М
ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО гуманитарного цикла МБОУ «СОШ № 29» Протокол № _____ от «____» _______ 2015 г. Руководитель ШМО Т.В.Большакова._____ | СОГЛАСОВАНО Заседание МС МБОУ «СОШ № 29» Протокол № _____ от «____» ________ 2015 г. Зам. директора по УВР Н.В. Алымова _________ | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___________ от «___»____________2015г. Директор МБОУ «СОШ № 29» ___________Л.В.Большакова |
Рабочая программа
учебного предмета
«Литература Восточной Сибири»
для учащихся 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Образовательная область: «Филология»
Разработала:
Федяева
Валентина Моисеевна,
учитель
русского языка и литературы,
I квалификационной категории
Братск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа учебного предмета «Литература Восточной Сибири» (образовательная область «Филология») для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 – 6 классов под редакцией кандидата филологических наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы МХК и ИПКРО: О.Н. Шахеровой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:
1. Писатели Восточной Сибири:. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / Сост. О. Н. Шахерова. – 4-е изд.- Иркутск: ВостСибкнига, 2011.
2. Писатели Восточной Сибири:.Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. О. Н. Шахерова– Иркутск: ВостСибкнига, 2011.
Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классах – по 1 часу в неделю.
Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год. (34 часа)
Уровень обучения – базовый.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В результате изучения литературы Восточной Сибири учащиеся
должны знать:
основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
биографические сведения о писателях;
содержание изученных литературных произведений;
уметь:
ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
владеть навыками анализа художественного текста;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
составлять план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
выражать своё отношение к прочитанному;
писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
способны решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Устное народное творчество (13 часов).
Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» (2 часа).
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятие сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклороной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки « Бурка, каурка и синегривый конь», связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.
Анализ композиции (понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка «Митя» (2 часа).
Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение XX века (реалистичное) (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).
Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанные с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и « Три языка»), соединяющихся в финале.
Бурятская народная сказка «Упрямый парень2 (2 часа).
Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода).Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» (1 час) как волшебная сказка.
Бурятские народные социально-бытовые сказки « Как хан узнал себе цену» и сказки о животных «Жаворонок и обезьяна (1 час).
Тофаларские народные сказки (1 час ).
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С.Пушкина.
Эвенкийские народные сказки «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (2 часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифлологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление занний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» (2 часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.
Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки « Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Человек и природа (5 часов).
Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук»(1 час).
Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид. Образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» (1 час).
Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягодного кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» (3 часа).
Знакомство с произведениями современного писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.
Стихи для детей (5 часов).
Стихотворение Георгия Граубина(2 часа).
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», « Свободный час», « Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» (1 час).
Знакомство с произведениями современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор» и «Необычные гости» (2 часа).
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.
Проза для детей (11 часов).
Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» (1 час).
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» обистиной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» (2 часа).
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нр торская позиция.авственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка ав
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса» ( 4 часа).
Знакомство с фантастическим рассказом. Г. Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.
Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем» (1 час).
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина « Лютня» (1 час).
Знакомство с рассказом Г. Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт и художественная деталь.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( ЛВС, 5 класс)
№ ур. | Календарные сроки | Раздел/Тема | Тип урока | Элементы содержания | Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся | Контроль |
| план | факт | | | | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 ЧАСОВ) |
1 | | | Бурятские народные сказки. Сказка «Упрямый парень».Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. | Комбинированный | Бурятский эпос, раскрытие понятия «миф» Чтение сказки учителем, ответы на вопросы на выявление глубины её восприятия.». | Знать приметы волшебной сказки, имеющиеся в изучаемом произведении. | |
2 | | | Элементы мифа, проявляющиеся в сказке «Упрямый парень». Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок.. | Урок-беседа | Знакомство с мифологическими героями бурятского эпоса – Змеем, основными мифологическими мотивами – огнем и водой | Знать композицию и стиль волшебной сказки; понимать нравственные ценности, заложенные в сказке. | Тест на выявление восприятия сказки. |
3 | | | Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» как волшебная сказка. Жанровое своеобразие волшебных сказок. | Комбинированный | Чтение по ролям сказки. Самостоятельные ответы на вопросы учебника-хрестоматии «Писатели Восточной Сибири». Словесное рисование героев сказки | Знать, что такое героический миф; понимать жанровое своеобразие волшебной сказки. | Словесное рисование героев сказки; ответы на вопросы по содержанию сказки |
4 | | | Социально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и «Жаворонок и обезьяна». | Комбинированный | Выразительное чтение сказок. Доказательство принадлежности сказки к тому или иному типу (волшебная сказка, сказка о животных, бытовая). Мораль сказок. | Знать виды сказок; находить общее в русских народных и бурятских народных сказках. | Выразительное чтение по ролям. Ответы на вопросы по содеожанию сказок. |
5 | | | Тофаларские народные сказки »Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь», «Изюбрь и сохатый», « 3 мальчика» | Урок-исследование | Работа в 3-х группах по следующим вопросам: определить тип сказки; доказать принадлежность сказки к тому или иному типу; выполнение заданий учебника. | Иметь представление, где и кем были записаны сказки; осознать нравственные ценности, заложенные в сказках; закрепить знания о единой основе волшебных сказок и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. | Выразительное чтение эпизодов из сказок; устные высказывания о прочитанном произведении. |
6 | | | Эвенкийские народные сказки. Основа волшебной сказки«Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай» | Комбинированный | Связь фольклорных сказок с мифами, шаманский миф, мифологическое представление верха и низа. Знакомство со сказкой. Выявление и объяснение непонятных слов, выражений. | Знать, где и кем была записана сказка; понимать, что такое шаманский миф, изображение верхнего и нижнего мира, оборотничество. | Вопросы на выявление эмоциональной реакции обучающихся |
7 | | | Мифологическая основа шаманского мифа в сказке «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай».. | Урок-беседа | Беседа на выявление точности восприятия и глубины понимания сказки. Какой эпизод я бы проиллюстрировал? Почему? | Знать нравственные ценности, заложенные в сказке; закрепить представление о единой основе волшебных сказок. | Ответы на вопросы к сказке. Иллюстрации уч-ся к произведению. |
8 | | | Основа волшебной сказки« Умусликэн» - героический миф. | Комбинированный | Вопросы на выявление восприятия сказки и по выявлению её художественных особенностей. | Знать, где и кем была записана сказка; понимать, что такое героический миф, изображение верхнего и нижнего мира. | Ответы на вопросы к сказке по выявлению её художест. особенностей. |
9 | | | Мифологические основы эвенкийских волшебных сказок. | Комбинированный | Беседа по основам эвенкийских волшебных сказок. Рисование иллюстраций к эпизодам сказок. | Знать нравственные ценности, заложенные в сказке «Умусликэн«; закрепить представление о единой основе волшебных сказок | Ответы на вопросы к сказке. Иллюстрации уч-ся к произведению |
10 | | | Русские сказки Восточной Сибири. Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» | Комбинированный | 1. Выразительное чтение сказки. 2.Художественный пересказ сказки. 3. Словесное рисование | Знать, где и кем была записана сказка; знать литературоведческие термины фольклор, устное народное творчество, зачин, концовка, фольклорист-собиратель и использовать их в своих ответах.. | Художественный пересказ сказки. . Словесное рисование |
11 | | | Нравственная основа сказки «Бурка, каурка и синегривый конь», | Комбинированный | Выборочный диктант: записать несколько слов и оборотов, характеризующих речь байкальского сказителя. Коллективная работа над вопросами для анализа волшебной сказки. Сопоставление фольклорной сказки и сказки литературной П. Ершова «Конек - Горбунок» | Знать свойства композиции волшебной сказки. | Вопросы к сказке.Сопоставление фольклорной сказки и сказки литературной П. Ершова «Конек - Горбунок» |
12 | | | Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Русская народная сказка «Митя». | Комбинированный | Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора. Беседа по тексту на выявление восприятия сказки | Знать, где и кем была записана сказка, как развивается сказочная традиция на реке Лена в течение 20 века | Ответы на вопросы по тексту |
13 | | | Р. Р. Русская народная сказка «Митя». Что можно услышать у сказочника – сказителя помимо содержания сказки? Тест по разделу «Устное народное творчество» | Урок развития речи | Членение сказки на эпизоды, составление цитатного плана (групповая работа, а позже самостоятельная). Начало работы над сюжетом собственной сказки на основе выбранного сюжета | Овладение навыками составления цитатного плана по произведению, анализа композиции и стиля волшебной сказки. | Иллюстрации уч-ся к сказке «Митя» и к сказке, сочиненной по собственному сюжету. Тест |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 ЧАСОВ) |
14 | | | Тема любви к природе, добра и красоты в рассказе С. Устинова «Любопытный бурундук» | Комбинированный | Чтение рассказа вслух. Вопросы на выявление эмоциональной реакции учащихся, вопросы, направленные на осмысление содержания, создание собственного высказывания. | Вырабатывать навык выразительного чтения, соблюдая нормы литературного произношения; научиться выявлять авторскую позицию в рассказе; уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному тексту | Ответы на вопросы по тексту. |
15 | | | Авторское отношение к описываемым событиям в рассказе Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» | Комбинированный | Чтение рассказа вслух. Вопросы на выявление эмоциональной реакции учащихся, вопросы, направленные на осмысление содержания, создание собственного высказывания. | Вырабатывать навык выразительного чтения, соблюдая нормы литературного произношения; научиться выявлять авторскую позицию в рассказе; уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному тексту | Ответы на вопросы по тексту. |
16 | | | В. Г. Распутин. Знакомство с рассказом «В тайге над Байкалом». | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с писателем и его творчеством. Выразительное чтение рассказа и вопросы на выявление эмоциональной реакции учащихся. | Знать о сибирском писателе В. Г. Распутине; знать содержание рассказа «В тайге над Байкалом». | Сообщение о писателе. Ответы на вопросы по тексту. |
17 | | | Содержание рассказа В. Г. Распутина «В тайге над Байкалом». Тест по разделу «Человек и природа» | Комбинированный | Рассказ о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС Вопросы на осмысление содержания. | Привести учащихся к пониманию значимости переживаемого героем события. Выявить основной поэтический приём, с помощью которого передаётся состояние героя и формируется впечатление читателя. | Тест по разделу «Человек и природа |
18 | | | Р. Р. Человек и природа в рассказах сибирских писателей | Урок развития речи | Итоговые вопросы и задания по разделу «Человек и природа». Словесное рисование картин природы Байкала с использованием олицетворений и сравнений (см. слова для подсказки на стр.50-51 методического пособия О. Н.Шахеровой «Писатели Восточной Сибири»). | Создать ситуацию эмоционального сопереживания, «вчувствование» в изображаемый автором пейзаж. Уметь описывать пейзаж с использованием олицетворений, сравнений, эпитетов, метафор | Творческая работа |
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (5 ЧАСОВ) |
19 | | | Художественный мир стихов Георгия Граубина «До нашей эры», « Свободный час». | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с поэтом и его стихотворениями. Темы стихотворений. Авторское отношение к изображаемому. Групповая работа над одним из стихотворений по алгоритму. | Вырабатывать навык разгадывания «тайны стихотворения» Г. Граубина, понимание, как поэту удаётся заинтересовать читателя, выразить различные эмоциональные состояния и мысли героя, показать жизнь школьника. | Работа в группах |
20 | | | Анализ стихотворений Георгия Граубина «Русский язык» и «Каникулярия» | Комбинированный | Темы стихотворений. Авторское отношение к изображаемому. Форма стихотворения: ритм, рифма, строфа. Групповая работа над одним из стихотворений по алгоритму. | Вырабатывать навык разгадывания «тайны стихотворения» Г. Граубина, понимание, как поэту удаётся заинтересовать читателя, выразить различные эмоциональные состояния и мысли героя. Знать, что форма в стихотворении и содержание взаимосвязаны. | Работа в группах |
21 | | | Художественный мир стихотворения Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» | Комбинированный | Слово о поэте. Выразительное чтение стихотворения, вопросы на восприятие и особенности содержания и формы стихотворения Луговского. Роль эпиграфа в стихотворении. | Вырабатывать навык видеть особенности содержания и формы стихотворения. Знать словарь понятий эпиграф, аллитерация, ассонанс | Ответы на вопросы по тексту |
22 | | | Юрий Черных. Своеобразие художественного мира в стихотворениях «Весёлый разговор» и «Необычные гости». | Комбинированный | Слово о поэте. Выразительное чтение стихотворений, вопросы на восприятие и особенности содержания и формы стихотворений | Вырабатывать навык видеть особенности содержания и формы стихотворений Ю. Черных. | Ответы на вопросы по тексту |
23 | | | Р. Р. Обобщающий урок по теме «Стихи Георгия Граубина, Иннокентия Луговского и Юрий Черных» | Развитие речи | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения. Игра-турнир «Весёлые рифмачи». Создание стихотворения на тему «Необычные гости». | Развивать речь учащихся; умение выразительно читать стихотворения. | Чтение наизусть стихотворений |
ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ (11 ЧАСОВ) |
24 | | | Об истиной и ложной воспитанности в рассказе Анатолия Шастина «Пример для подражания» | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение рассказа. Вопросы на выявление темы и её развития, на выявление авторского отношения к изображаемому (см. метод.). Чему вы больше доверяете - слову или делу? | Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония. | Ответы на вопросы по тексту |
25 | | | Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» | Комбинированный | Слово о писателе. Выразительное чтение по ролям сказки. Выявление темы и её развитие. Особенности характеров персонажей (работа в группах) | Уметь выразительно читать по ролям, выявлять тему произведения, давать характеристику героям. | Выразительное чтение по ролям, характеристика героев. |
26 | | | Содержание и смысл сказки Юрия Самсонова «Мешок снов» | Комбинированный | Отличие сказки литературной от сказки фольклорной. Авторское отношение к героям и их поступкам. | Развивать речь учащихся; умение видеть авторскую позицию в сказке. | Вопросы по тексту; творческая работа «Сон, который я хотел бы попросить у старушки» |
27 | | | Знакомство с содержанием рассказа Г. П. Михасенко «Тётя Атиса» | Урок усвоения новых знаний | Слово о братском писателе Г. П. Михасенко (просмотр презентации с комментариями).Чтение фрагмента рассказа «Первый день знакомства с тётей Атисой» по ролям, беседа по прочитанному. | Вырабатывать навык связного рассказа о писателе, выразительного чтения по ролям. | Сообщение об авторе. Чтение по ролям. |
28 | | | Знакомство с содержанием рассказа Г. П. Михасенко «Тётя Атиса» | Урок усвоения новых знаний | Комментированное чтение фрагмента рассказа «Второй день из жизни Вани Петухова», беседа по прочитанному. | Вырабатывать навык связно, полно отвечать на вопросы, приводить цитаты из текста. | Ответы на вопросы по тексту; |
29 | | | Характеристика главного героя в фантастическом рассказе Г. П. Михасенко «Тётя Атиса» Тест по произведениям Ю. Самсонова и Г. П. Михасенко | Комбинированный | Характер главного героя (цитаты из произведения). Жизненные противоречия, затронутые в рассказе? Авторское отношение к изображаемому. | Уметь чётко, полно отвечать на поставленные вопросы, подкрепляя свои ответы цитатами из текста. | Связная характеристика героя. Тест по произв. Ю. Самсонова и Г. П. Михасенко |
30 | | | Р. Р. Конкурс на лучшего рассказчика | Развитие речи | Фрагменты текста «Ваня и Вася Щука – «необыкновенные люди», «Кто наказал Кудинова?», «История тёти Атисы» и др. | Уметь последовательно и логично строить собственное высказывание, видеть и понимать значение художественной детали. | Пересказы фрагментов |
31 | | | Нравственный смысл рассказа Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем | Комбинированный | Слово об авторе рассказа. Выразительное чтение произведения. Для чего же человеку нужна сила? Как человеку не стать посмешищем в глазах других? Выписать пословицы и поговорки разных народов. Выписать советы М. Д. Сергеева. | Развивать речь учащихся. | Ответы на вопросы по тексту |
32 | | | Знакомство с рассказом Г. Машкина «Лютня» | Урок усвоения новых знаний | Самостоятельное чтение рассказа. Составить 5 вопросов по рассказу | Развивать умение формулировать вопросы по прочитанному тексту. | Составление вопросов к тексту |
33 | | | Р. Р. Рассказ о поездке с точки зрения пожилого учителя Петра Демьяновича | Развитие речи | Вопросы на выявление темы и её развития. Составление рассказа. | Развивать устную и письменную речь учащихся | Составление рассказа |
34 | | | Р. Р. Моё открытие сибирской литературы | Развитие речи | Произведения, которые оставили след в моей душе (ответы-рассказы ребят). Творческие работы учащихся по понравившимся и запомнившимся произведениям. | Обобщить знания учащихся за курс 5 класса. | |
7