№ урока | Наименование раздела программы. Тема урока | Дата | К-во часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1. | Русский язык в семье славянских языков | 01.09 | 1 | Лекция, составление тезисного плана, работа с книгой | Знать о месте русского языка среди славянских языков. Уметь создавать по схеме, пересказывать лингвистический текст. Уметь объяснить роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять его стиль. Уметь задавать вопросы по теме. |
2. | Орфография и морфология (на основе изученного 5-7 кл.) | 04.09 | 1 | Составление лингвистического текста об указанных разделах русского языка, заполнение таблицы «Самостоятельные части речи» с приведением примеров | Знать о частях речи (их значение и морфологические признаки) и навыки проведения морфологического разбора¸\иметь навыки правописания трудно усваеваемых орфограмм |
3. | Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | 04.09 | 1 | Составление словосочетаний и предложений по указанным схемам, составление текстов на указанные темы, определение синтаксической роли частей речи, использованных в тексте | Уметь различать части речи, в особенности прилагательное и причастие, опознавать образования полных и кратких форм страдательных причастий. Уметь применять правило по алгоритму |
4. | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 08.09 | 1 | Составить лингвистический текст о слитном и раздельном написании не с разными группами слов, сопроводив его примерами, морфологический разбор частей речи | Уметь понимать и верно писать не с глаголами и деепричастиями, с причастиями, с существительными, прилагательными и наречиями. Такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать. |
5. | Слитное и раздельное написание не – ни с местоимениями и наречиями | 11.09 | 1 | Работа с таблицами и схемами; тестирование, нахождение в тексте слов с указанной орфограммой, работа с перфокартами | Уметь отчётливо осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями и наречиями; безошибочно писать данные группы слов. |
6. | Употребление в тексте частицы ни | 11.09 | 1 | Составление лингвистического текста о служебных частях речи, сопроводив его примерами, | Знать основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщенное значение в придаточном предложении, уметь применять знания на практике |
7. | Развитие речи. Повторение. Речь, её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи. | 15.09 | 1 | Работа с текстом Устное монологическое высказывание научного стиля. Работа с таблицами и схемами на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли. | Знать основные признаки стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста. |
8. | Употребление дефиса | 18.09 | 1 | Дополнение записей своими примерами слов, которые пишутся через дефис, составление лингвистического текста об употреблении дефиса в написании слов разных частей речи, нахождение в тексте слов на указанную орфограмму, объяснение их правописания | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь употреблять дефис в написании слов разных частей речи на основе знания дефисного написания в предлогах, именах существительных, прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах. |
9. | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 18.09 | 1 | Составление словосочетаний и предложений с данными парами слов, куда входит наречие и соотносимая с ними словоформа других частей речи | Знать правила правописания наречий, уметь различать омонимы разных частей речи, разграничивать смысл слов, различать их лексические и грамматические значения, морфемное строение. |
10. | Урок-обобщение по теме «Орфография и пунктуация» | 22.09 | 1 | Составление словарного диктанта на указанную орфограмму, работа с перфокартами, нахождение в тексте слов, в которых употребляется дефис | Знать орфографические правила и уметь применять их на практике |
11. | Контрольный диктант по теме « Орфография и пунктуация» | 25.09 | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |
12. | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 25.09 | 1 | Работа по таблице, составление по ней лингвистического текста, нахождение в тексте словосочетаний, распределение их по группам, составление словосочетаний по схемам, определение способов связи в словосочетаниях | Понимать роль словосочетания, различать словосочетания и предложения. Знать и уметь вычленять из предложения словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложения. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний. |
13. 14. 15. | Анализ контрольного диктанта. Словосочетание | 29.09 | 3 | Составление словосочетаний , определение типов подчинительной связи в словосочетаниях, синтаксический разбор словосочетаний разных типов, вычленение словосочетаний из предложений, нахождение словосочетаний в художественных текстах |
Виды связи в словосочетании | 02.10 |
Употребление словосочетаний в речи | 02.10 |
16. | Проверочная работа по теме «Словосочетание». Предложение и его типы. | 06.10 | 1 | Проверочная работа | Знать и уметь характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Параллельно идет обработка правильного произношения терминов русского языка (в основном из синтаксиса), а также общеупотребительных слов |
17. | Развитие речи. Изложению по рассказу Б.Емельянова «Как я покупал собаку» | 09.10 09.10 | 2 | Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу | Уметь сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства |
18. | Развитие речи. Изложение по рассказу Б.Емельянова «Как я покупал собаку» |
19. | Интонация простого предложения | 13.10 | 1 | Выразительное чтение простых повествовательных, побудительных предложений и вопросительных предложений, чтение отрывков в соответствии с пометами, выделение грамматических основ в предложении | Знать, что такое интонация, её элементы. Правильно читать фразы в соответствии с пометами обозначающими: а) паузы; б) логическое ударение; в) мелодическое движение голоса. Уметь готовить устное высказывание с точки зрения интонации |
20. | Главные члены предложения | 16.10 | 3 | Составление предложений с прямым ми обратным порядком слов, морфологический разбор наречий, | Знать и уметь пояснить функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащие, уметь находить и характеризовать подлежащие в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характер Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого |
21. | Подлежащее и способы его выражения | 16.10 | Синтаксический анализ текста, нахождение в нём подлежащих и определение частей речи, составление предложений, используя в качестве подлежащих словосочетания |
22. | Сказуемое и способы его выражения | 20.10 | Составление лингвистического текста по схеме, нахождение в тексте сказуемых разных видов |
23. | Тире между подлежащими и сказуемыми | 23.10 | 1 | Исследование предложений, в которых ставится тире, работа с предложениями, в которых тире не ставится, тестовые задания | Знать правило постановки тире между подлежащими и сказуемыми; уметь применять правило в письменной речи |
24. | Развитие речи. Повторение. Типы речи | 23.10 | 1 | Анализ типологической структуры текста Ю. Казакова (упр. 354). Сочинение "Легко ли быть молодым?" с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста - образца | Знать признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста. Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст. ь типы речи, их характеристику |
25. | Правила согласования главных членов предложения | 27.10 | 1 | Согласование сказуемых с подлежащими, исследование лингвистического текста о правилах согласования главных членов предложения, определение формы числа сказуемого, работа с предложениями с двумя вариантами окончания сказуемых | Знать основные правила согласования главных членов предложения, уметь правильно согласовать подлежащие и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования |
26. | Второстепенные члены предложения. Определение | 30.10 | 1 | Нахождение в предложении согласованных и несогласованных определений, объяснение лексического значения выделенных слов, замена данных словосочетаний синонимичными, нахождение приложений, работа над их правописанием | Знать и уметь пояснять роль второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определенные виды определения; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определение в речи. |
27. | Приложение | 30.10 | 1 |
28. | Дополнение | 10.11 | 1 | Составление предложений с омонимичными формами, нахождение в тексте прямых и косвенных дополнений, определить, чем они выражены, работа по культуре речи, запись предложений в исправленном виде | Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащие от дополнения, выраженного в амонимичной форме |
29. | Развитие речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. | 13.11 | 1 | Самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений. Анализ текста своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложен) | Знать способы и средства связи предложений в тексте, формирование умения определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов, |
30. | Обстоятельство | 13.11 | 1 | Составление лингвистического текста по таблице, нахождение обстоятельств в тексте, определение их разрядов, нахождение ошибок в употреблении обстоятельств, запись предложений в исправленном виде, составление предложений по схемам | Знать, что такое обстоятельство, его виды и способы выражения, уметь находить в предложении обстоятельство, определять его вид, сравнительные обороты, выступающие в роли обстоятельств |
31. | Виды обстоятельств | 17.11 | 1 |
32. | Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом | 20.11 | 1 | Нахождение в тексте сравнительных оборотов, определение их как члена предложения, составление предложений со сравнительными оборотами | Знать, что такое обстоятельство, его виды и способы выражения, уметь находить в предложении обстоятельство, определять его вид, сравнительные обороты, выступающие в роли обстоятельств |
33. | Порядок слов в предложении | 20.11 | 1 | Нахождение предложений с прямым и обратным (инверсионным) порядком слов, проследить, как меняется смысловая роль слов в предложении в зависимости от занимаемого ими места | Иметь представление о прямом и обратом порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Формирование умения осознанно использовать порядок слов для большей выразительной речи |
34. | Урок-обобщение по теме «Двусоставные предложения» | 24.11 | 1 | Составление рассказа на тему «Что я знаю о двусоставном предложении», синтаксический разбор двусоставного предложения, выделение грамматических основ в двусоставном предложении | Знать основные признаки двусоставного предложения, уметь находить грамматическую основу таких предложений, давать им характеристику |
35. | Контрольный диктант по теме: «Двусоставные предложения» | 27.11 | 1 | Контрольный диктант по теме: «Двусоставные предложения». | Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация). Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме |
36. | Развитие речи. Репортаж, его тематика, задача речи | 27.11 | 1 | Сопоставить репортаж с информационной заметкой, отметить общее и различное в этих жанрах; подчеркнуть изобразительность и эмоциональность речи, свойственные репортажу. Обучение составлению сжатого текста на материале упр. 362. Сделать работу над ошибками | Знать основные понятия о репортаже как о жанре, уметь отличать репортах от других жанров, самостоятельно анализировать и составлять текст-репортаж |
37 | Анализ контрольного диктанта. Виды односоставных предложений | 01.12 | 1 | Нахождение в тексте односоставных предложений, выделение в них грамматических основ, заполнение схемы примерами, ответы на вопросы | Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное |
38. | Определённо-личные предложения | 04.12 | 1 | Нахождение в художественном тексте определённо-личных предложений, выделение в них грамматических основ, указывая у глагола-сказуемого лицо, число и наклонение, составление диалога с использованием определённо-личных предложений | Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте, верно употреблять их в собственных высказываниях. |
39. | Неопределённо-личные предложения | 04.12 | 1 | Перестройте двусоставные предложения в неопределённо- личные, нахождение в тексте неопределённо-личных предложений, выделение в них грамматических основ, указывая в них форму глагола | Знать, когда употребляются в речи неопределенно-личные предложения, какие формы имеет сказуемое, опознавать в тексте эти предложения. Уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, форму сказуемого. Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого. Опознавать в тексте эти предложения и умело использовать их в своей речи. Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное |
40. | Обобщенно-личные предложения | 08.12 | 1 | Записывание пословиц, афоризмов, подчеркивание в них грамматических основ, указание в них наклонения и формы глагола, толкование пословиц. Замена в тексте определённо-личных предложений обобщённо-личными |
41. | Практикум по определению односоставных предложений | 11.12 | 1 | Нахождение в тексте односоставных предложений, выделение в них грамматических основ, заполнение схему примерами, ответы на вопросы |
42. | Безличные предложения | 11.12 | 1 | Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения; проблемные задачи | Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; выбор и использование выразительных средств языка с коммуникативной задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений |
43. | Назывные предложения | 15.12 | 1 | Работа с поэтическим текстом, составление плана; объяснительный диктант | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений; уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться в описании для обозначения места и времени |
44. | Работа с текстом. Определение видов односоставных предложений. | 18.12 | 1 | Комплексный анализ текста | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи |
45. | Неполные предложения. Оформление их на письме. Слова – предложения | 18.12 | 1 | Конструирование предложений, контрольный словарный диктант; организация совм6естной учебной деятельности | Знать о композиции репортажа, об особенностях типологического строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах, обеспечивающих динамичность, "сиюминутность", экспрессивность повествования. Уметь составлять собственные репортажи на различные темы |
46. | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» | 22.12 | 1 | Проверочная работа | Знать особенности и функции неполных предложений; уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности неполных предложений; уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства |
47. 48. | Развитие речи. Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века» | 25.12 25.12 | 2 | Сочинение по картине | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст Уметь использовать в речи односоставные предложения. Учиться писать творческую работу в жанре эссе. |
49. | Развитие речи. Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства. | 29.12 | 1 | Анализ текстов типа репортажа-повествования, работа над композицией этих текстов, временными формами глаголов, составление небольших репортажей на указанные темы | Уметь определять вид односоставного предложения, указывать грамматические основы этого предложения |
50. 51. 52. | Предложение с однородными членами | 12.01 15.01 15.01 | 3 | Лекция, беседа, работа с книгой, со схемами, демонстрация; тест, составление предложений с однородными членами по схемам, работа над интонацией этих предложений | Знать какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Уметь схематически передавать синтаксические конструкции с однородными членами. Владеть интонацией перечисления. Общие понятия о пунктуации при однородных членах, соединенных союзной и бессоюзной связью. Знаки препинания с однородными членами без обобщающих слов. |
53. | Средства связи между однородными членами предложения | 19.01 | 1 | Объяснительный диктант, составление предложений с однородными членами по схемам, тестирование | Знать способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов; уметь распознавать однородные члены предложения и указывать средства сочинительной связи между ними |
54. 55. | Развитие речи. Сочинение в жанре репортажа на основе упражнения 367. | 22.01 22.01 | 2 | Сочинение в жанре репортажа на основе упр. 367 | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст |
56. | Средства связи между однородными членами предложения | 26.01 | 1 | Нахождение в тексте предложений с однородными членами, составление их схем, | Знать особенности сочинительной связи знать группы сочиненных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Отличать эти виды связи, правильно интонировать соответствующие предложения. Грамотно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи. |
57. 58. | Однородные и неоднородные определения. | 29.01 29.01 | 2 | Выборочный диктант, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения | Понимать, что значит однородные и неоднородные определения; уметь опознавать эти виды определений в речи; грамотно оформлять их пунктуацию на письме. |
59. 60. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 02.02 05.02 | 2 | Лекция, беседа, демонстрация, работа со схемами, таблицами, контрольный словарный диктант | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми; уметь раскрыть содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах |
61. | Развитие речи. Репортаж – описание, его строение | 05.02 | 1 | Сопоставление репортажей двух типов, различие между ними в содержании и типологическом строении текста. Подготовка к домашнему сочинению. Рекомендуемые ситуации: репортаж из музея, экскурсия по городу | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст |
62. | Предложения с обращениями | 09.02 | 1 | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест | Знать основные единицы языка, их признаки, порядок синтаксического и пунктуационного разбора; уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания; уметь находить обращение в художественных произведениях |
63. 64. | Развитие речи. Изложение по тексту А.П.Муранова «О Байкале» | 12.02 12.02 | 2 | Изложение по тексту А.П.Муранова «О Байкале» | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст |
65. | Понятие вводности как речевой категории | 16.02 | 3 | Лекция, беседа, работа с книгой, объяснительный диктант, составление предложений с использованием вводных слов, наблюдение над тем, как меняется смысл каждого предложения в результате замены вводного слова, работа по таблице, составление по ней лингвистического текста о значении вводных слов и словосочетаний, подготовка ответов на вопрос: Вы приедете к нам в гости завтра? Составление небольших текстов, используя указанные предложения и слова | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их делать синтаксический и пунктуационный разборы Уметь объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. |
66. | Предложения с вводными словами | 19.02 |
67. | Предложения с вводными словами | 19.02 |
68. | Развитие речи. Статья в газету, понятие о жанре. | 26.02 | | Работа со статьёй учёного-физика Н.Семёнова, определение личной позиции автора в этой статье, темы и основной мысли текста, нахождение в тексте языковых средств, воздействующих на читателя | Знать о жанре статьи ( задачах речи, предметном содержании высказывания, ведущем типе речи). Уметь работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи |
69. | Предложения с вставными конструкциями. | 26.02 01.03 | 2 | Дополнение предложений вставными конструкциями, нахождение в текстах предложений со вставными конструкциями, пересказ текста с сохранением вставных конструкций | Знать о вставных конструкциях и их отличиях от вводных слов и предложений. Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания на письме. Совершенствовать умение расставлять знаки препинания |
70. | Вставные конструкции и знаки препинания при них. |
71. | Контрольный диктант по теме: «Обращение и вводные конструкции» | 04.03 | 1 | Диктант по теме: «Обращение и вводные конструкции» | Знать правила выделения обращений и вводных конструкций на письме, уметь применять эти правила на практике |
72. | Понятие обособления второстепенных членов предложения | 04.03 | 1 | Составление предложений с указанными причастными и деепричастными оборотами, работа с текстом, нахождение в нём обособленных членов предложения, работа над интонацией этих предложений | Знать об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость высказываний. Уметь характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные |
73. | Обособленные определения и приложения. | 11.03 | 1 | Чтение предложений с обособленными определениями и приложениями, соблюдая правильную интонацию, характеристика смысловых, грамматических, интонационных и пунктуационных признаков обособленных определений и приложений, составление предложений с данными определениями, приложениями, исправление ошибок в употреблении обособленных определений | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; уметь составлять план параграфа; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранные конкретные примеры |
74. | Обособленные определения и приложения | 11.03 | 1 |
75. | Обособленные определения и приложения | 15.03 | 1 | Распространить одиночные причастия зависимыми словами и ввести их в предложения таким образом, чтобы они были обособленными, графически обозначить обособленные члены предложения, указать условия обособления, исправить ошибки в употреблении обособленных определений | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; уметь составлять план параграфа; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранные конкретные примеры |
76. | Обособленные определения и приложения | 18.03 | 1 |
77. | Обособленные определения и приложения (обобщение) | 18.03 | 1 |
78. | Урок-практикум. Закрепление темы | 29.03 | 1 | Анализ текста, составление предложений с обособленными определениями и приложениями, нахождение в учебниках других предметов примеры научных определений, в которых использованы обособленные определения | Уметь находить в текстах предложения с обособленными определениями и приложениями, выделять их знаками препинания на письме |
79 | Контрольный диктант по теме: «Обособленные определения и приложения» | 01.04 | 1 | Контрольный диктант по теме: «Обособленные определения и приложения» | Уметь находить в текстах предложения с обособленными определениями и приложениями, выделять их знаками препинания на письме |
.80. | Развитие речи. Статья в газету. Строение текста | 01.04 | 1 | Статья в газету. Строение текста, работа над языковыми средствами статьи, её композицией | Знать композицию статей, ведущий тип речи и соответствующие типовые фрагменты, языковые средства, воздействующие на читателя, в частности типичные для жанра, синтаксические средства выразительности. |
81. | 1) Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами | 05.04 | 3 | Составление интонационных схем предложений, замена придаточных обстоятельственных предложений деепричастными оборотами, исправление ошибок в предложениях с обособленными оборотами | Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах, уметь находить в предложениях обстоятельства и обособлять их |
82. | Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами | 08.04 | Составление предложений с деепричастными оборотами для описания картины В.А. Серова «Девочка с персиком», составить лингвистический текст о роли деепричастных оборотов в создании художественного текста | Знать о обособленных обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами. Уметь выделять деепричастия и деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания в предложениях |
83. | Обособленные члены предложения (обстоятельства), выраженные деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогом. | 08.04 | Замена деепричастий спрягаемыми глаголами, а деепричастные обороты-придаточными предложениями, составление предложений, в которых слова шутя, глядя, лежа употреблялись бы как деепричастия и как наречия | Знать об изобразительных функциях обособленных обстоятельствах художественной речи, уметь употреблять конструкции предложений с обособленными обстоятельствами с своей речи |
84. | Развитие речи. Изложение "Что значит быть воспитанным» | 12.04 | 1 | Изложение "Что значит быть воспитанным?" | Уметь конструировать отдельные части статей: тезиса, вывода; подбора аргументов и примеров для доказательства того или иного тезиса |
85. | Уточняющие члены предложения. | 15.04 | 1. | Анализ лингвистического текста, выразительное чтение предложений с уточняющими членами, составление предложений, используя указанные сочетания, преобразование высказываний в предложение с уточняющим членом | Знать об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь видеть их в предложениях и выделять на письме |
86. | Обособленные дополнения | 15.04 | 1 | Объяснительный диктант; тест | Знать правила обособления дополнения. Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления. Уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания |
87. | Контрольный диктант по теме: "Обособление обстоятельств" | 19.04 | 1 | Диктант по теме: "Обособление обстоятельств". | Проверить уровень усвоения темы. |
88. | Анализ контрольного диктанта Прямая речь и её оформление | 22.04 | 1 | Объяснительный диктант; работа со схемами и таблицами Анализ лингвистического текста, выразительное чтение предложений с прямой речью | Знать, что такое прямая речь. Уметь правильно оформлять ее и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью. |
89. | Диалог | 22.04 | 1 | Выразительное чтение предложенных учителем диалогов, составление диалогов на различные темы, наблюдение за правильным оформлением диалога на письме | Уметь правильно оформлять диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью(реплики) |
90. | Развитие речи. Портретный очерк. Общее представление о жанре. | 26.04 | 1 | Упражнение и анализ текстов-образцов (упр. 378, 388). Упражнение в построении отдельных фрагментов очерка (упр. 389, 392, 393).Творческая работа | Знать понятия очерк, портретный очерк, особенности портретного очерка; уметь отличать портретный очерк от текстов других жанров |
91. | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. | 29.04 | 1 | Объяснительный диктант; работа со схемами и таблицами | Знать способы передачи чужой речи в письменном тексте; структуру предложений с прямой и косвенной речью; уметь различать прямую и косвенную речь; правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях |
92. | Развитие речи. Сочинение по картине М.М. Кустодиева "Шаляпин" (портретный очерк) | 29.04 | 1 | Сочинение по картине М.М. Кустодиева "Шаляпин" (портретный очерк) | Знать биографические сведения о художнике; уметь самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений |
93. | Цитаты и их обозначение на письме. | 06.05 | 1 | Беседа, работа с книгой, тренинг; объяснительный диктант. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; свободная работа по тексту; | Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи |
94. | Контрольный диктант по теме: "Прямая речь" | 06.05 | 1 | Диктант по теме: "Прямая речь" | Знать правила обособления прямой речи на письме и применять эти правила на практике |
95. | Повторение. Словосочетание и предложение. Орфограммы в окончаниях | 10.05 | 1 | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа | Знать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание, уметь выделять словосочетания из предложения |
96. 97. | Развитие речи. Урок - деловая игра "Мы делаем газету" | 13.05 13.05 | 2 | Деловая игра "Мы делаем газету". Составление статей на определённую тему в школьную газету | Знать композиционные и языковые особенности статей, уметь писать статьи в газету |
98. | Повторение. Тире в простом предложении. Орфограммы в суффиксах. Обособленные члены предложения. | 17.05 | 1 | Пунктуационный анализ текста, нахождение в нём простых предложений, объяснение постановка тире, словарно-орфографическая работа | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемыми применять соответствующие правила на практике |
99. | Повторение. Запятая в простом предложении при однородных членах, вводных словах, обращении, при прямой речи. Орфограммы в корне. | 20.05 | 1 | Работа с художественным текстом, нахождение в нём предложений с обращениями, вводными словами, прямой речью, однородными членами | Знать правила постановки запятой в простом предложении, уметь применять эти знания на практике |
100. | Повторение. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 20.05 | 1 | Тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа | Знать условия написания дефиса в разных частях речи; уметь различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять дефис в словах |
101. | Итоговый контрольный диктант | 24.05 | 1 | Итоговый контрольный диктант | Знать правила орфографии и пунктуации, уметь применять их на практике |
102. | Анализ контрольного диктанта | 25.05 | 1 | Работа над ошибками | Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему |