СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование программа ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование ПНШ Литературное чтение 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование программа ПНШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тавричанская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Климко А.В.

«____»________2016 г.




Утверждаю

Приказ № _________ от «____»_______2016 г.

И.О.директора школы

_________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Динер Э.Д.


















Рабочая программа

по литературному чтению
во 2 классе

на 2016-2017 учебный год







Составитель: Потешкина Марина Викторовна.











Тавричанка -2016





Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе Примерной программы начального общего образования.

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, этот учебный предмет, как никакой другой, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной

учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих «Литературному чтению», решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

– духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

– литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект

(художественные приемы));

– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися

словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов,

произведений классиков детской литературы и современных

детских авторов конца XX – начала XXI века.

Общая характеристика учебного предмета


Содержательные линии:

1. Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы

по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книги популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения.

Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого

общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме минисочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов)– весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные

средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями.

Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения).

Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».

2. Литературоведческая пропедевтика

Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний).

Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины – фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).

Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных при- мет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста(волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет — наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира — мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.


3. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

4. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).




Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс литературное чтение представлен в предметной области «Филология», программа рассчитана на 136 часов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по дру­гим предметам и в дальнейшей жизни;

  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) ху­дожественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки пер­сонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Познавательные УУД

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

Коммуникативные УУД

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Предметные результаты

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • делать устную презентацию книги (произведения);

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя­тельной читательской деятельности.


Содержание учебного предмета


Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с худо-

жественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев живо-тных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов. Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений.

Представление о важности в создании художественного образа таких поэти-ческих приемов, как сравнение, звукопись, контраст.

Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Формирование библиографической культуры

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Раздел «Круг чтения»

Русские и зарубежные народные и авторские сказки «Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Петушок —золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук — любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*; Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»; Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин «Скинуло кафтан…»;

М. Лермонтов «Осень», «Утес»;

А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л. Толстой «Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким «Яблоко»*;

А. Ахундова «Окно»;

Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В. Берестов «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок»,

«Лесное

болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка»,

«Улов»*;

А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев «Осень»;

Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б. Заходер «Собачкины огорчения»;

С. Козлов «Желудь»;

Ю. Коринец «Тишина»;

А. Кушнер «Что я узнал!»;

Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»;

В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;

Н. Матвеева «Было тихо…»*;

С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный

кот»; С. Михалков «А что у вас?»;

Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;

Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик птица»*;

И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г. Сапгир «У прохожих на виду…»;

Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова «Редкий тип»;

А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д. Хармс «Врун»*;

Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»;

С. Черный «Что кому нравится»*;

К. Чуковский «Федотка»;

Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;

Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);

О. Дриз «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом»,«Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;

Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П. Коран «По дорожке босиком»;

Во Куанг «Заходите»;

Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»;

Л. Станчев «Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов «Как найти дорожку»*;

В. Вересаев «Братишка»;

С. Воронин «Лесик-разноголосик»*;

В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю. Коваль «Три сойки»;

С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*,

«Заяц и Медвежонок»*;

О. Кургузов «Сухопутный или морской?»;

Н. Носов «Фантазеры»;

Б. Окуджава «Прелестные приключения»;

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»;

А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;

Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны»;

Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».


Средства контроля:

тест


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    1. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. / Чуракова Н.А. - М.: Академкнига, 2012.

    2. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия / Малаховская О.В. Под ред. Н.А. Чураковой. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

    3. Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2 / Ма­ковская О.В. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

    4. Компьютер, проектор.










Тематическое планирование по литературному чтению

п\п


Тема урока.

Кол-во часов на изучение


План


Факт.

Знакомство с библиотекой Учёного Кота

1



Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1



Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1



Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1



Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1



Хрестоматия Авторская сказка А. С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне»

1



Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок»

1



Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»

1



Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик»

1



Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

1



Китайская волшебная сказка

«Как собака с кошкой враждовать стали»

1



Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»

1



Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо»

1



Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

1



Хрестоматия «Сестрица Алёнушка»

1



Современные поэтические тексты И. Пивоваров «Жила-была собака», «Мост и сом»

1



Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в «Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка»

1



Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

1



В гостях у Незнайки Н. Носов «Фантазёры»

1



Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же. Н. Носов «Фантазёры»

1



Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1



Э. Мошковская «А трака не знает», «Ноги и уроки». Работа по хрестоматии.

1



Э. Мошковская «Язык и уши» , «Если грачи закричали» Работа по хрестоматии

1



Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1



Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1



Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь..."

1



Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»

1



Секреты чайного домика.

1



С. Козлов «Ёжик в тумане»

1



С. Козлов «Ёжик в тумане» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Т. Мавриной «Полумесяц»

1



Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1



Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1



Японская сказка «Луна на ветке»

1



Поэт тот, кто создаёт и ценит красоту

1



Поход в «Музейный дом»

Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

1



С. Козлов «Красота»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

1



Секрет коротких стихотворений Японское хокку Хиросиге

1



Японское хокку

Иссё, Бусон.

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

А. Васнецова «Жнецы»

1



Японское хокку Тиё, Оницура.

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

Ван Гога «Комната в Арле»

1



В. Драгунский «Что я люблю»

1



Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»

1



В. Драгунский «Что любит Мишка»

1



М. Махотин «Груша»

1



М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»

1



Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь»

1



Богатство настоящее и ненастоящее

1



Работа по хрестоматии «О настоящем и ненастоящем богатстве»

1



Обобщение по теме «В гостях у Барсука»

1



И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик»

1



М. Бородицкая «Котёнок»

Э. Мошковская «Кому хорошо»

1



В. Драгунский «Друг детства»

1



В, Лунин «Кукла». Р. Сеф « Я сделал крылья и летал»

1



Л. Толстой «Прыжок»

1



Л. Толстой «Прыжок»

1



Л. Толстой «Акула»

Работа по хрестоматии с С108-111

1



Л. Толстой «Акула»

Работа по хрестоматии с С108-111

1



Э. Мошковская «Если такой закат»

Работа по хрестоматии с.114-115

1



Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

П. Брейгеля «Охотники на снегу»

Работа по хрестоматии с.113

1



Тест «В гостях у Ёжика и Медвежонка»

1



Поэтический текст А. Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо

1



С. Махотин «Фотограф»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере»

1



И. Пивоварова «Картина»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»

1



О. Дриз «Игра»

1



С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

2 полугодие


О. Дриз «Стёклышки»

1



М. Бородицкая «Лесное болотце»

1



В. Берестов «Картинки в лужах»

1



А. Ахундова «Окно»

1



А. Усачёв «Бинокль»

1



Т. Белозёрова «Хомяк»,

М. Яснов «Хомячок»

1



Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»

1



Е. Чеповецкий «В тихой речке»

1



А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?»

1



М. Бородицкая «Вот такой воробей»,

С. Махотин «Местный кот»

1



М. Бородицкая «Булочная песенка»

1



П. Синявский «Федина конфетина»,

А. Усачёв «Эх!»

1



Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж»

1



О. Кургузов «Сухопутный или морской?»

1



О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского«Кукла»

1



О. Дриз «Синий дом»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

М. Шагала «Синий дом»

1



А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1



М. Лермонтов «Осень»

1



О.Дриз «Кто я?»

1



А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…»

1



М. Карем «Повезло!»

1



Р. Сеф «Лучше всех»

1



Научиться проводить грань между выдумкой и обманом; читать стихотворение наизусть. Иметь представление о силе воображения.

1



Научиться анализировать выдумки героя; определять отношения героев в стихотворении. Иметь представление о мнении людей.

1



Научиться анализировать название стихотворения; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения.

1



О. Дриз «Телёнок»

1



А. Усачёв «Обои»

1



В. Лунин «Что я вижу»

1



Ю. Мориц «Хвостики», «Букет».

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

Д.Арчимбольдо «Лето», «Осень»

1



Работа по хрестоматии «Точка зрения»

1



Обобщение по теме «Точка зрения»

1



С. Михалков «А что у вас?»

1



Что такое новости? Кто рассказывает новости?

1



Детская периодика. Журналы для детей

1



По страницам детского журнала «Мурзилка»

1



По страницам детского журнала «Весёлые картинки»

1



Развивающие задания Журнала «Мурзилка», «Весёлые картинки»

1



Тест по теме «Детские журналы»

1



Л. Яхнин « Музыка леса»

1



Ю. Коваль «Три сойки» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»

1



Р. Сеф «Добрый человек». Л.Яхнин «Пустяки»

1



Е. Чарушин «Томка испугался»

1



Е. Чарушин «Томкины сны»

1



Г. Юдин «Вытри лапы и входи»

1



М. Пришвин «Разговор деревьев»

1



Ф. Тютчев «Зима недаром злиться»

1



Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный летом»

1



М. Пришвин «Золотой луг»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

В. Гога «Подсолнухи»

1



С. Козлов «Жёлудь»

1



М. Лермонтов «Утёс» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»

1



М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

1



Д. Биссет «Ух!»

1



А. Екимцев «Осень».Ю. Коринец «Тишина»

1



Работа по хрестоматии. Беседа «Для пэта природа –живая»

1



Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»

1



К. Чуковский «Федотка»

1



О. Дриз «Доктор», «Обида»

1



В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1



В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1



М. Тахистова «Редкий тип»,

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

1



Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!»

1



С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1



С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1



С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1



С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1



П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»

1



Л. Яхнин «Зеркальце»,

П. Синявский «Ириски и редиски»

1



А. Усачёв «Жужжащие стихи»

1



П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»

1



Работа по хрестоматии «Тайны «смешного»

1



Тест по теме «Почему нам бывает смешно»

1



Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1