СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература Восточной Сибири», 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа учебного предмета «Литература Восточной Сибири» (образовательная область «Филология») для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 – 6 классов под редакцией кандидата филологических наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы МХК и ИПКРО: О.Н. Шахеровой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:

1. Писатели Восточной Сибири:. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / Сост. О. Н. Шахерова. – 4-е изд.- Иркутск: ВостСибкнига, 2011.

2. Писатели Восточной Сибири:.Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. О. Н. Шахерова– Иркутск: ВостСибкнига, 2011.

Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классах – по 1 часу в неделю.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература Восточной Сибири», 5 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА



РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО

гуманитарного цикла МБОУ «СОШ № 29»

Протокол № _____

от «____» _______ 2015 г.

Руководитель ШМО

Т.В.Большакова._____

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МБОУ «СОШ № 29»

Протокол № _____

от «____» ________ 2015 г.

Зам. директора по УВР

Н.В. Алымова _________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»____________2015г.

Директор

МБОУ «СОШ № 29»

___________Л.В.Большакова







Рабочая программа

учебного предмета

«Литература Восточной Сибири»


для учащихся 5 класса


на 2016-2017 учебный год



Образовательная область: «Филология»






Разработала:

Федяева

Валентина Моисеевна,

учитель

русского языка и литературы,

I квалификационной категории




Братск, 2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа учебного предмета «Литература Восточной Сибири» (образовательная область «Филология») для учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 – 6 классов под редакцией кандидата филологических наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы МХК и ИПКРО: О.Н. Шахеровой.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:

1. Писатели Восточной Сибири:. Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / Сост. О. Н. Шахерова. – 4-е изд.- Иркутск: ВостСибкнига, 2011.

2. Писатели Восточной Сибири:.Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. О. Н. Шахерова– Иркутск: ВостСибкнига, 2011.

Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классах – по 1 часу в неделю.


Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год. (34 часа)

Уровень обучения – базовый.
























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

В результате изучения литературы Восточной Сибири учащиеся

должны знать:

  • основные историко-культурные сведения,  необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;

  • теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;

  • биографические сведения о писателях;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • уметь:

  • ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);

  • выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;

  • владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);

  • владеть навыками анализа художественного текста;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • составлять план прочитанного;

  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;

  • характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;

  • владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

  • способны решать жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Устное народное творчество (13 часов).

Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь» (2 часа).

Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятие сказитель и собиратель. Валерий Петрович Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклороной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки « Бурка, каурка и синегривый конь», связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.

Анализ композиции (понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля (вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.

Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.


Русская народная сказка «Митя» (2 часа).

Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы Марк Константинович Азадовский и Елена Ивановна Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение XX века (реалистичное) (жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).

Нравственная основа сказки. Устойчивость основы волшебной сказки, связанные с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и « Три языка»), соединяющихся в финале.


Бурятская народная сказка «Упрямый парень2 (2 часа).

Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея, и основные мифологические мотивы огонь и вода).Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.

Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» (1 час) как волшебная сказка.

Бурятские народные социально-бытовые сказки « Как хан узнал себе цену» и сказки о животных «Жаворонок и обезьяна (1 час).

Тофаларские народные сказки (1 час ).

Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и и собиратель. Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С.Пушкина.


Эвенкийские народные сказки «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (2 часа).

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологической основой шаманского мифа и мифлологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление занний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.


Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» (2 часа).

Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки.

Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки « Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.


Человек и природа (5 часов).


Рассказ Семена Устинова «Любопытный бурундук»(1 час).

Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором описываются повадки, внешний вид. Образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.


Рассказ Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий» (1 час).

Знакомство с произведениями современного иркутского ученого и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягодного кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.


Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом» (3 часа).

Знакомство с произведениями современного писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.

Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.


Стихи для детей (5 часов).


Стихотворение Георгия Граубина(2 часа).

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», « Свободный час», « Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина. Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.


Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?» (1 час).

Знакомство с произведениями современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.


Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор» и «Необычные гости» (2 часа).

Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна окружающего мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.


Проза для детей (11 часов).


Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания» (1 час).

Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» обистиной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.


Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» (2 часа).

Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте. Осмысление нр торская позиция.авственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка ав


Фантастический рассказ Геннадия Михасенко « Тетя Атиса» ( 4 часа).

Знакомство с фантастическим рассказом. Г. Михасенко «Тетя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.


Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем» (1 час).

Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.


Рассказ Геннадия Машкина « Лютня» (1 час).

Знакомство с рассказом Г. Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения своего учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт и художественная деталь.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( ЛВС, 5 класс)


ур.

Календарные сроки

Раздел/Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Контроль


план

факт






УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 ЧАСОВ)

1



Бурятские народные сказки. Сказка «Упрямый парень».Знакомство с произведением бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.

Комбинированный

Бурятский эпос, раскрытие понятия «миф» Чтение сказки учителем, ответы на вопросы на выявление глубины её восприятия.».

Знать приметы волшебной сказки, имеющиеся в изучаемом произведении.


2



Элементы мифа, проявляющиеся в сказке «Упрямый парень». Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок..

Урок-беседа

Знакомство с мифологическими героями бурятского эпоса – Змеем, основными мифологическими мотивами – огнем и водой

Знать композицию и стиль волшебной сказки; понимать нравственные ценности, заложенные в сказке.

Тест на выявление восприятия сказки.


3



Бурятская народная сказка «Желто-пестрая змея и охотник» как волшебная сказка. Жанровое своеобразие волшебных сказок.

Комбинированный

Чтение по ролям сказки. Самостоятельные ответы на вопросы учебника-хрестоматии «Писатели Восточной Сибири». Словесное рисование героев сказки

Знать, что такое героический миф; понимать жанровое своеобразие волшебной сказки.

Словесное рисование героев сказки; ответы на вопросы по содержанию сказки

4



Социально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и «Жаворонок и обезьяна».

Комбинированный


Выразительное чтение сказок. Доказательство принадлежности сказки к тому или иному типу (волшебная сказка, сказка о животных, бытовая). Мораль сказок.

Знать виды сказок; находить общее в русских народных и бурятских народных сказках.

Выразительное чтение по ролям. Ответы на вопросы по содеожанию сказок.

5



Тофаларские народные сказки »Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь», «Изюбрь и сохатый», « 3 мальчика»

Урок-исследование

Работа в 3-х группах по следующим вопросам: определить тип сказки; доказать принадлежность сказки к тому или иному типу; выполнение заданий учебника.

Иметь представление, где и кем были записаны сказки; осознать нравственные ценности, заложенные в сказках; закрепить знания о единой основе волшебных сказок и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках.

Выразительное чтение эпизодов из сказок; устные высказывания о прочитанном произведении.

6



Эвенкийские народные сказки. Основа волшебной сказки«Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай»


Комбинированный

Связь фольклорных сказок с мифами, шаманский миф, мифологическое представление верха и низа. Знакомство со сказкой. Выявление и объяснение непонятных слов, выражений.

Знать, где и кем была записана сказка; понимать, что такое шаманский миф, изображение верхнего и нижнего мира, оборотничество.

Вопросы на выявление эмоциональной реакции обучающихся

7



Мифологическая основа шаманского мифа в сказке «Тывунгай-молодец и Чолбон-Чокулдай»..

Урок-беседа

Беседа на выявление точности восприятия и глубины понимания сказки. Какой эпизод я бы проиллюстрировал? Почему?

Знать нравственные ценности, заложенные в сказке; закрепить представление о единой основе волшебных сказок.

Ответы на вопросы к сказке. Иллюстрации уч-ся к произведению.

8



Основа волшебной сказки« Умусликэн» - героический миф.

Комбинированный

Вопросы на выявление восприятия сказки и по выявлению её художественных особенностей.

Знать, где и кем была записана сказка; понимать, что такое героический миф, изображение верхнего и нижнего мира.

Ответы на вопросы к сказке по выявлению её художест. особенностей.

9



Мифологические основы эвенкийских волшебных сказок.

Комбинированный

Беседа по основам эвенкийских волшебных сказок. Рисование иллюстраций к эпизодам сказок.

Знать нравственные ценности, заложенные в сказке «Умусликэн«; закрепить представление о единой основе волшебных сказок

Ответы на вопросы к сказке. Иллюстрации уч-ся к произведению

10



Русские сказки Восточной Сибири. Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь»


Комбинированный

1. Выразительное чтение сказки. 2.Художественный пересказ сказки. 3. Словесное рисование

Знать, где и кем была записана сказка; знать литературоведческие термины фольклор, устное народное творчество, зачин, концовка, фольклорист-собиратель и использовать их в своих ответах..

Художественный пересказ сказки. . Словесное рисование

11



Нравственная основа сказки «Бурка, каурка и синегривый конь»,

Комбинированный

Выборочный диктант: записать несколько слов и оборотов, характеризующих речь байкальского сказителя. Коллективная работа над вопросами для анализа волшебной сказки. Сопоставление фольклорной сказки и сказки литературной П. Ершова «Конек - Горбунок»

Знать свойства композиции волшебной сказки.

Вопросы к сказке.Сопоставление фольклорной сказки и сказки литературной П. Ершова «Конек - Горбунок»

12



Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Русская народная сказка «Митя».


Комбинированный



Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора. Беседа по тексту на выявление восприятия сказки

Знать, где и кем была записана сказка, как развивается сказочная традиция на реке Лена в течение 20 века

Ответы на вопросы по тексту

13



Р. Р. Русская народная сказка «Митя». Что можно услышать у сказочника – сказителя помимо содержания сказки?

Тест по разделу «Устное народное творчество»

Урок развития речи

Членение сказки на эпизоды, составление цитатного плана (групповая работа, а позже самостоятельная). Начало работы над сюжетом собственной сказки на основе выбранного сюжета


Овладение навыками составления цитатного плана по произведению, анализа композиции и стиля волшебной сказки.

Иллюстрации уч-ся к сказке «Митя» и к сказке, сочиненной по собственному сюжету. Тест

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 ЧАСОВ)

14



Тема любви к природе, добра и красоты в рассказе С. Устинова «Любопытный бурундук»

Комбинированный

Чтение рассказа вслух. Вопросы на выявление эмоциональной реакции учащихся, вопросы, направленные на осмысление содержания, создание собственного высказывания.

Вырабатывать навык выразительного чтения, соблюдая нормы литературного произношения; научиться выявлять авторскую позицию в рассказе; уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному тексту

Ответы на вопросы по тексту.

15



Авторское отношение к описываемым событиям в рассказе Алексея Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»

Комбинированный

Чтение рассказа вслух. Вопросы на выявление эмоциональной реакции учащихся, вопросы, направленные на осмысление содержания, создание собственного высказывания.

Вырабатывать навык выразительного чтения, соблюдая нормы литературного произношения; научиться выявлять авторскую позицию в рассказе; уметь аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному тексту

Ответы на вопросы по тексту.

16



В. Г. Распутин. Знакомство с рассказом «В тайге над Байкалом».

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с писателем и его творчеством. Выразительное чтение рассказа и вопросы на выявление эмоциональной реакции учащихся.

Знать о сибирском писателе В. Г. Распутине; знать содержание рассказа «В тайге над Байкалом».

Сообщение о писателе. Ответы на вопросы по тексту.

17



Содержание рассказа В. Г. Распутина «В тайге над Байкалом».

Тест по разделу «Человек и природа»

Комбинированный

Рассказ о жизни на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС Вопросы на осмысление содержания.

Привести учащихся к пониманию значимости переживаемого героем события. Выявить основной поэтический приём, с помощью которого передаётся состояние героя и формируется впечатление читателя.

Тест по разделу «Человек и природа

18



Р. Р. Человек и природа в рассказах сибирских писателей

Урок развития речи

Итоговые вопросы и задания по разделу «Человек и природа». Словесное рисование картин природы Байкала с использованием олицетворений и сравнений (см. слова для подсказки на стр.50-51 методического пособия О. Н.Шахеровой «Писатели Восточной Сибири»).

Создать ситуацию эмоционального сопереживания, «вчувствование» в изображаемый автором пейзаж. Уметь описывать пейзаж с использованием олицетворений, сравнений, эпитетов, метафор

Творческая работа

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (5 ЧАСОВ)

19



Художественный мир стихов Георгия Граубина «До нашей эры», « Свободный час».


Урок усвоения новых знаний

Знакомство с поэтом и его стихотворениями. Темы стихотворений. Авторское отношение к изображаемому. Групповая работа над одним из стихотворений по алгоритму.

Вырабатывать навык разгадывания «тайны стихотворения» Г. Граубина, понимание, как поэту удаётся заинтересовать читателя, выразить различные эмоциональные состояния и мысли героя, показать жизнь школьника.

Работа в группах

20



Анализ стихотворений Георгия Граубина «Русский язык» и «Каникулярия»

Комбинированный

Темы стихотворений. Авторское отношение к изображаемому.

Форма стихотворения: ритм, рифма, строфа. Групповая работа над одним из стихотворений по алгоритму.

Вырабатывать навык разгадывания «тайны стихотворения» Г. Граубина, понимание, как поэту удаётся заинтересовать читателя, выразить различные эмоциональные состояния и мысли героя. Знать, что форма в стихотворении и содержание взаимосвязаны.

Работа в группах

21



Художественный мир стихотворения Иннокентия Луговского «Кто разбил лед?»


Комбинированный

Слово о поэте. Выразительное чтение стихотворения, вопросы на восприятие и особенности содержания и формы стихотворения Луговского. Роль эпиграфа в стихотворении.


Вырабатывать навык видеть особенности содержания и формы стихотворения. Знать словарь понятий эпиграф, аллитерация, ассонанс

Ответы на вопросы по тексту


22



Юрий Черных. Своеобразие художественного мира в стихотворениях «Весёлый разговор» и «Необычные гости».

Комбинированный

Слово о поэте. Выразительное чтение стихотворений, вопросы на восприятие и особенности содержания и формы стихотворений

Вырабатывать навык видеть особенности содержания и формы стихотворений Ю. Черных.

Ответы на вопросы по тексту


23



Р. Р. Обобщающий урок по теме «Стихи Георгия Граубина, Иннокентия Луговского и Юрий Черных»

Развитие речи

Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения. Игра-турнир «Весёлые рифмачи». Создание стихотворения на тему «Необычные гости».

Развивать речь учащихся; умение выразительно читать стихотворения.

Чтение наизусть стихотворений

ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ (11 ЧАСОВ)

24



Об истиной и ложной воспитанности в рассказе Анатолия Шастина «Пример для подражания»

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение рассказа. Вопросы на выявление темы и её развития, на выявление авторского отношения к изображаемому (см. метод.). Чему вы больше доверяете - слову или делу?

Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: авторская позиция, ирония.

Ответы на вопросы по тексту


25



Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов»

Комбинированный

Слово о писателе. Выразительное чтение по ролям сказки. Выявление темы и её развитие. Особенности характеров персонажей (работа в группах)

Уметь выразительно читать по ролям, выявлять тему произведения, давать характеристику героям.

Выразительное чтение по ролям, характеристика героев.

26



Содержание и смысл сказки Юрия Самсонова «Мешок снов»

Комбинированный

Отличие сказки литературной от сказки фольклорной. Авторское отношение к героям и их поступкам.

Развивать речь учащихся; умение видеть авторскую позицию в сказке.

Вопросы по тексту; творческая работа «Сон, который я хотел бы попросить у старушки»


27



Знакомство с содержанием рассказа Г. П. Михасенко «Тётя Атиса»

Урок усвоения новых знаний

Слово о братском писателе Г. П. Михасенко (просмотр презентации с комментариями).Чтение фрагмента рассказа «Первый день знакомства с тётей Атисой» по ролям, беседа по прочитанному.

Вырабатывать навык связного рассказа о писателе, выразительного чтения по ролям.

Сообщение об авторе. Чтение по ролям.

28



Знакомство с содержанием рассказа Г. П. Михасенко «Тётя Атиса»

Урок усвоения новых знаний

Комментированное чтение фрагмента рассказа «Второй день из жизни Вани Петухова», беседа по прочитанному.

Вырабатывать навык связно, полно отвечать на вопросы, приводить цитаты из текста.

Ответы на вопросы по тексту;

29



Характеристика главного героя в фантастическом рассказе Г. П. Михасенко «Тётя Атиса»

Тест по произведениям Ю. Самсонова и Г. П. Михасенко

Комбинированный

Характер главного героя (цитаты из произведения). Жизненные противоречия, затронутые в рассказе? Авторское отношение к изображаемому.

Уметь чётко, полно отвечать на поставленные вопросы, подкрепляя свои ответы цитатами из текста.

Связная характеристика героя. Тест по произв. Ю. Самсонова и Г. П. Михасенко

30



Р. Р. Конкурс на лучшего рассказчика

Развитие речи

Фрагменты текста «Ваня и Вася Щука – «необыкновенные люди», «Кто наказал Кудинова?», «История тёти Атисы» и др.

Уметь последовательно и логично строить собственное высказывание, видеть и понимать значение художественной детали.

Пересказы фрагментов

31



Нравственный смысл рассказа Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем

Комбинированный

Слово об авторе рассказа. Выразительное чтение произведения. Для чего же человеку нужна сила? Как человеку не стать посмешищем в глазах других? Выписать пословицы и поговорки разных народов. Выписать советы М. Д. Сергеева.

Развивать речь учащихся.

Ответы на вопросы по тексту

32



Знакомство с рассказом Г. Машкина «Лютня»

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельное чтение рассказа. Составить 5 вопросов по рассказу

Развивать умение формулировать вопросы по прочитанному тексту.

Составление вопросов к тексту

33



Р. Р. Рассказ о поездке с точки зрения пожилого учителя Петра Демьяновича

Развитие речи

Вопросы на выявление темы и её развития. Составление рассказа.

Развивать устную и письменную речь учащихся

Составление рассказа

34



Р. Р. Моё открытие сибирской литературы

Развитие речи

Произведения, которые оставили след в моей душе (ответы-рассказы ребят). Творческие работы учащихся по понравившимся и запомнившимся произведениям.

Обобщить знания учащихся за курс 5 класса.



7