№ урока | Дата | По факту | Наименование общей темы, темы урока | Цель урока | Дидактические материалы, наглядные пособия |
| | | Введение(2ч) | | |
1 | | | История развития зоологии. | Охарактеризовать этапы развития зоологии. | |
2 | | | Современная зоология. | Рассмотреть черты сходства и различия животных и растений. | Учебные таблицы |
| | | Многообразие животных. (38ч). Простейшие (2ч) | | |
3-1 | | | Общая характеристика простейших. Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших». | Познакомить уч-ся с общей характеристикой простейших, их многообразием. | Уч. табл «Простейшие» |
4-2 | | | Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории. | Познакомить уч-ся с особенностями строения и жизнед. систематических групп простейших. | таблица «Простей- шие» |
| | | Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (19ч). | | |
5-1 | | | Губки. | Познакомить уч-ся с особенностями строения и жизнедеятельности губок. | уч.табл. «Губки» |
6-2 | | | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. | Познакомить уч-ся с общей характеристикой типа Кишечно-полостные | Уч. таблица |
7-3 | | | Многообразие кишечнополостных. | Рассмотреть роль кишечнополостных в природе и жизни человека. | Д.ф. «Кишечно-полостные |
8-4 | | | Тип Плоские черви. | Познакомить уч-ся с образом жизни, с особенностями строения и значением плоских червей. | Уч. табл. |
9-5 | | | Тип Круглые черви. Лабораторная работа №2 «Распознавание животных типа Круглые черви». | Познакомить уч-ся с образом жизни, с особенностями строения и значением круглых червей. | Уч. таблица |
10 - 6 | | | Тип Кольчатые черви. Полихеты. Лабораторная работа №3 «Распознавание животных типа Кольчатые черви». | Объяснить меры профилактики заражения, сравнить плоских и круглых червей. | Уч. таблицы |
11-7 | | | Многообразие кольчатых червей. | Рассмотреть образ жизни и особенности строения, значение. | Уч. таблицы. |
12-8 | | | Зачёт №1. по теме: «Многоклеточные животные» | Закрепить и обобщить знания уч-ся по теме. | Уч. таблицы |
13-9 | | | Тип Моллюски. Лабораторная работа №4 «Распознавание животных типа Моллюски». | Познакомить уч-ся с образом жизни, особенностями строения Типа. | Уч. таблицы |
14-10 | | | Многообразие моллюсков. | Расширить представление уч-ся о типе моллюсков. | Уч. таблицы. |
15-11 | | | Тип Иглокожие. | Познакомить уч-ся с особенн. строения и жизнедеятельности. | Уч. таблица |
16-12 | | | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №5 «Знакомство с многообразием ракообразных» | Познакомить уч-ся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизо-ванных беспозвоночных. | Коллекция членисто-ногих, уч. таблица. |
17-13 | | | Класс Паукообразные. Клещи. | Рассмотреть характерные признаки паукообразных, клещей. | Уч. таблицы |
18-4 | | | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых». | Познакомить уч-ся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации. | Коллекции насекомых. |
19-5 | | | Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховёртки, поденки. | Выяснить характерные особенности отрядов насекомых; познакомить уч-ся с разнообразием представителей отрядов. | Коллекции насекомых уч. таблицы |
20-16 | | | Стрекозы, вши, жуки, клопы. | Выяснить характерные особенности отрядов наскеомых; познакомить уч-ся с многообразием представителей отрядов. | Коллекции насекомых уч. табл. «представители главнейших отрядов насекомых |
21-17 | | | Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | Выяснить характерные особенности отрядов; познакомить уч-ся с многообразием представителей отрядов, их ролью в природе и жизни человека. | Коллекции насекомых уч. таблицы |
22-18 | | | Перепончатокрылые насекомые. | Выяснить характерные особенности бабочек, равнокрылых, блох; познакомить уч-ся с многообразием этих насекомых, их ролью в природе и жизни человека. | Коллекции насекомых уч. таблицы. |
23-19 | | | Зачёт №2 по теме «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. Тип Моллюски. Тип Членистоногие». | Обобщить и систематизировать знания уч-ся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных. | уч. таблицы по теме. |
| | | Многоклеточные организмы. Хордовые (17ч). | | |
24-1 | | | Класс рыб. Костные рыбы. | Познакомить уч-ся с многообразием рыб, общей характеристикой классов; изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой их обитания. | Таблицы «Тип хордовые. Классы рыб. Речной окунь». |
25-2 | | | Хрящевые рыбы. | Познакомить уч-ся с многообразием рыб, общей характеристикой класса; изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой обитания. | Таблицы «Тип хордовые. Классы рыб. Речной окунь». |
26-3 | | | Многообразие костных рыб. | Познакомить уч-ся с многообразием рыб, общей характеристикой костных рыб; изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с водной средой обитания. | Таблицы «Тип хордовые. Классы рыб. Речной окунь». |
27-4 | | | Класс Земноводные. | Познакомить с общей характеристикой класса земноводных, с их многообразием, значением в природе, необходимостью охраны. | Уч. таблица «Тип Хордовые. Класс Земновод-ные». |
28-5 | | | Зачёт №3 по теме «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Класс Земноводные». | Обобщить и систематизиро-вать знания уч-ся о многообразии многоклеточных позвоночных животных. | Уч. таблицы по теме. |
29-6 | | | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | Познакомить уч-ся с общей характеристикой класса пресмыкающих-ся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. | Уч. таблицы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся». |
30-7 | | | Отряды пресмыкающихся. | Продолжить знакомство уч-ся с многообразием пресмыкающих-ся; показать особенности отрядов пресмыкающих-ся, со значением в природе и жизни человека. | Уч. таблицы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся». |
31-8 | | | Класс Птицы. Лабораторная работа №8 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни». | Познакомить уч-ся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания. | Чучуела птиц, уч. табл. «Тип Хордовые. класс Птицы». |
32-9 | | | Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. | Расширить представление уч-ся о многообразии птиц; показать приспособлен-ность птиц отрядов к разнообразным условиям среды; отметить значение птиц. | Уч. таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы». |
33-10 | | | Отряды птиц. Дневные хищные. Совы. Куриные. | Расширить представление уч-ся о многообразии птиц. | Учеб. таблицы |
34-11 | | | Отряды птиц. Воробьинообраз-ные. Голенастые. | Расширить представление уч-ся о многообразии птиц. | Уч. таблицы, д.ф. «Отряды птиц» |
35-12 | | | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые. | Показать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. | Уч. таблицы «Отряды млекопитающих» |
36-13 | | | Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные. | Расширить представления уч-ся о многообразии млекопитающих. | Уч. таблицы «Отряды млекопитающих» |
37-14 | | | Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные, хищные. | Дать общую характеристику отрядов, познакомить с их значением в природе и жизни человека. | Уч. таблицы «Отряды млекопитающих» |
38-15 | | | Отряды млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные. | Продолжить знакомство с многообразием млекопитающих. | Уч. таблицы «Отряды млекопитающих» |
39-16 | | | Отряд млекопитающих: приматы. | Познакомить с многообразием приматов. | Уч. таблицы «Отряды млекопитающих» |
40-17 | | | Отряд млекопитающих: приматы. | Продолжить знакомство с многообразием млекопитающих. Познакомить с многообразием приматов. | |
| | | Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (11ч). | | |
41-1 | | | Покровы тела. Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела». | Сформировать представление об эволюции покровов тела животных. | Уч. таблицы «Покровы тела животных». |
42-2 | | | Опорно-двигательная система. | Познакомить со строением и функциями опоно-двиг. системы | Уч. таблицы |
43-3 | | | Способы передвижения животных. Полости тела. | Познакомить уч-ся с основными типами движения животных. | Рис. учебника 153, 154 |
44-4 | | | Органы дыхания и газообмен. | Сформировать понятие о газообмене у животных; познакомить с типами газообмена. | Рис. учебника 156, 157, 158, 159 |
45-5 | | | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | Сформировать понятие об обмене веществ и энергии, о питании и пищеварении. | Рис. учебника 160, 161, 162 |
46-6 | | | Кровеносная система. Кровь. | Познакомить уч-ся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп. | Уч. таблицы по теме. |
47-7 | | | Органы выделения. | Познакомить с особенностями строения выделительной системы. | Рис. учебника 166, 167, 168, 169 |
48-8 | | | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | Познакомить уч-ся с особенностями строения нервной системы у различных групп животных. | Рис. учебника 170, 171, 172, 173, 174 |
49-9 | | | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Познакомить с особенностями регуляции деятельности организма. | Рис. учебника 177, 178, 179. |
50-10 | | | Продление рода. Органы размножения. | Сформировать понятие о воспроизводстве как одном из свойств живой системы. | Рис. учебника 180. |
51-11 | | | Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | Систематизировать и обобщить знания уч-ся об особенностях строения, жизнедеятельности индивидуального развития. | Инструктивные листы, тесты. |
| | | Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3ч). | | |
52-1 | | | Способы размножения животных. Оплодотворение. | Продолжить формирование понятия о воспроизводстве. | Рис. учебника 181, 182, 183. |
53-2 | | | Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №10 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». | Сформировать представление об индивидуальном развитии; познакомить с развитием животных с превращением и без превращений. | Рис. учебника 184, 185, 186 |
54-3 | | | Периодизация и продолжительность жизни животных. | Продолжить формирование понятия об индивидуальном развитии – онтогенезе. | Рисунки учебника. |
| | | Раздел 4. Развитие животного мира на Земле (4ч). | | |
55-1 | | | Доказательства эволюции животных. | Познакомить уч-ся с основными доказательствами эволюции. | Коллекция «Формы сохранности ископаемых видов растений». |
56-2 | | | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Раскрыть основные положения эволюционного учения Дарвина. | Портрет Дарвина |
57-3 | | | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Сформировать знания о видообразовании. | Рис. учебника 194 |
58-4 | | | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Сформировать знания об ареалах обитания, миграциях. | Рис. учебника-195 |
| | | Раздел 5. Биоценозы (5ч). | | |
59-1 | | | Естественные и искусственные биоценозы. | Сформировать знания о биоценозе, о биоценозах естественных и искусственных. | Гербарии культурных и сорных растений. |
60-2 | | | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Сформировать знания о среде обитания, факторах среды обитания. | Уч. таблицы с изображением животных. |
61-3 | | | Цепи питания. Поток энергии. | Сформировать знания о взаимосвязях основных компонентов биоценоза. | Рис. учебника 198, 199 |
62-4 | | | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособлен ность друг к другу. | Познакомить уч-ся с разнообразием взаимосвязей между компонентами в биоценозе. | Рис. учебника 200, 201, 202, 203. |
63-5 | | | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза». | Познакомить со строением конкретного биоценоза. | Инструктивные листы |
| | | Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч). | | |
64-1 | | | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | Познакомить с последствиями воздействия человека на животный мир. | Уч. таблицы с изображе-нием промысло-вых и домашних животных. |
65-2 | | | Одомашнивание животных. | Познакомить уч-ся с этапами одомашнивания животных. | Географ. карта |
66-3 | | | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | Познакомить с основными законами об охране животного мира. | Коеституция России. |
67-4 | | | Охрана и рациональное использование животного мира. | Познакомить с мерами и направлениями охраны живот. мира. | Рис. животных, занесён-ных в Красную книгу. |
68-5 | | | Рациональное использование. | Сформировать знания о рациональном использовании животных. | |