ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спортивно-оздоровительного направления «Спортивная карусель» в 1 классе составлена на основе авторской программы Д. В. Григорьева, П. В. Степанова, которая опубликована в сборнике «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва, «Просвещение», 2012г.
Программа «Спортивная карусель» направлена на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
- овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
- воспитание познавательной деятельности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Программа составлена из отдельных разделов двигательной деятельности, где учитывается индивидуальные особенности занимающихся и предусматривает теоретические, практические занятия, участие в соревнованиях.
Рабочая программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану гимназии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
66 ч. (2 часа в неделю)
1.Теоретические сведения
Раздел включает в себя сведения о личной гигиене, одежде для занятий в разное время года, о правилах здорового питания, о витаминах, о профилактике простудных и инфекционных заболеваний. Распорядок дня и двигательный режим.
Техника безопасности.
2. Упражнения с предметами
Упражнения с мячами, скакалкой, обручем.
3. Подвижные игры
Подвижные игры, требующие большой концентрации внимания, точности движений. Игры для правильной осанки, общеразвивающие игры. Игры для разной погоды и разных времен года.
4. Весёлые старты, эстафеты, соревнования
5. Настольные игры
Обучение игре в шашки, шахматы, домино и др. правила игры.
6. Экскурсии
Экскурсии и прогулки.
7.Оздоровительные упражнения
Упражнения на укрепление осанки, общеразвивающие упражнения.
8.Развивающие игры
Игры на развитие внимания, памяти.
9.Танцевальные упражнения
10.Игры по ПДД
Подвижные и настольные игры по правилам дорожного движения.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Спортивная карусель» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения,
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий,
- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели
Предметными результатами изучения курса «Спортивная карусель» является сформированность следующих умений:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- знать о способах и особенностях движений и передвижений человека;
о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2часа в неделю – 66 часов)
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности учащихся | Развитие УУД | Дата |
Метапредметные | Личностные | План | Факт |
1 | Вводное занятие. О личной гигиене и одежде для занятий. | Сведения о личной гигиене, одежде для занятий в разное время года, о правилах здорового питания, о витаминах, о профилактике простудных и инфекционных заболеваний | Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | 5.09 | |
2 | Физическая активность и здоровье. | 8.09 | |
3 | Комплекс упражнений для формирова ния правильной осанки. | Организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки | Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | 12.09 | |
4 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство. | Регулятивные УУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | 15.09 | |
5 | «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим». | 19.09 | |
6 | Экскурсия в школьный парк. | Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. | 22.09 | |
7 | Помощники здоровья (закаливающие процедуры) | Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | 26.09 | |
8 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. | 29.09 | |
9 | Упражнения и игры со скакалками. | Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований | Регулятивные УУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | 3.10 | |
10 | Упражнения и игры с обручем. | 6.10 | |
11 | Весёлые физминутки. | 17.10 | |
12 | Питание необходимое условие для жизни человека. Правила питания. | Познавательные УУД: - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | 20.10 | |
13 | Беседа о здоровой пище. | 24.10 | |
14 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. | Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований | Регулятивные УУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, | 27.10 | |
15 | Игры для развития внимания. | 31.10 | |
16 | Игры для развития памяти. | 3.11 | |
17 | Танцевальные упражнения. | 7.11 | |
18 | Танцевальные упражнения. | 10.11 | |
19 | Час настольных игр (шашки) | 14.11 | |
20 | Час настольных игр (шахматы) | 17.11 | |
21 | Эстафеты, конкурсы. | 28.11 | |
22 | Эстафеты, конкурсы. | | 1.12 | |
23 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований | Коммуникативные УУД: - уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий, -проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели | | 5.12 | |
24 | Весёлые эстафеты. | 8.12 | |
25 | Мой внешний вид – залог здоровья. | 12.12 | |
26 | Игры с лазанием и перелезанием («Поезд», «Альпинисты») | 15.12 | |
27 | Игры для весёлых переменок. | 19.12 | |
28 | Конкурс игр для весёлых переменок. | 22.12 | |
29 | Игры с лазанием и перелезанием («Поезд», «Альпинисты») | 26.12 | |
30 | Час настольных игр (ПДД ) | 29.12 | |
31 | Час настольных игр | 12.01 | |
32 | Танцевальные упражнения. | Организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки | 16.01 | |
33 | Танцевальные упражнения. | 19.01 | |
34 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. | 23.01 | |
35 | Подвижные игры. | Регулятивные УУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, Коммуникативные УУД: - уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий, -проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. | 26.01 | |
36 | Соревнования по малоподвижным играм. | | 30.01 | |
37 | Подвижные игры на воздухе. | Организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки. | 2.02 | |
38 | Разучивание весёлых физминуток. | 6.02 | |
39 | Подвижные игры на воздухе. | 9.02 | |
40 | Подвижные игры на воздухе. | 13.02 | |
41 | Игры по темам ПДД. «На улице города» | 16.02 | |
42 | Час настольных игр. | Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игр. | 20.02 | |
43 | Час настольных игр. | 23.02 | |
44 | Танцеваль ные упражнения. | 6.03 | |
45 | Экскурсия в школьный парк. | 9.03 | |
46 | Подвижные игры на воздухе. | 13.03 | |
47 | Весёлые старты. | 16.03 | |
48 | Подвижные игры на школьном стадионе. | 20.03 | |
49 | Игры с мячом. | | | 23.03 | |
50 | Игры с мячом. | 27.03 | |
51 | Красный, жёлтый, зелёный. | 30.03 | |
52 | Игры по темам ПДД «Я-пешеход». | 3.04 | |
53 | Веселые состязания и малоподвижные игры. | 6.04 | |
54 | Упражнения и игры со скакалками. | 10.04 | |
55 | Час настольных игр. | 13.04 | |
56 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. | 24.04 | |
57 | Игры по темам ПДД «Я-пассажир». | Регулятивные УУД: - организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры; - играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, Коммуникативные УУД: - уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий, -проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели. | 27.04 | |
58 | Веселые старты. | 1.05 | |
59 | Игры по темам ПДД «Специальные машины». | 4.05 | |
60 | Упражнения и игры со скакалками. | 8.05 | |
61 | Упражнения и игры со скакалками. | 11.05 | |
62 | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. | 15.05 | |
63 | Игры по темам ПДД «Как я перехожу улицу». | Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения игр. | 18.05 | |
64 | Игры по темам ПДД «Виды транспорта». | 22.05 | |
65 | Час настольных игр. | 25.05 | |
66 | Опасности летом(просмотр видео фильма). | 25.05 | |
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
«Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва, «Просвещение», 2012г.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст]: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2014. – 124 c.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
32