Программа составлена на основе авторских программ И.П. Большаковой, Чернышевой Г.В. в соответствии с ФГОС ООО на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа» (сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011), соответствует требованиям Стандартов второго поколения; учитывает особенности образовательного учреждения (Лицей «Эврика» - школа с пребыванием учащихся в группах продлѐнного дня), его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании; предоставляет возможность взаимодействия с социальными партнѐрами, использования ресурсов социума. Кроме того программа выполняет ряд задач в рамках инновационной деятельности работы с одарѐнными детьми («Развитие интеллектуальной и творческой одарѐнности учащихся») и воспитательной работы Лицея.
Цели программы:
1. Развитие одарѐнности в области филологии.
2. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников, поддержка детских объединений и ученического самоуправления.
3. Знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества в средствах массовой информации, обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок в области филологии.
4. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности, становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Задачи:
1. Выявить и поддержать одарѐнных детей, а также детей с особыми образовательными потребностями.
2. Создать редакционный актив кружка, ответственный за выпуск периодического издания - газеты «В Лицее».
3. Формировать знания, умения, навыки, компетенции и компетентности в области филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития.
Планируемые результаты изучения курса «Юный корреспондент»
Учащиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал;
составлять план и использовать его в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста;
участвовать в дискуссии, обсуждении.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с диктофоном, компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. На занятиях проводятся журналистские тренинги.
В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные специальные (профессиональные) знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Настоящая программа рассчитана на 2 года (68 часов) и в целом носит пропедевтический характер, учитывая возрастные особенности обучающихся.
Предполагаемый результат (продукт) на конец учебного года:
1. 4 выпуска школьной газеты (1 раз в четверть), дополнительно возможен выпуск специальных тематических и экстренных номеров, буклетов, приложений;
2. 1 открытое занятие «Заседание редколлегии» (5 класс), пресс-конференция (6 класс);
3. Публикации статей обучающихся на сайте школы, других СМИ.
Межпредметные связи:
Русский язык и литература. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи.
Информатика. Программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
Учащиеся должны знать:
понятие макета;
общие правила набора текста;
форматы графических файлов;
цветовые системы;
основные термины работы со шрифтами;
основные понятия верстки.
Региональный компонент (материал): изучение работы местных СМИ, знакомство и проведение совместных мероприятий с журналистами г. Нижняя Тура, а также писателями литературного объединения .
Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
встречи с журналистами;
участие в школьных и поселковых мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
выпуск школьной газеты;
публикации в местной прессе, на сайте школы.
Содержание и разделы курса
Тема «Заметка».
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевѐрнутая пирамида".
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.
Тема «Эксперимент».
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.
Тема «Зарисовка».
Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку.
Тема «Интервью».
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью.
Тема «Репортаж».
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Тема «Рецензия».
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.
Практическая работа:
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм, спектакль;
- подготовить отзыв о книге.
Тема «Обзор».
Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ;
- подготовить обзор публикаций газеты по итогам года.
Тема «Проблемная статья»
Что такое проблемная статья. Как найти проблему.
Практическая работа:
- провести анализ проблем, с которыми сталкиваются лицеисты.
- написать статью.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п./п. | № п./ф | Содержание урока | Дата п./п. | Дата п./ф. |
1 | 1 | Введение. Роль и место периодической печати. Специфика детских и юношеских периодических изданий. Распределение обязанностей между членами группы. | 02.09 | |
2 | 2 | Введение. Роль и место периодической печати. Специфика детских и юношеских периодических изданий. Распределение обязанностей между членами группы.(практика) | 09.09 | |
3 | 3 | Введение. Роль и место периодической печати. Специфика детских и юношеских периодических изданий. Распределение обязанностей между членами группы.(практика) | 16.09 | |
4 | 1 | Виды газетных и журнальных публикаций. | 23.09 | |
5 | 1 | Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров. | 30.09 | |
6 | 2 | Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров.(практика) | 07.10 | |
7 | 3 | Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров.(практика) | 14.10 | |
8 | 1 | Журналистский эксперимент. | 21.10 | |
9 | 2 | Журналистский эксперимент. | 28.10 | |
10 | 3 | Журналистский эксперимент. | 11.11 | |
11 | 1 | Заметка. | 18.11 | |
12 | 2 | Заметка.(практика) | 25.11 | |
13 | 1 | Зарисовка. | 02.12 | |
14 | 2 | Зарисовка.(практика) | 09.12 | |
15 | 1 | Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам?»(практика) | 16.12 | |
16 | 2 | Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам?» (Практика) | 23.12 | |
17 | 1 | Словари, справочники, их использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 13.01 | |
18 | 2 | Словари, справочники, их использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 20.01 | |
19 | 1 | Ролевая игра «Заседание редколлегии». | 27.01 | |
20 | 2 | Ролевая игра «Заседание редколлегии».(практика) | 03.02 | |
21 | 3 | Ролевая игра «Заседание редколлегии».(практика) | 10.02 | |
22 | 1 | Интервью | 17.02 | |
23 | 2 | Интервью.(практика) | 24.02 | |
24 | 3 | Интервью.(практика) | 03.03 | |
25 | 1 | Репортаж | 10.03 | |
26 | 2 | Репортаж.(практика) | 17.03 | |
27 | 3 | Репортаж.(практика) | 24.03 | |
28 | 1 | Рецензия, отзыв. | 07.04 | |
29 | 2 | Рецензия, отзыв.(практика) | 14.04 | |
30 | 3 | Рецензия, отзыв.(практика) | 21.04 | |
31 | 1 | Обзор печати | 28.04 | |
32 | 2 | Обзор печати.(практика) | 05.05 | |
33 | 1 | Участие в конкурсах (городских, республиканских, всероссийских) | 12.05 | |
34 | 1 | Итоговое обобщение | 19.05 | |