях.

1



Сложные предложения и простые предложения с однородными членами.

1



Местоимение. Личные местоимения.

1



Склонение местоимений.

1



Правописание местоимений с предлогами.

1



Контрольный диктант по теме «Правописание местоимений».

1



Работа над ошибками.

1



Правописание гласных и согласных в приставках.

1



Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени.

1



Будущее простое время глагола.

1



Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.




Связь слов в глагольных словосочетаниях.

1



Сочинение «Осенний парашютист».

1



Работа над ошибками.

1



Неопределенная форма глагола. Основа глаголов неопределенной формы.

1



Образование глаголов в прошедшем времени.

1



Контрольный диктант по изученным орфограммам.

1



Работа над ошибками.

1



Правописание частицы НЕ с глаголами.

1



Спряжение глаголов.

1



Правописание личных ударных окончаний.

1



Глаголы – исключения.

1



Контрольная работа по теме «Правописание окончаний глаголов».

1



Работа над ошибками.

1



Правописание безударных окончаний глаголов.

1



Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка».

1



Работа над ошибками.

1



Наречие как часть речи.

1



Значение наречий.

1



Образование наречий с помощью приставок и суффиксов.

1



Образование наречий от имен существительных.

1



Обучающее изложение.

1



Работа над ошибками.

1



Правописание наречий.

1



Второстепенный член предложения – обстоятельство.

1



Обстоятельства места, выраженные именами существительными.

1



Обстоятельства времени.

1



Обстоятельства образа действия.

1



Основы имен прилагательных.

1



Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце.

1



Ударные и безударные окончания имен прилагательных. Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1



Контрольный диктант по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода».

1



Работа над ошибками.

1



Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце. Правописание безударных окончаний имен прилагательных с твердым согласным на конце основы.

1



Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

1



Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

1



Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.

1



Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный.

1



Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных».

1



Работа над ошибками.

1



Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы.

1



Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

1



Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1



Образование имен прилагательных.

1



Правописание глаголов с суффиксом – СЯ (-СЬ).

1



Правописание мягкого знака в глаголах второго лица.

1



Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-ем лице.

1



Простое и сложное предложения. Закрепление.

1



Предложения с однородными членами.

1



Простое и сложное предложения. Нераспространенные предложения.

1



Предложение. Закрепление.

1



Речь. Стили речи.

1



Текст. Фразеологизмы.

1



Прямая речь.

1



Итоговая контрольная работа.

1



Работа над ошибками.

1



КВН по русскому языку.

1
































Словарные диктанты

1 четверть

Овёс, деликатный, путешествие, салют, около, привет, агроном, овца, беседа, гражданин, вежливый, волшебник, галерея.

2 четверть

Аппетит, биография, веять, забава, интонация, карикатура, мякоть, негодовать, оттенок, печаль, профессия, сеять, шествовать, экипаж.

3 четверть

Викторина, директор, очевидец, цитата, фиолетовый, честно, свобода, революция, равнина, орнамент, желать, деликатный, борозда, серебряный, обидеть, издалека.

4 четверть

Хозяйство, фантазия, недоросль, земледелие, торжественный, финиш, пароль, каталог, горизонт, доверие, живопись, сверкать, заповедник, бульдозер, слева.



Контрольные работы

По теме «Местоимение»

Скворец

У меня был очень хороший скворец, назвал я его Колей. Я за ним ухаживал, кормил, играл, учил петь.

Утром скворец садился на кровать и пел. Если я не вставал, он спрыгивал на подушку, щипал за ухо, дергал простыню.

Время обеда он знал хорошо. Скворец первый занимал место рядом с моим. Ел он со мной из одной тарелки.

Как только я приходил домой, скворец летел ко мне и трепал меня за ухо.

В конце зимы я перевёл его в клетку. В клетке он чувствовал себя хорошо, но в комнате ему было интересней.

2. Подчеркнуть местоимения. Обозначить лицо, число и падеж.



По теме «Наречие»

Рождение реки

В мелком кустарнике ярко сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьёт ключ. Отсюда берёт начало крохотный ручеёк. Потом быстро он вытекает на широкий луг. Слева и справа спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеёк речушкой. Течёт вода в ней медленно и спокойно. На зеркальной поверхности весело играют лучи летнего солнца.

В речной заводи заходит стайка мелкой рыбёшки. Закачались дружно на водной глади жёлтые кувшинки. Появились на широком просторе лёгкие лодочки с рыбаками.

Грамматическое задание.

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать падеж имён существительных.

  2. Разобрать по составу: справа, весело, легкие.

  3. К данным прилагательным записать противоположные по значению: мелкая (рыбка) -…, мелкая (река) -…



По теме «Имя прилагательное»

В бору

По берегам тихой речки Волгуши раскинулся сосновый бор. В окрестности нет красивее леса. Летнее солнце освещает высокие сосны с гладкими стволами. Деревья качают вершинами в голубой лазури. Ничто не нарушает тишины соснового бора. В нём всегда стоит запах сосновой хвои. Мягким ковром лежит мох. Около корней старой сосны лисья нора. На моховой подушке краснеют гроздья поздней ягоды брусники. Что за красавец с темной головкой на крепкой ножке? Это съедобный гриб боровик. За ним вылезли маслята, рыжики, волнушки.

Грамматическое задание.

  1. Первое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.

  2. Определить падеж имён прилагательных в данных словосочетаниях: в голубой лазури, мягким ковром, с тёмной головкой, соснового бора. Выделить окончание.

  3. Записать ответ на вопрос одним предложением: «Почему гриб боровик так называется?»



По теме «Правописание глаголов»

Медвежья берлога

От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке. По обеим сторонам полянки толпились берёзки, ёлочки.

В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле ёлок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошёл к красавице-сосне, осмотрел её. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг стал сметать лапой иголочки, мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснёт в мягкой постели.

Грамматическое задание.

  1. Определить спряжение глаголов: сметать, заснет, устроит.

  2. Подчеркнуть глаголы прошедшего времени.

  3. Выписать из текста слова, которыми автор называет зверя.



ДИКТАНТ «Обобщение изученных орфограмм»

Русские леса

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зелёные вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые берёзки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Ярок осенний наряд деревьев. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. На зелени хвои огнистыми парусами сверкают клёны, редеют осины. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. Далёкий горизонт слегка окутан лиловой дымкой.

Грамматическое задание:

  1. Выписать сложное предложение, выделить основы.

  2. Указать части речи в предпоследнем предложении.

  3. Обозначить морфологические признаки глаголов.



ДИКТАНТ за I полугодие

Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.

Грамматические задания

Вариант 1

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении.

Вариант 2

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении.



по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»

У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.

Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.

Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.

Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело играет у старой сосны стайка белок.

Грамматическое задание

  1. Третье предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.

  2. В последнем предложении надпиши время и число глагола.

  3. Разбери по составу смолистые, шубки.

  4. Найди два предложения с однородными членами и подчеркни в них однородные члены

.

ДИКТАНТ за II полугодие по теме «Правописание изученных орфограмм»

Летняя прогулка

Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые берёзки. Сквозь листву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идёшь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягодка. Рвёшь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.

За рощей в глубоком овраге бьёт ключ. Сидишь на пенёчке у родника. Держишь в руках кружку и кусок чёрного хлеба. Приятно выпить в жару прохладной родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).

2. Третье предложение разобрать по членам предложения.

3. Выписать из текста три словосочетания существительного с прилагательным. Указать их падеж, выделить окончания.

Контрольное изложение

Пёс и черепаха

Однажды папа принёс домой черепаху нам в подарок. Черепаха лежала на полу, спрятав голову и лапы. Она была похожа на перевёрнутый тазик.

Подошёл пёс. Он понюхал черепаху, потрогал лапой панцирь и залаял. Лаял он так долго, что у черепахи, наверное, заболели уши. Она решила посмотреть, кто это вопит без передышки. Черепаха глянула своим глазом, пёс умолк. Мама поставила для черепахи молоко. Пёс тут же выпил его. Папа отогнал пса, а черепахе опять дали холодного молока. Но та заковыляла под кровать, а пёс снова выпил её молоко.

С тех пор он очень полюбил черепаху и лаял на тех, кто брал её на руки.

(по Ю. Хазанову)

Примерный план.

  1. Знакомьтесь, черепаха.

  2. Пёс и черепаха.

  3. В руки не брать!

Трудные слова: панцирь, тут же, заковыляла.



Тестирование по изученному материалу

А1. Отметьте слово, в котором все согласные мягкие:

  1. Учишь;

  2. Соль;

  3. Мяч;

  4. Цель.

А2. Значение «Объявление о спектакле, концерте» имеет слово:

  1. Премьера;

  2. Плакат;

  3. Афиша;

  4. Постер.

А3. Укажите слово, в котором нет приставки:

  1. Заземленный;

  2. Замшевый;

  3. Закатился;

  4. Загородный.

А4. В каком ряду во всех словах пропущены буквы, обозначающие глухой согласный?

  1. Руба_ка, обло_ка, кни_ка;

  2. Хру_кий, к_замен, ко_зал;

  3. Промока_ка, малы_ка, сва_ьба;

  4. Про_ьба, ре_ьба, ко_ьба.

А5. Число и падеж верно определены у слова…

  1. В инее – ед,ч, род.п;

  2. Из стали – ед.ч., пр.п.;

  3. На рояле – ед.ч., в.п.;

  4. У лицея – ед.ч., в.п

А6. Чтобы не ошибиться в написании слова подъезд, нужно:

  1. Запомнить это слово;

  2. Определить часть речи;

  3. Подобрать проверочное слово;

  4. Разобрать слово по составу.

А7. Прилагательное в предложении Масленица – один из самых любимых праздников на Руси употреблено в форме:

  1. Именительного падежа;

  2. Творительного падежа;

  3. Винительного падежа;

  4. Родительного падежа.

А8. В каком ряду оба глагола стоят в неопределенной форме?

  1. Учить, познакомь;

  2. Беречь, вырасти;

  3. Мыть, узнаешь;

  4. Колоть, пойдем.

А9. Укажите простое предложение с однородными членами.

  1. Ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море.

  2. Пришла весна, разбудила природу.

  3. И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

  4. Темнеет лес вдали, и льдом сверкает река.

А10. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.

  1. Земля полна былей и легенд о спрятанных в ней царями и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.

  2. Земля полна былей и легенд о спрятанных в ней царями, и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.

  3. Земля полна былей, и легенд о спрятанных в ней царями, и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.



Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Александров А. М. Дидактический материал по русскому языку, 4 класс / А. М. Александров. – М.: 1981

  2. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть вторая/ Г. А. Бакулина. – Киров: 1998

  3. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть третья/ Г. А. Бакулина. – Киров: 1999

  4. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Кн. для учителя/ Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: Просвещение, 1995

  5. Волина В. В. Учимся играя/ В. В. Волина. – М.: Просвещение, 1994

  6. Волина В. В. Русский язык . («Учимся играя»)/ В. В. Волина – Екатеринбург, 1996

  7. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю. Г. Круглов. – М.: 1990

  8. Максимук Н. Н. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы / Н. Н. Максимук. – М.: ВАКО, 2010

  9. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов. – М.: А-ТЕМП, 1994

  10. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов/ А. В. Полякова. – Самара: Корпорация «Федоров», 1993

  11. Соловейчик М. В. Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. / М. В. Соловейчик. – М.: 2000

  12. Тикунова Л. И., Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя начальной школы/ Л. И. Тикунова, В. П. Канакин. – М.: 1992

  13. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 3 классе. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: 2000

  14. Фефилова Е. П., Дмитриева О. И. Русский язык 4 класс. Поурочные разработки к учебнику А. В. Поляковой (М.: Просвещение)./ Е. П. Фефилова, О. И. Дмитриева. – М.: ВАКО, 2004

  15. Шукейло В. А. Мой родной русский язык./ В. А. Шукейло. – СПб, 1998

  16. Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир 4-5 класс. Под ред. Ф. Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону.: Издательсво «Легион», 2009