СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено к программе по русскому языку   Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., Бабушкиной Т.В.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс»

Учебно-тематическое планирование по русскому языку. 3 класс.

Количество часов в неделю по учебному плану: 5

Количество часов в год: 170



Тема раздела

Количество часов


1

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

16


2

Язык – главный помощник в общении.

42


3

Состав слова.

16


4

Части речи.

3


5

Имя существительное.

39


6

Местоимение.

3


7

Глагол.

28


8

Имя прилагательное.

17


9

Повторение.

8



Итого

170


Четверть

Контроль

ный диктант

Тематическая работа

Развитие речи

Тест

Проверочная работа

Контрольное списывание

Контрольное изложение

Словар-ный диктант

I

2

8

1

1


1


3

II

1


2

1

1



4

III

1


2

1

1

2

1

5

IV

1


3

1

1



4

Год

5

8

8

4

3

3

1

16


Календарно – тематическое планирование по русскому языку. 3 класс

п/п урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты


Виды и формы контроля


Мир общения. Повторяем – узнаём новое. (16 ч)



1 - 4

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

4


Построение диалога, общение с собеседником. Соотнесение себя с окружающим миром. Ведение диалога и спора. Аргументация своего высказывания. Работа в паре. Взаимодействие с партнёром. Построение предложений, составление рассказа. Определение темы текстов, выбор заглавия. Составление (устно) текстов-рассуждений. Определение цели общения людей между собой. Составление устных диалогов на одну из выбранных тем. Определение связи главной мысли текста и его настроения. Чтение, обсуждение и запись по памяти «золотого правила общения».

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (со­беседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать своё высказы­вание в зависимости от ситуации общения и подготовленнос­ти партнёра к беседе

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

Текущий. Устный опрос.


5 – 6

Культура устной и письменной речи.


2


Актуализируют знания о двух формах языка — устной и письменной.   Работа с пословицами о важности хорошей речи. Знакомятся с орфоэпическими нормами (нормами верного произношения).

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации об­щения. Следить за чёткостью дикции, нужной громкостью го­лоса, верной интонацией.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.


7

Входной контрольный диктант.

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Текущий. Диктант.


8-9









10-12







13-14

Текст. Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте.


Текст. Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).


Текст. Художественный и научный тексты.


2









3







2


Вспоминают, каковы особенности текста; что такое тема и главная мысль текста; какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации; повторяют изученные во втором классе орфограммы.


Знакомятся с типами и видами текстов.




Сравнивают с помощью учителя художественный и научный тексты. Определение типов текста. Составление текстов разного типа.


Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Отличать текст от набора предложений.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Сравнивать между собой типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа.


Текущий. Устный опрос.










15

Проверочная работа по теме «Мир общения».

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Тематическая работа.



16

Работа над ошибками.

1


Выполняют работу над ошибками, допущенными в работе.

Р: Умение анализировать свои действия и управлять ими

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Анализ.


Язык – главный помощник в общении (42 ч).






Текущий.

15-16

Язык – главный помощник в общении.

Звуки и буквы.


2


Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах, зависимости между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем.

Уметь различать звук и букву, правильно произносить звук и правильно называть букву.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.




17

Деление слов на слоги.


1


Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами.

Различать в слове количество слогов по количеству гласных; Уметь переносить слова с одной строки на другую.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.


18

Ударение.


1


Работа по заданиям и вопросам учителя. Тренировка в постановке ударения в словах и словоформах, «проблемных» с точки зрения орфоэпии (упр. 22 из РТ). Знакомство с новым видом словаря — орфоэпическим словарем.

Знать значение верной постановки ударения для определения уровня речевой культуры человека;

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.


19

Девять правил орфографии.

1


Повторение определения орфограммы. Обобщение знаний детей обо всех известных орфограммах — проведение игры-аукциона «Кто больше и быстрее?».

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.



20

Имена собственные.


1


Работа с текстами, воспитывающими патриотические чувства. Коллективное составление заявления любого содержания с записью его на доске и в тетрадях.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей


Текущий.

Словарный диктант.



21

Безударная гласная в корне слова.

1


Работа по вопросам и заданиям учителя. Отработка умения проверять безударные гласные в корне слова.

Знать правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Текущий. Устный опрос.


22 - 23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

2


Сравнение алгоритмов работы с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Подбор слов с непроверяемым написанием по рисунку к упр. учебника. Исправление ошибок в тексте.

Обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге.

Р: Умение выбирать способы решения учебных и познавательных задач

П: Умение использовать предлагаемые критерии для сравнения, типологии, классификации

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий.

Тест.


24

Парные согласные.


1


Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы при выполнении упр. Отработка умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

Текущий. Устный опрос.


25

Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными.

1


Распределительный диктант. Выполнение текстового задания с обязательной самопроверкой и самостоятельным выставлением оценки. Списывание и озаглавливание текста.

Уметь писать слова с непроверяемым написанием.

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.


26 - 27

Непроизносимые согласные.


2


Выполнение упр. из учебника в форме комментированного письма. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами.

Знать, в каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные и уметь писать такие слова. Знать, как проверить, есть ли непроизносимые согласные в слове.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.




28

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1


Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм на материале упр. из учебника. Составление словосочетаний со словами с изучаемыми орфограммами. Составление рассказа по опорным словам с изучаемыми орфограммами.

Различать случаи употребления на письме разделительного твердого и мягкого знаков. Знать и уметь пользоваться правилами написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.


29

Развитие речи. Обучающее изложение.

1


Письменно отвечают на вопросы, составляя полные предложения.

Уметь составлять предложения, самостоятельно записывать их.

Текущий. Изложение.


30

Удвоенные согласные.


1


Работа над правописанием слов с удвоенными согласными сочетается с повторением правил переноса слов; составлением словосочетаний; составлением предложений; повторением всех известных детям орфографических правил; работой с текстом.

Знать, как уточнить написание слов с удвоенными согласными.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



31 - 32

Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

2


Выполнение упр. из учебника в форме комментированного письма. Запись текста по памяти. Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением.

Знать правило написание лов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

Текущий. Устный опрос.

Контрольное списывание.


33

Правила переноса слов.

1


Работа по вопросам и заданиям учителя. Комментированное письмо (упр. 56 из РТ).

Знать правила переноса слов. Уметь верно определять, какой безударный гласный в корне слова пропущен.

Текущий. Устный опрос.


34

Контрольный диктант по теме «Девять правил орфографии»

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умение выбирать способы решения учебных и познавательных задач

П: Умение использовать предлагаемые критерии для сравнения, типологии, классификации

Текущий. Диктант.


35

Работа над ошибками.

1


Самооценка на основе критерий успешности. Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Анализ.


36 - 38

Слово и его значение.

3


Знакомство с ролью жеста в общении людей. Жесты племени майя, современные жесты. Наблюдение за устойчивыми оборотами, соотнесение фразеологизма и его значения. Работа с моделями слов. Зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы. Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами. Конкурс «Кто четче и быстрее произнесет скороговорки?». Работа с рубрикой «Из толкового словаря


Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



39

Контрольный диктант за 1 четверть.

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами. Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Контрольный диктант.


40

Синонимы.


1


Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами, чтение сообщения Самоварова. Работа с моделями слов-синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов. Распределение слов в синонимические группы с указанием различий в оттенках значений или в сфере их употребления.

Знать, какие слова называются синонимами.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение извлекать информацию из текстов

К: Умения анализировать разные точки зрения

Текущий. Устный опрос.


41

Роль синонимов в речи.


1


Расположение синонимов по степени возрастания признака. Распределение синонимов по группам в зависимости от сферы их употребления.

Наблюдение за употреблением синонимов в тексте определенной стилистической направленности. Составление предложений с фразеологизмами.

Уметь различать синонимы по употреблению. Знать, что синонимы могут иметь не только отдельные слова.

Текущий. Устный опрос.


42

Антонимы.


1


Значение термина «антонимы» самостоятельно или при чтении «Узелков на память» учебника. Нахождение антонимов в пословицах. Анализ антонимов с использованием моделей слова. Подбор антонимов к словам разных частей речи.

Знать, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос


43

Омонимы.


1


Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов. Нахождение омонимов в текстах, определение их значений. Составление предложений с омонимами.

Уметь использовать толковый словарь для определения значения слов-омонимов.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос


44

Многозначные слова.


1


Определение различий между омонимами и многозначными словами. Нахождение многозначных слов в тексте А. Пушкина (упр. из учебника). Самостоятельное нахождение учащимися общего компонента в значениях многозначного слова «хвост» с помощью рисунков: хвост — то, что расположено в конце чего-либо.

Уметь определять значения многозначных слов в контексте. Знать различия между омонимами и многозначными словами.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос


45

Слова с обобщающим значением.

1


Поиск и выделение необходимой информации. Толкование слов с обобщающим значением.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей


Текущий. Устный опрос




46

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Текущий. Проверочная работа.


47

Работа над ошибками.

1


Самооценка на основе критерий успешности. Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Р: Умение анализировать свои действия и управлять ими

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Анализ.


48 - 49

Словосочетание.


2


Чтение определения словосочетания. Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных слов. Составление словосочетаний по вопросам. Нахождение словосочетаний с заданными словами в тексте.

Знать, что такое словосочетание и чем словосочетание отличается от слова, от предложения.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.


50 -51- 52

Предложение. Главные члены предложения.


3


Уточнение сведений об отличии слова, словосочетания и предложения. Определение главных членов в предложениях (упр. из учебника). Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?» Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса.

Знать, какие члены предложения являются главными и как их найти в предложении.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Тест.


53


Однородные члены предложения.

1


Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми (упр. из учебника). Чтение сообщения Самоварова и слов Совенка в учебнике. Работа над смысловой емкостью предложений с однородными членами.

Уметь находить однородные члены предложения. Знать, когда между однородными членами ставится запятая.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.


54

Однородные члены предложения. Закрепление.

1


Наблюдение за особенностями однородных членов предложения. Игра «Вспомни сказочных и литературных героев». Надо так составить предложения с именами героев, чтобы в них были однородные члены предложения.

Знать, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



55

Контрольный диктант по теме « Язык – главный помощник в общении».

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Текущий. Диктант.


56

Работа над ошибками.

1


Самооценка на основе критерий успешности. Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Р: Умение анализировать свои действия и управлять ими

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Анализ.


Состав слова (16 ч)



57 - 59

Состав слова. Корень.

3


Нахождение корня в родственных словах и дополнение групп однокоренных слов своими примерами (упр. из PT). Поиск однокоренных слов в тексте (упр. из учебника). Работа с омонимичными корнями (упр. из РТ) проводится в форме игры «Найди лишнее». Разбор по составу слов пригорки, алмазный, цыпленок (упр. из РТ).

Знать, из каких частей состоит слово, уметь дать им определение. Знать, какая часть слова называется корнем; какие согласные звуки могут чередоваться в корне слова.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



60-61

Орфограммы в корне слова.

2


Выполнение упр. из РТ. Письменные ответы на после текстовые вопросы. Дополнительные вопросы: Какие еще сказки Г.Х. Андерсена вы знаете? Какие его герои вам нравятся? Выполняют самопроверку, выставляют себе оценки.

Уметь определять орфограммы в словах, знать способы проверки выделенных орфограмм.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения


Текущий. Устный опрос.



62 – 63-64

Приставка. Написание приставок и предлогов.


3


Определение приставки при чтении «Узелков на память» со с. 103 учебника. из упр. 176 учебника учащиеся находят приставки в однокоренных словах с корнем -лет-, определяют их значения. Образование слов с данными приставками, наблюдение за значениями приставок.

Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов. Наблюдение за сочетаемостью слов с разными приставками, составление словосочетаний.

Уметь объяснять написание основных приставок русского языка. Различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое приносит в слово приставка.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



65

Суффикс.


1


Определение суффикса, чтение «Узелков на память» со с. 109 учебника. Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным. Распределение слов в зависимости от значения суффиксов. Образование слов — названий лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и –ёp. . Самостоятельное определение семантики суффиксов.

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.



66

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

1


Работа с рубрикой «Из толкового словаря» (с. 110 учебника). Наблюдение за использованием (ролью) суффиксов в именах собственных из русских народных сказок.

Знать, для чего используются в словах суффиксы. Уметь составлять слова с использованием суффиксов.

Текущий. Устный опрос.



67

Окончание.


1


Выделение окончаний у слов разных частей речи (упр. из РТ). Исправление ошибок в употреблении окончаний (упр. из РТ). Выделение окончаний в рифмующихся словах из стихотворения О. Григорьева (упр. из РТ.)

Знать, что именно одинаковые окончания в словах позволяют создать созвучие строк, рифму.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



68

Основа слова.


1


Выполнение упр.из учебника. Выделение основы и окончания в словах. Осмысление значения термина «основа слова»

Понимать значение термина «основа». Знать, что само слово может изменяться, а основа слова остаётся неизменной

Текущий. Устный опрос.



69-70

Как образуются слова. Сложные слова. Проверь себя.


2


Нахождение корней в сложных словах. Проверка безударных гласных в корнях сложных слов малолетний, ледоход, водопад, телогрейка, землеройка, тяжеловес. Работа над содержанием текста, поиск в нем однокоренных слов. Работа с безударными гласными в корне слова, подбор проверочных слов; определение типа текста, озаглавливание его.

Знать исторические фонетические чередования согласных звуков в корне слова. Знать, какие слова называются сложными, уметь их писать.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей


Текущий. Устный опрос.



71

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Диктант.


72

Работа над ошибками.

1


Самооценка на основе критерий успешности. Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Р: Умение анализировать свои действия и управлять ими

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Анализ.


Части речи (3ч)








73

Части речи.

1


Чтение обращения Самоварова на с. 125 учебника: О чем новом мы узнаем? Для чего надо знать части речи? Игра «Кто разделит верно?»

Знать, что такое части речи и по каким признакам их выделяют.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение извлекать информацию из текстов

К: Умения анализировать разные точки зрения

Текущий. Устный опрос.



74

Определение частей речи. Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1


Определение частеречной принадлежности слов при работе по образцу (упр. из учебника). Исправление ошибок, допущенных при распределении слов по частям речи. Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе частеречной принадлежности слов, работа с текстом (упр.223 из учебника).

Знать, как определить, к какой части речи относится слово.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий.

Развитие речи.


75

Закрепление по теме «Части речи».

1


Самостоятельная письменная работа по заданиям раздела «Проверь себя» на с. 14 учебника.

Уметь определять частеречную принадлежность слова

Текущий.


Имя существительное (39ч)


76

Имя существительное.

1


Представление о предмете как о грамматическом понятии.

Знать, что бытовое понятие предмета (то, что можно увидеть, потрогать, посчитать) не всегда совпадает с понятием грамматическим.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.


77

Собственные и нарицательные имена существительные.

1


Повторения правила употребления прописной буквы в именах собственных: исправление допущенных в словах ошибок (упр. из учебника). Сопоставление имен собственных и нарицательных, употребляемых в сочетаниях типа город Москва (упр. из учебника). Выявление отличий в орфографическом оформлении (прописная или строчная буква в начале слова) и в значении имен собственных и нарицательных.

Уметь самостоятельно работать по заданиям, делать самопроверку. Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.


78

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1


Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных в рассказе И. Абрамова (упр. из учебника), выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повествования). Распределение одушевленных имен существительных по группам с обязательным объяснением значений непонятных слов.

Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

Текущий. Устный опрос.


79

Контрольный диктант за 2 четверть.

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Знать изученные правила, применять их при письме.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Диктант.


80

Развитие речи. Изложение по составленному плану.

1


Коллективно составляют план написания изложения. Пересказывают текст по плану. Записывают самостоятельно текст с опорой на план. с. 142 упр.249

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности


Текущий. Изложение.


81

Число имён существительных.

1


Определение числа имен существительных в тексте, наблюдение за значением категории числа (упр. из учебника).

Знать, как могут изменяться имена существительные; что изменяется при изменении имен существительных по числам.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



82

Изменение имён существительных по числам.

1


Создание проблемной ситуации — игра «Один — много». Распределение имен существительных по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются (упр. из учебника). Определение того, может ли каждое из выделенных в тексте существительных изменяться по числам (упр. из учебника). Самостоятельная работа по определению числа имен существительных и повторению орфограмм(упр.изРТ)

Уметь определять число существительных.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

Текущий. Устный опрос.



83

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.

1


Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе частеречной принадлежности слов, работа с текстом. с.149 упр. 263

Уметь составлять предложения, самостоятельно записывать их.

Текущий.


84

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Текущий. Диктант.


85

Работа над ошибками.

1


Самооценка на основе критерий успешности. Провести работу над ошибками, допущенными в работе.

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку.

Текущий. Анализ.


86

Род имён существительных.


1


Распределение слов с точки зрения их сочетаемости со словами он мой, она моя, оно, мое (упр.1 из учебника). Наблюдение за ролью окончания при определении рода имени существительного (упр. из РТ). Распределение имен существительных по родам (упр. 3 из учебника). Объяснение орфограмм в словах из словаря.

Уметь определять род имен существительных.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.



87

Определение рода имён существительных.

1


Выявление роли суффиксов в определении рода имени существительного. Работа с упр. из РТ. Игра «Собери семью вместе: маму, папу и детеныша» (упр. из РТ).

Знать и уметь определять род имен существительных.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



88

Значение категории рода имён существительных.

1


Составление рассказа по рисунку и определение рода имен существительных в

составленном тексте (упр. из учебника).

Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику.

Выявление значения категории рода имен существительных при составлении

словосочетаний с именами прилагательными.

Знать и уметь определять род имен существительных.

Уметь определять окончание в слове.

Текущий. Устный опрос.



89

Употребление имён существительных разных родов.

1


Выполнение упр. из учебника. Составляются и записываются словосочетания со словами, «проблемными» с точки зрения определения их рода. Исправление ошибок в употреблении имен существительных разных родов.

Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода.

Текущий. Устный опрос.



90

Сочетание имён существительных с другими словами в предложении и словосочетании.

1


Наблюдение за тем, как изменяются окончания имен прилагательных и глаголов при изменении рода имени существительного. Наблюдение за некоторыми именами существительными, род которых со временем изменился.

Знать и уметь правильно определять род имен существительных, верно сочетая с ними другие слова в предложении.

Текущий. Устный опрос.



91

Развитие речи. Сочинение.

1


Письменно отвечают на вопросы, составляя полные предложения.

Уметь составлять предложения, самостоятельно записывать их.

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей


Текущий. Сочинение.


92

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.

1


Самостоятельная формулировка правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (упр. из учебника). Игра «Найди третье лишнее». Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр.из учебника).

Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую. Разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



93

Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих.

1


Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих при выполнении упр.45 из РТ. Разграничение случаев употребления мягкого знака (упр.68,70 из учебника). Игра «Волшебные превращения слов» (упр.46 из РТ). Командная игра «Кто больше?».

Текущий. Устный опрос.



94

Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.

1


Игра «Кто самый внимательный?» (упр. 47 из РТ); комментированное письмо (упр. 48 из РТ); при работе с текстом (упр. 72 учебника).

Знать, для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак и когда еще пишется мягкий знак.

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



95

Проверочная работа по теме «Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода».

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Текущий. Проверочная работа.



96

Работа над ошибками.

1


Самооценка на основе критерий успешности. Провести работу над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Р: Умение анализировать свои действия и управлять ими

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Анализ.


97

Изменение имён существительных по падежам.

1


Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. из учебника). Коллективное выполнение упр. из учебника для лучшего запоминания названий падежей. Знакомство с этимологией названий падежей.

Знать падежи и вопросы к ним.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Знать слова-«помощники» при определении падежей и предлоги, употребляемыми с определенными падежами.

Текущий. Устный опрос.



98

Определение падежа имён существительных.

1


Знакомство детей с алгоритмом определения падежа (сообщение Самоварова). Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа. Определение падежа имен существительных в пословицах (упр. из учебника). Диктант с грамматическим заданием.

Текущий. Устный опрос.



99

Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж.

1


Чтение сообщения Самоварова на с. учебника. Работа по вопросам и заданиям учителя. Выполнение упр. из учебника. Выборочный диктант. Нахождение имен существительных в именительном падеже с подбором антонимов.

Уметь находить в предложении имена существительные в именительном падеже. Знать, каким членом предложения оно чаще всего является.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.



100 – 101

Изменение имён существительных по падежам. Родительный падеж имён существительных.

2


Нахождение в тексте имен существительных в родительном падеже, выделение их окончаний. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже. Игра «Вернись назад».

Знать, как определить, что имена существительные стоят в родительном падеже и какие предлоги употребляются с существительными в родительном падеже.

П: Умение использовать схемы решения задач


Текущий. Устный опрос.



102

Изменение имён существительных по падежам. Дательный падеж.

1


Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов . Обязательно выделить окончания существительных. Нахождение словосочетаний с существительными в дательном падеже в предложениях может быть проведено в форме работы в паре. Комментированное списывание текста.

Знать, как определить, что имя существительное стоит в дательном падеже. Знать, в каком падеже обычно стоят имена существительные, называющие адресата.

П: Умение использовать схемы решения задач


Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.


103

Изменение имён существительных по падежам. Винительный падеж.

1


Нахождение имен существительных в винительном падеже в тексте. Чтение сообщения Самоварова на с. учебника. Заполнение таблицы (упр. из РТ).

Уметь определять винительный падеж имен существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции, которую они выполняют (существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения).

Текущий. Устный опрос.



104

Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

1


Составление словосочетаний c именами существительными в творительном падеже. Составление рассказа по опорным словосочетаниям (упр. из учебника). Игра «Я творю!» (упр. 69 из РТ)

Уметь определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам.

Текущий. Устный опрос.




105

Значение имён существительных в творительном падеже

1


. Поиск сравнений, выраженных существительными в творительном падеже, в текстах загадок (упр. из учебника). Замена сравнительных оборотов с союзом как именами существительными в творительном падеже (упр. из учебника). Диктант с грамматическим заданием. Ученики записывают пословицы, находят в них имена существительные в творительном падеже.

Знать, что такое сравнение, для чего оно используется. Уметь приводить примеры, когда сравнение выражается именем существительным в творительном падеже.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.

Тест.



106

Изменение имён существительных по падежам. Предложный падеж.

1


Поиск существительных в предложном падеже в тексте (упр. из учебника). Выбор нужного предлога, употребляемого с именем существительным в предложном падеже (упр. из учебника). Определение значений имен существительных в предложном падеже

Уметь определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

Текущий. Устный опрос.



107 – 108-



109

Изменение имён существительных по падежам (склонение).

Контрольная работа по теме «Изменение существительных по падежам»

3


Выполнение упр. 113из учебника. Задание повышенной сложности — составить предложения, употребив данные слова во всех шести падежах (упр. 114из учебника). Составление словосочетаний из предложенных слов (упр. 115 из учебника).

Уметь определять падеж имени существительного и его окончание. Соблюдать культуру речи при образовании падежных форм имен существительных, выборе нужных предлогов и верных вариантов окончаний.

Текущий. Устный опрос.



Тематическая работа.




110-111

Морфологический разбор имени существительного.

2


Наблюдение за ролью одинаковых окончаний в стихотворных текстах, установление их значения для образования рифмы (упр. из учебника). Письменный разбор выделенных имен существительных. Письменные ответы на вопросы к тексту (упр. из учебника) с устным указанием падежей имен существительных.

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



112

Закрепление по теме «Имя существительное». Проверь себя.

1


Письменное выполнение заданий из рубрики «Проверь себя» со с.46 учебника.

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку.

Текущий. Устный опрос.



113

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Текущий. Диктант.



114

Работа над ошибками. Коррекция знаний.

1


Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Изменение имени существительного. Командная игра «Выбери свое слово». Распределительный диктант. Карточки с индивидуальным заданием.

Р: Умение анализировать свои действия и управлять ими

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Анализ.



Местоимение (3ч)


115

Местоимение.


1


Выяснение роли местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте (упр. из учебника). Выбор местоимений в зависимости от рода заменяемого имени существительного (упр. из учебника). Нахождение местоимений в загадках (упр. из РТ). Устное составление текста-рассуждения «Почему собеседники не поняли друг друга» (упр. из учебника).

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи научить школьников видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.

Текущий. Фронтальный.


116 - 117

Роль местоимений в предложении.

2


Игра «Найди четвертое лишнее» (упр. из учебника). Взаимодиктант (упр. из РТ) проводится в форме работы в паре

Работа по вопросу учителя: Всегда ли мы верно употребляем местоимения в речи? Наблюдение за употреблением местоимений в диалоге (упр. из РТ). Запись под диктовку местоимений с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее, без них. Исправление некорректного в речевом отношении текста (упр. из РТ).

Текущий. Контрольное списывание.


Глагол (28ч)


118 – 119

Глагол как часть речи.


2


Игра «Кто больше?» (упр. из учебника). Распределение глаголов по группам (упр. из учебника). Выписывание глаголов из ряда однородных слов (упр. из РТ).

Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям.

Текущий. Устный опрос.




120

Роль глаголов в речи.


1


Лексическая работа с глаголами по учебнику: объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов ; подбор антонимов к данным глаголам ; замена данных фразеологизмов синонимичными глаголами . Определение синтаксической функции глаголов. Вывод о роли глаголов в предложении учащиеся сначала делают самостоятельно, а затем читают сообщение.

Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



121 – 122-123

Изменение глаголов по временам.

Развитие речи. Контрольное изложение

3


Изменение глаголов по временам с помощью вопросов. Поиск глаголов в тексте, выписывание их с указанием вопросов и времени каждого глагола. Наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме.

Знать, как могут изменяться глаголы; как можно определить время глагола; когда используются глаголы каждого из времен.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Контрольное изложение


124

Глаголы настоящего времени.

1


Наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени. Образование форм глагола в настоящем времени по образцу. Поиск глаголов в настоящем времени в скороговорках и проведение конкурса «Кто быстрее и четче?». Составление рассказа по данным вопросам. Исправление ошибок, допущенных при употреблении глаголов в речи.

Знать, что обозначает глагол в настоящем времени; какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени. Знать, когда происходит действие, обозначаемое глаголом в настоящем времени?

Текущий. Устный опрос.



125 –

126

Глаголы прошедшего времени.

2


Поиск глаголов в прошедшем времени в загадках, в стихотворном отрывке. Образование форм глаголов в прошедшем времени по образцу, выделение суффикса-л. Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. Игра «Помоги герою сказки» (упр. из РТ). Сначала надо вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки, объясняя орфограммы. Затем ответить на вопрос и обязательно объяснить, что род глаголов в прошедшем времени помог угадать имя одного из злых волшебников (Рогокоз).

Уметь находить глагол в прошедшем времени по вопросу. Знать, какие действия называют глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы они отвечают, какой суф. есть у гл. в пр. времени.

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают глаголы в мужском роде, женском роде, среднем роде; какие окончания имеют глаголы в каждом роде. Уметь писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Знать, что изменяться по родам в прошедшем времени могут глаголы только в единственном числе.

Текущий. Устный опрос.



127 – 128

Глаголы будущего времени.

2


Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида. Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам проводится коллективно, с комментированной записью. Поиск глаголов в будущем времени в пословицах. Выполнение упражнений, ориентированных на формирование умения ставить глагол в форму будущего времени.

Знать, что обозначают глаголы в будущем времени; от каких глаголов форму будущего времени надо образовывать с помощью вспомогательного глагола буду. Образовывать глагольные формы будущего времени.

Текущий. Устный опрос.




129

Контрольный диктант за 3 четверть.

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь писать слова с изученными орфограммами.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

Диктант.



130-131

Неопределённая форма глагола.

2


Нахождение начальной формы для каждого из данных глаголов — коллективная работа в классе, работа в паре с последующей проверкой в классе. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов. Составление видовых пар глаголов (называют похожие действия, но отвечают на разные вопросы).

Уметь ставить вопросы к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Р: Умение выбирать способы решения учебных и познавательных задач

П: Умение использовать предлагаемые критерии для сравнения, типологии, классификации

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Знать особенности глаголов в неопределенной форме. Уметь образовывать от глаголов неопределенную форму.

Текущий. Устный опрос.


132

Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.

1


Определение термина «неопределенная форма глагола»;

знакомство учеников с суффиксами глаголов в неопределенной форме; умение детей находить глаголы в неопределенной форме в предложениях; знакомство учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме».

Текущий. Устный опрос.



133

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола.

1


Изменение глаголов по временам с помощью вопросов. Поиск глаголов в тексте, выписывание их с указанием вопросов и времени каждого глагола. Наблюдение за особенностями употребления глаголов, стоящих в разных временных формах, составление предложений на заданную тему с глаголами, стоящими в определенной временной форме. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов.


Знать, как могут изменяться глаголы; как можно определить время глагола; когда используются глаголы каждого из времен.

Уметь ставить вопросы к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

Знать особенности глаголов в неопределенной форме. Уметь образовывать от глаголов неопределенную форму.

Р: Умение выбирать способы решения учебных и познавательных задач

П: Умение использовать предлагаемые критерии для сравнения, типологии, классификации

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



134 – 135

Изменение глаголов по числам.


2


Определение числа и времени глаголов в предложениях. Обратить внимание на то, что безударные окончания глаголов — это орфограмма. Комментированное списывание текста с грамматическим заданием, ответ на после текстовые вопросы.

Знать грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов.

Р: Умение формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности

П: Применение логических действий: сравнения, обобщения, аналогии, анализа и синтеза

К: Умение построить диалог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.




136

Развитие речи. Обучающее изложение.

1


Грамматическое задание после написания изложения —подчеркнуть в тексте глаголы, указать их время, число и, если возможно, род.с. 80 упр.146

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку.


Текущий. Изложение.



137 – 138

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

2


Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов (упр. из учебника). При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями.

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают глаголы в мужском роде, женском роде, среднем роде; какие окончания имеют глаголы в каждом роде. Уметь писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умения строить рассуждения, выделять существенные признаки понятий

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Знать, что изменяться по родам в прошедшем времени могут глаголы только в единственном числе.

Текущий. Устный опрос.




139

Родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

1


Игра «Помоги герою сказки» ( РТ). Сначала надо вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки, объясняя орфограммы. Затем ответить на вопрос и обязательно объяснить, что род глаголов в прошедшем времени помог угадать имя одного из злых волшебников (Рогокоз).

Текущий. Устный опрос.


Словарный диктант.



140

Не с глаголами.

1


Выявление значения частицы не. Чтение сообщения учебника. Наблюдение за ролью частицы не в пословицах (упр. учебника) и в загадках (упр. учебника). Исправление ошибок в написании частицы не (упр.из учебника) и ее употреблении в тексте (упр. из учебника). Составление правил поведения ученика на уроке (упр. из учебника).

Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами.

Р: Умение выбирать способы решения учебных и познавательных задач

П: Умение использовать предлагаемые критерии для сравнения, типологии, классификации

Текущий. Устный опрос.



141

Роль частицы не и правила её написания с глаголами.

1


Исправление содержания текста путем добавления частицы не там, где это необходимо. Задание может быть выполнено в паре. Работа с рубрикой «Твой

словарик». Составление предложений на основе личных впечатлений (упр. из РТ).Упражнение может быть выполнено самостоятельно.

Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами.

Р: Умение принимать цели учебной деятельности

П: Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

Текущий. Устный опрос.



142 - 143

Морфологический разбор глагола.

2


Систематизация знаний детей о глаголе по плану. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола.

Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение извлекать информацию из текстов

К: Умения анализировать разные точки зрения

Текущий. Устный опрос.



144

Проверочная работа по теме «Глагол».



Работа по заданиям и вопросам из раздела «Проверь себя» со с.93 учебника в устной форме с проведением диктанта с грамматическим заданием: определить и указать время глаголов в тексте, два глагола выписать и сделать их полный разбор.

Уметь самостоятельно делать самопроверку, исправлять ошибки.

Текущий. Проверочная работа.



145

Работа над ошибками.



Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе: определение времени глагола, определение рода глагола в прошедшем времени, распределительный диктант, карточки с индивидуальным заданием.

Умение работать над ошибками самостоятельно и коллективно.

Текущий. Анализ.



Имя прилагательное (17ч)






Текущий.


146

Имя прилагательное.

1


Актуализация знаний учащихся об основных признаках имени прилагательного как части речи при выборе наиболее точного ответа на данный вопрос. Игра «Кто больше?». Конкретизация и расширение понятия «признак предмета» начинается с чтения правила на с.97 учебника

Знать какая часть речи называется именем прилагательным; какие признаки предмета могут называть имена прилагательные.

Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение извлекать информацию из текстов

К: Умения анализировать разные точки зрения

.

Текущий. Устный опрос.



147

Роль имён прилагательных в речи.

1


Определение роли имен прилагательных в речи — работа по вопросу Совенка со с. 99 учебника, редактирование описания Незнайки (упр.177 из учебника): только имена прилагательные помогают представить всю нелепость одеяния героя Н. Носова; определение типа текстов, в которых наиболее часто используются имена прилагательные.

Уметь классифицировать имена прилагательные по значению; понимать роль имен прилагательных в речи.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



148

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

1


Образование имен прилагательных от существительных с помощью данных суффиксов. Подбор антонимов к именам прилагательным. Подбор синонимов к именам прилагательным. Распределение имен прилагательных по синонимическим группам.

Знать, какие суффиксы используются в именах прилагательных; какие оттенки значения они могут придавать словам.

Р: Умение выбирать способы решения учебных и познавательных задач

П: Умение использовать предлагаемые критерии для сравнения, типологии, классификации

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.




149

Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

1


Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное. Формирование умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в словосочетании.

Знать, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного. Уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному в словосочетании.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



150 - 151

Изменение имён прилагательных по родам.

2


Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов. Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний из имен существительных и прилагательных.

Знать грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного. Уметь находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от существительного к прилагательному. Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение извлекать информацию из текстов

К: Умения анализировать разные точки зрения


Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



152 - 153

Изменение имён прилагательных по числам.

2


Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова на с. 111 учебника. Выписывание словосочетаний прилагательных с существительными из упр.199 учебника с обязательным указанием вопроса, на который отвечает имя прилагательное, определением его рода и числа (после определения рода и числа имени существительного). Запись стихотворного отрывка по памяти можно считать факультативным заданием. Над именами существительными, от которых зависят имена прилагательные, ставится ×.

Знать, что имена прилагательные изменяются по числам только после изменения числа имени существительного. Р: Умение самостоятельно анализировать условия и последовательность достижения поставленной цели

П: Умение извлекать информацию из текстов

К: Умения анализировать разные точки зрения


Текущий. Устный опрос.

Тест.


154 - 155

Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

2


Формирование умения определять, какое окончание следует написать у имени прилагательного. Наблюдение за написанием безударного окончания прилагательного в начальной форме. Формирование умения орфографически верно записывать безударные окончания прилагательных.

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.


156 –




157

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Контрольное списывание.

2


Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по падежам

Знать грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного. Уметь находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от существительного к прилагательному.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



Контрольное списывание.



158

Развитие речи. Сочинение-описание.

1


Составление рассказа по рисунку с использованием опорных словосочетаний. упр.210 с.116

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

Текущий.

Творческая работа.


159

Морфологический разбор имени прилагательного. Выборочный диктант.

1


Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи — чтение сообщения Самоварова на с. 120 учебника. Устный и письменный разбор имен прилагательных из упр. 217 учебника по предложенной схеме. Исправление ошибок в разборе имен прилагательных (упр. 218 из учебника)

Знать, как разбирать имя прилагательное как часть речи.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



160

Обучающее изложение.

1


Составление рассказа с использованием опорных словосочетаний.

Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса.

Текущий. Изложение.


161

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку

Текущий. Диктант.



162

Работа над ошибками.

1


Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе: задание: ответить на вопрос: «Можем ли мы заранее определить род и число имен прилагательных, которые будут согласовываться со следующими именами существительными задание: записать предложения, дополнить их именами прилагательными, объяснить выбор окончания каждого имени прилагательного. задание: составить словосочетания с каждым изданных имени прилагательных так, чтобы оно было употреблено в разных родах, в разном числе.

Уметь самостоятельно работать над ошибками. Уметь отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм.

Текущий. Анализ.



Повторение (8 ч).






Текущий.


163 - 165

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

3


Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи – слова, предложения, текста. Особенности предложения и текста. Повторяют отличия предложения от текста, типы предложений и текстов. Находят в предложении главные члены, однородные члены предложения.

Знать изученные основные единицы речи.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



166

Повторение изученных орфограмм.

1


Закрепить навык написания изученных орфограмм

Умение определять части речи, написание орфограмм.

Р: Умения сличать способ и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения

П: Умение использовать схемы решения задач

К: Умение построить монолог в соответствии с нормами родного языка

Текущий. Устный опрос.

Словарный диктант.



167

Итоговый контрольный диктант.

1


Самостоятельное выполнение предложенных заданий.

Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку

Итоговый. Диктант.



168

Работа над ошибками.

1


Коллективная работа над ошибками, допущенными в контрольной работе: записать предложения, дополнить их именами прилагательными, объяснить выбор окончания каждого имени прилагательного

Уметь самостоятельно работать над ошибками. Уметь отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм.



169

Повторение. Правила правописания.

1


Повторение как определять части речи, написание орфограмм

Закрепить навык работы со словом, предложением, текстом.

Р: Умение планировать пути достижения цели

П: Умение применять освоенные знаки и символы в учебных целях

К: Умение использовать языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Текущий. Устный опрос.



170

Обобщающий урок. Игра «По океану Речи»

1


Создание положительной мотивации к дальнейшему изучению языка.

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм.

Текущий. Устный опрос.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!