СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8 класса по программе М.М.Разумовской

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование  предназначено для 8 класса по программе М.М.Разумовской 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 8 класса по программе М.М.Разумовской»

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по программе М.М.Разумовской

№ урока

Наименование раздела программы. Тема урока

Дата

К-во часов


Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся

1.

Русский язык в семье славянских языков

01.09

1

Лекция,

составление тезисного плана, работа с книгой

Знать о месте русского языка среди славянских языков. Уметь создавать по схеме, пересказывать лингвистический текст. Уметь объяснить роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять его стиль. Уметь задавать вопросы по теме.

2.

Орфография и морфология (на основе изученного 5-7 кл.)

04.09

1

Составление лингвистического текста об указанных разделах русского языка, заполнение таблицы «Самостоятельные части речи» с приведением примеров

Знать о частях речи (их значение и морфологические признаки) и навыки проведения морфологического разбора¸\иметь навыки правописания трудно усваеваемых орфограмм

3.

Буквы н – нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

04.09

1

Составление словосочетаний и предложений по указанным схемам, составление текстов на указанные темы, определение синтаксической роли частей речи, использованных в тексте

Уметь различать части речи, в особенности прилагательное и причастие, опознавать образования полных и кратких форм страдательных причастий. Уметь применять правило по алгоритму

4.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

08.09

1

Составить лингвистический текст о слитном и раздельном написании не с разными группами слов, сопроводив его примерами, морфологический разбор частей речи

Уметь понимать и верно писать не с глаголами и деепричастиями, с причастиями, с существительными, прилагательными и наречиями. Такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием не учащиеся должны уметь аргументировать.

5.

Слитное и раздельное написание нени с местоимениями и наречиями

11.09

1

Работа с таблицами и схемами; тестирование, нахождение в тексте слов с указанной орфограммой, работа с перфокартами

Уметь отчётливо осознавать сходство и различие в написании не и ни с местоимениями и наречиями; безошибочно писать данные группы слов.

6.

Употребление в тексте частицы ни

11.09

1

Составление лингвистического текста о служебных частях речи, сопроводив его примерами,

Знать основные функции употребления частицы ни: усиление отрицания, усилительно-обобщенное значение в придаточном предложении, уметь применять знания на практике

7.

Развитие речи. Повторение. Речь, её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи.

15.09

1

Работа с текстом Устное монологическое высказывание научного стиля. Работа с таблицами и схемами на лингвистические темы с опорой на таблицу, план ответа. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли.

Знать основные признаки стилей речи, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста.

8.

Употребление дефиса

18.09

1

Дополнение записей своими примерами слов, которые пишутся через дефис, составление лингвистического текста об употреблении дефиса в написании слов разных частей речи, нахождение в тексте слов на указанную орфограмму, объяснение их правописания

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Уметь употреблять дефис в написании слов разных частей речи на основе знания дефисного написания в предлогах, именах существительных, прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах.

9.

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

18.09

1

Составление словосочетаний и предложений с данными парами слов, куда входит наречие и соотносимая с ними словоформа других частей речи

Знать правила правописания наречий, уметь различать омонимы разных частей речи, разграничивать смысл слов, различать их лексические и грамматические значения, морфемное строение.

10.

Урок-обобщение по теме «Орфография и пунктуация»

22.09

1

Составление словарного диктанта на указанную орфограмму, работа с перфокартами, нахождение в тексте слов, в которых употребляется дефис

Знать орфографические правила и уметь применять их на практике

11.

Контрольный диктант по теме « Орфография и пунктуация»

25.09

1

Диктант с грамматическим заданием

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

12.


Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

25.09

1

Работа по таблице, составление по ней лингвистического текста, нахождение в тексте словосочетаний, распределение их по группам, составление словосочетаний по схемам, определение способов связи в словосочетаниях

Понимать роль словосочетания, различать словосочетания и предложения. Знать и уметь вычленять из предложения словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание). Уметь правильно употреблять словосочетания в составе предложения. Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний.

13.



14.


15.

Анализ контрольного диктанта. Словосочетание

29.09

3

Составление словосочетаний , определение типов подчинительной связи в словосочетаниях, синтаксический разбор словосочетаний разных типов, вычленение словосочетаний из предложений, нахождение словосочетаний в художественных текстах

Виды связи в словосочетании

02.10

Употребление словосочетаний в речи

02.10

16.

Проверочная работа по теме «Словосочетание». Предложение и его типы.

06.10

1

Проверочная работа

Знать и уметь характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. Параллельно идет обработка правильного произношения терминов русского языка (в основном из синтаксиса), а также общеупотребительных слов

17.


Развитие речи. Изложению по рассказу Б.Емельянова «Как я покупал собаку»

09.10

09.10

2

Изложение «Как я покупал собаку» по рассказу


Уметь сохранять при пересказе композицию, тему и основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства

18.


Развитие речи. Изложение по рассказу Б.Емельянова «Как я покупал собаку»

19.


Интонация простого предложения

13.10

1

Выразительное чтение простых повествовательных, побудительных предложений и вопросительных предложений, чтение отрывков в соответствии с пометами, выделение грамматических основ в предложении

Знать, что такое интонация, её элементы. Правильно читать фразы в соответствии с пометами обозначающими: а) паузы; б) логическое ударение; в) мелодическое движение голоса. Уметь готовить устное высказывание с точки зрения интонации

20.


Главные члены предложения

16.10

3

Составление предложений с прямым ми обратным порядком слов, морфологический разбор наречий,

Знать и уметь пояснить функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащие, уметь находить и характеризовать подлежащие в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характер

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого

21.

Подлежащее и способы его выражения

16.10

Синтаксический анализ текста, нахождение в нём подлежащих и определение частей речи, составление предложений, используя в качестве подлежащих словосочетания

22.

Сказуемое и способы его выражения

20.10

Составление лингвистического текста по схеме, нахождение в тексте сказуемых разных видов

23.

Тире между подлежащими и сказуемыми

23.10

1

Исследование предложений, в которых ставится тире, работа с предложениями, в которых тире не ставится, тестовые задания

Знать правило постановки тире между подлежащими и сказуемыми; уметь применять правило в письменной речи

24.

Развитие речи. Повторение. Типы речи

23.10

1

Анализ типологической структуры текста Ю. Казакова (упр. 354). Сочинение "Легко ли быть молодым?" с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста - образца

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов; принцип построения текста.

Уметь извлекать информацию из различных источников; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями; владеть различными видами монолога и диалога; использовать цитирование как способ аргументации; оформлять цитаты; редактировать текст. ь типы речи, их характеристику

25.


Правила согласования главных членов предложения

27.10

1

Согласование сказуемых с подлежащими, исследование лингвистического текста о правилах согласования главных членов предложения, определение формы числа сказуемого, работа с предложениями с двумя вариантами окончания сказуемых

Знать основные правила согласования главных членов предложения, уметь правильно согласовать подлежащие и сказуемое, применяя соответствующие правила и учитывая в ряде случаев сосуществующие в литературной речи варианты согласования


26.

Второстепенные члены предложения. Определение

30.10

1

Нахождение в предложении согласованных и несогласованных определений, объяснение лексического значения выделенных слов, замена данных словосочетаний синонимичными, нахождение приложений, работа над их правописанием

Знать и уметь пояснять роль второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определенные виды определения; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определение в речи.

27.

Приложение

30.10

1

28.

Дополнение

10.11

1

Составление предложений с омонимичными формами, нахождение в тексте прямых и косвенных дополнений, определить, чем они выражены, работа по культуре речи, запись предложений в исправленном виде

Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащие от дополнения, выраженного в амонимичной форме

29.


Развитие речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте.

13.11

1

Самостоятельный подбор и создание фрагментов текста с определенными способами и средствами связи предложений. Анализ текста своего изложения (определить стиль, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложен)

Знать способы и средства связи предложений в тексте, формирование умения определять способ и средства связи предложений в тексте (анализ имеющихся в учебнике текстов,



30.

Обстоятельство

13.11


1

Составление лингвистического текста по таблице, нахождение обстоятельств в тексте, определение их разрядов, нахождение ошибок в употреблении обстоятельств, запись предложений в исправленном виде, составление предложений по схемам

Знать, что такое обстоятельство, его виды и способы выражения, уметь находить в предложении обстоятельство, определять его вид, сравнительные обороты, выступающие в роли обстоятельств

31.

Виды обстоятельств

17.11

1

32.

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом

20.11

1

Нахождение в тексте сравнительных оборотов, определение их как члена предложения, составление предложений со сравнительными оборотами

 Знать, что такое обстоятельство, его виды и способы выражения, уметь находить в предложении обстоятельство, определять его вид, сравнительные обороты, выступающие в роли обстоятельств

33.

Порядок слов в предложении

20.11

1

Нахождение предложений с прямым и обратным (инверсионным) порядком слов, проследить, как меняется смысловая роль слов в предложении в зависимости от занимаемого ими места

Иметь представление о прямом и обратом порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Формирование умения осознанно использовать порядок слов для большей выразительной речи

34.

Урок-обобщение по теме «Двусоставные предложения»

24.11

1

Составление рассказа на тему «Что я знаю о двусоставном предложении», синтаксический разбор двусоставного предложения, выделение грамматических основ в двусоставном предложении

Знать основные признаки двусоставного предложения, уметь находить грамматическую основу таких предложений, давать им характеристику

35.

Контрольный диктант по теме: «Двусоставные предложения»

27.11

1

Контрольный диктант по теме: «Двусоставные предложения».

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме

36.


Развитие речи. Репортаж, его тематика, задача речи

27.11

1

Сопоставить репортаж с информационной заметкой, отметить общее и различное в этих жанрах; подчеркнуть изобразительность и эмоциональность речи, свойственные репортажу. Обучение составлению сжатого текста на материале упр. 362. Сделать работу над ошибками

Знать основные понятия о репортаже как о жанре, уметь отличать репортах от других жанров, самостоятельно анализировать и составлять текст-репортаж

37

Анализ контрольного диктанта. Виды односоставных предложений

01.12

1

Нахождение в тексте односоставных предложений, выделение в них грамматических основ, заполнение схемы примерами, ответы на вопросы

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное

38.

Определённо-личные предложения

04.12


1

Нахождение в художественном тексте определённо-личных предложений, выделение в них грамматических основ, указывая у глагола-сказуемого лицо, число и наклонение, составление диалога с использованием определённо-личных предложений

Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте, верно употреблять их в собственных высказываниях.

39.

Неопределённо-личные предложения

04.12


1

Перестройте двусоставные предложения в неопределённо- личные, нахождение в тексте неопределённо-личных предложений, выделение в них грамматических основ, указывая в них форму глагола

Знать, когда употребляются в речи неопределенно-личные предложения, какие формы имеет сказуемое, опознавать в тексте эти предложения. Уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, форму сказуемого.

Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого. Опознавать в тексте эти предложения и умело использовать их в своей речи.

Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать их виды: четыре глагольных и назывное

40.

Обобщенно-личные предложения

08.12


1

Записывание пословиц, афоризмов, подчеркивание в них грамматических основ, указание в них наклонения и формы глагола, толкование пословиц. Замена в тексте определённо-личных предложений обобщённо-личными

41.

Практикум по определению односоставных предложений


11.12


1

Нахождение в тексте односоставных предложений, выделение в них грамматических основ, заполнение схему примерами, ответы на вопросы

42.

Безличные предложения


11.12


1

Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения; проблемные задачи

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; выбор и использование выразительных средств языка с коммуникативной задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений

43.

Назывные предложения

15.12


1


Работа с поэтическим текстом, составление плана; объяснительный диктант

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений; уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться в описании для обозначения места и времени

44.

Работа с текстом. Определение видов односоставных предложений.

18.12

1

Комплексный анализ текста

Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи

45.

Неполные предложения. Оформление их на письме. Слова – предложения

18.12

1

Конструирование предложений, контрольный словарный диктант; организация совм6естной учебной деятельности

Знать о композиции репортажа, об особенностях типологического строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах, обеспечивающих динамичность, "сиюминутность", экспрессивность повествования. Уметь составлять собственные репортажи на различные темы

46.

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Проверочная работа по теме «Односоставные предложения»

22.12

1

Проверочная работа

Знать особенности и функции неполных предложений; уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности неполных предложений; уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

47. 48.

Развитие речи. Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»

25.12

25.12

2

Сочинение по картине

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст Уметь использовать в речи односоставные предложения. Учиться писать творческую работу в жанре эссе.

49.

Развитие речи. Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства.

29.12

1

Анализ текстов типа репортажа-повествования, работа над композицией этих текстов, временными формами глаголов, составление небольших репортажей на указанные темы

Уметь определять вид односоставного предложения, указывать грамматические основы этого предложения

50. 51. 52.

Предложение с однородными членами

12.01

15.01

15.01

3

Лекция, беседа, работа с книгой, со схемами, демонстрация; тест, составление предложений с однородными членами по схемам, работа над интонацией этих предложений

Знать какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Уметь схематически передавать синтаксические конструкции с однородными членами. Владеть интонацией перечисления. Общие понятия о пунктуации при однородных членах, соединенных союзной и бессоюзной связью. Знаки препинания с однородными членами без обобщающих слов.

53.

Средства связи между однородными членами предложения

19.01

1

Объяснительный диктант, составление предложений с однородными членами по схемам, тестирование

Знать способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов; уметь распознавать однородные члены предложения и указывать средства сочинительной связи между ними

54.

55.

Развитие речи. Сочинение в жанре репортажа на основе упражнения 367.

22.01

22.01

2

Сочинение в жанре репортажа на основе упр. 367

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст

56.

Средства связи между однородными членами предложения

26.01

1

Нахождение в тексте предложений с однородными членами, составление их схем,

Знать особенности сочинительной связи знать группы сочиненных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. Отличать эти виды связи, правильно интонировать соответствующие предложения. Грамотно оформлять пунктуацию предложений с данными видами связи.

57. 58.

Однородные и неоднородные определения.

29.01

29.01

2

Выборочный диктант, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения

Понимать, что значит однородные и неоднородные определения; уметь опознавать эти виды определений в речи; грамотно оформлять их пунктуацию на письме.


59. 60.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

02.02

05.02

2

Лекция, беседа, демонстрация, работа со схемами, таблицами, контрольный словарный диктант

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми; уметь раскрыть содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах

61.

Развитие речи. Репортаж – описание, его строение

05.02

1

Сопоставление репортажей двух типов, различие между ними в содержании и типологическом строении текста. Подготовка к домашнему сочинению. Рекомендуемые ситуации: репортаж из музея, экскурсия по городу

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст

62.


Предложения с обращениями

09.02

1

Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест

Знать основные единицы языка, их признаки, порядок синтаксического и пунктуационного разбора; уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания; уметь находить обращение в художественных произведениях

63.

64.


Развитие речи. Изложение по тексту А.П.Муранова «О Байкале»

12.02

12.02

2

Изложение по тексту А.П.Муранова «О Байкале»

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст


65.

Понятие вводности как речевой категории


16.02

3

Лекция, беседа, работа с книгой, объяснительный диктант, составление предложений с использованием вводных слов, наблюдение над тем, как меняется смысл каждого предложения в результате замены вводного слова, работа по таблице, составление по ней лингвистического текста о значении вводных слов и словосочетаний, подготовка ответов на вопрос: Вы приедете к нам в гости завтра? Составление небольших текстов, используя указанные предложения и слова

Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их делать синтаксический и пунктуационный разборы

Уметь объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова.

66.


Предложения с вводными словами


19.02

67.


Предложения с вводными словами

19.02

68.


Развитие речи. Статья в газету, понятие о жанре.

26.02


Работа со статьёй учёного-физика Н.Семёнова, определение личной позиции автора в этой статье, темы и основной мысли текста, нахождение в тексте языковых средств, воздействующих на читателя

Знать о жанре статьи ( задачах речи, предметном содержании высказывания, ведущем типе речи). Уметь работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи


69.

Предложения с вставными конструкциями.

26.02

01.03

2

Дополнение предложений вставными конструкциями, нахождение в текстах предложений со вставными конструкциями, пересказ текста с сохранением вставных конструкций

Знать о вставных конструкциях и их отличиях от вводных слов и предложений. Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания на письме. Совершенствовать умение расставлять знаки препинания

70.

Вставные конструкции и знаки препинания при них.

71.

Контрольный диктант по теме: «Обращение и вводные конструкции»

04.03

1

Диктант по теме: «Обращение и вводные конструкции»

Знать правила выделения обращений и вводных конструкций на письме, уметь применять эти правила на практике

72.

Понятие обособления второстепенных членов предложения

04.03

1

Составление предложений с указанными причастными и деепричастными оборотами, работа с текстом, нахождение в нём обособленных членов предложения, работа над интонацией этих предложений

Знать об обособлении как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость высказываний. Уметь характеризовать разные признаки обособленных оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные

73.

Обособленные определения и приложения.


11.03

1

Чтение предложений с обособленными определениями и приложениями, соблюдая правильную интонацию, характеристика смысловых, грамматических, интонационных и пунктуационных признаков обособленных определений и приложений, составление предложений с данными определениями, приложениями, исправление ошибок в употреблении обособленных определений

Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; уметь составлять план параграфа; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранные конкретные примеры

74.

Обособленные определения и приложения


11.03

1

75.

Обособленные определения и приложения


15.03

1

Распространить одиночные причастия зависимыми словами и ввести их в предложения таким образом, чтобы они были обособленными, графически обозначить обособленные члены предложения, указать условия обособления, исправить ошибки в употреблении обособленных определений

Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; уметь составлять план параграфа; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранные конкретные примеры

76.

Обособленные определения и приложения


18.03

1

77.

Обособленные определения и приложения (обобщение)


18.03

1

78.

Урок-практикум. Закрепление темы

29.03

1

Анализ текста, составление предложений с обособленными определениями и приложениями, нахождение в учебниках других предметов примеры научных определений, в которых использованы обособленные определения

Уметь находить в текстах предложения с обособленными определениями и приложениями, выделять их знаками препинания на письме

79

Контрольный диктант по теме: «Обособленные определения и приложения»

01.04

1

Контрольный диктант по теме: «Обособленные определения и приложения»

Уметь находить в текстах предложения с обособленными определениями и приложениями, выделять их знаками препинания на письме

.80.


Развитие речи. Статья в газету. Строение текста

01.04

1

Статья в газету. Строение текста, работа над языковыми средствами статьи, её композицией

Знать композицию статей, ведущий тип речи и соответствующие типовые фрагменты, языковые средства, воздействующие на читателя, в частности типичные для жанра, синтаксические средства выразительности.

81.

1) Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

05.04

3

Составление интонационных схем предложений, замена придаточных обстоятельственных предложений деепричастными оборотами, исправление ошибок в предложениях с обособленными оборотами

Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах, уметь находить в предложениях обстоятельства и обособлять их

82.

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

08.04

Составление предложений с деепричастными оборотами для описания картины В.А. Серова «Девочка с персиком», составить лингвистический текст о роли деепричастных оборотов в создании художественного текста

Знать о обособленных обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами. Уметь выделять деепричастия и деепричастные обороты, правильно расставлять знаки препинания в предложениях

83.


Обособленные члены предложения (обстоятельства), выраженные деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с предлогом.

08.04

Замена деепричастий спрягаемыми глаголами, а деепричастные обороты-придаточными предложениями, составление предложений, в которых слова шутя, глядя, лежа употреблялись бы как деепричастия и как наречия

Знать об изобразительных функциях обособленных обстоятельствах художественной речи, уметь употреблять конструкции предложений с обособленными обстоятельствами с своей речи

84.

Развитие речи. Изложение "Что значит быть воспитанным»

12.04

1

Изложение "Что значит быть воспитанным?"

Уметь конструировать отдельные части статей: тезиса, вывода; подбора аргументов и примеров для доказательства того или иного тезиса

85.


Уточняющие члены предложения.

15.04

1.

Анализ лингвистического текста, выразительное чтение предложений с уточняющими членами, составление предложений, используя указанные сочетания, преобразование высказываний в предложение с уточняющим членом

Знать об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь видеть их в предложениях и выделять на письме

86.

Обособленные дополнения

15.04

1

Объяснительный диктант; тест

Знать правила обособления дополнения. Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления. Уметь опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания

87.

Контрольный диктант по теме: "Обособление обстоятельств"

19.04

1

Диктант по теме: "Обособление обстоятельств".

Проверить уровень усвоения темы.

88.

Анализ контрольного диктанта Прямая речь и её оформление

22.04

1

Объяснительный диктант; работа со схемами и таблицами Анализ лингвистического текста, выразительное чтение предложений с прямой речью

Знать, что такое прямая речь. Уметь правильно оформлять ее и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью.

89.


Диалог

22.04

1

Выразительное чтение предложенных учителем диалогов, составление диалогов на различные темы, наблюдение за правильным оформлением диалога на письме

Уметь правильно оформлять диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью(реплики)

90.


Развитие речи. Портретный очерк. Общее представление о жанре.

26.04

1

Упражнение и анализ текстов-образцов (упр. 378, 388). Упражнение в построении отдельных фрагментов очерка (упр. 389, 392, 393).Творческая работа

Знать понятия очерк, портретный очерк, особенности портретного очерка; уметь отличать портретный очерк от текстов других жанров


91.

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

29.04

1

Объяснительный диктант; работа со схемами и таблицами

Знать способы передачи чужой речи в письменном тексте; структуру предложений с прямой и косвенной речью; уметь различать прямую и косвенную речь; правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях

92.

Развитие речи. Сочинение по картине М.М. Кустодиева "Шаляпин" (портретный очерк)

29.04

1

Сочинение по картине М.М. Кустодиева "Шаляпин" (портретный очерк)

Знать биографические сведения о художнике; уметь самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений

93.


Цитаты и их обозначение на письме.

06.05

1

Беседа, работа с книгой, тренинг; объяснительный диктант. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; свободная работа по тексту;

Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи

94.

Контрольный диктант по теме: "Прямая речь"

06.05

1

Диктант по теме: "Прямая речь"

Знать правила обособления прямой речи на письме и применять эти правила на практике

95.

Повторение. Словосочетание и предложение. Орфограммы в окончаниях

10.05

1

Лингвистический разбор, тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа

Знать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание, уметь выделять словосочетания из предложения

96. 97.

Развитие речи. Урок - деловая игра "Мы делаем газету"

13.05

13.05

2

Деловая игра "Мы делаем газету". Составление статей на определённую тему в школьную газету

Знать композиционные и языковые особенности статей, уметь писать статьи в газету

98.

Повторение. Тире в простом предложении. Орфограммы в суффиксах. Обособленные члены предложения.

17.05


1

Пунктуационный анализ текста, нахождение в нём простых предложений, объяснение постановка тире, словарно-орфографическая работа

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемыми применять соответствующие правила на практике

99.


Повторение. Запятая в простом предложении при однородных членах, вводных словах, обращении, при прямой речи. Орфограммы в корне.

20.05


1

Работа с художественным текстом, нахождение в нём предложений с обращениями, вводными словами, прямой речью, однородными членами

Знать правила постановки запятой в простом предложении, уметь применять эти знания на практике

100.


Повторение. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

20.05


1

Тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа

 Знать условия написания дефиса в разных частях речи; уметь различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять дефис в словах

101.

Итоговый контрольный диктант

24.05

1

Итоговый контрольный диктант

Знать правила орфографии и пунктуации, уметь применять их на практике


102.

Анализ контрольного диктанта

25.05


1

Работа над ошибками

Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

15